Модели взаимоотношений государства и экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели взаимоотношений государства и экономики



ЛЕКЦИЯ ЗА 17 МАРТА 2020

Неоклассическое направление

 

Методологические истоки неоклассического направления составляют четыре научные школы – Австрийская, Американская, Кембриджская и Лозанская. В конце XIX века эти научные школы, образуя неоклассическое направление, явились продолжением в науке традиций английской классики, стоявшей на позициях либерализма и необходимости общей экономической теории. В теории стоимости они придерживались идей маржинализма (теории предельной полезности и предельной производительности), а в области политики - экономического либерализма (невмешательства государства в экономическую жизнь). Среди представителей неоклассического направления такие видные ученые, как Карл Менгер (1840-1921), Фридрих Визер (1851-1926), Евгений Бем-Баверк (1851-1914), Альфред Маршалл (1842-1924), Артур Сесил Пигу (1877-1959), Джон Бейтс Кларк (1847-1938), Мари Эспри Леон Вальрас (1834-1910), Вильфредо Парето (1848-1923).

Главным мотивом действия человека неоклассики считали собственный экономический интерес, который через механизм свободной конкуренции способен привести общество к наибольшему благосостоянию. Всякое вмешательство государства в действия рыночных сил наносит им непоправимый ущерб, затрудняя достижение равновесия. Поскольку оценки индивида свободно проявляются в условиях свободной конкуренции, любое государственное вмешательство, по их мнению, искажая их, «загрязняет» рынок, нежелательно, в конечном счете ведет к диктатуре, тоталитаризму. Роль государства ограничивалась поддержанием порядка, охраной и защитой частной собственности и конкуренции (функция «ночного сторожа» соответствовала идеям работ А.Смита (1723-1790)).

 

Неоклассическое направление во второй половине ХХ века было представлено американским монетаризмом (Милтон Фридмэн), экономической теорией предложения (Мартин Фелдстайн, Лаффер), школой рациональных ожиданий (Дж.Мут, Р.Лукас, Серджент, А.Уоллис), Вирджинской школой (Джеймс Бьюкенен).

 

В 1973-1975 годы наблюдалось самое глубокое со времен великой депрессии снижение объемов производства в мировой капиталистический экономике, а 1980-1985 годы - самая длительная депрессия. Другой негативный феномен, появившийся в это время в экономике развитых капиталистических стран – стагфляция - спад производства, сопровождающийся повышением общего уровня цен. Наконец, стали обостряться структурные кризисы – сырьевой, энергетический, экологический, валютно-финансовый (кризис Бреттон-Вудской системы).

 

Вышеуказанные факторы привели к снижению авторитета экономической науки, в первую очередь кейнсианства как теоретической основы экономической политики.

 

Все это стало проявлением второго глубокого кризиса западной экономической теории и практики государственной политики в ХХ веке. Провозглашалась необходимость возвращения к институтам частной собственности, рыночному регулированию как устоям западной цивилизации. Появилась целая волна теоретических работ, призывающих к дерегулированию экономики. Наиболее значимыми теориями, оказавшими существенное влияние на экономическую политику в этот период, стали монетаризм, экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий.

 

ЛЕКЦИЯ ЗА 24 МАРТА 2020

Экономическая политика государства и ее приоритеты

 

Экономика любой страны является сложной системой, то есть совокупностью качественно определенных подсистем, между которыми существует закономерная связь.

Содержание экономической политики государства сводится к нескольким основным, приоритетным направлениям.

1. Финансовая политика государства

2. Бюджетная политика

3. Налоговое регулирование

4. Денежно-кредитное регулирование

5. Структурная политика

 

Бюджетная политика

Термин «бюджет» используется для характеристики трех взаимосвязанных объектов. Во-первых, под бюджетом понимаются финансовые отношения, основное звено системы государственных финансов. Во-вторых, данным термином обозначается финансовый документ, имеющий силу закона - план формирования денежных доходов государства, направлений и объемов их расходования. В третьих, понятие бюджет часто используется для характеристики государственных централизованных финансовых ресурсов – бюджетного фонда.

 

       Бюджетная система по своей структуре имеет многоуровневый характер. В унитарных государствах она, как правило, включает государственный бюджет, на который приходится до 70% всех государственных финансовых ресурсов, и местные бюджеты, аккумулирующие до З0% государственных денежных средств. В федеративных государствах - США, ФРГ, России - бюджетная система состоит из трех уровней - федерального бюджета (45-60% финансовых ресурсов государства), бюджетов членов Федерации - штатов, земель, республик, областей - и местных (муниципальных) бюджетов. На любом из них бюджет представляет собой роспись всех доходов и расходов, за которые отвечают органы власти данного уровня. Расходы федерального бюджета могут в ряде случаев пополнять доходную часть бюджетов более низкого уровня в форме субсидий – помощи, предоставляемой из средств бюджета - и субвенций – целевого финансирования расходов (в случае не использования или нарушения принципа целевого использования эти средства подлежат возврату выдавшим ее органам). В целом государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты обеспечиваются собственными, закрепленными в законодательном порядке источниками доходов и имеют относительно самостоятельный характер.

    Основу доходов, поступающих в систему государственных финансов, образуют произведенный национальный доход и трансферты прибылей транснациональных корпораций - репатриация части доходов, полученных ими за рубежом. Основные формы поступления этих средств государству - это налоги и неналоговые поступления. Последние включают неналоговые платежи юридических и физических лиц (пени, штрафы, сборы), доходы государства от собственности и предпринимательства и государственные займы.

Государственный бюджет играет важную роль в общественном перераспределении ресурсов и является главным звеном государственной финансовой систем.

Государственный бюджет это годовой план государственных затрат и источников их финансового покрытия.

Бюджет составляется согласно бюджетной классификации.

Бюджетная классификация – это единая международная система функционального группирования доходов и затрат бюджета по однородным признакам. Она обеспечивает возможность сравнения бюджетных данных разных бюджетов, определить характер регулирующих действий государства по поиску доходных источников и направлений использования полученных средств.

Функции бюджета:

1. Фискальная ( состоит в финансовом обеспечении выполнения государством его основных функций). При выполнении этой функции необходимо помнить, что госбюджет рассматривается не только как смета поступлений и затрат, но прежде всего – как способ обеспечения макроэкономического сбалансирования и экономического роста, финансовый план.

2. Регулирующая (изъятие части общественного продукта в виде налогов и неналоговых поступлений в бюджет позволяет корректировать использование этого продукта, воздействуя на объемы совокупного спроса и пропорцию между потреблением и накоплениями в экономике).

На этапе спада затраты бюджета увеличиваются, компенсируя потерю части общественного спроса, что оживляет экономику, но ухудшает баланс бюджета. На этапе экономического подъема рост налоговых поступлений улучшает баланс бюджета.

3. Стратегическая ( определяется структурой государственного потребления и государственных инвестиций и реализуется через влияние государства на межотраслевое и межрегиональное перераспределение ресурсов внутри страны в соответствии с установленными приоритетами).

4. Стимулирующая ( состоит во влиянии мер бюджетной политики на активизацию экономических процессов).

Основные стратегические направления бюджетной политики:

- обеспечение полного и своевременного исполнения финансовых обязательств государства на всех уровнях власти;

- устранение дестимулирующих элементов и усиление стимулирующих функций бюджетной политики;

- уменьшение долговой нагрузки на экономику.

Основные этапы бюджетного процесса:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение бюджета;

- утверждение бюджета;

- выполнение бюджета;

- составление, рассмотрение и утверждение отчета о выполнение бюджета.

Недостаточное поступление финансовых средств через традиционные каналы их мобилизации при высоком уровне бюджетных расходов заставляет государство прибегать к займам. Возможны два варианта их размещения. Первый - получение кредита центрального банка, в ряде случаев предоставляемого на основе дополнительной эмиссии кредитных денег и вызывающего повышение уровня инфляции. По существу, это становится дополнительным налогом на всех держателей денег, вызывающим серьезные изменения в характере и направлении действий всех субъектов рынка. Второй вариант - выпуск и размещение государственных долговых ценных бумаг среди населения и предпринимательских структур, в первую очередь - коммерческих банков. Осуществлять такой выпуск облигаций от имени государства могут центральное правительство и правительства субъектов федерации, в некоторых случаях - предприятия и учреждения, имеющие государственные гарантии.

 

Более 70% процентов общих расходов государственных финансов в мировой практике приходится на бюджеты различных уровней, около 30% - на специальные

 

целевые фонды. Федеральные бюджеты в основном несут тяжесть расходов на общегосударственные цели - содержание центральных органов государственного управления и правопорядка, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, финансирование части расходов на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве (преимущественно - в сфере инфраструктуры) и осуществление внешнеэкономической деятельности, поддержание учреждений науки, культуры, здравоохранения, образования (даже в тех странах, где оно является платным), обслуживание государственного внешнего и внутреннего долга. В связи с масштабностью этих задач удельный вес централизованных расходов в федеральных и унитарных государствах составляет от 40 до 70%. Расходы бюджетов более низкого уровня в большей степени сосредоточены на финансировании нужд регионального и местного значения. Большая часть их затрат сосредоточена на обеспечении деятельности региональных органов власти и правопорядка, развитии жилищно-коммунального, городского, дорожного хозяйств, финансировании городских учреждений здравоохранения, культуры, науки и образования регионального подчинения.

    Современная бюджетная система экономически развитых стран имеет многоуровневый характер как в отношении государственных расходов, так и в плане поступления налогов. За бюджетом каждого уровня в правовом порядке закрепляются поступления определенных видов налогов и сборов, обеспечивающих финансирование государственных расходов данного бюджетного уровня.

 

Завершая освещение инструментария и потенциальных возможностей использования государственных финансов, ключевым звеном которых является государственный бюджет, необходимо остановиться на некоторых недостатках, внутренне присущих бюджетно-финансовым методам регулирования экономических процессов.

 

Во-первых, будучи высокоэффективным средством структурной и социальной политики, бюджетное финансирование является менее действенным в области конъюнктурного антициклического регулирования. Точнее говоря, имея глубокий, основательный характер, последствия бюджетной политики проявляются в более отдаленном временном периоде.

 

Во-вторых, бюджетные средства, выделяемые преимущественно в порядке прямого финансирования, не всегда достигают намеченных целей, могут расходоваться не по назначению либо с низкой экономической эффективностью. Этих негативных моментов частично можно избежать, если существует отлаженный механизм использования бюджетных средств и контроля за их расходованием, но полностью устранить их невозможно.

 

В-третьих, государственное финансовое регулирование всегда предполагает перераспределение доходов субъектов рыночных отношений, что чревато созданием дополнительных трудностей для эффективно функционирующих предприятий и снижением стимулов деловой активности.

 

В-четвертых, стремление оживить деловую активность только при помощи дополнительных государственных расходов обусловливает опасность роста дефицита государственного бюджета, увеличения внутреннего долга и повышения темпов инфляции, способно привести к серьезным затруднениям в функционировании самой финансовой системы.

 

Действенность государственной финансовой политики определяется ее содержанием, конкретными направлениями и способами мобилизации и расходования бюджетных средств. На принятие решений в области государственных финансов оказывают влияние экономическая ситуация в национальном хозяйстве, интересы различных социальных групп, политическая ситуация в обществе, острота кризисных явлений. Эффективность использования финансовых инструментов государством во многом зависит от их дополнения методами денежно-кредитного и административно-правового регулирования.

 

 

Налоговое регулирование

Особая роль в государственном регулировании принадлежит налоговой политике. До 90% поступлений в государственные финансы в странах с рыночной экономикой обеспечивают налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, безвозмездно взимаемые государством в установленном законом порядке в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Другим источником средств, поступающих в государственные финансы в странах рыночной экономики, являются доходы государства от собственности и предпринимательства. Как правило, государственная собственность бывает представлена не только предприятиями, находящимися в прямом административном подчинении и управляемых директивными методами, но в значительной мере - долей государства в капитале крупных акционерных предприятий промышленности, банков и страховых компаний. Как и другие акционеры, государство может реализовать свое право собственности как в участии через своих представителей в управлении ее объектами, так и в присвоении части доходов корпораций, образующей дополнительный источник денежных ресурсов государства.

Налоги являются одним из важнейших видов государственных доходов, которые получает государство на основании своих властных полномочий. Налог это обязательный платеж, который взимается в бюджет с юридических лиц и граждан.

Различают две основные группы налогов:

1. Прямого действия. Это налоги на процессы производства и обращения продукции - капитал, труд и землю.

Примеры - налог на прибыль, зарплату и другие трудовые доходы, на имущество, дарение и наследование, земельный налог и т.д. Налогоплательщик ощущает прямой налог непосредственным образом как недополучение дохода (изъятие его части).

2. Косвенного действия. Предметом налогообложения являются товары и услуги.

Косвенные налоги проявляются при распределении и потреблении, они распространяют свое действие на потребителя и представляют налоги на его расходы. Примеры - акцизы на товары и услуги, НДС, налог на продажу, таможенные тарифы, пошлины и сборы при оказании услуг.

Основные функции налогов:

1. фискальная (заключается в получении и аккумулировании налоговых платежей и формирование на их основе доходной части бюджета для финансирования государственных затрат)

2. социальная (ее сущность - в поддерживании социального равновесия через сокращение большого расхождения реальных доходов отдельных социальных групп населения)

3. регулирующая (ее сущность в том, что посредством налоговых рычагов происходит стимулирование (дестимулирование) определенных форм экономической деятельности, производства и потребления, отраслей и регионов).

Налоговая система - совокупность взимаемых государством в данной стране налогов, правила налогообложения и органы, реализующие налоговые функции.

В систему налоговых органов входят органы сбора налогов в лице налоговой инспекции и надзора за внесением налогов в лице налоговой полиции.

Политика учетной ставки.

ЦБ выступает в качестве основного кредитора всех других банков. Ставка по таким кредитам называется учетной ставкой. Разница между учетной ставкой и ставками коммерческих банков является источником прибыли для последних. ЦБ имеет право в любое время изменить эту ставку. Повышая ее, он ограничивает спрос на заемные средства со стороны коммерческих банков, снижая ее, - стимулирует этот спрос. Снижение ставки также стимулирует частный сектор к новым инвестициям.

Структурная политика

Существующая структура экономики сложилась под влиянием длительных процессов общественного разделения труда, формирования социальной структуры общества, роста и усложнения потребностей человека, научно-технического прогресса, а следовательно, усложнения производительных сил.

  Государственная структурная политика является частью системной экономической политики. Она выражает отношение государства к структуре и структурным преобразованиям как средству решения стратегических и тактических задач в экономике и социальной сфере, определяет цели, задачи, направления, а также механизм деятельности органов государственной власти. Степень оптимальности пропорций и структурных экономических построений оценивается с позиции критерия наивысшей, дифференцированной экономической эффективности функционирования рыночной экономики.

Соотношения, которые отражают взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными частями экономики в процессе ее развития, характеризуются понятием «структура экономики».  

Для государственного регулирования наибольшее значение имеют следующие основные виды структурных соотношений - воспроизводственная, отраслевая, социальная, региональная, внешней торговли.

Воспроизводственную структуру характеризуют соотношения:

1. Между производством средств производства и производством предметов потребления.

2. Между возмещением использованных средств производства и вновь созданной стоимостью.

3.  Между потреблением и накоплением.

4. Между производственными областями и инфраструктурой.

Отраслевая структура характеризует вклад отдельных производств, отраслей, межотраслевых комплексов в воспроизводство ВВП.

Региональная (территориальная) структура экономики характеризует взнос отдельных регионов в воспроизводство ВВП.

Социальная структура отражает распределение национальной экономики по организационно-правовыми формам хозяйствования, уровню доходов и жизни населения.

Своеобразным зеркалом состояния экономики является структура внешней торговли.

Структурная политика государства это обоснование целей и характера структурных преобразований, определение комплекса мероприятий по поддержке развития тех элементов экономической системы, которые обеспечивают экономический рост и решение актуальных проблем настоящего.

Существует два типа структурной политики:

1. Пассивная структурная политика - государство создает правовую базу для свободного перелива капитала и труда из одних отраслей в другие, но непосредственно не вмешивается в эти процессы. Структура изменяется только вследствие изменений в нормах прибыли.

    2. Активная структурная политика - государство с помощью системы мер и средств влияет на ускорение прогрессивных структурных сдвигов. Возможенцелый комплекс мероприятий: стимулирование перелива капитала в приоритетные отрасли; стимулирование развития отраслей, которые ускоряют внедрение достижений НТП; защиту и предоставление финансовой помощи отраслям, которые находятся в состоянии упадка и требуют коренной реконструкции производственного аппарата; свертывание части производств в депрессивных отраслях и т.п.

Концепция активной структурной политики основывается на четком определении наиболее эффективных направлений структурной трансформации экономики.

На данном этапе экономического развития к основным направлениям государственной структурной политики следует отнести:

1. Рост производства в отраслях, которые обеспечивают значительную часть экспорта готовой продукции.

2. Рост производства в отраслях, которые способны на внутреннем рынке заменить импортную продукцию.

3. Развитие производства товаров, конкурентоспособных на мировом рынке.

4. Поддержка производств, которые используют ресурсосберегающие технологии.

5. Рост производства в отраслях, которые способны повысить научно-технический уровень и качество продукции.

6. Развитие конкуренции через реструктуризацию и диверсификацию производства.

7. Развитие производства сырья, полуфабрикатов и комплектующих для замены импортируемых.

В настоящее время в России наблюдается процесс структурной деградации промышленности, выразившийся в трансформации структуры в сторону первичных, неквалифицированных. менее сложных в технологическом отношении производств, что, безусловно, влечет за собой как усиление зависимости национальной экономики от мирового рынка, так и последующую деградацию научно-технического потенциала страны.

При обсуждении структурной перестройки экономики России наиболее важными вопросами остаются:

1. конверсия отраслей военно-промышленного комплекса;

2. поддержка и развитие малого предпринимательства. 

3. политика поддержки и развития отраслей реального сектора экономики.

В проводимых в России экономических реформах и перестройке системы управления важную роль играет реорганизация деятельности предприятий военно-промышленного комплекса. Частичная или полная переориентация предприятий (производственных мощностей, научно-технического потенциала и трудовых ресурсов) с военных на гражданские нужды представляет собой конверсию.

Приоритетами в сфере конверсии ВПК являются:

· формирование национальных научных центров по важнейшим (прорывным) технологиям;

· создание финансово-промышленных групп, технопарков, основанных на использовании технологий двойного на значения;

· образование транснациональных компаний, новых производств на основе прорывных и конкурентоспособных технологий как форм участия в мировом разделении труда;

· переход в полном объеме к государственной контрактной системе размещения заказов для нужд государства;

· нормативно-правовое обеспечение экономического механизма, соответствующего особенностям организации и экономики военно-промышленного комплекса.

Реальный сектор экономики - сектор экономики, связанный непосредственно с материальным производством, получением прибыли и наполнением бюджета.

    Для государства необходима поддержка функционирования реального сектора экономики, которая, в основном реализуется через механизм стимулирования инвестиционной активности в данных сферах, а также создания налоговых льгот.

 

Цели и задачи

     

 

Направления

 

   

 

 

 

 

   

 Подготовка комплексной ресурсной базы

Оптимизация

отраслевой

  структуры

саморазвития

экономики

(расширенного

Экономики и иерархической еѐ конструкции

Общественного воспроизводства)

   

Реструктурирование

 

первичного

 Создание всех ресурсных предпосылок смены

производственного

звена.

Корпоратизация

технологических укладов, постепенного перехода на

экономики

 

 

 

   

Инновационный тип развития

   

Развитие

федерализации

экономических

Обеспечение

наибольшего

энерго- и

отношений

 

 

 

   

ресурсосбережения за счет приоритетного развития

 Интеграция науки, производства и рынка

научно-технической и инновационной сфер

 

 Стремление к динамическому оптимуму

   

 

     

накопления

и

потребления,

 

а также
   

 

     

производственного, общественного и личного

   

 

     

потребления

 

 

 

   

Пропорциональное

развитие

всех форм

 Оптимизация соотношения крупных и малых

собственности

по

критерию

наивысшей

Форм в производстве и рыночном распределении

Результативности развития экономики

   

Содействие

формированию

социально-

Обеспечение

конкурентоспособности

и

Экономических комплексов субъектов Федерации как

экономической

устойчивости первичного

и

Базы выполнения ими своих прав и обязанностей

Корпоративного звена экономики

   

 Приоритетное развитие образовательной и

Выравнивание

уровней

социально-

научно-технической сфер

 

   
   

 

       

 

 

 

 

   

Экономического развития регионов

Выведение

из

хозяйственного

Формирование конкурентной среды

Оборота неэффективных производств

 

 Решение проблемы занятости населения,

 Активизация инвестиционной деятельности и

Снижения безработицы

 

Структурирование инвестиционных потоков

 Формирование и развитие собственных ниш на

Обеспечение

реального

перелива

Мировых рынках наукоемких товаров и услуг

производительного капитала в отрасли и виды

Содействие экономической безопасности

деятельности. Связанные с государственными

 Развитие экспорта и импорта

приоритетами.

 

 

Формирование

социально-экономических

 Развитие образования и подвижности рабочей

Комплексов субъектов Федерации

силы

 

 

 

 

 

 

 Стимулирование спроса на продукцию

 

 

 

Приоритетной отрасли, сферы деятельности

                                 

 

 

Вся совокупность форм и методов реализации государственной структурной политики по критерию преимущественной направленности на тот или иной объект может быть условно подразделена на четыре блока.

 

Первый, макроэкономический, блок включает совокупность методов, воздействующих на основный макроэкономические пропорции и структурные связи, а также формирующие структурные взаимодействия национальной экономической системы с суперсистемой мирового хозяйства.

Во втором, региональном, блоке сосредоточены методы, позволяющие государственным органам Федерального центра перестраивать экономическую структуру народного хозяйства с учетом развития федеративных отношений в России, т.е. формировать экономическую базу субъектов Федерации, выравнивая их социально-экономический уровень развития.

В третий блок входит группа методов, связанных с повышением экономической устойчивости, особой активности во всех процессах основных субъектов рынка, т.е. предприятий, корпораций, научных учреждений, прочих первичных хозяйственных систем.

Четвертый, институциональный, блок методов призван решить задачи создания общих благоприятных условий для структурных преобразований, включая формирование наиболее привлекательного инвестиционного климата дифференцированно по отраслям, регионам, экономических зонам.

 

 

ЛЕКЦИЯ ЗА 31 МАРТА 2020

ЛЕКЦИЯ ЗА 17 МАРТА 2020

Модели взаимоотношений государства и экономики

 

В мировой экономической литературе представлен разнообразный спектр мнений относительно места, роли, целей и возможностей государственного вмешательства в рыночную экономическую систему. При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства.

В различные эпохи господствовали различные взгляды на модель взаимоотношений государства и экономики:

1. Меркантилизм: активное вмешательство государства в экономику необходимо. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого являлись меркантилисты, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке должно способствовать накоплению золота и серебра в стране, проводить политику развития и защиты собственной промышленности.

2. Физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laissez-faire, означающий требование свободы, свободы торговли в первую очередь. Главная функция государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.

3. Классическая школа политэкономии - развивалась в эпоху промышленного переворота и выражала интересы промышленной буржуазии. Продолжение идей физиократов и полный отказ от взглядов меркантилистов. А.Смит и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. Государство должно выполнять три обязанности:

- ограждать общество от насилия и вторжений других обществ;

- ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, т.е. обеспечить эффективное правосудие;

- создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть ими покрыты.

4. Неоклассическая школа: создана теория рыночного равновесия и сформулированы закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Государственное регулирование считали вредным.

    

Современная экономическая наука, формирующая теоретический базис экономической политики, развивается в русле следующих основных направлений:

1. Неоклассического;

2. Неокейнсианского;

3. Ордолиберального;

4. Институционально-социального (социологического).

 

 

Экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции и заставили обратить внимание неоклассиков на возможные “сбои рынка”, с которыми он самостоятельно справиться не может. К причинам, вызывающим “сбои рынка”, относятся экстерналии, или внешние эффекты, необходимость создания общественных благ.

Потребовались поддерживающие и корректирующие меры государства, задачами которого стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты.

Кризис 30-х годов, а также политические, социальные и экономические проблемы, появившиеся после первой и второй мировых войн, подорвали доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики. 

Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Школа и практика управления экономикой получила название кейнсианства (5). Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, давая и прибыли предпринимателям. Таким образом, в 30-х годах капитализм исчез и был заменен смешанной экономикой. Триумфом кейнсианства считаются 50-е - начало 70-х годов.

Дефициты государственных бюджетов, высокий уровень инфляции, нефтяной кризис 70-х годов вызвал претензии к кейнсианским идеям. Главные позиции заняли представители новых направлений:

 

 

Неоклассическое направление

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.204 с.)