Потребности людей первобытного общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности людей первобытного общества.



Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, самостоятельной личности еще не произошло. За всеми потребностями людей первобытной эпохи стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в первичных потребностях — в пище, одежде, жилище. Главная особенность таких потребностей состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться — иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, относят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Первичные потребности имели исключительное, доминирующее значение в первобытном обществе. Во-первых, удовлетворение первичных потребностей представляло собой сложную задачу и требовало от наших предков большого напряжения сил (в отличие от современных людей, без труда пользующихся, например, продукцией мощной индустрии, производящей продукты питания). Во-вторых, сложные социальные потребности были развиты слабее, чем в наше время, и поэтому поведение людей больше зависело именно от потребностей биологических.

В то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличается от структуры потребностей животных.

§ Главные отличия человека от животных — трудовая деятельность и развивавшееся в процессе труда мышление. Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании.

§ Мораль возникла у древнейших людей для согласования интересов личности и общества (своего племени). Она стала первым мощным социальным регулятором человеческих потребностей

Взгляд на человека у мыслителей Античности.

Первые греческие философы стремились построить гармоничные отношения человека с миром. Они рассматривали человека как микрокосм - миниатюрную копию огромного космоса (макрокосма), в которой представлены все силы Вселенной. Между природой, человеком и социальным миром существует некая гармония, и удовлетворение потребностей не должно нарушать ее.

Демокрит.

Демокрит учил: «Человек есть микрокосмос, а мир в целом – макрокосмос. Разум и страсть – вот составляющие человеческой души. Разум должен обуздать страсть».

Демокрит обратил внимание на возрастание потребностей, существование потребностей разумных и неразумных. Он одним из первых стал доказывать, что для достижения счастья необходима не безудержная погоня за удовольствиями, а контроль над своими потребностями, разумное ограничение желаний. «Людям следует больше заботиться о душе, чем о теле,» - утверждал Демокрит. Он высоко ценил потребность в познании и утверждал, что скорее «предпочел бы найти одно причинное объяснение, чем приобрести себе персидский престол».

Сократ.

Для Сократа самопознание – главнейшая и единственная потребность человека. Потребность в саморазвитии, мыслительной активности, правильный выбор ценностей Сократ ставит на первое место. Он увидел, что человек внутри «не пуст», отсюда и знаменитое «познай самого себя». Сократ говорил, что глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя и думать, что знаешь то, чего ты не знаешь. Внутренний закон, которому подчиняется человек, отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить.

Платон.

Платон попытался упорядочить потребности, создать классификацию потребностей. Именно он называет главные формы экономических потребностей: питание, одежда, жильё. По Платону человек – социальное существо.

Аристотель.

Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо, одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами. Он утверждал, что человек – существо социальное, общественное, т.к. обладает речью. Под обществом Аристотель понимает любое объединение людей, чем-нибудь объединенных между собой. Он считает общество абсолютно необходимым условиям существования человека. Высшей формой деятельности является деятельность познавательная. Человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, а в самом процессе теоретической деятельности – в созерцании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.006 с.)