Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ рассказов «не в духе» и «цветы запоздалые».
Картины пошлой жизни мы видим при анализе рассказа «Не в духе». – Как автор изображает состояние Семена Ильича Прачкина? Как в подтексте выражается авторское отношение к изображаемому? («Неприятное чувство», «бес жадности и корыстолюбия», «и Лизка не развеселила», «растеребил сердечную рану», «заиграла желчь, подкатило под душу», «чувствительнее становилась потеря», «вперил свой печальный взор в снежные сугробы» (возвышенная лексика) – и «так жалко было восьми рублей» (бытовой факт) – комический эффект несоответствия.) – Какова причина такого состояния? Как утешает себя герой? («Проиграл восемь рублей – экая важность... Люди и больше проигрывают», «деньги – дело наживное», «не восемь тысяч, всегда и отыграться можно», «и зачем я с маленькой пошел: пойди я с туза треф», «и все десятка в сущности наделала», «было бы мне после ужина не садиться», «он не вынес»). – Какой смысл приобретает здесь прием внутреннего монолога? – Как герой воспринимает стихи Пушкина? Что автор подчеркивает своеобразием его реакции на поэзию? (Крестьянин – «лучше бы подати исправно платил», лошадка – «кляча – кляча и есть», бразды – «скажут же этакую штуку», дворовый мальчик – «лучше бы дрова колол или священное писание читал», жучка – «и собак тоже развели», мать – «лень во двор выйти да наказать», Пушкин – «чудак какой-нибудь».) – К какому результату привело отрицательное эмоциональное состояние отца? («Я тебя высеку за то, что ты вчера стекло разбил».) – Почему проигрыш отца обернулся поркой сына? Какой смысл выявляет название рассказа? Стремление к миру прекрасных и возвышенных чувств, тоска по ним – в центре рассказа «Цветы запоздалые». – Как показана семья Приклонских? Кто виноват в их бедах? – Как показан доктор Топорков? Каково его прошлое? – Сопоставьте внешнее и внутреннее состояние Приклонских. О чем говорит их безоглядная вера Егорушке? – Зачем автор сразу сравнивает Приклонских и Топоркова? Как ведет себя Топорков на осмотре Егорушки? Почему? – О чем говорит портрет Маруси? А портрет Топоркова? – Какие чувства вызывает Топорков у Маруси? – Что заставило Марусю полюбить доктора? – Сравните начало I, II, и III частей. Как показана природа? Почему так? Как она соответствует настроению героев?
– Как меняется Топорков, принимая деньги? Как чувствуют себя Маруся и Егорушка, глядя на эту сцену? – Зачем Чехов сравнивает доктора с манекеном? Как доктор ведет себя во время чая? Какие слова и выражения показывают авторское и Марусино отношение к нему? – Что поразило Марусю в докторе? Как меняется отношение к нему после сватовства? Почему она не верит словам о 60–ти тысячах приданого? – Что помогает Марусе жить в пошлой обстановке, окружающей ее? – Как воспринимает доктор признание Маруси? Что сделала с ним любовь? Почему доктору страшно глядеть на женщин? – Почему рассказ называется «Цветы запоздалые»? Итог урока. Рассказ «Не в духе» – это мир пошлости и пустоты. Этот же мир и в рассказе «Цветы запоздалые». Но Прачкин давно потерял в себе человека, его жизнь пуста и бессмысленна. Он не способен к высоким чувствам и состраданию. Герои рассказа «Цветы запоздалые» тоже потеряли свою душу: и Егорушка, прошедший путь от состояния к бедности, и Топорков, проделавший обратный путь. Только любовь оказалась способна пробудить доктора: «Деньги, которые он вчера так усердно копил, в огромнейших дозах рассыпались теперь на пути. Он все отдал бы теперь, если бы хоть в одном легком этой девушки не слышались проклятые хрипы! Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня... Но не спасло солнце от мрака и... не цвести цветам поздней осенью!» Это обращение Чехова к читателям – не теряйте в себе человека.
Домашнее задание читать и анализировать Рассказы «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья».
10 класс на 30 марта 2020 года Образы героев Л.Н.Толстого в интерпретации художников,музыкантов,кинематографистов. На уроках литературы мы регулярно обращаемся к иллюстрациям художников, упоминаем произведения других видов искусства, созданные на сюжеты русских писателей. Но необходимо хотя бы 1 — 2 урока в течение года посвятить собственно вопросу взаимодействия различных видов искусства. Роман «Война и мир» даёт для этого прекрасную возможность. Работа над циклом иллюстраций Д. А. Шмаринова, созданным в 1953 — 1976 годах, может строиться вокруг следующих вопросов:
♦ Какие рисунки больше всего запомнились, произвели самое сильное впечатление? Почему? ♦ Какие эпизоды привлекают внимание иллюстратора? Почему? ♦ Как выбранные художником техника и манера рисунка сочетаются с языком и стилем повествования? На 2 — 3 иллюстрациях можно остановиться подробнее, обратив внимание учеников на умение художника передать настроение сцены, создать ощущение движения, радости, например, в изображении семейства Ростовых. Подчеркнём также, что реализм романа определяет и реалистический характер рисунков: художник стремится к достоверному изображению исторических событий, к точности деталей. В дополнение можно обратиться к отдельным рисункам из серии иллюстраций М. Башилова, которые были созданы при жизни Л. Н. Толстого (1866) и оценены самим писателем. Например, к портрету Пьера Безухова Толстой дал комментарий: «Эта картинка так хороша в своём роде, как только может быть хорошо полное художественное произведение, т. е. что лучше быть не может». Предложим ученикам подумать, чем вызвана такая оценка, а также сравнить образ Пьера у Башилова и Шмаринова. Работы В. Серова (3 — 4 иллюстрации) раскрыв их особенности и своеобразие подхода художника к произведению Л. Н. Толстого. Рассказ о создании С. П. Прокофьевым оперы по мотивам романа Толстого дополнит прослушивание знаменитого вальса из сцены первого бала Наташи Ростовой. Музыка Прокофьева не копирует стилистику бальных танцев первого десятилетия XIX века, а рисует эмоциональное состояние героев, при этом композитор пользуется современным ему музыкальным языком, лишь отдельными элементами стилизации напоминая об изображаемой эпохе. В обсуждение кинематографической интерпретации романа-эпопеи могут включиться все учащиеся. Важно, чтобы дискуссия о фильме не превратилась в перечень голословных эмоциональных суждений, а строилась как обмен взвешенными, аргументированными высказываниями. Для этого ученикам можно предложить памятку-вопросник, с которой они должны будут работать — при предварительном просмотре фильма или его эпизодов — и с которой будут сверяться во время обсуждения. ♦ Какие эпизоды романа вошли, а какие не вошли в экранизацию? Как вы думаете, почему? ♦ Как вы понимаете общий замысел режиссёра? В чём проявилось его понимание идей Л. Н. Толстого? ♦ Какие мысли писателя оказались особенно близки создателям фильма? В чём это выражается? ♦ Кто из актёров, на ваш взгляд, точно соответствует портретным характеристикам персонажей Л. Н. Толстого? (Докажите это цитатами.) ♦ Удалось ли актёру передать характер героя (героини)? В чём вы видите мастерство исполнения или недостатки актёрской работы? ♦ Почему, несмотря на изобразительные возможности кино, авторы фильма иногда сохраняют «закадровый текст» книги? Уместен ли этот приём? ♦ Какие новые впечатления вы получили при просмотре фильма «Война и мир»? Помогла ли вам экранизация открыть что-то незамеченное в знакомом литературном произведении? Подвести итог обсуждения поможет вопрос: почему талантливое произведение литературы вызывает отклик у художников, музыкантов, кинематографистов?
Домашнее задание 1. Проанализируйте фрагмент фильма «Война и мир» (по выбору). 2*. Составьте аннотированный перечень российских и советских художественных фильмов, поставленных по произведениям Л. Н. Толстого.
Конспект урока по элективному курсу для 10 класса.1 апреля 2020год
Урок «Душа становилась легче…» (по рассказу Ю.Буйды «Все больше ангелов»)
Предмет: элективный курс -Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение. -Здравствуйте, те, кто любит проводить время с друзьями. -Здравствуйте, те, у кого на душе одиноко. Но одиночество в ваши юные годы временное явление: на час, на день, самое большое на недельку. А потом – мир со старыми друзьями, новые знакомства, взаимопонимание с родителями и учителями – и одиночества как не бывало! Слава Богу, что вы в этом мире не одни. А вот для старого человека – одиночество как смертный приговор. Кто же выносит им этот страшный приговор? Не мы ли с вами, молодые, здоровые, живущие рядом с ними? Вспоминаем о наших ветеранах в день Победы, стариков и старушек в День пожилого человека или в каких-нибудь чрезвычайных обстоятельствах. Справедливо говорят, что о нравственном здоровье общества судят по его отношению к детям и старикам. Почему у нас так много одиноких, брошенных стариков? Что происходит с нами? Эти вопросы возникли не сегодня. Мы не будем выносить какой-либо обвинительный приговор. Наша задача – задуматься над этой проблемой вместе с автором рассказа, который сегодня мы будем читать и анализировать на уроке. На доске запись «Юрий Буйда». Вопрос к учащимся: Что вы знаете об этом писателе? Знал
Юрий Васильевич Буйда — русский писатель. Родился в 1954 году в поселке Знаменск Калининградской области в семье служащих. Окончил Калининградский университет в 1982 году. Работал журналистом. C 1991 года проживает в Москве, и с этого же года публикуется как прозаик. Дебют состоялся в 1991 году. Он сразу побил рекорд. Был напечатан во многих журналах, вышел сборник новелл «Русская невеста». Буйда – это не псевдоним, это фамилия. Проза Буйды свободна. Он создаёт мир, где герои бедны, убоги, но у них есть сила духа. Он автор романа «Дон Домино» и книги «Прусская невеста» (1998), отмеченной малой премией им. Аполлона Григорьев. Буйда был лауреатом журналов «Октябрь» (1992) и «Знамя» (1995, 1996). Его произведения переведены на немецкий, польский, финский, французский, японский языки. В настоящее время он работает редактором издательского дома «Коммерсантъ» (сообщение учащегося)
Евгения Риц отмечает: «Буйда – писатель сложный и многоплановый, однозначным определениям не поддающийся. Своих героев Юрий Буйда приводит на край пропасти, но не отнимает надежды – пусть и не сулит спасения. Не потому, что ему жаль их или не хватает смелости завершить начатое, а потому, что чудо возможно». И сегодня мы попробуем в этом убедиться, прочитав рассказ под названием «Все больше ангелов». - Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? -А какие ассоциации, связанные со словом «ангел», возникают у вас? (все варианты прописываются). - Итак, первые предположения высказаны. Обратимся к содержанию. Чтение 1 смысловой части (дети подчеркивают те слова, которые несут на себе основную смысловую нагрузку). После смерти вдового сына старуха Стефания осталась в доме с внуком Иваном, мужчиной молодым, туго соображающим и основательным. Вскоре он женился,обзавелся хозяйством — корова, свиньи, куры, индюки и кролики — и сыном Витей. После чего жена его громко сказала, глядя на приколотый к стене календарь, что и троим в доме не повернуться, а четвертая им — «нет никто». 1.Назовите героев рассказа (Стефания, внук Иван, жена Ивана, правнук Витя) 2.Как автор характеризует Ивана? (туго соображающий и основательный, обзавелся хозяйством… и сыном Витей (оксюморон). 3. Кто в доме хозяин? (жена Ивана) 4. Что мы можем о ней сказать? Какие слова являются ключевыми в раскрытии ее образа? (После чего жена его громко сказала, глядя на приколотый к стене календарь, что им и троим в доме не повернуться, а четвертая им – «нет никто». Сказала громко, глядя на приколотый к стене календарь?) 5.Как вы думаете, что будет дальше? Чтение 2 смысловой части. Старуха Стефания тотчас собрала пожитки в узел и убралась в дощатый сарайчик-дровяник, притулившийся к кирпичной стене свинарника. Иван принес ей раскладушку и, наморщив большой белый лоб, раздумчиво проговорил: — Как же ты зимовать тут будешь? Стефания улыбнулась ему двумя передними зубами: - Как-нибудь, Ваня. Ты только мною сердце себе не рви. 1.Как характеризует Стефанию ее поступок? 2.Как вы понимаете слова Стефании: «Ты только мною себе сердце не рви»?
Чтение 3 смысловой части. В этом дощатом сарае она и прожила несколько лет, выбираясь во двор очень редко — чтобы не сердить Иванову жену, которая говорила: — Вы, баба Стефа, сидели б себе в сарайке тихо, а то соседи скажут, что мы вас не уважаем. Целыми днями старуха, пристроившись на чурбачке, наблюдала через щелку в двери за дворовой жизнью — за курами и утками, за кобелем, чесавшим лапой лоб, за голубями и воробьями… 1.Какие новые качества жены Ивана раскрываются в этом отрывке?
(- Вы, баба Стефа, сидели б себе в сарайке тихо, а то соседи скажут, что мы вас не уважаем). 2.Как одним словом можно назвать условия жизни Стефании в сарае? (тюрьма) Чтение 4 смысловой части Подросший правнук Витя однажды увидел глаз в щелочке, открыл дверь и познакомился со старухой. Ему понравилось таинственно сидеть в пахнущем древесной прелью полутемном сарае и вполголоса беседовать с прабабкой. — А хорошо тебе в прошлом жилось? — вопрошал Витя. — Плохо. Все время только о еде и думала. Но сны бывали хорошие, врать не стану. Ласковые были сны… — А сейчас что хорошего? — продолжал допытываться правнук, основательностью и большим белым лбом пошедший в отца. — А вон — дырочка. — Стефания поманила правнучка к глухой стене, где в сосновой доске была дырка от выпавшего сучка. — Смотрю в нее и ангелами любуюсь. Долго-долго надо смотреть — тогда только и увидишь. Сперва парочкой мелькнут, потом бригадой пролетят, и все больше, больше их, и все красивые, с крыльями… 1.Как Витя познакомился со Стефанией? (Подросший правнук Витя однажды увидел глаз в щелочке, открыл дверь и познакомился со старухой). 2. Чем правнук Витя отличается от отца? (ему нравилось беседовать с прабабкой, его интересовала жизнь Стефании, в то время как Иван забыл о существовании бабки). 3. В чем счастье Стефании? (дырочка, глядя в нее она любовалась жизнью)
Чтение 5 смысловой части. Витя с любопытством приник к отверстию, но, сколько ни таращился, ничего, кроме жидких облаков на летнем небе, не выглядел. — Молод ты еще, Виктор Иваныч, — весело сказала старуха. — Доживешь до моих лет — и увидишь ангелов. А как ничего, кроме них, в небе не останется — пора и помирать, значит… Вскоре она умерла. Прошло 25 лет. 1.Почему Витя не видел ангелов? 2.Напишите окончание рассказа (Звучит музыка Моцарта, учащиеся пишут).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.056 с.) |