Потребность в информации порождает и другие формы потребностей, как только молодой индивид через игры начинает получать необходимую информацию о формах поведения со своими сверстниками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребность в информации порождает и другие формы потребностей, как только молодой индивид через игры начинает получать необходимую информацию о формах поведения со своими сверстниками.



Это закрепляет игровую потребность как самостоятельную и безопасную для него. Находясь под опекой старших, молодняк может удовлетворять свою исследовательскую потребность. Интегральная функция в этих условиях достаточно быстро развивается, достигая некоторого совершенства. К моменту начала взросления интегральная функция в основном сформирована, что снижает актуальность игровой потребности, но молодой и сильный организм продолжает совершенствовать свою интегральную функцию за счет усиления исследовательской потребности, сфера действия которой постоянно расширяется в географическом смысле. Кроме того, расширяются и социальные контакты молодого индивида, что постепенно порождает и новые потребности.

Взрослый индивид, в силу полного физического и психического “созревания”, переходит к качественно иным социальным контактам, ощущая и свою силу, и растущий опыт. Так возникает потребность во владении территорией, в продолжении вида. Бывшая игровая потребность порождает потребности преодоления, связанные с необходимостью “быть кем-то” в стае (стаде). Так зарождается борьба за власть, связанная, в конечном итоге, со спортивностью: в животном мире борьба за самку практически всегда ограничивается чисто спортивным состязанием и не кончается трагически.

Можно проследить всю жизнь индивида из мира животных. Но нас интересует изменение той векторной картины, о которой говорилось ранее.

На самом раннем этапе жизни преобладающим является, по-видимому, холерическое поведение за счет простоты набора потребностей, ясности их удовлетворения при общей интровертности психики. Сами психические проявления в это время малы (слабы) по абсолютной величине. По мере развития функции отражения поведение вынужденно переходит к сангвиническому, поскольку все больший объем в жизни заполняется исследовательской, поисковой и игровой практикой. Психические проявления становятся более полными и мощными. В это время информационный компонент психики может быть и интровертным и экстравертным, в зависимости от положения молодого индивида в среде своих сверстников, что связано с его физическим состоянием.

Взрослый индивид, достаточно хорошо развившийся и накопивший достаточно опыта, будет естественно обладать преимущественно флегматическим типом поведения с полной, сильной реакцией по каждому из комплементарных составляющих психических проявлений. В это время информационный компонент психики будет зависеть от позиций данного индивида в стае (стаде), о чем говорилось ранее: здесь будет влиять принятая иерархическая структура в данном социуме.

Постаревший или просто старый индивид, вследствие существенного сокращения диапазона потребностей, будет иметь преимущественно меланхолическое поведение. Зависимость от других членов социума вынуждает данного индивида ориентироваться на других членов стаи (стада), т.е. в информационном отношении общее поведение индивида будет отмечаться как экстравертное. Абсолютное значение комплементарных составляющих психических проявлений будет постепенно уменьшаться.

Возвратимся к геометрической интерпретации принятой информационно-отражательной модели. Мы видим, что условный суммарный вектор, отражающий мгновенное итоговое проявление психических функций в конкретной ситуации, имеющий в силу комплементарности всех психических свойств относительно небольшое абсолютное значение, и обычно воспринимаемый сторонним наблюдателем как итоговое проявление, имеет ситуационные колебания относительно некоторого среднего положения.

Кроме того, будет происходить возрастная (медленная) девиация от преимущественно лабильного ориентирования в сторону двигательной моторной полуоси, а затем - по окружности - к полуоси стабильности эмотивной составляющей и, далее, через тормозную полуось моторной оси к полуоси лабильности, но с другой стороны. При этом возможны и будут происходить отклонения от данной плоскости (эмотивно-моторной) в сторону полуосей экстравертности или интровертности с тем или иным преобладанием по обстановке или по индивидуальным данным.

Преобладающая склонность к экстравертности или интровертности также не может иметь строго постоянный характер. Она также будет меняться с возрастом, с изменениями в окружении и жизненным опытом, а также и при изменении внешнего или внутреннего. Это противоречит, в частности, наблюдениям и выводам К. Юнга, однозначно делившим людей только на экстравертов и только на интровертов.

Таким образом,некоторый (условный, отсутствующий реально, но отражающий геометрическую сумму) суммарный вектор “усредненного” поведения индивида в течение жизни будет медленно, но неизбежно совершать девиацию, имеющую в данном случае необратимый характер. При этом его абсолютное значение практически ничего не будет говорить о силе психических проявлений.

Это достаточно принципиальный и важный вывод, который можно сделать на основании информационно-отражательной модели поведения.

Заметим, что приведенное описание обобщенной девиации некоторого суммарного вектора проявления психических функций не более чем усредненное значение проявлений психических функций, что и видит сторонний наблюдатель. На самом деле жизнь, безусловно, даст несравненно более широкий диапазон психических проявлений, поскольку оказывают влияние множество факторов, как в той части, которая связана с ситуационной девиацией, так и в части, обусловленной возрастной девиацией.

Анализ девиационных процессов показал, что векторное представление параметров психики не является каким-то отвлеченным, чисто математическим приемом. Векторное описание позволяет рассчитывать на создание определенных методик измерения, как силы психических проявлений, так и отклонений в разных ситуациях от некоторого среднего положения (состояния).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.174 (0.006 с.)