Тема 18. Ценностно-смысловое измерение жизнедеятельности субъекта. Неклассическая парадигма в психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Ценностно-смысловое измерение жизнедеятельности субъекта. Неклассическая парадигма в психологии.



1. Ценностно-смысловое измерение жизнедеятельности.

А / Субъект в «пространстве существования» объектов психологического изучения;

В / Смысл и гуманитарное знание;

С /  Значение и смысл как характеристики текста.

2.Проблемы феноменологической аксиологии.

А / Смысл как фактор развития субъективной реальности;

В / Понятие о смысловых образованиях личности;

С / Смысловые горизонты категорий психологии.

3 Методологический плюрализи.

А /«Методологический либерализм» в психологии;

В /  Методологические «комплексы» психологической науки;

С / Безграничность поиска и реальность применения на практике конкретного метода.

Темы рефератов:

1. Какая наука психология – естественная, социальная или гуманитарная?

2. Методы естественных наук, что используют психологи.

3. Методы социальных наук в психологии.

4. Методы гуманитарного знания в психологической области.

5. Вненаучные источники психологических знаний.

6. Тулмин и особенности выбора методологической стратегии.

7. Майкл Полани и теория личностного знания.

8. Томас Кун о парадигмах современных научных сообществ, науке нормальной и революционной.

9. Пол Фейерабенд и его методологический анархизм применительно к самостоятельности психологических методов обоснования предмета.

10. Причины кризиса интроспективной психологии 1910-30-х годов

11. Схемы интроспекция и неполнота данных

12. Естественнонаучный метод в его развитии и критике

13. Психологическое содержание сознания и его реконструкция

14. Что такое косвенный метод в психологии?

15. Как была преодолена натуралистическая парадигма в психологии

16. Сознание как объект, упушенный бихевиористами

17. Целое и части в гештальтпсихологии

18. Л.С. Выготский и методология культурно-исторической концепции

19. Место психологического познания в познании научном.

20. Различие научного и обыденного восприятия психологической реальности

21. Какие средства познания в науке не допустимы?

22. Понятие как условие научного дискурса

23. Сохраняет ли своё значение тезис Ньютона «гипотез не измышляю»?

24. Условия включённого наблюдения и его ограничения

25. Системный подход в научной познании и его применимость в психологии

26. Как возможен межджисциплинарный синтез на примере психологии и антропологии

27. Необходимые черты всякого психологического познания

28. Что означает конкретность анализа в психологическом исследовании

29. Конкретно ли в дейстительности обыденное мышление?

30. Какая методология психологии объединила поведение, сознание и личность?

31. Дискуссионные вопросы и перспективы развития психологической теории деятельности.

32. Категория отражения в психологии.

33. Отражение как всеобщее свойство, как процесс и как продукт.

34. Соотношение личностного и деятельностного подходов в психологии

35. Виды детерминизма в психологии (системный детерминизм, детерминизм типа обратной связи, вероятностный детерминизм, целевой детерминизм).

36. Ортодоксальный бихевиоризм как историческая альтернатива интроспекционизма.

37. Когнитивная психология как развитие естественнонаучной парадигмы в психологии.

38. Теория деятельности и деятельностный подходы С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.

39. Системный подход в психологии и вклад Б.Ф. Ломова в развитие системного подхода.

40. Системно - деятельностный подход в модификациях современных психологических исследований.

41. Отказ от «физического монизма» в психологии и новые представления о реальности.

42. Принцип относительности объектов психологического изучения к целям и задачам этого изучения.

43. Типология изучаемых в психологии объектов.

44. Категориальный анализ психологической методологии6 координация или субординация методов.

45. Значение и смысл как характеристики признаков личности посредством текста.

46. Проблемы феноменологической аксиологии как модель психологической методологии.

47. Смысл как фактор развития субъективной реальности.

48. Понятие о смысловых образованиях личности

49. Специфика видов деятельности, отношения к человеку, методов работы психолога в зависимости от разделяемой им парадигмы. 

50. Гуманитарная парадигма в психологии.

51. Проблема разработки объяснительных принципов психологии.

52. Методология решения психогенетических проблем. 

53. Социально – психологические условия выбора метода психологом - исследователем.

54. Эмпирические методы решения психоэмоциональных проблем.

55. Психокогнитивная карта представленности результатов различных методов.

56. Роль гипотезы в психологическом исследовании.

57. Принципиальное отличие теории и концепции на взгляд психолога.

58. Соотношение теоретической психологии, практической психологии и психологической практики. 

59. Возможности психологической науки в обеспечении практической работы психологов.

60.  Проблема определения критериев степени научности и критериев истинности психологической теории. 

 

 

Темы контрольных работ - заочникам:

 

1. Предмет теоретической психологии. Научность понятийных, методических, экспериментальных средств познания.

2. Проблема методологии в научной филологии, социологии, психологии. Дифференцирования наук по предмету изучения и по методу. Номотетический и идеографический подходы.

3. Проблема противостояния «гуманитарной парадигмы» и естественной парадигмы исследований в психологии. Их возможное объединение.

4. Проблема исследования в диаде «вещь – личность». Причинно – следственная зависимость «вещи» и духовная свобода личности.

5. Проблема целевой детерминации развития психики.

6. Проблема объективности методов исследования. Интроспекция. Объяснительная психология. Описательная психология. Аналитическая психология.

7. Проблема взаимодействия теоретической и практической психологии. Практическая психология как самостоятельная гуманитарная наука со своей методологией.

   8. Явления сознания как предмет исследования. Метод интроспекции. Кризис метода.

9. Экспериментальная психология, ее проблемы.

10. Проблема психологии поведения. Дж. Уотсон и его научный объективный метод. Поздний бихевиоризм.

11. Проблема сознания и бессознательных представлений по З. Фрейду.

12. Категориальный строй психологии. Базисные категории в системе науки.

13. Категория образа. Проблема построения образа.

14. Категория действия. Действие сознания и действие организма. Бессознательные действия. Разумные действия. Интериоризация действий.

15. Категория мотива. Бессознательная мотивация.

16. Категория отношений и переживаний. Переживание как феномен культуры.

17. Категория личности. Методологические основания теории личности.

18. Категория общения. Многоуровневая структура межличностных отношений. 

19. Две методологические схемы – «Внешний наблюдатель» и «Включенный деятель» как две позиции исследователя по отношению к действительности. 

20. Проблема принципиальной парадигмальности психологии. 

21. Проблема открытия методологических перспектив в психологии и науке в целом. 

22. Методология и виды деятельности практического психолога.

 23. Методология и образование: роль психологии в выборе перспективы.

24. Сильные и слабые стороны методологии российской психологии.

25. Гуманитарная парадигма в психологической методологии.   

 

 

1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. – 316 с.

2. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии: Учеб.пособие – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. – 224 с.

3. Юревич А.В. Методология и социология психологии. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2010. – 272 с.

б) дополнительная литература:

1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.. 2000.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., Смысл, 2007. 

3. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии: Учебное пособие. М., Изд-во МПСИ. Воронеж, 2004.

4. Гальперин П.Я Введение в психологию. Учебное пособие для вузов. М., Книжный дом «университет». 2006.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.. 2006.

6. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М.. 1994.

7. Копылова Н.В. Профессиональная деятельность преподавателя по становлению личности студента: Учебное пособие. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. – 120 с.

8. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. М., Аспект Пресс,2002.

9. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции /Структура и развитие науки/ Под ред. Б.С. Грязнова и В.Н. Садовского. М., 1978. С. 203-269.

10. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия/Под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М., Изд-во МГУ, 1994.

11. Мазилов В.А. Методология психологической науки. Учебное пособие. Ярославль, 2003.

12. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.. 1992.

13. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.,ИНФРА–М, 1998.

14. Телятников Г.В. Методологические и теоретические проблемы психологических наук. Учебное пособие. М., МГЭИ, 2002.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.016 с.)