Глава 1. Введение в теорию организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Введение в теорию организации



Водопьянова Н.А.

 

 

Теория организации

Электронное учебное пособие

 

 

Волжский

2019


УДК 539.1(07)

ББК 22.383я73

К 909

Рецензенты:

доцент кафедры корпоративного управления Волгоградского института управления(филиала) РАНХ и ГС, докт. соц. наук.

Суббочев Н.С,

профессор кафедры менеджмента МБОУ ВО «Волжский институт экономики, педагогики и права», докт. экон. наук

Плякин А.В.

 

Издается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

 

Теория организации [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.А. Водопьянова; ВПИ (филиал) ВолгГТУ, –  Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,58 МКБ). – Волжский, 2019. – Режим доступа: http://lib.volpi.ru. – Загл. с титул. экрана.

ISBN

 

 

Предлагаемое учебное пособие способствует более эффективному усвоению основных разделов курса «Теория организации» и содержит различные вопросы изадания, которые являются отличной тренировкой для развития системного мышления у студентов. Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика»- и 38.03.02 «Менеджмент», а также других специальностей.

 

      Ил. 12, табл. 8, библиограф.: 29 назв.

 

  ISBN                                                                        Ó Волгоградский государственный                                                                                                            технический университет, 2019                                                                              Ó Волжский политехнический                               институт, 2019
 

 

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Введение в теорию организации 6
1.1.Назначение, сущность, цели, задачи дисциплины. 6
1.2.Теория организации в системе наук 12
Глава 2. Развитие организационно - управленческой мысли 15
2.1.Классическая теория организаций 15
2.2. Вклад в теорию организации зарубежных школ менеджмента середины ХХ века 234
2.3. Развитие организационной теории в России 29
2.4.Современные школы и направления теории организации 40
Глава 3. Организация как система 63
3.1. Общие понятия теории систем 63
3.2.Классификация систем 64
3.3. Возможные результаты при нарушении целостности системы 68
Глава 4. Законы организации 70
4.1. Понятия «зависимость», «закон», «закономерность» 70
4. 2. Объективные законы организации 72
4.3.Субъективные законы организации 78
4.4. Принципы организации 82
Глава 5. Организационная среда 106
5.1. Внутренняя и внешняя среда организации 106
5.2. Основные факторы внешней среды прямого воздействия 111
5.3. Основные факторы внешней среды косвенного воздействия 115
5. 4.Основные факторы глобальной внешней среды 119
5.5.Взаимосвязь организации с внешней средой 121
Глава 6. Классификация организаций 130
6.1. Типология организаций по организационно – формальному критерию 130
6.2.Функциональный подход к типологии организаций 134
6.3.Социально-психологический подход к типологии организаций 134
6. 4.Дополнительные классификации организаций 138
Глава 7. Организационная культура 141
7.1. Понятие организационной культуры 141
7.2.Функции организационной культуры 147
7. 3.Типы организационной культуры 149
7.4.Факторы, влияющие на культуру организации 155
Глава 8. Будущее организаций 161
8.1.Причины и основные направления современных организационных изменений 161
8.2.Свойства и виды организаций будущего 164
Итоговое тестовое задание 170
Библиографический список 181

 

Введение

 

Одной из основных задач высшей школы является формирование у молодого специалиста системного мышления на основе глубокого понимания явлений, процессов и отношений, возникающих как в рамках отдельной организации так и за ее пределами.

Центральной проблемой учебного пособия является рассмотрение закономерностей функционирования современных организаций, анализ законов и принципов их функционирования, изучение возможных направлений их развития.

В пособии использованы теоретические предпосылки обще признанных исследователей организаций и систем: Г. Форда, А. Файоля., П. Друкера, Г. Саймона, Г. Минцберга,

Ограниченный объем учебного пособия не позволил рассмотреть с достаточной полнотой все вопросы курса теории организации, включенные в программу. Однако при построении концепции пособия и изложении материала автор стремилась реализовать принципы комплексности и компактности, что позволяет студентам сконцентрироваться на главных положениях изучаемой дисциплины. Логически материал представлен в главах, каждая  имеет структуру, адекватную главным задачам пособия, и представлена соответствующими блоками.

1. Опорный конспект  лекции кратко раскрывает содержание каждой темы.

2. Вопросы для самоконтроля предлагаются студентам для самопроверки, а также для текущего контроля.

3. Тесты и упражнения являются неотъемлемой частью пособия и направлены на закрепление изученного по теме материала, на освоение навыков и умений, связанных с логикой мышления, на развитие способностей анализа и синтеза информации.

4. Список литературы для студентов подобран с учетом трудоемкости курса, исходя из реальных возможностей и бюджета времени студентов.

Особенностью учебного пособия является доступность изложения материала и ее наглядность: использование схем, рисунков, графиков, иллюстрирующих изучаемое явление, систематизирующих и обобщающих учебный материал.

 

 


 

Вопросы для самоконтроля

1. Проблематика теории организации в работах Ф.У. Тейлора.

2. Концепции Х и У Д. Макгрегора.

3. Теория четырех стилей управления Р. Лайкерта.

4. Организация как социальная система по Ч. Барнарду.

5. Организация как система принятия решений по Г. Саймону.

6.  Модель организации как рациональной, искусственной системы и естественная модель организации по Э. Голднеру.

7.  Вклад отечественной науки в теорию организации в начале ХХ века. Тектология А.А. Богданова.

8. Концепции организации середины ХХ века А. Чандлера, И. Ансоффа, Г. Минцберга, П. Дракера, Д. Норта.

9. Современные тенденции развития теории организации.

 

Примеры тестовых заданий:

1. Предметом научных исследований теории организаций является:

А) система отношений складывающихся в процессе производства, потребления и распределения редких благ, в условиях относительной ограниченности производственных ресурсов.

Б) целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.

В) организационный опыт социальных систем.

2. Классическая школа теории организации сформировалась:

А) в начале ХIX века;

 Б) в начале ХХ века;

В) в конце XVIII века;

Г) в начале ХХI века;

3. Э. Мэйо в рамках научного подхода к управлению организациями исследовал:

А) проблемы рационализации отдельного трудового процесса;

Б) основные методы управления организациями;

В) систему и структуру социальных отношений складывающихся в рамках организации;

Г) проблемы организации производства в целом;

Д) проблему эффективного использования ограниченных ресурсов;

4. Р. Лайкерт считал необходимым в рамках эффективной организации концентрировать внимание руководства на:

 А) контроле за методами исполнения работниками полученных заданий;

Б) построении оптимальных социальных отношениях между сотрудниками;

В) контроле за совокупным результатом деятельности организации;

5. Вся система научного менеджмента направлена на:

А) максимизацию прибыли;

Б) удовлетворение потребностей наемного персонала;

 В) достижение максимальной общественной полезности труда;

6. Основными представителями социального подхода к организации в рамках отечественной школы являются:

А) Ф.У.Тейлор, А.Файоль;

Б) А. Гьюлик, Л. Урвик;

В)Г. Саймон, Р. Лайкерт;

Г) И.Ансофф, А. Чандлер;

Д)А.А. Богданов, А.К. Гастев;

Е) В.М. Бехтерев, Н.А. Витке;

7. По мнению Г. Минтцберга в инновационной организации используются такие принципы как:

 А) объединение в коллектив специалистов из различных областей знаний;

 Б) оперативное изменение состава и проектная структура организации;

В) большой удельный вес вспомогательного персонала и низкий -техноструктуры;

Г) поддержание высокой производительности путем стандартизации рабочих процессов;

Д) небольшой удельный вес вспомогательного персонала и высокий -техноструктуры;

Е) поддержание высокой производительности путем прямого управления;

8. Отечественная школа теории организаций переживала свой рассвет в период:

А)1900-1920-е г.г.

Б)1930-1950-е г.г.

В)1960- 1980-е г.г.

Г) 1990-2000г.г.

9. Наиболее известной работой представителя ситуационной школы теории организаций И. Ансоффа является:

А) «Критика политической экономии»;

Б) «Принципы научного менеджмента»;

 В) «Основы менеджмента»;

Г) «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики»;

Д) «Стратегическое управление»;

Е) «Человеческие проблемы в индустриальной цивилизации»;

10. Представители школы научного менеджмента считали необходимым концентрировать внимание руководства на:

А) контроле за методами исполнения работниками полученных заданий;

Б) построении оптимальных социальных отношениях между сотрудниками;

В) контроле за совокупным результатом деятельности организации;

11. Согласно современным концепциям теории организации источником конкурентных преимуществ современных фирм являются:

 А) обширные связи;

 Б) монополизация рынка;

 В) уникальные и эффективно используемые человеческие ресурсы;

 Г) трудно воспроизводимые технологии и ноу-хау;

 Д) «железная» дисциплина;

12. По мнению Ф.У. Тейлора, рабочий:

А) склонен к самоконтролю и проявлению инициативы;

Б) ленив и безответственен;

В) может работать только по личной просьбе начальника;

13. По мнению А.А. Богданова организационные законы применимы:

А) только в организации людей и вещей;

Б) только в организации вещей и идей;

В) только в организации вещей;

Г) в организации людей, идей и вещей;

14. Согласно современным теориям организаций главный потенциал повышения эффективности организаций заключается:

А) в организационной культуре;

 Б) в человеческих ресурсах;

 В) в рационализации трудового процесса;

Г) в точном определении функции и полномочий каждого сотрудника организации;

15. По мнению Э. Мэйо, повысить производительность труда в организации можно:

А) посредством максимальной рационализации движений и инструментов труда;

Б) посредством развития института социального участия в организации;

В) посредством ужесточения контроля и дисциплины;

16. По мнению Д. МакГрегора для человека затраты умственных и физических усилий в процессе труда:

А) естественны;

Б) противоестественны;

В) неожиданны;

17. По мнению А. Файоля в рамках административной деятельности можно выделить функции:

А) производства, коммерции, финансов, бухгалтерского учета,, администрирования и безопасности;

Б) предвидения, планирования, организации, координации и контроля;

В) распределения, производства, обмена и потребления;

18. В работе Н.А. Витке «организация управления и индустриальное развитие» утверждается, что руководитель:

А) может быть наименее технически компетентным работником в организации;

Б) должен быть наиболее технически компетентным работником в организации;

В) должен быть самым авторитетным и компетентным работником в организации;

19. По мнению В. М. Бехтерева и А. С. Макаренко:

А) чем слабее сплоченность коллектива и многообразнее личные цели сотрудников организации, тем больше у организации возможностей в достижении целей ради которых она возникла;

Б) чем слабее сплоченность и организованность коллектива, тем меньше у него возможностей в достижении целей, ради которых он возник;

В) чем большее в организации осознание коллективных целей, тем более длительное будет существование самой организации;

20.. Появление новейших теории организаций связано, прежде всего, с появлением:

А) феномена разделения труда;

Б) нарастания глобализации и конкуренции в мировой экономике;

 В) с развалом СССР;


 

Общие понятия теории систем

Основой теории организации является теория систем. Система — это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности.

Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление[27].

Система может быть большой и ее целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема — это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (например, экономическая, организационная, техническая подсистема).

 

Рисунок 5-. Схема функционирования системы

 

Свойства систем:

• система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации — законе самосохранения;

• система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);

• в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов). Каждая система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь.

 

Классификация систем

 Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной [24].

Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный — может испортить информационную и техническую базу компьютера.

Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человеческий организм и др. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее, последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов; решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений, т. е. он должен правильно ответить на вопрос: «Что будет, если...?»

Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.

Перечисленные виды подсистем обладают различным уровнем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реализации решений.

Рисунок 6.- Соотношение неопределенностей в деятельности различных подсистем

Не случайно в мировой практике легче получить статус профессионала в технической подсистеме, значительно труднее — в биологической и чрезвычайно трудно — в социальной.

Можно привести очень большой список общепризнанных выдающихся конструкторов, изобретателей, рабочих, физиков и других специалистов-техников; значительно меньше — выдающихся врачей, ветеринаров, биологов и т.д.; на пальцах можно перечислить выдающихся руководителей государств, организаций, и т.д.

Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая — техническую.

Специфическая классификация систем [17]:

Кроме основной, системы имеют следующую классификацию:

• искусственные и естественные, открытые и закрытые,

• детерминированные и стохастические,

• жесткие и мягкие.

В дальнейшем каждый подвид системы будем именовать также системой ввиду большого набора организаций, включаемых в них. Таким образом, мы будем говорить о технической, биологической, социальной, искусственной и других системах.

Искусственные системы создаются человеком для реализации заданных программ или целей. Например, конструкторское бюро, клуб любителей пива, компьютерная сеть, спутниковый комплекс.

Естественные системы создаются природой, человеком, а, возможно, и Богом для реализации целей мирового существования. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, муравейник.

Открытые системы характеризуются открытым характером связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информации.

Закрытые системы характеризуются преимущественно внутренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, семья на Востоке.

Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство типовой продукции.

Стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компании, игра в русское лото.

Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого — слабой устойчивостью. Например, система котировок ценных бумаг, новые организации, человек при отсутствии твердых жизненных целей.

Жесткие системы — это обычно авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей, организации. Такие системы обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям и слабо реагируют на большие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы.

Кроме того, системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными.

Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Таким образом, системный характер организации — это необходимое условие ее деятельности. Проанализируем далее, к чему может привести организацию отсутствие данных признаков системы.

 

Принципы организации

Рассматриваемые далее принципы входят в состав механизма реализации законов организации.

 Принципы приоритетов[25].

Организация как любая материальная система проходит все стадии жизненного цикла или часть их. Этапы можно объединить в две группы: статическую и динамическую.

Статическая организация включает: порог нечувствительности и ликвидации (утилизации). В такой организации внутренние и внешние отношения рассматриваются в отрыве от их развития. Это довольно плодотворный метод при подготовке документов, регистрации, физического создания организации, создания, реорганизации и ликвидации организаций. Например, ремонт радиоаппаратуры лучше производить в отключенном от сети состоянии.

Динамическая организация включает: внедрение, рост, зрелость насыщение, спад и крах. В такой организации преобладают координирующие действия. Так, отладку радиоаппаратуры лучше проводить в рабочем состоянии (on line power).

Принцип приоритета цели: в системе цель—задача—функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция.

Принцип приоритета функций над структурой при создании организаций: Создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности и для этих групп формируется набор функций. Для конкретного набора функций создается набор структурных единиц. Если невозможно сформировать набор структурных единиц адекватных набору функций, то вновь рассматриваются варианты по принципу приоритета цели.

Принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются. Создается уникальное для каждой организации взаимодействие элементов. Для сохранения этих взаимодействий имеется очень небольшой диапазон изменения структуры в виде ликвидации, расширения или создания отдельных звеньев; увольнения или приема отдельных людей в рамках сокращения или увеличения выполняемых функций. При превышении этого диапазона организация может не справиться с новыми функциями.

Например, оборонное предприятие по производству танков не получает государственного заказа и простаивает. Руководителю предлагают два варианта плана конверсии: первый - переход на выпуск изделий ширпотреба: ложек, вилок, кроватей и т.д., а второй — переход на выпуск автомобилей для инвалидов. Первый вариант на бумаге более выгоден, однако реально осуществить его будет практически невозможно без полной реорганизации. Второй вариант более приемлем, и окажется более прибыльным, так как уже существующие звенья и налаженная система коммуникаций при небольших изменениях могут сразу включиться в слаженную работу. Таким образом, у действующей организации небольшой выбор среди новых наборов функций.

Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена): при создании организации собственник или учредители должны подбирать «под себя» персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организации. Особое внимание должно уделяться персоналу, личностным и профессиональным характеристикам работникам. На стадии создания должны быть заложены основы комфортной работы.

Принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций: руководители и главные специалисты организации должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости. Например, главный бухгалтер организации ушел на пенсию. Коллектив бухгалтерии вправе рассчитывать, что новый руководитель будет не хуже прежнего. Поэтому задачей руководства будет поиск либо из состава бухгалтерии, либо со стороны адекватной замены.

Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами[16]: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач. Учитывая, что задачи конкретизируются набором функций, необходимо, чтобы они были материализованы с учетом необходимого резерва. В противном случае одна или несколько функций не будут реализованы, а стоящие за ними задачи и цель также не будут выполнены.

Принцип соответствия распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. Не допускается ситуации, когда подчиненный по другим каналам является линейным руководителем своего руководителя (начальник своего начальника). У президента акционерного общества открытого типа линейным руководителем выступает собрание акционеров, которое может даже снять его с должности, однако снять с должности человека, находящегося на более низкой ступени управления, собрание не имеет права, а может только поручить президенту ОАО решить этот вопрос.

Даже у президента страны должен быть линейный руководитель, который представлен в виде коллективного органа: конгресс, парламент и т.д.

Принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами. Приоритет в большинстве случаев принадлежит эффективности. Так, увеличение эффективности всегда связано с увеличением качества изделий, а это в свою очередь приводит к увеличению затрат, и это оправдано.

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления. Как показывает практика, очень маленькие и очень большие организации работают менее эффективно, чем их промежуточные по размеру аналоги. Многие руководители не замечают, что их организации постепенно превращаются в больших монстров с нарастающими трудностями производства и управления. Вовремя произвести объединение или разъединение организаций на филиалы — это важная задача руководителей. Критерии проведения этой работы — снижение спроса на товары, рост незапланированных увольнений персонала, рост затрат на управленческий аппарат.

Далее перечислим принципы, касающиеся непосредственно производственного процесса [16].

Принцип специализации: разделения труда обуславливает выделение и обособление отдельных операций, отличающихся особым производственным процессом.

Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомогательных операций.

Далее перечислим еще ряд принципов без подробных объяснений.

Принцип ритмичности: производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам.

Принцип пропорциональности: вспомогательные производственные и информационные процессы должны соответствовать основным производственным процессам.

Принцип параллельности: параллельное выполнение отдельных частей производственного и информационного процессов.

Принцип непрерывности: обеспечение непрерывного производственного и информационного процесса.

Принцип синхронизации (системный принцип): среди производственных и информационных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений.

Принципы формирования процесса организации

Процесс организации отражает количественные и качественные изменения объекта управления на всех его фазах, этапах и стадиях. Если изменений нет, то нет и самого процесса. Упрощенно схема процесса организации представляется в виде следующих этапов:

Ц (цель) – С(ситуация) – П(проблема) – Р(решение)

Каждый этап состоит из набора процедур и операций. Набор процедур для всех этапов одинаков и включает: разработку, согласование, утверждение, организацию и принятие решений. Каждая процедура включает следующий набор операций: определение, формулировка, разработка вариантов, накопление, хранение, обработка, анализ и оценка, разработка средств реализации и др.

В зависимости от построения, выбора того или иного сочетания процедур и операций процесс организации может получить следующие свойства [36]: устойчивость или изменчивость, непрерывность или дискретность, цикличность или однократность. Каждое свойство процесса имеет сферу эффективного приложения. Рассмотрим реализацию каждого свойства процесса.

Устойчивость. При возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по сложившейся схеме: Ц – С – П – Р

Этот процесс связан с созданием некоторого запаса, компенсирующего возможные отклонения при корректировке цели, изменении ситуации или изменении варианта решения.

Изменчивость. При возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс будет протекать по новой схеме: Ц1 – С1 – П1 – Р1

Этот процесс связан с созданием запасных вариантов при заранее предусмотренных параметрах возмущающих воздействий. В этом случае соответствующий руководитель должен иметь набор инструкций с грифом «вскрыть в случае...». Если случатся непредвиденные возмущающие воздействия, то процесс может пойти по непредсказуемой схеме с большими затратами всех ресурсов.

Непрерывность. При возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по сложившейся схеме: Ц — С — П — Р путем постепенного изменения (увеличения или уменьшения) объема работ, выполняемых на всех этапах одновременно.Этот процесс связан с эволюционными (постепенными) изменениями в выполнении операций на каждом этапе.

Дискретность. При возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по сложившейся схеме: Ц — С — П — Р путем постепенного изменения (увеличения или уменьшения) объема работ, выполняемых полностью на каждом этапе: сначала на одном, затем на другом и т.д. Этот процесс связан с постепенным наращиванием или ослаблением до заданного конечного состояния одного этапа (начинают обычно с цели), а затем переходят к следующему этапу и т.д.

Цикличность. При возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по сложившейся схеме: Ц — С — П — Р путем многократного (циклического) прохождения по всем этапам процесса до выполнения поставленного условия. Этот процесс связан с постоянной коррекцией выполняемых операций в зависимости от промежуточных результатов.

Однократность. При возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по сложившейся схеме: Ц — С — П — Р путем однократного прохождения по всем этапам процесса и достижения поставленной цели по принципу: «пришел, увидел, победил!». Этот процесс связан с высоким профессионализмом руководителя и наличием благоприятных условий для выполнения цели.

Таким образом, руководитель или специалист, разрабатывающий решение, всегда может подобрать необходимый набор свойств процесса для эффективного достижения поставленной цели. Если свойства процесса не учитываются, то руководители часто сталкиваются с трудностями или непредсказуемыми последствиями.

Выбор схемы процесса организации предопределяет дальнейшие действия руководителя.

В результате анализа свойств процесса организации можно сформировать следующие принципы его построения:

• Процесс должен быть направлен на достижение целей, а не на устранение возмущающих воздействий.

• При выявлении проблемы необходимо учитывать как можно больше управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на процесс.

• Следует максимально сокращать влияние субъективного фактора на процесс.

• Процесс должен обеспечиваться оптимальной информационной средой.

• Процедуры и операции каждого этапа процесса должны быть обоснованы.

• Обеспечение соответствия свойств процесса техническим и организационным ресурсам организации.

Процессу организации уделяют значительное внимание в промышленно развитых странах. Так, в некоторых японских фирмах используется пять этапов организации:

• первый этап: руководство фирмы совместно с привлеченными специалистами разрабатывает общие соображения о производстве новой продукции, рынках сбыта;

• второй этап: эскизная разработка конструкторского и технологического проектов;

• третий этап: согласование с конкретными исполнителями деталей технологического проекта, согласование с дилерами деталей продвижения продукции на рынке;

• четвертый этап: разработка конкретных решений и проведение паблик-рилейшнз;

• пятый этап: доработка всех документов, их визирование (каждый причастный к работе ставит печать своей печаткой) и окончательное согласование.

Далее следует выбор лучшего решения. Затем все документы либо направляют в работу, либо кладут в сейф инноваций до лучших времен.

Принципы рационализации. В любой организации постоянно происходят различного рода изменения либо по инициативе руководства, либо по инициативе рядовых работников, либо по стечению обстоятельств. Проводником таких изменений является человек, как на уровне разработки решения, так и на уровне исполнения.

Изменения в организации — объективный процесс и регулируются законом единства анализа и синтеза. Принципы рационализации формируют механизм таких преобразований. Этот механизм включает технологию мыслительных аспектов деятельности человека, технологию консультационной деятельности, социологическую и психологическую палитры восприятия перемен организацией, самоорганизацию работников в форме кружков качества и т.д.

Рационализм (лат. ratio — разум) — усовершенствование, формирование более целесообразной организации чего-либо, например производства, принятие решений по ранее разработанным алгоритмам, правилам, законам. Рационализм как философское направление признает разум основой познания и поведения людей.

Рационализация как процесс должна привести к новому состоянию организации (к новой результативности), т. е. к достижению максимально возможного уровня эффективности при существующих в данный момент экономических условиях.

Результативность имеет семь составляющих:

• удовлетворенность потребителя,

• настроение и подготовка работников,

• внутренняя производительность,

• нововведения,

• подготовка и результативность руководства,

• операционная (финансовая) смета,

• социальная ответственность.

Результативность организационной системы характеризуется действенностью и экономичностью затрат, прибыльностью, качеством трудовой жизни и внедрением новшеств.

• Действенность определяется достижением заданного уровня трех критериев: качества, количества и своевременности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.14 с.)