Уточненная структурная схема разума 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уточненная структурная схема разума



Теперь, когда мы выяснили некоторые функциональные подробности узла управления психикой, можно рассмотреть более подробную схему функционирования разума, представленную на рисунке 9, в которой узел управления, как и ранее, представлен одним квадратиком, имеющим, однако, уже шесть выходов.

На данном этапе невозможно сказать что-либо еще по поводу того, как управляют памятью описанные шесть сигналов, соответствующих холеричности (Х), сангвиничности (С), флегматичности (Ф), меланхоличности (М), интровертности (И) и экстравертности (Э). Поэтому совершенно условно эти сигналы сведены на одну “шину”, поступающую в память.

При составлении схемы было учтено: то, что ранее было условно названо как “память”, фактически состоит, по крайней мере, из двух разных по функционированию узлов: собственно памяти и устройства синтеза полной функции отражения. Такое прямолинейное разделение возможно из-за необходимости реального разделения функций.

В узле памяти хранятся данные (собственно данные и программы), необходимые для формирования основной части (интегральной составляющей) функции отражения при рефлекторной реакции, при инстинктивной реакции, а также при реализации поведения на основе результатов обучения, подражания, воспитания. Иначе говоря, в памяти хранятся те программы и данные, которые и можно назвать “домашними заготовками”.

Устройство синтеза осуществляет “приспособление”, адаптацию выбираемой программы и данных к конкретной ситуации на основе того или иного суммирования интегральной функции и дифференциальной составляющей. Здесь же осуществляется суммирование с некоторым компонентом новой информации, отсутствующим в памяти, но синтезируемым разумом в определенном смысле спонтанно и обеспечивающим наилучшее приспособление полной функции отражения к конкретной ситуации. Об этом “компоненте” новой информации речь пойдет при обсуждении свойств памяти и механизмов мышления.

Присутствие такого “нового”, отсутствующего в памяти компонента, сопровождает жизнь каждого живого организма независимо от уровня сложности его организма или разума. Например, приведенный в работе П. В. Симонова пример инстинктивного поведения при умерщвлении мыши птенцом копчика стереотипным ударом в голову на самом деле не настолько стереотипен, как это может показаться. Действительно, взаимное расположение мыши и птенца никогда не может в точности повториться. Далее, мышь до удара в ее голову не остается неподвижной, что уже существенно осложняет дело. Следовательно, при наличии “домашней заготовки” птенец копчика никогда не смог бы воспользоваться ею, если бы не был в состоянии так или иначе рассчитать, приспособить врожденные знания о поведении в конкретной обстановке.

Не менее эффектно и эффективно происходит приспособление безусловного рефлекса у комара, собирающегося вонзить свое жало в тело жертвы, чтобы напиться ее крови. Если вы хоть раз имели терпение понаблюдать за комаром, прежде чем хлопнуть по нему рукой, то вы видели, что комар не просто вонзает свое жало, а тщательно отыскивает место, где он может достать жалом капилляр с артериальной кровью: комар пьет только “живую” кровь.

Подобным, адаптивным образом поступает любой живой организм, реализуя свои рефлексы, навыки, знания, опыт.

Устройство памяти, по логике необходимости, должно иметь не менее трех функционально отличных входов управления: собственно от узла управления (шесть сигналов), от сенсоров и от устройства синтеза для “записи” “готового” ответа, более или менее соответствующего входной информации. Узел управления, состоящий, как было сказано, из четырех взаимосвязанных структур (анализа информации и потребностей), обеспечивает включение памяти и устройства синтеза на такое время, пока не поступит новый поток информации от сенсоров, или пока не будет включена (выделена) новая потребность, т.е. пока старая информация не будет вытеснена новой.

В схеме на рисунке 9 отражено, что психические функции, изображающие потребности организма (П) и представляющие собой структуры, приведенные на рисунке 7, выделены в отдельную психическую структуру.

Это сделано в силу того, что потребности анализируются только узлом управления. При этом учтено, что сигналы от сенсоров внешнего также не поступают непосредственно на узел анализа потребностей, а в виде их замещения от функции компенсации.

Узел компенсации на данном этапе введен в соответствии со сказанным выше. На уровне организма выделена структура сигнальной системы, что является логическим обобщением развития организмов по мере их усложнения. Понятно, что на уровне простейших организмов сигнальной системы нет и не может быть в силу ее ненужности.

Представленная схема психических функций является универсальной, общей для всех представителей живого мира Земли. Для человека данная схема в своей основе также приемлема. Более точное ее содержание будет рассмотрено позже и уточнение будет проведено в направлении необходимого расширения психических функций, связанных, главным образом, с особенностями обработки информации в той части, что обеспечивает как формирование принципиально новой информации (не вытекающей из предшествующего опыта), так и “синхронизацию” процессов, связанных с “узнаванием” и “вспоминанием".

Как видим, схема на рисунке 9 является только лишь некоторым развитием ранее высказанных идей (рисунок 6) и уточняется только лишь в части введения такого “стимулирующего” фактора, как потребности, уточнением “содержания” узла управления и упорядочения их взаимодействия с узлом управления, с памятью и определяет связь с функцией отражения. На данном этапе такого описания психики живых организмов вполне достаточно, чтобы мы могли перейти к обсуждению других проблем, связанных с объяснением работы сенсоров, к анализу механизмов работы памяти, а впоследствии - к анализу устройства и принципов работы самой памяти.

Следует сказать, что приведенная на рисунке 9 схема все-таки является некоторым общим изложением разрабатываемой теории психических функций. Без введения такой схемы мы вовсе не смогли бы продвигаться далее. Последующий анализ позволит нам не только развить описываемые здесь принципы, но и уточнить некоторые функциональные связи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.113.147 (0.007 с.)