Глава 9. Психология познания реальности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Психология познания реальности



 

ПОЗНАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ И ФУНКЦИЯ ВНИМАНИЯ

С самого начала мне предстоит разрешить парадокс, который я сам же и создал. Смысл возникшего парадокса заключается в том, что наш внутренний мир – есть мир наших ощущений. Точно также и у любого организма – внутренний мир есть мир его ощущений. Поэтому и возникает парадоксальная ситуация: как можно познать мир, если он остается совершенно непостижимым?

Вторая грань возникающего парадокса состоит в том, что душа организма в состоянии получать информацию извне и определенным образом транслировать ее разуму этого организма. Смысл противоречия здесь заключается в том, что душа как бы не выполняет эту функцию, отдавая решение этой задачи разуму организма.

Выше я уже говорил, что совершенно определенно разум и душа есть все-таки разные субстанции. Одна существует на полевом уровне и концентрирует всю информацию, которую вырабатывает система разума конкретного организма, действующего по принципу организации выживания этого организма. Душа редко вмешивается в работу разума. Кроме того, в оценки сигналов внешнего “вмешиваются” актуализируемые или “погашаемые” потребности самого организма.

Следовательно, в этом случае мы должны действительно говорить конкретно о разуме как некоторой самостоятельной структуре, решающей задачи только самого организма, т.е. душа в этом случае уходит на второй план, что не создает особых трудностей в понимании явлений, но конкретизирует подходы.

Поэтому второй парадокс разрешается как бы сам собой.

В отношении первого парадокса решение несколько сложнее. И решение это заключается в том, что при организации процесса выживания, разум формирует вполне адекватные физиологические и физические реакции организма для организованного противостояния воздействию внешней среды или каким-то нежелательным физиологическим изменениям внутри организма.

Иначе говоря, все организовано на принципах компенсации. Мы уже видели, что принцип компенсации позволяет, в частности, проводить качественную оценку стимульного воздействия без его непосредственного измерения. Это означает, что так или иначе в недрах разума создаются условия “узнавания” всего сущего. В этом и заключается суть познания реальности. Вместе с тем, все, что будет говориться о познании реальности, будет относиться только к внутренним психическим процессам.

Особенность материалов данной главы состоит в том, что здесь будут рассматриваться в определенной степени универсальные и присущие всему живому миру Земли способности познавать свое окружение, совокупность протекающих событий. Это необходимо для решения задачи выживания, при реализации которой происходит непрерывная обработка внешней и внутренней информации.

Несмотря на то, что только человек способен так сформулировать вопрос - о реальности окружающего мира, любой организм так или иначе воспринимает реальность своего существования, поскольку формирует необходимые для выживания те или иные поведенческие реакции. Иначе говоря, восприятие реальности внешнего по отношению к конкретному организму мира было бы невозможно, если бы этот организм не осознавал реальность своего существования.

В начале данной работы принято, что окружающий мир мы воспринимаем в относительном качестве. Это означает, что наши чем-то искажаемые ощущения дают лишь приблизительную и косвенную оценку внешнему окружению. Поэтому и возникает вопрос, универсально звучащий по отношению к любому (не только человеку) организму: насколько реально отражают окружающий мир чувственные ощущения? Что может быть критерием оценки правильности этой оценки?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.004 с.)