Понятие и виды участников торговой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды участников торговой деятельности



Особенностью коммерческой деятельности является то, что не все участники (субъекты) гражданско-правовых отношений и предпринимательских отношений могут быть участниками (субъектами) коммерческой (торговой) деятельности. Круг субъектов коммерческого права уже, поскольку в него не включаются граждане-потребители и лица, непосредственно не занятые производством и реализацией оптовых партий товаров и не оказывающие услуги по продвижению товаров на рынке.

В торговой деятельности могут участвовать только те субъекты, которые имеют разрешение на проведение профессиональной торговли или в уставе которых торговля является одной из уставных задач.

Так, Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» называет субъектом торговли юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, занимающихся торговлей и зарегистрированных в установленном порядке.

Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под хозяйствующими субъектами подразумевает 1) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществляющих торговую деятельность; 2) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи.

Таким образом, в Российской Федерации профессиональной коммерческой деятельностью могут заниматься граждане, зарегистрированные в официальном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридические лица.

Однако, предпринимательская деятельность как экономическое явление может осуществляться физическим лицом и без государственной регистрации. Например, в силу п. 4 ст. 23 ГК гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований п. 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Юридические лица могут создавать филиалы и открывать представительства, объединяться в ассоциации и союзы. что позволяет значительно расширять возможности участия в торговом обороте, ускоряет и облегчает продвижение товаров в различные точки страны.

Наряду с отечественными организациями в торговом обороте участвуют коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные юридические лица и граждане.

В качестве самостоятельной группы выступают субъекты Российской Федерации, территориальные и муниципальные образования, которые не только осуществляют правовое регулирование деятельности субъектов товарных рынков, но и выступают непосредственными участниками коммерческих отношений. Правовым основанием для выступления государства и муниципальных образований в имущественном обороте является глава 5 ГК РФ «Участие Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством».

Следует назвать еще одну категорию участников коммерческой деятельности - это специальные субъекты торговой деятельности.

По мнению известного российского ученого Б.И. Пугинского, недостатком действующего Гражданского кодекса РФ является то, что в нем дан исчерпывающий перечень юридических лиц и не оставлено возможности создания новых. За пределами регулирования Гражданского кодекса остались ряд организаций, которые формально юридическими лицами не являются, но могли бы получить статус юридических лиц в будущем. В то же время, по мнению Б.И. Пугинского, было бы логично закрепить статус организаций, оставшихся за рамками Гражданского кодекса, в специальном Торговом кодексе[1].

Такими организациями, в частности, являются специальные субъекты

торговой деятельности: организаторы торгового оборота и торгово-посреднические организации. Своеобразие специальных субъектов коммерческой деятельности заключается в выполняемых ими функциях на товарном рынке.

Таким образом, классификацию субъектов коммерческого права можно проводить по различным основаниям. Но отсутствие законодательного закрепления современных организационных форм осуществления коммерческой деятельности не позволяет отграничить их от других субъектов товарных рынков, также являющихся предпринимателями.

Именно функциональный критерий позволяет разделить участников торговой деятельности на следующие виды:

1) субъекты, образующие структуру товарного рынка (продавцы, покупатели, торговые посредники);

2) субъекты, образующие инфраструктуру товарного рынка (организаторы торгового оборота, лица, оказывающие сопутствующие купле-продаже товаров услуги.

 

Требования, предъявляемые к субъектам коммерческой деятельности

Требования, предъявляемые к коммерческой деятельности, содержатся в различных нормативных правовых актах и соотносятся с различными ее аспектами.

Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется в интересах различных субъектов. Субъектами такого интереса предстают государство, выступающее от имени общества в целом, контрагенты, инвесторы, потребители товаров, работники торговых предприятий и др. Соответственно по данному основанию - в зависимости от субъекта, в интересах которого предъявляются требования, - может проводиться классификация требований.

Требования можно классифицировать в зависимости от адресата, к которому они предъявляются. Ряд требований предъявляется ко всем субъектам предпринимательской деятельности, другие же - к определенной категории субъектов. Например, различаются требования, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, торговым предприятиям.

Классифицировать требования можно исходя из характера деятельности. Так, специфические требования предъявляются при осуществлении банковской, страховой, инвестиционной и иных видов деятельности.

Выделить виды требований можно также в зависимости от стадии осуществления деятельности. Законодательством предусмотрены требования на этапе подготовки к ведению торговой деятельности. Это регистрация, получение лицензии, постановка на учет в государственных органах и др. В процессе осуществления торговли участники должны соблюдать нормы санитарии, стандарты и другие требования к качеству продукции, требования по формированию себестоимости выпускаемой продукции, ведению бухгалтерского учета, требования пожарной безопасности и др. На стадии реализации результатов необходимо выполнить финансовые обязательства перед государством посредством уплаты налогов и неналоговых платежей, представить бухгалтерскую и статистическую отчетность. Определенные требования предъявляются и на стадиях реорганизации и ликвидации субъектов.

Много вопросов вызывает лицензирование определенных видов деятельности, в том числе и торговой.

Прежде всего торговая деятельность как таковая не требует лицензирования. Виды коммерческой деятельности, подлежащие обязательному лицензированию, регулируются Федеральным законом от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (всего 49). Рассмотрим те виды, которые связаны с товарным обращением: оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений; заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов; фармацевтическая деятельность.

Действие данного Закона не распространяется на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельности по организации биржевой торговли, деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров (упомянуты те виды деятельности, которые непосредственно могут быть связаны с торговлей). Лицензирование указанных видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности[2].

В Главе 2. Закона о торговле содержатся требования к организации и осуществлению торговой деятельности.

Так, в ст. 8 перечислены права и обязанности субъектов при организации торговой деятельности и ее осуществлении. Хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют:

1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);

2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);

4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);

5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);

6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);

7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе: а) ассортимент продаваемых товаров; б) режим работы; в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров; г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности; д) способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;

8) цены на продаваемые товары (за исключением, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров);

9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;

10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;

11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности

В случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней.

Статья 9 содержит права и обязанности хозяйствующих субъектов, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров. В соответствии с Законом о торговле торговая организация обязана дать полную информацию об условиях отбора поставщиков при запросе производителя. В Законе даже прописан предельный срок - в течение 14 дней со дня получения запроса. Впрочем, то же касается и производителей - они также обязаны сообщать о существенных условиях договора и отбора контрагентов в те же сроки.

В Законе о торговле прописали и предельные сроки оплаты отдельных видов продовольственных товаров. Оплата поставлена в зависимость от срока годности продукции. К примеру, если срок годности товара не превышает 10 дней, то и оплата должна быть произведена не позднее 10 рабочих дней с момента поставки. Заметьте, именно поставки, а не производства продукции. Товар со сроком годности до 30 дней (включительно) оплачивается в течение 30 календарных дней после поступления продукции на склад торговой организации. Если срок годности продуктов выше 30 дней, оплата должна быть произведена не позднее 45 календарных дней со дня поставки. Предельные сроки оплаты действуют, если поставщиком полностью представлен надлежащий пакет документов на поставляемый товар. В противном случае торговая организация имеет право приостановить платеж до получения необходимых документов.

 В ст. 10 рассмотрены особенности размещения нестационарных торговых объектов. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них изложены в ст. 11 Закона. Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке.

Также Закон устанавливает антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность. Так, хозяйствующим субъектам, запрещается создавать дискриминационные условия, навязывать контрагенту невыгодные условия, и осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

В Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», содержатся общие требования к услугам торговли. И так, услуги торговли должны отвечать требованиям:

- социального назначения;

- функциональной пригодности;

- информативности;

- эргономичности;

- безопасности;

- эстетичности;

- культуры обслуживания.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли»включает общие требования к предприятиям торговли. Прежде всего, на предприятиях торговли всех видов и типов должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья покупателей и соблюдение действующих правил торговли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.037 с.)