Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения



Волгоград

2014


Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения

и развитию финансового образования в РФ»

 

Руководитель проекта:

Директор государственного автономного образовательного учреждения среднего

профессионального образования «Волгоградский социально-педагогический колледж»,

заслуженный учитель РФ Г. Н. Бирина

Авторский коллектив:

- канд. пед. наук С. В. Герасименко;

- канд. пед. наук, доцент Е. А. Маркушевская;

- канд. филол. наук И. П. Шайкина;

- И. В. Назарова;

- О. И. Корявикова;

- М. А. Смирнова;

- О. А. Ермаков а;

- Е. Г. Терехова;

- О. М. Шмондина;

- А. С. Герасименко

 

Методические рекомендации подготовлены под общей редакцией С. В. Герасименко и И. В. Назаровой.

На учебно-методический комплект «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» получены отзывы член-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора В. В. Серикова и кандидата педагогических наук, доцента О. В. Забровской.

 

Данное пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Пособие содержит методические материалы к изучению модульного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей». Порядок предоставления тем соответствует программе данного образовательного курса.

Пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных организаций.


Оглавление

Пояснительная записка. 4

Введение. Входная диагностика перед изучением курса. 10

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА». 15

Раздел 1. Потребности. 15

Рекомендации по изучению раздела «Потребности». 16

Раздел 2. Труд. 27

Рекомендации по изучению раздела «Труд». 28

Раздел 3. Товар. 41

Рекомендации по изучению раздела «Товар». 42

Раздел 4. Деньги. 55

Рекомендации по изучению раздела «Деньги». 56

Раздел 5. Семейный бюджет. 64

Рекомендации по изучению раздела «Семейный бюджет». 65

Заключение по базовому модулю «Финансовая азбука». 85

Диагностика по итогам изучения базового модуля «Финансовая азбука». 85

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ПОТРЕБНОСТИ И ТРУД». 89

Рекомендации по изучению дополнительного модуля «Потребности и труд». 90

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ДЕНЬГИ». 133

Рекомендации по изучению дополнительного модуля «Деньги». 134

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ». 179

Рекомендации по изучению дополнительного модуля «Семейный бюджет». 180

Обобщение по курсу. 212

Диагностика по итогам изучения образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей». 212

Литература. 219

Приложения. 219

 


Пояснительная записка

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Особенностью этого периода, который отличает его от других, последующих периодов развития, состоит в том, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний, навыков.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях. «Деньги», «богатство», «бедность», «реклама», «кредит», «долги» и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.

Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности (Л. Галкина, Н. Грама, Г. Григоренко, Р. Жадан, Е. Курак, Ю. Лелюк, Н. Побирченко, А. Сазонова, А. Смоленцева, А. Шатова и другие).

Программа курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства авторы курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» в первую очередь ориентируются на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных). Главный критерий отбора материала курса – его экономическая направленность, воспитательная ценность, занимательность, возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.

Программа разработана в соответствии с:

– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ;

– «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. № 26);

– «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11. 2013 г. № 1155.

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, учет индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьей и др.) и направлена на достижение следующих целей:

– формирование первичных экономических представлений и компетенций;

– развитие экономического мышления дошкольников;

– воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Предлагаемые авторами в программе для изучения разделы носят интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, с театрализованной и изобразительной деятельностью, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к разумному расходованию средств и правильному экономическому поведению.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. В связи с этим мы видим экономическую культуру в качестве одного из компонентов общей культуры личности. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, сформированностью социальных, интеллектуальных, нравственных качеств (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности), готовностью принимать рациональные экономические решения. Она является фундаментом для формирования финансовой грамотности дошкольников. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

В образовательном курсе знакомство с миром экономики и финансов разворачивается в логике: от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий. От простейших экономических категорий «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет» и к пониманию законов финансового мира.

Отличительной особенностью программы образовательного курса является концентрический подход к изучению материала.

В содержание модульной образовательной программы (72 часа) включены следующие темы:

Й концентр

Введение (1 час)

Базовый модуль «Финансовая азбука» (23 часа)

- Потребности.

- Труд.

- Товар.

- Деньги.

- Семейный бюджет.

Заключение (1 час)

Й концентр

1. Модуль «Потребности и труд» (15 часов)

- Каковы основные потребности человека?

- Что такое полезность и что такое стоимость?

- Для чего родители ходят на работу?

- Зачем нужно учиться?

2. Модуль «Деньги» (15 часов)

- Откуда берутся товары в магазине?

- Что такое деньги?

- Что такое банк?

- Что такое вклад?

3. Модуль «Семейный бюджет» (15 часов)

- Доходы и расходы семьи.

- На что лучше тратить деньги?

- Семейные сбережения.

Обобщение по курсу (2 часа)

Методы и приемы реализуются через различные формы организации детской деятельности: ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственно образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки и кроссворды.

Материал образовательного курса объединен общим сюжетом о приключениях кота Белобока и его лесных друзей. Истории о приключениях кота являются композиционным элементом, помогающим скрепить архитектонику образовательного курса.

Настоящие методические рекомендации адресованы воспитателям и содержат конкретный развернутый план работы с детьми при изучении курса, а также комплект наглядно-дидактических пособий (папка наглядно-дидактических материалов для воспитателя и тетрадь экономических заданий для дошкольника).

Особое место в работе с дошкольниками при реализации программы занимают наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театрализованная деятельность, детский труд. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, исследованию, самоконтролю, ответственности за свои поступки, что составляет важнейшую базу для формирования экономической культуры и грамотного финансового поведения в будущем.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, картинки и т. п.). Использование изображений и картинок позволяет обобщить свой непосредственный опыт (например, в форме рассказов), выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны. Поэтому основной акцент при изучении курса должен быть сделан на применении наглядности и наглядных образов, что позволяет детям усвоить содержание основных экономических понятий и правил поведения в мире экономики и финансов для дальнейшего их эффективного использования.

Наглядные образы, связанные с основными понятиями курса, дополняются художественными рассказами о приключениях кота Белобока, который благодаря знаниям и труду из ленивца превратился в успешного предпринимателя. По своему усмотрению при реализации программы курса воспитатель может использовать и другие источники, содержащие экономическую информацию в доступной для детей форме (мультфильмы, картинки, стихи, загадки) (Приложение № 1).

Важной особенностью курса является возрастно-психологический подход к организации изучения. Помимо учета возрастных особенностей и поддержания психологически-комфортной атмосферы, мы предлагаем при организации детской деятельности осуществлять учет и коррекцию эмоционального состояния детей на каждом этапе работы посредством различных психологических приемов (экспресс-диагностика с целью создания позитивного эмоционального настроя детей на восприятие мира финансов, физкультурные и психогимнастические упражнения).

Воспитателю при реализации программы курса рекомендуется использовать психоэмоциональные технологии, к которым относятся:

- игровые приемы для активизации и проверки внимания;

- оздоровительные паузы (физкультурные минутки);

- психогимнастические паузы.

Моделирование непосредственно образовательной деятельности дошкольников должно происходить с учетом их возрастных особенностей. У детей старшего дошкольного возраста уже сформированы навыки организованного поведения, привычка к смене деятельности, поэтому переход от игры к непосредственно образовательной деятельности осуществляется быстро. Педагогу достаточно предупредить детей об этом, настроить их на предстоящую деятельность. Эффективным методом привлечения непроизвольного внимания детей является игровой метод. В условиях игры педагогу легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании.

В методических рекомендациях предложены различные игры для активизации и проверки внимания детей. Например, игры для активизации и проверки внимания «Летает – не летает» (Тема 3.8), «Дотронься до…» (Тема 3.1), «Ничего не слышу» (Тема 3.2), «Все наоборот» (Тема 3.3) и др. Воспитатель по своему усмотрению может использовать данные приемы и при изучении других тем.

Оздоровительные паузы (физкультурные минутки) помогают не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу. Как известно, вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности и внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того, что бы избежать этих негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой. Например, в рекомендациях используются элементы физических упражнений с привлечением сказочных персонажей: кота Белобока, тетушки Совы и др.

Психогимнастические паузы – это специальные упражнения (этюды, игры), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым и т. д. Не менее важно использовать психогимнастику с целью психофизической разрядки. Психогимнастические упражнения позволят создать позитивный настрой на дальнейшую работу и снять эмоциональное напряжение (Приложение № 2).

Контроль эмоционального состояния детей в ходе работы рекомендуется проводить несколько раз с помощью экспресс-диагностики, разработанной на основе известной методики цветовых выборов М. Люшера (Приложение № 3). Предлагаемый диагностический инструментарий позволяет быстро собрать информацию о психологическом самочувствии ребенка и внести необходимые изменения в ход педагогического процесса с целью формирования позитивного настроя детей на восприятие мира финансов.

Значимую помощь воспитателю и дошкольникам в освоении курса могут оказать родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции и т. д. – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.

Целесообразно параллельно с изучением курса привлекать ребенка к решению семейных проблем, связанных с экономикой: распределение семейного бюджета, накопление и сохранение части денежных средств для приобретения более дорогих вещей (через банковскую систему) и т. д. Походы с ребенком в магазин (на рынок, в банк) могут стать хорошей площадкой для отработки понятий, с которыми ребенок познакомился в ходе изучения курса, и служить основой грамотного финансового поведения в будущем.

Методические рекомендации предусматривают выполнение детьми совместных домашних заданий, где родителям отводится важная роль консультанта, помощника.

В структуре непосредственно образовательной деятельности дошкольников отсутствует проверка усвоения знаний, умений, навыков. Проверка осуществляется в процессе наблюдений за деятельностью детей, а также в ходе специальных диагностических процедур. Результативность определяется тем, насколько полно реализуются поставленные задачи и развиваются навыки, умения воспитанников.

Обязательным элементом в преподавании курса является диагностическая составляющая (всего 4 часа). Ее применение обеспечивает объективную оценку результативности как отдельных модулей программы, так и всего курса в целом.

С целью диагностики начального уровня общих представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете разработаны задания, которые предлагаются детям на первом занятии (1 час). Они позволяют определить, насколько хорошо дошкольники владеют понятием «потребности», умеют различать виды потребностей; что они знают о труде и его роли в жизни. Диагностические задания помогают выявить и оценить представления о семейном бюджете, его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия и т. д.), доходах и расходах семьи, понимание необходимости сбережения денежных средств.

В процессе выполнения занимательных заданий выявляется умение детей считать, сравнивать, обобщать, применять знания в конкретных ситуациях. Анализ результатов диагностики позволяет определить начальный уровень экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий). Форма проведения диагностики – групповая. Диагностическими средствами выступают задания и упражнения, предлагаемые детям в творческой форме: прослушивание и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками, игра, демонстрация компьютерных слайдов, загадки.

Повторная диагностика проводится дважды: после изучения базового модуля (1 час) и по окончании изучения курса (2 часа). Для определения степени эффективности реализации программы предлагаются итоговые задания в занимательной форме, методика их обработки, оценки и систематизации.

Учебно-методические материалы по курсу «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» подготовлены под руководством заслуженного учителя РФ Г. Н. Бириной авторским коллективом:

- С. В. Герасименко, канд. пед. наук (введение, раздел 1 «Потребности» базового модуля и дополнительный модуль «Потребности и труд»);

- Е. А. Маркушевская, канд. пед. наук, доцент (раздел 4 «Деньги» базового модуля»);

- И. П. Шайкина, канд. филол. наук (сказочные сюжеты о приключениях кота Белобока);

- И. В. Назарова (разделы 3 «Товар» и 4 «Деньги» базового модуля);

- О. И. Корявикова (раздел 2 «Труд» базового модуля и дополнительный модуль «Потребности и труд»);

- М. А. Смирнова (раздел 5 «Семейный бюджет» базового модуля и дополнительный модуль «Семейный бюджет»);

- О. А. Ермаков а, Е. Г. Терехова, О. М. Шмондина (дополнительный модуль «Деньги»);

- А. С. Герасименко (диагностические материалы к изучению курса).

Методические рекомендации подготовлены под общей редакцией С. В. Герасименко и И. В. Назаровой.

Авторский коллектив надеется, что предложенные программа и учебно-методические материалы позволят не только сформировать первоначальные экономические представления у детей, но и будут способствовать эффективному развитию и воспитанию личности будущего гражданина, ответственного и успешного.

I-й блок

– Что было нужно коту Белобоку для счастливой жизни в семье?

У ребят на столах карточки с изображением потребностей.

Дети рассматривают карточки с изображением потребностей (желаний) кота и называют их.

– Что из этого является жизненно важным, а без чего можно обойтись?

Дети раскладывают карточки на две группы.

II-й блок

– Какие занятия были у кота Белобока, когда он жил в семье?

Дети называют.

– Можно ли сказать, что он был занят трудом?

– А какую деятельность можно назвать трудом?

Воспитатель демонстрирует картинки с изображением представителей различных профессий.

– Каким трудом занимаются люди, изображенные на картинках?

– Знаете ли вы название этих профессий? Перечислите их.

После выполнения заданий, воспитатель зачитывает следующий отрывок из сказки.

«Вот она, долгожданная свобода!» – воскликнул Белобок, подойдя к лесной опушке. Он уже не раз наведывался к своим лесным собратьям и знал, что в лесу многое изменилось. По дороге попалась ему мышка, кот поймал ее, но не для того, чтобы съесть (Белобок принципиально не ел мышей, существует же более приличная еда). «Пригодится, – подумал Белобок, – поменяю на что-нибудь нужное в хозяйстве». Так, с охотничьим трофеем в зубах, Белобок вступил в лесное царство. А навстречу ему уже спешит Лиса Рыжий хвост. Увидала у кота мышку, облизнулась и говорит: «Ну, здравствуй, кот, давненько мы тебя не видели. Как поживаешь?» Сообразил Белобок, что на самом деле интересно Лисе, хотел было ответить вежливо, но вовремя опомнился, хвостик мышки был зажат у него в зубах. Взяв мышку в лапы для надежности, кот поприветствовал Лису и спросил о ее здоровье. И в ответ услышал, что Лисе плохо живется, лесные жители не разрешают ей мышей ловить. Дескать, они тоже наши лесные братья. А охотиться в поле она не может, слишком заметна ее рыжая шубка, сама может стать добычей для охотников. Посочувствовал ей кот, но и о себе не забыл. Рассказал, что ушел из дома, ищет в лесу жилье. «Есть у меня одно дупло на примете – купи его у меня», – предложила Лиса. «Что значит купить?» – спросил удивленный Белобок. Как дарить или обменять, он знал. Но как покупать? Что для этого нужно делать? Белобок растерялся.

III-й блок

– А вы, ребята, знаете, что значит купить? Подскажите Белобоку!

– Что нам необходимо, чтобы делать покупки? (Что мы носим в кошельке?)

– Как вы думаете, в чем отличие покупки от подарка?

– Что мы покупаем в магазинах и на рынке?

– Как одним словом можно это назвать?

Игра «Угадай: что в мешочке?».

Детям предлагается ситуация: кот Белобок гулял по лесу и нашел волшебный мешочек. Воспитатель показывает мешочек, дети на ощупь определяют по очереди, что лежит в мешочке. Воспитатель показывает, что находилось в мешочке на самом деле (монеты и банкноты).

IV-й блок

Организуется обсуждение, в ходе которого выясняются представления детей о том, для чего нужны деньги, о достоинстве банкнот, умении считать и сравнивать деньги разного номинала.

– А вы знаете, для чего нужны деньги?

– Что можно купить за деньги, а что нельзя?

– Какие бывают деньги?

(Бумажные, монеты, валюта разных стран.)

Для выяснения представлений детей о достоинстве денег воспитатель проводит игровое упражнение «Что сколько стоит?». Детям раздают карточки, на которых изображены товары и деньги разного номинала (банкноты, монеты), им предлагается соотнести товары с тем количеством денег, которое за них нужно отдать. Дети при помощи маркера отмечают соответствия.

V-й блок

Карточки остаются на столах, воспитатель использует их для обсуждения следующих вопросов:

– Сможешь ли ты купить что-то из изображенных предметов?

– Почему?

– Где ты сможешь взять деньги?

– Откуда появляются деньги в семье?

– На что можно потратить заработанные деньги?

– Из чего складываются общие деньги семьи?

Воспитатель называет действия, а дети определяют, больше станет денег в семье или меньше в каждой конкретной ситуации.

1. Покупка хлеба в магазине – …

2.  Оплата коммунальных услуг – …

3. Папа получил премию – …

4. Дедушка выиграл в лотерею – …

5. Поездка на море – …

6. Ремонт квартиры – …

7. Продали яблоки с дачи – …

8. Бабушка получила пенсию – …

9. Покупка игрушки – …

После выполнения заданий воспитатель продолжает знакомить детей с содержанием сказки.

Давай поступим так, – предложила Лиса Белобоку.

– Есть у меня большое дупло на примете, – проговорила она, выразительно поглядывая на мышку. – Я показываю тебе новый дом, где ты сможешь укрыться от дождя и холода, а ты отдаешь мне мышь.

Белобок призадумался:

– Если мышка для Лисы так желанна, то, может быть, за нее можно выпросить гораздо больше: пусть Лисонька поможет ему обустроиться на новом месте, расскажет о лесных обычаях, даст полезные советы. Стоит подумать над этим, тем более, что кроме мышки, у него ничего нет. А Лиса в нетерпении помахивает кончиком хвоста, переступает с лапы на лапу, словно торопит кота, мол, не жадничай, решайся. Но кот оробел, в первый раз он делает самостоятельный выбор, от которого зависит его дальнейшая жизнь в лесу. Кот покрутил лапкой ус и…

– Дай мне посмотреть твою добычу, – вдруг попросила кота Лиса, ей надоело ждать. И у нее уже созрел коварный план, недаром в лесу она слыла плутовкой.

«Да это и не мышка вовсе, – воскликнула Лиса, – а так, маленький мышонок, в нем и мяса-то нет, один хвостик, – запричитала она. Удивленный такой несправедливостью, кот разжал лапы, и мышка вырвалась на волю. «Держи ее, лови ее», – разом закричали Лиса и Белобок. «Что это вы тут делаете?» – услышали они грозный голос главного стража порядка в лесу – Волка: «Опять ты, Рыжая, ловить мышей вздумала?» «Что ты, что ты, Серый, – оправдывалась Лиса. – Этот малыш случайно потерялся, и мы вместе с котом решили отнести его к мамаше, но он, глупый, от нас удрал».

«Чем лесные законы нарушать, за мышами охотиться, – строго предупредил Волк, – лучше занялись бы полезным делом».

– Мне жить негде, – пожаловался кот. «Сначала можно пожить в дупле, осмотреться, познакомиться с соседями, найти себе дело по душе, – с важным видом проговорил Волк. – А потом, как только освоишься, станешь достойным лесным жителем, всем миром построим тебе настоящий дом и справим новоселье». Тут Белобок размечтался.

– Стоп, – вдруг сказал самому себе кот, – мечты мечтами, а дупло где найти? – прокричал он уже в спину удаляющегося Волка.

«Тоже мне проблема, – усмехнулся страж порядка, – выбирай любое дупло и живи сколько хочешь». «И много свободных?» – осторожно поинтересовался кот. «Да как деревьев в лесу», – ответил Волк. Только теперь понял Белобок коварство Лисы. Воспользовалась Лисонька его наивностью, незнанием жизни леса и его обитателей. Да, трудно будет ему, новичку, в лесном царстве. Но делать нечего, нужно искать жилплощадь, да и запали ему в душу слова Волка о собственном деле. «Что это такое? Эх, без Лисы тут не обойтись», – подумал кот. А Лиса Рыжий хвост как почувствовала сомнения кота. «Пригожусь я тебе, Белобок, еще как пригожусь», – пообещала она.

Свободное дупло нашлось почти сразу же: невысоко над землей, просторное, теплое – живи, не горюй. Воспрянул духом кот. Жизнь-то налаживается.

Телефон

У меня зазвонил телефон.

– Кто говорит?

– Слон.

– Откуда?

– От верблюда.

– Что вам надо?

– Шоколада.

– Для кого?

– Для сына моего.

– А много ли прислать?

– Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!

 

А потом позвонил

Крокодил

И со слезами просил:

– Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

 

– Постой, не тебе ли

На прошлой неделе

Я выслал две пары

Отличных калош?

– Ах, те, что ты выслал

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

 

И ждем, не дождемся,

Когда же ты снова пришлешь

К нашему ужину

Дюжину

Новых и сладких калош!

 

А потом позвонили зайчатки:

– Нельзя ли прислать перчатки?

 

А потом позвонили мартышки:

– Пришлите, пожалуйста, книжки!

 

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь.

 

– Погодите, медведь, не ревите,

Объясните, чего вы хотите?

 

Но он только «му» да «му»,

А к чему, почему –

Не пойму!

 

– Повесьте, пожалуйста, трубку!

 

А потом позвонили цапли:

– Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!

 

И такая дребедень

Целый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень.

 

А недавно две газели

Позвонили и запели:

– Неужели

В самом деле

Все сгорели

Карусели?

 

– Ах, в уме ли вы, газели?

Не сгорели карусели,

И качели уцелели!

Вы б, газели, не галдели,

А на будущей неделе

Прискакали бы и сели

На качели-карусели!

 

Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

– Неужели

В самом деле

Все качели

Погорели?

Что за глупые газели!

 

После демонстрации мультфильма организуется беседа по вопросам.

–Что попросил слон?

– Найдите карточку лото с изображением слона и заполните пустое окошко карточкой с изображением шоколада. На лото выкладывается карточка с нарисованной плиткой шоколада.

–Что попросил крокодил?

Найдите карточку лото с изображением крокодила и заполните пустое окошко карточкой с изображением калош. На лото выкладывается карточка с нарисованными калошами.

 – Что попросили зайчатки (мартышки, медведь, цапли)?

На лото выкладываются карточки с соответствующими рисунками.

– А что бы попросили вы, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель выслушивает ответы ребят и объясняет: все, что нужно героям сказки, можно назвать одним словом – потребности.

– Потребности – это то, что нам нужно, без чего мы не можем обойтись.

3. – Ребята! Свои потребности есть и у человека и у животных. Я вам сейчас загадаю загадки, а вы их отгадаете и расскажете, какие потребности есть у животных.

Воспитатель загадывает загадки.

 

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый… (воробей).

 

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь.)

 

Проворная зверюшка

Живет в дупле-избушке,

Целый день – скок-поскок,

Отыскала грибок,

Нанизала на сучок,

Заготовила впрок.

(Белка.)

4. – Ребята, а знаете ли вы сказки, в которых говорится о потребностях людей или животных?

Дети вспоминают сказки («Аленький цветочек», «Цветик-семицветик» и др.), рассказывают, какие именно потребности описываются в этих сказках.

5. Заключительная часть.

Выполнение упражнений в тетради экономических заданий:выбери на рисунках те предметы, которые характеризуют желания кота Белобока; обведи предметы красным цветом.

Тема 1.3. Потребности семьи

Цели: закрепить понятие о потребностях на примере потребностей семьи; формировать умение выбирать предметы и определять потребности в различных ситуациях; развивать воображение, самостоятельность мышления.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Педагогические средства: беседа, дидактическая игра «Потребности семьи», просмотр мультфильма, упражнения.

Оборудование:

– тетрадь экономических заданий;

– лото «Кому что нужно?»;

– компьютер;

– проектор;

– экран;

– доступ к сети Internet со скоростью не менее 2 Мбит/с;

– колонки;

– фрагмент мультфильма «Ох и Ах идут в поход» (1-я серия).

Тема 1.4. Что мне нужно?

Цели: сформировать представление о возможностях; развивать умение выбирать предметы и определять потребности в различных ситуациях,соотносить собственные желания и возможности.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Педагогические средства: беседа, изобразительная деятельность, упражнения.

Оборудование:

– изображение кота Белобока;

– тетрадь экономических заданий;

– цветные карандаши.

Кто построил дом?

Я решил построить дом.

Ямку выкопал с трудом.

Вышла ямка мелковата,

То ль лопата маловата?

То ли силы маловато?

Тут бы нужен экскаватор!

По стене летит как белка,

Пахнет свежестью побелка.

Вдруг подуло ветерком,

Потянуло сквозняком,

В окна дождик начал лить,

Надо рамы застеклить!

Взял стекло я. взял алмаз,

По стеклу царапнул раз —

Только писк идет да скрежет,

А стекла алмаз не режет!

Я к стекольщику бегу.

– Помогите!

– Помогу!

Взял стекло он, взял алмаз.

Р-р-р-а-з!

Разрезал, словно масло.

Вбил гвоздочки, взял замазку.

Вот и вставлено стекло!

В доме сухо и тепло,

Люди смотрят, веселятся,

Дом готов, пора вселяться!

Вот за праздничным столом

Все, кто строил этот дом:

Экскаваторщик, бетонщик,

Каменщик, шофер, маляр,

Слева кровельщик, стекольщик.

Справа плотник и столяр.

Я не зря их усадил

На почетном месте,

Что не сделает один –

Сделаем все вместе!

Воспитатель организует беседу по вопросам.

– Назовите специальности, о которых шла речь в стихотворении.

(Экскаваторщик, стекольщик, плотник, столяр, кровельщик, каменщик и др.)

– Что делают работники этих специальностей?

– Какая у них общая профессия?

(Строители.)

 

5. Звучит куплет песни «Заводи мотор!».

– Наш самолет совершил посадку в городе Спорта.

– Какие виды спорта вы знаете? Как называют людей, профессионально занимающихся этими видами спорта?

(Плавание – пловец, футбол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.246 с.)