Раздел III . Религии древнего мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III . Религии древнего мира



РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Религия Древнего Египта возникла IV–III тыс. до н.э. в период Древнего Царства и просуществовала до 332 г. до н.э., когда Египет был завоеван Александром Македонским.

На всем протяжении существования религии Древнего Египта для нее характерносохранение древнейших верований: фетишизма, например, поклонение камню бен-бен; обожествление растений, например, священной сикиморы – богини Хатор; и особенно зооморфизма – культа животных.

Если в других религиях тотемизм отмирает по мере их развития, то в Древнем Египте он перерастает в культ животных, вплоть до почитания всех животных, убийство которых наказуемо смертью. Священных животных после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах. В некоторых городах в день гибели священного животного объявлялся всеобщий траур. Египтяне считали священного тотема своим перво-предком, способным защитить их от всех невзгод или, наоборот, привлечь их. Тотемное происхождение имели даже названия отдельных номов (независимых областей Египта): Зайцевый, Антилоповый и т.д. Каждый ном, каждое поселение имели своего тотема-покровителя.

Среди животных, которые особо почитались, были быки (Апис в Мемфисе, Мневису в Гелиополе), коровы, крокодилы, сокол – символ неба, ибис – воплощение мудрости и знаний, кошка, баран, лев (тут следует отме­тить противоречивое отношение ко львам и некоторым другим почитаемым животным в Египте. С одной стороны, лев – воплощение царя, с другой стороны – царская охота на льва), сфинкс – туловище льва с головой сокола, барана или человека (сфинкс в Санкт-Петербурге – олицетворение Аменхотепа III), змея (особенно кобра) – защита от врагов – на головном уборе фараонов.

Зооморфизм проявлялся в том, что почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного: бог Анубис – в виде волка, богиня Бастет – в виде кошки, бог мудрости Тот – в виде ибиса или павиана, бог Гор – в виде сокола, бог Себек – в виде крокодила, боги Амон, Хнум – в виде барана, боги Тефнут, Сехмет, Хатор – в виде льва, богиня Исида – в виде коровы и т.д.

Позднее происходит антропоморфизация египетских богов с сохранением элементов зооморфизма: они изображались как существа, обладающие человеческим телом с головой животного или птицы.

Переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству привел к изменению в религиозных верованиях. На первый план стали выдвигаться боги, которые олицетворяли природные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и др. В образе бога Хапи египетские земледельцы почитали реку Нил.

В Древнем Египте значительное место занимал культ воды. Согласно одной из космогонических версий, вселенная возникла из первозданной пучины вод – божества Нун. Вода, по мнению египтян, была населена полчищами духов, которыми руководил крокодилоголовый Себек. В воде виделась та великая первородная стихия, которая дает жизнь и пропитание человеку. Особо почиталась река Нил, которая сопоставлялась с богом животворящей силы природы Осирисом, «который создал все, который разливается, чтобы дать жизнь земле». Однако культ воды уступал по своему значению солярному (солнечному) культу. Возможно, это было обусловлено тем, что для египетского земледельца летняя засуха была большей угрозой, чем разгул водяной стихии.

Древнейшим солярным культом в стране был культ бога Ра, центральное святилище которого размещалось в Гелиополе. Когда Гелиополь стал общеегипетским религиозным центром (как Ниппур в Шумере), Ра возглавил египетский пантеон богов, слившись постепенно с одним их наиболее архаичных египетских богов Гором в единый культ Ра-Горатхе. Вследствие превращения Фив в столицу Египта в эпоху Среднего Царства, пантеон возглавил фиванский бог солнца – Амон, который затем слился с Ра в синкретического Амона-Ра. Реформа поклонения солнцу Эхнатона возвела временно бога солнца – в этот раз по имени Атон – на пьедестал не только общегосударственного, но и вселенского божества.

Первоначально в каждом номе чтили своего главного Бога: в Гелиополе – Ра-Атума, в Фивах – Амона и т.д. По мере объединения номов происходило объединение богов, их сосущест­вование, например, Ра и Пта и т.д., или слияние богов в «дворцу»: Амон-Ра, или троицу: Амон, Мут и Хонсу; Пта, Сехмет и Нефертум; Осирис, Исида и Гор (бог-отец, богиня-мать и бог-сын). Исида с младенцем на руках – прообраз христианской богоматери с младенцем Иисусом на руках. При этом за тремя богами видели одно божество. Например, Амон, Ра, Пта: «Трое суть все боги – Амон, Ра, Пта. Нет у них равных. Невидимый Амон есть Ра лицом и Пта телом». Бог солнца говорит о себе: «Я Хепр утром, Ра в полдень и Атум вечером».

Вокруг триады формировалась иерархия богов. Объединение номов в два государства (Верхний и Нижний Египет), а затем в единую деспотию (около III тыс. до н.э.) ведет к созданию общегосударственных культов, унификации религии. Главное место в унифицированной религии занимали боги города-гегемона. Так в эпоху Среднего и Нового Царства (с XVI в. до н.э. до кон. XI в. до н.э.), когда столицей были Фивы, фиванский бог Амон стал главным божеством Египта и египетские жрецы отождествляли его с прежним верховным богом Ра.

Иерархия богов во главе с царем богов отражала существующие деспотии и порядки в них. Так, верховный бог Ра-Атум, а позднее Амон-Ра имеет свой двор, своего визиря (бога мудрости Тота). Фараон в Египте почитался как воплощение бога, живой бог.

Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами. Согласно хронологии Манефона, основанной на священных текстах, до земных царей Египтом правили боги, затем полубоги. В «Мемфисском богословском трактате», творении жрецов Птаха, восходящем к эпохе Древнего Царства, сказано: «Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы, сотворил их тела ради умиротворения их сердец».

Существование государства не мыслилось египтянами без Маат – божественного Порядка и Истины. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Подобно богам, царь также должен стремиться «утвердить Маат на месте беспорядка» («Тексты пирамид»).

Боги для древних египтян – не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа и законов, но и создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое, то есть священное письмо принималось как «слова бога», и важная роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту – владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов.

Неотъемлемой частью религиозного сознания древних египтян была магия. До нас дошло три вида магической древнеегипетской литературы:

1. Магические тексты, предназначенные для использования в земной жизни.

2. Магические тексты для обеспечения умершему безопасной и вечной жизни в потустороннем мире.

3. Магические тексты для установления контактов живых с умершими и духовными сущностями (богами и духами).

Особое значение египтяне придавали магии имени. Знание имени человека, бога, духа, демона давало власть над ним. Считалось, что имя, сохранившееся на надгробном памятнике, обеспечивало вечную загробную жизнь, и наоборот, худшей местью врагу было уничтожение его имени на памятнике. В 125 главе «Книги мертвых» умерший заявляет 42 богам: «Не случится со мной ничего дурного в этой стране, на Великом Дворе Двух Истин, ибо я знаю имена сорока двух богов, пребывающих в нем, спутников великого Бога», тем самым подчиняя их своей воле, и не давая им возможность свидетельствовать против себя. Вспомним, что одна из ведущих заповедей Моисея гласила о не произнесении имени Бога напрасно. И древнеиудейские жрецы имели право лишь раз в год в храме, в алтаре, не видимые и не слышимые никем, после тщательных очистительных обрядов, с чувством глубочайшего благоговения произнести имя Бога. Почему? Да потому, что знание и произнесение имени Бога дает власть над Ним.

Древние египтяне верили также в магию слова и изображения. Широко использовались различные заклинания, заговоры, амулеты с изображениями богов и других существ. Очень большое значение имели так называемые «слова власти» – магические слова, которые вырезались на амулете или писались на папирусе специально обученным жрецом. Это делалось с целью подчинения богов власти того, кто был обладателем амулета либо папируса. Произнесение этих слов должно было, согласно верованиям египтян, приводить к требуемым при их произнесении действиям.

Считалось, что магической силой обладали иероглифы, обозначавшие людей, животных, предметы. Магическое значение придавали цвету. Так, зеленый цвет считался цветом жизни. В Древнем Египте глубоко верили в вещие сны, что отражено, в частности, в Библии (Быт. 41: 1–40). Сны простых смертных растолковывали лица, связанные со священными древними текстами. Верили также в лечебный сон, которым богиня Исида излечивала больного.

Особое место в древнеегипетской религии играло представление о возникновении мира – космогония. Возникновение мира, по мнению древних египтян, происходило следующим образом. Изначально существовал лишь хаос, первозданная пучина вод – Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения.

Первым богом было солнце, выступающее обычно в роли демиурга (творца). В одном из мифов говорится, что из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя – солнце-Pa, «осветившее землю, пребывающую во мраке». Из уст Ра вышли первые боги, а из его слез – первые люди.

В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшимся из хаоса холме птицей «Великий Гоготун». Существует миф, что солнце было рождено в виде теленка огромной коровой – небом. О Ра-золотом теленке, рожденном небом, говорится в «Текстах пирамид».

Наряду с этим существует представление о богине неба – женщине, которая утром рождает солнце, вечером проглатывает – в результате воз­никает ночь – и следующим утром вновь рождает его.

В гелиопольском мифе бог Атум, отождествленный с солнцем Ра, появившийся из хаоса – Нуна («создавший сам себя»), сам себя оплодотво­рил, проглотив собственное семя и родил, выплюнув изо рта, первых богов Шу и Тефнут (бога воздуха и богиню влаги). Те, в свою очередь, родили Геба – бога Земли и Нут – богиню неба, а те – Исиду и Нефтиду, Осириса и Сета, образовав гелиопольскую «девятку» – эннеаду. Боги эннеады считались первыми царями Египта. Следует отметить, что рассмотрение земли как мужского начала (Геб), а неба – как женского (Нут) является особенностью только древнеегипетской космологии. Во всех других известных космологических системах земля рассматривается как женское начало, а небо – как мужское.

В Мемфисе существует представление, что бог Птах – гончар вылепил землю и людей. Согласно мемфисскому мифу о сотворении мира (Древнее Царство), демиург Птах предварительно задумал творение в своем сердце (сердце – «седалище мысли») и назвал его имя своим языком, т.е. Птах творил «языком и сердцем», мыслью и словом. Таким же образом он создал весь мир.

В период Нового Царства (до конца XVI–XIV вв. до н.э.) в качестве демиурга утверждается отождествляемый с Ра фиванский бог Атон, царь всех богов. С Амоном отождествляется фараон.

Где жизнь – там и смерть. Что рождается, то умирает. Умирает, чтобы жить вечно. Эти идеи, как отмечалось выше, являются стержневыми в древнеегипетской религии. Поэтому главным культом в ней был культ мертвых. Ни один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне, для которых смерть была продолжением жизни. О смысле бытия жители Древнего Египта высказались бы примерно так: «Ты живешь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить».

Египтяне считали, что сущность человека представляет собой единство тела (Сах), души, имени (Рен) и тени (Шуит). При этом считалось, что у каждого человека несколько душ: Ка – душа-двойник, («эфирное тело», биополе), являющаяся энергетическим двойником человека, Ба – душа-проявление («астральное тело»), изображавшаяся в виде сокола с человеческой головой, Эб – душа-сердце, вместилище человеческого сознания («ментальное тело»), также Эб – душа-причина или надсознание («причинное или кармическое тело»), также Эб – душа-смысл или самосознание). Имя влияет на судьбу человека и живет после смерти человека, и злословие или уничтожение начертания имени человека может привести к негативным последствиям для последнего. Поэтому у каждого египтянина было два имени: истинное и доброе, большое и малое. Малое знали все, истинное держали в глубокой тайне. Аналогичное «трепетное» отношение к имени имеет место у многих народов мира и истинное имя не сообщается даже своей жене с целью защиты от магии и негативных воздействий на человека. По мнению египтян, тень обладает некой активной действенной силой, защищающей своего владельца; при рождении боги-созидатели соединяют человека с его тенью, а смерть приводит к разъединению человека и его тени.

Особое место занимало сердце. Оно считалось вместилищем человеческого сознания, как бы самостоятельным существом внутри человека, наиболее осведомленным о человеке и его жизни. По представлениям древних египтян, после смерти происходит воскрешение души и тела, чтобы после этого существовать уже вечно. Это представление формировало определенное мировоззрение и мировосприятие.

Так, памятники древнеегипетской архитектуры служили, прежде всего, в качестве монументального вечного жилья. Гробница была «домом вечности». Ибо пребывание человека на земле скоротечно и преходяще, а подлинная, вечная жизнь наступает лишь после физической смерти. Однако умерший может воскреснуть на том свете лишь в том случае, если душа сольется с телом, то есть тело, являющееся прибежищем души, будет сохранено в целостности. Отсюда обычай мумификации трупов.

 Тело умершего после мумификации рассматривалось как воплощение личности, прошедшей через ряд освящающих ее обрядов. Больше всего египтяне заботились о сохранности головы. Самое страшное было отрезание головы либо сожжение тела умершего. Культ умерших был проявлением веры в вечную жизнь.

Для сохранения мумифицированного тела строилась гробница, которая снабжалась предметами, употреблявшимися покойником при жизни. В гробницу клались маленькие статуэтки слуг (ушебти). Египтяне верили, что силой магических заклинаний покойный оживит эти статуэтки, и они будут работать на него в загробном мире. В специально замурованной нише египтяне ставили также статую умершего, в которую могли вселиться души Ка, Ба и Эб в случае, если мумия не сбережется. Меж погребальными пеленами помещали амулет в виде Ока Уджат, а на сердце – амулет в виде скарабея. Без этих амулетов воскреснуть для вечной жизни было невозможно.

Важнейшим обрядом египетского культа богов и культа умерших был обряд «отверзания уст и очей». У гробницы перед мумией жрец прикасался к глазам, носу, ушам и рту усопшего жезлом в виде крюка. Этот магический обряд предназначался для того, чтобы органы чувств покойного обрели новую жизнь. И он мог в новой, посмертной жизни видеть, слышать, обонять, есть и пить, то есть жить. Все это сопровождалось заклинаниями, произносимыми жрецом-чтецом (магия слова). Потом наступал черед заупокойной службы, которую проводили специально обученные жрецы. В ходе этой церемонии внутрь гробницы помещались жертвенные дары: мясо, дичь, овощи, виноградные гроздья, хлеб, пиво или вино – чтобы усопший мог питаться.

Обряд «отверзания уст и очей», проводился также с целью оживления для будущей вечной жизни только что изготовленной статуи божества. Этот обряд создавал возможность для вселения в статую невидимого божества. Статую божества окуривали и опрыскивали водой, затем специальными жертвенными инструментами прикасались к ее губам, что означало «отверзание уст», а также к глазам – «отверзание очей», произнося при этом священные формулы, затем губы смачивали молоком. Все это должно было превратить изваяние в «живого» носителя бога.

Символом вечной жизни после смерти служили в Древнем Египте дерево и букет цветов. Возможно, обычаи посыпать цветами путь от дома покойного до кладбища, а также сажать деревья на кладбищах, связаны с этой символикой.

По представлениям древних египтян, жизнь и смерть – берега одной реки. Свое жилье египтяне строили на восточном берегу Нила, а гробницу – на западном.

После смерти душа покойного отправлялась путешествовать по загробному миру, где ее подстерегали чудовища, спастись от которых можно лишь с помощью заклинаний и молитв, содержащихся в «Книге мертвых» – неотъемлемой части погребального инвентаря.

В Древнем Египте впервые появилась идея расплаты человека за свои дела. 125 глава «Книги мертвых» посвящена загробному суду над человеческой душой. Перед лицом верховного судьи загробного мира – Осириса – происходит психостасия –   взвеши­вание сердца покойного на весах, уравновешенных символом истины. На одну чашу клалось сердце умершего (Эб – душу-сердце), на другую – перо, символ Маат, богини истины и справедливости. Бог письма Тот, с головой ибиса, записывал результат. Если весы оставались в равновесии, значит, сердце свободно от всякого зла, и человеку будет позволено продолжать жить в потустороннем мире, египетском «рае» – полях Иалу (Иару). Если же серд­це, отягощенное злом, нарушало равновесие, тогда покойный пожирал­ся страшным чудовищем Аммой (Амт) – «пожирательницей мертвых», представляющей собой чудовищную химеру с туловищем гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила, – и он умирал во второй раз, уже окончательно.

Особое место в религии Древнего Египта занимал культ Осириса. Этот культ связан с поклонением растительности. В «Книге мертвых» Осирис назван зерном, в «Текстах пирамид» – богом виноградной лозы. Осирис – бог умирающей и воскрешающей растительности. Египтяне рассматривали сев как похороны зерна Осириса, всходы как его возрождение, срезание колосьев – умерщвление бога Осириса.

Религиозные представления о боге растительности Осирисе, умирающем и возрождающемся вновь, воплотились в миф. Согласно этому мифу, Осириса убил его младший брат Сет, жаждущий власти. Сестра и жена Оси­риса, Исида, ищет его по всему свету, находит и оплакивает его тело и зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом. На суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя действительным сыном Осириса и правомочным его наследником. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса переходит Гору. Обычными атрибутами Осириса являются анкх – символ жизни – в виде креста с ушком вверху и уас – символ власти – в виде крюка или кнута.

Уже в Древнем Царстве живые фараоны рассматривались как «служители Гора», а умершие – Осириса. Фараон, благодаря магическому погребальному обряду, так же оживает после смерти, как ожил Осирис. Начиная с эпохи Среднего Царства, это свойство обретают и другие умершие.

Широчайшее распространение культа Осириса отразилось на представлениях об Исиде. Она считалась любящей сестрой и беззаветно преданной женой Осириса, заботливой матерью младенца Гора и одновременно великой волшебницей. Существовал миф, согласно которому Осириса оживила сама Исида. Она же совершает еще одно чудо – спасает своего отца, бога солнца Ра, от укуса змеи, узнав подлинное имя своего отца. Исида в греко-римскую эпоху превратилась во всеегипетскую богиню-мать, а ее культ распространился далеко за пределы Египта.

По представлению египтян, как и других народов, божество должно иметь свой земной дом. Таким «домом» являлся египетский храм, где богам воздавались божественные почести. При этом на ежедневных богослужениях в храмах народ не присутствовал, ее участниками были лишь жрецы. Каждый храм имел свой религиозный календарь, то есть расписание празднеств в честь своего божества.

В храмах существовали специальные пруды, в которых жрецы «очищались» перед службой. Физическая чистота была абсолютным требованием культа. Огромную роль в отправлении культа играло жертвоприношение. В жертву богам приносили быков, антилоп, коз, гусей, плоды, различные изделия, в том числе из муки и даже цветов, а также пиво и молоко. В глубочайшей древности иногда имели место человеческие жертвоприношения.

К сфере жреческого культа относилась и деятельность оракула – одна из форм общения человека с божеством.

Посвящения. Важнейшей и неотъемлемой частью древнеегипетского культабыли посвящения. Более того, без этого мистического акта считалось невозможным истинное понимание божественных тайн. Ритуал посвящения в божественные таинства греки впоследствии назвали мистериями (от греч. misterion – таинство). Египет считается родиной древних мистерий. В основу акта посвящения положен миф об умирающем и воскрешающем боге Осирисе.

Ритуал посвящения заключался в том, что неофит («новичок») проходил ряд испытаний, которые символизировали его смерть и последующее воскрешение из мертвых. А так как в Египте такое превращение характерно было для Осириса, то неофит во время этого ритуала уподоблялся богу Осирису, который, как считалось, посвящал человека в сокровенные знания.

Древнеримский писатель II века Апулей, посвященный в мистерии, писал: «Достиг я рубежей смерти, переступил порог Прозерпины и вспять вернулся, пройдя через все стихии, в полночь видел я солнце в сияющем блеске, предстал перед богами подземными и небесными и вблизи поклонялся им».

Главным в ритуале посвящения была трансформация психики, происходившая в человеке: в нем убивалась его земная, низшая природа и пробуждалась, воскресала высшая, божественная, ибо власть земной природы препятствует открытию в нем Бога. Человек, прошедший через посвящение, мог сказать следующее:

«Меня влекла бесконечная перспектива, в конце которой лежит совершенство божественного. Я почувствовал, что сила этого божественного заключена во мне. Я предал могиле то, что задерживало во мне эту силу. Я умер для земного. Я был мертв. Как низший человек умер я. Я был в преисподней и вступал в общение с мертвыми... После пребывания в преисподней я воскрес из мертвых. Я победил смерть, и вот я стал теперь иным. Я не имею больше дела с преходящей природой. Она проникнута во мне Логосом. Отныне я принадлежу к тем, что живут вечно и воссядут одесную Осириса. Я сам буду истинным Осирисом, соединенным с вечным миропорядком, и суд над жизнью и смертью будет в руке моей»[4].

 Посвященный давал строгий обет неразглашения тайн, которые он постиг и которыми владел. Поэтому мы так мало знаем о том, что происходило в мистериях. Как мало мы знаем и о Едином Божественном Первоначале, несотворенном, невидимом и скрытом, Творце всего сущего, о котором знали лишь посвященные. Для непосвященной толпы этот Единый являлся в виде сонма богов, воплощающих разнообразные сферы бытия.

 

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Древнегреческая религия зародилась о конце II – нач. I тыс. до н.э. в недрах Крито-Микенской цивилизаци. Пантеон греческих богов сложился в IХ–VIII вв. до н.э., но своего расцвета древнегреческая религия достигла в V–VI вв. до н.э. и просущество­вала до IV в., когда римский император Константин провозгласил христианство государственной религией Римской Империи.

Греки, как и все народы, прошли через фетишизм, который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов. В их верованиях и мифах можно заметить и следы анимизма.

Но греки довольно рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, обладающих красотой, умением прини­мать любой образ, и бессмертием. Древнегреческие боги, как и люди, были добры, великодушны и милостивы и в то же время, зачастую, жестоки, мстительны и коварны. Человеческая жизнь кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний. Но все равно выше богов была судьба – предопределение, изменить которое не мог никто из богов.

Священных текстов древнегреческой религии сохранилось очень мало. Это лишь отдельные богослужебные песни, молитвенные формулы, гимны. Поэтому представления об этой религии черпаются из эпоса: поэм Гомера («Илиада» и «Одиссея») и Гесиода («Теогония»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.031 с.)