Основные участники конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные участники конфликта



Основные участники конфликта – это стороны, непосредственно участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая роль в его возникновении и развитии, противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Их называют субъектами или оппонентами конфликта. Субъектов характеризуют категорией ранга, социального статуса и потенциала.

Ранг оппонента конфликта – это позиция, занимаемая одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне. Ранжирование можно производить по физической силе, политической или экономической  мощи,  ресурсному или информационному потенциалу и  т. д. Выделяют следующие типы рангов субъектов конфликта:

1) оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего имени и преследующий свои интересы;

2) оппонент второго ранга – индивид, защищающий интересы группы;

3) оппонент третьего ранга – структура, состоящая из конфликтующих групп;

4) оппонент высшего ранга – это государственная структура, выступающая от имени закона.

Ранг участника конфликта непосредственно связан с их социальным статусом. Социальный статус – это положение, занимаемое в обществе в соответствии с профессией, возрастом, семейным положением, социальной ролью.

Потенциал – способность реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента. Потенциал не всегда находится в прямой зависимости с рангом и социальным статусом.

Субъективными характеристиками участников конфликта являются зона разногласий, представления о ситуации, мотивы, цели и действия оппонентов.

Зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зона разногласий не всегда легко распознаваема. Нередко участники конфликта сами не очень четко ее представляют. Бывает, что им кажется, что весь «сыр-бор» разгорелся из-за какого-то пустяка, в котором стоит только одному из спорщиков уступить, и конфликт будет исчерпан. А на самом деле оказывается, что этот пустяк является лишь внешним выражением или случайным и малозначительным с виду проявлением более глубинных расхождений, которые остаются для конфликтантов неосознанными. Дело затрудняется еще и тем, что границы зоны разногласий подвижны. Они в ходе конфликта могут расширяться и сужаться. Конфликтанты часто, например, начинают дискутировать по какому-то делу, но в пылу полемики «переходят на личности» – и в результате к расхождениям по делу добавляются еще расхождения по поводу оценки поведения, манеры речи и вообще морального облика друг друга. Зона разногласий разбухает, в ней загораются все новые и новые очаги спора. Наоборот, когда конфликтанты достигают согласия по какому-то пункту, зона разногласий, естественно, стягивается. При ликвидации всех расхождений она исчезает.

 Представления о ситуации. Каждый из участников конфликта составляет свое представление о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства. Эти представления, очевидно, не совпадают. Конфликтанты видят дело по-разному – это, собственно, и создает почву для их столкновения. Конфликт прорастает на этой почве, когда по крайней мере один из двоих воспримет ситуацию как проявление недружелюбия, агрессии или неправильного, неправомерного образа мыслей и действий другого. Необходимо отметить следующее весьма существенное обстоятельство. Никто не знает, как представляет себе данную ситуацию другой, пока тот не сообщит об этом.

 Мотивы – стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию установок, потребностей и т. д. Мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными. Но и в том, и в другом случае они самым существенным образом влияют на отношение человека к важным для него вещам. Мотивация определяет процесс, который психологи называют формированием цели. Цель выступает как мысленно представляемый результат, которого индивид хотел бы в данной ситуации достичь. Бывает, что человек формирует реально недостижимые цели. Тогда у него возникают внутриличностные конфликты. Возможны также конфликты познавательного характера, когда человек сталкивается с информацией, противоречащей сложившимся у него взглядам, и т. д. Возможно и то, что человек формирует несовместимые цели. В этом случае процесс их формирования принимает форму борьбы между конкурирующими мотивационными тенденциями: одна из них создает у человека положительное отношение к объекту, стремление приблизиться к нему, овладеть им, а другая – отрицательное отношение к объекту, стремление его избежать.

 Действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей цели, поэтому они оцениваются последней как враждебные или, по меньшей мере, некорректные. В свою очередь, эта другая сторона предпринимает противодействия, которые у первой точно так же получают негативную оценку. В таком столкновении направленных против друг друга действий и противодействий, собственно говоря, и заключается реальное протекание конфликта.

Основными видами действий одной из конфликтующих сторон, которые другая оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, являются: создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений данной стороны; невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств; захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находиться во владении другой стороны; нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации; унижающие человеческое достоинство действия угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то, что он не хочет и не обязан делать; физическое насилие.

 

3.2Косвенные участники конфликта

 

К косвенным, или неосновным, участникам конфликта относятся все остальные участники, которым принадлежит второстепенная роль возникновения и развития конфликта. В реальной динамике грань между основными и неосновными участниками часто оказывается подвижной и относительной.

Выделяют следующих косвенных участников конфликта.

1 Инициаторы – это участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между лицами, группами, государствами. Ими могут быть отдельные лица, объединения или государства. Инициаторы конфликта не всегда в нем участвуют.

2 Организаторы – это отдельное лицо или группа, разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу. Они продумывают динамику таким образом, чтобы предполагаемые выгоды были больше, чем потери.

3 Пособники (союзники, группы поддержки) – лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии. Ими могут выступать как спонтанные группы, так и специально созданные. Помощь, оказанная пособниками, может носить материальный, административный, информационный, идеологический характер.

4 Посредники (третья сторона в конфликте) – это авторитетные помощники, призываемые субъектами конфликта для разрешения проблемы. Отличительной чертой посредника является авторитет, признанный обеими сторонами, нейтральная позиция по отношению к участникам, умение вести переговоры, высокие нравственные принципы.

5 Подстрекатель провоцирует конфликт для достижения собственных интересов, при этом сам может в конфликте не участвовать.

6 Жертва конфликта – это лицо, понесшее наибольший вред во время протекания конфликта.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки

1 Общее представление о структуре конфликта.

2 Различные подходы к классификации конфликтов.

3 Групповые конфликты.

 

Динамика конфликта



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.007 с.)