Перечень средств, используемых при выполнении работы : 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень средств, используемых при выполнении работы :



СОДЕРЖАНИЕ

 

Практическая работа №1. Развитие личности в общении 2
Практическая работа №2. Успех делового общения 7
Практическая работа №3. Диагностика: «Умеете ли Вы слушать», «Понимаете ли Вы язык жестов и мимики» 10
Практическая работа №4. Ролевая игра: «Я индивидуален» 15
Практическая работа №5. Диагностика: психологических особенностей личности (характер, темперамент, способности) 16
Практическая работа №6. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта 21
Практическая работа №7. Ролевая игра: «Общение без конфликтов» 23
Практическая работа №8. «Представление перспективной жизненной стратегии на 5-10 лет» 25
Практическая работа №9. Дискуссия на тему: самопрезентации и самопозиционирования в условиях собеседования 28
Практическая работа №10. Профориентационное тестирование (изучение уровня интеллектуального развития, основных личностных особенностей) 31
Практическая работа №11. Деловая игра: феномен первого впечатления 42
Практическая работа №12. Тренинг бесконфликтного профессионального общения 43
Практическая работа №13. Типичные ошибки при заключении договоров 46

Практическое занятие № 1

 «Развитие личности в общении»

Цели работы:

- образовательные: исследовать собственные навыки общения;

- развивающие: развить навыки установления контактов, освоение технологии оценки собеседника, практическая отработка навыков установления контакта в ситуации межличностного взаимодействия в процессе выполнения профессиональной деятельности;

- воспитательные: воспитать коммуникабельность.

Продолжительность: 5 часов

Перечень средств, используемых при выполнении работы:

1. Рабочая тетрадь;

2. Раздаточные материалы;

3. Ручка.

Ход работы:

Задание 1: Выполните психологические тесты.

· «Приятный ли вы собеседник»;

· «Потребность в общении»;

· «Определение уровня общительности».

Обработайте результаты тестов. Полученную информацию представьте в виде резюме (выводов). Старайтесь отвечать на вопросы тестов и опросников как можно правдиво это приблизит результаты опроса к реальности.

Тест «Приятный ли вы собеседник»

Инструкция

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Вы больше любите слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это собеседнику?

6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?

8. Если тема разговора вам не знакома, станете ли вы ее развивать?

9. Вы любите быть в центре внимания?

10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточными знаниями?

11. Вы оратор хороший?

Обработка результатов.

Если вы ответили положительно («да») на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете зачислить себе по одному баллу за каждый из них.

От 1 до 3 баллов - трудно сказать: то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать. Но факт остается фактом: общаться с вами не всегда приятно, а порой даже тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.

От 4 до 8 баллов - вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.

От 9 до 11 баллов - вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда играть, как на сцене?

Тест «Потребность в общении»

Автор: Орлов Ю. М.

Литература:

1. Елисеев О.П. Конструктивная психология и психодиагностика личности. – Псков: Изд-во ПОИУУ, 2002. – С. 149 – 151.

2. Ильин Е.П. Мотивы человека: теории и методы изучения. – Киев: Вища школа, 2001. – С. 221 – 222.

Инструкция: Прочитайте ряд утверждений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером положения напишите «да», если не согласны, напишите «нет».

Обработка результатов

Ключ к опроснику. Ответ по каждому пункту оценивается в 1 балл. Баллы проставляются только при ответе «да» по следующим пунктам: 1, 2, 7, 8, 11-14, 17-24, 26, 28, 30-33; только при ответе «нет» по пунктам 3-6, 9,10,15, 16, 25, 27, 29. Определяется сумма баллов, полученных при ответах «да» и «нет».

Выводы

Чем больше сумма, тем больше потребность в общении.

Автор: Рощаховский В.Ф.

Литература: Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань: Татарстанское кн. изд-во,1991. – С. 25 – 28.

Инструкция

Прочтите каждый из 16 вопросов и напишите ответ «да», «нет» или «иногда».

Текст опросника.

1. Вам предстоит обычная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с до кладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки.

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вас с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)'

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Иск стесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 100 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он? Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в очередь и будете томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы, излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

Практическое занятие № 2

«Успех делового общения»

Цели работы:

- образовательные: приобрести навыки общения в профессиональной деятельности;

- развивающие: развить навыки установления контактов, освоение технологии оценки собеседника, практическая отработка навыков установления контакта в ситуации межличностного взаимодействия в процессе выполнения профессиональной деятельности;

- воспитательные: воспитать коммуникабельность.

Продолжительность: 4 часа.

Задание 1: Обсуждение вопросов, обобщение знаний по теме.

1. позы и жесты собеседника;

2. контакт глазами (визуальный);

3. общее выражение лица:

  • складки на лбу;
  • область носа;
  • рот и губы;

4. мимические проявления эмоциональных реакций человека;

5. выбор дистанции при общении:

  • прикосновения;
  • рукопожатия;
  • походка;

6. манера говорить:

  • скорость речи;
  • громкость речи;
  • отчетливость;
  • высота голоса;
  • окраска звучания;
  • дыхание собеседника;

Задание 2: Заполнение таблицы.

Используя учебник Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения  дайте характеристики состояниям партнера в процессе общения и их внешнее проявление (не менее 7 состояний).

 

Состояние партнера в процессе общения Внешние проявления данного состояния
   
   

 

   
   

Задание 3: Отработка практических навыков оценки психотипа собеседника и установления контакта.

Упражнение «Молекулы».

Цель упражнения: раскрепощение участников.

Инструкция: «Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать)».

Возможная модификация: скорость движения атомов и собранных молекул зависит от температуры окружающей среды. Если ведущий называет отрицательную температуру, движение замедляется или даже останавливается, при повышение – ускоряется.

По завершению упражнения можно задать вопросы:

- Как вы себя чувствуете?

- Все ли соединились с теми, с кем хотели?

Упражнение «Автобус»

Цель упражнения: отработка гибкости невербального поведения

Участники разбиваются на парочки. Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора. По сигналу «Зеленый» загорается зеленый свет и автобусы разъезжаются».

После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга. Обсуждают, каким образом владение невербальными средствами общения влияет на качество выполнения профессиональной деятельности?

Упражнение «Испорченный телефон»

Цель упражнения: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.

Из зала выбираете пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даёте текст: «У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе». Он должен без слов показать этот текст четвёртому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная c самого последнего человека, вы расспрашиваете, о чём был текст истории. Можно просить повторять текст, если тот, кому он передается, не понимает его.

Обсуждение того, какие средства рассказчик использовал для передачи сообщения. На что обращал в первую очередь внимание слушатель. Насколько слушатель менял коммуникативные средства, становясь рассказчиком.

Каким образом выявленные закономерности общения могут проявиться в процессе делового общения? Что необходимо учитывать, чтобы избежать негативных эффектов при восприятия и передачи информации?

Упражнение «Побег из тюрьмы»

Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: «Первая шеренга будет играть преступников, вторая - их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания (5 минут) сообщники с помощью жестов и мимики должны «рассказать» преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый «сообщник» спасает одного «преступника»)». После окончания игры «преступники» рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Обсуждают, каким образом владение невербальными средствами общения влияет на качество выполнения профессиональной деятельности?

Упражнение «Зеркало»

Цель: отработка навыков подстройки к партнеру по общению.

Инструкция: «Сейчас вам предлагается выполнить несколько несложных заданий, вернее сымитировать их выполнение. Для первого выполнения потребуется 2 участника».

Пара участников выходит вперед. Один из них — исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Каждый выполняет по 2 действия. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников будут суммироваться и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Обсудить, как себя чувствовали участники в разных ролях, удобно ли им было быть зеркалом и отображать чужие действия.

Предлагаемые действия: пришить пуговицу, погладить белье, испечь пирог, собраться в дорогу, зашнуровать ботинки, выступить в цирке, помыть голову, подмести пол, убраться в комнате, нарисовать картину, посадить картошку, приготовить салат…действия могут добавляться в зависимости от количества участников.

Обсуждение. Каким образом умение работать в паре, команде влияет на качество выполнения профессиональной деятельности? Что необходимо для того, чтобы как можно быстрее «сработаться» с тем или иным человеком?

Упражнение «Интервью»

Цель: отработка навыков установления контакта, анализа особенностей и поведения собеседника.

Группа предварительно разбивается на пары по случайному признаку.

Инструкция: «В течение трех минут вы должны взять друг у друга интервью. Затем вы будете рассказывать группе, что узнали нового о своем партнере по общению и добавите один ложный факт. Остальные должны внимательно слушать и найти ошибку».

Обсуждение:

- Какие чувства вы испытывали, когда задавали вопросы? Когда отвечали на них?

- Что помогло вам расположить собеседника к себе, настроить его на искренние ответы?

- Каким образом вы определяли, что в рассказе о человеке правда, а что нет?

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: эмоциональная разрядка участников в конце занятия.

Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

В конце занятия попросить участников высказать обратную связь по прошедшему занятию. Высказаться должны все, можно предложить вариант по кругу или с перекидыванием игрушки следующему участнику.

Контрольные вопросы:

1. Чем отличается вербальное общение от невербального?

2. Какие препятствия могут возникнуть при передачи информации по средствам невербального общения?

Практическое занятие № 3

«Диагностики: «Умеете ли Вы слушать», «Понимаете ли Вы язык жестов и мимики»

Цели работы:

- образовательные: приобрести навыки самоанализа;

- развивающие: развить навыки наблюдательности в социуме и интерпретации мимики и жестов окружающих;

- воспитательные: воспитать самопознание и самоанализ.

Продолжительность: 1 час.

Задание 1: Выполните психологические тесты.

· «Умеете ли Вы слушать?»;

· «Понимаете ли Вы язык жестов и мимики»;

Обработайте результаты тестов. Полученную информацию представьте в виде резюме (выводов). Старайтесь отвечать на вопросы тестов и опросников как можно правдиво это приблизит результаты опроса к реальности.

Умеете ли вы слушать?

Инструкция: Вам предлагается ответить на 10 вопросов. Ответ оценивайте баллами. За ответ «Почти всегда» — 2 балла; «В большинстве случаев» — 4 балла; «Иногда» — 6 баллов; «Редко» — 8 баллов; «Почти никогда» — 10 баллов.

1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) не интересны вам?

2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению?

3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человекам?

5. Имеете ли привычку перебивать говорящего?

6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

7. Меняете ли тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?

8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?

9. Поправляете ли человека, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы?

10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем говорите?

Обработка результатов

Подсчитайте сумму баллов.

Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то умение слушать — выше «среднего уровня». Обычно средний балл слушателей 55. Если оценка ниже, то вам стоит последить за собой при разговоре.

Практическое занятие № 4

Ролевая игра: «Я индивидуален»

Цели работы:

- образовательные: приобрести навыки социального взаимодействия;

- развивающие: развить навыки общения в группе, развить умения анализировать ситуацию, организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность;

- воспитательные: воспитать индивидуальные особенности личности.

Продолжительность: 3 часа.

Задание 1: Деловая игра.

Студентам раздаются роли. Их задача – отвечать на любые каверзные вопросы от имени персонажа. Каждый выходит на интервью по очереди.

Все остальные играют роли «дотошных корреспондентов радио и телевидения и газет».

Роли:

1.«Агрессор» - все решает с позиции силы, держит группу в страхе, не скрывает от окружающих своих неприглядных поступков, груб, считается только с силой, превосходящей его собственную. Не может пройти мимо слабых, не задев их.

2.«Жертва» - что бы ни делал, ничего не получается, все привыкли к этому и ждут от него промахов. В конфликте защищается слабо, неубедительно.

3.«Шут». Его цель – рассмешить любой ценой. Окружающие ждут от него реплик, смеются любой его шутке.

4.«Любимчик» - старается выглядеть как можно более привлекательно, хочет убедить всех в своей компетентности, в личной свободе.

5.«Примадонна» - всегда в центре внимания, все хотят с ней дружить, всем льстит ее внимание. Красива, элегантна, завидует чужим успехам.

6.«Примерный ребенок» - демонстрирует послушание педагогам, уважение, лояльность, всегда вежлив, со всеми ровен, предупредителен.

7.«Облезлая кошка» - неразборчива в друзьях, интересах, пристрастиях, равнодушна к учебе. Имеет неряшливый вид при наличии супермодных аксессуаров.

8.«Сиротинушка» - все его жалеют, причины могут быть разные: болезни, тяжелое семейное положение. С видом стоика рассказывает о своих бедах. Ему все помогают, покровительствуют, он все принимает как должное.

9.«Эрудит» - любит поражать окружающих своей осведомленностью, к друзьям снисходителен, стремится подчеркивать разницу в знаниях. Презирает грубую физическую силу.

10.«Леди» - холодная, высокомерная, имеет ограниченный круг общения, со всеми, кто не входит в этот круг, держится высокомерно.

После окончания интервью происходит обсуждение: насколько сложно было представить себя в другой роли? Зависели ли ответы на вопросы от ваших индивидуальных предпочтений, интересов и сколонностей?

Контрольные вопросы:

1. Какие индивидуальные особенности присутствуют в личности?

2. Какие индивидуальные особенности отличают Вас от других людей?

Практическое занятие № 5

« Диагностика: психологических особенностей личности (характер, темперамент, способности)»

Цели работы:

- образовательные: приобрести навыки самодиагностики;

- развивающие: развить умение анализировать собственные особенности личности;

- воспитательные: воспитать самопознание.

Продолжительность: 2 часа.

Задание 1: Выполните психологические тесты.

· «Исследование силы характера»;

· «Психогеометрический тест»;

Обработайте результаты тестов. Полученную информацию представьте в виде резюме (выводов). Старайтесь отвечать на вопросы тестов и опросников как можно правдиво это приблизит результаты опроса к реальности.

«Исследование силы характера»

Цель исследования: определить качественные характеристики характера.

Инструкция:

«Вам предлагается ответить на 20 вопросов. Вопросы направлены на выявление Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Выберите один из вариантов ответа на каждый вопрос. В заключение работы сверьте ответы с ключом и подсчитайте общую сумму набранных баллов».

Текст опросника

1. Часто ли Вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают Ваши поступки на окружающих:

а) очень редко;

б) редко;

в) довольно часто;

г) очень часто?

2. Случается ли Вам говорить что-либо такое, во что Вы сами не верите, из-за упрямства либо из престижных соображений:

а) да;

б) нет?

3. Какие из перечисленных качеств Вы более всего цените в людях:

а) настойчивость;

б) широту мышления;

в) умение «показать себя»?

4. Имеете ли Вы склонность к педантизму:

а) да;

б) нет?

5. Быстро ли Вы забываете о неприятностях, которые случаются с Вами:

а) да;

б) нет?

6. Любите ли Вы анализировать свои поступки:

а) да;

б) нет?

7. Находясь в кругу лиц, хорошо Вам известных:

а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;

б) остаетесь самим собой.

8. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли Вы не думать об ожидающих Вас трудностях:

а) да;

б) нет?

9. Какое из перечисленных ниже определений, по Вашему мнению, более всего подходит к Вам

а) мечтатель;

б) «рубаха-парень»;

в) труженик;

г) педант;

д) философ в широком понимании этого слова;

е) непоседа?

10. При обсуждении того или иного вопроса:

а) высказываете свою точку зрения, которая, быть может, отличается от большинства других;

б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и придерживаетесь своей позиции;

в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении;

г) не утруждаете себя раздумьями и принимаете ту точку зрения, которая преобладает.

11. Какое чувство у Вас возникает при неожиданном вызове к руководителю:

а) раздражение;

б) тревога;

в) озабоченность;

г) никакого?

12. Как Вы поступите, если в пылу полемики Ваш оппонент «сорвется» и допустит личный выпад против Вас:

а) ответите ему в том же тоне;

б) проигнорируете этот факт;

в) демонстративно обидитесь;

г) предложите сделать перерыв?

13. Если Ваша работа забракована, это вызовет у Вас:

а) досаду;

б) стыд;

в) гнев?

14. Если Вы попадаете впросак, кого вините в первую очередь:

а) самого себя;

б) «фатальное» невезение;

в) прочие «объективные» обстоятельства?

15. Не кажется ли Вам, что окружающие Вас люди – будь то руководители, коллеги или подчиненные – недооценивают Ваши способности и знания:

а) да;

б) нет?

16. Если Ваши друзья или коллеги начинают над Вами подтрунивать, то Вы:

а) злитесь на них;

б) спешите удалиться;

в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;

г) отвечаете смехом и, как говорится, «ноль внимания»;

д) напускаете на себя безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете?

17. Если Вы спешите и вдруг на обычном месте не находите свой портфель (зонтик, перчатки и т.п.), то, как Вы поступите:

а) будете продолжать поиск молча;

б) будете искать, попутно обвиняя своих домашних в беспорядке;

в) уйдете без нужной вам вещи?

18. Что скорее всего выведет Вас из равновесия:

а) длинная очередь в приемной;

б) теснота в общественном транспорте;

в) необходимость приходить в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу?

19. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения:

а) да;

б) нет?

20. Если для выполнения срочной работы Вам представится возможность выбрать себе помощника, кого из возможных кандидатов Вы выберете:

а) человека исполнительного, но безынициативного;

б) человека знающего, но упрямца и спорщика;

в) человека одаренного, но с ленцой?

Ключ

1. а – 0; б – 1; в – 2; г – 3.

2. а – 0; б – 1.

3. а – 1; б – 1; в – 0.

4. а – 2; б – 0.

5. а – 0; б – 2.

6. а – 2; б – 0.

7. а – 2; б – 0.

8. а – 0; б – 2.

9. а – 0; б – 1; в – 3; г – 2; д – 2; е – 0.

10. а – 2; б – 0; в – 0; г – 0.

11. а – 0; б – 1; в – 2; г – 0.

12. а – 0; б – 2; в – 1; г – 3.

13. а – 2; б – 1; в – 0.

14. а – 2; б – 0; в – 0.

15. а – 0; б – 2.

16. а – 0; б – 1; в – 2; г – 0; д – 0.

17. а – 2; б – 0; в – 1.

18. а – 1; б – 0; в – 2.

19. а – 0; б – 2.

20. а – 0; б – 1; в – 2.

Анализ результатов:

Менее 15 баллов. Вы человек беззаботный, неуравновешенный и, пожалуй, слабохарактерный. В случающихся с Вами неприятностях готовы винить окружающих, только не себя. И в дружбе, и в работе на Вас трудно положиться.

15–25 баллов. У Вас достаточно твердый характер. Вы обладаете реалистическими взглядами на жизнь, но не все Ваши поступки равноценны. Бывают у Вас и срывы, и заблуждения. Вы добросовестны и неплохо уживаетесь с людьми. И все же Вам есть над чем задуматься, чтобы избавиться от некоторых недостатков.

26–38 баллов. Вы принадлежите к числу людей настойчивых и обладающих достаточным чувством ответственности. Цените свои суждения, но и считаетесь с мнением других. Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбрать наилучшее решение. Это свидетельствует о сильном характере. Только избегайте чрезмерной жесткости.

Свыше 38 баллов. Такой результат оценить очень трудно – просто потому, что не верится, что есть люди с таким безупречным характером. А может быть, такая сумма очков – это результат не совсем объективной самооценки?

 

«Психогеометрический тест»

Инструкция: Посмотрите на пять фигур. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой Вы можете сказать: это – «Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под № 1. Теперь расположите оставшиеся четыре фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.

Первая выбранная фигура – Ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши основные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры – это своеобразные показатели, которые могут окрашивать ведущую мелодию Вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для Вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура Вам полностью не подходит: тогда Вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Краткая психологическая характеристика основных форм личности:

Квадрат

Положительные черты: организованный, внимательный к деталям, трудолюбивый, рациональный, эрудированный, терпеливый, бережливый, настойчивый.

Отрицательные черты: педантичный, мелочный, излишне осторожный, упрямый, бедная фантазия, сопротивляющийся новшествам.

Если Вашей основной формой оказался квадрат, то Вы неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, – вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации.

Треугольник

Положительный черты: лидер, решительный, конкурентный, уверенный в себе, энергичный, честолюбивый.

Отрицательные черты: эгоистичный, нетерпеливый, коварный, ориентированный на карьеру.

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает

Прямоугольник

Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно – значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты

Круг

Положительные черты: общительность, способность понимать, чувствовать состояние людей, доброжелательность, выдержанность, уступчивость.

Отрицательный черты: нерешительность, не способны к лидерству.

Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает круг, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Крута – люди, их благополучие. Круг – самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», Который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.

Круги – самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Крути «болеют» за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги в силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения.

Зигзаг

Положительные черты: образность, интуитивность, креативность, одержимость новой идеей, эмоциональность.

Отрицательные черты: конфликтность, не терпит рутины, однообразия, не настойчив в доведении дела до конца, если теряет интерес к нему.

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Итак, как и Вашему ближайшему родственнику – Кругу, только еще в большей степени, Вам свойственна образность, интуитивность. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится Зигзагам. Используя свое природное остроумие, зигзаги могут быть весьма язвительными, «открывая глаза другим» на возможность нового решения. Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся, поэтому для них нет ничего более скучного, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, их раздражают фиксированные обязанности, постоянные способы работы.

 

Контрольные вопросы:

  1. В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?
  2. Какие основные черты характера вам известны?
  3. Докажите на примерах, что характер человека формируется на про­тяжении всей жизни, а не является неизменным и прирожденным.

Практическое занятие № 6

« Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта»

Цели работы:

- образовательные: приобрести навыки урегулирования конфликтных ситуаций в сфере производственной деятельности;

- развивающие: развить навыков анализа и разрешения конфликтных ситуаций;

- воспитательные: воспитать уважительное отношение к окружающим.

Продолжительность: 2 часа.

Задание 1: Отработка практических навыков анализа и методы снятия психологического напряжения конфликтных ситуаций.

Упражнение «Поведение в конфликте»

Цели упражнения: расширение представлений о видах поведения в конфликте; показать основные психологические факторы, определяющие конфликт; учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в поведенческой системе межличностного взаимодействия.

Ведущий делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом:

Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.

Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:

Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние, на чувства его участников?

Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников?

Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте?

Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений людей?

Задание 2: Моделирование конфликтных ситуаций и поиск способов их разрешения.

Возможные ситуации для анализа и моделирования:

Ситуация 1

Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными.

Ситуация 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.215 с.)