Театр Еврипида (480-406гг до н э) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театр Еврипида (480-406гг до н э)



Будучи современниками, Софокл и Еврипид трактуют события по-разному. Софокл – певец расцвета демократии, а Еврипид – ее упадка. 

Был уроженцем благородной семьи. Уединялся в пещере на острове Соломин и предавался творчеству.

Из 92 трагедий и драм до нас дошло 19.

В это время распространена софистика (софисты – философы и учителя риторики). Они подвергли сомнению все традиционные институты, на которых зиждилось афинское общество.Софисты учили, что все люди равны и называли человека мерилом всех вещей.

Еврипид – последний крупный трагик. У него проявляются все черты противоречивости того времени (ослабление греческого мира из-за Пелопонесской войны 430-404гг между Афинами и Спартой).

При жизни не был популярен так, как Софокл. Еврипида не любили в Афинах,так как он указывал на их недостатки. Над ним издевались, например, Аристофан в своих комедиях, но Еврипид получил блестящее образование, его учителями были софисты. 

 

У него двойственное отношение к афинской демократии. Он неоднократно прославляет ее, как строй свободы и равенства; другие формы правления, тиранию и олигархию, он осуждает. Однако с другой стороны называет деление общества несправделивым (вводит образ благородного раба, защищает бесправных женщин, внушает зрителям мысль о коварстве и несправедливости божества).

Ерипиду чужды монументальные образы Софокла, высоко вознесенные над обыденным уровнем; он изображает людей с индивидуальными влечениями и порывами, страстями и внутренней борьбой, исследует человеческую психологию.

К числу самых сильных трагедий Эврипида принадлежит «Медея». Трагедия поставлена в год начала Пелопонесской войны.

Медея полюбила Ясона и показала ему, как преодолеть препятствия, которые будет чинить на его пути ее отец. Помогла Ясону завладеть золотым руном, а затем спастись от погони. Ради возлюбленного предала своих близких, родину, отца. Бежала с ним из Колхиды, а чтобы остановить погоню, она пошла на ужасное преступление – убила своего брата и останки разбросала по морю. Еще одно преступление ради Ясона – чтобы вернуть ему законную власть в городе, она приказала сестрам сварить отца в кипятке, чтобы якобы вернуть ему молодость. За это их изгнали из города. Они нашли приют в Коринфе.

История начинается с того, что по прошествии нескольких лет, когда у возлюбленных уже было двое сыновей. Ясон влюбляется в дочь тамошнего правителя и покинул семью. Об этом нам сообщает кормилица – зная крутой нрав госпожи, предрекает отомщение Медеи, предполагая, что могут пострадать дети.

Уязвленная изменой, Медея решает ему отомстить. Заканчивает монолог пророческими словами: «О, да погибнет Ясон и весь наш дом!». Попутно в монологе высказываются мысли о несправедливости положения женщины – рабыни мужчины. Но мысли, принадлежащие автору, не вызвали сочувствия у афинян поэтмоу трагедия и была удостоена лишь 3 приза.

В образе Ясона Еврипид изображает обывателя, циничного карьериста. Ясон говорит Медее, что его уход из семьи обеспечит счастливое будущее их детям.

Правитель Коринфа Креонт изгоняет Медею из города. Но она просит Ясона об отсрочке. Этот день нужен Медее для осуществления ее плана мести: она хочет извести жену Ясона. Медея изготавливает подвенечное платье и диадему, которые пропитывает ядом и отправляет с детьми в качестве свадебного подарка.

Зная, как Ясон любит детей (предназначение любого мужчины – оставить потомство), решает извести их – неоднократно посещает ее эта мысль, но сначала она ее отвергает.

Афинский царь Эгей прибывает в Коринф и направляется к оракулу Аполлона, чтобы узнать, почему боги не дают ему детей. От Эгея Медея получает обещание, что, когда она будет изгнана из города, он даст ей приют в Афинах.

К дому Медеи несется вестник с сообщением о том, что невеста сгорела в огне из-за того, что надела подарок Медеи. Отец бросился к ней на помощь и был так же объят пламенем.

Героиня находит в себе силу привести в исполнение первоначальный замысел. Мотив детоубийства - Е врипид показывает борьбу страстей – материнского чувства и жажды мести. Божественный дед Медеи, бог солнца, Гелиос посылает ей колесницу, запряженную крылатыми драконами, на которой она улетает с трупами детей, между тем как подавленный и уничтоженный Ясон тщетно молит о возможности хоть однажды прикоснуться рукой к трупам.

Образ Медеи – новаторский. Сначала она вызывает сочувствие, а Ясон – отторжение, презрение. В конце все меняется местами. Потерянный Ясон вызывает сострадание, а Медея – протест.

«Ипполит» написан на сюжет мифа об афинском герое Тесее.

Ипполит – сын Тесея и амазонки Ипполиты, умершей при родах. Тесей женился на Федре, воспылавшей преступной любовью к пасынку.

1 версия – “Ипполит закрывающийся” – афинам показалось неприличным признание женщины в любви к пасынку. Она не сохранилась.

2 версия.

Ипполит – целомудренный юноша, который весь свой досуг проводит в лесу на охоте и чтит лишь одну богиню – Артемиду. Не принимает дары Афродиты. Афродита решает отомстить Ипполиту, сделав оружием мести в своих руках Федру.

Федра, почувствовав страсть, решает наложить на себя руки, но ее останавливает кормилица, цверяя, что их чувства могут быть взаимными. Она сообщает о любви Федры Ипполиту, требуя клятвы неразглашения.

Федра, боясь огласки, решает покончить с собой. Но перед смертью пишет записку, в которой обвиняет Ипполита в своей смерти (якобы юноша домогался ее).

Тесей, увидев записку в руках, верит Федре и проклинает сына, обращаясь к своему божественному отцу Посейдону с просьбой покарать нечестивого Ипполита.

Посейдон выпускает из моря дракона, которого пугаются запряженные в повозку лошади и Ипполит разбивается о прибрежные скалы. Он открывает правду склонившемуся над ним отцу перед смертью.

В эпилоге появляется Артемида и говорит, что ей очень жаль несчастного юношу, который так ее почитал. Но среди богов не принято мешать друг другу. Однако когда у Афродиты появится любимчик, Артемида ей отомстит.

Еврипид уверен, что в несчастьях людей виноваты боги, которые коварно манипулируют людьми, как хотят.

«Ифигения в Авлиде»

Посвящена троянскому циклу мифов.

Из-за того, что Артемида разгневалась на Агамемнона и не давала попутного ветра, войско должно было стоять в Авлиде. Агамемнон посылает за дочерью Ифигенией под предлогом того, что хочет выдать ее замуж за Ахилла. Девушка прибывает с Клитемнестрой. Ее ждет алтарь, на который ее принесут в жертву славе ахейского оружия.

Ахилл, узнав, что его именем воспользовались как приманкой, встает на защиту Ифигении. Но благородная девушка, понимая, что от ее решения зависит будущее троянского похода, добровольно отвергает заступничество Ахилла и приносит себя в жертву.

В конце жизни Еврипид написал трагедию «Ифигения в Тавриде», согласно которой в последний момент Артемида помиловала девушку, забрала ее с алтаря и заменила ланью, а саму Ифигению отнесла в далекую Тавриду, где сделала ее жрицей. – Образец преданности родине.

 Первая сохранившаяся пьеса – «Алкеста». Алкеста- идеал женщины и жены. Прекрасная юная жена Адмета приносит себя в жертву. И Еврипид всем ходом драмы показывает абсурдность этого решения. Адмет признался на пиру Гераклу в произошедшем. Геракл держал в своих руках бога смерти, пока тот не вернул Алкесту к жизни. Проблема неравенства женщин и мужчин.

«Электра » - полемизация Еврипида и Софокла.

Еврипид переносит действие в крестьянскую среду, в деревню. Показывает, как должны выглядеть матереубийцы(несчастные, подневольные люди).

В творчестве развиваются 2 сюжета – о подкинутом ребенке и о муже, ищущем похищенную жену.

«Ион»

Креоса решает извести пасынка, но ее план раскрыт и она приговорена к смерти. Показывает несправедливость богов, которые приносят людям столько страданий.

«Елена»

В Трое находился лишь призрак Елены, между тем как настоящая Елена, никогда не изменявшая своему мужу, была перенесена в Египет и оставалась там, пока Менелай, наконец, не нашел ее на обратном пути из-под Трои и не увез домой. Эврипид присоединил сюда момент довольно сложной интриги. Царь Египта, жестокий варвар хочет принудить Елену к браку с ним, но добродетельная героиня тверда в своей верности Менелаю. Она сетует на свою красоту, ставшую для нее источником испытаний и дурной славы; получив ложное известие о смерти мужа, она готова наложить на себя руки. Однако Менелай является, и супруги «узнают» друг друга. С помощью пророчицы, сестры египетского царя, им удается обмануть простоватого варвара и устроить побег на его же судне.
-Еврипид изображает людей такими, какие они есть

-Меняется характер трагического, нет четкой структуры драмы

-Хор из действующего лица превращается в зрителя

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.3 (0.01 с.)