Чтение дописанных концовок рассказа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение дописанных концовок рассказа.



 

Чтение  окончания рассказа

Виктор с женой, двумя дочками и парализованным после инсульта отцом жил в том же доме, держал свиней в том же свинарнике, а дрова — в том же сарайчике, где была дырочка в стене. Мать давно их оставила и жила с новым мужем где-то на Волге. В двадцать семь у Виктора обнаружилась язва желудка. У младшей дочери был церебральный паралич, и почти все свое время Марина, жена Виктора, посвящала уходу за несчастной девочкой и неподвижным свекром. Виктор работал в дорожно-строительном управлении, с утра до вечера крутил баранку тяжелого самосвала. Чтоб хоть как-то сводить концы с концами, он держал большое хозяйство — корова, свиньи, куры, индюки и кролики. Иногда он доходил до полного отупения и курил в кухне папиросу за папиросой, массируя живот и прислушиваясь к задушенным всхлипам жены, лежавшей в соседней комнате спиной к телевизору. Он любил Марину и жалел ее до боли в сердце, но сил не было, чтобы утешить ее. В такие минуты он боялся думать о будущем. Притушив папиросу в пепельнице, он уходил в дровяник, запирал дверь на крючок и, пристроившись на чурбачке, приникал к дырочке в стене, открытой ему когда-то старухой Стефанией, давно ушедшей в вечность. Он смотрел в дырочку долго-долго, до рези и слез в глазах, пока среди облаков не начинали мелькать крошечные и прозрачные, как мотыльки, ангелы, и боль покидала его измученное сердце, и душа становилась легче и как будто даже больше — чем больше становилось ангелов в небе…

Размышления о прочитанном (обращение к словарным словам)

1. Какое отношение имеет слово «бумеранг» к рассказу «Всё больше ангелов»?

2. Юрий Буйда не случайно своей героине даёт имя Стефания. Известен образ великомученика прока Стефана, забитого камнями взбешённой толпой. Согласны ли вы с автором?

3. Н.В.Гоголь писал: «Страданием и горем нам определено добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах». К кому из героев рассказа подходят эти слова?

(Виктор видит ангелов, потому что он и его жена никого не проклинают, не ропщут, а терпеливо несут свой крест, это ему награда за кротость и смирение).

 

Рефлексия

В начале урока вы сделали предположения, о чем будет рассказ? Что теперь вы скажете о проблеме, которую рассматривает писатель? (проблема равнодушного отношения к пожилым людям). «Как аукнется, так и откликнется».

А к ассоциациям со словом «ангел» что можно добавить?

Закончите предложение «Прочитав рассказ Юрия Буйды «Всё больше ангелов», я поняла…»

А). Любой человек, совершивший поступок, несёт за него ответственность не только перед людьми, но и перед собой.

Б). Нравственность проявляется в поступке.

В). Поступай с человеком так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

-Мне понравилась ваша работа на уроке. Какие умные, добрые, хорошие слова сказаны вами. Надеюсь, что говорили вы искренне, что урок наш не пройдёт бесследно. Всем спасибо за работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 10 класс элективный курс на 03 апреля 2020 год

  Активные процессы в современном русском языке

— Поставьте ударения в словах:

Амфора, библиоте́ка, заслу́женный, засне́женный, индустри́я, иногоро́дний, козырно́й, сахари́стый, си́вко, обрёк, эпи́граф, при́зрак, си́мвол.

— Сравните с устаревшими нормами:

Амфо́ра, библио́тека, заслужённый, заснежённый, инду́стрия, иногородны́й, козы́рный са́харистый, сивко́, обре́к, эпигра́ф, призра́к, симво́л.

— Подобные изменения происходят не только в орфоэпии, но и на других языковых уровнях, меняются формы слов, часть слов выходит из употребления, изменяются суффиксы.

Лексический анализ текста

Настал день, назначенный для судного поединка. Ещё до восхода солнца народ столпился на Красной площади... Место, на которое указывал гусляр, было приготовлено для самого царя. Оно состояло из дощатого помоста, покрытого червлёным сукном. На нем были поставлены царские кресла, а торчавшие там копья и рогатины принадлежали опричникам, окружавшим помост... Вокруг оцеплённого моста расхаживали поручники и стряпчие обеих сторон. Тут же стояли боярин и окольничий. (А. К. Толстой. «Князь Серебряный»)

Вопросы для анализа текста:

— Прочитайте отрывок из текста. Определите его тему. Все ли слова, которые встречаются в этом отрывке, вам понятны?

— Если нет, можете ли вы предположить, что они означают? Пояснение значения историзмов, использованных А. К. Толстым:

Судный (поединок) — тот, который будут судить, определяя победителя.

Гусляр — музыкант, народный певец, играющий на гуслях.

Червлёный — тёмно-красный.

Царские кресла — кресла для царя.

Копьё — старинное колющее или метательное оружие на древке.

Рогатина — охотничье оружие в виде копья с длинным древком, употребляется при охоте на медведей.

Поручник — ходатай, поверенный.

Стряпчий — ходатай по делам.

Окольничий — один из высших боярских чинов.

Опричник — состоящий в рядах опричнины, то есть специального войска в Древней Руси.

— Для чего в этом отрывке использованы историзмы? (Изображаются далёкие события времён Ивана Грозного. Описана подготовка к кулачному бою, в котором вершится судьба героя.)

— Чем отличаются историзмы от архаизмов? (Историзмы — это названия устаревших предметов. Архаизмы — это устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы часто сталкиваемся в жизни.)

— К какому периоду истории русского языка относится данный отрывок из текста? (К третьему.)

3. Текст для самостоятельного лексического анализа.

В толпе могучих сыновей,

С друзьями в гриднице высокой

Владимир-Солнце пировал:

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мёд из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

А. С. Пушкин,

«Руслан и Людмила»

— Выделите историзмы (гридница, князь), архаизмы.

Укажите различные типы архаизмов (фонетический архаизм — «меньшую», словообразовательный — «тяжкий», семантический — «мед»).

— Для чего поэт использовал историзмы и архаизмы? (Для создания колорита древности при изображении старины и как средство возвышенного звучания речи.)

— Каких архаизмов в этом отрывке вы не обнаружили? (Морфологических.)

— Приведите примеры. (Как сходилися, собиралися удалые бойцы московские...— пишет М. Ю. Лермонтов В «Песне про купца Калашникова...».)

— Многие устаревшие корни сохранились и в современной лексике. Зная правила написания этих корней, не допустишь ошибок в написании современных слов, в которых данные корни уже не выделяются.

Бахвалиться, обаятельный (баять — говорить и хвалиться); багровый, багряный (от старославянского багр — пурпурный цвет); одиннадцать (один на десять); одолеть (от доля, в значении «превозмочь», произошло от «получить свою долю», «выиграть»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.007 с.)