Повозки или позабытая история транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повозки или позабытая история транспорта




Ко­лес­ные по­воз­ки су­ще­ство­ва­ли уже во вре­ме­на до­и­сто­ри­че­ские; о них упо­ми­на­ет­ся в самых древ­них ис­точ­ни­ках как о пред­ме­тах об­ще­из­вест­ных. Так, в одном из древ­ней­ших стихов Вед упо­треб­ле­но срав­не­ние: "как за конем ка­тит­ся колесо, так оба мира за тобой".

В Азии по­воз­ки упо­треб­ля­лись из­дав­на, од­но­вре­мен­но с вер­хо­вы­ми и вьюч­ны­ми жи­вот­ны­ми. Греки во вре­ме­на Гомера поль­зо­ва­лись ко­лес­ни­ца­ми. По­дроб­но­сти кон­струк­ции древ­них по­во­зок оста­ют­ся неиз­вест­ны­ми; только внеш­няя форма боевых двух­ко­лес­ных ко­лес­ниц хорошо изоб­ра­же­на на многих со­хра­нив­ших­ся ба­ре­лье­фах и других изоб­ра­же­ни­ях.


UNGEWITTER, HUGO (1869-c.1944)

A Noblewoman Alighting her Carriage, signed and dated 1906.
Нет со­мне­ния ввиду многих мест древ­них ав­то­ров, что и для пе­ре­воз­ки грузов из­дав­на упо­треб­ля­лись ко­лес­ные по­воз­ки. Так, Гомер по­вест­ву­ет, что На­взи­кая про­си­ла у отца по­воз­ку, чтобы везти с по­дру­га­ми на берег моря мыть одежды. По­воз­ки этого рода бывали двух- и че­ты­рех­ко­лес­ные: их изоб­ре­те­ние Плиний при­пи­сы­ва­ет фри­гий­цам. Колеса такого "plaustrum" были крепко на­са­же­ны на оси, ко­то­рые вер­те­лись вместе с ними, как у наших же­лез­но­до­рож­ных ва­го­нов, в под­шип­ни­ках, непо­движ­но при­креп­лен­ных к кузову. Такие по­воз­ки, очень непо­во­рот­ли­вые, и теперь су­ще­ству­ют на о-ве Фор­мо­зе.


TSERETELLI, ZURAB (B. 1934).

У древ­них персов су­ще­ство­ва­ла пра­виль­но ор­га­ни­зо­ван­ная поч­то­вая гоньба; цар­ские гонцы быстро раз­во­зи­ли по­ве­ле­ния и в других древ­них го­су­дар­ствах, но о пра­виль­но ор­га­ни­зо­ван­ной пе­ре­воз­ке пас­са­жи­ров на ло­ша­дях из­вест­но по­дроб­нее лишь со времен римлян. Извоз этого рода со­дер­жа­ли част­ные люди (экипаж; "cisium") был двух­ко­лес­ный, с дышлом, на­по­до­бие каб­ри­о­ле­та, но без рессор, с си­де­ньем, под­ве­шен­ным на ремнях. В него вле­за­ли со сто­ро­ны ло­ша­дей, а не сзади, как в ко­лес­ни­цах; изоб­ра­же­ния ци­зи­у­ма встре­ча­ют­ся уже на этрус­ских вазах. В таких эки­па­жах ездили очень скоро: по сви­де­тель­ству Све­то­ния, им­пе­ра­тор про­ез­жал в легких "meritoria vehicula" рас­сто­я­ния до 150 в. в сутки.

 


В.Серов. Одис­сей и Нав­си­кая

   Го­раз­до больше све­де­ний мы имеем о па­рад­ных эки­па­жах римлян. У древ­них вообще поль­зо­ва­ние па­рад­ны­ми ко­лес­ни­ца­ми было при­ви­ле­гий вы­со­ко­по­став­лен­ных лиц и жрецов; изоб­ра­же­ния богов во время про­цес­сий тоже возили в особых ко­лес­ни­цах. Част­ные лица при­сво­и­ли себе это право только во вре­ме­на упадка нравов, а при им­пе­рии укра­ша­ли свои эки­па­жи со всею воз­мож­ной рос­ко­шью. Самый древ­ний тип — "arcera", о нем упо­ми­на­ет­ся в за­ко­нах две­на­дца­ти таблиц; это была че­ты­рех­ко­лес­ная от­кры­тая те­леж­ка; для женщин ее делали на двух ко­ле­сах. Столь же древни и но­сил­ки, ко­то­рым впо­след­ствии стали при­да­вать такое рос­кош­ное устрой­ство, что Цезарь счел нужным издать закон, огра­ни­чи­ва­ю­щий эту рос­кошь.

 


Гра­вю­ра с изоб­ра­же­ни­ем поч­то­во­го ди­ли­жан­са в чёрно-крас­ных цветах поч­то­во­го ве­дом­ства в окрест­но­стях Нью­мар­ке­та (Саф­фолк) в 1827 году. Сзади виден охран­ник.


Несколь­ко позд­нее был при­ду­ман "саrреntum", двух­ко­лес­ный экипаж с по­лу­ци­лин­дри­че­ской крыш­кой, и "carruca", ро­до­на­чаль­ни­ца со­вре­мен­ных карет, че­ты­рех­ко­лес­ная по­воз­ка с по­кры­тым ку­зо­вом, при­под­ня­тым над ходом на че­ты­рех стол­би­ках; сзади было си­де­нье для двух лиц, а воз­ни­ца сидел спе­ре­ди, ниже господ, или шел рядом. От галлов рим­ляне за­им­ство­ва­ли та­ра­тай­ку с ку­зо­вом, пле­тен­ным из ивы — "sirpea", а от жи­те­лей се­вер­но­го по­бе­ре­жья Европы — ко­лес­ни­цу "essedum", в ко­то­рую вхо­ди­ли спе­ре­ди; она слу­жи­ла и для мирных, и для во­ен­ных целей.



Саль­ва­дор Дали - При­зрач­ная по­воз­кА

В эпоху пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов и в начале сред­них веков поль­зо­ва­ние эки­па­жем счи­та­лось при­зна­ком из­не­жен­но­сти; со­вер­ша­лись пе­ре­ез­ды на коне, а ду­хов­ные и жен­щи­ны ездили на ослах. Ле­то­пис­цы этой эпохи лишь весьма редко упо­ми­на­ют об эки­па­жах. Так, Эгин­гард по­вест­ву­ет, что ме­ро­винг­ский король Хиль­пе­рик всюду ездил в рим­ском "саrреntum", за­пря­жен­ном быками; ан­глий­ский епи­скоп св. Эр­кен­вальд в VII в. ездил и про­по­ве­до­вал в ко­лес­ной по­воз­ке, так как был стар и немо­щен. Только после кре­сто­вых по­хо­дов мода на эки­па­жи на­чи­на­ет воз­рож­дать­ся, но их до­пус­ка­ют лишь для тор­же­ствен­ных слу­ча­ев, для вы­со­ко­по­став­лен­ных лиц, а обы­ва­те­лям за­пре­ща­ют ими поль­зо­вать­ся.

 


«При­бы­тие поч­то­вой кареты» Буальи Луи-Лео­польд

По­воз­ка — наи­бо­лее общее со­би­ра­тель­ное на­зва­ние раз­лич­ных транс­порт­ных средств, при­во­ди­мых в дви­же­ние му­скуль­ной силой жи­вот­ных, вне за­ви­си­мо­сти от осо­бен­но­стей кон­струк­ции, об­ла­сти и целей при­ме­не­ния.

По об­ла­сти при­ме­не­ния по­воз­ки делят на пас­са­жир­ские и гру­зо­вые (ранее су­ще­ство­ва­ли также во­ен­ные по­воз­ки), по ко­ли­че­ству колёс — на двух­ко­лёс­ные (од­но­ос­ные) и че­ты­рёх­ко­лёс­ные (дву­ос­ные), а также без колёс — на по­ло­зьях.


Willem de Zwart (1862-1931) - Carriages Waiting (Unknown Year)


Гру­зо­подъ­ём­ность по­воз­ки может до­хо­дить до 750 кг (для од­но­ос­ных) и до двух тонн (для двух­ос­ных).

Со­вре­мен­ные по­воз­ки неред­ко осна­ща­ют­ся пнев­ма­ти­че­ски­ми шинами, а иногда также пнев­ма­ти­че­ски­ми либо гид­рав­ли­че­ски­ми тор­мо­за­ми.

                    ПАС­СА­ЖИР­СКИЕ ПО­ВОЗ­КИ.

Типы эки­па­жей.

Карета — за­кры­тая пас­са­жир­ская по­воз­ка с рес­со­ра­ми. Пер­во­на­чаль­но кузов под­ве­ши­вал­ся на ремнях, потом для подрессо­ри­ва­ния стали ис­поль­зо­вать пру­жи­ны (с начала XVIII века), а с начала XIX века стали ис­поль­зо­вать рес­со­ры. Наи­бо­лее часто ис­поль­зо­ва­лись для лич­но­го поль­зо­ва­ния,хотя с позд­не­го сред­не­ве­ко­вья в Европе начали ис­поль­зо­вать­ся в том числе и в ка­че­стве об­ще­ствен­но­го транс­пор­та. Пример - ди­ли­жанс, ом­ни­бус и ша­ра­бан. Самым рас­про­стран­не­ным видом ди­ли­жан­са можно счи­тать поч­то­вую карету.

Слово «карета» пришло в Россию вместе с немец­ки­ми ка­ре­та­ми, когда, с се­ре­ди­ны XVII века, они стали в мас­со­вом по­ряд­ке за­во­зить­ся гер­ман­ски­ми куп­ца­ми и ста­но­ви­лись все по­пу­ляр­нее среди мос­ков­ской знати. Наи­бо­лее ве­ро­ят­но, что слово упо­треб­ля­лось и ранее наряду с дру­ги­ми рас­про­стран­не­ны­ми в то время сло­ва­ми (на­при­мер «ко­лы­ма­га»), к тому же слово ис­поль­зо­ва­лось в укра­ин­ском, ста­ро­сла­вян­ском и поль­ском языках.

(За­им­ство­ва­но в се­ре­дине XVII века из поль­ско­го языка, где kareta < итал. caretta, суф. про­из­вод­но­го от carro «воз» (из лат. carrus «по­воз­ка на че­ты­рех ко­ле­сах»)). Пе­ре­ход с коня (для мужчин) и ко­лы­ма­ги (для женщин) на карету для обоих полов сим­во­ли­зи­ро­вал до­пет­ров­скую ев­ро­пе­и­за­цию рус­ско­го дво­рян­ства.

Дормез — боль­шая карета для даль­них по­ез­док со спаль­ны­ми ме­ста­ми.
ДОР­МЕ­ЗОМ (в пе­ре­во­де с фран­цуз­ско­го «спаль­ная») на­зы­ва­лась про­стор­ная карета со спаль­ны­ми ме­ста­ми, пред­на­зна­чен­ная для даль­них по­ез­док. Такая карета, уна­сле­до­ван­ная от ро­ди­те­лей, была у Л.Н. Тол­сто­го, как вспо­ми­нал его стар­ший сын, ее везли шесть ло­ша­дей. У до­рож­ных эки­па­жей на­вер­ху были ВАЖИ, или ВАШИ, – ящики для по­кла­жи, а сзади ГОРБОК, тоже слу­жив­ший для по­ме­ще­ния багажа.



Пан­не­ма­кер Адольф. «Пыль взви­лась из-под дор­ме­за и ма­лют­ку скрыла»: Ил. к сти­хо­тво­ре­нию Т.Г. Шев­чен­ко «Коб­зарь» (пе­ре­вод Н.В. Гер­бе­ля). Гра­вю­ра с рис. Н.Н. Ка­ра­зи­на. 19 в.

Ди­ли­жанс — боль­шая мно­го­мест­ная пас­са­жир­ская или поч­то­вая по­воз­ка, широко ис­поль­зу­е­мая в XIX веке.

 


Heinrich Bürkel (1802–1869).Bettleranfall-an-ital-Poststation

Ки­бит­ка — по­воз­ка-жилище ко­че­вых на­ро­дов Азии.Телега или сани с крытым верхом.



Aleksander Orlowski.Traveler in a Kibitka (Hooded Cart or Sledge)

Ко­ляс­ка — легкая ма­ло­мест­ная по­воз­ка с от­кры­тым верхом.

Фаэтон — ва­ри­ант ко­ляс­ки.

Ландо — ко­ляс­ка со склад­ным верхом.



Ландо с от­кры­той крышей


Ландо с за­кры­той крышей

Купе — двух­мест­ная пас­са­жир­ская по­воз­ка.

Каб­ри­о­лет — лёгкая од­но­ос­ная пас­са­жир­ская по­воз­ка со скла­ды­ва­ю­щей­ся крышей.


Gharles Hancock. Gentlemens Carriages A Cabriolet

Бричка — из­вест­ная с XVII века лёгкая че­ты­рёх­ко­лёс­ная по­воз­ка для пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров. Была рас­про­стра­не­на в ос­нов­ном на Западе и Юге России.

Кузов мог быть как от­кры­тым, так и за­кры­тым и кре­пил­ся на двух эл­лип­ти­че­ских рес­со­рах. Верх делали ко­жа­ным, пле­тё­ным или де­ре­вян­ным, иногда его утеп­ля­ли; были модели и без верха.
В бричку за­пря­га­ли одну или пару ло­ша­дей. Кучер мог сидеть на козлах или рядом с пас­са­жи­ром.

СЕРИЯ: «1812-1912 г. На­по­леонъ I. Ка­ри­ка­ту­ры: копии съ картин ху­дож­ни­ков 1812 г.»

Поч­то­вая кар­точ­ка. Carte Postale.Изд. С.С. Ва­си­лье­ва, Москва.
На­по­ле­он едущий в бричке...

Из кол­лек­ции Алек­сандра Под­ма­зо.

Дрожки — лёгкая че­ты­рёх­ко­лес­ная от­кры­тая по­воз­ка для ко­рот­ких по­ез­док.


"На­ём­ные дрожки", В.М.Тимм, ли­то­гра­фия с тоном, ак­ва­рель, белила, лак. Лист из серии "Рус­ские упряж­ки", из­да­ва­е­мый Да­ци­а­ро в 1840-е г. Гос.Музей А.С.Пуш­ки­на, Москва.

 


Бе­го­вые дрожки (бе­гун­ки) — лёгкая двух­мест­ная по­воз­ка.

 


Ры­си­стая кобыла Краса на бегу в дрож­ках. Н. Сверч­ков (1870)
Про­лёт­ка («про­лёт­ные дрожки») — ва­ри­ант дрожек для из­воз­чи­ков.
Ка­ли­бер­ные дрожки («ка­ли­бер») — неподрес­со­рен­ная про­лёт­ка се­ре­ди­ны XIX века. Од­но­мест­ный ка­ли­бер на­зы­вал­ся «ги­та­рой».

Ли­ней­ка (также катки) — длин­ные дрожки, обычно с воз­мож­но­стью усесть­ся по обе сто­ро­ны спиной друг к другу.

 

Ом­ни­бус — вид об­ще­ствен­но­го транс­пор­та, пред­ше­ствен­ник ав­то­бу­са.


Ом­ни­бус — мно­го­мест­ная карета, со­вер­шав­шая ре­гу­ляр­ные рейсы в го­ро­дах и между ними. Один из первых об­раз­цов об­ще­ствен­но­го транс­пор­та.

Та­ран­тас — че­ты­рёх­ко­лёс­ная конная по­воз­ка, рас­про­стра­нён­ная в России первой по­ло­ви­ны XIX века.

 

Си­ци­лий­ская по­воз­ка — на­ци­о­наль­ная по­воз­ка на Си­ци­лии.

Ша­ра­бан — вид мно­го­мест­ной пас­са­жир­ской по­воз­ки, по­явив­ший­ся во Фран­ции в начале 19-го века



Конный че­ты­рёх­ко­лёс­ный ша­ра­бан в Вин­дзор­ском замке в 1844 году
Ша­ра­бан — тип от­кры­той по­воз­ки. По­яви­лись во Фран­ции в начале XIX века. На­зва­ние про­ис­хо­дит от фран­цуз­ско­го char à bancs («по­воз­ка с де­ре­вян­ны­ми ска­мья­ми»). Ша­ра­ба­ны из­го­тав­ли­ва­лись в виде че­ты­рёх­ко­лёс­ных с по­пе­реч­ны­ми си­де­ни­я­ми в несколь­ко рядов или од­но­кон­ных дву­ко­лёс­ных эки­па­жей.


Конный ша­ра­бан (1906 год)

Ша­ра­ба­ны ис­поль­зо­ва­лись для про­гу­лок, за­го­род­ных по­ез­док, охоты. Из­на­чаль­но были за­пря­же­ны ло­ша­дь­ми, позже по­яви­лись мо­тор­ные.
Вышли из упо­треб­ле­ния в 20-x годах XX века.
Эго­ист­ка — неболь­шая по­воз­ка, рас­счи­тан­ная на одного че­ло­ве­ка.
Фургон — крытая по­воз­ка с круг­лой крышей

Ка­та­фалк — лёгкая крытая по­воз­ка для пе­ре­воз­ки по­кой­ни­ков на клад­би­ще


Ка­та­фалк из музея города Хеб

ГРУ­ЗО­ВЫЕ ПО­ВОЗ­КИ.

Телега — че­ты­рёх­ко­лёс­ная по­воз­кА



Г. К. Са­виц­кий."Кре­стья­нин на телеге" Х. М. 1928 г.

Арба — двух­ко­лёс­ная по­воз­кА

Воз — транс­порт­ная че­ты­рёх­ко­лёс­ная по­воз­ка. Крытый воз иногда на­зы­ва­ют фур­го­ном.
Фура — боль­шая телега, вой­ско­вая по­воз­ка.


Ев­рей­ская фура

БОЕВЫЕ ПО­ВОЗ­КИ.

Ко­лес­ни­ца

Та­чан­ка — ис­поль­зо­ва­лась во время Граж­дан­ской войны в России


Mitrophan Grekov.Та­чан­ка. 1925

НА ПО­ЛО­ЗЬЯХ.

По­воз­ки на по­ло­зьях обычно на­зы­ва­ют­ся санями. Наи­бо­лее из­вест­ные типы саней в России:



КИРИЛЛ КИ­СЕ­ЛЕВ. Сани.

Возок — карета на по­ло­зьях.


Роз­валь­ни — от­кры­тая по­воз­ка на по­ло­зьях, рас­ши­ря­ю­ща­я­ся в задней части.
Дровни — гру­зо­вые сани без кузова.

ЭКИ­ПАЖ­НОЕ ДЕЛО

ЭКИ­ПАЖ­НОЕ ДЕЛО I. Ста­рин­ные фран­цуз­ские эки­па­жи. 1. Карета Ген­ри­ха II. 2. Карета, в ко­то­рой был убит Генрих IV. 3. Карета (1690-1720). 4. Па­рад­ная карета Лю­до­ви­ка XIV. 5. Карета Лю­до­ви­ка XV. 6. Маль­пост времен Ре­став­ра­ции. 7. Ку­куш­ка (Coucou) конца XVIII и начала XIX вв. 8. Ди­ли­жанс в начале XIX вв. 9. Фиакр в начале XIX вв.

Так, в 1377 г., когда им­пе­ра­тор Карл IV при­ез­жал в Париж, король Карл V выслал ему нав­стре­чу один из своих самых бо­га­тых эки­па­жей, так как им­пе­ра­тор стра­дал по­дагрой и не мог ездить верхом. До конца XV в. эки­па­жи были в столь малом упо­треб­ле­нии, что в домах не делали на­сто­я­щих, ши­ро­ких ворот: на двор въез­жа­ли только верхом. Даже в первой по­ло­вине XVI ст. в Париже было только три кареты; одна из них при­над­ле­жа­ла Рай­мон­ду де Лаваль, че­ло­ве­ку столь тол­сто­му, что ему невоз­мож­но было ездить верхом.

К концу этого сто­ле­тия кареты стали уже вещью обык­но­вен­ной: упо­ми­на­ет­ся о на­ем­ных ка­ре­тах как в Италии, Гер­ма­нии и Англии, так и во Фран­ции, даже для даль­них пу­те­ше­ствий. Эки­па­жи эти стали делать более лег­ки­ми и изящ­ны­ми: их снаб­жа­ли не только крыш­кой, но и бо­ко­вы­ми пор­тье­ра­ми.

В 1599 г. маршал Бас­со­мпьер привез в Париж из Италии первую карету со стек­ла­ми. Ездить в этих без­рес­сор­ных ка­ре­тах, не снаб­жен­ных по­во­рот­ным пе­ред­ним ходом, по немо­ще­ным и неосве­ща­е­мым улицам было не очень удобно. В XVII в. упо­треб­ле­ние карет зна­чи­тель­но рас­про­стра­ни­лось.

Генрих IV был убит, когда ехал в карете; это повело к тому, что за­на­вес­ки карет стали за­ме­нять сплош­ны­ми стен­ка­ми, заднюю часть делали же­лез­ной, непро­ни­ца­е­мой для то­гдаш­них пуль. Ри­ше­лье ездил в такой блин­ди­ро­ван­ной карете.
В конце XVII сто­ле­тия кареты стали под­ве­ши­вать на ремнях и делать вполне за­кры­ты­ми; эта форма эки­па­жей рас­про­стра­ни­лась по всей За­пад­ной Европе. Во вре­ме­на несо­вер­шен­но­ле­тия Лю­до­ви­ка XIV Ни­ко­лай Соваж устро­ил в Париже, на улице Сен-Мартен, за­ве­де­ние для найма карет, по часам и по­ден­но. На его вы­вес­ке был изоб­ра­жен св. Фиакр; этим именем были на­зва­ны самые эки­па­жи. Дело Соважа пошло так хорошо, что скоро у него яви­лось много кон­ку­рен­тов; число фи­ак­ров раз­мно­жи­лось, по­ли­ции при­ш­лось из­да­вать для них особые ре­гла­мен­ты, а с их вла­дель­цев стали взи­мать особые налоги.


На улицах Лон­до­на на­ем­ные эки­па­жи по­яви­лись почти в то же время.

В 1662 г. в Париже начали ездить первые об­ще­ствен­ные кареты по опре­де­лен­ным улицам; пред­при­я­тие это было устро­е­но гер­цо­гом де Роанес. Мест было в каждой карете восемь, по пяти су; солдат, лакеев, ра­бо­чих туда не пус­ка­ли; эки­па­жи были на­зна­че­ны только для "чистой пуб­ли­ки", по­это­му на улицах первые кареты были встре­че­ны бранью и кам­ня­ми. В первое время эти "ом­ни­бу­сы" вошли в такую моду, что даже сам король по­же­лал их ис­про­бо­вать; но скоро ими стали пре­не­бре­гать, так что дело пре­кра­ти­лось. Ом­ни­бу­сы в Париже по­яви­лись вновь лишь в 1819 г.; но еще раньше про­цве­та­ли там воль­ные ом­ни­бу­сы, так на­зы­ва­е­мые "ку­куш­ки", под­дер­жи­вав­шие со­об­ще­ние с окрест­но­стя­ми. Это были ка­рет­ки о двух ко­ле­сах; в них по­ме­ща­лось четыре пас­са­жи­ра, вле­зав­шие со сто­ро­ны лошади; затем вход за­кры­вал­ся двер­кой с внеш­ним си­де­ньем для воз­ни­цы и еще для двух пас­са­жи­ров — "кро­ли­ков". Иногда и на крышку "ку­куш­ки" вле­за­ли пас­са­жи­ры — "обе­зья­ны". "Ку­куш­ку" везла по­ти­хонь­ку одна кляча, иногда при помощи при­стяж­ной. Эти эки­па­жи, часто упо­ми­на­е­мые в бы­то­опи­са­тель­ной фран­цуз­ской ли­те­ра­ту­ре, ис­чез­ли в начале XIX ст.

Во вре­ме­на Лю­до­ви­ка XIV кон­струк­ция кареты из­ме­ни­лась: сна­ча­ла по­яви­лись "carrosses modernes", с ку­зо­вом вполне за­кры­тым и две­ря­ми на петлях, ви­ся­щим на ремнях, укреп­лен­ных на стол­би­ках, на­кло­нен­ных наружу, так что самый кузов много над ними воз­вы­шал­ся. Затем по­яви­лась "la berline", в общем уже близ­кая к форме со­вре­мен­ных карет. В начале XVIII в. по­яви­лись сто­я­чие рес­со­ры, за­ме­няв­шие стол­би­ки, к ко­то­рым при­креп­ля­лись ремни, под­дер­жи­вав­шие кузов, и разные формы ко­ля­сок, фа­э­то­нов и т. п. эки­па­жей, типы ко­то­рых со­хра­ни­лись до наших времен.

В этот период цен­тром эки­паж­но­го про­из­вод­ства счи­тал­ся Лондон; там были изоб­ре­те­ны глав­ные усо­вер­шен­ство­ва­ния. Ле­жа­чие рес­со­ры стали делать в 1804 г., а па­тен­то­ван­ные оси — в 1772 г. В XIX стол. эки­па­жи стали стро­ить с не мень­шим со­вер­шен­ством в Париже и Вене, и Англия по­те­ря­ла свое пер­вен­ство в этом деле. Новые типы эки­па­жей об­ще­ствен­ных, для поч­то­вой гоньбы, вы­ра­бо­та­лись сна­ча­ла в Англии, затем во Фран­ции и в других стра­нах в конце XVIII стол. и в начале XIX, под на­зва­ни­ем маль­по­стов, бричек и ди­ли­жан­сов.

На­чи­ная с XVIII стол. все типы па­рад­ных эки­па­жей по­яв­ля­лись и у нас. Первую карету по­да­рил им­пе­ра­три­це Ели­са­ве­те Пет­ровне Фри­дрих Ве­ли­кий в 1746 г. Карета эта хра­нит­ся в при­двор­ном ко­ню­шен­ном музее в СПб.

* ЭКИ­ПАЖ­НОЕ ДЕЛО II. Ста­рин­ные рус­ские эки­па­жи. 1. Карета Петра I, хра­ня­ща­я­ся в Во­ро­не­же. 2. Карета имп. Анны Иоан­нов­ны (1739, в Ору­жей­ной палате). 3. Зимний возок имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны. 4. Карета, за­пря­жен­ная цугом (1746). 5. Карета, по­став­лен­ная на по­ло­зья (XVIII в.). 6. Ли­ней­ка, или Гитара 1760 г. 7. Дрожки-про­лет­ка 1790 г.

Там же на­хо­дит­ся целый ряд ста­рин­ных карет. Ка­рет­ным делом за­ня­лись у нас, как и раньше за гра­ни­цей, шор­ни­ки: они пер­во­на­чаль­но только со­би­ра­ли эки­па­жи из частей, за­ка­зан­ных у других спе­ци­а­ли­стов. Первым был за­пи­сан в цех в СПб. в 1775 г. мастер Рике, в 1790 г. двое рус­ских — Ста­фе­ев и Яко­влев, а в Москве еще раньше Мя­ки­шев и Ильин.

С тех пор Эки­паж­ное дело* дело прочно ос­но­ва­лось в Москве и Пе­тер­бур­ге; за­гра­нич­ный привоз эки­па­жей стал незна­чи­тель­ным. Рус­ское го­до­вое про­из­вод­ство эки­па­жей (не считая ку­стар­но­го) до­сти­га­ет 2 млн. рублей и за­ни­ма­ет более 2 тыс. ра­бот­ни­ков. Ста­рин­ные рус­ские эки­па­жи и по­воз­ки зна­чи­тель­но от­ли­ча­лись от со­вре­мен­ных им типов За­пад­ной Европы. Су­ро­вость кли­ма­та и долгая зима вы­зы­ва­ли необ­хо­ди­мость при­кры­тия и упо­треб­ле­ния саней, а дурные дороги за­став­ля­ли при­ни­мать меры против толч­ков. По­это­му в Южной и За­пад­ной России по­воз­ки де­ла­лись тя­же­лы­ми, дву­кон­ны­ми или при­спо­соб­лен­ны­ми для двух волов.

Для пу­те­ше­ствий вы­ра­бо­тал­ся тип "брички" и "буды", снаб­жен­ных при­кры­ти­ем. В Во­сточ­ной и Сред­ней России телеги легче и меньше, больше од­но­кон­ные, а для ослаб­ле­ния толч­ков их делают часто в виде "та­ран­та­са" — длин­ной че­ты­рех­ко­лес­ной телеги, у ко­то­рой обе грядки со­еди­не­ны только сверху рядом тонких, упру­гих жердей. Для при­кры­тия се­до­ков устра­и­ва­лась "ки­бит­ка" из кожи, грубой ткани или просто из рогожи, на­тя­ну­той в виде по­лу­ци­лин­дра на дуги из пру­тьев.

Сани с таким при­кры­ти­ем носят на­зва­ние ки­бит­ки, а сани с ку­зо­вом в форме кареты пред­став­ля­ют "возок". В ста­ри­ну для пу­те­ше­ствий бо­га­тых и вы­со­ко­по­став­лен­ных людей слу­жи­ли "рыд­ва­ны" — эки­па­жи типа кареты. Лег­ки­ми по­ме­щи­чьи­ми эки­па­жа­ми были "бе­го­вые дрожки" и "дроги" боль­шо­го раз­ме­ра — до­воль­но узкая и длин­ная ска­мей­ка, со­еди­ня­ю­щая обе грядки те­леж­ки. Воз­ни­ца сидит верхом на этой ска­мей­ке и упи­ра­ет­ся ногами на пе­ред­нюю грядку, а за ним, тоже верхом или боком, могут сидеть двое или только один че­ло­век. Боль­шие дроги де­ла­лись с про­доль­ной спин­кой и под­нож­ка­ми для шести че­ло­век. Иногда над такими дро­га­ми делали крышку на стол­би­ках и даже за­на­ве­сы с боков. Такого вида "волки" разъ­ез­жа­ли в ста­ри­ну в Москве вместо ом­ни­бу­сов; воз­ни­ца, по­ря­див­шись с первым пас­са­жи­ром на даль­нее рас­сто­я­ние, по дороге вы­кли­ки­вал "по­пут­чи­ков" и делал по­сто­ян­но крюки, чтобы их за­во­зить по пути.


Тип бе­го­вых дрожек в начале XIX стол., когда уже по­яви­лись рес­со­ры, по­слу­жил про­то­ти­пом пе­тер­бург­ских из­воз­чи­чьих "гитар", про­су­ще­ство­вав­ших до ше­сти­де­ся­тых годов. На двух парах сто­я­чих рессор висела ска­мей­ка, обитая су­кон­ны­ми по­душ­ка­ми; спе­ре­ди были козлы для из­воз­чи­ка, а на самую ска­мей­ку, снаб­жен­ную по бокам под­нож­ка­ми с кры­лья­ми, при­кры­ва­ю­щи­ми колеса, са­ди­лись верхом или боком два пас­са­жи­ра. Со­вре­мен­ные крытые из­воз­чи­чьи "дрожки" при­над­ле­жат к типу "фа­э­то­нов", но в одну лошадь.

* ЭКИ­ПАЖ­НОЕ ДЕЛО III. Со­вре­мен­ные эки­па­жи (по вен­ским ри­сун­кам). 1. Фаэтон (Вик­то­рия). 2. Малый фаэтон (без кучера). 3. Каб­ри­о­лет. 4. Ша­ра­бан. 5. Тиль­бе­ри. 6. Доггарт. 7. Визави а ля Домон. 8. Ландо. 9. Двух­мест­ная карета. 10. Че­ты­рех­мест­ная карета. 11. Отель­ный ом­ни­бус. 12. Сани.

Кон­струк­ция эки­па­жей и их частей чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­на: про­стей­ший вид пред­став­ля­ет "во­ло­ку­ша", еще и в наше время упо­треб­ля­е­мая в местах, где на­сто­я­щих дорог нет. Это две длин­ные жерди, при­вя­зан­ные так или иначе к плечам лошади своими тон­ки­ми кон­ца­ми и во­ло­ча­щи­е­ся по грунту тол­сты­ми кон­ца­ми; за ло­ша­дью обе жерди свя­за­ны пе­ре­кла­ди­на­ми, на ко­то­рые по­ме­ща­ют груз. Когда до­ду­ма­лись при­де­лать к во­ло­ку­ше пару колес, по­лу­чи­лась од­но­кол­ка, а когда улуч­ши­ли форму во­ло­ку­щих­ся концов, по­лу­ча­лись сани.

 

ПО­ВОЗ­КИ ВО­ЕН­НЫЕ


По­воз­ки во­ен­ные* — при­да­ют­ся по­ле­вым вой­скам для пе­ре­воз­ки боевых при­па­сов, за­пас­ных вещей и ин­стру­мен­тов, необ­хо­ди­мых для со­дер­жа­ния в ис­прав­но­сти ма­те­ри­аль­ной части на походе и в бою, про­ви­ан­та, фуража, кан­це­ляр­ских дел, де­неж­ной казны, боль­ных, ра­не­ных.
В глав­ных чертах, они со­сто­ят из хода, на ко­то­ром уста­нав­ли­ва­ет­ся кузов или короб по­воз­ки; ход об­ра­зу­ет­ся из ос­нов­ной рамы, со­став­лен­ной из несколь­ких про­доль­ных грядок, свя­зан­ных между собою по­пе­реч­ны­ми по­душ­ка­ми; к по­след­ним при­креп­ля­ют­ся оси с ко­ле­са­ми.
По­воз­ки во­ен­ные* для пе­ре­воз­ки пред­ме­тов первой необ­хо­ди­мо­сти сле­ду­ют вместе с вой­ска­ми, со­став­ляя обоз 1-го раз­ря­да; сюда от­но­сят­ся: 1) за­ряд­ные ящики, од­но­кон­ные сна­ряд­ные и парные па­трон­ные дву­кол­ки (боевые при­па­сы), 2) ин­стру­мен­таль­ная По­воз­ки во­ен­ные* (по­ход­ная куз­ни­ца, ин­стру­мен­ты в под­ко­вы), 3) ап­теч­ная дву­кол­ка; 4) ла­за­рет­ная ли­ней­ка и 5) офи­цер­ская дву­кол­ка.

 

Возок зимний Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны.Москва, 1730-е гг.

«Зимний возок был вы­пол­нен в Москве фран­цуз­ским ма­сте­ром Жаном Ми­ше­лем в 1732 году. С этим эки­па­жем свя­за­ны два зна­ме­ни­тых со­бы­тия в ис­то­рии Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства. Из­вест­но, что с 1727 по 1732 год им­пе­ра­тор­ский двор по­сто­ян­но рас­по­ла­гал­ся в Кремле, и Москва на эти ко­рот­кие пять лет опять как бы стала сто­ли­цей России. Но в 1733 году им­пе­ра­три­ца Анна Иоан­нов­на решила вер­нуть двор в Пе­тер­бург, и, ве­ро­ят­но, именно для этого ис­то­ри­че­ско­го пе­ре­ез­да и был вы­пол­нен зимний возок. Однако, на стен­ках и двер­цах возка изоб­ра­жен вен­зель другой им­пе­ра­три­цы - Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны. Он на­по­ми­на­ет о том, что в этом возке в 1742 году дочь Петра I при­е­ха­ла в Москву на ко­ро­на­цию.


Дорога заняла всего три дня. Возок, или как его на­зы­ва­ли «зимняя линея», сво­бод­но вмещал десять че­ло­век и обо­гре­вал­ся в пути се­реб­ря­ны­ми жа­ров­ня­ми с углем.


Окна и дверцы возка за­кры­ты узкими пла­сти­на­ми стекла. Стенки де­ко­ри­ро­ва­ны ор­на­мен­таль­ной рос­пи­сью с ат­ри­бу­та­ми го­су­дар­ствен­ной власти. По­ло­зья укра­ше­ны круп­ны­ми фи­гу­ра­ми мор­ских жи­вот­ных. В форме эки­па­жа, хотя и в малой мере, про­сле­жи­ва­ет­ся при­су­щая ба­рок­ко любовь к жи­во­пис­но­сти си­лу­эта».



Зимний возок (модель) Высота - 185 мм., длина - 450 мм.
Летняя «по­теш­ная» ка­рет­кА

 


Ми­ни­а­тюр­ная летняя ка­рет­ка, сде­лан­ная в Москве в 1690-1692 годах, с тонким зо­ло­тым узором по нежно-го­лу­бо­му фону вы­гля­дит как изящ­ная иг­руш­ка. «По­теш­ной» на­зы­ва­ли эки­па­жи, ко­то­рые пред­на­зна­ча­лись для раз­вле­че­ния. Со­глас­но «Описи цар­ской Ко­ню­шен­ной казны» ка­рет­ка при­над­ле­жа­ла двух­лет­не­му ца­ре­ви­чу Алек­сею – сыну Петра I. Несмот­ря на свою при­над­леж­ность к иг­руш­кам, ка­рет­ка вы­пол­не­на по всем пра­ви­лам и со всеми тон­ко­стя­ми слож­но­го тех­ни­че­ско­го ре­ше­ния. У нее име­ет­ся при­спо­соб­ле­ние для по­во­ро­та – «ле­бя­жья шейка» - и по­во­рот­ный круг. «По­теш­ная» ка­рет­ка по изыс­кан­но­сти формы и тон­ко­сти декора ничуть не усту­па­ет на­сто­я­щим ка­ре­там, что под­чер­ки­ва­ет вы­со­кое со­ци­аль­ное по­ло­же­ние ее ма­лень­ко­го вла­дель­ца.

Карета типа «BERLINE»

Эле­гант­ная че­ты­рех­мест­ная «бер­ли­на» ис­поль­зо­ва­лась для важных тор­же­ствен­ных вы­ез­дов Ека­те­ри­ны II. Вы­пол­не­на она из­вест­ным пе­тер­бург­ским ма­сте­ром немец­ко­го про­ис­хож­де­ния Иоган­ном Ко­нра­дом Бу­кен­да­лем в 1769 году и осна­ще­на но­вей­ши­ми по тому вре­ме­ни кон­струк­тив­но-тех­ни­че­ски­ми де­та­ля­ми – вер­ти­каль­ны­ми и го­ри­зон­таль­ны­ми ли­сто­вы­ми рес­со­ра­ми. Резной зо­ло­че­ный декор укра­ша­ет карниз, спуски и на­лич­ни­ки. Окна и верх­няя по­ло­ви­на дверей за­кры­ты зер­каль­ным стек­лом. На пе­ред­ней и задней части стана и на ко­ле­сах зо­ло­че­ная резьба почти пол­но­стью скры­ва­ет кон­струк­тив­ные детали. Неслу­чай­но именно эта карета слу­жи­ла для па­рад­ных вы­ез­дов им­пе­ра­три­цы и двора.

Эле­гант­ная че­ты­рех­мест­ная «бер­ли­на» ис­поль­зо­ва­лась для важных тор­же­ствен­ных вы­ез­дов Ека­те­ри­ны II. Вы­пол­не­на она из­вест­ным пе­тер­бург­ским ма­сте­ром немец­ко­го про­ис­хож­де­ния Иоган­ном Ко­нра­дом Бу­кен­да­лем в 1769 году и осна­ще­на но­вей­ши­ми по тому вре­ме­ни кон­струк­тив­но-тех­ни­че­ски­ми де­та­ля­ми – вер­ти­каль­ны­ми и го­ри­зон­таль­ны­ми ли­сто­вы­ми рес­со­ра­ми. Резной зо­ло­че­ный декор укра­ша­ет карниз, спуски и на­лич­ни­ки. Окна и верх­няя по­ло­ви­на дверей за­кры­ты зер­каль­ным стек­лом. На пе­ред­ней и задней части стана и на ко­ле­сах зо­ло­че­ная резьба почти пол­но­стью скры­ва­ет кон­струк­тив­ные детали. Неслу­чай­но именно эта карета слу­жи­ла для па­рад­ных вы­ез­дов им­пе­ра­три­цы и двора.

 

Ко­лы­ма­га

Ко­лы­ма­га – широко рас­про­стра­нен­ный в России и За­пан­ной Европы с XVI века тип эки­па­жей, с почти че­ты­рех­уголь­ным ку­зо­вом на вы­со­кой оси. Эта че­ты­рех­мест­ная ко­лы­ма­га вы­пол­не­на ма­сте­ра­ми в 1640-е годы, что нашло свое от­ра­же­ние и в форме, и в убран­стве. На­ци­о­наль­ное свое­об­ра­зие осо­бен­но ярко от­ра­зи­лось в декоре ко­лы­ма­ги. Кузов стро­го­го си­лу­эта об­тя­нут ма­ли­но­вым бар­ха­том и укра­шен за­пол­ня­ю­щим всю по­верх­ность узором из квад­ра­тов, вы­ло­жен­ных мед­ны­ми зо­ло­че­ны­ми гвоз­ди­ка­ми с вы­пук­лы­ми шляп­ка­ми. В центре каж­до­го квад­ра­та ха­рак­тер­ный только для рус­ских эки­па­жей того вре­ме­ни ор­на­мент в форме вось­ми­ко­неч­ной звезды из се­реб­ря­но­го галуна. Со­че­та­ние ма­ли­но­во­го бар­ха­та с се­реб­ром и зо­ло­том со­зда­ет уди­ви­тель­но гар­мо­нич­ный и празд­нич­ный облик эки­па­жа, ко­то­рый до­пол­ня­ют слю­дя­ные оконца, укра­шен­ные ажур­ны­ми на­клад­ка­ми в виде звез­до­чек и дву­гла­вых орлов.

 

Внут­рен­нее убран­ство не усту­па­ет в своей рос­ко­ши внеш­не­му – обивка стен и си­де­ний вы­пол­не­на из до­ро­го­го ту­рец­ко­го зо­ло­то­го бар­ха­та, ко­то­рый на Руси любили за необы­чай­ную пыш­ность узора. Пер­вы­ми вла­дель­цем эки­па­жа был брян­ский ста­ро­ста, под­дан­ный Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства Фран­циск Лес­но­воль­ский. По всей ве­ро­ят­но­сти он по­лу­чил его в ка­че­стве на­гра­ды «по имен­но­му Ве­ли­ко­го го­су­да­ря указу». Другим вла­дель­цем ко­лы­ма­ги яв­лял­ся боярин Никита Ива­но­вич Ро­ма­нов, иг­рав­ший зна­чи­тель­ную роль при дворе царя Ми­ха­и­ла Фе­до­ро­ви­ча.

Зимний «по­теш­ный» возок

 

Зимний по­теш­ный возок – уни­каль­ный экипаж, со­здан­ный в Москве в 1689-1692 гг., по­доб­ных ко­то­ро­му нет ни в одном музее мира. Возок пред­став­ля­ет собой «ком­нат­ку» с ма­лень­ки­ми око­шеч­ка­ми и до­воль­но ши­ро­ки­ми двер­ца­ми на по­ло­зьях для удоб­ства пе­ре­дви­же­ния по снегу. «По­теш­ный» возок служил для игр и забав ма­ло­лет­них детей царя Ивана Алек­се­е­ви­ча – брата и со­пра­ви­те­ля Петра I. Форма кузова со­хра­ня­ет древ­нюю тра­ди­ци­он­ную форму – стро­гий и четкий силуэт и пря­мо­уголь­ные очер­та­ния. Однако укра­шен он весьма жи­во­пис­но в со­от­вет­ствии с модным в то время стилем ба­рок­ко. Ко­жа­ная обивка была вы­пол­не­на ма­сте­ра­ми Мос­ков­ско­го Кремля. Тис­не­ный зо­ло­че­ный ре­льеф­ный узор из цветов, плодов, по­кры­ва­ет всю по­верх­ность стенок и дверей. На­ряд­ный экипаж от­лич­но под­хо­дил для зимних забав цар­ских детей и в то же время со­от­вет­ство­вал вы­со­ко­му ста­ту­су вла­дель­цев, что под­чер­ки­ва­лось изыс­кан­но­стью до­ро­гой от­дел­ки и вы­со­ким ма­стер­ством ис­пол­не­ния.


http://​www.​liveinternet.​ru/​users/​timemechanic/​post203600014/

 

До­пол­не­ние от ка­мра­да По­ляр­ный Лис

Ору­жей­ная палата

Кол­лек­ция эки­па­жей Ору­жей­ной палаты - жем­чу­жи­на среди му­зей­ных со­бра­ний.

Кол­лек­ция хра­ня­щих­ся в Ору­жей­ной палате эки­па­жей не имеет ана­ло­гов в других со­бра­ни­ях, она поз­во­ля­ет про­сле­дить раз­ви­тие эки­паж­но­го дела в России и За­пад­ной Европе. Цен­ность кол­лек­ции за­клю­ча­ет­ся в том, что эки­па­жи не пре­тер­пе­ли се­рьез­ных пе­ре­де­лок, из­вест­ны при­над­леж­ность эки­па­жей и имена их со­зда­те­лей - И.К.Бу­кен­да­ля, И.М.Гоп­пен­гауп­та, Н.Пино, Ф.Буше, Ф.Каф­фи­ери. По ка­ре­там со­бра­ния Ору­жей­ной палаты можно судить об из­ме­не­ни­ях формы, кон­струк­ции и декора эки­па­жей на про­тя­же­нии XVI - XVIII сто­ле­тий.

Кол­лек­ция эки­па­жей Ору­жей­ной палаты - жем­чу­жи­на среди му­зей­ных со­бра­ний. Она на­счи­ты­ва­ет сем­на­дцать эки­па­жей, со­здан­ных в период с XVI по XVIII сто­ле­тие луч­ши­ми ма­сте­ра­ми России и За­пад­ной Европы. Кареты прак­ти­че­ски не под­вер­га­лись пе­ре­дел­кам. Они пред­став­ля­ют такую зна­чи­тель­ную от­расль ху­до­же­ствен­но­го ре­мес­ла, как ка­рет­ное дело, без изу­че­ния ко­то­ро­го невоз­мож­но по­сти­же­ние ху­до­же­ствен­ной куль­ту­ры России и Европы XVI, XVII и XVIII сто­ле­тий. Эки­па­жи тех времен - не просто эли­тар­ный вид транс­пор­та. В боль­шин­стве своем это и па­мят­ни­ки ис­кус­ства, в ко­то­рых ор­га­нич­но со­че­та­ют­ся резьба по дереву, жи­во­пись, литье, ху­до­же­ствен­ная об­ра­бот­ка кожи, юве­лир­ное ма­стер­ство и даже ар­хи­тек­ту­ра.

Ко­ляс­ка летняя

Летняя ко­ляс­ка в форме ита­льян­ской гон­до­лы вы­пол­не­на в Англии в 70-х годах XVIII века. Она была по­да­ре­на графом Г.Ор­ло­вым им­пе­ра­три­це Ека­те­рине II. Ко­ляс­ка не имеет дверей, их за­ме­ня­ет от­ки­ды­ва­ю­ща­я­ся пе­ред­няя часть ку­зов­ка. Зо­ло­че­ные резные ду­бо­вые и лав­ро­вые ветви и гир­лян­ды цветов об­рам­ля­ют ку­зо­вок ко­ляс­ки.

Пе­ре­док ко­ляс­ки укра­шен рез­ны­ми фи­гур­ка­ми орлов с рас­про­стер­ты­ми кры­лья­ми. Сзади – со­здан­ные уже рус­ски­ми ма­сте­ра­ми фигуры всад­ни­ков в шлемах и коль­чу­гах с ко­пья­ми в руках. Резьба, по­кры­тая густой по­зо­ло­той, про­из­во­дит впе­чат­ле­ние литья из ме­тал­ла. На стен­ках эки­па­жа – изоб­ра­же­ния ан­тич­ных богов. По сто­ро­нам – Ам­фи­т­ри­та и Фор­ту­на, на задней стенке – Апол­лон среди муз. Этот экипаж можно от­не­сти к лучшим про­из­ве­де­ни­ям ми­ро­во­го ка­рет­но­го ис­кус­ства.

    Ко­лы­ма­га
Карета ан­глий­ской работы конца XVI века - по­да­рок ан­глий­ско­го короля Якова I Борису Го­ду­но­ву в 1603 году. Наи­бо­лее древ­ний экипаж нашего со­бра­ния. Карета еще проста по форме, кон­струк­ция и тех­ни­че­ское устрой­ство ее несо­вер­шен­ны, она не имеет по­во­рот­но­го круга. Чтобы раз­вер­нуть карету, тре­бо­ва­лась до­воль­но боль­шая пло­щадь, а при крутом по­во­ро­те задние колеса нужно было за­но­сить на руках. У кареты нет места для кучера, ло­ша­дей вели под уздцы или кучер сидел верхом на первой, ве­ду­щей лошади. Такого типа кареты - от­кры­тые, без рессор, без по­во­рот­но­го круга - в России на­зы­ва­ли ко­лы­ма­га­ми. Карета ин­те­рес­на ху­до­же­ствен­ным оформ­ле­ни­ем - вы­со­ко­ре­льеф­ной резь­бой по дереву с изоб­ра­же­ни­ем сцен борьбы хри­сти­ан с му­суль­ма­на­ми и сцен охоты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.65.61 (0.112 с.)