Фиксация результатов беседы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фиксация результатов беседы.



Возможна дословная запись (с помощью стенографии для тех, кто ею владеет), но с разрешения опрашиваемого. В этом случае в беседе могут участвовать два человека: один ведет беседу, второй – запись. Возможна и механическая звукозапись. Она позволяет максимально тщательно регистрировать ответы, дает возможность дальнейшего анализа и освобождает исследователя от записи. Но в подобной ситуации возникают свои трудности. В их число можно включить скованность людей перед микрофоном, которая препятствует созданию искренней обстановки.

Достоинства и недостатки беседы как метода исследования. Метод беседы является как одним из самых сильных методов исследования, так и одним из самых информационно насыщенных. С его помощью можно получить более глубокую и содержательную информацию, чем при использовании других методов.

Беседа – очень гибкий метод, она предполагает оперативное регулирование процесса, уточнение и коррекцию всего, что происходит. Именно в индивидуальной беседе можно раскрыть смысл задаваемых вопросов каждому и убедиться достоверно, что вопросы понятны, а также выяснить, как именно понимает вопросы опрашиваемый. Наконец, беседа предоставляет широкие возможности для включения в ее процесс многих других методов, в частности наблюдения, анкетирования, тестирования и пр.

Вместе с тем этот метод обладает и определенными недостатками. В частности, это трудоемкость и высочайший уровень требований к профессионализму ведущего беседу. В связи с тем, что интерпретирует ответы только сам ведущий, этот метод в значительной степени субъективен.

22. Анализ продуктов деятельности как исследовательский метод.

Изучение продуктов деятельности – исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности.

ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ. Анализируются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы и сказки, пересказ известных литературных произведений.

Этот метод часто входит как составная часть в другие методы, например в эксперимент. иногда предполагает анализ не только продукта, но и процесса его создания.

ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ позволяет выявить:

— интересы, склонности, способности;

— особенности навыков и умений; объем знаний;

— отношение к деятельности;

— особенности различных сторон психики: восприятия, мышления, воображения и др.

ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДУ:

1. Наличие программы изучения как предмета деятельности, так и процесса его изготовления, предварительная четкая формулировка цели исследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым и сверстникам, проявляющихся в их рисунках.

2. В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых.

3. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы, например краски, карандаши, мелки, ножницы, клей, бумагу, конструктор.

4. При получении продукта поддерживают естественные условия, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у ребенка мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него.

5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций ребенка.

6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к ребенку для беседы о полученном продукте, например о том, как он оценивает свой рисунок и почему. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой. При этом важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку.

7. Критерии оценки полученного продукта разрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью, например оценка выбора цвета, композиции рисунка.

НАБЛЮДАЯ ЗА ПРОЦЕССОМ СОЗДАНИЯ ПРОДУКТА, обратите внимание на:

1. Последовательность действий.

2. Наличие ошибок и их исправление, самоконтроль.

3. Обращение за помощью.

4. Самостоятельность и увлеченность.

5. Устойчивость внимания.

6. Преодоление трудностей и достижение результата.

7. Речевые и эмоциональные реакции.

Плюсы:

• возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей;

 

• при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики детей, например о регуляции рисовальных движений руки: скорость удара, скорость изображения формы, точность размаха движений, точность направления движений при рисовании линий и форм и пр.;

• возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;

• сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

Минусы:

• можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности.

• обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.

Изучение продуктов деятельности позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных задач, о добросовестности и упорстве в достижении цели, о степени инициативы и творчества, о сдвигах в развитии личности.

Поскольку единичный успешный продукт деятельности может быть получен случайно, желательно проведение анализа разных продуктов деятельности одного и того же испытуемого. Сохранение продуктов деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки динамики и результатов развития.

23. Возможности опроса в психолого-педагогических исследованиях.

       Метод опроса представляет собой письменное или устное, непосредственное или опосредованное обращение педагога к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны решаемой проблемы.

       Часто метод опроса используют в сочетании с другими методами исследования психолого-педагогических ситуаций.

       Широкое применение метода опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее, чем та, которую можно получить с использованием других методов. Она легко поддается обработке, получить ее можно сравнительно оперативно.

Метод опроса в психолого-педагогической деятельности применяется в следующих формах:

— в виде интервью (устного опроса);

— анкетирования (письменного опроса);

— экспертного опроса;

— тестирования (со стандартизированными формами оценки результатов опроса)

— в виде индивидуальной или групповой беседы;

—с использованием социометрии, позволяющей на основе опроса выявить межличностные отношения в группе людей.

       В основе метода опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), из ответов которого педагог и получает необходимую информацию. Важной составляющей этого метода является достоверность получаемой информации — свойство метода давать информацию, адекватно отражающую изучаемую реальность по измеряемым характеристикам.

       В ходе опроса актуализируется жизненная позиция респондентов, формируется мотивация их участия или помощи в исследовании психолого-педагогических явлений или процессов.

       Опрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей психолого-педагогического общения. Связь между главными его участниками — исследователем и респондентом — обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на качество получаемой информации. Прежде всего это анкета или интервью, представляющие собой перечень вопросов, в которых заключена изучаемая проблема. Затем это лицо, проводящее анкетирование, или интервьюер, формирующие вопросы и обеспечивающие ответы респондентов. При этом анкетирование требует предварительного инструктажа, а интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым. И наконец, это ситуация опроса, условия, которые складываются из житейских ситуаций респондентов на момент опроса, их обычаев, норм, традиций, эмоционального состояния, отношения к проводимому опросу.

       Метод опроса, основанный на правильно спланированной выборке, позволяет по сравнительно небольшому количеству опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития психолого-педагогических явлений и процессов на изучаемом объекте.

       Опросы применяются на ранних стадиях исследования педагогической системы для сбора информации от компетентных лиц, экспертов, для установления значимых переменных и выдвижения гипотез исследования психолого-педагогических явлений.

На основном этапе исследования опросы — основное и дополнительное средства сбора психолого-педагогической информации, а также способ уточнения, расширения и контроля данных, полученных другими методами.

       На завершающем этапе исследования — это повторный опрос части лиц, входящих в общую совокупность всех участвующих в исследовании.

       Таким образом, опрос— метод получения первичной информации, основанной на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

       Среди недостатков метода опроса можно указать следующие:

· ·во-первых, субъективность получаемой информации (респонденты нередко склонны переоценивать значение некоторых фактов или явлений, своей роли в них);

· ·во-вторых, искажение информации может происходить за счет методических ошибок при составлении инструментария исследования, определении выборочной совокупности («выборки»), интерпретации данных;

· ·в-третьих, необходимые сведения могут быть просто неизвестны опрашиваемым.

24. Интервью как исследовательский метод, его возможности и ограничения.

Интервью – это разновидность опросного метода. При интервьюировании бланк интервью заполняет не сам респондент, а интервьюер, само же интервью напоминает беседу, хотя позиции интервьюируемого и интервьюера не симметричные. Под интервью понимается непосредственное устное общение с респондентом, основанное на социально-психологическом взаимодействии. Специфика интервью заключается в следующем. Во-первых, высока роль интервьюера: человека, проводящего беседу, что повышает требования к его подготовке, а во-вторых, высока степень контроля над условиями получения информации, в которых находится респондент.

Из специфики метода вытекают его достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести:

а) возможность получения глубинной информации;

б) ситуация интервью (похожа на беседу), потому способствует возникновению непринужденной обстановки, гибкости общения, что повышает искренность ответов;

в) возможность вести наблюдение за реакциями отвечающего, и в случае необходимости, можно корректировать вопросы, ход беседы;

г) личный контакт способствует полноте реализации замыслов и, в частности, получения ответов на все вопросы;

д) вербальный характер устраняет проблему неправильного восприятия вопросов.

Наряду с преимуществами данный метод имеет и недостатки:

а) трудность организации встречи, подготовки беседы, а также поиск психологического контакта с каждым респондентом;

б) значительные материальные и временные затраты на проведение интервью;

в) может возникать всякий раз проблема анонимности;

г) трудность при оформлении ответов респондентов (запись ответов).

Существуют разнообразные техники проведения интервью. Они различаются по степени стандартизации, то есть жесткости форм проведения беседы. Формализованное (или стандартизованное) интервью очень напоминает ответы на вопросы анкеты, только интервьюер читает вопросы и сам заполняет ответы, полученные от респондента в беседе, в вопроснике. В неформализованных интервью вместо жестко сформулированных вопросов и вариантов ответов на них, есть только направления, темы, по которым проводится беседа.

В проведении интервью встречаются четыре основные проблемы:

· время и место проведения интервью;

· ведение беседы;

· оформление (запись) беседы;

· подготовка интервьюеров.

Ведение беседы или техника интервьюирования включает ряд приемов: – настраивание респондента на искренние ответы; – ослабление напряжения; – ведение беседы по определенному плану; – устранение защиты респондента; – побуждение к откровенности; – умение продолжить (возобновить) прерванную беседу.

Если проводится стандартизованное интервью, то следует уделить внимание и инструменту – вопроснику. Качественный вопросник – это документ, в котором сформулированы и сгруппированы вопросы. В вопроснике помимо вопросов и ответов следует указать: имя интервьюера, тему интервью, место проведения беседы, отношение респондента и длительность беседы, некоторые характеристики о респонденте. Сам вопросник выполняет две основные функции: – реализация замысла исследователя, темы и предмета исследования, а также вопросник помогает интервьюеру получить необходимую информацию от респондента. Но отделять вопросник от интервью не стоит, это два аспекта одного метода – интервьюирования. Выделяют пути составления вопросника. В стандартизованном интервью вопросы и ответы формулируются в соответствии с практикой анкетного опроса. В глубинном, свободном интервью – в зависимости от правил построения беседы, аналогично практике повседневного речевого общения.

Можно выделить следующие требования к интервьюеру:

· соблюдение точности выборки;

· установление контакта с респондентом;

· обеспечение стандартной ситуации интервью;

· адаптация вопросника к особенностям респондента;

· точная регистрация полученных ответов;

· знание темы, целей интервью, а также особенностей среды респондента;

· внешний вид, темп и четкость речи, индивидуальные качества.

Таким образом, интервью является одним из распространенных методов получения социальной информации, оно обладает рядом преимуществ: информация, полученная с помощью беседы, является более полной, глубокой и определенной, так как пропуски ответов практически исключены, а также при необходимости можно корректировать ход беседы.

25. Анкетирование как метод исследования, его возможности и ограничения.

       Анкетный опрос – это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов. Это письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время. б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

       Анкетирование редко бывает сплошным ( охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки. Анкета или опросный лист, заполняется респондентом самостоятельно, и поэтому все, что касается работы с ней должно быть понятно респонденту. Анкета состоит из нескольких частей, которые в своей совокупности образуют систему вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме. На первом месте всегда стоит вводная часть. В ней указывается, кто проводит опрос; с какой целью проводится опрос; дается инструкция заполнения анкеты; указывает способ возврата заполненных анкет. Вводная часть анкеты чаще всего располагается на титульном листе. На втором месте – основная часть. Она содержит вопросы (их блоки), направления на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов.

       Анкетирование позволяет исследователям быстро и оперативно анализировать состояние и тенденции изменения общественного сознания больших групп людей. В настоящее время если исследовательский инструмент выполнен корректно, а выборка рассчитана правильно, т.е. опрос репрезентативен, то результаты предварительного изучения, скажем, электоральных предпочтений населения того или иного региона или населения страны в целом будут отличаться от результатов реального голосования не более чем на 3–4% (так называемая ошибка выборки).

       Помимо оперативности анкетирования и возможностей этого метода в изучении больших массивов респондентов к его достоинствам можно отнести сравнительную экономичность и организационную простоту. При сравнительно небольшой квалифицированной аналитической группе проведение анкетного опроса предполагает активный и грамотный менеджмент.

К недостаткам анкетирования относится зависимость качества получаемой информации от восприятия текста анкеты респондентом, а также от его аккуратности и внимательности. Нужно учесть и такие особенности анкетирования, когда человек не может или не хочет отвечать на задаваемые ему вопросы. Нужно учесть и такие особенности анкетирования, когда человек не может или не хочет отвечать на задаваемые ему вопросы.

26. Виды тестов и специфика их применения в различных исследовательских ситуациях.

Тест (от английского test – задача, проба) – это кратковременное измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. В отличие от оценки измерение представляет собой процедуру сопоставления изучаемого свойства с неким эталоном, принимаемым за единицу измерения.

Цель измерения – получить численные эквиваленты того или иного свойства или качества. За единицу измерения принимаются специально подобранные или составленные контрольные задания. В педагогической практике тесты и контрольные задания, используемые для оценки уровня овладения учебным материалом, называют тестами достижений. Одно из важнейших назначений теста состоит в том, чтобы опросить всех обучаемых по всем вопросам учебного материала в одинаковых условиях, применяя при этом ко всем одну и ту же заранее разработанную шкалу оценок. Содержание теста определяется структурой знания, которым должен обладать учащийся. Задания формулируются кратко и недвусмысленно. Все ответы в случае необходимости их выбора должны быть правдоподобными.

Классификации тестов имеют следующие основания:

– форма заданий: тесты устные и письменные, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютерные;

– содержание (предмет) диагностирования: тесты, изучающие свойства интеллекта, способности, отдельные характеристики личности и т.д.;

– цель тестирования: тесты, предназначенные для самопознания, диагностирования специалистом или профессионального отбора;

– задачи: тесты вербальные и практические;

– формы процедуры обследования: тесты индивидуальные и групповые;

– направленность: тесты, диагностирующие различные стороны, качества, свойства личности или группы;

наличие или отсутствие временных ограничений на выполнение тестовых заданий: тесты, учитывающие скорость выполнения заданий, и тесты результативности;

– уровень стандартизации: тесты высоко стандартизированные и слабо стандартизированные.

Работа над составлением тестов начинается со структурирования учебного курса, выделения в нем таких содержательных блоков, которые более или менее подходят для проверки знаний. Затем разрабатываются вопросы по каждой структурной единице и на этой основе составляется план теста.

В психолого-педагогическом исследовании используются четыре основных вида тестовых вопросов:

1. Закрытые вопросы: испытуемому предлагают выбрать ответ из нескольких вариантов. Один из них – полный и правильный, другие – либо неполные, либо представляют типичные ошибки.

2. Открытые вопросы: в предложенном утверждении имеется пропуск для заполнения его испытуемым.

3. Вопросы на соответствие: начало и окончание фраз располагаются в двух столбцах (например, слева помещаются понятия, справа – их определения). Как правило, вариантов справа дается больше, чем слева, поскольку среди вариантов есть верные и ошибочные. 

4. Вопросы на установление правильной последовательности: предполагают восстановление хронологической последовательности событий, алгоритмической последовательности действий и т. п.

Типы тестов в психолого-педагогической диагностике:

1. Личностные тесты – это методы психодиагностики, с помощью которых измеряют различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Обычно личностные тесты применяются в одной из следующих форм:

1) шкалы и опросники;

2) ситуационные тесты или тесты действия с перцептивными, когнитивными или оценочными задачами (определяется усвоение знаний), оценкой себя, своих личностных конструктов и пр.

2. Проективные тесты – это совокупность методик целостного изучения личности, которое основано на психологической интерпретации результатов проекции. Составители проективных тестов полагают, что человек всегда преобразует ситуацию, в которой он оказался, «насыщает» ее собственными проблемами, «проецирует» на нее содержание своей личности, так как процесс восприятия обусловливается следами прошлых впечатлений. К проективным тестам можно отнести, например, тест чернильных пятен Роршаха, тест по объяснению сюжета на картинках и др. 

3. Тесты интеллекта – методики психодиагностики, ориентированные на выявление умственного потенциала индивида. Обычно в интеллектуальных тестах испытуемому предлагается установить логические отношения классификации, аналогии, обобщения между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. 

4. Тесты креативности – это методики для изучения и оценки творческих способностей личности. Диагностика творческих способностей ведется в двух направлениях: анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности; анализ творческого мышления и его продуктов. Тесты креативности не считаются надежными. С их помощью можно измерить такие качества, как беглость, гибкость мышления, оригинальность, чувствительность к проблемам и некоторые другие, но творческие достижения требуют более сложного сочетания способностей и свойств личности.

5. Критериально-ориентированные тесты направлены на выявление уровня владения знаниями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний. Это инструмент обратной связи в организации процессов обучения. Результаты тестирования оцениваются не по порядковому месту испытуемого в выборке и не по отношению этих результатов к статистической норме, а по отношению ко всей сумме тестовых задач.

27. Валидность и надежность психологических методов. Значение при выборе методов исследования, критерии применения, способы обеспечения.

К числу основных критериев оценки психодиагностических мето­дик относятся надежность и валидность.

Надежность- означает относительное посто­янство, устойчивость, согласованность ре­зультатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых.

Существуют три основных приема для оценки надежности диагностической методики.

1. Прием ретеста, или повторной диагностики, позволяет обработать одни и те же задания, выполненные одними и теми же испытуемыми в разное время, и просчитать взаимосвязь результатов, выраженную в коэффициенте самокорреляции.

2. Прием деления пополам – подборка однажды выполненных заданий делится пополам (например, в первый полутест входят задания с нечетным порядковым номером, а во второй полутест – с четным), затем устанавливаются результаты каждого испытуемого по обоим полутестам и вычисляется коэффициент корреляции между полученными результатами.

3. Прием параллельного теста – для измерения одних и тех же знаний конструируются два различных набора заданий, которые по своему содержанию напоминают 169 близнецов; оба параллельных набора заданий предлагаются непосредственно друг за другом или при удобном случае.

Во всех случаях при коэффициенте корреляции методик r > 0,7 методика считается надежной. В тестовой методике принято учитывать три коэффициента надежности:

 – коэффициент стабильности, или постоянства,

 – показатель корреляции между результатами первого и повторного испытаний одним тестом одной и той же выборки испытуемых;

 – коэффициент эквивалентности, или коэффициент корреляции, результатов тестирования одного и того же контингента испытуемых с помощью вариантов одного и того же теста либо разными, но эквивалентными по форме и цели, тестами;

– коэффициент внутреннего постоянства, или внутренней однородности, который соответствует корреляции результатов частей теста, показанных одними и теми же испытуемыми.

Другим после надежности ключевым критерием оценки качества методик является валидность. Вопрос о валидности методи­ки решается лишь после того, как установлена достаточная ее надеж­ность, поскольку ненадежная методика не может быть валидной. Но самая надежная методика без знания ее валидности является практи­чески бесполезной.

Валидность — это комплексная характеристика, вклю­чающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

Обобщая, можно сказать следующее:

♦ при теоретической валидизации исследователя интересует само свойство, измеряемое методикой. Это, по существу, означает, что проводится собственно психологическая валидизация;

♦ при прагматической валидизации суть предмета измерения (пси­хологического свойства) оказывается вне поля зрения. Главный акцент сделан на то, чтобы доказать, что нечто, измеряемое мето­дикой, имеет связь с определенными областями практики.

Провести теоретическую валидизацию методики — это доказать, что методика измеряет именно то свойство, качество, которое она по замыслу исследователя должна измерять.

Валидность (адекватность) говорит о степени соответствия метода своему назначению. Чем ближе раскрывается в диагностике тот признак, для обнаружения и измерения которого предназначен метод, тем выше его валидность.

Понятие валидности относится не только к методике, но и к критерию оценки ее качества, критерию валидности. Это основной признак, по которому можно практически судить о том, является ли данная методика валидной.

Такими критериями могут стать следующие:

– поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в различных жизненных ситуациях;

– достижения испытуемого в различных видах деятельности – учебной, трудовой, творческой и др.;

– самоорганизация, данные, свидетельствующие о выполнении различных контрольных проб и заданий;

– данные, получаемые при помощи других методик, валидность или связь которых с проверяемой методикой считается достоверно установленной.

Выделяют несколько видов валидности диагностических методик.

1. Теоретическая (концептуальная) валидность определяется по соответствию показателей исследуемого качества,

получаемых с помощью данной методики, показателям,

получаемым посредством других методик (с показателями

которых должна существовать теоретически обоснованная

зависимость). Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи разных методик, связанных с одной и

той же теорией.

2. Эмпирическая (прагматическая) валидност ь проверяется по соответствию диагностических показателей реальному жизненному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Если, например, с помощью некой

методики мы оцениваем черты характера у данного испытуемого, то применяемая методика будет считаться практически или эмпирически валидной тогда, когда мы установим, что данный человек ведет себя в жизни именно так,

как предсказывает методика, т.е. в соответствии с имеющейся у него чертой характера.

3. Внутренняя валидность означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т.п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается

внутренне невалидной или недостаточно внутренне валидной тогда, когда все или часть включенных в нее вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется

от данной методики.

4. Внешняя валидностъ – это примерно то же самое, что и эмпирическая валидность, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными, ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

5. Очевидная валидность описывает представление о методе, сложившееся у испытуемого, т.е. это валидность с точки зрения испытуемого. Методика должна восприниматься обследуемым как серьезный инструмент познания его личности, чем-то схожий с медицинским диагностическим инструментарием.

6. Конкурентная валидность оценивается по корреляции разработанной методики с другими, валидность которых относительно измеряемого параметра установлена.

7. Прогностическая валидность устанавливается с помощью корреляции между показателями методики и некоторым критерием, характеризующим измеряемое свойство,

но в более позднее время.

8. Инкрементная валидность имеет ограниченное значение и относится к случаю, когда один тест из батареи тестов может иметь низкую корреляцию с критерием, но не перекрываться другими тестами из этой батареи. В этом случае данный тест обладает инкрементной валидностью.

Это может быть полезно при проведении профотбора с помощью психологических тестов.

9. Дифференциальная валидность может быть проиллюстрирована на примере тестов интересов. Тесты интересов обычно коррелируют с академической успеваемостью, но по-разному для разных дисциплин. Значение дифференциальной валидности, так же как и инкрементной, ограничено.

10. Содержательная валидность определяется через подтверждение того, что задания методики отражают все аспекты изучаемой области поведения. Содержательную

валидность часто называют «логической валидностью» или «валидностью по определению». Она означает, что методика валидна по мнению специалистов. Обычно она определяется у тестов достижений. На практике для определения содержательной валидности подбираются эксперты, которые указывают, какая область (области) поведения наиболее важна.

11. Конструктная валидность демонстрируется полным, насколько это возможно, описанием переменной, для измерения которой предназначается методика. Конструктная валидность включает в себя все подходы к определению валидности, которые были перечислены выше.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.116 с.)