Конфликтология в системе наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликтология в системе наук



КОНФЛИКТОЛОГИЯ

 

Методические рекомендации к семинарским занятиям для  студентов всех специальностей, обучающихся по белорусским и российским образовательным программам дневной формы обучения

 

Могилев 2016

УДК 159.9: 316.6

ББК  88.5

     К 85

 

Рекомендовано к изданию

учебно-методическим отделом

Белорусско-Российского университета

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «15» июня 2016 г., протокол № 11

 

Составитель канд. пед. наук, доц. О. П. Мариненко

 

Рецензент канд. пед. наук, доц. С. О. Каминская

 

В методических рекомендациях рассматривается специфика конфликтологии как науки и отдельных аспектов конфликта: структуры, сущности, динамики, взаимодействия, регуляции.

 

Учебно-методическое издание

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

 

Ответственный за выпуск       Н. Н. Алексейчикова

 

     Технический редактор        И. В. Голубцова

         

     Компьютерная вёрстка       Н. П. Полевничая

 

 

Подписано в печать        . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать трафаретная. Усл. печ. л.     . Уч.-изд. л.     . Тираж 56 экз. Заказ №

 

 

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет»

Свидетельство о государственной регистрации издателя,

изготовителя, распространителя печатных изданий

№1/ 156 от 24.01.2014.

Пр. Мира, 43, 212000, Могилев.

                                              

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

                                              университет», 2016

 

1        Конфликтология как наука

1.1 Общее представление о конфликтологии

Конфликтология – область научного знания о природе, причинах, видах и динамике конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения. Конфликтология представляет собой отрасль социальной психологии, нацеленной на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Объектом конфликтологии является социальное взаимодействие и все множество реальных конфликтов. Предметом – конфликтное взаимодействию участников, а также причины и способы разрешения различных конфликтов.

Впервые предметом научного познания стали конфликты между властью и обществом и отдельными социальными группами. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Соответственно, как научная данная дисциплина сложилась в середине ХХ в. в недрах западной социологии и политологии.  

Выделяют три уровня анализа конфликтов.

1 Философский уровень. Предполагает изучение конфликта как определенного этапа развития социального противоречия. Этот уровень представляет собой общую методологическую основу, определяющую направленность исследований социального конфликта на всех других уровнях.

2 Социологический уровень. Предполагает изучение причин и динамики конфликтов общностей – слоев, групп, влияние менее масштабных конфликтов (межличностных и внутриличностных) на группу.

3 Индивидуально-психологический (личностный). Ппредусматривает изучение психофизиологических особенностей и характеристик отдельной личности, их влияние на возникновение конфликта и динамику поведения личности в конфликте.

Основными задачами конфликтологии как науки являются:

– теоретические задачи: изучение и интеграция информации, относящейся к разным областям наук, занимающихся проблемой конфликтов; анализ причин, источников и условий возникновения конфликтов, их влияния на уровень организации взаимообусловленных отношений; разработка систем контроля и диагностики развития конфликтов и вариантов их разрешения;

–  практические задачи: принятие мер для профилактики конфликтов; оптимальное взаимодействие в конфликте; помощь в разрешении конфликтов и пр.

 

Сущность конфликта

Признаки конфликта

Конфликт от лат. «конфликтус» – столкновение. В русском языке понятие употребляется с XIX века. Синонимы: серьезное разногласие, спор, открытая вражда. Конфликт – взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон.

Выделяют следующие признаки конфликта.

1 Объект конфликта – ограниченный объем важных или дефицитных для субъектов конфликта ресурсов. В качестве объекта выступают различные ресурсы: материальные, информационные, власть, статус и пр. Объект определяет наличие противоречия у участников конфликта.

2  Противоречие – наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояния противоборства между ними. При этом важно не столько само противоречие, сколько его значимость для субъекта конфликта, насколько существенное влияние оказывает данная ситуация на чувства и поведение участников.

3 Конфликтная ситуация, т. е.   сложившиеся обстоятельства, при которых создаются условия для обнаружения различий во взглядах, интересах и намерениях субъектов. Данная ситуация может сложиться объективно, а может быть вызвана действием одной из сторон. Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание, которое определяется происходящими событиями, и субъективное содержание, которое зависит от того, какую интерпретацию событию дает каждая сторона. Конфликтная ситуация возникает, когда позиции взаимодействующих людей вступают в отношения открытого противоречия. Такая ситуация должна восприниматься участниками как конфликтная. Конфликтная ситуация может и не перерасти в конфликт. Например, если учителя будут выражать свое недовольство по поводу излишнего бумаготворчества лишь друг другу либо членам своих семей, но не школьной администрации. Не произойдет прямого столкновения их интересов - не будет и конфликта.

4  Инцидент, т. е.  момент, стечение обстоятельств, внешнее выражение недовольства и накопившихся претензий с желанием изменить ситуацию в свою пользу. Инцидент находит выражение в виде высказанных требований, раздражения, угроз и т. д. Он считается началом конфликта.

5  Негативные эмоции. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают негативных эмоций, такая ситуация называется предконфликтной.

 

 2.2 Причины конфликта

Существует ряд классификаций причин конфликта. Одним из наиболее удобных является подход, предложенный В. Линкольном. Он выделяет причинные факторы конфликтов, которые подразделяются на пять основных типов: информационные, поведенческие, отношений, ценностные и структурные.

1 Ресурсные факторы – ограниченность ресурсов, подлежащих распределению. Примеры: конфликт между людьми из-за низкой зарплаты (причина: дефицит финансовых средств); конфликт между соседями в коммунальной квартире (причина: вынужденное совместное пользование общественными местами).

2 Информационные факторы связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. В качестве информационных факторов могут выступать: неполные и неточные факты;
слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация и информация, переданная с опозданием; нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, и т. п.

3 Поведенческие факторы — неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. В межличностных отношениях наиболее типичными поведенческими факторами, вызывающими конфликтные ситуации, являются: стремление к превосходству; проявление агрессивности, критичности; излишний эгоизм и пр.

4 Факторы отношений — неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития.

Важнейшими факторами отношений являются: вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях; важность отношений для каждой из сторон; совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных или профессиональных целей и личного общения; различия в образовательном уровне; история отношений, их длительность, негативный осадок от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности и пр.

5 Ценностные факторы — принципы, которые провозглашаются одной стороной и отвергаются другой. Ценности могут различаться по силе действия и по важности. Они обычно включают:
    – личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты);

– групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нужды и нормы, которые, в свою очередь, делятся на ценности малой. средней и большой групп.

6 Структурные факторы – относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно или даже невозможно изменить. К этой группе относятся взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности, непроработанность структур управления.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки

1 Объективные и субъективные причины конфликтов.

2 Понятие социального конфликта.

3 Продуктивный конфликт.

 

Структура конфликта

Динамика конфликта

Тест

    1 Впервые предметом научного познания стали конфликты:

 

        а) между государственной властью и обществом;

              б) семейные;       

              в) между социальными группами; 

              г) межличностные.

        

2 Конфликтология как научная дисциплина сложилась:

 

    а) в начале ХХ века;

    б) в древнее время;     

    в) 3в середине ХХ века.

 

3 С какими науками связана конфликтология:

 

    а) социология; 

    б) политология;

    в) психология;

    г) биология;

    д) физика.

 

4 Представители социальной концепции конфликта ХIХ в.:

 

    а) Э. Дюркгейм;

    б) Т. Парсонс;

    в) К. Маркс;

    г) К. Болдинг

 

5 В классификации конфликтов по  направленности существуют следующие конфликты:

 

    а) положительные; 

    б) внутренние; 

    в) межличностные;

    г) вертикальные.

 

    6 К конструктивным (позитивным) функциям конфликта относятся:

 

        а) функция разрядки напряженности; 

              б) абсолютная преданность своей группе; 

              в) оказание содействия в переоценке прежних ценностей, норм.

 

7 По способам разрешения конфликты делятся на:

 

    а) антагонистические (насильственные);

    б) внутриличностные;

    в) компромиссные;     

    г) когнитивные.

 

8  К признакам конфликта относятся:

 

    а) конфликтная ситуация;

    б) активность;

    в) субъекты конфликта.

 

    9 Сколько стадий в открытом конфликте:

 

    а) 4;

    б) 9;

    в) 6;

    г) 3.

 

    10 К первой стадии конфликта относятся:

 

    а) опознание конфликта; 

    б) внешнее проявление конфликта;

    в) возникновение конфликтной ситуации.

 

 

Конфликтное взаимодействие

 

Тест

1 Конфликтное поведение – это:

     а) отсутствие стремления человека как пойти навстречу оппоненту, так и защищать собственные интересы;

     б) предрасположенность оппонентов к взаимным уступкам при достижении частичного удовлетворения своих стремлений;

     в) система действий в отношении оппонента, направленная на реализацию собственных целей

 

2 Какое поведение относится к деструктивной модели:

 

    а) невыраженность собственного мнения;

     б) нарушение этики общения;

     в) стремление уладить конфликт.

 

3 Какие действия характеризуют тактику физического насилия:

 

    а) уничтожение материальных ценностей оппонента препятствование деятельности, телесное повреждение;

     б) захват и удерживание объекта конфликта;

     в) привлечение внимания к конфликту в виде забастовок, голодовок, СМИ.

 

4 Каким фактором не определяется выбор стратегии поведения в конфликте?

 

    а) значимость объекта конфликта для обоих оппонентов;

     б) ориентация на достижение собственных интересов;

     в)учёт интересов другой стороны.

 

5 Особенности стратегии конкуренции:

 

    а) игнорирование наличие конфликта и воздержание от противодействия;

     б) отсутствие уступчивости в отношении оппонента, настаивание на собственных интересах; 

     в) выработка решения удовлетворяющая обе стороны. 

 

6 В какой ситуации оптимальна стратегия уступки:

 

    а) незначительность ситуации;

     б) более высокий статус оппонента;

     в) необходимость сохранения хороших отношений или зависимость от оппонента.

 

7 Особенности стратегии компромисса:

 

    а) выработка решения, полностью удовлетворяющего обе стороны;

     б) урегулирование конфликта путём взаимных уступок;

     в) одна из сторон частично или полностью отказывается от удовлетворения своих интересов.

 

8 Что не относится к факторам, влияющим на конфликтность личности:

 

    а) психологические факторы;

     б) социальные факторы;

     в)  субъективные факторы;

     г) ситуативные факторы.

 

9 Что не относится к ситуативным факторам:

 

    а) неудовлетворённость актуальной потребности;                          б) отношение к оппоненту;

     в) самоконтроль и самореализация.

 

10 К какому типу конфликтной личности относится личность, отличающаяся негибкостью в поведении, нежеланием считаться с мнением окружающих, завышенной самооценкой:

 

    а) ригидный;

     б) педантичный;

     в) демонстративный;

     г) неуправляемый.

Регуляция конфликтов

6.1 Завершение и разрешение конфликта

Завершение конфликта и разрешение конфликта – неравноценные понятия: первое шире второго. Завершение конфликта предполагает его окончание, прекращение по любым причинам. Способы завершения:

1) затухание – временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Происходит при истощении ресурсов, потере мотивации к противоборству и пр.;

2) устранение конфликта – воздействие, при котором ликвидируются основные структурные элементы конфликта: оппонент (командировка, перевод в другой отдел, увольнение и пр.) или объект конфликта;

3) урегулирование конфликта – устранение противоречия между оппонентами конфликта при участии третьей стороны.

4) разрешение конфликта – совместная деятельность участников по разрешению противоречия и прекращению противодействия.

Способы разрешения конфликта зависят от стратегий поведения в конфликте:

– одностороннее разрешение, или уступка;

– сотрудничество, когда стороны находят удовлетворяющий всех вариант;

– компромисс, который делится на симметричный (обе стороны пошли на уступки) и ассиметричный (одна сторона была настроена на компромисс, а вторая – на соперничество или уступку).

 

6.2 Управление конфликтом

Управление конфликтом - это целенаправленное воздействие на динамику конфликта по разрешению возникшего или потенциального противоречия. Включает следующую деятельность.

1 Прогнозирование конфликта: изучение объективных условий – физической среды; изучение субъективных условий взаимодействия – социальной и психологической среды (стиль управления, климат, лидерство, микрогруппы).

2 Предупреждение конфликта – деятельность по недопущению конфликтной ситуации.

3 Стимулирование конфликта – провокация конструктивных конфликтов (вынесение вопроса на собрание, публичная критика, публикация в СМИ).

4 Регулирование конфликта – деятельность по обеспечению его развития в сторону разрешения.

Принципы регулирования конфликта: выявление реально действующего противоречия; определение истинной причины конфликта; учет истинных мотивов и целей участников; учет индивидуально-психологических характеристик оппонентов.

Методы управления конфликтами делят на четыре группы.

1 Внутриличностные методызаключаются в умении личности правильно организовать свое собственное поведение в конфликте, включают самоконтроль, самовнушение, самоубеждение, самовоспитание.

2 Персональные – направлены на работу с конкретным участником конфликта: убеждение участников конфликта, проведение разъяснительной беседы; использование позитивных санкций (премии, изменение характера работы, повышение); использование негативных санкций (ротация – перевод в другое подразделение, увольнение).

3 Координационные методы: общие собрания, соблюдение принципа иерархии, создание комиссий по урегулированию конфликта, обращение к специалисту и пр.

4 Переговоры – организация и встреча оппонентов с целью поиска взаимоприемлемых решений для урегулирования конфликта.

В проведении переговорного процесса выделяют следующие этапы.

1 Признание существования конфликта, т. е. наличия противоположных целей, методов у оппонентов, определение самих этих участников.

2 Определение возможности переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решения «с ходу» целесообразно договориться о проведении переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

3 Согласование процедуры переговоров. Важно определить, где, когда и как начнутся переговоры, т. е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

4 Выявление круга вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема заключается в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

5 Разработка вариантов решения проблем. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

6 Принятие согласованного решения. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и др. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

 

6.2   Предупреждение конфликтов

    Предупреждение (профилактика) – деятельность по созданию и укреплению условий, при которых исключается возможность возникновения конфликта.

    Выделяют первичную и вторичную профилактику конфликтов. Пepвичнaя прoфилaктикa конфликтов заключается прежде всего в психологическом просвещении и развитии потенциальных или реальных участников конфликтов. Вторичная профилактика пред­полагает непосредственную работу в предконфликтной ситуации.

    Направления личностной профилактики.

    1 Овладение психологическими приемами и навыками бесконфликт­ного общения: быть открытым в общении, доброжелательным; попытаться понять позицию оппонента, поставив себя на его место; уметь аргументированно высказать свои намерения в случае не­удовлетворения требований.

    2 Формирование аттракции. Под психологической аттракцией понимается возникновение или создание психологической привлекательности между партнерами по обращению. Аттракция у личности как субъекта общения возникает как результат эмоционального отношения. В формировании аттракции как психологической предпосылки бесконфликтного поведения и становления партнерских отношений существенными являются: установка на диалогическое внестатусное общение; уважение к личности; обращение к человеку по имени или по имени-отчеству; создание и акцентирование позитивных эмоций и ситуаций; осознание и удовлетворение потребности самоутверждения и т. д.

    3 Развитие эмпатии – понимание психологического состояния партнера, сочувствие и сопереживание.

    4 Избавление от личностной конфликтности: не стремиться доминировать во что бы то ни стало; не переоценивать свои способности и возможности; не проявлять инициативу там, где в ней не нуждаются; проявлять доброжелательность; проявлять выдержку и спокойствие в любой ситуации и пр.

    Направления групповой профилактики: улучшение условий труда; совершенствование оплаты труда; поддержание хорошего психологического климата; соблюдение служебной и общечеловеческой этики; совместное проведение досуга; занятия творчеством и пр.

    Направления психологической профилактики: тренинги психологической грамотности и толерантности; индивидуальное консультирование; психоанализ поведения и пр.

    Условия эффективной профилактики конфликта: расстановка кадров с учетом их индивидуальных особенностей; высокий авторитет руководителя; высокая организационная культура (правила, нормы, традиции, поддерживаемые всеми членами коллектива); высокая мотивация труда; постоянная забота об удовлетворении запросов членов группы; соблюдение принципа социальной справедливости; высокой уровень психолого-педагогической культуры и конфликтологической компетентности и пр.

Вопросы для самостоятельной подготовки

    1 Формирование групповой сплоченности.

4 Социально-психологический климат.

5 Этика делового общения.

Третья сторона в конфликте

Понятие медиации

Важным фактором, влияющим на результативность завершения конфликта, является участие третьей стороны в его урегулировании, или медиация. Медиация– это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации (с участием третьей стороны) процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт.

Медиация – один из наиболее древних способов разрешения конфликтов. Она существовала издавна в Китае, в странах Африки, где старейшины рода или племени выступали в качестве своеобразных профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных и конфликтных ситуаций.

В качестве официальных медиаторовмогут выступать: межгосударственные организации (например, ООН и др.); отдельные государства; государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура и т. д.); правительственные или другие государственные комиссии (например, создающиеся для урегулирования забастовок и т. д.); представители правоохранительных органов (например, участковый милиционер по отношению к какому-то бытовому конфликту); руководители предприятий, учреждений, фирм и т. п.; общественные организации (комиссии по разрешению трудовых споров и конфликтов, профсоюзные организации и т. д.); профессиональные медиаторы-конфликтологи.

Неофициальными медиаторами обычно являются: известные люди, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности; представители религиозных организаций; профессиональные психологи, педагоги, социальные работники; неформальные лидеры социальных групп разного уровня; старшие по возрасту; друзья, соседи, просто свидетели конфликта.

Целесообразностьучастия третьей стороны в регулировании конфликтных отношений связана с тем, обратились ли за помощью к третьей стороне оппоненты или же она вмешалась в конфликт сама. Стороны сами обращаются к медиатору в случаях, когда:

– объектом регулирования является затянувшийся конфликт. Все аргументы, силы, средства исчерпаны, но выхода не видно;

– стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения;

– по-разному трактуются правовые нормы или другие критерии, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта;

–  одной из сторон нанесен серьезный ущерб, и она требует санкций по отношению к оппоненту;

– сторонам важно сохранить хорошие отношения, конфликт неинтенсивный, но взаимоприемлемое решение они найти не могут;

– оппоненты пришли к временному соглашению, но нужен внешний объективный контроль за его выполнением.

Оперативное самостоятельное вмешательство третьей стороны в конфликт необходимо в ситуациях, когда:

а) происходит опасная эскалация конфликтных событий, существует непосредственная угроза применения насилия;

б) одной из сторон массированно применяется насилие;

в) третьей стороне лично невыгоден этот конфликт;

г) конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной (руководитель вынужден регулировать конфликт, который негативно влияет на коллектив);

д) стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон.

Ситуации, с которыми сталкивается медиатор, сложны и разнообразны. Поэтому процесс медиации не имеет жесткой структуры, но, в целом, в нем можно выделить три основных этапа.

1 Знакомство с конфликтом и конфликтующими сторонами. Медиатор изучает историю проблемы, требования оппонентов. Многие конфликты носят специфический характер, медиатору приходится вникать в проблему, читать соответствующую литературу, консультироваться со специалистами.

2 Работа с конфликтующими сторонами. Медиатор, как правило, многократно встречается с каждой из сторон с целью их подготовки к проведению совместных переговоров (уточняются требования, снимаются обвинения, смягчаются формулировки и т. д.).

3 Ведение переговоров – наиболее важный этап. В ходе них медиатор выполняет ряд функций: ведущего, тренера, «толкача», педагога и т. д. Он следит за тем, что и как говорят оппоненты, при необходимости поправляя, подбадривая или осуждая их. Важно, чтобы каждая встреча была отмечена пусть небольшим, но реальным продвижением вперед.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки

    1 Супружеские конфликты.

    2 Детско-родительские конфликты.

    3 Профилактика конфликтов в семье.

 

Конфликты в организации

Список литературы

1 Конфликтология: учебник / А. Я. Кибанов [и др.]; под ред. А. Я. Кибанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 302 с.

2 Козырев, Г. И. Конфликтология: учебник для вузов / Г. И. Козырев. – М.: Инфра-М: Форум, 2010. – 304 с.

3 Куровская, С. Н. Конфликтология в социально-педагогической деятельности: учеб. пособие / С. Н. Куровская. – Минск: Изд–во Гревцова, 2012. – 336 с.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

 

Методические рекомендации к семинарским занятиям для  студентов всех специальностей, обучающихся по белорусским и российским образовательным программам дневной формы обучения

 

Могилев 2016

УДК 159.9: 316.6

ББК  88.5

     К 85

 

Рекомендовано к изданию

учебно-методическим отделом

Белорусско-Российского университета

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «15» июня 2016 г., протокол № 11

 

Составитель канд. пед. наук, доц. О. П. Мариненко

 

Рецензент канд. пед. наук, доц. С. О. Каминская

 

В методических рекомендациях рассматривается специфика конфликтологии как науки и отдельных аспектов конфликта: структуры, сущности, динамики, взаимодействия, регуляции.

 

Учебно-методическое издание

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

 

Ответственный за выпуск       Н. Н. Алексейчикова

 

     Технический редактор        И. В. Голубцова

         

     Компьютерная вёрстка       Н. П. Полевничая

 

 

Подписано в печать        . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать трафаретная. Усл. печ. л.     . Уч.-изд. л.     . Тираж 56 экз. Заказ №

 

 

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет»

Свидетельство о государственной регистрации издателя,

изготовителя, распространителя печатных изданий

№1/ 156 от 24.01.2014.

Пр. Мира, 43, 212000, Могилев.

                                              

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

                                              университет», 2016

 

1        Конфликтология как наука

1.1 Общее представление о конфликтологии

Конфликтология – область научного знания о природе, причинах, видах и динамике конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения. Конфликтология представляет собой отрасль социальной психологии, нацеленной на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Объектом конфликтологии является социальное взаимодействие и все множество реальных конфликтов. Предметом – конфликтное взаимодействию участников, а также причины и способы разрешения различных конфликтов.

Впервые предметом научного познания стали конфликты между властью и обществом и отдельными социальными группами. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Соответственно, как научная данная дисциплина сложилась в середине ХХ в. в недрах западной социологии и политологии.  

Выделяют три уровня анализа конфликтов.

1 Философский уровень. Предполагает изучение конфликта как определенного этапа развития социального противоречия. Этот уровень представляет собой общую методологическую основу, определяющую направленность исследований социального конфликта на всех других уровнях.

2 Социологический уровень. Предполагает изучение причин и динамики конфликтов общностей – слоев, групп, влияние менее масштабных конфликтов (межличностных и внутриличностных) на группу.

3 Индивидуально-психологический (личностный). Ппредусматривает изучение психофизиологических особенностей и характеристик отдельной личности, их влияние на возникновение конфликта и динамику поведения личности в конфликте.

Основными задачами конфликтологии как науки являются:

– теоретические задачи: изучение и интеграция информации, относящейся к разным областям наук, занимающихся проблемой конфликтов; анализ причин, источников и условий возникновения конфликтов, их влияния на уровень организации взаимообусловленных отношений; разработка систем контроля и диагностики развития конфликтов и вариантов их разрешения;

–  практические задачи: принятие мер для профилактики конфликтов; оптимальное взаимодействие в конфликте; помощь в разрешении конфликтов и пр.

 

Конфликтология в системе наук

 Связь конфликтологии с другими науками может быть рассмотрена в двух аспектах.

1 Конфликтология опирается на принципы познания, выработанные в рамках философии и других наук. Они позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. К таким принципам относятся: принцип всеобщей связи, принцип детерминизма, принцип развития, принцип личностного подхода.

2 Конфликтология творчески использует методы исследования других наук: наблюдение, эксперимент, опросные методы, диагностику.

Наиболее тесно конфликтология связана с гуманитарными дисциплинами.  Философия дает общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и борьбы противоположностей, общую методологию. Социология рассматривает конфликт как способ социального взаимодействия.
Психология помогает изучать конфликты с точки зрения противоречивости функционирования психики человека. Этика определяет правила нравственного поведения в обществе.

Многие науки рассматривают конфликты в конкретных сферах и условиях. Исторические науки рассматривают международные конфликты, роль международных организаций в их предупреждении и разрешении. Политология анализирует понятие власти, зависимости, конфликты между политическими объединениями. Педагогика рассматривает конфликт в сфере обучения и воспитания, экономические науки – в сфере производства и потребления, политология отдает предпочтение рассмотрению конфликтов в политической сфере, а военные науки – в военном деле. Точные науки дают возможности для анализа конфликтов. Статистика и математика предоставляют методы моделирования и прогнозирования конфликта.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки

    1 Вклад в конфликтологию Р. Даредорфа, К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Мэйо.

    2 Психологические теории конфликтов (З. Фрейд, Э. Берн).

    3 Развитие отечественной конфликтологии.

 

Сущность конфликта

Признаки конфликта

Конфликт от лат. «конфликтус» – столкновение. В русском языке понятие употребляется с XIX века. Синонимы: серьезное разногласие, спор, открытая вражда. Конфликт – взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон.

Выделяют следующие признаки конфликта.

1 Объект конфликта – ограниченный объем важных или дефицитных для субъектов конфликта ресурсов. В качестве объекта выступают различные ресурсы: материальные, информационные, власть, статус и пр. Объект определяет наличие противоречия у участников конфликта.

2  Противоречие – наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояния противоборства между ними. При этом важно не столько само противоречие, сколько его значимость для субъекта конфликта, насколько существенное влияние оказывает данная ситуация на чувства и поведение участников.

3 Конфликтная ситуация, т. е.   сложившиеся обстоятельства, при которых создаются условия для обнаружения различий во взглядах, интересах и намерениях субъектов. Данная ситуация может сложиться объективно, а может быть вызвана действием одной из сторон. Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание, которое определяется происходящими событиями, и субъективное содержание, которое зависит от того, какую интерпретацию событию дает каждая сторона. Конфликтная ситуация возникает, когда позиции взаимодействующих людей вступают в отношения открытого противоречия. Такая ситуация должна восприниматься участ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.193 с.)