Понятие товарного рынка и его структуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие товарного рынка и его структуры



Правовое понятие товарного рынка содержится в трех нормативных документах:

«Товарные рынки рассматриваются как система субъектов экономики и их отношений (производителей и потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения...» Извлечение из документа: «Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 936 «О комплексной Программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации»

«Товарный рынок: Рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг...» Извлечение из документа: «ГОСТ Р 51303-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 №242-ст).

«Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;...» Извлечение из документа: «Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О защите конкуренции». Важно сказать, что в антимонопольном законодательстве представлено комплексное понятие товарного рынка, фактически отражающее основные подходы, применяемые к исследованию сущности рынка.

Из данных определений можно предположить, что товарный рынок имеет продуктовые и географические границы. Охарактеризуем их.

1. Определение продуктовых (товарных) границ товарного рынка. Продуктовые (товарные) границы товарного рынка - группа (набор) взаимозаменяемых товаров. На этом этапе происходит определение товара (его потребительских свойств), взаимозаменяемых товаров и формирование товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

2. Определение географических (территориальных) границ товарного рынка. Географические (территориальные) границы товарного рынка - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами. Определяемые географические границы товарного рынка не обязательно совпадают с административными границами территорий субъектов и федеральных округов Российской Федерации, а могут устанавливаться, например, в пределах нескольких населенных пунктов.

Понятие структуры товарного рынка в действующих нормативных актах не предусмотрено.

Структура товарного рынка состоит из тех субъектов, которые непосредственно ведут торговую деятельность, участвуют как посредники в продвижении товаров от изготовителей к потребителям: изготовители товара, оптовые, в том числе посреднические, организации, организации-потребители и розничные торговые организации.

Указанные субъекты образуют цепь последовательных звеньев в целях наиболее эффективного продвижения товара от изготовителя к потребителю. Но конкурентная рыночная среда вызывает к жизни новые структурные элементы товарного рынка. Например, для производственных организаций основной целью деятельности стало не просто изготовление товаров, но успешная их реализация и увеличение источников получения прибыли. Поэтому, кроме сбытовых подразделений, создаются дочерние торговые фирмы, розничные магазины, производственники вступают в хозяйственные объединения с финансовыми организациями, создают посредническую сеть.

Таким образом, можно предположить, что структура товарного рынка выглядит следующим образом:

1) продавцы – это изготовители товара и торговые организации;

2) покупатели – это организации-потребители и розничные торговые организации;

3) торговые посредники.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.004 с.)