Интертекстуальность в альбоме и его значение для повествования и посыла 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интертекстуальность в альбоме и его значение для повествования и посыла



В повествовании альбома To Pimp a Butterfly выделяются два используемых интертекста. Оба текста имеют свойство менять содержание. Первый из них можно заметить лишь в некоторых песнях: в нём меняются образы. Сначала он появляется в первой композиции Wesley ’ s Theory.

What you want you? A house or a car? 40 acres and a mule, a piano, a guitar? Anything, see, my name is Uncle Sam, I’m your dog ************, you can live at the mall Что ты хочешь себе? Дом? Машину? 40 акров и мула, пианино, гитару? Что угодно, видишь, я дядя Сэм, я твой приятель *******, ты можешь жить в торговом центре

В песне Alright звучат те же самые строчки, за исключением того, что образ дяди Сэма – капиталиста, которого не стесняет использование самых жестоких и аморальных методов для наживы, сменяет образ дьявола – Люцифера.

Образы, которые перечисляет дьявол, задавая вопросы, особенно интересны и символичны. Дом – крыша над головой, то, без чего не может обойтись человек, одна из его важнейших материальных потребностей. При помощи машины современный человек совершает перемещения – это символ движения, противоположный статичному дому. Центральный образ здесь – 40 акров и мул. Полководец Уильям Шерман, воевавший на стороне Севера во время Гражданской войны, освобождал рабов в южных штатах и обещал выдать каждой чернокожей семье 40 акров (около 16 га) земли и одного мула. В 1865 году Конгресс одобрил такие выплаты для 4 млн освобожденных рабов, но президент Эндрю Джексон отказался подписывать документ. С тех пор фраза «40 акров и мул» закрепилась в массовом сознании как символ того долга, который государство США так и не выплатило чернокожему населению [18]. Ламар подчеркивает, что правительство может предать чернокожих в любой момент, а обещанный долг населению придётся добывать самому. Пианино и гитара здесь выступает как символ творческого начала в человеке, способ самовыражения, которое, обращая внимание на теорию потребностей Маслоу, стоит на вершине и является последней, нуждающейся в удовлетворении.

Так, дьявол в альбоме Кендрика Ламара постоянно искушает его, обещая исполнить его потребность в безопасности и защите и заканчивая нуждой в творчестве. Но Ламар понимает всю фальшивость данного обещания, на что отвечает в композиции For Free? (Interlude):

I need forty acres and a mule, not a forty ounce and a pitbull Мне нужны сорок акров и мул, а не литр пойла и питбуль

Литровые бутылки с алкоголем, чаще всего с ликёром, имеют такую меру в США как 40 унций (англ. Forty ounce). В данной строчке бутылка с алкоголем и собака породы питбуль служат символами маргинальной культуры чернокожих, живущих в гетто, поскольку они прочно ассоциируются с этим слоем общества в американской культуре. Ламар не желает быть причастным к этой культуре и отвергает её, поскольку понимает, что это убивает его народ и мешает добиться равноправия в обществе, а именно этого и хочет Люцифер.

Второй интертекст куда обширнее и требует больших пояснений. В нём сосредоточена цель и общий посыл альбома. Для повествования Ламар прибегает к уникальному методу использования интертекста: по ходу прослушивания записи в некоторых песнях, при этом не важно, в начале или в конце, зачитывается стихотворение, которое является композиционным стержнем альбома. После некоторых песен она зачитывается заново, но к ней добавляется новая строчка, задача которой, по задумке автора - содержать в себе аллюзию: посыл и общую тематику проигранных песен. Строчки читаются в следующем порядке:

ПЕСНЯ СТРОЧКА
King Kunta I remember you was conflicted Misusing your influence…
These Walls …sometimes I did the same. Abusing my power, full of resentment, resentment that turned into a deep depression. Found myself screaming in a hotel room…
Alright … I didn’t wanna self-destruct, the evils of Lucy was all around me. So I went running for answers…
For Sale? (Interlude) … until I came home.
Hood Politics But that didn’t stop the survivor’s guilt. Going back and forth trying to convince myself the stripes I earned, or maybe how A-1 my foundation was. But while my loved ones was fighting a continuous war back in the city, I was entering a new one…
Mortal Man … a war that was based on apartheid and discrimination. Made me wanna go back to the city and tell the homies what I learned, the word was respect. Just because you wore a different gang color than mine’s, doesn’t mean I can’t respect you as a black man, forgetting all the pain and hurt we caused each other in these streets. If I respect you, we unify and stop the enemy from killing us. But I don’t know, I’m no mortal man. Maybe I’m just another n****.

Перевод поэмы выглядит следующим образом:

I remember you was conflicted Misusing your influence Sometimes I did the same Abusing my power, full of resentment Resentment that turned into a deep depression Found myself screaming in the hotel room I didn’t wanna self-destruct The evils of Lucy was all around me So I went running for answers Until I came home But that didn’t stop survivor’s guilt Going back and forth trying to convince myself the stripes I earned Or maybe how A-1 my foundation was But while my loved ones was fighting the continuous war back in the city I was entering a new one A war that was based on apartheid and discrimination Made me wanna go back to the city and tell the homies what I learned The word was respect Just because you wore a different gang color than mine’s Doesn’t mean I can’t respect you as a black man Forgetting all the pain and hurt we caused each other in these streets If I respect you, we unify and stop the enemy from killing us But I don’t know, I’m no mortal man Maybe I’m just another n**** Помню, как ты не находил себе места Злоупотреблял влиянием Иногда я делал то же самое Злоупотреблял силой, полный обиды Обиды, которая обернулась глубокой депрессией Очнулся кричащим в комнате отеля Я не хотел саморазрушения Зло Люси витало вокруг меня Так что я побежал искать ответы Пока не очутился дома Но это остановило бремя выжившего Я носился туда-сюда, пытаясь убедить себя, что я заработал свои награды Или может быть в том, насколько классным моё происхождение было Но пока мои близкие сражались на долгой войне в городе Я вступал в новую Войну, основанную на апартеиде и дискриминации Я захотел вернуться обратно в город и сказать братанам, что я вынес для себя Этим словом было «уважение» Лишь потому, что ты носишь другой цвет банды Не означает то, что я не уважаю тебя как чернокожего Забывая все обиды и боль, которые мы причинили друг другу на улицах Если я уважаю тебя, то мы объединяемся против общего врага, уничтожающего нас Но я не знаю, я не смертный, может я всего лишь ещё один н*****

Несмотря на то, что строчки читаются не в каждой песне, а лишь после некоторых, им удаётся вместить в себя темы композиций, выстраивая общую идею. Здесь представлено, к каким именно песням отсылаются части стихотворения:

King Kunta Тема песни: власть, влияние успешного человека I remember you was conflicted Misusing your influence Помню, ты не находил себе места Злоупотреблял влиянием
These Walls Тема песни: злоупотребление своей властью и силой Sometimes I did the same Abusing my power, full of resentment Иногда я делал то же самое Злоупотреблял силой, полный обиды
u Тема песни: борьба с депрессией, вина Resentment that turned into a deep depression Found myself screaming in a hotel room Обиды, которая обернулась глубокой депрессией Очнулся кричащим в комнате отеля
Alright Тема песни: вера в лучшее несмотря не на что, надежда на светлое I didn ’ t wanna self - destruct Я не хотел саморазрушения
For Sale? (Interlude) Темы песни: искушение молодых звёзд в рэп-индустрии, погоня за успехом и деньгами, эксплуатация успеха чернокожих музыкантов The evils of Lucy was all around me Зло Люси витало вокруг меня
Momma Тема песни: родной дом, восприятие со стороны близких So I went running for answers Until I came home Так что я побежал искать ответы Пока не очутился дома
Hood Politics Тема песни: недоверие к политике США, бремя выжившего, память о погибших друзьях But that didn ’ t stop survivor ’ s guilt Going back and forth trying to convince myself the stripes I earned Or maybe how A -1 my foundation was Но это остановило бремя выжившего Я носился туда-сюда, пытаясь убедить себя, что я заработал свои награды Или может быть в том, насколько классным моё происхождение было
Complexion (A Zulu Love), The Blacker the Berry, You Ain ’ t Gotta Lie (Momma Said), i, Mortal Man Тематика песен: социальное трагическое положение чернокожего населения США на протяжении всей истории страны, призыв к объединению и взаимоуважению, честности и искренности I was entering a new one A war that was based on apartheid and discrimination Made me wanna go back to the city and tell the homies what I learned The word was respect Just because you wore a different gang color than mine’s Doesn’t mean I can’t respect you as a black man Forgetting all the pain and hurt we caused each other in these streets If I respect you, we unify and stop the enemy from killing us But I don’t know, I’m no mortal man Maybe I’m just another n**** Я вступал в новую Войну, основанную на апартеиде и дискриминации Я захотел вернуться обратно в город и сказать братанам, что я вынес для себя Этим словом было «уважение» Лишь потому, что ты носишь другой цвет банды Не означает то, что я не уважаю тебя как чернокожего Забывая все обиды и боль, которые мы причинили друг другу на улицах Если я уважаю тебя, то мы объединяемся против общего врага, уничтожающего нас Но я не знаю, я не смертный, может я всего лишь ещё один н*****

Так данное стихотворение, повествуя историю, воздействует на слушателя с помощью интертекстового сплетения между темами и названиями и стихотворением, связывающей их. Однако возникает вопрос о цели данного интертекста. Ламар конструирует стихотворение на протяжении всего альбома ради того, чтобы прочитать его рэперу, который появляется на записи посмертно. Этот рэпер – Тупак Шакур, человек, который вдохновил Ламара писать хип-хоп-музыку ещё в 8 лет.

Последняя песня Mortal Man длится 12 минут, и две её трети составляет разговор с покойным рэпером. Чтобы воспроизвести его, Ламар использует аудиозаписи его голоса из интервью рэпера 1994 года. Такой приём становится понятен из интервью Ламара журналисту Робу Маркмэну: «Ответы, которые даёт Тупак – это ответы на сегодняшние вопросы. Мир должен это услышать… У меня есть эта возможность, я передаю благодарность и любовь его матери, которая дала согласие на использование его голоса.». Тем самым Кендрик выполняет ещё один интертекстуальный приём, добавляя чужой устный текст и взаимодействуя с ним.

В последнем разговоре перед концом альбома Кендрик Ламар и Тупак Шакур обсуждают проблемы сообщества темнокожих в Соединённых Штатах. Здесь Ламар раскрывает суть названия альбома To Pimp a Butterfly (англ. Прокачать бабочку):

The caterpillar is a prisoner to the streets that conceived it Its only job is to eat or consume everything around it, in order to protect itself from this mad city While consuming its environment the caterpillar begins to notice ways to survive One thing it noticed is how much the world shuns him, but praises the butterfly The butterfly represents the talent, the thoughtfulness, and the beauty within the caterpillar But having a harsh outlook on life the caterpillar sees the butterfly as weak and figures out a way to pimp it to his own benefits Already surrounded by this mad city the caterpillar goes to work on the cocoon which institutionalizes him He can no longer see past his own thoughts He's trapped When trapped inside these walls certain ideas take roots, such as going home, and bringing back new concepts to this mad city The result? Wings begin to emerge, breaking the cycle of feeling stagnant Finally free, the butterfly sheds light on situations that the caterpillar never considered, ending the internal struggle Although the butterfly and caterpillar are completely different, they are one and the same Гусеница – узник улиц, в которых она зарождается Её единственная работа – поедать и потреблять всё вокруг, дабы защититься от безумного города Пожирая окружение, гусеница отмечает пути выживания Она потрясена тем, как мир избегает её, но восхваляет бабочку Бабочка представляет талант, вдумчивость и красоту вне гусеницы Но имея жестокие взгляды на жизнь, гусеница видит бабочку слабой и начинает думать о том, как «прокачивать» её для своей выгоды Окружённая безумным городом, бабочка идёт работать в кокон, к которому привыкает Он не видит дальше своих мыслей Он в ловушке Пока он в ловушке, некоторые идеи начинают развиваться, такие как возвращение домой и привнесение изменений в безумный город Каков результат? Крылья начинают раскрываться, стагнирование прекращается Наконец будучи свободной, бабочка проливает свет на ситуацию, заканчивая долгую борьбу И хотя гусеница и бабочка разные На самом деле, они одинаковы

Перед прочтением Кендрик говорит, что эту поэму написал его друг, «описывая его мир».

Эти две поэмы повествуют об одном и том же – об изменениях, которые затрагивают восприятие рэпера. Суть первой – не только повествование о тяготах и испытаниях, о мыслях, которые перенёс музыкант, но констатация проблем и фактов, а также чёткий призыв к действию и объединению чернокожего населения, оставить насилие в прошлом. По его мнению, проблема восприятия населения лежит не только на европеоидной расе, но и на самих чернокожих, которые продолжат стагнировать, если не предпримут ничего, что сдвинет их с места.  

Значение второй поэмы также в том, чтобы передать взгляд на жизнь Ламара. Через метафору гусеницы описывается он сам – рассказывается история его взросления и кокона, а бабочка становится символом богатства и просветления, символом звёзд, которые добились финансового успеха и славы. Трактовать эксплуатацию бабочки гусеницей, её «прокачивание» можно по-разному, но всё склоняется к тому, что гусеница не использует бабочку физически, а скорее её образ опошляется и она предстаёт как символ мощи и богатства, отсюда желание гусеницы стать бабочкой – ради своей же выгоды.

Под коконом Ламар имеет в виду бедные районы, и английское слово institutionalized здесь не вставлено не случайно. Во-первых, так называется композиция с альбома, в которой повествуется об узком мышлении жителей американского гетто, желающих лишь материальной выгоды, но они не виноваты в данной ситуации – такими их сделала среда. Английский термин и обозначает данное мышление. Также в поэме содержатся аллюзия на предыдущий студийный альбом Good kid, M. A. A. D. city, в котором рассказывалась история жизни Кендрика и борьба с «безумным городом» Комптоном – используется приём метатекста, отсылка на предыдущее творчество.

Чтобы донести смысл альбома, Ламар использует множество интертекстуальных приёмов. При этом интертексты сами взаимодействуют сами с собой, выстраивая целостную структуру. Чтобы донести интертекст альбома как пирамиду, можно различить три интертекстовых уровня, на которых используются его приёмы. На нижнем уровне используются приёмы, которые действуют в рамках текста композиций, помогая сформировать тему. Темы композиций, в свою очередь, помогают сконструировать общий посыл альбома, который раскрывается в поэмах – высшем интертекстовом уровне. Цель этих трёх уровней – подготовить следящего за текстами к развязке, которая заключается в посмертном интервью с другим рэпером, отвечающим на актуальные вопросы сегодняшнего дня.

Именно таким образом тексты альбома взаимодействуют друг с другом и формируют целостность альбома, который представлен как концептуальный, т.е. имеющий общую идею и посыл, проходящий через все композиции. При этом уровни могут взаимодействовать друг с другом и не по порядку. Это можно представить как своеобразную схему (см. Приложение 2).

Таким образом, использование интертекстуальных приёмов и интертекста придаёт композициям Кендрика Ламара следующие особенности:

1. С помощью всевозможных отсылок на различные культурные, социально-политические феномены расширяются грани музыкального текста, формируются новые смыслы и посылы, совершенно новые литературные образы.

2. Интертекстовость на нескольких уровнях способна расширить границы текстового произведения в привычном виде.

3. Используя интертекстуальность и её приёмы, создаётся возможность начать диалог с другими авторами, с целью сформировать новые идеи или оживить старые.

4. Метатекстовые приёмы создают ощущение искренности музыканта, благодаря чему устанавливается связь со слушателем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были проанализированы интертекстуальные приёмы и интертексты в хип-хоп-альбоме Кендрика Ламара To Pimp a Butterfly. Данные черты не смогли бы быть выявлены без рассмотрения специфики жанра и его черт и признаков.

Интертекстуальные приёмы в To Pimp a Butterfly являются причиной высокой оценки альбома как с точки зрения рамок жанра, так и с литературоведческой. Третий студийный альбом Кендрика Ламара использует новые приёмы в повествовании, которые в данном музыкальном жанре ранее не использовались, а именно – использует связующий текст на трёх интертекстовых уровнях. При этом затрагиваемые темы: политика, положение чернокожих в обществе США, отношения с близкими, успех и любовь к себе, с помощью которой человек способен преодолеть множество проблем, предстают в новом ключе, а образы в них обретают новую силу.

О текстовых особенностях жанра хип-хоп были сделаны следующие выводы:

1. Рэп-тексты имеют под собой огромный культурный пласт и обширную, долгую историю развития. Они имеют собственные составляющие, каждое из которых отвечает за восприятие текста.

2. Жанр хип-хопа очень пластичен в смысловом плане и может использовать не только чужие музыкальные отрывки для создания, но и содержать всевозможные образы как из популярной культуры, так и из всеобщей человеческой культуры, иметь отсылки к этим сферам.

3. Интертекстуальность в современном хип-хопе играет огромную роль: на её основе строятся целые произведения. Содержащиеся образы могут сплетаться друг с другом, что меняет восприятие жанра и музыки со стороны слушателя.

4. Тексты в хип-хопе имеют достаточную комплексность и сложность, чтобы быть рассмотренными в литературоведческом аспекте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.018 с.)