Характеристика общей интертекстуальности в текстах хип-хопа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика общей интертекстуальности в текстах хип-хопа



Хип-хоп исполнитель Александр Смирнов, известный под псевдонимом GONE. Fludd, в интервью журналисту Юрию Дудю на вопрос о том, почему музыка данного жанра сейчас самая популярная в мире, отвечает так:

«Сейчас музыкой правит ритм, ритмичные песни. Плюс рэпа в том, что можно делать смесь из разных жанров: джаз и рэп, хардкор и рэп… Добавляешь 808-й бас и получается хороший хип-хоп»

Одна из главнейших и интереснейших черт хип-хопа – это его симбиотичность в музыкальном плане. В конце 1970-х годов был создан цифровой музыкальный инструмент, который подразумевал совершенно иной подход к синтезу и созданию музыки, и получивший название sampler (англ. Sample – образец). Сэмплеры получили огромное распространение в хип-хоп-среде, и многие музыкальные продюсеры пользуются техникой сэмплирования и по сей день, разбивая на отдельные фразы или фрагменты различные композиции, и превращая их в совершенно новые [13]. Этим объясняется и огромное количество поджанров хип-хопа, каждый из которых отличается уникальным звучанием, а также проникновение этого вида музыки в сферу поп-культуры и её популярность.

Стоит взять во внимание то, что хип-хоп взаимодействует со всеобщей популярной культурой не только в музыкальном плане. Этот жанр обладает специфической чертой, используя интертекстуальность как метод повествования, как средство сравнения или метафоры, как шутку или как средство для того, чтобы исполнить «панчлайн» (англ. Punchline) [15].

Первоначально понятие панчлайна отсылает к диссам и среде рэп-баттлов, где панчлайном называлась строчка, адресованная в адрес оппонента с целью задеть его или оскорбить. Панчлайн не характеризовался одним лишь оскорблением, но содержал в себе какой-либо литературный приём, чаще всего сравнение, реже метафору, чтобы воспроизвести впечатление на зрителей [19]. Однако вне баттловых песен это понятие представляет собой не только литературный приём, но и шутку или какую-либо идею, которая вызывает у слушателя реакцию. Данные строчки, ко всему прочему, характеризуются фонетическими особенностями подачи исполнителя, и сам «эффект панчлайна» может быть вызван спецификой с точки зрения фонетики или рифмовки [6].

Пример панчлайна из песни-дисса:

Ice Cube – No Vaseline

«Goddamn, I’m glad y’all set it off
Used to be hard, now you’re just wet and soft»

«Черт возьми, я рад, что вы наконец начали
Были жесткими, а сейчас вы мокрые и мягкие»

Данную строчку, как и всё текстовое содержание в диссе в принципе, следует рассматривать строго в контексте создания и в послания оппонентам. Когда рэпер писал данную композицию, он находился в конфликте с другими музыкантами из рэп-группы N. W. A. Он говорит об их «жёсткости», то есть о том, что раньше они делали гораздо лучшую музыку и отвечали за сказанные слова и действия, но сейчас стали как нечто мокрое и мягкое – противоположность. Данное словосочетание здесь не просто так – Ice Cube отсылается на песню «Soft & Wet» 1978 года, выпущенную музыкантом Принсем.

Пример панчлайна из зарубежной хип-хоп-песни:

Канье Уэст – All Falls Down

«She’s so precious, with the peer pressure
Couldn’t afford a car, so she named her daughter Alexis»

«Вся такая хорошая, под давлением сверстников
Не смогла позволить машину, так что назвала дочку Алексис»

При переводе на русский язык суть строчки меняется: русский слушатель не понимает, к чему здесь это имя. Смысл данного панчлайна заключается в созвучности названия марки машины Lexus ([ˈleksəs]), и английского имени Алексис ([əˈleksɪs]). В контексте этой песни – а именно в контексте первого куплета, в котором Уэст читает о девушке, учащейся в колледже и не понимающей, зачем, эти строчки обозначают желание героини хотя бы где-то заиметь богатство.

Данные примеры расположены для демонстрации примеров интертекстуальных отсылок в текстах, так как они непосредственно участвуют в создании панчлайна. Согласно исследованиям Игнатова К. Ю., Под интертекстуальными отсылками понимается непосредственное упоминание имён или неявные аллюзии к объектам, процессам и событиям внетекстовой реальности произведения. Это географические наименования, литературные реминисценции, исторические факты, политические имена и события, социальные явления, факты науки, произведения искусства и бытовые реалии. В общем случае референты отсылок представляют собой культуру, понимаемую как семиотическая система, в которой любому процессу и результату человеческой деятельности сопоставлено определенное значение. Интертекстуальность в таком «упомянательном» смысле представляет собой исключительно имманентное свойство литературного текста: его опора в создании художественного образа, передаче идейного содержания и создании эстетического эффекта на прецедентные тексты [24]. Использование интертекстуальных отсылок в хип-хопе применяется крайне часто и теперь в современной хип-хоп-музыке почти обязательно, став неотъемлемой чертой жанра.

Интертекстом является соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов, которое обеспечивает превращение смысла в заданный автором. Из работ Юлии Кристевой становится ясно, что  интертекстуальность – термин, который описывает общее свойство текстов, выражающееся в наличии между ними связей, благодаря которым тексты и их части могут разнообразными способами, явно или неявно ссылаться друг на друга [26, c. 427].

Опираясь на работы Л. А. Воротынцевой, интертекстуальность актуализирует многомерные смысловые связи художественного произведения, опираясь на весь предшествующий культурный тезаурус, трансформируя его и таким образом создавая «собственную историю культуры» [23, c. 3].

Согласно искусствоведческим работам Моревой Евгении Александровны, можно выделить несколько современных техник музыкально-текстовых преобразований [25, c. 2]:

1. Стилизация – создание нового текста на основе микроцитирования, стилистических клише предшествующего текста

2. Контаминация – образование единой стилистической структуры на основе нахождения общего в различных стилевых явлениях – фольклорных и профессиональных, европейских и неевропейских, и т. д.

3. Цитирование – инкрустирование «чужого» текста в авторский материал

4. Аллюзия – особый тип ненарочитого цитирования – стилистического напоминания, намёка

5. Коллаж – специальное эклектическое совмещение хорошо известных и качественно несовместимых музыкально стилистических текстов

6. Полистилистика – предлагает многообразные и сложные формы политекстовых преобразований. Чаще всего подразумевает неожиданное сочетание разнородных элементов в тексте.

       В отличие от интертекста, в литературоведении существует ещё и понятие метатекста. Байкова Светлана Алексеевна отмечает, что метатекст отличается от интертекста тем, что обозначает зацикленность на себе автора, саморефлексию и анализ собственных произведений с целью показать отношение к нему [22, c. 249].

Так как рэп- и хип-хоп-культура зарождалась в афроамериканской среде, то содержит отсылки на культуру данного слоя общества [14]. Чаще всего используются такие приёмы, как стилизация, цитирование, аллюзия и полистилистика. Данный музыкальный жанр отличается всеобщей текстовой семиотической пластичностью, из-за чего можно услышать множество сравнений и метафор, отсылающих не только к музыке чужой или своей, но и к кинематографу, религии, истории, новостным событиям, биографии и ко многому другому.

В отличие от интертекста, в литературоведении существует ещё и понятие метатекста. Байкова Светлана Алексеевна отмечает, что метатекст отличается от интертекста тем, что обозначает зацикленность на себе автора, саморефлексию и анализ собственных произведений с целью показать отношение к нему [22, c. 249].

Данные приёмы и заимствует жанр современного хип-хопа, помогая оформить и построить общую идею и посыл песен, сборников и музыкальных произведений

Таким образом, изучение специфики и истории хип-хоп-музыки позволяет сделать следующие выводы:

1. Выделяются три основных составляющих рэпа – содержание, подача и «флоу». Все они неотъемлемы друг от друга, так как без них не представляется хип-хоп-музыка и они сильно влияют на общую идею песни.

2. Несмотря на то, что вследствие экспериментов с тремя составляющими рэпа существует множество поджанров хип-хопа, все они могут быть связаны одними признаками, к примеру, общими терминами, присущими для культурной среды.

3. Хип-хоп – крайне симбиотичная музыка. Она может впитывать в себя элементы других культур, стилей и всё равно не терять самобытность, именно поэтому она так популярна.

4. Текстовая составляющая хип-хопа разнится – она может быть как примитивной (трэп-музыка), так и философской (осознанный хип-хоп).

5. Хип-хоп отличается вместимостью ещё и в текстово-содержательном плане, в нём очень большую роль играет интертекстуальность и в редких случаях метатекст.  Все вышеперечисленные выводы строятся для объяснения данного факта. Без интертекстуальности зачастую не представляется возможным воспроизвести эффект на слушателя, который характерен для жанра.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.01 с.)