Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институт педагогики и психологииСтр 1 из 5Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт педагогики и психологии Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА по психологии на тему: «Интересы и увлечения современных подростков»
Студента 3 курса Институт физического воспитания И спорта профиль подготовки: Физическое воспитание форма обучения: заочная Лунякин Евгений Артурович Руководитель: Кубатина Юлия Анатольевна Оценка работы: Количество баллов: Оценка: ECTS:
Члены комиссии:
______________________________________ (подпись) (фамилия и инициалы)
______________________________________ (подпись) (фамилия и инициалы)
______________________________________ (подпись) (фамилия и инициалы)
Луганск, 2020 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 3 РАЗДЕЛ I. Теоретическое изучение проблемы интересов и увлечений современных подростков........................................................................................................... 5 1.1. Феномен интересов личности как компонент ее направленности 1.2. Особенности формирования интересов в подростковом возрасте Выводы к разделу I....................................................................................... 15 РАЗДЕЛ II.Интересы и увлечения современных подростков в сфере информационных технологий.......................................................... 17 2.1. Методики изучения интересов современных подростков....... 17 2.2. Анализ полученных результатов............................................ 23 Выводы к разделу II...................................................................................... 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, которые ярко проявились с XX до начала XXI веков в нашем отечестве, привели к смене ценностных ориентаций общества во многих сферах жизни, в том числе и в образовании, культуре и искусстве. Ведущей целью образования стало не только усвоение знаний, приобретение умений и развитие навыков, но и воспитание гармоничной, разносторонне развитой личности, дающее возможность социализации, реализации, адаптации и т. д.
В подростковый период дети обладают гипертрофированной потребностью в самостоятельности, и эта самая самостоятельность выражается прежде всего в стремлении к освобождению от опеки и контроля, т. е. к эмансипации от взрослых. Подростковая самостоятельность проявляется в разнообразных увлечениях. Они могут как поглощать ребёнка полностью, так и резко изменяться. В данный период развития поведение, увлечения и личность подростка противоречивы. Ребёнок мечется, он хочет понять себя и открыть в себе новые черты, определить свои увлечения. Психологи говорят, что в этот период «подросток без увлечений подобен детству без игр». Современный образ жизни способствует повышению роли информационно-компьютерных технологий в жизни подростка, поэтому в рамках нашей работы поднимается проблема увлечения ИКТ современными подростками. Целью данной работы является анализ интересов и увлечений современных подростков. Для реализации цели данного исследования были поставлены следующие задачи: — рассмотреть феномен интересов личности как компонент ее направленности; — исследовать особенности формирования интересов в подростковом возрасте; — проанализировать методики изучения интересов современных подростков; — исследовать роль информационных технологий в увлечениях подростков, а также развитие познавательной мотивации подростков благодаря и вопреки увлечениям информационными технологиями. Объектом исследования является интересы и увлечения современных подростков. Предмет работы — особенности формирования интересов и увлечений современных подростков. Методики исследования: 1. Мотивация достижения 2. Оценка уровня познавательной активности 3. Методика экспертных оценок Эмпирической базой исследования курсовой работы стала Государственное учреждение Луганской Народной Республики "Луганское общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа №4" Структура работы представлена введением, 2 главами, 4 подпунктами, заключением, списком литературы. Выводы к разделу I
Становления активной и вариативной жизненной позиции современных подростков с помощью выявленных интересов и увлечений является необходимым требованием современной социальной ситуации, которая мотивировала бы индивидов к раскрытию и развитию всех их потенциальных способностей для самореализации, самоактуализации и личностного роста в контексте социальных условий и культуры. И поэтому формирование активной социальной позиции с помощью интересов и увлечений, важно начинать в период подросткового развития. Наиболее приоритетными и эффективными формами по формированию гражданской позиции являются классные часы, праздничные программы, спортивные игры, участие в военно-патриотических мероприятиях. Также необходимо взаимодействовать с родителями учащихся, включая их в деятельность по формированию гражданской позиции. Например, родительские собрания, совместная подготовка к коллективно-творческим делам. Патриотическое воспитание является актуальным не только для отдельных государств, но и мирового социума, в целом. Объясняется это ростом национализма, экстремизма, терроризма и тому подобными опасными явлениями, происходящими в мире, стираются границы национальных государств, что ведёт за собой потерю национальной идентичности. В этой связи, одной из главных задач государства — воспитать гражданина своей страны как патриота, как личность, проявляющая любовь к Родине. И в, конечном итоге, сплотить граждан в единый национальный монолит. Особенно это важно в подростковой среде молодого поколения, когда ещё не сформированы социальные позиции, нет базовых знаний для оценки различных жизненных ситуаций и конструктивных выводов к ним, в том числе и патриотизма, ведь от того какие знания и умения будут заложены в детские умы зависит бедующее, не только их, но и страны.
Выводы к разделу I I Таким образом, выявлена взаимосвязь между учебной мотивацией учащихся и интернет-активностью в получении информации. Данный факт не стоит оставлять без внимания, поскольку формирование внутренней мотивации достижения является одной из важных целей в формировании познавательной активности. Новая социальная реальность требует выработки новых механизмов и учёта вновь появившихся социокультурных обстоятельств, влияющих на деятельность этих традиционных институтов. Однако надо помнить, что в решении проблемы «человек — гаджет» ответственность всё же принадлежит человеку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как и много лет назад, подростки все такие же ищущие, любознательные, свободолюбивые. Круг увлечений сегодняшних подростков довольно широкий. В укрупненном виде все увлечения современных подростков можно разделить на несколько блоков: интеллектуальные увлечения, спортивные, накопительские, информационно-коммуникативные и лидерские. Преимущественно сегодняшние подростки увлекаются компьютерами и всем, что с ними связано. Подавляющее большинство современных ребят практически все свое свободное время проводить за виртуальным общением и компьютерными играми. Часами просиживают в социальных сетях и играют в аниме игры. Конечно, с одной стороны это даже успокаивает родителей, ведь подросток не слоняется по улицам, а постоянно сидит дома у них на глазах. Тем не менее, таким виртуальным увлечениям всегда можно найти альтернативу.
Внутри школьный опрос показал, что среди любимых внешкольных занятий у подростков остаются такие интересы, как занятие спортом и танцами, а также прогулки на свежем воздухе. В подростковом возрасте большинство детей проявляют активный интерес к спорту. Они будут с удовольствием посещать тренировки и готовиться к соревнованиям. Но родительский диктат, повышенные ожидания и порицания за неудачи, как уже говорилось выше, могут стать причиной полного исчезновению спортивного интереса. Трудности не должны отпугивать ни вас ни ребенка. Важно всячески поддерживать его, в особенности при неудачах, поощрять даже незначительные успехи и радоваться вместе с ним при достижениях. Другие дети в подростковом возрасте проявляют интересы к внутреннему миру человека, их привлекает общественная деятельность, вопросы морали и нравственности. В их формировании огромное значение для подростков имеет мнение родителей об общественных и политических событиях в окружающей действительности. Не последнюю роль на формирование и развитие интересов подростков оказывают интересы и моральный облик их родителей и учителей, ведь увлекательно рассказывая ребенку о том, что вам не безразлично, вы заинтересуете и его. И в последствии уже на одном уровне сможете обсуждать какие-то объекты, обмениваться мнениями или завести совместное времяпрепровождение. Развитие современных технологий выводит молодежь на совершенно иной уровень знаний, сегодня любой старшеклассник или студент может самостоятельно перепрошить сотовый телефон, переустановить «винду» и даже написать особую программу, сочиняющую суперсовременные хиты Подростки активно учат языки, интересуются культурами других наций, часто становятся активными участниками самых разнообразных движений и субкультур. Все это должно приниматься и быть понятым взрослыми безо всяких нравоучений и навязываний своих стереотипов. Формирование нового информационного человека невозможно только за счёт деятельности двух традиционных социальных институтов — семьи и системы образования, которые всегда были ответственны за первичную социализацию подрастающих поколений и их эффективное и бесконфликтное вхождение в мир знаний, норм и ценностей общества. Новая социальная реальность требует выработки новых механизмов и учёта вновь появившихся социокультурных обстоятельств, влияющих на деятельность этих традиционных институтов. Однако надо помнить, что в решении проблемы «человек — гаджет» ответственность всё же принадлежит человеку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреева, Г.М. Социальная психология: / Г.М. Андреева. — М.: Аспект-Пресс, 2016. — 363 с. 2. Астафьева Л.С. Педагогика: / Астафьева Л.С., Астафьев Л.М.— М.: Российский университет дружбы народов, 2019.— 124 c 3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 2000. — 422 с. 4. ГусельцеваМ.С., Изотова Е.И. Позитивная социализация детей и подростков: методология и эмпирика. — М.: Смысл, 2016. — 320 с. 5. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы. / Р.Л. Кричевский, Е.М Дубовская. — М.: Аспект-Пресс, 2009. — 318 с. 6. Марцинковская Т.Д. Культура и субкультура в пространстве психологического хронотопа. М.: Смысл, 2017. 271 с. 7. Петрова О. О. Педагогика / О. О. Петрова, О. В. Долганова, Е. В. Шарохина. — М.: Научная книга, 2020. 8. Писарева Т.А. Общие основы педагогики / Писарева Т.А. — Саратов: Научная книга, 2020.— 126 c. 9. Сергеев Н.К. Избранные труды по педагогике / Сергеев Н.К. — Волгоград: Волгоградский государственный университет, «Перемена», 2019.— 284 c. 10. Спивак, А.А. Лидерство. / А.А.Спивак. — М.: Юрайт, 2015. — 320с. 11. Столяренко А.М. Общая педагогика / Столяренко А.М.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.— 479 c 12. Фернхем, А. Личности и социальное поведение / А. Фернхем. — СПб.: Питер, 2016. — 368 с.
13. Аянян А.Н. Специфика становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности / Аянян А.Н., Голубева А.Н., Марцинковская Т.Д., Полева Н.С. //Психологические исследования. — 2016. — № 50(9). — С. 5-9. 14. Бакуменко Д.Д. Экстремальные и асоциальные увлечения молодежи и возможные альтернативы / Бакуменко Д.Д. // В сборнике: IХ Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве: историческая память и самосознание народа. — Омск, 2020. — С. 34-38. 15. Бородатая М.Н. Формирование культуры информационной безопасности подростков на основе технологии мобильной фотографии / Бородатая М.Н., Харламова А. С. // В сборнике: Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. — 2019. — С. 199-202. 16. Карлова О.А. Воспитательный потенциал литературного жанра фэнтези для современной подростковой культуры / Карлова О.А., Копцева Н.П., Резникова К.В., Ситникова А.А. // Science for Education Today. — 2020. — Т. 10. — № 4. — С. 189-202. 17. Корявая, С.М. Ценностные предпочтения молодежи // Образование и воспитание. — 2016. — №10. — С. 49-54. 18. Маклакова Т.В. Профилактика девиантного поведения современных подростков средствами физической культуры и спорта / Маклакова Т.В. // В сборнике: Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации. — Пенза, 2020 — С. 51-53. 19. Пташко Т.Г. Ценностные ориентации и досуг современных подростков // Пташко Т.Г., Сиврикова Н.В., Черникова Е.Г. // В сборнике: Психологическое благополучие современного человека. — 2019. — С. 365-368.
20. Староверова Ю.А. Влияние интернета на успеваемость в школе / Староверова Ю.А. // В сборнике: Актуальные проблемы государственного, муниципального и корпоративного управления. Под редакцией Ю.В. Гуськова, А.И. Моргуновой, Р.Т. Валиева. — Москва, 2020. — С. 190-193. 21. Федосеева А.А. Аниме в среде подростков: от увлечения до проблемы / Федосеева А.А. // В сборнике: Семья и школа в духовно-нравственном воспитании детей. — 2019. — С. 218-225. 22. Швацкий А.Ю. Социально-психологические последствия увлечения подростков компьютерными играми / Швацкий А.Ю. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2019. — Т. 8. — № 2 (27). — С. 409-412.
23. Ванюхина, Н.В., Исмагилова, Р.Р. Программа формирования ценностных ориентаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. https://cyberleninka.ru — Заглавие с экрана. — (Дата обращения: 10.01.2021). 24. Фещенко, Е. М., Горюнова О. И. Изучение жизненных ценностей подростков, попавших в опасное социальное положение / Научно-методический электронный журнал «Концепт». Режим доступа: http://www. http://e-koncept.ru — Заглавие с экрана. (дата обращения: 10.01.2021)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт педагогики и психологии Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА по психологии на тему: «Интересы и увлечения современных подростков»
Студента 3 курса Институт физического воспитания И спорта профиль подготовки: Физическое воспитание форма обучения: заочная Лунякин Евгений Артурович Руководитель: Кубатина Юлия Анатольевна Оценка работы: Количество баллов: Оценка: ECTS:
Члены комиссии:
______________________________________ (подпись) (фамилия и инициалы)
______________________________________ (подпись) (фамилия и инициалы)
______________________________________ (подпись) (фамилия и инициалы)
Луганск, 2020 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 3 РАЗДЕЛ I. Теоретическое изучение проблемы интересов и увлечений современных подростков........................................................................................................... 5 1.1. Феномен интересов личности как компонент ее направленности 1.2. Особенности формирования интересов в подростковом возрасте Выводы к разделу I....................................................................................... 15 РАЗДЕЛ II.Интересы и увлечения современных подростков в сфере информационных технологий.......................................................... 17 2.1. Методики изучения интересов современных подростков....... 17 2.2. Анализ полученных результатов............................................ 23 Выводы к разделу II...................................................................................... 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, которые ярко проявились с XX до начала XXI веков в нашем отечестве, привели к смене ценностных ориентаций общества во многих сферах жизни, в том числе и в образовании, культуре и искусстве. Ведущей целью образования стало не только усвоение знаний, приобретение умений и развитие навыков, но и воспитание гармоничной, разносторонне развитой личности, дающее возможность социализации, реализации, адаптации и т. д. В подростковый период дети обладают гипертрофированной потребностью в самостоятельности, и эта самая самостоятельность выражается прежде всего в стремлении к освобождению от опеки и контроля, т. е. к эмансипации от взрослых. Подростковая самостоятельность проявляется в разнообразных увлечениях. Они могут как поглощать ребёнка полностью, так и резко изменяться. В данный период развития поведение, увлечения и личность подростка противоречивы. Ребёнок мечется, он хочет понять себя и открыть в себе новые черты, определить свои увлечения. Психологи говорят, что в этот период «подросток без увлечений подобен детству без игр». Современный образ жизни способствует повышению роли информационно-компьютерных технологий в жизни подростка, поэтому в рамках нашей работы поднимается проблема увлечения ИКТ современными подростками. Целью данной работы является анализ интересов и увлечений современных подростков. Для реализации цели данного исследования были поставлены следующие задачи: — рассмотреть феномен интересов личности как компонент ее направленности; — исследовать особенности формирования интересов в подростковом возрасте; — проанализировать методики изучения интересов современных подростков; — исследовать роль информационных технологий в увлечениях подростков, а также развитие познавательной мотивации подростков благодаря и вопреки увлечениям информационными технологиями. Объектом исследования является интересы и увлечения современных подростков. Предмет работы — особенности формирования интересов и увлечений современных подростков. Методики исследования: 1. Мотивация достижения 2. Оценка уровня познавательной активности 3. Методика экспертных оценок Эмпирической базой исследования курсовой работы стала Государственное учреждение Луганской Народной Республики "Луганское общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа №4" Структура работы представлена введением, 2 главами, 4 подпунктами, заключением, списком литературы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.079 с.) |