Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начальные основы военно – инженерного делаСтр 1 из 20Следующая ⇒
С. Гербановский Начальные основы военно – инженерного дела
Аннотация Маскировка, окапывание, улучшение дорог и устройство колонных путей, усиление и постройка мостов, переправы через реки, подрывное дело, минирование и разминирование, водоснабжение, укрытия С. Гербановский Начальные основы военно – инженерного дела ВВЕДЕНИЕ Где бы ни застала советского гражданина война: в рядах армии, на работе в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте или на строительстве — он должен знать основы военного дела, чтобы с честью выполнить свой долг перед Родиной. Военное дело требует сейчас от каждого советского гражданина обширных и разнообразных знаний. Чтобы победить в бою сильного и хорошо оснащенного техникой противника, необходимо в совершенстве владеть своим оружием, знать приемы боя, быстро маневрировать, смело нападать на врага и упорно обороняться на своих позициях. В современном бою нельзя действовать под ружейно-пулеметным и минометно-артиллерийским огнем, не умея применяться к местности, не зная, как использовать ее защитные свойства, маскироваться и окапываться. Невозможно маневрировать по разбитым дорогам, переезжать через реки по взорванным мостам, не зная, как починить их или построить новые. Точно так же трудно сохранить жизнь при ожесточенной воздушной бомбардировке или атомном нападении, не умея сделать хотя бы простейшее, но надежное укрытие. На войне каждому надо знать, как при помощи минно-подрывных средств наносить потери противнику, подорвав на поле боя его танк, оборонительное сооружение или мост в его тылу. Необходимо также знать, что такое мины и как уберечься от подрыва на них. В условиях походной жизни воинам приходится делать укрытия от холода и непогоды, а также добывать и очищать загрязненную воду. Таким образом, в боевой обстановке воины, помимо своего оружия, часто используют лопату и кирку, пилу и топор, а когда потребуется—мины, «взрывчатку», переправочные средства и различное инженерное имущество. Наши молодые люди — рабочие фабрик и заводов, труженики полей, строители, транспортники и учащиеся — по своему общеобразовательному и техническому уровню способны в короткие сроки овладеть разнообразными отраслями военного дела. В настоящей брошюре даются начальные сведения по военно-инженерному делу, которые помогут понять его цели и назначение, быстро освоить эту важную отрасль военного искусства и применить на практике свои знания, когда они потребуются.
I.ПРИМЕНЕНИЕ К МЕСТНОСТИ, МАСКИРОВКА И ОКАПЫВАНИЕ
ОКОП — ТВОЯ КРЕПОСТЬ Одного применения к местности и маскировки в современном бою все же недостаточно. Сильный огонь автоматического оружия пехоты противника, разрывы многочисленных артиллерийских снарядов, мин и авиабомб, атаки танков и самолетов-штурмовиков — все это заставляет бойцов прибегать к самоокапыванию. Окопавшись в удобном месте, боец получает отличную огневую позицию, одновременно защищающую его от поражения разнообразными боевыми средствами. В наступлении окапываются тогда, когда необходимо закрепиться на занятом огневом рубеже или временно задержаться по приказанию командира. Это бывает необходимо для приведения подразделения в порядок, для пополнения боеприпасов, накапливания сил, в ожидании сигнала атаки и пр. В обороне окапывание — закон для бойцов. В бою сначала отрывают окоп для стрельбы лежа (рис. 4). Такой окоп представляет собой небольшую выемку в земле для бойца, отрытый грунт из которой выбрасывается вперед и укладывается в небольшую насыпь, называемую бруствером. Выемку делают на глубину металлического лотка лопаты, т. е. на 20 см. Примерно такой же высоты насыпают и бруствер. Его не делают бесформенным и рыхлым бугром, а придают насыпи ровный и пологий скат вперед, уплотняя насыпанную землю сверху ударами лопаты плашмя. Общая толщина бруствера из земли не должна быть меньше одного метра, чтобы его не пробивали винтовочные пули. Для лучшей защиты от ружейно-пулеметного огня в бруствер сначала укладывают твердые комья земли, камни, если они есть поблизости, присыпая их сверху грунтом. Еще надежней боец будет себя чувствовать в окопе, расположенном за толстым пнем, крупным камнем или валуном, хорошо защищающим его от пуль, осколков и взрывной волны разорвавшегося близко снаряда или авиабомбы. Чтобы не было поражения щепой, осколками камня и рикошетирующими пулями при их попадании в камень или пень, последние обязательно присыпают спереди и по возможности сверху грунтом.
Чтобы окоп не был заметен со стороны противника по свеженасыпанной земле, его маскируют подручными средствами. На лугу бруствер закрывают сорванной травой, на жнивье— соломой, на вспаханном поле — слоем грунта. Если окоп отрыт в кустах, в бруствер втыкают сорванные ветви. Окоп для стрельбы лежа сноровистый боец отроет и замаскирует за 10—15 минут. Во время минувшей войны был такой случай. Солдаты одного подразделения окопались вблизи противника. Нельзя было поднять голову из-за сильного ружейно-пулеметного и автоматного огня фашистов. За короткое время до атаки сер-жанту Свиридову вражеская пуля «чиркнула» по каске и ушла рикошетом; солдату Кутову пулей пробило каблук торчащего из окопа сапога, а у солдата Иванова появилась дырка в заплечном мешке. Не будь окопов, солдаты вышли бы из строя и не участвовали бы в атаке, когда каждый боец дорог. Окопы для стрельбы лежа годятся только в наступлении, при кратковременном нахождении на месте. Если же пришлось задержаться на рубеже, окопы отрывают глубже. Окоп для стрельбы с колена (рис. 5) делают с выемкой в виде круглой ямы глубиной 60 см, шириной по низу 60—70 см и по верху 80—90 см. Спереди, между краем отрывки и насыпаемым бруствером, оставляют на поверхности земли незасыпанную полоску, называемую бермой. Берма служит для того, чтобы опереться на нее локтями при стрельбе, положить рядом патроны, ручные гранаты, а также для того, чтобы земля бруствера не осыпалась с края в окоп. При стрельбе из винтовки и карабина берму оставляют шириной 15 см, а при стрельбе из автомата — не менее 40 см, чтобы на ней поместился магазин. Отрывка окопа для стрельбы с колена потребует не менее получаса работы бойца лопатой в обычном грунте. Для стрельбы стоя (рис. 6) окоп должен иметь глубину 110 см, ширину по низу 50 см и по верху 90—100 см. Бруствер у такого окопа насыпают высотой в 30 см. Отрывка одиночного стрелкового окопа потребует от бойца одного часа работы малой лопатой. Пулеметчики отрывают окопы для стрельбы с колена, сидя и стоя сразу на двух человек: наводчика и помощника наводчика. При этом бруствер насыпают подальше от края отрывки и так, чтобы впереди оставалась ровная площадка для установки на ней ручного или станкового пулемета. Обычная длина пулеметной площадки для ручного пулемета — 100 см, а для станкового —120 см. Ширина площадки в окопах, от рытых в бою, делается по размерам пулемета и по требуемому сектору обстрела из него. Это определяется на месте установкой пулемета (рис. 7).
Стрелковые и пулеметные окопы для стрельбы с колена и стоя лучше защищают бойцов от пуль, осколков мин, снарядов и авиабомб, от поражения взрывной волной, а также при атаке неприятельских танков и самолетов-штурмовиков. Труд, затраченный на отрывку более глубоких окопов, всегда окупится в бою. Так оно и было во время Великой Отечественной войны. ...Сбивая противника с позиций и неотступно его преследуя, подразделение офицера Волкова к вечеру окопалось перед населенным пунктом. Утром предстояло овладеть селением и продолжать наступление. Солдатам было приказано хорошо окопаться. Все они страшно устали за день боя, и некоторые из них, ограничившись отрывкой неглубоких окопов, уснули. С рассветом, после короткого огневого налета, из селения выскочили фашистские танки, сопровождаемые автоматчиками. Непрерывно стреляя, они понеслись на наше подразделение. Несколько вражеских машин, достигнув наших окопов, «проутюжили» их. Туго пришлось солдатам, которые недостаточно углубили свои окопы! Между тем, сидевшие в глубоких окопах спокойно пропустили танки и, стряхнув с себя осыпавшуюся землю, огнем в упор встретили атакующую пехоту противника.
Гитлеровцы понесли большие потери и откатились. Их танки были расстреляны нашими артиллеристами. Окапывание в наступлении производится при помощи малой пехотной лопаты, которую бойцы носят на поясе у правого бока. Бывалые солдаты никогда не расставались со своим верным другом — лопатой. В бою она была так же нужна, как и оружие. Недаром сложили такую песню:
Эх, пехотная лопата, Друг-товарищ для солдата1 Применив ее в бою, Сохранишь ты жизнь свою.
При длительном нахождении на занятой огневой позиции, особенно в обороне, бойцы по приказанию командира соединяют между собой отдельные стрелковые и пулеметные окопы, отрытые для стрельбы стоя. Получаются окопы на стрелковые и пулеметные отделения, внешне похожие на глубокие канавы или узкие рвы длиной от 20 до 50 м. Отрывку глубоких и длинных окопов для подразделений в обороне, до боевого соприкосновения с противником, ведут, как правило, уже при помощи более удобных больших саперных лопат, подаваемых из тыла.
Окопы на отделения как получившиеся от соединения одиночных окопов, так и отрытые сразу, не делаются прямолинейными. Им придают ломаное или извилистое начертание. Это позволяет вести огонь не только прямо перед собой, но и в косом направлении (косоприцельный) и в стороны (фланговый). Кроме того, изломанный окоп достаточной глубины хорошо защищает от пуль, осколков при артиллерийском обстреле и бомбежке, при атаках вражеских танков. Окопы на отделения в дальнейшем еще более углубляются или доводятся, как говорят саперы, до полного профиля. Такие окопы имеют глубину не менее 150 см и соответствующее оборудование, позволяющее вести огонь из карабинов и автоматов. На рис. 8 изображен поперечный разрез окопа полного профиля и указаны названия его частей.
Окоп на стрелковое отделение полного профиля, т. е. отрытый на глубину 150 см, имеет в передней крутости ячейки (или вырезки) для стрелков и автоматчиков, основную и запасную площадки для ручных пулеметов. При дальнеiнем его оборудовании в крутостях делают ниши (выемки) для хранения патронов, автоматных магазинов, пулеметных дисков и лент, гранат, запасных стволов и оружия. Крутости окопа укрепляют одеждой из жердей, горбылей, досок и других материалов. Чтобы во время дождей не заливало окоп, в нем делают водоотводные канавки и колодцы для сбора воды. Для бойцов делают подбрустверные ниши и блиндаж. В таком хорошо оборудованном окопе есть все необходимое для ведения боя, а также для укрытия при обстреле в холод и непогоду. Находящиеся в нем воины чувствуют себя увереннее в бою; они всегда могут оказать друг другу поддержку огнем, штыком или лопатой, помочь раненому товарищу. Командиру отделения в общем окопе легче командовать подчиненными и поддерживать среди них дисциплину. Хорошо расположенный на местности, отрытый на полную глубину и обороняемый мужественными и умелыми солдатами, простой окоп представляет собой (Подлинную крепость (рис. 9). Все, наверное, знают о геройском подвиге 28 гвардейцев- панфиловцев в ноябре 1941 г., в дни сражения под Москвой. В те дни группа наших бойцов под командой сержанта Добробабина заняла позицию в окопе у разъезда Дубосеково, в 7 км юго-восточнее Волоколамска. 16 ноября гвардейцы были атакованы ротой немцев, поддержанной 20 танками. Внезапным и точным огнем из окопа советские солдаты подбили несколько танков и уничтожили до 70 немецких солдат. В последующем бою, который продолжался свыше четырех часов, враг ввел в дело еще около 30 танков. Применив противотанковые ружья, ручные гранаты и бутылки с горючей смесью, гвардейцы подбили еще 11 вражеоких танков. Своим упорным сопротивлением, используя оружие и простой окоп, гвардейцы нанесли врагу большой урон, не допустили прорыва массы танков вдоль Волоколамского шоссе на Москву и дали время нашим войскам организовать оборону на новом рубеже. А в 1942 г. в районе Клетской два расчета противотанковых ружей в составе гвардейцев Болото, Самойлова, Беликова и Алейникова дали бой 30 немецким танкам. Надежно укрывшись в окопах, герои-бронебойщики уверенно вели меткий огонь, поражая одну вражескую машину за другой. Они вывели из строя 15 немецких танков, заставили остальные повернуть обратно и сами не понесли при этом никаких потерь. Воины-фронтовики на личном опыте убедились в Огромной пользе окапывания в бою. Тысячи раз в течение войны советские солдаты отражали из окопов многочасовые атаки гитлеровцев, поддержанных авиацией и танками. Простой окоп, занятый стойкими советскими воинами, становился подлинной крепостью. И об эту крепость разбивались усилия во много раз превосходивших своей численностью и огнем пехоты и танков противника.
БЕЗ ДОРОГ - НИ ШАГУ Во время войны богато оснащенные подвижной боевой техникой и автомобильным транспортом армии совершают большие и длинные переходы из тыла к фронту, сосредоточиваются для боя, маневрируют на местности, перегруппировываются, стремительно наступают или отходят. О масштабах передвижения войск можно судить по опыту прошлой войны. Только за летнюю кампанию 1944 г. Советская Армия с боями прошла от Витебска до Тильзита — более 500 км, от Жлобина до Варшавы — более 600 км, от Кишинева до Белграда — более 900 км. Весной 1945 г. наши наступающие войска пересекли всю Восточную Пруссию, Польшу, часть Австрии, вышли- на р. Эльбу, очистили от гитлеровцев Венгрию, Румынию, Чехословакию и подошли к Альпам. Для передвижений войск и снабжения их боевыми припасами, горючим, продовольствием, имуществом, для эвакуации в тыл раненых, пленных и трофеев прежде всего необходимы дороги. Хороших, исправных дорог, могущих полностью обеспечить войска, всегда недостаточно. Кроме того, во время войны существующие дороги от усиленного движения по ним тяжелых грузов портятся. Они также разрушаются авиацией, дальнобойной артиллерией воюющих сторон. Отступающие нередко подрывают дороги, чтобы затруднить продвижение наступающей стороны. Поэтому войскам постоянно приходится восстанавливать испорченные и разрушенные участки дорог, ремонтировать повреждения, усиливать грунтовые дороги, прокладывать колонные пути для движения по целине. Наиболее сложные работы на ответственных направлениях выполняют специальные военно-дорожные части и инженерные войска. Для этой цели они снабжены различными дорожными машинами и механизмами (грейдерами, бульдозерами, тракторными лопатами, плугами-канавокопателями, катками и пр.). Дорожные работы очень трудоемки, особенно там, где противник произвел массовые разрушения. Поэтому, обеспечивая свое движение вперед, войска оказывают возможную и посильную помощь специалистам - дорожникам. Но на пути движения частей и подразделений нередко вырастают неожиданные препятствия. Тогда пехотинцы, артиллеристы, танкисты, водители автомашин сами устраняют неисправности: делают объезды, усиливают проезжую часть дороги, исправляют повреждения дорожных сооружений (труб, мостов), прокладывают колонные пути. Прокладка колонных путей по целине приобретает особое значение в условиях атомной войны. Известно, что после взрыва атомной бомбы или снаряда большие участки местности бывают заражены радиоактивными веществами. Места сильного заражения, опасного для здоровья и жизни человека, обходятся. Если через них проходит дорога, то ею нельзя пользоваться; потребуется делать обходные колонные пути. Все это обязывает каждого рядового бойца знать способы ремонта, восстановления и усиления существующих дорог, а также прокладки дорог и колонных путей по целине. КАК УСТРОЕНЫ ДОРОГИ Войскам во время передвижений приходится пользоваться самыми разнообразными дорогами. В полосе боевых действий и передвижений войск встречаются совершенные дороги, такие, как современные асфальтированные и бетонные автострады, выдерживающие большое движение любых грузов, хорошие щебеночные или гравийные шоссе и менее удобные, но прочные мостовые из колотого или отесанного булыжного камня и клинкера (кирпича). Менее подходящими для движения артиллерии, автотранспорта и боевой техники являются дороги грунтовые профилированные (т. е. построенные с соблюдением дорожных правил) и просто наезженные—полевые, луговые и лесные. А грунтовых дорог всегда больше, чем шоссе и мостовых с каменным или асфальтированным покрытием. Время года, даже осенняя и весенняя распутица, не оказывает особенного влияния на движение по исправным современным дорогам с прочным дорожным покрытием. Однако плохо содержащиеся дороги с неровной поверхностью, выбоинами, глубокими колеями и воронками, с разрушенными дорожными сооружениями — трубами, водостоками, ограждениями, мостами, переездами — более чувствительны к дождям и порой могут оказаться труднопроходимыми. Грунтовые дороги. как профилированные, так и наезженные, особенно проходящие по низинам, заболоченным участкам или глинистому грунту, в распутицу почти не проходимы для большей части боевой техники и транспорта. Прежде чем говорить о ремонте существующих дорог и их усилении или о прокладке новых путей для движения войск, необходимо знать, как устроены дороги. Каждая автомобильная или автогужевая дорога, т. е. дорога для движения смешанного транспорта, построенная по правилам дорожной техники, состоит из дорожного полотна, двух боковых канав или кюветов и обрезов (рис. 16). Вся полоса земли, отведенная для постройки дороги, включая дорожные знаки, ограждения, столбы, трубы, мосты, путевые и станционные здания, называется полосой отвода. Дорожное полотно является основной частью дорога и состоит из проезжей части;и двух обочин. Проезжая часть предназначается для движения транспорта. Она имеет специальную дорожную одежду из прочного (каменного, бетонного) покрытия и искусственного песчаного или каменного основания. Для стока дождевой воды поверхности проезжей части придают небольшой уклон в сторону канав. Как правило, проезжая часть имеет двускатный поперечный профиль, переходящий для безопасности движения на крутых поворотах в односкатный. При постройке дороги грейдерами (машинами для устройства земляного полотна) проезжая часть имеет в разрезе вид плавной кривой, переходящей в боковые канавы треугольного сечения (правая половина дороги изображена на рис. 16). Нормальная ширина проезжей части для двустороннего движения — 6 м, а для одностороннего — 3,5 м, с разъездами, для встречного транспорта. Для смешанного движения всех видов транспорта рекомендуется ширину проезжей части увеличивать. В горах вследствие трудности постройки дороги делаются уже. Обочины устраиваются по обе стороны проезжей части и служат для обеспечения безопасности движения, для упора и предохранения от разрушения краев одежды дороги, для уменьшения влияния на ее покрытие воды, собирающейся в боковых канавах. Ширина обочин на равнинной местности принимается от 1,25 м и более, в зависимости от интенсивности движения, с расчетом, чтобы машина в случае поломки могла остановиться на обочине, не стесняя движения по проезжей части. На горных дорогах ширину обочины сокращают. Обочине придают небольшой уклон в сторону канавы. Боковые канавы (кюветы) предназначаются для сбора дождевой или талой воды, стекающей с дорожного полотна и с откосов по сторонам дороги. Боковые канавы делают трапецеидального или треугольного сечения. Первый тип канав принят преимущественно на шоссейных дорогах и построенных ручным способом грунтовых дорогах, второй — главным образом на грунтовых, профилируемых дорожными машинами— грейдерами. Глубина трапецеидальных канав (кюветов) — 0,6—0,8 м, ширина по дну — 0,4 м, крутизна откосов — 1:1,5. Треугольные- канавы имеют глубину не более 0,4 м, пологие внутренние и более крутые наружные откосы. На войсковых дорогах для безопасности движения, особенно ночью, а также для съезда с дороги автомашин устраивают треугольные канавы с небольшой внутренней крутизной откосов. На песчаных грунтах и в том случае, когда дорога проходит насыпью высотой 0,5 м, боковые канавы не устраиваются. Дорожное полотно»с боковыми канавами (кюветами), с откосами насыпей и выемок называется земляным полотном. Обрезами называются полосы земли по обеим сторонам земляного полотна. На них устраивают объезды, устанавливают столбы телефонно-телеграфных линий связи, дорожные и путевые знаки, складывают дорожно-строительные материалы, добывают грунт при разработке выемок. По обрезам передвигаются гусеничный транспорт (тракторы, танки) и небольшие колонны войск. КАК УСТРОЕН МОСТ Столкнувшись с необходимостью ремонта, усиления или постройки нового моста, необходимо сначала уяснить существующие в этом деле основные определения, а затем знать, как устроен любой мост и из каких частей он состоит. Без этого работать невозможно. Прямую линию, проходящую вдоль всего сооружения по его середине, называют осью моста, а линию, идущую по середине опоры, под прямым углом к этой оси, — осью опоры (рис. 21). Работу по постройке начинают всегда с тщательной разбивки оси будущего моста, мест положения и осей береговых и промежуточных опор. Расстояние между осями двух смежных опор называют мостовым пролетом, а расстояние между осями береговых опор—длиной моста. В однопролетном мосту его длина, естественно, равняется мостовому пролету.
Высотой опоры считается расстояние от верха насадки рамной или свайной опоры до грунта. Любой мост состоит из следующих основных частей: пролетного строения и опор, поддерживающих это строение (см. рис. 21). Опоры мостов подразделяются на береговые и промежуточные. Мосты через неширокие препятствия могут и не иметь промежуточных опор. В деревянных военных мостах простейшей береговой опорой служит лежень из толстого окантованного бревна, уложенный на выровненную площадку и прочно укрепленный на ней свайками. Если мост делается в два и более пролетов, то в качестве промежуточных опор служат опоры из свай или рамы. Сваи располагают по оси опоры, забивают их по четыре и более в ряд. На сваи сверху крепят насадку из более толстого бревна. При высоте свай более 2 м свайная опора усиливается для прочности наклонными и горизонтальными схватками, расположенными над водой. Рамная опора состоит из четырех-шести стоек, насадки, лежня и диагональных схваток, обеспечивающих ее жесткость. Рамные опоры просты по устройству, легко и быстро устанавливаются, могут быть заранее заготовлены и подвезены к месту строительства. Поэтому они нашли самое широкое применение при строительстве и ремонте военных мостов в минувшей войне, особенно через неглубокие реки, ручьи, рвы, овраги и суходолы. На береговых и промежуточных опорах лежит пролетное строение, основными частями которого являются прогоны и проезжая часть. Прогоны — это прочные брусья или окантованные сверху бревна, уложенные вдоль моста на опоры. Их количество зависит от толщины брусьев или бревен, длины пролета и веса проходящего по мосту транспорта. Обычно в каждом пролете кладут от 6 до 12 прогонов. Прогоны — основные элементы пролетного строения. Сверху на прогоны укладывается поперечный настил, который крепят к крайним прогонам колесоотбойными брусьями (или просто: колесоотбоями); по краям проезжей части устанавливают перила. Настил, колесоотбои и перила составляют проезжую часть моста, хотя грузы двигаются только по настилу. Колесоотбои, как уже говорилось, крепят настил, а также ограничивают ширину проезжей части. Назначение перил понятно каждому. Поперечный настил делают главным образом у военных мостов, всегда строящихся в ограниченные сроки и рассчитанных на кратковременное использование. Обычно же на прогоны сначала укладывают поперечины, а на них—продольный настил или делают двойной настил: из нижнего (поперечное) и верхнего (продольного). Для предохранения поперечного настила от быстрого износа, а также в целях усиления проезжей части на настил вдоль моста укладывают защитные колеи из толстых 5-см досок или 10—15-см бревен. Расстояние между внутренними сторонами колесоотбоев является шириной проезжей дороги. В военных мостах при однопутном движении грузов весом до 12 г ширина проезжей части установлена в 3 ж. При грузоподъемности моста в 40 т и более принимается ширина 4,2 м. IV. ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ РЕКИ КАК ЭТО БЫЛО Летом 1943 г. советские войска, очищая родную землю от гитлеровских захватчиков, форсировали такие серьезные водные преграды, как реки Северный Донец, Десну, Сож, Днепр и большое количество мелких рек, речек и протоков, Особенно примечательна была переправа через Днепр, когда наши части и подразделения, выйдя широким фронтом к реке и не дожидаясь постройки паромов и мостов, на подручных средствах преодолевали широкую водную преграду и захватывали на берегу противника плацдармы. Форсировать водную преграду — это не значит просто и спокойно переправиться через нее по мостам при помощи паромов, судов или лодок, ожидающих вас. В наступлении, преодолевая яростное сопротивление противника, войска выходят к реке, на которой обычно взорваны мосты, уничтожены переправы, потоплены или угнаны на другой берег все пловучие средства. Между тем, подразделениям, первыми достигшим реки, очень важно немедленно, как говорится, «на плечах у противника», не давая ему опомниться и организоваться для обороны, переправиться и оттеснить его подальше от берега. Удерживая захваченный плацдарм, передовые подразделения обеспечивают переправу подходящих главных сил. Если этого не сделать, то река будет хорошо наблюдаться и обстреливаться противником всеми видами огня. Тогда навести переправу или построить мост окажется совершенно немыслимо: все будет уничтожено. Вот почему наступавшие солдаты не ждали, когда подойдут инженерные части и наведут мосты. Если с грузом многотонным Отстают грузовики, И когда-то мост понтонный Доберется до реки, — Под огнем не ждет пехота, Уставной держась статьи, За паром идут ворота, Доски, бревна за ладьи1. Советские солдаты с оружием в руках переправлялись через реки вплавь, держась за доски, жерди и дрова. Они делали также легкие плотики из набитых сеном плащ-палаток, автокамер, бидонов, Камышевых фашин, дверей и деревянных заборов. Для переправы пулеметов и минометов их расчеты сооружали плоты из досок и бревен разобранных строений, использовали деревянные и металлические бочки, уцелевшие рыбацкие челноки и лодки. Саперы переправляли подразделения на резиновых надувных лодках и других десантных средствах. Под прикрытием сражающихся на захваченном плацдарме подразделений инженерные части собирали паромы, наводили сначала понтонные, а затем строили постоянные мосты, по которым непрерывным потоком шли стрелковые подразделения, а с ними артиллерийские орудия, танки и другая боевая техника. Так было и в последующие годы Великой Отечественной войны при форсировании нашими войсками рек Южного Буга, Днестра, Прута, Серета, Вислы, Немана, Сана, Тиссы, Одера и множества других. На этих переправах советские воины показали непревзойденную доблесть и высокое боевое мастерство. Таким образом, как показывает опыт войны, успех переправы, а следовательно, и дальнейшее продвижение вперед, часто зависят не только от наличия переправочных средств и работы понтонеров и саперов. Умение преодолевать с боем малые и большие реки при помощи простейших подручных переправочных средств имеет огромнейшее значение в бою. Вот что рассказал воинам Герой Советского Союза гвардии лейтенант Болото о бое под Севастополем: «Прорвались наши войска к Северной бухте. А немец из Севастополя на катерах уходит. И тут приходит приказ от генерала Захарова: форсировать бухту, наступать немцам на пятки в Севастополе... И стали наши гвардейцы бухту форсировать. Всем охота первым быть. Кто плоты колотит, кто на бревно садится, а другие гробы немецкие взяли, они их тут сотый две запасли, да в гробах, как в челноках, поплыли. Вместо парусов — плащ-палатки да шинели. Немец стреляет, а остановить не может. Один плот потопит, еще три- плывут...»[2]. «Самоотверженность, находчивость и смекалка наших воинов в бою помогали выходить из любого трудного положения. Одна наша часть, продвигаясь с боями к центру Берлина, встретила на пути канал Ландвер. Требовалось форсировать его. Тут и отличилась рота старшего лейтенанта Савина, которой было приказано на рассвете переправиться на другой берег, захватить там плацдарм и обеспечить переправу всей части. Решено было, не дожидаясь, когда саперы восстановят разрушенный мост, найти для переправы другие средства. С этой целью ночью бойцы обследовали берег канала и обнаружили перекинутый через воду стальной канат — единственное, что сохранилось от подвесной дороги, разрушенной артиллерийским огнем. Едва забрезжил рассвет, старший лейтенант Савин, повиснув над 'водой и перебирая канат руками, стал переправляться на другой берег. За отважным командиром следовали сержант Глиндяев, старшина Цыганков, рядовой Пилипенко и другие сильные, ловкие и бесстрашные воины. Лишь только после того, как почти вся группа переправилась на другой берег, возле каната засвистели пули и осколки мин. Сосредоточившись за кучами угля на берегу, переправившаяся группа атаковала ближайшее здание, обороняемое немцами, овладела им и тем способствовала форсированию канала другими подразделениями»[3]. ПО ПОЯС В ВОДЕ Часто даже широкие реки имеют броды, т. е. мелкие места с плотным грунтом дна, по которым возможны переход и переезд без всяких переправочных средств. Ими и пользуются подразделения войск, чтобы ускорить переправу и достигнуть внезапности своих действий. Броды указываются на картах крупного масштаба, их хорошо знают местные жители. Броды можно найти и по некоторым характерным признакам. Например, на место брода указывают тропинки, колеи и наеженные полевые дороги, оканчивающиеся у воды и продолжающиеся на другом берегу. Чаще всего броды находятся на широких участках реки с низкими пологими берегами. На мелкие места и отмели указывают рябь на воде, растительность, перепады воды при переходе от мелких к глубоким местам. Однако, не зная брода, не суйся в воду, говорит старая русская пословица. Поэтому каждый брод предварительно нужно разведать и определить его направление, глубину, грунт дна, скорость течения воды. На бродах могут оказаться ямы, воронки от взрыва авиабомб и снарядов, попавших в реку, вязкие места, камни, коряги, а возможно и заграждения, установленные противником, чтобы помешать переправе. Обычная глубина брода при средней скорости течения воды не должна превышать для движения автомашин 50 см,артиллерии — 70 см и для прохода пеших людей — 1 м. Если скорость течения превышает 1 м в секунду, то глубина брода должна быть меньше указанной. После обследования направление брода обозначают вехами, установленными на обоих берегах, а его границы — крепко забитыми в дно кольями. На быстро текущей реке с низовой стороны брода протягивают канат, за который могли бы держаться люди. Концы каната прочно крепятся на берегах за деревья или сбитые в землю колья. На воде канат поддерживается поплавками из деревянных чурок, поленьев и пр. Слабое дно реки укрепляют насыпкой камня, укладкой хвороста с последующей засыпкой сверху камнем или прочным неразмываемым грунтом. Ямы, воронки и промоины заделывают камнем, хворостяными фашинами с камнем и метками с песком. Само собой разумеется, что препятствующие движению коряги, камни, затонувшие деревья, проволочные и другие заграждения удаляются. Никогда не мешает проверить, не поставил ли противник на берегу около брода и в воде мин или взрывных «сюрпризов». Для движения автотранспорта, артиллерийских орудий, танков и другой техники на берегах делают пологие съезды к воде и выезды из нее. Укрепляют их песком, гравием, битым кирпичом, булыжным камнем, хворостяной или жердевой выстилкой. Без этой меры съезды к броду и выезды с него будут скоро разбиты, на них появятся глубокие колеи и выбоины, мешающие движению. При съезде к воде на берегу устанавливается табличка с указанием глубины и ширины брода, грунта дна, скорости течения, порядка перехода и перевозки грузов. Брод обслуживает специально выделенная команда, которая следит за его состоянием, за порядком переправы, исправляет повреждения и несет спасательную службу. Только так оборудованный брод обеспечит быструю и надежную переправу через реку (рис. 25).
V. ПОДРЫВНОЕ ДЕЛО ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ Вода имеет первостепенное значение для жизни и деятельности людей. Без воды не может существовать человеческий организм, гибнут растения и животные. Без нее останавливаются фабрики, заводы и гидроэлектростанции. Без воды не могут обойтись бойцы, воинские части, не может работать боевая и транспортная техника: танки, транспортеры, автомобили и пр. Достаточно сказать, что для питья, умывания и приготовления пищи в полевых условиях ежедневно на каждого бойца необходимо до 10 л воды. На заправку автомашины в сутки требуется 25 литров воды и более, а танка— 100—200 л. Вода приобретает особое значение для войск в тех районах боевых действий, где она загрязнена, заражена или там, где ее недостаточно. Из опыта минувшей войны известно, что иногда гитлеровцы намеренно загрязняли воду в колодцах, прудах и других водоемах различными нечистотами, трупами людей и животных. Во время ноябрьских боев 1956 г. в Египте англо-французские войска, потерпев неудачу в быстром овладении Порт-Саидом, отрезали город от источников водоснабжения, что, безусловно, сказалось на сопротивлении египетских войск и населения. В случае применения противниками бактериологического и ядерного оружия источники воды и водоемы могут быть заражены болезнетворными бактериями и радиоактивными веществами. Самой чистой и безопасной для употребления считается подземная вода из буровых скважин, глубоких шахтных колодцев, родников и ключей. Неглубокая подземная вода и вода из. рек, а тем более из стоячих водоемов — прудов, болот, небольших озер — всегда может быть умышленно заражена или отравлена. Признаки загрязнения и заражения воды в источнике всегда можно определить внимательным осмотром окружающей местности. Если около колодца, пруда, озера или реки есть свалки мусора, уборные и выгребные ямы, а в воду стекают грязь и фабричные отбросы, то такие водоемы подозрительны в санитарном отношении. Пользоваться ими нельзя без анализа, очистки и обезвреживания воды. Отравленная вода обычно имеет какой-либо не свойственный ей запах (горчицы, чеснока, миндаля, герани) и привкус (горький, металлический, вяжущий). Однако далеко не всегда наличие в воде вредных для здоровья микробов и ядовитых веществ изменяет ее цвет, запах и вкус.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.072 с.) |