Раздел 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата



КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

“Исследование социально-психологического климата коллектива, направленное на оптимизацию трудовой деятельности “Astra club”

 

Автор работы:

студентка 4 курса

очной формы обучения

Зубкова А.С.

Подпись________________

Руководитель работы:

Доцент кафедры                                     социальных технологий,     кандидат психологических          наук

Федоренко В.В

Подпись________________

Курсовая работа защищена

«___» __________________

Оценка ________________

Подпись _______________

 

Санкт-Петербург, 2021г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................3

РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата...............................................................................................................4

1.1. Определение понятия социально-психологического климата...............4

1.2. Факторы определяющие социально-психологический климат.............8

1.3. Социально-психологический климат как фактор эффективной трудовой деятельности …...............................................................................11

Выводы по первому разделу...........................................................................14

РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое исследование социально-психологического климата коллектива.........................................................................................15

2.1. Организационная часть исследования....................................................15

2.2. Результаты тестирования.........................................................................18

Выводы по второму разделу...........................................................................20

Заключение.......................................................................................................21

Список литературы..........................................................................................24

Приложение 1...................................................................................................25

 

Исследование социально-психологического климата коллектива, направленное на оптимизацию трудовой деятельности “Astra Club”

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Социально-психологический климат является важным фактором работоспособности и успешности коллектива. Для достижения высоких результатов без выгорания необходимы определенные условия, в которых члены группы будут иметь возможность максимально реализовать свой потенциал. При отсутствии таких условий работники чувствуют себя дискомфортно, у них может возникать желание покинуть коллектив, проводить на работе меньше времени, их личностный и профессиональный рост замедляется.

Помимо этого, социально-психологический климат также может выступать в роли показателя уровня психологической включенности работника в деятельность, уровня эффективности этой деятельности и уровня потенциала личности и коллектива в целом.

Успешность совместной деятельности отчасти зависит от оптимальной реализации группой своих возможностей. Благотворная атмосфера внутри коллектива не только качественно влияет на результаты работы, но и помогает работникам проявлять свой потенциал в полной мере. В связи с этим возникает потребность в оптимизации межличностного взаимодействия в группе.

По причине вышесказанного, актуальность данной проблемы, безусловно, очень высока.

Цель нашего исследования: исследование и оптимизация социально-психологического климата в коллективе “Astra Club”.

Объектом исследование выступает коллектив салона красоты “Astra Club”.

Предметом исследования является социально-психологический климат коллектива.

Поставленная цель достигается посредством следующих задач:

1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;

2. Определить рабочие понятия;

3. Подобрать валидный и надежный психодиагностический инструментарий;

4. Провести эмпирическое исследование;

5. Проанализировать полученные результаты;

6. Подвести итоги исследования и выдвинуть рекомендации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данное исследование может быть полезно психологам в организациях для составления методических рекомендаций по формированию качественного социально-психологического климата в коллективе для руководителей и работников.

Организационной базой исследования выступил салон красоты “Astra Club” в городе Санкт-Петербург.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ научной литературы;

2. Эмпирические методы: методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А.Ю. Шалыто;

3. Систематизация полученных материалов и оформление результатов исследования.

Факторы микросреды

· Материальная среда

· Психологическая среда - соотношение формальных и неформальных структур группы, психологическая совместимость в группе, отношения между начальниками и подчиненными, а также индивидуальные психологические характеристики членов группы и т.д.

 При анализе социально-психологического климата в различных ситуациях нельзя отнести то или иное влияние только к влиянию макро- или микросреды. Макросреда определяет зависимость СПК от факторов собственной микросреды. Тем не менее, когда речь заходит об улучшении климата в коллективе, необходимо в первую очередь обратить внимание на факторы микросреды, поскольку именно в этом случае эффект целенаправленного влияния наиболее выражен. [5]

 Психологическая совместимость должна рассматриваться как наиболее важный фактор, влияющий на СПК. Психологическая совместимость - это способность осуществлять совместную деятельность на основе эффективного сочетания личностных характеристик участников команды. [2]

Выводы по первому разделу

Мы рассмотрели понятие социально-психологического климата и разобрали сферу его влияний на коллектив, а также, какие существуют факторы оптимизации СПК.

На СПК оказывают существенное влияние факторы микро и макросреды, например такие как социально-политическое положение страны, индивидуально-психологические особенности работников, их квалификация и другое.

Помимо этого, социально-психологический климат является несущим фактором оптимизации работы любой организации, так как благодаря формированию благоприятного СПК, весь коллектив сотрудников замотивирован на работу, межличностные связи налажены, отношения между начальниками и подчиненными хорошие, атмосфера внутри коллектива располагает к продуктивному труду.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что благоприятный социально-психологический климат коллектива это одна из важнейших характеристик оптимальности его работы. Благодаря грамотно созданному СПК сотрудники чувствуют себя комфортно, что сказывается на их результативности и мотивации.

 

Результаты тестирования

Анализ полученных эмпирических данных по “экспресс-методике” по изучению социально-психологического климата представлены на рисунке в процентном соотношении.

 

1. Где 13% - отрицательный (2 человека).

2. 34% - полностью положительный (5 человек);

3. 53% - положительный (8 человек).

 

Средний уровень удовлетворенности климатом в коллективе составляет 86%.

Таким образом, на Рисунке 1. мы наблюдаем преобладание в целом благоприятного психологического климата в коллективе.

Важно отметить, что составляющие 13% (отрицательный СПК) это самые старшие сотрудники в возрасте от 35 до 37 лет, которые работают в коллективе с его основания, но еще ни разу не имели повышения в должности и вынуждены работать под руководством более молодых сотрудников, что их достаточно сильно угнетает. Что касается остальных работников, то можно сказать, что это достаточно молодой, активный, замотивированный коллектив, который работает слаженно. Отсутствие поддержки со стороны своих старших коллег остальных сотрудников не огорчает, что позволяет им работать в хорошем расположении духа несмотря на неприязнь некоторых из коллектива.

Для больше наглядности, преобразуем полученные по каждому респонденту данные в сводную Таблицу 1:

Участники Эмоциональный компонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент Средне Итог
1 1,2,5 2,3 4,1,2 2,3 Полностью положительное
2 1,5,7 3,3 5,1,1 3,3 Полностью положительное
3 2,2,6 1,3 4,2,1 1,3 Полностью положительное
4 1,6,9 2,3 5,1,1 2,3 Полностью положительное
5 1,1,5 2,2 5,2,2 2,2 Полностью положительное
6 1,4,7 1,4 4,1,2 1,4 Положительное
7 1,3,4 1,2 5,1,4 1,2 Положительное
8 1,2,8 3,3 4,1,3 3,3 Положительное
9 1,2,5 3,2 1,1,3 3,2 Положительное
10 1,5,7 3,2 2,2,1 3,2 Положительное
11 1,6,9 1,7 2,1,2 1,7 Положительное
12 1,4,7 3,2 4,1,3 3,2 Положительное
13 1,3,4 1,2 3,2,2 1,2 Положительное
14 3,8,2 4,1 1,3,3 4,1 Отрицательное
15 3,9,3 5,1 1,3,4 5,1 Отрицательное

Таблица 1. Сводная таблица данных, полученных в результате прохождения методики

В таблице представлены ответы по каждому из трех компонентов, в которые включены вопросы:

1. Эмоциональный компонент - вопросы 1,4,7

2. Когнитивный компонент - вопросы 3,6

3. Поведенческий компонент - вопросы 2,5,8

В каждом столбце ответы перечислены через запятую. Пример: ответы в столбце эмоционального компонента 1,2,5 соотносятся с порядковыми номерами вопросов 1,4,7 и т.д.

Отмечено среднее значение по каждому респонденту и итоговое значение ответов, в данном случае трех вариантов (полностью положительное, положительное и отрицательное).

 

Выводы по второму разделу

Анализ полученных данных говорит нам о том, что коллектив достаточно целостный, сплоченный, сотрудники чувствуют себя друг с другом комфортно, работа протекает активно. Помимо рабочих вопросов, сотрудники хорошо разбираются и в личных делах друг друга, по большей части присутствует доверие и стремление не только к формальному общению.

Для установления еще более приятной рабочей обстановки необходимо налаживание контактов между старшими сотрудниками и младшими, для этого необходимо пригласить психолога и провести тренинговые мероприятия на сплочение, коммуникацию, доверие и т.д. А также, руководителю рекомендуется рассмотреть работу более взрослых сотрудников и, возможно, поднять вопрос об их повышении или же наоборот, увольнении, чтобы исключить из коллектива сотрудников, омрачающих общий благоприятный социально-психологический климат.

Предложить проведение исследования организационных и индивидуально-личностных характеристик сотрудников, имеющих трудности нахождения в коллективе, при наличии их согласия. По результатам исследования выдвинуть рекомендации для руководителя.  Ввиду отказа сотрудников, рассмотреть другие пути решения проблемы.

К тому же, руководителю следует рассмотреть подробнее вопрос о своем собственном имидже и доработать его, сделать более деловым, вызывающим больше уважения, так как его образ и имидж, несомненно, влияет на социально-психологический климат коллектива. Деловой, качественный образ не позволит сотрудникам сомневаться в компетентности руководителя, даже если он моложе, чем некоторые работники предприятия.

 

Заключение

Мною было проведено исследование социально-психологического климата коллектива “Astra Club”. Данное исследование имело цель исследовать и оптимизировать социально-психологический климат в коллективе “Astra Club”.

Для достижения этой цели были реализованы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;

2. Определить рабочие понятия;

3. Подобрать валидный и надежный психодиагностический инструментарий;

4. Провести эмпирическое исследование;

5. Проанализировать полученные результаты;

6. Подвести итоги исследования и выдвинуть рекомендации.

Результаты исследования показали, что в рабочем коллективе салона-магазина “Astra Club” присутствует неоднозначный микроклимат. Большая часть сотрудников чувствует себя в коллективе хорошо, однако 2 из 15 человек отозвались крайне негативно, ввиду того, что чувствуют себя в данной рабочей группе дискомфортно, являясь старше остальных сотрудников по возрасту, но не по званию. В данном случае, необходимо разобраться с оптимизацией работы этих двух сотрудников.

Практическая польза данной работы состоит в том, что она может пригодится психологам в организациях для составления методических рекомендаций по формированию качественного социально-психологического климата в коллективе для руководителей и работников, в частности, в дальнейшем,  для приглашенного психолога в салон-магазин “Astra Club”.

Для улучшения социально-психологического климата на данном этапе можно выделить следующие рекомендации:

1. Провести дополнительные исследования организационных и индивидуально-личностных особенностей проблемных сотрудников и по результатам диагностики предложить дальнейшие пути решения проблем;

2. Пригласить профессионального психолога для проведения совместных деловых игр, тренингов, посетить психологические семинары и тренинги с целью устранения напряжения в коллективе организации;

3. Привлечь работников организации к совместным занятиям. Это могут быть как занятия спортом, так и занятия рисованием, кулинарией;

4. Выделить сотрудников, имеющих личные проблемы и претензии к коллективу и предложить им сессии с психологом;

5. Наладить контакты между сотрудниками путем совместной внерабочей деятельности;

6. Совместно с психологом, обсудить все волнующие проблемы коллектива открыто и честно.

Для улучшения социально-психологического климата в коллективе могут пригодиться такие методики, как:

· Тест Михалюк-Шалыто "Экспресс-методика исследования психологического климата в коллективе" (для выяснения психологического климата в коллективе);

· Диаграмма-схема Лутошкина "Оценка психологического климата в группе" (чтобы понять, почему обстановка негативная);

· Тест "Диагностика климата в коллективе" (чтобы оценить деловой и творческий настрой коллектива);

· Опросник Шпалинского и Шелеста "Диагностика психологического климата в малой группе".

 

Список литературы

1. Веснин В.Р. Практический Менеджмент Персонала: Пособие По Кадровой Работе.-М.2018.

2. Галеева Л.В. Факторы, Определяющие Социально-психологический Климат // Вестник СМУС74. 2016. №2 (13).

3. Галиуллин Х.Я., Ермаков Г.П. Эффект Как Категория Теории Эффективности //Проблемы Современной Экономики. - 2019. - № 4(48). - С. 120-124.

4. Давыдов, Д.Г. Управление Морально-психологическим Климатом Воинского Коллектива. Пути Предупреждения И Разрешения Конфликтов / Д.Г. Давыдов // Ориентир. –2019. –№ 3. – С. 59–64

5. Донцов А. И., Саркисян III. В. Динамика Межличностного Восприятия В Условиях Совместной Деятельности // Межличностное Восприятие В Группе / Под Ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во Моск, Ун-та, 1981.

6. Касаткина Н. С., Аксенова И. С. Формирование Благоприятного Социально-психологического Климата В Педагогическом Коллективе // Вестник Челябинского Государственного Педагогического Университета. 2013. № 10. С. 84–91.

7. Метляева Т.В.. Технология Создания Имиджа Модуль 2: Учебное Пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2016. 2017

8. Попова Л.Г. Социально-психологический Климат Как Фактор Эффективной Деятельности Организации // Евразийский Союз Ученых. 2017. №5-2 (14).

9. Слепцова Е.В., Ю. В. Марычева Оптимизация Социально-психолологического Климата В Коллективе // Economy And Business. 2017. С. 72-75.

Приложение 1

Экспресс-методика для определения социально-психологического климата в коллективе О. С. Михалюка и А. Я. Шалыто

I. Отметьте с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
1. Большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные люди.
2. В нашем коллективе есть всякие люди.
3. Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные.

II. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
1. Нет, конечно.
2. Скорее нет, чем да.
3. Не знаю, не задумывался об этом.
4. Скорее да, чем нет.
5. Да, конечно.

III. Как вам кажется могли бы вы дать достаточно полную характеристику
А. Деловых качеств большинства членов коллектива?
1. Да.
2. Пожалуй, да.
3. Не знаю, не задумывался над этим.
4. Пожалуй, нет.
5. Нет.

Б. Личных качеств большинства членов коллектива.
1. Да.
2. Пожалуй, да.
3. Не знаю, не задумывался над этим.
4. Пожалуй, нет.
5. Нет.

IV. Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 - коллектив, который вам очень не нравится. В какую цифру вы поместите ваш коллектив.
1 2 3 4 5 6 7 8 9

V. Если бы у вас появилась возможность провести каникулы с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
1. Это меня бы вполне устроило.
2. Не знаю не задумывался над этим.
3. Это меня бы совершенно не устроило.

VI. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам.
1. Нет, не мог бы.
2. Не могу сказать, не задумывался над этим.
3. Да, мог бы.

VII. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе?
Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 соответствует нездоровой, недружеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения. К какой из цифр вы отнесли бы свой коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9

VIII. Как вы думаете, если бы вы заболели или долго не появлялись по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?
1. Да, конечно.
2. Скорее да, чем нет.
3. Затрудняюсь ответить.
4. Скорее нет, чем да.
5. Нет, конечно.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

“Исследование социально-психологического климата коллектива, направленное на оптимизацию трудовой деятельности “Astra club”

 

Автор работы:

студентка 4 курса

очной формы обучения

Зубкова А.С.

Подпись________________

Руководитель работы:

Доцент кафедры                                     социальных технологий,     кандидат психологических          наук

Федоренко В.В

Подпись________________

Курсовая работа защищена

«___» __________________

Оценка ________________

Подпись _______________

 

Санкт-Петербург, 2021г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................3

РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата...............................................................................................................4

1.1. Определение понятия социально-психологического климата...............4

1.2. Факторы определяющие социально-психологический климат.............8

1.3. Социально-психологический климат как фактор эффективной трудовой деятельности …...............................................................................11

Выводы по первому разделу...........................................................................14

РАЗДЕЛ 2. Эмпирическое исследование социально-психологического климата коллектива.........................................................................................15

2.1. Организационная часть исследования....................................................15

2.2. Результаты тестирования.........................................................................18

Выводы по второму разделу...........................................................................20

Заключение.......................................................................................................21

Список литературы..........................................................................................24

Приложение 1...................................................................................................25

 

Исследование социально-психологического климата коллектива, направленное на оптимизацию трудовой деятельности “Astra Club”

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Социально-психологический климат является важным фактором работоспособности и успешности коллектива. Для достижения высоких результатов без выгорания необходимы определенные условия, в которых члены группы будут иметь возможность максимально реализовать свой потенциал. При отсутствии таких условий работники чувствуют себя дискомфортно, у них может возникать желание покинуть коллектив, проводить на работе меньше времени, их личностный и профессиональный рост замедляется.

Помимо этого, социально-психологический климат также может выступать в роли показателя уровня психологической включенности работника в деятельность, уровня эффективности этой деятельности и уровня потенциала личности и коллектива в целом.

Успешность совместной деятельности отчасти зависит от оптимальной реализации группой своих возможностей. Благотворная атмосфера внутри коллектива не только качественно влияет на результаты работы, но и помогает работникам проявлять свой потенциал в полной мере. В связи с этим возникает потребность в оптимизации межличностного взаимодействия в группе.

По причине вышесказанного, актуальность данной проблемы, безусловно, очень высока.

Цель нашего исследования: исследование и оптимизация социально-психологического климата в коллективе “Astra Club”.

Объектом исследование выступает коллектив салона красоты “Astra Club”.

Предметом исследования является социально-психологический климат коллектива.

Поставленная цель достигается посредством следующих задач:

1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;

2. Определить рабочие понятия;

3. Подобрать валидный и надежный психодиагностический инструментарий;

4. Провести эмпирическое исследование;

5. Проанализировать полученные результаты;

6. Подвести итоги исследования и выдвинуть рекомендации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данное исследование может быть полезно психологам в организациях для составления методических рекомендаций по формированию качественного социально-психологического климата в коллективе для руководителей и работников.

Организационной базой исследования выступил салон красоты “Astra Club” в городе Санкт-Петербург.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ научной литературы;

2. Эмпирические методы: методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А.Ю. Шалыто;

3. Систематизация полученных материалов и оформление результатов исследования.

Раздел 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 2470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.109 с.)