Анализ рассказов «не в духе» и «цветы запоздалые». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ рассказов «не в духе» и «цветы запоздалые».



Картины пошлой жизни мы видим при анализе рассказа «Не в духе».

– Как автор изображает состояние Семена Ильича Прачкина? Как в подтексте выражается авторское отношение к изображаемому? («Неприятное чувство», «бес жадности и корыстолюбия», «и Лизка не развеселила», «растеребил сердечную рану», «заиграла желчь, подкатило под душу», «чувствительнее становилась потеря», «вперил свой печальный взор в снежные сугробы» (возвышенная лексика) – и «так жалко было восьми рублей» (бытовой факт) – комический эффект несоответствия.)

– Какова причина такого состояния? Как утешает себя герой? («Проиграл восемь рублей – экая важность... Люди и больше проигрывают», «деньги – дело наживное», «не восемь тысяч, всегда и отыграться можно», «и зачем я с маленькой пошел: пойди я с туза треф», «и все десятка в сущности наделала», «было бы мне после ужина не садиться», «он не вынес»).

– Какой смысл приобретает здесь прием внутреннего монолога?

– Как герой воспринимает стихи Пушкина? Что автор подчеркивает своеобразием его реакции на поэзию? (Крестьянин – «лучше бы подати исправно платил», лошадка – «кляча – кляча и есть», бразды – «скажут же этакую штуку», дворовый мальчик – «лучше бы дрова колол или священное писание читал», жучка – «и собак тоже развели», мать – «лень во двор выйти да наказать», Пушкин – «чудак какой-нибудь».)

– К какому результату привело отрицательное эмоциональное состояние отца? («Я тебя высеку за то, что ты вчера стекло разбил».)

– Почему проигрыш отца обернулся поркой сына? Какой смысл выявляет название рассказа?

Стремление к миру прекрасных и возвышенных чувств, тоска по ним – в центре рассказа «Цветы запоздалые».

– Как показана семья Приклонских? Кто виноват в их бедах?

– Как показан доктор Топорков? Каково его прошлое?

– Сопоставьте внешнее и внутреннее состояние Приклонских. О чем говорит их безоглядная вера Егорушке?

– Зачем автор сразу сравнивает Приклонских и Топоркова? Как ведет себя Топорков на осмотре Егорушки? Почему?

– О чем говорит портрет Маруси? А портрет Топоркова?

– Какие чувства вызывает Топорков у Маруси?

– Что заставило Марусю полюбить доктора?

– Сравните начало I, II, и III частей. Как показана природа? Почему так? Как она соответствует настроению героев?

– Как меняется Топорков, принимая деньги? Как чувствуют себя Маруся и Егорушка, глядя на эту сцену?

– Зачем Чехов сравнивает доктора с манекеном? Как доктор ведет себя во время чая? Какие слова и выражения показывают авторское и Марусино отношение к нему?

– Что поразило Марусю в докторе? Как меняется отношение к нему после сватовства? Почему она не верит словам о 60–ти тысячах приданого?

– Что помогает Марусе жить в пошлой обстановке, окружающей ее?

– Как воспринимает доктор признание Маруси? Что сделала с ним любовь? Почему доктору страшно глядеть на женщин?

– Почему рассказ называется «Цветы запоздалые»?

Итог урока.

Рассказ «Не в духе» – это мир пошлости и пустоты. Этот же мир и в рассказе «Цветы запоздалые». Но Прачкин давно потерял в себе человека, его жизнь пуста и бессмысленна. Он не способен к высоким чувствам и состраданию. Герои рассказа «Цветы запоздалые» тоже потеряли свою душу: и Егорушка, прошедший путь от состояния к бедности, и Топорков, проделавший обратный путь. Только любовь оказалась способна пробудить доктора: «Деньги, которые он вчера так усердно копил, в огромнейших дозах рассыпались теперь на пути. Он все отдал бы теперь, если бы хоть в одном легком этой девушки не слышались проклятые хрипы! Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня... Но не спасло солнце от мрака и... не цвести цветам поздней осенью!» Это обращение Чехова к читателям – не теряйте в себе человека.

 

Домашнее задание читать и анализировать

Рассказы «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья».

 

 

 

 

 

 

10 класс на 30 марта 2020 года

Образы героев Л.Н.Толстого в интерпретации художников,музыкантов,кинематографистов.

На уроках литературы мы регулярно обращаемся к иллюстрациям художников, упоминаем произведения других видов искусства, созданные на сюжеты русских писателей. Но необходимо хотя бы 1 — 2 урока в течение года посвятить собственно вопросу взаимодействия различных видов искусства. Роман «Война и мир» даёт для этого прекрасную возможность.

Работа над циклом иллюстраций Д. А. Шмаринова, созданным в 1953 — 1976 годах, может строиться вокруг следующих вопросов:

♦ Какие рисунки больше всего запомнились, произвели самое сильное впечатление? Почему?    

♦ Какие эпизоды привлекают внимание иллюстратора? Почему?

♦ Как выбранные художником техника и манера рисунка сочетаются с языком и стилем повествования?    На 2 — 3 иллюстрациях можно остановиться подробнее, обратив внимание учеников на умение художника передать настроение сцены, создать ощущение движения, радости, например, в изображении семейства Ростовых.

Подчеркнём также, что реализм романа определяет и реалистический характер рисунков: художник стремится к достоверному изображению исторических событий, к точности деталей.

В дополнение можно обратиться к отдельным рисункам из серии иллюстраций М. Башилова, которые были созданы при жизни Л. Н. Толстого (1866) и оценены самим писателем. Например, к портрету Пьера Безухова Толстой дал комментарий: «Эта картинка так хороша в своём роде, как только может быть хорошо полное художественное произведение, т. е. что лучше быть не может».

Предложим ученикам подумать, чем вызвана такая оценка, а также сравнить образ Пьера у Башилова и Шмаринова.

Работы В. Серова (3 — 4 иллюстрации) раскрыв их особенности и своеобразие подхода художника к произведению Л. Н. Толстого.

Рассказ о создании С. П. Прокофьевым оперы по мотивам романа Толстого дополнит прослушивание знаменитого вальса из сцены первого бала Наташи Ростовой. Музыка Прокофьева не копирует стилистику бальных танцев первого десятилетия XIX века, а рисует эмоциональное состояние героев, при этом композитор пользуется современным ему музыкальным языком, лишь отдельными элементами стилизации напоминая об изображаемой эпохе.

В обсуждение кинематографической интерпретации романа-эпопеи могут включиться все учащиеся. Важно, чтобы дискуссия о фильме не превратилась в перечень голословных эмоциональных суждений, а строилась как обмен взвешенными, аргументированными высказываниями.

Для этого ученикам можно предложить памятку-вопросник, с которой они должны будут работать — при предварительном просмотре фильма или его эпизодов — и с которой будут сверяться во время обсуждения.

♦ Какие эпизоды романа вошли, а какие не вошли в экранизацию? Как вы думаете, почему?    

♦ Как вы понимаете общий замысел режиссёра? В чём проявилось его понимание идей Л. Н. Толстого?    

♦ Какие мысли писателя оказались особенно близки создателям фильма? В чём это выражается?    

♦ Кто из актёров, на ваш взгляд, точно соответствует портретным характеристикам персонажей Л. Н. Толстого? (Докажите это цитатами.)    

♦ Удалось ли актёру передать характер героя (героини)? В чём вы видите мастерство исполнения или недостатки актёрской работы?    

♦ Почему, несмотря на изобразительные возможности кино, авторы фильма иногда сохраняют «закадровый текст» книги? Уместен ли этот приём?    

♦ Какие новые впечатления вы получили при просмотре фильма «Война и мир»? Помогла ли вам экранизация открыть что-то незамеченное в знакомом литературном произведении? Подвести итог обсуждения поможет вопрос: почему талантливое произведение литературы вызывает отклик у художников, музыкантов, кинематографистов?

     Домашнее задание

1. Проанализируйте фрагмент фильма «Война и мир» (по выбору).

2*. Составьте аннотированный перечень российских и советских художественных фильмов, поставленных по произведениям Л. Н. Толстого.

 

 

 

 

 

 

 

 

  Конспект урока по элективному курсу для 10 класса.1 апреля 2020год

 

Урок «Душа становилась легче…» (по рассказу Ю.Буйды «Все больше ангелов»)

 

Предмет: элективный курс

-Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение.

-Здравствуйте, те, кто любит проводить время с друзьями.

-Здравствуйте, те, у кого на душе одиноко.

Но одиночество в ваши юные годы временное явление: на час, на день, самое большое на недельку. А потом – мир со старыми друзьями, новые знакомства, взаимопонимание с родителями и учителями – и одиночества как не бывало! Слава Богу, что вы в этом мире не одни.

А вот для старого человека – одиночество как смертный приговор. Кто же выносит им этот страшный приговор? Не мы ли с вами, молодые, здоровые, живущие рядом с ними? Вспоминаем о наших ветеранах в день Победы, стариков и старушек в День пожилого человека или в каких-нибудь чрезвычайных обстоятельствах.

Справедливо говорят, что о нравственном здоровье общества судят по его отношению к детям и старикам. Почему у нас так много одиноких, брошенных стариков? Что происходит с нами? Эти вопросы возникли не сегодня. Мы не будем выносить какой-либо обвинительный приговор. Наша задача – задуматься над этой проблемой вместе с автором рассказа, который сегодня мы будем читать и анализировать на уроке.

На доске запись «Юрий Буйда». Вопрос к учащимся: Что вы знаете об этом писателе?

Знал


Краткая биографическая справка о писателе (выступает заранее подготовленный ученик)

Юрий Васильевич Буйда — русский писатель. Родился в 1954 году в поселке Знаменск Калининградской области в семье служащих. Окончил Калининградский университет в 1982 году. Работал журналистом. C 1991 года проживает в Москве, и с этого же года публикуется как прозаик. Дебют состоялся в 1991 году. Он сразу побил рекорд. Был напечатан во многих журналах, вышел сборник новелл «Русская невеста». Буйда – это не псевдоним, это фамилия. Проза Буйды свободна. Он создаёт мир, где герои бедны, убоги, но у них есть сила духа. Он автор романа «Дон Домино» и книги «Прусская невеста» (1998), отмеченной малой премией им. Аполлона Григорьев. Буйда был лауреатом журналов «Октябрь» (1992) и «Знамя» (1995, 1996). Его произведения переведены на немецкий, польский, финский, французский, японский языки. В настоящее время он работает редактором издательского дома «Коммерсантъ» (сообщение учащегося)

Евгения Риц отмечает: «Буйда – писатель сложный и многоплановый, однозначным определениям не поддающийся. Своих героев Юрий Буйда приводит на край пропасти, но не отнимает надежды – пусть и не сулит спасения. Не потому, что ему жаль их или не хватает смелости завершить начатое, а потому, что чудо возможно».

И сегодня мы попробуем в этом убедиться, прочитав рассказ под названием «Все больше ангелов».

- Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?

-А какие ассоциации, связанные со словом «ангел», возникают у вас? (все варианты прописываются).

- Итак, первые предположения высказаны. Обратимся к содержанию.

Чтение 1 смысловой части (дети подчеркивают те слова, которые несут на себе основную смысловую нагрузку).

После смерти вдового сына старуха Стефания осталась в доме с внуком Иваном, мужчиной молодым, туго соображающим и основательным. Вскоре он женился,обзавелся хозяйством — корова, свиньи, куры, индюки и кролики — и сыном Витей. После чего жена его громко сказала, глядя на приколотый к стене календарь, что и троим в доме не повернуться, а четвертая им — «нет никто».

1.Назовите героев рассказа (Стефания, внук Иван, жена Ивана, правнук Витя)

2.Как автор характеризует Ивана? (туго соображающий и основательный, обзавелся хозяйством… и сыном Витей (оксюморон).

3. Кто в доме хозяин? (жена Ивана)

4. Что мы можем о ней сказать? Какие слова являются ключевыми в раскрытии ее образа?

(После чего жена его громко сказала, глядя на приколотый к стене календарь, что им и троим в доме не повернуться, а четвертая им – «нет никто». Сказала громко, глядя на приколотый к стене календарь?)

5.Как вы думаете, что будет дальше?

Чтение 2 смысловой части.

Старуха Стефания тотчас собрала пожитки в узел и убралась в дощатый сарайчик-дровяник, притулившийся к кирпичной стене свинарника. Иван принес ей раскладушку и, наморщив большой белый лоб, раздумчиво проговорил:

— Как же ты зимовать тут будешь?

Стефания улыбнулась ему двумя передними зубами:

- Как-нибудь, Ваня. Ты только мною сердце себе не рви.

1.Как характеризует Стефанию ее поступок?

2.Как вы понимаете слова Стефании: «Ты только мною себе сердце не рви»?

 

Чтение 3 смысловой части.

В этом дощатом сарае она и прожила несколько лет, выбираясь во двор очень редко — чтобы не сердить Иванову жену, которая говорила:

— Вы, баба Стефа, сидели б себе в сарайке тихо, а то соседи скажут, что мы вас не уважаем.

Целыми днями старуха, пристроившись на чурбачке, наблюдала через щелку в двери за дворовой жизнью — за курами и утками, за кобелем, чесавшим лапой лоб, за голубями и воробьями…

1.Какие новые качества жены Ивана раскрываются в этом отрывке?

(- Вы, баба Стефа, сидели б себе в сарайке тихо, а то соседи скажут, что мы вас не уважаем).

2.Как одним словом можно назвать условия жизни Стефании в сарае? (тюрьма)

Чтение 4 смысловой части

Подросший правнук Витя однажды увидел глаз в щелочке, открыл дверь и познакомился со старухой. Ему понравилось таинственно сидеть в пахнущем древесной прелью полутемном сарае и вполголоса беседовать с прабабкой.

— А хорошо тебе в прошлом жилось? — вопрошал Витя.

— Плохо. Все время только о еде и думала. Но сны бывали хорошие, врать не стану. Ласковые были сны…

— А сейчас что хорошего? — продолжал допытываться правнук, основательностью и большим белым лбом пошедший в отца.

— А вон — дырочка. — Стефания поманила правнучка к глухой стене, где в сосновой доске была дырка от выпавшего сучка. — Смотрю в нее и ангелами любуюсь. Долго-долго надо смотреть — тогда только и увидишь. Сперва парочкой мелькнут, потом бригадой пролетят, и все больше, больше их, и все красивые, с крыльями…

1.Как Витя познакомился со Стефанией?

(Подросший правнук Витя однажды увидел глаз в щелочке, открыл дверь и познакомился со старухой).

2. Чем правнук Витя отличается от отца? (ему нравилось беседовать с прабабкой, его интересовала жизнь Стефании, в то время как Иван забыл о существовании бабки).

3. В чем счастье Стефании? (дырочка, глядя в нее она любовалась жизнью)

 

Чтение 5 смысловой части.

Витя с любопытством приник к отверстию, но, сколько ни таращился, ничего, кроме жидких облаков на летнем небе, не выглядел.

— Молод ты еще, Виктор Иваныч, — весело сказала старуха. — Доживешь до моих лет — и увидишь ангелов. А как ничего, кроме них, в небе не останется — пора и помирать, значит…

Вскоре она умерла. Прошло 25 лет.

1.Почему Витя не видел ангелов?

2.Напишите окончание рассказа (Звучит музыка Моцарта, учащиеся пишут).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.056 с.)