А4. Синтаксические нормы (построение  предложения с деепричастием). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А4. Синтаксические нормы (построение  предложения с деепричастием).



А4. Синтаксические нормы (построение  предложения с деепричастием).

Выбрать вариант с таким подлежащим (найденным или домысленным словами «я, ты, мы, вы, они»), которое может выполнить действие деепричастия. Деепричастные обороты могут употребляться с безличными предложениями (деятеля нет и не мыслится), если сказуемое в нем имеет такую модель: «можно, нужно, нельзя, необходимо…» + инфинитив (-ть, -ти, -чь)».

Помни: вариант с двумя деятелями ошибочен.

А5. Синтаксические нормы (ошибки в согласовании, управлении, построении предложений с однородными членами, построении сложноподчиненных предложений).

ошибка норма
Во время войны народ надеялся и верил в победу. Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) в неё).
На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены! На земле, воде и в воздухе – всюду мы защищены!
В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. В лодке лежала рыба: караси, лещи, сазаны.
На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети. На собрание пришли жильцы дома.
Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением. Иван Петрович, когда пришел с женой, был в плохом настроении.
Мы любим футбол и стрелять. Мы любим футбол и стрельбу.
Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский. Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского
Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов. Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов
Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение
Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний.
Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.
Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов. Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.
Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе
Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной. Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году. Выступавшие заметили, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году
Студент грустно сказал, что я ещё пока не готов отвечать. Студент грустно сказал, что он еще не готов отвечать.
Благодаря доктора, больной поправился. Благодаря доктору больной поправился.
Поезд прибыл согласно расписания. Поезд прибыл согласно расписанию.
Вопреки прогноза погода была прекрасной. Вопреки прогнозу погода была прекрасной.
По завершениЮ (по окончаниЮ) учебного года мы поедем в Крым. По завершениИ (по окончаниИ)  учебного года мы поедем в Крым.
По приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.
В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В кинофильме «Война и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
Ученый оперировал С точными фактами. Ученый оперировал точными фактами.

А11 (А10). Части речи.

имя существительное (отвечает на вопросы: КТО? ЧТО? В косвенных падежах: КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЕМ?)

 

имя прилагательное (отвечает на вопрос: КАКОЙ? ЧЕЙ? - весёлый. В краткой форме: КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО? КАКОВЫ? – весел, весела, весело, веселы). Прилагательные относятся к существительному или местоимению.

 

имя числительное (отвечает на вопросы: СКОЛЬКО? – количественное: пять (целое), одна пятая (дробное), двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе (собирательное); КАКОЙ? КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ? – порядковое: пятый).

местоимение (разряды местоимений):

Личные я, мы, ты, вы, он, она, оно, они
Возвратное себя
Вопросительные кто, что, какой, который, чей, сколько, каков (употребляются в вопросительных предложениях)
Относительные кто, что, какой, который, чей, сколько, каков (употребляются для связи частей сложноподчиненного предложения)
Неопределенные некто, нечто, некий, некоторый, несколько, сколько-то, сколько-нибудь, что-то, что-либо, что-нибудь, кто-то, кто-нибудь, кое-что, кое-кто, кое-какой, кое-чей, чей-то, чей-либо, чей-нибудь, где-либо, какой-то, какой-либо, какой-нибудь
Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, некого, нечего
Притяжательные мой, твой, его, ее, их, наш, ваш, свой
Указательные тот, этот, сей, оный, такой, этакий, таковой, таков, столько
Определительные весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой, всяческий, всяк

 

  • глагол (отвечает на вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? – учить, выучить). Неопределённая форма глагола (инфинитив) с -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ на конце (учить). Наклонение глагола: изъявительное (учил, учит, выучит, будет учить), условное (учил бы), повелительное (учи). Возвратные глаголы: есть постфикс –СЯ, -СЬ (учился, учись). Переходные глаголы: от них можно задать вопрос винительного падежа «кого? что?» (любить)

 

причастие (отвечает на вопросы: КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?

 Суффиксы действительных причастий: УЩ, ЮЩ (1 спряжение), АЩ, ЯЩ (2 спряжение) =настоящее время; ВШ, Ш =прошедшее время.

Суффиксы страдательных причастий: ЕМ, ОМ (1 спряжение), ИМ (2 спряжение) = настоящее время,

ЕНН (ЕН), НН (Н), Т = прошедшее время.  

Причастия  можно вернуть в  глагол: думающий = «тот, который думает».

деепричастие (отвечает на вопросы: КАК? ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?) Деепричастие – неизменяемая часть речи, не может иметь окончаний.

Суффиксы деепричастий: А, Я, УЧИ, ЮЧИ = несовершенный вид; В, ВШИ(СЬ) = совершенный вид.

 Деепричастия относятся к глаголу и обозначают добавочное действие. Деепричастия можно вернуть в глагол: говорить (как?) думая = говорить и думать).

 

наречие (относится к  глаголу!) Вопросы наречий: ГДЕ, КУДА, КОГДА, ОТКУДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ и КАК? – учиться (как?) прилежно. В предложении является обстоятельством.

 

категория состояния. Неизменяемая часть речи. Обозначает:

1) состояние окружающей среды (ветрено, грязно);

2) физическое, психическое состояние человека или животных (грустно, жаль, больно, душно);

3) модальная оценка (нужно, нельзя, можно, надо, необходимо…).

Слова категории состояния всегда употребляются в односоставном безличном предложении (деятель не мыслится) и выполняют роль сказуемого. Ясно, свежо было в саду.

 

  • предлог (служит для связи слов в словосочетании и предложении):
Непро­извод- ные

 

Производные

    Наречные Отыменные Отглагольные
без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, перед по, под, при, про, с, у, через, из-за, из-под,   близ, вблизи, вдоль, вместо, внутри, внутрь, возле, вокруг, вопреки, впереди, изнутри, кроме, кругом, между, мимо, на­встречу, наискось, нака­нуне, наперекор, напро­тив, около, ради, относительно, поверх, подле, подобно, позади, после, поперек, посреди, посредине, прежде, против, сбоку, сверх, сверху, сзади, сквозь, снизу, согласно, сообразно, соответ­ственно, соразмерно, вдали от, вместе с, вплоть до, вслед за, наравне с, независимо от, незадолго до, одновременно с, следом за, применительно к ввиду, внутри, вроде, вслед, вследствие, наподобие, насчет, посредством, путем в виде, в деле, в зависимости от, в заключение, в кругу, в лице, в меру, в начале, в области, во вре­мя, во избежание, во имя, в на­правлении к, в ответ на, в отли­чие от, в отношении, в период, в продолжение, в рамках, в свете, в связи с, в силу, в соответствии с, в сторону от, в течение, в ходе, в целях, в центре, за исключени­ем, за неимением, за счет, на предмет, на протяжении, на пу­тях, по вопросу о, по линии, по мере, по поводу, по причине, по пути, по случаю, по части, со сто­роны, с помощью, с течением благодаря, включая, выключая, исключая, кончая, начиная, спустя глядя по, исходя из, начиная от (с), невзирая на, не говоря о, несмотря на, не считая, смотря по, судя по

Внимание! Наречный предлог нельзя опустить – предложение разрушится, наречие можно опустить. НАВСТРЕЧУ будет предлогом, если заменяется предлогом «к». Если от слов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ задаем вопрос кому? чему?, то эти слова – производные предлоги. ВВИДУ является предлогом, если заменяется предлогом ИЗ-ЗА. НАСЧЕТ является предлогом, если заменяется предлогом О.

В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ будут предлогами, если имеют значение «отрезок времени». В ЗАКЛЮЧЕНИЕ – это предлог, если имеет смысл «в конце хочу сказать». НЕСМОТРЯ НА является предлогом, если нельзя вернуть в глагол «смотреть». ВСЛЕДСТВИЕ – предлог, если заменяется предлогом «из-за».

 

союз (служит для связи однородных членов предложения или частей сложного предложения)

Сочинительные союзы

соедини­тельные и, да (в значении И), ни... ни, как...так и
противи­тельные а, но, да (в значении НО), однако, же, зато, а то, не то
раздели­тельные или, либо, ли...ли, то...то, не то... не то, то ли... то ли
присоедини­тельные да, да и, тоже, также
пояснительные то есть, а именно
градационные не только... но и, не то чтобы... но

А20 (А19). Запятая перед И.

Определяю количество грамматических основ: одна – запятую НЕ ставлю, если союз И между однородными членами одиночный; две основы – запятую ставлю (при условии, что нет общего второстепенного члена предложения: обстоятельство времени (когда?) или места (где?) в начале предложения, которое можно отнести к обеим грамматическим основам)

 

ЧАСТЬ 2

В1. Определение способа словообразования.

Внимание! Способ словообразования определяю через подбор производящего слова = «ближайшего родственника» (т.е. нахожу слово с тем же смыслом, но более простое по количеству морфем)

Приставочный: приставка добавлена к правильному, неискаженному слову.

Суффиксальный: суффикс добавлен к производящей основе (иногда в производящей основе имеется приставка, значит, она не участвовала в образовании слова). Подсказка: слова на –ение, -ание, -ние – это отглагольные существительные и образованы суффиксальным способом).

Приставочно-суффиксальный: к производящей основе добавлены приставка и суффикс (чаще всего таким способом образуются наречия, особенно с дефисом). Подсказка: запись этого способа не помещается в бланке ответа, поэтому такая версия ответа на задание В1 ошибочна.

Бессуффиксный: этим способом образуются только имена существительные, у которых нет суффикса и которые можно вернуть в глагол (рассказ, взмах, синь, поход, просвет).

 

В2. Части речи.  

В3. Словосочетание.

Внимание!

Согласование: от главного слова к зависимому задаю вопрос КАКОЙ? (в нужном падеже). Зависимое слово будет изменяться вместе с главным по типу изменения имени прилагательного.

Управление: от главного слова к зависимому задаю вопрос косвенного падежа (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем?). При изменении главного слова зависимое не меняет форму.

Примыкание: вопрос задаю от главного слова к неизменяемой части речи (наречие, деепричастие, инфинитив).

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ однородные члены предложения; служебная часть речи и самостоятельная; подлежащее и сказуемое; слова, не связанные по смыслу.

В6. Виды придаточных.

Ищу предложение, в котором есть подчинительный союз или союзное слово. Задаю вопрос к той части, в которой находится союз или союзное слово.

  • ИЗЯСНИТЕЛЬНЫЕ   отвечают на вопросы ДОПОЛНЕНИЯ (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем?)
  • ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ   отвечают на вопрос ОПРЕДЕЛЕНИЯ (какой?)
  • ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ   отвечают на вопросы ОБСТОЯТЕЛЬСТВ (где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?). Виды обстоятельственных придаточных смотри в таблице:

Типы  подчинительной связи.

  • ищу предложение с двумя (или более) подчинительными  союзами  или союзными  словами)

В8. Выразительность речи.

Способ решения:

1) определяю значение термина (Приложение 1)

2) читаю рецензию, обращая внимание на ключевые слова

3) опираясь на указанные в скобках номера предложений или примеры словосочетаний, выбираю методом исключения подходящее средство

 

Приложение 1

Тропы

  (троп – употребление слова в переносном значении)

 

Перечень тропов Значение термина Пример
гипЕрбола Средство художественного изображения, основанное на преувеличении Глаза громадные, как прожекторы. (В.Маяковский)
гротЕск Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
ирОния Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый Откуда, умная, бредешь ты голова? (И.А.Крылов)
литОта Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе) Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н.В.Гоголь)
Метафора, развернутая метафора Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова и выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С.Есенин)
метонИмия Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека – на его одежду, с населённого пункта – на жителей, с организации – на участников, с автора – на произведения. Когда же берег ада Навек меня возьмет, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.С.Пушкин)
олицетворение Такое изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф.И.Тютчев)
перифрАз (или перифраза) Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи Царь зверей (вместо лев)
синЕкдоха Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения; часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении множественного; замена числа множеством; замена видового понятия родовым Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин) Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С.Пушкин)
сравнение Прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением Лед неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н.А.Некрасов)
эпИтет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства Отговорила роща золотая Березовым веселым языком. (С.А.Есенин)

 

Фигуры речи

(обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении)

 

Фигура Значение термина Пример
анАфора (или единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… (А.С.Пушкин)
антитЕза Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий; часто основана на употреблении антонимов Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! (Н.А.Некрасов)
градАция (постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдет, как с белых яблонь дым. (с,а,Есенин)
инвЕрсия Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (А.С.Пушкин)
лексический повтор Намеренное повторение в тексте одного и того же слова Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну голову сложить! (А.Блок)
оксЮморон Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом Мертвые души
риторический вопрос, восклицание, обращение Приемы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задается не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов… (М.Ю.Лермонтов)  
синтаксический параллелизм Прием, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской… (М.Ю.Лермонтов)
умолчАние Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чем пойдет речь во внезапно прерванном высказывании Поедешь скоро ты домой: Смотри ж … Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. (М.Ю.Лермонтов)
Элипсис Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу Мы сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)
аллитерАция Прием усиления изобразительности путем повторения согласных звуков Ш и п е н ье п е н истых б ока л ов И п у нш а пл амень го л у б ой. (А.С.Пушкин)
ассонАнс Прием усиления изобразительности путем повторения гласных звуков Скучна мне о ттепель: в о нь, грязь, весн о й я б о лен… (А.С.Пушкин)
звУкопись Прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине Соловей: «То мелкой др обью в др уг по р още р ассыпался» (И.А.Крылов)
звукоподражАние Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы Когда гремел мазурки гром… (А.С.Пушкин)

Приложение 2

Орфоэпический минимум

А агЕнт алфавИт аэропОрты, им.п. мн.ч. Б балОванный, прич. баловАть балУясь бАнты, им.п.мн.ч бОроду, вин.п.ед.ч. бралА бралАсь бухгАлтеров, род.п   В вЕрба вернА вероисповЕдание взялА взялАсь включЁн включЁнный включИм включИт включИшь влилАсь вОвремя ворвалАсь воспринялА воссоздалА вручИт Г гналА гналАсь граждАнство
Д давнИшний дефИс диспансЕр добелА добралА добралАсь довезЁнный дОверху договорЁнность дождалАсь дозвонИтся дозвонЯтся дозИровать докраснА докумЕнт донЕльзя дОнизу досУг дОсуха Е еретИк   Ж жалюзИ, ср.р.и мн.ч. ждалА жилОсь З завИдно зАгнутый зАгодя закУпорив закУпорить зАнял занялА зАняло занятА зАнятый заселЁн запертА зАтемно звалА звонИм звонИт звонИшь знАчимость знАчимый зимОвщик зАсветло И избалОванный Иксы импЕрский инстИнкт исключИт Исстари исчЕрпать К каталОг квартАл киломЕтр клАла клЕить кОнусы, кОнусов кормЯщий корЫсть крАлась крАны красИвее красИвейший кремЕнь кренИтся кровоточАщий кровоточИть кУхонный  
Л лгалА лЕкторы, лЕкторов род.п. мн.ч. лилА лилАсь ловкА лыжнЯ   М мЕстностей род.п. мн.ч мозаИчный молЯщий мусоропровОд   Н навЕрх навралА наделИт надОлго надорвалАсь нажИвший нажитА нажИлся  
назвалАсь накренИт налилА налИвший налитА намЕрение нанЯвшийся нарвалА нарОст насорИт нАчал началА нАчали начАв начАвший начАвшись нАчатый начАть нЕдруг недУг некролОг нЕнависть ненадОлго низведЁн нОвости, новостЕй нОгтя, род.п ед.ч.     О обеспЕчение обзвонИт облегчИт облегчИть облилАсь обнялАсь обогналА ободралА ободрИть ободрЁнный ободрЁн ободренА ободрИшься обострЁнный обострИть одолжИт озлОбить оклЕить окружИт опломбировАть опОшлят определЁн оптОвый освЕдомиться, освЕдомишься отбылА отдалА отдАв отключЁнный откУпорил отозвалА отозвалАсь Отрочество   П партЕр перезвонИт перелилА плодоносИть повторЁнный поделЁнный поднЯв позвалА позвонИт позвонИшь полилА положИл положИть понЯв понЯвший пОнял, понялА портфЕль пОручни послАла прибЫв прИбыл прибылА прИбыло придАное призЫв прИнял прИняли принУдить прИнятый приручЁнный прожИвший прозорлИва процЕнт
Р рвалА У убралА убыстрИть углубИть укрепИт Ц цемЕнт цЕнтнер цепОчка   С свЁкла сверлИт сверлИшь сирОты слИвовый снялА снятА сОгнутый создалА созданА сорИт срЕдства им.п.мн.ч. срЕдствами стАтуя столЯр созЫв Т тамОжня тОрты тОртов тОтчас Ч чЕрпать Ш шАрфы шофЁр Щ щавЕль щемИт щЁлкать Э экспЕрт  

 

А4. Синтаксические нормы (построение  предложения с деепричастием).

Выбрать вариант с таким подлежащим (найденным или домысленным словами «я, ты, мы, вы, они»), которое может выполнить действие деепричастия. Деепричастные обороты могут употребляться с безличными предложениями (деятеля нет и не мыслится), если сказуемое в нем имеет такую модель: «можно, нужно, нельзя, необходимо…» + инфинитив (-ть, -ти, -чь)».

Помни: вариант с двумя деятелями ошибочен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.82.244 (0.06 с.)