Тема 1. Что наполняет жизнь смыслом? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Что наполняет жизнь смыслом?



Тема 1. Что наполняет жизнь смыслом?

Учебные вопросы:

1. Сущность мечты.

2. Содержание мечтаний

 

Введение

В рамках этой темы будут рассмотрены: сущность мечты, мечтания, содержание мечтаний, отличия мечты от иных образов воображения.

 

 

 

1. Сущность мечты.

Что такое «мечта»?

На протяжении тысячелетий человек менялся, развивалась его способность адаптироваться к окружающей действительности. На определенном этапе у человека появилась уникальная и необыкновенная, отличающая его от представителей животного мира, способность самому воздействовать на окружающий мир и изменять его по собственному замыслу.

В воздействии животных на окружающую среду и изменяющем воздействии человека на окружающий его мир существуют принципиальные различия.

Поведение животных подчинено инстинктам, а также условным рефлексам.

Инстинкты, составляющие основу поведения животных, являются врожденными, генетически обусловленными и проявляются специфическим образом у представителей того или иного вида в форме разворачивающейся программы автоматических действий.

Условные рефлексы вырабатываются у животных посредством дрессировки. По наследству условные рефлексы не передаются, т.е. формируются у каждой особи прижизненно. Для выработки условных рефлексов в процессе дрессировки используются различные сигналы, например, звуковые, пищевые раздражители, жесты, вызывающие у животных необходимую реакцию, которую пытается закрепить дрессировщик. В дальнейшем, поданный дрессировщиком сигнал провоцирует определенную поведенческую реакцию у животного.

В отличие от животных поведение человека в меньшей степени подчинено инстинктам. Он не просто приспосабливается к существующим условиям, а может менять условия своего существования, воздействуя на предметы окружающей среды согласно сложившимся у него в сознании представлениям о том, чего он хочет получить, какой результат его устроит. При этом человек действует, воплощая свои замыслы, планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели, удерживая в голове образ результата, который его устроит.

Таким образом, прежде чем действовать, человек создает в своем сознании образ, которого в реальности еще не существует. Основой для создания такого нового образа являются разнообразные представления человека – образы предметов и явлений, которые ранее им воспринимались и в данный момент не воздействуют на органы чувств, суммирующиеся в индивидуальный опыт человека.

В психологии – науке, изучающей механизмы и закономерности психики людей, процесс создания новых образов называется воображением.

Одним из типов воображения является мечта – это образ воображения, направленного на желаемое будущее.

 

Содержание мечтаний

О чем мечтают люди?

Ученые заявляют, что способность мечтать и содержание мечтаний изменяется с возрастом.

Как отмечал отечественный ученый Борис Игнатьевич Додонов (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%98%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87), в детском и подростковом возрасте предмет желаний часто бывает настолько нереальным, что его неосуществимость осознают даже сами мечтатели. Эти мечты можно назвать мечтами-играми. Такое мечтание-фантазирование, подобно игре и сказке, является не только неизбежным, но и необходимым элементом душевной жизни развивающейся личности

Ребенок в мечтах проецирует свое отношение к окружающему миру и осваивает окружающий мир. Отечественные и зарубежные психологи видят тесную связь мечты с детской сюжетно-ролевой игрой, которая наиболее ярко разворачивается в дошкольном детстве – в 5-6 лет. В сюжетно-ролевой игре ребенок представляет себя кем-то, выбрав интересную для себя роль, и действует согласно своим представлениям о ролевом поведении и деятельности. Дети могут играть в своих родителей, представлять себя людьми тех или иных профессий, могут проигрывать поведение даже вымышленных супер-героев.

 

 В игре дети осваивают будущие роли, которые пока им не доступны, и проектируют свое будущее. Когда спрашиваешь у ребенка, о чем он мечтает – он называет те предметы, которых у него нет, говорит о том, кем он хочет стать, когда вырастет и где оказаться. Проявление мечты как синтеза наиболее важных ценностей и целей человека, формирующееся и впервые возникающее в старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) и является одним из первых актов творчества, авторства собственной жизни. В пользу того, что мечта возникает именно в этом возрасте, говорят самоотчеты подростков и взрослых людей, которые относят первые воспоминания о мечте или похожей игре к 5–6-летнему возрасту.

 

С возрастом мечты становятся все более рациональными и значение «проектирующей» функции мечты возрастает. В юношеском возрасте эта функция мечты наиболее значима. Именно в юношеском возрасте в процесс профессионального и жизненного самоопределения человек разрабатывает и приступает к самостоятельной реализации своего главного проекта под названием «Жизнь». И во взрослом возрасте тоже мечты позволяют сформировать образы реализации актуальных потребностей. Продуктивной функцией мечтаний в юношеском возрасте и у взрослых является «проектирование» реализации актуальных высших потребностей. Например, потребности помогать другим, улучшить мир, сделать близких более счастливыми. В мечтах эти потребности получают варианты своего возможного воплощения. И уже от самого человека зависит, будет ли реализована эта мечта.

 

Отказ от реализации мечтаний юности в более старшем возрасте может приводить к разочарованию и неудовлетворению тем, как сложилась жизнь. Иногда могут предприниматься попытки «вернуться в прошлое», чтобы все-таки реализовать задуманное. В ряде случаев можно наблюдать «компенсирующее» поведение, когда мечта реализуется частично, с учетом на поправки реальности.

Итак, способность мечтать является важным механизмом развития личности на разных этапах её жизни. Сохранение способности к мечтанию и реализация мечты становится одним из условий полноценной, насыщенной, глубоко проживаемой жизни.

Можно выделить разную направленность мечтаний:

• утилитарная (дом, машина, деньги и т.д.);

Например, утилитарная направленность мечты обозначается в этом сочинении молодой девушки: «… У каждого человека есть заветная мечта. Если люди перестанут мечтать и верить в свои желания, мир перестанет существовать в плане развития. Утопия у всех разная. Один страстно мечтает попасть на необитаемый остров, где будет наслаждаться океаном и зеленью, другой в то же время стать знаменитым поэтом или писателем.

Кто-то хочет новую машину или завести маленькую собачку.

Мечта — это другой мир и реальность, где нет ограничений на желаемый предмет или пространство. Мечтами и надеждами живет человек, верой в лучшее, что есть на земле.

У меня, как у любого, есть своя заветная мечта. Помимо нее есть еще несколько. Каждый день, засыпая со своей новой мечтой, встаешь в прекрасном настроении. Иногда не успеваешь до конца помечтать, засыпаешь крепким сном.

Недавно несколько вечеров подряд представляла дом моей мечты. Устав от городской суеты, бесконечных очередей, я пробралась сквозь пространство и очутилась на лесной поляне.

Вот именно там стоял мой дом. Он не очень больших размеров, деревянный, всего три комнаты. Сначала я их обставляю по своему желанию. Мебель старинная, но отреставрированная. В гостиной стоит большой книжный шкаф, полки которого заставлены книгами классиков из разных стран.

Обязательно присутствует камин, сундук из красного дерева, кресло-качалка и диван. В спальне стоит огромных размеров дубовая кровать с мягкими перинами и подушками, шкаф для одежды и старинное зеркало, доставшееся от прабабушки. Посреди кухни находится большой стол и стулья. Стены завешаны картинами известных художников. В доме свежо и уютно.

Неподалеку березовая роща окружает его со всех сторон. Но самое прекрасное место – это поляна возле моего дома. Растут на ней только нежные ромашки. Слепит глаза от желто-белых красок, переливающихся на ласковом солнышке.

А ближе к лесу находится небольшая кристально-чистая речка. Подойдя к ней, можно увидеть рыбок, резвящихся там.

Возле дома на березах есть гамак, я располагаюсь в нем поудобнее и наслаждаюсь музыкой природы. Долетает голос кукушки из чащи изумрудного леса, рядом стрекочут кузнечики, слышно журчание воды в речке. Потом возвращаюсь в дом и сижу всю ночь возле горящего камина, наблюдая, как играют искорки. Под свою мечту засыпаю, и во сне обязательно приснится дом моей мечты.

Мечта человеку очень нужна, без нее будет не интересно жить, она поможет преодолеть препятствия в нашей жизни. Когда есть мечта, люди знают, к чему они стремятся, а не попусту проживают жизнь».

 

• социальная (семья, друзья и т.д.);

Например, эта направленность мечты прослеживается в следующих фрагментах эссе студентов:

«Через тридцать лет у меня будет любящий муж и двое детей. Мы будем жить в большой, обустроенной квартире. Мы будем с мужем очень счастливы, Я буду смотреть на те вещи, из-за которых переживаю сейчас, и думать, как хорошо, что это прошло».

«…мне бы хотелось сказать об одной мечте, об одном большом желании, которое часто занимает мои мысли, нередко приводя к грустным выводам. Я имею в виду человеческие отношения. Я часто вспоминаю раннее детство: много друзей, радость, веселье, беззаботные игры во дворе. Становясь старше, я стала замечать, как мы, иногда сами того не замечая, теряем своих друзей, становимся серьезнее, начинаем заниматься какими-то личными делами и утрачиваем то, что связывает между собой людей. Мы замыкаемся в себе, становимся суше, грубее, холоднее. Это на самом деле очень грустно. В жизни каждого человека, на мой взгляд, должен быть друг. Причем друг настоящий, на которого можно положиться в любой ситуации, которому можно доверить любую тайну, который даст совет, разделит с тобой радость и беду, в любой момент придет на помощь.

Как-то мне на глаза попалась фраза: «Спрошенный о том, что такое друг, Зенон ответил: другой я». И это правильно, ведь друг должен быть таким, которому ты можешь доверять, как самому себе, который способен мыслить, чувствовать точно так же, как ты, видеть то же, что и ты, даже немного больше. Потому что настоящий друг может и должен замечать не только твои достоинства, но и недостатки. И он должен обязательно указывать тебе на них. Я действительно мечтаю иметь таких друзей».

• профессиональная (интересная работа, карьера, свое дело, высокий статус и т.д.);

О направленности мечты маленького мальчика на работу полицейским рассказано в следующей истории: «Когда филиппинская студентка Джойс Торрефранка разместила в Фейсбуке фотографии мальчика, встреченного ею на улице, она и представить не могла, что это изменит его судьбу.

На фото, которое Джойс сделала 23 июня в филиппинском городе Мандауэ, мальчик, соорудив себе из какой-то табуретки импровизированный стол, делает уроки при свете из окон местного Макдоналдса. «Меня вдохновляет этот малыш», – написала девушка.

Как пишет Huffington Post, в следующие несколько дней фотографии мальчика разошлись по сети, став очень популярными. Это заставило местный телеканал заняться поисками ребенка. Вскоре он был найден в магазинчике неподалеку от места, где были сделаны фотографии. Там работает мама девятилетнего Даниэля Кабреры. Отец мальчика умер два года назад, а хижина, где они жили, сгорела. Семья, в которой, кроме Даниэля, еще несколько детей, едва сводит концы с концами. У них нет постоянного жилья и они ночуют то в магазине, где работает мать, то прямо на улице. Кристина, мама Даниэля, зарабатывает менее двух долларов в день, даже подрабатывая в качестве помощницы по хозяйству.

Несмотря на все трудности, Даниэль, по словам матери, изо всех сил старается не пропускать школу, хотя у него нет денег даже на школьные завтраки, и всегда делать домашние задания. Его мечта – вырваться из бедности и стать полицейским. Об этом Даниэль рассказал, когда его с мамой пригласили на местное радио.

За несколько недель, прошедших с того момента, как филиппинская студентка сфотографировала Даниэля, о нем написали не только местные, но и крупные мировые издания. С тех пор как история мальчика стала известной, в его жизни и жизни его семьи произошли большие изменения к лучшему: во-первых, Даниэль получил стипендию на обучение, во-вторых, Кристина получила грант на открытие собственного дела, а в-третьих, местная полиция выделила семье деньги и продукты питания.

Сама Джойс потрясена тем, что может сделать «простое фото». «Спасибо всем, кто поделился этими фотографиями. Мы смогли помочь Даниэлю в достижении его мечты. Я надеюсь, что история Даниэля еще будет трогать наши сердца, и, помня ее, мы всегда сможем справиться с любой ситуацией в жизни», – написала девушка».

Вот так один фотоснимок, внимательное отношение к тому, кто случайно оказался рядом, может сделать жизнь чуточку лучше! Не проходите мимо!

• альтруистическая (благополучие России, создание семейного детского дома, реализация какого-либо социального проекта и т.д.).

Например, альтруистическая направленность мечты наблюдается у волонтеров – людей, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Почему люди становятся волонтерами? Причины могут быть разные. Но главное, все начинается с благородной мечты – помогать людям!

Особенностью волонтерской деятельностью является то, что человек, заботясь о благе для других – получает в ответ положительные эмоции, много общения и проведенного с пользой времени,возможности развивать свои силы и способности, получать новый опыт и делиться своим опытом с другими, что помогает в последствии и построить карьеру, и заслужить авторитет, и самореализоваться в жизни. Обо всем этом можно узнать из «волонтерских историй» (http://volonter.mggu-sh.ru/about/histories)– из уст самих ребят-волонтеров

 

Заключение

 

Итак, жизненный путь человека во многом определяется теми выборами, которые сам человек делает в определенные моменты своей жизни. Важнейшим ориентиром на жизненном пути для каждого из нас является образ желаемого будущего – наша мечта. Современные исследования показывают, что ее осознание, целенаправленное следование по пути ее достижения – важнейший фактор психологической устойчивости человека и субъективного благополучия. Понимание сути собственной мечты помогает человеку преодолеть проблему неопределенности и служит основанием для выбора того или итого варианта построения собственной жизни, который сулит благополучие ему самому, его семье и обществу в целом.

 

Тема 2. Чем я должен располагать для реализации замыслов?

Учебные вопросы:

1. Счастье.

2. Цель.

3. Ресурсы

 

Введение

В этой теме остановимся на важном понятии современной позитивной психологии - счастье, специфике его содержания, цели и ресурсах ее достижения.

Счастье

Цель.

 

О критериях оценки цели.

Каким параметрам должна соответствовать цель? Оценку качества цели можно провести с помощью SMART-теста. Этот метод оценки эффективности цели был разработан в менеджменте (от англ. management – управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять), под которым понимается совокупность методов, форм и средств управления производством, позволяющая использовать его наиболее эффективно.

Этот тест показал свою эффективность при рассмотрении целей различных проектов из разных сфер деятельности человека, в том числе целей глобального проекта человека под названием «Жизнь».

 

Название этого теста – SMART – образовано первыми буквами английских слов, обозначающих следующие критерии оценки формулировки цели(ей) проекта:

1. конкретность (specific),

2. измеримость (measurable),

3. достижимость (achievable),

4. выгодность (rewarding),

5. временные рамки (time bound).

 

Проверка соответствия формулировки цели названным критериям производится путем ответов на следующий перечень вопросов.

1. Конкретность. Что конкретно я хочу? Есть ли точное выражение того, что именно должно быть получено в итоге реализации части проекта, предназначенной для достижения данной цели? Четко ли определено, что именно относится к данной цели? Цель должна быть четко и ясно определена, человек должен понимать к какому результату ему надо двигаться. Неясные, нечетко сформулированные цели – бесполезны, они не обладают достаточной направленностью и побудительной силой. Правильно поставленная цель дает возможность обоснованно ответить на вопрос – достигнута цель или нет.

2. Измеримость. Как я узнаю, что достиг цели? Можно ли цель однозначно определить с помощью графиков, показателей, статистических данных? Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельных частей? Сможет ли третья сторона однозначно определить, достигнута цель или нет? Цель должна быть сформулирована так, чтобы человек мог с легкостью определить достигнута она или нет. Без способа измерения успеха человек не может в полной мере ощутить, что действительного чего-то достиг.  

3. Достижимость. Можно ли вообще достичь эту цель? Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов? Можно ли ее достичь при возникновении прогнозируемых затруднений? Когда человек перед собой ставит слишком сложные цели, они кажутся ему нереалистичными, и у человека снижается уверенность в себе, ему страшно приступать к осуществлению нового шага. Слишком легкие цели, которые не предполагают приложение усилий и упорный труд, наоборот, не дают себя почувствовать хозяином положения и своей жизни, могут привести к обесцениванию и разочарованию в себе. Требуется найти баланс между реалистичностью и ее сложностью. Цели, требующие от человека «поднятия планки», обретения, развития потенциала, личностного роста – приносят наибольшее удовлетворение при их достижении.

4. Выгодность. Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, иными заинтересованными сторонами? Кто именно и какую конкретно выгоду сможет извлечь из достижения данной цели? Вносит ли достижение данной цели существенный вклад в достижение целей более высокого порядка? Цели должны формулироваться в соответствии с вашими профессиональными устремлениями, должны быть последовательно связаны с целями разных порядков, ценностями и жизненными представлениями.  

5. Временные рамки. Какое время отведено на достижение данной цели? Достаточно ли выделенного времени для реального достижения данной цели? Установлена ли точная дата, когда цель будет достигнута? Цели должны иметь заданный срок. Когда человек осуществляет свою деятельность в определенный временных рамках, чувство неотложности дел усиливается, и достижение цели происходит более продуктивное.

Как это работает на деле?

К примеру, у вас есть намерение построить дом.

 

Первым делом нам нужна конкретность. Задаем себе вопрос: «Какой именно дом я хочу построить?». Отвечаем: «Я хочу построить дом из керамического кирпича со всеми коммуникациями, одноэтажный, с гаражом и террасой». Для наглядности дом можно даже нарисовать или найти картинку с домом вашей мечты в интернете. Но и эта цель еще не достаточно конкретна. Ведь нужно определиться с местом постройки!

 

Конкретная цель делает ее измеримой.

 

Будет ли такая цель достижима? Скорее всего, если вы умелый строитель, для вас построить дом – вполне посильная задача. Если нет – потребуется помощь специалистов. И тут опять нужна конкретность: к каким строителям и иным специалистам нужно обращаться. И сколько средств потребуется на строительные и иные материалы, на оплату рабочим, и где их взять, если требуемой суммы пока нет в наличии.

 

Насколько реальная поставленная цель. В наши дни построить дом не проблема. Вполне возможно в вашем окружении есть люди, которым удалось построить дом. В общении с ними вы можете получить больше информации о возможностях и помехах на пути реализации цели. Поэтому смело заявляем, что цель полностью реальная.

 

И наконец, временные рамки. Вы можете строить своей мечты всю жизнь. И мучиться из-за долгостроя. Если вы поставите определенные реальные сроки, правильно спланировав цель, то она будет достижима. Дом своей мечты можно построить за 5 лет. Это вполне приемлемый срок.

 

Наиболее частые ошибки при постановке целей:

- отсутствие конкретной формулировки;

- невозможность оценить результат;

- не обозначены сроки реализации цели. 

Например, студент ставит цель – выучить иностранный язык. Эта цель неконкретна. Какой именно из иностранных языков вы ставите себе цель выучить? Что значит выучить иностранный язык? В чем будет выражаться достигнутый результат? Это определенный уровень знания языка, количество слов, какой именно аспект языка будет развиваться: чтение, письмо, аудирование, общение? За какой период вы хотите достичь результат?

По этим же причинам мечта снежной бабы из шуточного мультфильма «Снежно-бабская шутка»(http://www.solnet.ee/games/mult_08.html) так и останется мечтой. Это также подтверждает и тестирование цели по технологии SMART.

 

Итак, цели, уложившиеся в систему SMART, настоящие, реалистичные, сильные.

Именно так рождались цели самых разнообразных проектов.

Например, ребята из Студенческого центра ресурсного сбережения (МГГУ им. М.А. Шолохова) задумывались над тем, как сберечь наш мир? Эта цель глобальна. И они поставили конкретную цель: установить во всех корпусах МГГУ им. М.А. Шолохова контейнеры для сбора отработанных батареек и аккумуляторов, регулярно осуществлять сбор для дальнейшей промышленной утилизации.

 

 

Вот еще один пример. Двенадцатилетний житель штата Миннесота Лукас Хоббс за свою короткую жизнь уже успел пережить тяжелые испытания. В течение нескольких месяцев он проходил курс лечения от онкологического заболевания. Поправившись, мальчик захотел отблагодарить всех, кто помогал ему во время болезни: ведь многие люди были ему совсем не знакомы. Он решил, что может это сделать, передвигаясь по округе на передвижном продуктовом фургоне и бесплатно раздавая всем желающим кексы, гамбургеры, пиццу и макароны. На реализацию этой цели были выделены средства благотворительной организацией. Благодаря ей, а также нескольким местным компаниям, занимающимся передвижными магазинами, теперь у Лукаса есть собственный продуктовый фургон, в котором он ездит по округе и бесплатно раздает всем желающим вкусные блюда. Лукас накормил уже более тысячи человек. (https://deti.mail.ru/news/12-letnij-malchik-nakormil-bolshe-tysyachi-chelove/)

 

 

У ребят – будущих волонтеров может возникнуть вопрос, а как волонтер может оценить реализованность свих целей, ощутить результат своего доброго дела? Этот результат вполне ощутим и очевиден внимательному человеку.

 

 

 

 

 

А еще добро возвращается добром и порождает вереницу добрый дел (https://www.youtube.com/watch?v=nwAYpLVyeFU)

 

 «Дерево целей»

Человек в своем главном проекте под названием «Жизнь» зачастую ставит не одну, а множество целей, касающихся его профессиональной, общественной деятельности и жизнедеятельности в целом, которые могут быть связаны друг с другом. В настоящее время существует удобная технология представления совокупности целей в виде системы – «Дерево целей».

«Дерево целей» представляет собой структурированную, построенную по иерархическому принципу (распределенная по уровням, т.е. ранжированная) совокупность целей проекта. В нем также выделены генеральная цель проекта («вершина дерева») и подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). 

«Дерево целей» связывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева. Нижние ярусы «дерева целей» образуют локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.

На приведенном ниже рисунке (рис. 1) представлен вариант построения «дерева целей» в ориентации на долгосрочную перспективу.

 

Рис. 1. «Дерево целей»

 

На рисунке вершине данного варианта «дерева целей» соответствует т.н. видение.

Видение – это то, что представляется наиболее желанным итогом реализации проекта. Это внушающий доверие образ будущего, которое наступит в случае успешного завершения проекта. Видение выполняет роль путеводной звезды, придавая смысл настоящему и стимулируя команду проекта к преодолению трудностей в их работе. Далее следует миссия как ответы на вопросы: «Зачем нужно воплотить в жизнь мою мечту?».

 

Каковы функции видения?

1. Видение побуждает: генерирует смысл, вызывает гордость, энтузиазм;

2. Видение направляет, позволяет определиться со своими намерениями, поставить цель;

3. Видение стабилизирует: мотивирует, стимулирует человека. 

Структура видения:

1) Вдохновляющий архетип, символ. Например, алые паруса – символ надежды и веры в осуществлении мечты

2) Красочный образ будущего. Видение вызывает позитивные эмоции.

 

- Прошлое как основа грядущего. Видение должно вызывать гордость

 

 

 

Примеры видения:

 

- Уинстон Черчилль «Звездный час Британии»

- Уолт Дисней «Место, где обретаю счастье!» (Диснейленд)

- Мартин Лютер Кинг «Есть у меня мечта!»

 

Определение видения и личной миссии предшествуют целеполаганию. Ценности – это идеальные эталоны должного, это основания наших оценок действительности, наши жизненные ориентиры. Человеку важно не просто удовлетворять свои потребности, устраняя состояние объективной нужды в чем-то. Для человека оказывается не менее значимым и то, как, каким путем, посредством чего эти потребности удовлетворяются. Вопросы «Как? Каким путем? Посредством чего?» решаются человеком с помощью существующих у него идеальных эталонов должного - его субъективных ценностей.

Исходя из видения, миссии и ценностей человека следует постановка целей, задач – тех шагов, которые надо осуществить для реализации поставленной цели, и отдельных заданий, которые человек будет выполнять каждый день.

Задача – это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя требования к результату, который надо получить и условия задачи. В сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо спе­циальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. решить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т.е. решить ряд задач практической деятельности.

 

Итак, у каждого из нас есть выбор: или плыть по течению своей жизни, которая не приносит удовлетворения или встать на путь успешного человека, который знает, чего хочет, и сам осознанно выбирает направление своего движения.

 

 

 

3. Ресурсы

 

В поиске предпосылок успеха

Какие характеристики личности, умения и навыки могут способствовать успеху человека в его начинаниях и делах? Этим вопросом задаются современные специалисты в области психологии.

Зарубежными специалистами в области подготовки и отбора кадров были введены термины «soft skills» и «hard skills» для обозначения тех самых качеств и навыков, которые могут способствовать профессиональному успеху.

Soft skills («софтскилз», англ. soft skills – «мягкие навыки» или «гибкие навыки») способности, умения и навыки, которые позволяют быть успешным в любой деятельности, независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Традиционно в психологии их относят к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидерство, умение общаться, вести переговоры, работать в команде, умение работать над собой и заниматься саморазвитием и самообразованием, управление временем, эрудированность, креативность и др.

Заметим, что Soft skills важны не только в профессиональной деятельности, но и в других сферах жизни. Большая часть навыков, используемых для достижения целей, – это Soft skills.

Институт Макса Планка в Мюнхене (Германия) выделяет следующие виды «мягких навыков», особенно важных в современном обществе:

1. Личностная динамика:

• чувство ответственности;

• стремление к достижениям;

• уверенность в себе;

• высокая мотивация.

2. Область межличностных отношений:

• контактность;

• объективная самооценка;

• сочувствие и сопереживание другим людям.

3. Стремление к успеху:

• самоотдача;

• мотивация к поддержанию статуса;

• склонность к систематизации;

• инициативность.

4. Выносливость:

• устойчивость к критике;

• устойчивость к неудачам;

• позитивная эмоциональная установка;

• твердость жизненной позиции;

• удовлетворенность работой.

Hard skills «хардскилз», англ. Hard skills – «твердые навыки») – это умения и навыки, связанные с конкретной выполняемой профессиональной деятельностью. Как правило, эти умения и навыки зафиксированы в профессиональных стандартах людей разных профессий, в образовательных стандартах подготовки специалистов, в должностных обязанностях работников разных специальностей и управленцев.

 

В настоящее время существуют также несколько моделей, описывающих успешную личность.

Компания Gallup Corporation, широко развернувшая свою деятельность на международном уровне, для оценки благополучия личности предлагает Гэллаповский определитель сильных сторон (Gallup Strengths Finder). Авторами этой модели являются сотрудники компании Gallup Corporation – Дональд Клифтон и Эдвард Андерсен. Ими было проведено крупномасштабное исследование тех психологических качеств, которые способствуют достижению успеха в делах. В итоге, было выделено 34 разнообразных и распространенных психологических качества, которые помогают людям преуспевать в жизни.

Сильные стороны согласно исследователям из Gallup:

1. Адаптивность (изменение себя в зависимости от требований окружающей среды, приспособление, гибкость).

2. Активация (энергия, чтобы взяться за дело и сделать его).

3. Аналитическое мышление (понимание причин и следствий, критическое мышление).

4. Вера (наличие глубоко укоренившихся ценностей, идей, поиск смысла жизни).

5. Включенность (помогать другим становиться цельными и успешными).

6. Воображение (креативность, оригинальность, новые идеи и концепции).

7. Гармония (способность находить точки соприкосновения, избегание конфликтов).

8. Дисциплина (организованность, умение укладываться во время, порядок и структуру).

9. Достижение (преследование целей, производительность, удовлетворение от достигнутого).

10. Значимость (большое стремление к признанию, напряженная работа).

11. Индивидуализация (восприятие других людей как личностей и признание их талантов, внимание к различиям).

12. Интеллект (умение мыслить во многих направлениях, интеллектуальные дискуссии, решения).

13. Информация (активное приобретение знаний, любопытство).

14. Исправление (признание проблем и способность их решить).

15. Коммуникация (объяснение, разъяснение, умение хорошо говорить).

16. Конкуренция (напряженная работа для достижения высокого результата, успех, желание выиграть, сравнение с другими).

17. Контекст (видеть исторические параллели, объективно оценить происходящее).

18. Максимализм (увеличение личного и группового уровня мастерства).

19. Обучение (получение удовольствия от процесса обучения, сосредоточенность на улучшении).

20. Ориентация на будущее (нацеленность на будущее, умение видеть возможности, побуждение к действию других).

21. Ответственность ( быть тем, на кого можно положиться, много обязанностей и обязательств).

22. Отношения (выстраивание близких отношении с людьми)

23. Позитивность (энтузиазм, оптимизм, возбуждение, стимулирование других).

24. Последовательность (равное отношение, справедливость, озабоченность вопросами добра и зла).

25. Развитие (видеть потенциал в других и помогать им его развивать).

26. Рассудительность (принятие правильных решений, обстоятельность, рассмотрение всех вариантов).

27. Руководство (умение справляться с конфликтами и кризисами, способность нести ответственность).

28. Самоутверждение (уверенность в себе, независимость мышления).

29. Связность (соединение идей или событий в осмысленное целое).

30. Стратегия (видение плюсов и минусов, понимание ситуации в целом, разработка адекватного плана действий).

31. Сфокусированность (определение приоритетов, установление направления, эффективность).

32. Умение расположить к себе (быстрое налаживание контакта с людьми, создание групп/отношений).

33. Упорядочивание (организация, координация, определение правильной комбинации людей и средств).

34. Эмпатия (понимание других, установление отношений поддержки).

 

Эти психологические качества были названы авторами талантами или достоинствами, которые прослеживаются на уровне мыслей, переживаний и поступков людей и проявляются в способностях. По мнению авторов, тот или иной талант (достоинство) или группа талантов в результате специальной подготовки и накопления опыта у человека могут стать его сильной стороной, демонстрацией мастерства, что обуславливает достижение стабильных высоких результатов в деятельности. Для развития сильных сторон



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.232 с.)