Сам человек – кузнец своего счастья. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сам человек – кузнец своего счастья.



«Всяк своего счастья кузнец» – эта фраза, ставшая крылатой, приписывается римскому консулу Аппию Клавдию (конец IV в. до н.э.). С тех пор на протяжении веков люди снова и снова возвращались к этой мысли, заложенной в древней пословице. На этом также настаивают отечественные и зарубежные психологи. В отечественной психологии при рассмотрении активности человека в своей жизнедеятельности используется понятие субъекта. Обретая качество субъекта, человек проявляет способность к самодетерминации собственного бытия, что проявляется в стремлении быть причиной своей собственной активности и обладать одной из самых главных ценностей – нашей собственной жизнью. Таким образом, субъектность – способность выступать первопричиной собственной активности.

Категория субъекта в настоящее время рассматривается как высший уровень развития личности, а непрерывное развитие и совершенствование является отличительной особенностью субъектного образа жизни.

 

Процесс становления субъекта носит названия субъектогенеза. Субъектогенез – это многоэтапный процесс, в число основных стадий которого входят:

- принятие человеком на себя ответственности за не предрешенный заранее исход своих действий (проявление себя как субъекта предстоящего действия);

- переживание возможности реализации различных вариантов будущего, своей причастности к построению образа желаемого результата и своей способности реализовать задуманное (проявление себя как субъекта целеполагания);

- реализация открывающихся возможностей в совершаемых по собственной воле действиях (проявление себя как субъекта слагающих совершаемого «здесь и теперь» действия);

- принятие ответственного решения о прекращении действия (субъект прекращения действия);

- осмысленная оценка результата как личностно значимого новообразования, детерминированного собственной активностью (проявление себя как субъекта состоявшегося действия);

- восприятие себя как полноправного субъекта (осознание пути становления своей субъектности, того, как Я это сделал).

 

 

Отсутствие какой-либо из перечисленных стадий субъектогенеза приводит к тому, что человек не берёт на себя ответственность даже за то, что сделано его собственными руками.

Пропуск, «дефект» первой из перечисленных стадий, на которой происходит принятие ответственности за непредрешенный заранее исход своих действий, позволяет человеку вполне искренне, спокойно или даже с негодованием заявить: «Я только выполнял приказ!», «Такое было время», «Я действовал по воле обстоятельств», «Был не в себе (болен, расстроен, «выпивши»)».

При пропуске второй стадии (т.е. при отсутствии понимания своей причастности к построению образа желаемого результата и своей способности желаемое реализовать) даже в случае своей собственной неудачи, человек может не без некоторого удовлетворения сказать: «Ну, а я-то что говорил?!» или, казалось бы, не к месту посетовать, несмотря на везение: «А я-то считал, что...».

Примером пропуска третьей стадии (т.е. в ситуации, когда человек не воспринимает совершаемое им в данный момент как свое свободное волеизъявление) может служить знаменитая фраза из Ильфа и Петрова «Остапа несло». О подобной ситуации могут сигнализировать оправдания типа «Коль скоро начал, то надо было доводить до конца», «я это делал потому, что этого требовала данная ситуация», «так складывались обстоятельства». Подобные оправдания роднит стремление человека объяснять не то, с какой целью он действовал, а то, что его вынудило так действовать.

Ряд последствий пропуска четвертой стадии, на которой должно было быть принято ответственное решение о завершении совершаемых действий, в психологии хорошо известны благодаря Б.Ф. Зейгарник (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%B9%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA,_%D0%91%D0%BB%D1%8E%D0%BC%D0%B0_%D0%92%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0). По сути, здесь речь идет об эффекте незавершенного действия. Кроме связанных с этим эффектом особенностей протекания процессов запоминания, сигналом о пропуске этой стадии могут быть парадоксально радостные в ситуации собственной неудачи возгласы типа: «Я же говорил, что надо бы еще (уже)...» и не менее удивительные в случае удачи проявления разочарования: «А я ведь хотел еще (уже)...».

Когда отсутствует заключительная стадия субъектогенеза, на которой полученному результату дается осмысленная оценка как личностно значимому новообразованию, детерминированному собственной активностью, то можно слышать оправдания типа «так вышло», «бес попутал», удивление и раздражение: «А чему, собственно, радоваться?», безразличное: «Ну и что?», недоуменное: «Вот повезло (не повезло)» и т.п. Такие высказывания не возникают, если человек осознал то, каким образом он получил новый результат, и если этот результат вызывает у него переживания субъективной личностной значимости достигнутого.

Итак, субъектные характеристики выражают важнейшее качество счастливой жизни, являясь показателем того, что в процессе реальных событий и практических дел преодолеваются личностные противоречия, решаются жизненные проблемы, осуществляются планы и надежды на будущее и удается, что очень важно, определиться в главном деле своей жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.004 с.)