Начальные основы военно – инженерного дела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начальные основы военно – инженерного дела



С. Гербановский

Начальные основы военно – инженерного дела

 

 


Аннотация

    Маскировка, окапывание, улучшение дорог и устройство колонных путей, усиление и постройка мостов, переправы через реки, подрывное дело, минирование и разминирование, водоснабжение, укрытия

С. Гербановский

Начальные основы военно – инженерного дела

ВВЕДЕНИЕ

Где бы ни застала советского гражданина война: в рядах армии, на работе в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте или на строительстве — он должен знать основы военного дела, чтобы с честью выполнить свой долг перед Родиной.

Военное дело требует сейчас от каждого советского гражда­нина обширных и разнообразных знаний. Чтобы победить в бою сильного и хорошо оснащенного техникой противника, не­обходимо в совершенстве владеть своим оружием, знать прие­мы боя, быстро маневрировать, смело нападать на врага и упорно обороняться на своих позициях.

В современном бою нельзя действовать под ружейно-пулеметным и минометно-артиллерийским огнем, не умея приме­няться к местности, не зная, как использовать ее защитные свойства, маскироваться и окапываться. Невозможно маневри­ровать по разбитым дорогам, переезжать через реки по взор­ванным мостам, не зная, как починить их или построить новые. Точно так же трудно сохранить жизнь при ожесточенной воз­душной бомбардировке или атомном нападении, не умея сде­лать хотя бы простейшее, но надежное укрытие. На войне каж­дому надо знать, как при помощи минно-подрывных средств наносить потери противнику, подорвав на поле боя его танк, оборонительное сооружение или мост в его тылу. Необходимо также знать, что такое мины и как уберечься от подрыва на них. В условиях походной жизни воинам приходится делать укрытия от холода и непогоды, а также добывать и очищать за­грязненную воду. Таким образом, в боевой обстановке воины, помимо своего оружия, часто используют лопату и кирку, пилу и топор, а когда потребуется—мины, «взрывчатку», перепра­вочные средства и различное инженерное имущество.

Наши молодые люди — рабочие фабрик и заводов, труже­ники полей, строители, транспортники и учащиеся — по своему общеобразовательному и техническому уровню способны в ко­роткие сроки овладеть разнообразными отраслями военного де­ла. В настоящей брошюре даются начальные сведения по во­енно-инженерному делу, которые помогут понять его цели и назначение, быстро освоить эту важную отрасль военного ис­кусства и применить на практике свои знания, когда они по­требуются.

I.ПРИМЕНЕНИЕ К МЕСТНОСТИ, МАСКИРОВКА И ОКАПЫВАНИЕ

 

ОКОП — ТВОЯ КРЕПОСТЬ

Одного применения к местности и маскировки в современ­ном бою все же недостаточно. Сильный огонь автоматического оружия пехоты противника, разрывы многочисленных артил­лерийских снарядов, мин и авиабомб, атаки танков и самоле­тов-штурмовиков — все это заставляет бойцов прибегать к са­моокапыванию. Окопавшись в удобном месте, боец получает отличную огневую позицию, одновременно защищающую его от поражения разнообразными боевыми средствами.

В наступлении окапываются тогда, когда необходимо за­крепиться на занятом огневом рубеже или временно задер­жаться по приказанию командира. Это бывает необходимо для приведения подразделения в порядок, для пополнения боепри­пасов, накапливания сил, в ожидании сигнала атаки и пр. В обороне окапывание — закон для бойцов.

В бою сначала отрывают окоп для стрельбы лежа (рис. 4). Такой окоп представляет собой небольшую выемку в земле для бойца, отрытый грунт из которой выбрасывается вперед и укладывается в небольшую насыпь, называемую бруствером. Выемку делают на глубину металлического лотка лопаты, т. е. на 20 см. Примерно такой же высоты на­сыпают и бруствер. Его не делают бесформенным и рыхлым бугром, а придают насыпи ровный и пологий скат вперед, уплотняя насыпанную землю сверху ударами лопаты плашмя.

Общая толщина бруствера из земли не должна быть мень­ше одного метра, чтобы его не пробивали винтовочные пули. Для лучшей защиты от ружейно-пулеметного огня в бруствер сначала укладывают твердые комья земли, камни, если они есть поблизости, присыпая их сверху грунтом. Еще надежней боец будет себя чувствовать в окопе, расположенном за тол­стым пнем, крупным камнем или валуном, хорошо защищаю­щим его от пуль, осколков и взрывной волны разорвавшегося близко снаряда или авиабомбы. Чтобы не было поражения щепой, осколками камня и рикошетирующими пулями при их попадании в камень или пень, последние обязательно присы­пают спереди и по возможности сверху грунтом.

Чтобы окоп не был заметен со стороны противника по свеженасыпанной земле, его маскируют подручными средствами. На лугу бруствер закрывают сорванной травой, на жнивье— соломой, на вспаханном поле — слоем грунта. Если окоп от­рыт в кустах, в бруствер втыкают сорванные ветви. Окоп для стрельбы лежа сноровистый боец отроет и замаскирует за 10—15 минут.

Во время минувшей войны был такой случай. Солдаты од­ного подразделения окопались вблизи противника. Нельзя бы­ло поднять голову из-за сильного ружейно-пулеметного и автоматного огня фашистов. За короткое время до атаки сер-жанту Свиридову вражеская пуля «чиркнула» по каске и ушла рикошетом; солдату Кутову пулей пробило каблук торчащего из окопа сапога, а у солдата Иванова появилась дырка в за­плечном мешке. Не будь окопов, солдаты вышли бы из строя и не участвовали бы в атаке, когда каждый боец дорог.

Окопы для стрельбы лежа годятся только в наступлении, при кратковременном нахождении на месте. Если же пришлось задержаться на рубеже, окопы отрывают глубже.

Окоп для стрельбы с колена (рис. 5) делают с выемкой в виде круглой ямы глубиной 60 см, шириной по низу 60—70 см и по верху 80—90 см. Спереди, между краем отрывки и насы­паемым бруствером, оставляют на поверхности земли незасыпанную полоску, называемую бермой. Берма служит для того, чтобы опереться на нее локтями при стрельбе, положить рядом патроны, ручные гранаты, а также для того, чтобы земля бруствера не осыпалась с края в окоп. При стрельбе из винтов­ки и карабина берму оставляют шириной 15 см, а при стрельбе из автомата — не менее 40 см, чтобы на ней поместился мага­зин. Отрывка окопа для стрельбы с колена потребует не менее получаса работы бойца лопатой в обычном грунте.

Для стрельбы стоя (рис. 6) окоп должен иметь глубину 110 см, ширину по низу 50 см и по верху 90—100 см. Бруствер у такого окопа насыпают высотой в 30 см. Отрывка одиночного стрелкового окопа потребует от бойца одного часа работы малой лопатой.

Пулеметчики отрывают окопы для стрельбы с колена, си­дя и стоя сразу на двух человек: наводчика и помощника наводчика. При этом бруствер насыпают подальше от края от­рывки и так, чтобы впереди оставалась ровная площадка для установки на ней ручного или станкового пулемета. Обычная длина пулеметной площадки для ручного пулемета — 100 см, а для станкового —120 см. Ширина площадки в окопах, от рытых в бою, делается по размерам пулемета и по требуе­мому сектору обстрела из него. Это определяется на месте ус­тановкой пулемета (рис. 7).

 

Стрелковые и пулеметные окопы для стрельбы с колена и стоя лучше защищают бойцов от пуль, осколков мин, снаря­дов и авиабомб, от поражения взрывной волной, а также при атаке неприятельских танков и самолетов-штурмовиков. Труд, затраченный на отрывку более глубоких окопов, всегда оку­пится в бою. Так оно и было во время Великой Отечественной войны.

...Сбивая противника с позиций и неотступно его преследуя, подразделение офицера Волкова к вечеру окопалось перед населенным пунктом. Утром предстояло овладеть селением и продолжать наступление. Солдатам было приказано хорошо окопаться. Все они страшно устали за день боя, и некоторые из них, ограничившись отрывкой неглубоких окопов, уснули. С рассветом, после короткого огневого налета, из селения выско­чили фашистские танки, сопровождаемые автоматчиками. Непрерывно стреляя, они понеслись на наше подразделение. Не­сколько вражеских машин, достигнув наших окопов, «проутю­жили» их. Туго пришлось солдатам, которые недостаточно уг­лубили свои окопы! Между тем, сидевшие в глубоких окопах спокойно пропустили танки и, стряхнув с себя осыпавшуюся землю, огнем в упор встретили атакующую пехоту противника.

Гитлеровцы понесли большие потери и откатились. Их танки были расстреляны нашими артиллеристами.

Окапывание в наступлении производится при помощи малой пехотной лопаты, которую бойцы носят на поясе у право­го бока. Бывалые солдаты никогда не расставались со своим верным другом — лопатой. В бою она была так же нужна, как и оружие. Недаром сложили такую песню:

 

Эх, пехотная лопата,

Друг-товарищ для солдата1 Применив ее в бою,

Сохранишь ты жизнь свою.

 

При длительном нахождении на занятой огневой позиции, особенно в обороне, бойцы по приказанию командира соединяют между собой отдельные стрелковые и пулеметные окопы, отрытые для стрельбы стоя. Получаются окопы на стрелковые и пулеметные отделения, внешне похожие на глубокие канавы или узкие рвы длиной от 20 до 50 м.

Отрывку глубоких и длинных окопов для подразделений в обороне, до боевого соприкосновения с противником, ведут, как правило, уже при помощи более удобных больших са­перных лопат, подаваемых из тыла.

 

Окопы на отделения как получившиеся от соединения оди­ночных окопов, так и отрытые сразу, не делаются прямоли­нейными. Им придают ломаное или извилистое начертание. Это позволяет вести огонь не только прямо перед собой, но и в косом направлении (косоприцельный) и в стороны (фланговый). Кроме того, изломанный окоп достаточной глубины хорошо защищает от пуль, осколков при артиллерийском об­стреле и бомбежке, при атаках вражеских танков.

Окопы на отделения в дальнейшем еще более углубляются или доводятся, как говорят саперы, до полного профиля. Такие окопы имеют глубину не менее 150 см и соответствую­щее оборудование, позволяющее вести огонь из карабинов и автоматов. На рис. 8 изображен поперечный разрез окопа пол­ного профиля и указаны названия его частей.

Окоп на стрелковое отделение полного профиля, т. е. от­рытый на глубину 150 см, имеет в передней крутости ячейки (или вырезки) для стрелков и автоматчиков, основную и запасную площадки для ручных пулеметов. При дальнеiнем его оборудовании в крутостях делают ниши (выемки) для хранения патронов, автоматных магазинов, пулеметных дисков и лент, гранат, запасных стволов и оружия. Крутости окопа укрепляют одеждой из жердей, горбылей, досок и дру­гих материалов. Чтобы во время дождей не заливало окоп, в нем делают водоотводные канавки и колодцы для сбора воды. Для бойцов делают подбрустверные ниши и блиндаж.

В таком хорошо оборудованном окопе есть все необходимое для ведения боя, а также для укрытия при обстреле в холод и непогоду. Находящиеся в нем воины чувствуют себя уверен­нее в бою; они всегда могут оказать друг другу поддержку огнем, штыком или лопатой, помочь раненому товарищу. Командиру отделения в общем окопе легче командовать под­чиненными и поддерживать среди них дисциплину. Хорошо расположенный на местности, отрытый на полную глубину и обороняемый мужественными и умелыми солдатами, простой окоп представляет собой (Подлинную крепость (рис. 9).

Все, наверное, знают о геройском подвиге 28 гвардейцев- панфиловцев в ноябре 1941 г., в дни сражения под Москвой. В те дни группа наших бойцов под командой сержанта Добро­бабина заняла позицию в окопе у разъезда Дубосеково, в 7 км юго-восточнее Волоколамска. 16 ноября гвардейцы были ата­кованы ротой немцев, поддержанной 20 танками. Внезапным и точным огнем из окопа советские солдаты подбили несколь­ко танков и уничтожили до 70 немецких солдат. В последую­щем бою, который продолжался свыше четырех часов, враг ввел в дело еще около 30 танков. Применив противотанковые ружья, ручные гранаты и бутылки с горючей смесью, гвардей­цы подбили еще 11 вражеоких танков.

Своим упорным сопротивлением, используя оружие и про­стой окоп, гвардейцы нанесли врагу большой урон, не допу­стили прорыва массы танков вдоль Волоколамского шоссе на Москву и дали время нашим войскам организовать оборону на новом рубеже.

А в 1942 г. в районе Клетской два расчета противотанковых ружей в составе гвардейцев Болото, Самойлова, Беликова и Алейникова дали бой 30 немецким танкам. Надежно укрыв­шись в окопах, герои-бронебойщики уверенно вели меткий огонь, поражая одну вражескую машину за другой. Они вы­вели из строя 15 немецких танков, заставили остальные по­вернуть обратно и сами не понесли при этом никаких потерь.

Воины-фронтовики на личном опыте убедились в Огромной пользе окапывания в бою. Тысячи раз в течение войны совет­ские солдаты отражали из окопов многочасовые атаки гитле­ровцев, поддержанных авиацией и танками.

Простой окоп, занятый стойкими советскими воинами, ста­новился подлинной крепостью. И об эту крепость разбивались усилия во много раз превосходивших своей численностью и ог­нем пехоты и танков противника.



БЕЗ ДОРОГ - НИ ШАГУ

Во время войны богато оснащенные подвижной боевой тех­никой и автомобильным транспортом армии совершают боль­шие и длинные переходы из тыла к фронту, сосредоточиваются для боя, маневрируют на местности, перегруппировываются, стремительно наступают или отходят. О масштабах передви­жения войск можно судить по опыту прошлой войны. Только за летнюю кампанию 1944 г. Советская Армия с боями прошла от Витебска до Тильзита — более 500 км, от Жлобина до Варшавы — более 600 км, от Кишинева до Белграда — более 900 км. Весной 1945 г. наши наступающие войска пересекли всю Восточную Пруссию, Польшу, часть Австрии, вышли- на р. Эльбу, очистили от гитлеровцев Венгрию, Румынию, Чехо­словакию и подошли к Альпам. Для передвижений войск и снабжения их боевыми припасами, горючим, продовольствием, имуществом, для эвакуации в тыл раненых, пленных и тро­феев прежде всего необходимы дороги.

Хороших, исправных дорог, могущих полностью обеспечить войска, всегда недостаточно. Кроме того, во время войны су­ществующие дороги от усиленного движения по ним тяжелых грузов портятся. Они также разрушаются авиацией, дально­бойной артиллерией воюющих сторон. Отступающие нередко подрывают дороги, чтобы затруднить продвижение наступаю­щей стороны. Поэтому войскам постоянно приходится восста­навливать испорченные и разрушенные участки дорог, ремон­тировать повреждения, усиливать грунтовые дороги, прокла­дывать колонные пути для движения по целине. Наиболее сложные работы на ответственных направлениях выполняют специальные военно-дорожные части и инженерные войска. Для этой цели они снабжены различными дорожными маши­нами и механизмами (грейдерами, бульдозерами, тракторными лопатами, плугами-канавокопателями, катками и пр.).

Дорожные работы очень трудоемки, особенно там, где про­тивник произвел массовые разрушения. Поэтому, обеспечивая свое движение вперед, войска оказывают возможную и посиль­ную помощь специалистам - дорожникам. Но на пути движения частей и подразделений нередко вырастают неожиданные пре­пятствия. Тогда пехотинцы, артиллеристы, танкисты, водители автомашин сами устраняют неисправности: делают объезды, усиливают проезжую часть дороги, исправляют повреждения дорожных сооружений (труб, мостов), прокладывают колон­ные пути.

Прокладка колонных путей по целине приобретает особое значение в условиях атомной войны. Известно, что после взрыва атомной бомбы или снаряда большие участки местно­сти бывают заражены радиоактивными веществами. Места сильного заражения, опасного для здоровья и жизни человека, обходятся. Если через них проходит дорога, то ею нельзя поль­зоваться; потребуется делать обходные колонные пути. Все это обязывает каждого рядового бойца знать способы ремонта, восстановления и усиления существующих дорог, а также про­кладки дорог и колонных путей по целине.

КАК УСТРОЕНЫ ДОРОГИ

Войскам во время передвижений приходится пользоваться самыми разнообразными дорогами. В полосе боевых действий и передвижений войск встречаются совершенные дороги, такие, как современные асфальтированные и бетонные автострады, выдерживающие большое движение любых грузов, хорошие щебеночные или гравийные шоссе и менее удобные, но проч­ные мостовые из колотого или отесанного булыжного камня и клинкера (кирпича). Менее подходящими для движения ар­тиллерии, автотранспорта и боевой техники являются дороги грунтовые профилированные (т. е. построенные с соблюдением дорожных правил) и просто наезженные—полевые, луговые и лесные. А грунтовых дорог всегда больше, чем шоссе и мо­стовых с каменным или асфальтированным покрытием.

Время года, даже осенняя и весенняя распутица, не ока­зывает особенного влияния на движение по исправным совре­менным дорогам с прочным дорожным покрытием. Однако плохо содержащиеся дороги с неровной поверхностью, выбои­нами, глубокими колеями и воронками, с разрушенными дорожными сооружениями — трубами, водостоками, огражде­ниями, мостами, переездами — более чувствительны к дождям и порой могут оказаться труднопроходимыми. Грунтовые дороги. как профилированные, так и наезженные, особенно про­ходящие по низинам, заболоченным участкам или глинистому грунту, в распутицу почти не проходимы для большей части боевой техники и транспорта.

Прежде чем говорить о ремонте существующих дорог и их усилении или о прокладке новых путей для движения войск, необходимо знать, как устроены дороги.

Каждая автомобильная или автогужевая дорога, т. е. до­рога для движения смешанного транспорта, построенная по правилам дорожной техники, состоит из дорожного полотна, двух боковых канав или кюветов и обрезов (рис. 16). Вся по­лоса земли, отведенная для постройки дороги, включая дорож­ные знаки, ограждения, столбы, трубы, мосты, путевые и стан­ционные здания, называется полосой отвода.

Дорожное полотно является основной частью дорога и состоит из проезжей части;и двух обочин.

Проезжая часть предназначается для движения транс­порта. Она имеет специальную дорожную одежду из прочного (каменного, бетонного) покрытия и искусственного песчаного или каменного основания. Для стока дождевой воды поверхно­сти проезжей части придают небольшой уклон в сторону канав.

Как правило, проезжая часть имеет двускатный поперечный профиль, переходящий для безопасности движения на крутых поворотах в односкатный. При постройке дороги грейдерами (машинами для устройства земляного полотна) проезжая часть имеет в разрезе вид плавной кривой, переходящей в бо­ковые канавы треугольного сечения (правая половина дороги изображена на рис. 16).

Нормальная ширина проезжей части для двустороннего движения — 6 м, а для одностороннего — 3,5 м, с разъездами, для встречного транспорта. Для смешанного движения всех видов транспорта рекомендуется ширину проезжей части уве­личивать. В горах вследствие трудности постройки дороги де­лаются уже.

Обочины устраиваются по обе стороны проезжей части и служат для обеспечения безопасности движения, для упора и предохранения от разрушения краев одежды дороги, для уменьшения влияния на ее покрытие воды, собирающейся в боковых канавах. Ширина обочин на равнинной местности при­нимается от 1,25 м и более, в зависимости от интенсивности движения, с расчетом, чтобы машина в случае поломки могла остановиться на обочине, не стесняя движения по проезжей ча­сти. На горных дорогах ширину обочины сокращают. Обочине придают небольшой уклон в сторону канавы.

Боковые канавы (кюветы) предназначаются для сбо­ра дождевой или талой воды, стекающей с дорожного полотна и с откосов по сторонам дороги. Боковые канавы делают тра­пецеидального или треугольного сечения. Первый тип канав принят преимущественно на шоссейных дорогах и построенных ручным способом грунтовых дорогах, второй — главным об­разом на грунтовых, профилируемых дорожными машинами— грейдерами.

Глубина трапецеидальных канав (кюветов) — 0,6—0,8 м, ширина по дну — 0,4 м, крутизна откосов — 1:1,5. Треугольные- канавы имеют глубину не более 0,4 м, пологие внутренние и более крутые наружные откосы.

На войсковых дорогах для безопасности движения, особен­но ночью, а также для съезда с дороги автомашин устраивают треугольные канавы с небольшой внутренней крутизной отко­сов. На песчаных грунтах и в том случае, когда дорога прохо­дит насыпью высотой 0,5 м, боковые канавы не устраиваются.

Дорожное полотно»с боковыми канавами (кюветами), с откосами насыпей и выемок называется земляным по­лотном.

Обрезами называются полосы земли по обеим сторонам земляного полотна. На них устраивают объезды, устанавлива­ют столбы телефонно-телеграфных линий связи, дорожные и путевые знаки, складывают дорожно-строительные материа­лы, добывают грунт при разработке выемок. По обрезам пере­двигаются гусеничный транспорт (тракторы, танки) и неболь­шие колонны войск.

КАК УСТРОЕН МОСТ

Столкнувшись с необходимостью ремонта, усиления или постройки нового моста, необходимо сначала уяснить сущест­вующие в этом деле основные определения, а затем знать, как устроен любой мост и из каких частей он состоит. Без этого работать невозможно.

Прямую линию, проходящую вдоль всего сооружения по его середине, называют осью моста, а линию, идущую по середине опоры, под прямым углом к этой оси, — осью опоры (рис. 21). Работу по постройке начинают всегда с тщательной разбивки оси будущего моста, мест положения и осей береговых и промежуточных опор.

Расстояние между осями двух смежных опор называют мостовым пролетом, а расстояние между осями береговых опор—длиной моста. В однопролетном мосту его длина, естественно, равняется мостовому пролету.

 

Высотой опоры считается расстояние от верха насадки рамной или свайной опоры до грунта.

Любой мост состоит из следующих основных частей: про­летного строения и опор, поддерживающих это строение (см. рис. 21).

Опоры мостов подразделяются на береговые и про­межуточные. Мосты через неширокие препятствия могут и не иметь промежуточных опор. В деревянных военных мо­стах простейшей береговой опорой служит лежень из толсто­го окантованного бревна, уложенный на выровненную площад­ку и прочно укрепленный на ней свайками. Если мост делает­ся в два и более пролетов, то в качестве промежуточных опор служат опоры из свай или рамы. Сваи располагают по оси опо­ры, забивают их по четыре и более в ряд. На сваи сверху крепят насадку из более толстого бревна. При высоте свай более 2 м свайная опора усиливается для прочности наклонными и горизонтальными схватками, расположенными над водой.

Рамная опора состоит из четырех-шести стоек, на­садки, лежня и диагональных схваток, обеспечивающих ее жесткость. Рамные опоры просты по устройству, легко и бы­стро устанавливаются, могут быть заранее заготовлены и под­везены к месту строительства. Поэтому они нашли самое ши­рокое применение при строительстве и ремонте военных мостов в минувшей войне, особенно через неглубокие реки, ручьи, рвы, овраги и суходолы.

На береговых и промежуточных опорах лежит пролет­ное строение, основными частями которого являются прогоны и проезжая часть.

Прогоны — это прочные брусья или окантованные свер­ху бревна, уложенные вдоль моста на опоры. Их количество зависит от толщины брусьев или бревен, длины пролета и ве­са проходящего по мосту транспорта. Обычно в каждом проле­те кладут от 6 до 12 прогонов. Прогоны — основные элементы пролетного строения.

Сверху на прогоны укладывается поперечный настил, ко­торый крепят к крайним прогонам колесоотбойными брусьями (или просто: колесоотбоями); по краям проезжей части уста­навливают перила. Настил, колесоотбои и перила составляют проезжую часть моста, хотя грузы двигаются только по настилу. Колесоотбои, как уже говорилось, крепят настил, а также ограничивают ширину проезжей части. Назначение пе­рил понятно каждому.

Поперечный настил делают главным образом у военных мо­стов, всегда строящихся в ограниченные сроки и рассчитанных на кратковременное использование. Обычно же на прогоны сначала укладывают поперечины, а на них—продольный на­стил или делают двойной настил: из нижнего (поперечное) и верхнего (продольного). Для предохранения поперечного на­стила от быстрого износа, а также в целях усиления проезжей части на настил вдоль моста укладывают защитные колеи из толстых 5-см досок или 10—15-см бревен.

Расстояние между внутренними сторонами колесоотбоев является шириной проезжей дороги. В военных мостах при однопутном движении грузов весом до 12 г ширина проезжей части установлена в 3 ж. При грузоподъемности моста в 40 т и более принимается ширина 4,2 м.

IV. ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ РЕКИ

КАК ЭТО БЫЛО

Летом 1943 г. советские войска, очищая родную землю от гитлеровских захватчиков, форсировали такие серьезные вод­ные преграды, как реки Северный Донец, Десну, Сож, Днепр и большое количество мелких рек, речек и протоков, Особенно примечательна была переправа через Днепр, когда наши части и подразделения, выйдя широким фронтом к реке и не дожи­даясь постройки паромов и мостов, на подручных средствах преодолевали широкую водную преграду и захватывали на берегу противника плацдармы.

Форсировать водную преграду — это не значит просто и спокойно переправиться через нее по мостам при помощи паро­мов, судов или лодок, ожидающих вас. В наступлении, прео­долевая яростное сопротивление противника, войска выходят к реке, на которой обычно взорваны мосты, уничтожены пере­правы, потоплены или угнаны на другой берег все пловучие средства. Между тем, подразделениям, первыми достигшим реки, очень важно немедленно, как говорится, «на плечах у противника», не давая ему опомниться и организоваться для обороны, переправиться и оттеснить его подальше от берега. Удерживая захваченный плацдарм, передовые подразделения обеспечивают переправу подходящих главных сил. Если это­го не сделать, то река будет хорошо наблюдаться и обстрели­ваться противником всеми видами огня. Тогда навести пере­праву или построить мост окажется совершенно немыслимо: все будет уничтожено. Вот почему наступавшие солдаты не ждали, когда подойдут инженерные части и наведут мосты.

Если с грузом многотонным Отстают грузовики,

И когда-то мост понтонный Доберется до реки, —

Под огнем не ждет пехота,

Уставной держась статьи,

За паром идут ворота,

Доски, бревна за ладьи1.

Советские солдаты с оружием в руках переправлялись че­рез реки вплавь, держась за доски, жерди и дрова. Они дела­ли также легкие плотики из набитых сеном плащ-палаток, автокамер, бидонов, Камышевых фашин, дверей и деревянных заборов. Для переправы пулеметов и минометов их расчеты сооружали плоты из досок и бревен разобранных строений, использовали деревянные и металлические бочки, уцелевшие рыбацкие челноки и лодки. Саперы переправляли подразде­ления на резиновых надувных лодках и других десантных средствах.

Под прикрытием сражающихся на захваченном плацдарме подразделений инженерные части собирали паромы, наводили сначала понтонные, а затем строили постоянные мосты, по которым непрерывным потоком шли стрелковые подразделе­ния, а с ними артиллерийские орудия, танки и другая боевая техника.

Так было и в последующие годы Великой Отечественной войны при форсировании нашими войсками рек Южного Бу­га, Днестра, Прута, Серета, Вислы, Немана, Сана, Тиссы, Оде­ра и множества других. На этих переправах советские воины показали непревзойденную доблесть и высокое боевое мастер­ство.

Таким образом, как показывает опыт войны, успех пере­правы, а следовательно, и дальнейшее продвижение вперед, часто зависят не только от наличия переправочных средств и работы понтонеров и саперов. Умение преодолевать с боем малые и большие реки при помощи простейших подручных переправочных средств имеет огромнейшее значение в бою.

Вот что рассказал воинам Герой Советского Союза гвар­дии лейтенант Болото о бое под Севастополем: «Прорвались наши войска к Северной бухте. А немец из Севастополя на катерах уходит. И тут приходит приказ от генерала Захаро­ва: форсировать бухту, наступать немцам на пятки в Сева­стополе...

И стали наши гвардейцы бухту форсировать. Всем охота первым быть. Кто плоты колотит, кто на бревно садится, а дру­гие гробы немецкие взяли, они их тут сотый две запасли, да в гробах, как в челноках, поплыли. Вместо парусов — плащ-па­латки да шинели. Немец стреляет, а остановить не может. Один плот потопит, еще три- плывут...»[2].

«Самоотверженность, находчивость и смекалка наших вои­нов в бою помогали выходить из любого трудного положения. Одна наша часть, продвигаясь с боями к центру Берлина, встретила на пути канал Ландвер. Требовалось форсировать его. Тут и отличилась рота старшего лейтенанта Савина, ко­торой было приказано на рассвете переправиться на другой берег, захватить там плацдарм и обеспечить переправу всей части.

Решено было, не дожидаясь, когда саперы восстановят раз­рушенный мост, найти для переправы другие средства. С этой целью ночью бойцы обследовали берег канала и обнаружи­ли перекинутый через воду стальной канат — единственное, что сохранилось от подвесной дороги, разрушенной артилле­рийским огнем.

Едва забрезжил рассвет, старший лейтенант Савин, повис­нув над 'водой и перебирая канат руками, стал переправлять­ся на другой берег. За отважным командиром следовали сер­жант Глиндяев, старшина Цыганков, рядовой Пилипенко и другие сильные, ловкие и бесстрашные воины. Лишь только после того, как почти вся группа переправилась на другой бе­рег, возле каната засвистели пули и осколки мин.

Сосредоточившись за кучами угля на берегу, переправив­шаяся группа атаковала ближайшее здание, обороняемое нем­цами, овладела им и тем способствовала форсированию кана­ла другими подразделениями»[3].

ПО ПОЯС В ВОДЕ

Часто даже широкие реки имеют броды, т. е. мелкие ме­ста с плотным грунтом дна, по которым возможны переход и переезд без всяких переправочных средств. Ими и пользуются подразделения войск, чтобы ускорить переправу и достигнуть внезапности своих действий.

Броды указываются на картах крупного масштаба, их хо­рошо знают местные жители. Броды можно найти и по некоторым характерным признакам. Например, на место брода указывают тропинки, колеи и наеженные полевые дороги, оканчивающиеся у воды и продолжающиеся на другом берегу. Чаще всего броды находятся на широких участках реки с низ­кими пологими берегами. На мелкие места и отмели указы­вают рябь на воде, растительность, перепады воды при пере­ходе от мелких к глубоким местам.

Однако, не зная брода, не суйся в воду, говорит старая русская пословица. Поэтому каждый брод предварительно нужно разведать и определить его направление, глубину, грунт дна, скорость течения воды. На бродах могут оказаться ямы, воронки от взрыва авиабомб и снарядов, попавших в реку, вязкие места, камни, коряги, а возможно и заграждения, уста­новленные противником, чтобы помешать переправе.

Обычная глубина брода при средней скорости течения воды не должна превышать для движения автомашин 50 см,артиллерии — 70 см и для прохода пеших людей — 1 м. Если скорость течения превышает 1 м в секунду, то глубина брода должна быть меньше указанной.

После обследования направление брода обозначают веха­ми, установленными на обоих берегах, а его границы — крепко забитыми в дно кольями. На быстро текущей реке с низовой стороны брода протягивают канат, за который могли бы дер­жаться люди. Концы каната прочно крепятся на берегах за деревья или сбитые в землю колья. На воде канат поддер­живается поплавками из деревянных чурок, поленьев и пр.

Слабое дно реки укрепляют насыпкой камня, укладкой хвороста с последующей засыпкой сверху камнем или прочным неразмываемым грунтом. Ямы, воронки и промоины заде­лывают камнем, хворостяными фашинами с камнем и мет­ками с песком. Само собой разумеется, что препятствующие движению коряги, камни, затонувшие деревья, проволочные и другие заграждения удаляются. Никогда не мешает прове­рить, не поставил ли противник на берегу около брода и в во­де мин или взрывных «сюрпризов».

Для движения автотранспорта, артиллерийских орудий, танков и другой техники на берегах делают пологие съезды к воде и выезды из нее. Укрепляют их песком, гравием, битым кирпичом, булыжным камнем, хворостяной или жердевой вы­стилкой. Без этой меры съезды к броду и выезды с него будут скоро разбиты, на них появятся глубокие колеи и выбоины, мешающие движению.

При съезде к воде на берегу устанавливается табличка с указанием глубины и ширины брода, грунта дна, скорости те­чения, порядка перехода и перевозки грузов. Брод обслу­живает специально выделенная команда, которая следит за его состоянием, за порядком переправы, исправляет повреж­дения и несет спасательную службу.

Только так оборудованный брод обеспечит быструю и на­дежную переправу через реку (рис. 25).

 

V. ПОДРЫВНОЕ ДЕЛО

ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ

Вода имеет первостепенное значение для жизни и деятель­ности людей. Без воды не может существовать человеческий организм, гибнут растения и животные. Без нее останавли­ваются фабрики, заводы и гидроэлектростанции. Без воды не могут обойтись бойцы, воинские части, не может работать боевая и транспортная техника: танки, транспортеры, автомо­били и пр.

Достаточно сказать, что для питья, умывания и приготов­ления пищи в полевых условиях ежедневно на каждого бойца необходимо до 10 л воды. На заправку автомашины в сутки требуется 25 литров воды и более, а танка— 100—200 л.

Вода приобретает особое значение для войск в тех райо­нах боевых действий, где она загрязнена, заражена или там, где ее недостаточно. Из опыта минувшей войны известно, что иногда гитлеровцы намеренно загрязняли воду в колодцах, прудах и других водоемах различными нечистотами, трупами людей и животных. Во время ноябрьских боев 1956 г. в Егип­те англо-французские войска, потерпев неудачу в быстром ов­ладении Порт-Саидом, отрезали город от источников водо­снабжения, что, безусловно, сказалось на сопротивлении еги­петских войск и населения. В случае применения противника­ми бактериологического и ядерного оружия источники воды и водоемы могут быть заражены болезнетворными бактериями и радиоактивными веществами.

Самой чистой и безопасной для употребления считается подземная вода из буровых скважин, глубоких шахтных колод­цев, родников и ключей. Неглубокая подземная вода и вода из. рек, а тем более из стоячих водоемов — прудов, болот, не­больших озер — всегда может быть умышленно заражена или отравлена.

Признаки загрязнения и заражения воды в источнике всег­да можно определить внимательным осмотром окружающей местности. Если около колодца, пруда, озера или реки есть свалки мусора, уборные и выгребные ямы, а в воду стекают грязь и фабричные отбросы, то такие водоемы подозрительны в санитарном отношении. Пользоваться ими нельзя без ана­лиза, очистки и обезвреживания воды.

Отравленная вода обычно имеет какой-либо не свойствен­ный ей запах (горчицы, чеснока, миндаля, герани) и привкус (горький, металлический, вяжущий). Однако далеко не всегда наличие в воде вредных для здоровья микробов и ядовитых веществ изменяет ее цвет, запах и вкус.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.072 с.)