Визуальная экокультура конных средств передвижения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Визуальная экокультура конных средств передвижения



Визуальная экокультура конных средств передвижения

     Кареты, тарантасы и кошевки

 

 

 

           Виды карет и тарантасов

Чтение классической русской литературы иногда требует эрудиции. Вот что писал Владимир Соллогуб в повести «Сережа»: «Вот мчится телега ― буйная молодость русских дорог; вот переваливается бричка, как саратовский помещик после обеда; вот гордо выступает широкая карета, как какой-нибудь богатый откупщик; вот дормез, вот коляска, а за ними толстый купец-дилижанс, выпив четырнадцать чашек чаю на почтовом дворе».

Про что это вообще?
В чем разница?
Итак, начнем расшифровку.

Б — БРИЧКА

Слово польского происхождения обозначает легкую повозку, зачастую без рессор, с открытым верхом. Главный параметр — невыносимый шум.
             
                      Том Уинанс. Русская тройка. 1847

Согласно Льву Толстому, бричка подпрыгивает, у Шолохова она везде гремит или громыхает, а Серафимович пишет, что «за ней покатилось нетерпимо знойно-звенящее дребезжание». «Бричка запрыгала, затрещала по всем швам и со звоном понеслась вниз», — уточняет Арцыбашев. Давид Бурлюк, посвящая стихи некоей птичке с невыносимым голосом, сравнивает ее со старой разломанной бричкой. У Чехова она взвизгивает и звякает всеми своими частями. В общем, недаром именно на этот несолидный вид транспорта усаживает своего Чичикова Гоголь.


         
В — ВОЗОК

Термин употреблялся для зимнего вида транспорта — крытой повозки на полозьях. Возок хвалят за тепло, в нем комфортно, можно ехать лежа — «валясь в возок под меховые попоны» (Амфитеатров). Он «наполнен перинами, подушками и пр.» (Виктор Шомпулев). По окнам его могли обивать медвежьим мехом, чтобы не дуло, а изнутри отделывать красным сукном или даже бархатом.
Сергей Иванов. Холопы боярские. 1909. Коллекция Ростроповича и Вишневской
У Салтыкова-Щедрина детей запихивали в возок, «как сельдей в бочонок, и при этом закутывали так, что дышать было трудно». Замерзшие на улице, они быстро согреются, потому что «через минуту нас затискают в крытый возок и так, в закупоренном виде, и доставят по назначению» («Пошехонская старина»).
Отмечают, как он легко шел по снегу. Борис Чичерин честно признается: «Когда я, разряженный, сел на возок, мне хотелось все ехать и ехать и никогда не доехать». Наконец, «Покоен, прочен и легок / На диво слаженный возок», в котором отправляется у Некрасова жена декабриста княгиня Трубецкая. Транспорт этот считался тяжелым, неуклюжим и барским, старомодным: в «боярском возке» везут провинциальную Татьяну Ларину на ярмарку невест.

Д — ДОРМЕЗ

Словом, происходящим от французского «спать», называли большие кареты, в которых можно было вытянуться. Покупка иностранных дормезов была предметом гордости. Неслучайно Жуковский пишет на Чичерина эпиграмму: «Сибири управленьем / Мой предок славен был, / А я, судьбы веленьем, / Дормез себе купил».

               
Дормез. Национальный музей Мальмезона
Повозка была тяжелой с торжественным ходом: «Тяжелый венский дормез, с форейтором, шестериком вороных, медленно выехал, погромыхивая, из Бронной» (Григорий Данилевский. «Сожженная Москва»).

Д — ДРОВНИ

Николай Сверчков. С хворостом. 1870-е. ГЛМ

Дровни — это крестьянские сани для перевозки грузов. Писатели XIX века сами на подобном не ездили, зато часто сажали в них персонажей из низшего сословия: вспомним пушкинское «крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь» и «везет лошадка дровеньки» из песенки про елочку. Поэтому-то в 1918 году Цветаева патетически восклицает: «Кровных коней запрягайте в дровни! / Графские вина пейте из луж!»

Д — ДРОЖКИ

Этим говорящим словом называли легкий экипаж на рессорах, который мог развивать большую скорость — и, естественно, дрожать. У Пушкина дрожки «удалые» и увозят «красоток молодых», «щегольские»; у Лермонтова — «лихие». На «щегольских дрожках» ездит неприятель Голядкина в «Двойнике» Достоевского. Звуки они издают следующие — дребезжат (Алексей Жемужников, Константин Фофанов) и гремят (Иван Никитин).

Неизвестный художник. Серый жеребец, запряженный в дрожки. 1-я половина XIX века

Булгарин пишет, что дрожки — это «самый беспокойный экипаж в мире». «Это не экипаж, — кричали цивилизаторы, а пытка; он постыдный остаток варварства, он трясет все существо человека не хуже лихорадки», — писал Иван Кокорев в рассказе «Извозчики-лихачи и ваньки».

К — КАБРИОЛЕТ

Это были легкие двухколесные экипажи без козел — то есть для людей, которые хотели править самостоятельно. Экипаж этот был элегантным. Так, у Писемского «неуклюже и робко полез в довольно высокий кабриолет» персонаж по имени Елпидифор Мартыныч, чье имя сразу выдает его неуместность в щегольском транспорте.

Джон Корни. Джентльмен с парой своих лошадей, запряженных в экипаж. 1806. Йель
В них хорошо было катать девушек: «Из-за леса несся к его деревенскому дому легкий кабриолет, где сидела розовенькая от воздуха и быстрой езды Груня, не без страха прижавшаяся к своему молодому другу» (Александр Шеллер-Михайлов). Управлять им было так легко, что за вожжи брались даже дамы.
К — КАРЕТА
Расхожее слово обозначало закрытый экипаж на четырех колесах и рессорах. Употреблялось оно достаточно широко. А порой становилось и универсальным средством спасения — «Карету мне, карету!» («Горе от ума»).


Николай Сверчков. Помещица в пути. 1855. ГРМ
У Федора Кони был водевиль «Карета, или По платью встречают, по уму провожают» о важности транспорта для престижа.

К — КИБИТКА

Словом, заимствованным у кочевников, в России называли крытую повозку. Часто верх у нее был на дугах и мог откидываться — напоминая «бабушкин чепчик» (Николай Телешов). Хорошая кибитка — значит, «с просторным волчком и двойным рогожным навесом» (Иван Лажечников) или «с кожаным верхом и наглухо застегнутым фартуком» (Павел Мельников-Печерский).


Николай Сверчков. Застигнутые бурей. ГРМ

Именно в трясучей кибитке ехал Радищев: «Лежа в кибитке, мысли мои обращены были в неизмеримость мира. Отделялся душевно от земли, казалося мне, что удары кибиточные были для меня легче».

Вяземский посвятил ей целое стихотворение, весьма злобное: «А подвижной сей каземат, / А подвижная эта пытка, / Которую зовут: кибитка». Пушкин более жизнерадостен: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая». С другой стороны, в своих «Дорожных жалобах» он стенает: «Долго ль мне гулять на свете / То в коляске, то верхом, / То в кибитке, то в карете, / То в телеге, то пешком?»

К — КОЛЯСКА

Четырехколесный рессорный экипаж с поднимающимся верхом. Она становится героиней одноименной повести Гоголя — владелец там хвастается, что она легка как перышко, а рессоры такие, будто «нянька вас в люльке качала». В итоге оказывается, что хвастовство пустое. Одноименное стихотворение ей посвятил Вяземский: «Несется легкая коляска, / И с ней легко несется ум». Красивая коляска — вопрос престижа: Долли Облонская и ее кучер стесняются своего старого, залатанного экипажа во время визита в деревню Вронского.

Николай Сверчков. Катание в коляске (Александр II с детьми). Ярославский художественный музей


Л и д и я (глядя в окно). Погодите! Что это за коляска? Кружева! Неужели это maman взяла для меня? Какая прелесть, какая роскошь! <…> Ай! Я упаду в обморок. Это не коляска, это мечта. Можно задохнуться от счастья сидеть в этой коляске. Что со мною? (Александр Островский. «Бешеные деньги»).


Заканчивается все это с техническим прогрессом: «Элегантная коляска, в электрическом биеньи, / Эластично шелестела по шоссейному песку» (Игорь Северянин).


Л — ЛАНДО


Коляска, названная в честь немецкого города, была четырехместной, с поднимающимся верхом, который по желанию превращал ее в карету. Жуковский в «Поездке на маневры» рассказывает, как крыша как-то отказалась раскрыться: «Туда, сюда, ландо упрям; / Он всех переупрямил дам, / Принудил их переселиться / Без церемонии в другой, / А сам отправился пустой».


Николай Сверчков. Царь Александр III в открытом ландо. 1888. Частное собрание

Красивое иностранное слово обозначало модный вид транспорта, обязательный для человека из общества. Герою Мамина-Сибиряка нужно именно ландо, чтобы «показать им всем, что и я могу ездить, как они все».

У Григоровича читаем: «Cколько расходов, боже мой, сколько расходов! Пришлось нанять новых лошадей и обменять нашу карету на ландо; людям известного положения неловко иначе показываться по вечерам на музыке; так уж принято в Петергофе» («Город и деревня»).

С — САНИ

Еще одно средство передвижения, надолго прописавшееся в поэзии. «И растопорщивши оглобли, сани ждут, / Когда их запрягут» (Жуковский); «К городу Рязани / Катят трое сани, / Сани развальные / Дуги расписные» (Мей) и т. п. В отличие от дровней, в санях можно заметить не только крестьян. Дворяне владеют собственными санями и ездят в них, улегшись поудобнее и закутавшись в теплые полсти и одеяла.

        
Заводской склад в Петропавловске. Самарский областной художественный музей. Фотография: russianphoto.ru

У Плещеева в «Зимнем катанье» и у других авторов их кроют ковром. В «Женитьбе» Гоголя в роспись приданого входят дрожки и «сани парные с резьбой, под большой ковер и под малый». У Николая Телешова упоминаются сани «с ковровым задком и мягким сиденьем». Обильно употребляется поговорка «Не в свои сани не садись».

Т — ТАРАНТАС

Тарантасом называлась особая крытая повозка на длинной продольной раме, уменьшавшей тряску в долгом пути. Часто он ветхий и дребезжащий (Сергей Соловьев), идет вперевалку (Иван Суриков). У Соллогуба в повести «Тарантас» главный герой совершает в нем путешествие по России — разумеется, сатирическое, и колымага в итоге превращается в аллегорию.


Тарантас. 1880-е. Национальная библиотека Конгресса

 

«Но что за тарантас, что за удивительное изобретение ума человеческого!.. Вообразите два длинные шеста, две параллельные дубины, неизмеримые и бесконечные; посреди них как будто брошена нечаянно огромная корзина, округленная по бокам, как исполинский клубок». (Владимир Соллогуб. «Тарантас»)


Но если «тарантас скрипит» у Брюсова или Блока — то это уже нарицательное.

Т — ТЕЛЕГА

Если верить нашим поэтам, телега на ходу стучит (Жуковский, Пушкин, Огарев), гремит (Фет, Иван Суриков) и «скрыпит» (Некрасов), особенно если она «несмазанная», что бывало часто. Ход ее ленивый, спокойный (Иван Никитин). У Пушкина движение телеги становится аллегорией бытия («Телега жизни»).


Телега. Открытка. Фотография: spb.aif.ru

У Некрасова ее пассажирка — жена декабриста Мария Волконская: «…Сперва / Телега меня занимала, / Но вскоре потом, ни жива, ни мертва, / Я прелесть телеги узнала».

Т — ТРОЙКА

Это не вид повозки, а способ упряжки — три лошади, причем центральная (коренник) смотрит прямо, а боковые (пристяжные) красиво изгибают головы в сторону. Зимой тройкой запрягали сани, летом — колесный транспорт. Специфически русское изобретение стало национальным символом, чему способствовало воспевание птицы-тройки Гоголем — «Русь, куда ж несешься ты?» («Мертвые души»).


Николай Сверчков. Тройка. 1865. Томский областной художественный музей

Тройка, пожалуй, лидер по вдохновлению поэтов и композиторов. Тут и пушкинская «Зимняя дорога», и «Тройка мчится, тройка скачет» Вяземского, и некрасовская «Что ты жадно глядишь на дорогу…», а также «тройка удалая» с «колокольчиком — даром Валдая» Глинки… Всех не перечислить. Поэтам нравилась ее лихость и скорость — она «борзая», «бойкая», «лихая», «шальная», «бешеная»; ямщик на ней «ухарский».

Ф — ФАЭТОН

Легкая коляска с откидным верхом, часто двухместная, получила название в честь сына бога Гелиоса (кстати, одного из первых погибших в дорожной катастрофе). Если верить классике, фаэтон — «красивый» (Писемский), «хорошенький» (Михаил Авдеев) и «забавный» (Федор Кони).


Фаэтон императрицы Марии Федоровны. Дания. До 1821. ГМЗ Царское Село
У Петра Боборыкина мы видим двухместный отлогий фаэтон с открытым верхом, который вдобавок тих в езде. Запрягали в этот «легонький, щегольский» экипаж быстрых рысаков и красовались перед окружающими.

 

Карета типа «BERLINE»

Эле­гант­ная че­ты­рех­мест­ная «бер­ли­на» ис­поль­зо­ва­лась для важных тор­же­ствен­ных вы­ез­дов Ека­те­ри­ны II. Вы­пол­не­на она из­вест­ным пе­тер­бург­ским ма­сте­ром немец­ко­го про­ис­хож­де­ния Иоган­ном Ко­нра­дом Бу­кен­да­лем в 1769 году и осна­ще­на но­вей­ши­ми по тому вре­ме­ни кон­струк­тив­но-тех­ни­че­ски­ми де­та­ля­ми – вер­ти­каль­ны­ми и го­ри­зон­таль­ны­ми ли­сто­вы­ми рес­со­ра­ми. Резной зо­ло­че­ный декор укра­ша­ет карниз, спуски и на­лич­ни­ки. Окна и верх­няя по­ло­ви­на дверей за­кры­ты зер­каль­ным стек­лом. На пе­ред­ней и задней части стана и на ко­ле­сах зо­ло­че­ная резьба почти пол­но­стью скры­ва­ет кон­струк­тив­ные детали. Неслу­чай­но именно эта карета слу­жи­ла для па­рад­ных вы­ез­дов им­пе­ра­три­цы и двора.

Эле­гант­ная че­ты­рех­мест­ная «бер­ли­на» ис­поль­зо­ва­лась для важных тор­же­ствен­ных вы­ез­дов Ека­те­ри­ны II. Вы­пол­не­на она из­вест­ным пе­тер­бург­ским ма­сте­ром немец­ко­го про­ис­хож­де­ния Иоган­ном Ко­нра­дом Бу­кен­да­лем в 1769 году и осна­ще­на но­вей­ши­ми по тому вре­ме­ни кон­струк­тив­но-тех­ни­че­ски­ми де­та­ля­ми – вер­ти­каль­ны­ми и го­ри­зон­таль­ны­ми ли­сто­вы­ми рес­со­ра­ми. Резной зо­ло­че­ный декор укра­ша­ет карниз, спуски и на­лич­ни­ки. Окна и верх­няя по­ло­ви­на дверей за­кры­ты зер­каль­ным стек­лом. На пе­ред­ней и задней части стана и на ко­ле­сах зо­ло­че­ная резьба почти пол­но­стью скры­ва­ет кон­струк­тив­ные детали. Неслу­чай­но именно эта карета слу­жи­ла для па­рад­ных вы­ез­дов им­пе­ра­три­цы и двора.

 

Ко­лы­ма­га

Ко­лы­ма­га – широко рас­про­стра­нен­ный в России и За­пан­ной Европы с XVI века тип эки­па­жей, с почти че­ты­рех­уголь­ным ку­зо­вом на вы­со­кой оси. Эта че­ты­рех­мест­ная ко­лы­ма­га вы­пол­не­на ма­сте­ра­ми в 1640-е годы, что нашло свое от­ра­же­ние и в форме, и в убран­стве. На­ци­о­наль­ное свое­об­ра­зие осо­бен­но ярко от­ра­зи­лось в декоре ко­лы­ма­ги. Кузов стро­го­го си­лу­эта об­тя­нут ма­ли­но­вым бар­ха­том и укра­шен за­пол­ня­ю­щим всю по­верх­ность узором из квад­ра­тов, вы­ло­жен­ных мед­ны­ми зо­ло­че­ны­ми гвоз­ди­ка­ми с вы­пук­лы­ми шляп­ка­ми. В центре каж­до­го квад­ра­та ха­рак­тер­ный только для рус­ских эки­па­жей того вре­ме­ни ор­на­мент в форме вось­ми­ко­неч­ной звезды из се­реб­ря­но­го галуна. Со­че­та­ние ма­ли­но­во­го бар­ха­та с се­реб­ром и зо­ло­том со­зда­ет уди­ви­тель­но гар­мо­нич­ный и празд­нич­ный облик эки­па­жа, ко­то­рый до­пол­ня­ют слю­дя­ные оконца, укра­шен­ные ажур­ны­ми на­клад­ка­ми в виде звез­до­чек и дву­гла­вых орлов.

 

Внут­рен­нее убран­ство не усту­па­ет в своей рос­ко­ши внеш­не­му – обивка стен и си­де­ний вы­пол­не­на из до­ро­го­го ту­рец­ко­го зо­ло­то­го бар­ха­та, ко­то­рый на Руси любили за необы­чай­ную пыш­ность узора. Пер­вы­ми вла­дель­цем эки­па­жа был брян­ский ста­ро­ста, под­дан­ный Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства Фран­циск Лес­но­воль­ский. По всей ве­ро­ят­но­сти он по­лу­чил его в ка­че­стве на­гра­ды «по имен­но­му Ве­ли­ко­го го­су­да­ря указу». Другим вла­дель­цем ко­лы­ма­ги яв­лял­ся боярин Никита Ива­но­вич Ро­ма­нов, иг­рав­ший зна­чи­тель­ную роль при дворе царя Ми­ха­и­ла Фе­до­ро­ви­ча.

Зимний «по­теш­ный» возок

 

Зимний по­теш­ный возок – уни­каль­ный экипаж, со­здан­ный в Москве в 1689-1692 гг., по­доб­ных ко­то­ро­му нет ни в одном музее мира. Возок пред­став­ля­ет собой «ком­нат­ку» с ма­лень­ки­ми око­шеч­ка­ми и до­воль­но ши­ро­ки­ми двер­ца­ми на по­ло­зьях для удоб­ства пе­ре­дви­же­ния по снегу. «По­теш­ный» возок служил для игр и забав ма­ло­лет­них детей царя Ивана Алек­се­е­ви­ча – брата и со­пра­ви­те­ля Петра I. Форма кузова со­хра­ня­ет древ­нюю тра­ди­ци­он­ную форму – стро­гий и четкий силуэт и пря­мо­уголь­ные очер­та­ния. Однако укра­шен он весьма жи­во­пис­но в со­от­вет­ствии с модным в то время стилем ба­рок­ко. Ко­жа­ная обивка была вы­пол­не­на ма­сте­ра­ми Мос­ков­ско­го Кремля. Тис­не­ный зо­ло­че­ный ре­льеф­ный узор из цветов, плодов, по­кры­ва­ет всю по­верх­ность стенок и дверей. На­ряд­ный экипаж от­лич­но под­хо­дил для зимних забав цар­ских детей и в то же время со­от­вет­ство­вал вы­со­ко­му ста­ту­су вла­дель­цев, что под­чер­ки­ва­лось изыс­кан­но­стью до­ро­гой от­дел­ки и вы­со­ким ма­стер­ством ис­пол­не­ния.


http://​www.​liveinternet.​ru/​users/​timemechanic/​post203600014/

 

До­пол­не­ние от ка­мра­да По­ляр­ный Лис

Ору­жей­ная палата

Кол­лек­ция эки­па­жей Ору­жей­ной палаты - жем­чу­жи­на среди му­зей­ных со­бра­ний.

Кол­лек­ция хра­ня­щих­ся в Ору­жей­ной палате эки­па­жей не имеет ана­ло­гов в других со­бра­ни­ях, она поз­во­ля­ет про­сле­дить раз­ви­тие эки­паж­но­го дела в России и За­пад­ной Европе. Цен­ность кол­лек­ции за­клю­ча­ет­ся в том, что эки­па­жи не пре­тер­пе­ли се­рьез­ных пе­ре­де­лок, из­вест­ны при­над­леж­ность эки­па­жей и имена их со­зда­те­лей - И.К.Бу­кен­да­ля, И.М.Гоп­пен­гауп­та, Н.Пино, Ф.Буше, Ф.Каф­фи­ери. По ка­ре­там со­бра­ния Ору­жей­ной палаты можно судить об из­ме­не­ни­ях формы, кон­струк­ции и декора эки­па­жей на про­тя­же­нии XVI - XVIII сто­ле­тий.

Кол­лек­ция эки­па­жей Ору­жей­ной палаты - жем­чу­жи­на среди му­зей­ных со­бра­ний. Она на­счи­ты­ва­ет сем­на­дцать эки­па­жей, со­здан­ных в период с XVI по XVIII сто­ле­тие луч­ши­ми ма­сте­ра­ми России и За­пад­ной Европы. Кареты прак­ти­че­ски не под­вер­га­лись пе­ре­дел­кам. Они пред­став­ля­ют такую зна­чи­тель­ную от­расль ху­до­же­ствен­но­го ре­мес­ла, как ка­рет­ное дело, без изу­че­ния ко­то­ро­го невоз­мож­но по­сти­же­ние ху­до­же­ствен­ной куль­ту­ры России и Европы XVI, XVII и XVIII сто­ле­тий. Эки­па­жи тех времен - не просто эли­тар­ный вид транс­пор­та. В боль­шин­стве своем это и па­мят­ни­ки ис­кус­ства, в ко­то­рых ор­га­нич­но со­че­та­ют­ся резьба по дереву, жи­во­пись, литье, ху­до­же­ствен­ная об­ра­бот­ка кожи, юве­лир­ное ма­стер­ство и даже ар­хи­тек­ту­ра.

Ко­ляс­ка летняя

Летняя ко­ляс­ка в форме ита­льян­ской гон­до­лы вы­пол­не­на в Англии в 70-х годах XVIII века. Она была по­да­ре­на графом Г.Ор­ло­вым им­пе­ра­три­це Ека­те­рине II. Ко­ляс­ка не имеет дверей, их за­ме­ня­ет от­ки­ды­ва­ю­ща­я­ся пе­ред­няя часть ку­зов­ка. Зо­ло­че­ные резные ду­бо­вые и лав­ро­вые ветви и гир­лян­ды цветов об­рам­ля­ют ку­зо­вок ко­ляс­ки.

Пе­ре­док ко­ляс­ки укра­шен рез­ны­ми фи­гур­ка­ми орлов с рас­про­стер­ты­ми кры­лья­ми. Сзади – со­здан­ные уже рус­ски­ми ма­сте­ра­ми фигуры всад­ни­ков в шлемах и коль­чу­гах с ко­пья­ми в руках. Резьба, по­кры­тая густой по­зо­ло­той, про­из­во­дит впе­чат­ле­ние литья из ме­тал­ла. На стен­ках эки­па­жа – изоб­ра­же­ния ан­тич­ных богов. По сто­ро­нам – Ам­фи­т­ри­та и Фор­ту­на, на задней стенке – Апол­лон среди муз. Этот экипаж можно от­не­сти к лучшим про­из­ве­де­ни­ям ми­ро­во­го ка­рет­но­го ис­кус­ства.

    Ко­лы­ма­га
Карета ан­глий­ской работы конца XVI века - по­да­рок ан­глий­ско­го короля Якова I Борису Го­ду­но­ву в 1603 году. Наи­бо­лее древ­ний экипаж нашего со­бра­ния. Карета еще проста по форме, кон­струк­ция и тех­ни­че­ское устрой­ство ее несо­вер­шен­ны, она не имеет по­во­рот­но­го круга. Чтобы раз­вер­нуть карету, тре­бо­ва­лась до­воль­но боль­шая пло­щадь, а при крутом по­во­ро­те задние колеса нужно было за­но­сить на руках. У кареты нет места для кучера, ло­ша­дей вели под уздцы или кучер сидел верхом на первой, ве­ду­щей лошади. Такого типа кареты - от­кры­тые, без рессор, без по­во­рот­но­го круга - в России на­зы­ва­ли ко­лы­ма­га­ми. Карета ин­те­рес­на ху­до­же­ствен­ным оформ­ле­ни­ем - вы­со­ко­ре­льеф­ной резь­бой по дереву с изоб­ра­же­ни­ем сцен борьбы хри­сти­ан с му­суль­ма­на­ми и сцен охоты.

Карета-бер­ли­на
Наи­бо­лее со­вер­шен­ным эки­па­жем в кол­лек­ции яв­ля­ет­ся че­ты­рех­мест­ная па­рад­ная карета.

Cде­лан­ная в Пе­тер­бур­ге ма­сте­ром Иоган­ном Ко­нра­дом Бу­кен­да­лем в 1769 году для Ека­те­ри­ны II.

Карета имеет как вер­ти­каль­ные, так и го­ри­зон­таль­ные рес­со­ры.

Карета
Карета за­кры­тая, двух­мест­ная, типа купе. Кузов под­ве­шен на длин­ных ремнях. Экипаж вы­пол­нен ма­сте­ра­ми Вены по заказу рус­ско­го двора в 1740 году. Резной декор за­ни­ма­ет глав­ное место в ху­до­же­ствен­ном убран­стве эки­па­жа. Резьба то­ни­ро­ва­на, по­кры­та по­зо­ло­той. Стенки и дверцы кузова укра­ше­ны жи­во­пи­сью в зо­ло­ти­сто-зе­ле­ных тонах на ми­фо­ло­ги­че­ские сюжеты.

Карета
 Вы­пол­не­на ма­сте­ра­ми Вены в 1741 - 1742 годах.
Ху­до­же­ствен­ное ре­ше­ние и тех­ни­че­ские данные ха­рак­тер­ны для па­рад­ных эки­па­жей 1740- гг.

Карета по­кры­та густой, зо­ло­че­ной резь­бой в стиле рококо с ал­ле­го­ри­че­ски­ми и ми­фо­ло­ги­че­ски­ми сю­же­та­ми.

Была за­ка­за­на спе­ци­аль­но для ко­ро­на­ци­он­ной це­ре­мо­нии им­пе­ра­три­цы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны.

Карета
Ве­ли­ко­леп­но вы­пол­не­на в 1746 году карета бер­лин­ским ма­сте­ром Иоган­ном Ми­ха­э­лом Гоп­пен­гауп­том. Карета про­из­во­дит впе­чат­ле­ние лег­ко­сти, изя­ще­ства бла­го­да­ря ис­кус­ной резьбе по дереву с изоб­ра­же­ни­ем лав­ро­вых ли­стьев, за­вит­ков, ра­ко­вин, скульп­тур ми­фо­ло­ги­че­ских бо­жеств. В форме кузова, декоре ярко вы­ра­же­ны черты стиля рококо. Кузов ее под­ве­шен на шести ремнях, имеет рес­со­ры и по­во­рот­ный круг. Карета была по­да­ре­на Фри­дри­хом II им­пе­ра­три­це Ели­за­ве­те Пет­ровне. Ею поль­зо­ва­лись во время ко­ро­на­ци­он­ных тор­жеств на про­тя­же­нии XVIII - XIX сто­ле­тий, по­это­му экипаж много раз под­нов­ля­ли

Карета типа "couрe"

Карета типа "couрe" была вы­пол­не­на в Пе­тер­бур­ге в 1739 году для им­пе­ра­три­цы Анны Иоан­нов­ны.

Ба­роч­ные за­вит­ки и ра­ко­ви­ны со­че­та­ют­ся с древ­не­рус­ски­ми узор­ны­ми ро­зет­ка­ми и дву­гла­вы­ми орлами.

Края стенок кузова, изо­гну­тые кар­ни­зы, об­рам­ле­ния окон и дверей укра­ше­ны очень мелкой зо­ло­той резь­бой.

По своему тех­ни­че­ско­му ре­ше­нию карета на­по­ми­на­ет эки­па­жи фран­цуз­ской работы, но в окна уже встав­ле­но зер­каль­ное стекло.

Возок зимний "по­теш­ный"

Возок ма­лень­кий на по­ло­зьях. По­доб­ных эки­па­жей нет ни в одном му­зей­ном со­бра­нии мира. Кузов возка со­хра­ня­ет древ­нюю тра­ди­ци­он­ную форму. Стенки обиты зо­ло­че­ной тис­не­ной кожей, ко­то­рую обиль­но по­кры­ва­ет рас­ти­тель­ный ор­на­мент, в ко­то­рый вклю­че­ны изоб­ра­же­ния путти, эк­зо­ти­че­ских птиц, орлов, фи­гу­рок бе­гу­щих жи­вот­ных. Кожа, как и сам возок из­го­тов­ле­на в Москве в ма­стер­ских Кремля. Для де­ко­ра­тив­но­го убран­ства возка в рус­ских тра­ди­ци­ях ис­поль­зо­ва­ны медные гвоз­ди­ки с круп­ны­ми шляп­ка­ми. В окнах в оло­вян­ных пе­ре­пле­тах за­креп­ле­на слюда. Возок служил для игр и забав ма­ло­лет­них детей царя Ивана Алек­се­е­ви­ча, свод­но­го брата и со­пра­ви­те­ля Петра I.

Летний возок "по­теш­ный"

Имеет изящ­ную ба­роч­ную форму. Стенки обиты тис­не­ной кожей го­лу­бо­го цвета, ко­то­рую обиль­но по­кры­ва­ет зо­ло­че­ный рас­ти­тель­ный ор­на­мент, в ко­то­рый вклю­че­ны изоб­ра­же­ния путти, эк­зо­ти­че­ских птиц, орлов, фи­гу­рок бе­гу­щих жи­вот­ных. Кожа, как и сам возок из­го­тов­ле­на в Москве в ма­стер­ских Кремля. Тех­ни­че­ское устрой­ство ка­рет­ки до­ста­точ­но со­вер­шен­но для того вре­ме­ни. Он имеет при­спо­соб­ле­ние для по­во­ро­та изо­гну­тую балку "ле­бя­жью шейку" над по­во­рот­ным кругом. Для де­ко­ра­тив­но­го убран­ства возка ис­поль­зо­ва­ны медные гвоз­ди­ки с круп­ны­ми шляп­ка­ми. Ими за­креп­ле­на кожа на кузове и от­де­ла­ны пе­ре­пле­ты рам. В окнах в оло­вян­ных пе­ре­пле­тах - слюда. Возок при­над­ле­жал сыну Петра I - Алек­сею Пет­ро­ви­чу.

Ко­ляс­ка са­до­ваяя

От­кры­тая са­до­вая двух­мест­ная ко­ляс­ка им­пе­ра­три­цы Анны Иоан­нов­ны. В до­ку­мен­тах архива Ору­жей­ной палаты со­дер­жат­ся све­де­ния о том, что ко­ляс­ка была сде­ла­на для им­пе­ра­три­цы Анны Иоан­нов­ны в Москве. Убран­ство, до­ста­точ­но скром­ное для им­пе­ра­тор­ских эки­па­жей, форма колес с ши­ро­ки­ми обо­дья­ми, оби­ты­ми же­ле­зом, объ­яс­ня­ет­ся тем, что её ис­поль­зо­ва­ли для про­гу­лок по двор­цо­вым паркам. Форма кузова и его рос­пи­си - изыс­кан­ны. На стен­ках кузова эки­па­жа раз­ме­ще­ны изоб­ра­же­ния: го­су­дар­ствен­но­го герба, вен­зе­ля им­пе­ра­три­цы Анны Иоан­нов­ны и жен­ской фигуры, в лице и фигуре ко­то­рой уга­ды­ва­ет­ся порт­рет­ное сход­ство с им­пе­ра­три­цей.

Кошевки и сани зимние средства передвижения

 

На Черном озере

Событие происходит в 1967-68 гг. на левой стороне р. Волги на Чёрном озере («Шимйар»). В тот период на Чёрном озере был организован «Промколхоз». Колхозников и колхозниц на работу возили с горной стороны. Бригаде рабочих ставили выход дней, производилась оплата в колхозе зерном, сеном, соломой, мёдом. А мастерам-специалистам производили дополнительную оплату. Во-первых, платили сдельно: на зарплату влияет количество изготовленной продукции. Во-вторых, на каждую разновидность процедуры обработки материала существовала своя расценка: за тесание материала оплачивали по 80 коп, за гнутьё материала платили 1 руб, за изготовление заготовки – 70 коп.

  На Чёрном озере для проживания рабочим был сооружён барак, а в соседнем доме пекли хлеб и варили пищу. Неподалёку от поселенцев с горной стороны, разместилась пасека, где, в свободное от работы время, рабочие могли полакомиться мёдом.

Предыдущая

Сани и санки: варианты, конструкция, история, инструменты и технологии изготовления (фотообзор). Обновление 2019 года

Описание Сани и санки: варианты, конструкция, история, инструменты и технологии изготовления (фотообзор). Обновление 2019 года

Приветствуем Вас на нашей странице "Сани: варианты, история, технологии изготовления (фотообзор)"*!

Материалы по санкам собирались нами несколько лет и в формате фотообзора предложили Вам в предверии 2019 года. В начале мы хотели ограничиться детскими санями, но все больше погружаясь в тему поняли, что все разнообразие и обилие вариантов, решений, технологий не только отечественных, но и зарубежных образцов, заслуживает и Вашего внимания. Ведь методы изготовления детских санок целиком строяться на "взрослых" технологиях. Всем этим мы делимся с Вами в рамках этого обзора.
* Данный фотообзор создан в ознакомительных целях и не является товаром, Вы можете распечатать данную страницу самостоятельно и совершенно бесплатно.

Обновление декабря 2019 года: Сани и санки в различных применениях и вариантах изготовления: от старейших технологий до современных решений.

Краткое содержание фотообзора (быстрые ссылки вниз - навигация по странице):

1. Вводная​

2. Материалы и технологии изготовления

3. Детские санки

4. Виды саней и их конструктивные отличия

5. Немного истории

6. Примеры изготовления, схемы и чертежи

 

Вводная

Сани, санки, возки, кузовки, почевни, чехони - и еще много-много есть всяких разновидностей и конструкций этого удивительного транспортного средства.
Первоначально это было действительно важное и необходимое средство передвижения и перевозки.

В наше время сани - это элемент развлечения приносящий радость и позитивные эмоции.


Как взрослым - сказочные деревянные сани:

 

Так и детям:

 

Само слово «сани» является русским. Уже позже его заимствовали в свои языки многие другие народы, в первую очередь славянские. Лингвисты утверждают, что слово образовано от термина «сань», что буквально означает «змея». Аналогия здесь со следом от полозьев, который напоминает очертаниями змею.


 

 


Детские санки

При слове «санки» многие вспомнят знаменитые советские санки с металлическими полозьями и разноцветными деревянными перекладинами:

На самом деле, существует большое количество различных санок, которые изготавливаются из разнообразных материалов, имеют разные функции и характеристики.

Хотя санки и кажутся на первый взгляд достаточно простыми, их производство и сборка имеет много нюансов.
Детские санки должны быть максимально прочными, выдерживать большие нагрузки и при этом обладать достаточной маневренностью - все одновременно выполнить непросто.


А еще детские санки должны быть легкими и красивыми!

 



Складные санки:

 

Исторические детские санки:


Чунки

Ручные саночки, салазки; ручные дровни, дровешки; чуночки, для катанья с гор, или детские салазки. Чунками еще называли санки для перевозки орудий и других тяжестей по зимней дороге или с помощью катков; употребляются в крепостной и береговой артиллерии и принадлежали к так называемым артиллерийским машинам.


Часто их украшали росписью:

 

Европейские и американские салазки немного отличаются от наших и по конструкции и по весу:

 



Современные салазки:

 

А вот так выглядят современные гнутые салазки из цельного куска гнутой и отфрезерованной фанеры:

 

 

Работы Любителей и Мастеров:

Дмитрий Анатольевич из Нижнего Новгорода прислал нам фото санок по данному фотообзору "Сани и санки: варианты, конструкция, история, технологии изготовления". Санки он сделал для сына за новогодние праздники.



Немного истории

Возраст самых старых саней относят ко второму тысячелетию до нашей эры.
Считается, что территориально первые сани появились на севере. Полозья прообразов современных саней были найдены в Финляндии. Устройство первых саней было довольно простым, но самое главное то, что за тысячи лет его принцип существенно никак не изменился. Две жерди связывались между собой. Передние концы привязывали к собаке или лошади, а задние волочились по земле. Так появились волокуши.

Так выглядели Карельские экспедиционные волокуши в XIX веке. Данные волокуши тащил сам человек, а не животное.


В дальнейшем трансформировавшиеся в дровни. Те в свою очередь - в розвальни, сани и возки.


В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны сани были чрезвычайно распространенным видом транспорта.

Причем не только зимой, но даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употребляются летом по сей день.

В XVII веке получили распространение сани с парусом - буера. Народы Скандинавии использовали их для передвижения по ледяным озёрам.
Климат 17 и 18 веков сильно отличался от климата нашего времени, в Европе тогда зимы были гораздо холоднее.

В Северной Европе замерзали каналы и озера. Поэтому, к примеру, гранд-канал Версаля использовался как санный ипподром.
Традиции богато украшенных саней пошли с XVII века.

Из дерева начали вырезать резные скульптуры, особой популярностью пользовались мифические божества и обитатели воды: тритоны, дельфины.

Во времена Петра I активное внедрение в российскую жизнь европейских мастеров и веяний наложило свой отпечаток и на развитии конструкции саней и богатство их убранства.

 

Возок Пе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.152 с.)