Классификация методов и методик психодиагностики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация методов и методик психодиагностики.



Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).

Вопрос. Требования к психодиагностическим методам и методикам.

Типы постановки психологического диагноза.

Беседа как психодиагностический метод.

Метод беседы выступает в качестве вспомогательного и применяется в целях повышения надежности и достоверности данных, полученных в результате применения других методов на всех этапах исследования.

Позволяет установить прямой контакт с испытуемым, получить информацию о субъективном мире, о мотивах его деятельности,поведения.

Наблюдение как психодиагностический метод.

Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Особенности метода наблюдения:

· непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;

· данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;

· целостное восприятие наблюдаемой ситуации;

· зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;

· влияние наблюдателя на объект наблюдения;

· влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

Преимущества метода наблюдения:

· непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;

· оперативность получения информации;

· объективность, конкретность данных;

· единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;

· расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;

· возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.

· возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;

· возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

Недостатки метода наблюдения:

· локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;

· невозможность повторения событий ситуации;

· трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;

· искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;

· пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.

· ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;

· субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.005 с.)