По мифу, эти огромные конюшни авгия, царя элиды, не убирались 30 лет, геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки алфей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По мифу, эти огромные конюшни авгия, царя элиды, не убирались 30 лет, геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки алфей.



Прочитайте текст.

 2.Сделайте задания. Ответы даны после упражнения. Выберите верный.

Текст фразеологизмов.

 Авгиевы конюшни, петь дифирамбы, аредовы веки, брить лоб, быльем поросло, возить воду, как аршин проглотил, ни аза´, золотая середина, к разбитому корыту, ариадны нить, вавилонское столпотворение, во все тяжкие, во всю ивановскую, заварилась каша, задним умом, косая сажень в плечах, от аза до ижицы, калиф на час, ахиллесова пята, до морковкина заговенья, за чечевичную похлёбку, казанская сирота, запретный плод, вторая натура, не фунт изюму, кисейная барышня, бочка данаид, заблудшая овца, зарывать талант в землю, как швед под полтавой, и книги в руки, как с гуся вода, от горшка два (три) вершка, маг и волшебник,геркулесовы столбы, иерихонская труба, как на маланьину свадьбу, китайская стена, колоть глаза, кусать локти, семи пядей во лбу, между молотом и наковальней, дамоклов меч, камня на камне, козёл отпущения, перейти рубикон, море по колено, на кривой не объедешь, молочные реки и кисельные берега, канул в лету, кость от кости, на седьмом небе, пригвоздить к позорному столбу, на мякине не проведёшь, небо коптить, муки тантала, обетованная земля, одним миром мазаны, разрубать гордиев узел, чужими руками жар загребать, шубы не сошьёшь, ни пава ни ворона, яблоко раздора, петь лазаря, плоть от плоти, отольются слёзы, палка о двух концах, сражаться с ветряными мельницами, тришкин кафтан, петь дифирамбы, по своему образу и подобию, пуп земли, рыть яму другому, садиться не в свои сани, плясать под дудку, разверзлись хляби небесные, святая святых, тяп да ляп, убить бобра, синяя птица, соль земли, умывать руки, стрелянный воробей, тряхнуть стариной, по щучьему велению, содом и гоморра, хлеб насущный, ставить всякое лыко в строку, хвататься за соломинку, подковать блоху, хождение по мукам, собаку съел, подковать блоху, рыльце в пуху, аннибалова клятва.

Упражнение №1.

1. Выпишите фразеологизмы, крылатые слова и выражения, относящиеся к греко-римской мифологии.

2. Определите их значение. 

3. Разъясните суть мифа, из которого взят данный фразеологизм.

Ответ к упражнению №1.

Авгиевы конюшни (книж.)

1). Очень загрязненное место, запущенное помещение.

2). Крайний беспорядок в делах.

По мифу, эти огромные конюшни Авгия, царя Элиды, не убирались 30 лет, Геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей.

Адриадны нить (книж.)

1). Способ помогающий выйти из трудного положения.

По мифу, Ариадна, дочь царя Миноса, помогла герою Тезею убить Минотавра (полубыка-получеловека) и выбраться из лабиринта с помощью нити (т.е. клубка ниток), прикрепленной у входа.

Ахиллесова пята (книж.)

1). Уязвимое место, слабая сторона.

По мифу, у Ахиллеса единственно уязвимым местом была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс.

4. Бочка данаи´д (книж.)

1). Совершенно бесполезная и бесконечная работа.

Согласно мифу, по требованию отца, Ливийского царя Даная, сорок девять дочерей из пятидесяти убили своих мужей в первую брачную ночь, за что были обречены вечно наполнять водой бездонную бочку.

Геркулесовы столбы (книж.)

1). Высшая, крайняя степень чего-либо.

По античному преданию, эти «столпы» на границе мира поставил Геркулес в память своих странствий по Европе и Африке.

6. Дамо´клов меч (книж.)

1). Постоянно угрожающая опасность.

Из древнегреческого предания о сиракузском тиране Дионисии Старшем (432-367гг. до н.э.), который, проучить одного из своих приближенных, завистника Дамокла, посадил его во время пира на свое место, повесив над головой Дамокла на конском волосе острый меч как символ тех опасностей, которые подстерегают тирана.

Канул в лету (книж.)

1). Бесследно исчезнуть, навсегда оказаться забытым.

Из античной мифологии река забвения Ле´та в подземном царстве.

8. Му´ки тантала (книж.)

1). Страдания от сознания близости желанной цели и невозможности её достигнуть.

Яблоко раздора (книжн.)

1). Причина ссоры.

Ответ к упражнению №2.

 

1. А´редовы веки (обл. устар.)

1). Прожить очень долго.

По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню («столп творения») высотой до неба; в наказание за дерзкую попытку бог «смещал» их языки, и строители перестали понимать друг друга.

Во все тяжкие (разг.).

1). С полным напряжением, отдачей сил (работать).

2). Безудержно, не зная предела.

Заблудшая овца (книжн.).

1). Сбившийся с верного жизненного пути человек.

Зарывать талант в землю.

1). Губить свои способности.

Камня на камне.

1). Решительно ничего не оставлять.

Козёл отпущения (ирон.).

1). Человек, на которого сваливают все грехи и проступки других; виновник.

На седьмом небе.

1). Быть безмерно счастливым.

Обетованная земля (книж.).

1). Место, куда кто-либо сильно стремится, мечтает попасть.

2). Место, где царит довольство и счастье.

3). Желанный, благодатный край.

Петь лазаря (неодобр.).

1). Прикидываться несчастным с целью разжалобить кого-либо; жаловаться на свою судьбу.

2). Получить по заслугам, будет помнить.

Плоть от плоти (высок.).

1). Родной ребёнок.

2). Порождение, детище кого-либо или чего-либо.

Из библии (в связи с легендой о сотворении человека). [Плоть (устар.) – тело человека.]

По своему образу и подобию.

1). По образу, по примеру кого-либо; очень сходно с кем-либо или с чем либо.

Пуп земли.

1). Самый важный, самый главный, лучше всех.

 По религиозным представлениям пуп земли – центр земли, находящийся в Иерусалиме и почитаемый как святое место.

Святая святых (высок.).

1). Особо охраняемое, недоступное помещение.

2). Место, которое является очень дорогим, любовно хранимым и чтимым.

3). Нечто самое важное, дорогое, заветное, глубоко сокровенное.

Содом и гоморра (неодобр.).

1). Крайний беспорядок, полная неразбериха, возня, суматоха.

Соль земли (книжн. одобр.).

1). Наиболее выдающиеся представители народа, цвет общества.

2). Что-то наиболее важное, самое ценное.

Из евангельского текста (так Иисус назвал своих учеников).

Умывать (умыть) руки.

1). Отказываться от участия в чём-либо; устраняться от ответственности.

Хлеб насущный.

1). То, что крайне необходимо для жизни, для существования.

2). Самое важное, необходимое.

Хождение по мукам (книжн.).

1). Тяжёлые жизненные испытания, выпавшие на долю кого-либо.

От христианского верования в хождение душ умерших «по мукам» или «по мытарствам» в течение сорока дней после смерти человека.

Упражнение №3.

1. Выпишите фразеологизмы, относящиеся к какому-либо историческому лицу или событию.

2. Определите их значение. 

3. Объясните происхождение данного фразеологизма.

4. Составьте с ними простые осложненные предложения.

 

Ответ к упражнению №3.

 

Брить лоб (устар.).

1). Отдавать в солдаты.

По обычаю, существовавшему в старину (до принятия нового устава о воинской повинности в 1874г.), во время рекрутского набора всем, кто был годен к воинской службе, наголо брили переднюю половину головы.

Во всю ивановскую (разг.).

1). В полную меру, в полную силу.

2). Очень громко.

Казанская сирота (разг.).

1). Тот, кто прикидывается обиженным, несчастным.

Китайская стена (книжн.).

1). Непреодолимая преграда; полная изолированность от внешних влияний.

2). Серьёзное препятствие, помеха в чём-либо.

От названия стены, отделявшей Китай от Монголии. В своё время (215г. до н.э.) эта стена служила большой преградой.

Перейти рубикон (книжн.).

1). Принимать бесповоротное решение.

Аннибалова клятва (книжн.)

1). Твёрдая решимость бороться до конца.

Ответ к упражнению №4.

 

Быльем поросло (разг.).

1). Давно забыто.

Из поговор.: Что было, то прошло и быльём поросло. [ Быльё (устар.) – трава, бурьян. ]

Возить воду (разг.).

1). Обременять кого-либо тяжелой, унизительной работой.

  Из посл.: На сердитых воду возят.

Заварилась каша (разг.).

1). Затевать какое-либо хлопотное или неприятное дело.

Антоним –расхлёбывать кашу.

Задним умом (разг. ирон.).

1) Не способен вовремя принять нужное решение.

Запретный плод (книжн.).

1). Что-либо заманчивое, но запрещенное, недозволенное.

Вторая натура.

1). Органическая потребность, внутренняя склонность человека.

И книги (карты) в руки.

1). Кто-либо по своим знаниям, опыту и т.п. наиболее подходит для чего-либо.

Как с гуся вода (разг.).

1). Совершенно безразлично, всё нипочем кому- либо, решительно ничего не действует на кого либо.

Колоть глаза (разг.).

1). Сильно попрекать кого-либо.

2). Вызывать раздражение, озлобление.

Кусать локти (разг.).

1). Горько сожалеть, досадовать по поводу чего-либо упущенного, непоправимого.

Море по колено (разг.).

1). Всё нипочём, не страшно, ничего не значит для кого-либо.

Палка о двух концах.

1). То, что может кончиться хорошо или плохо.

Рыть (копать) яму другому.

1). Готовить большую неприятность, вредить.

Собаку съел (разг. одобр.).

1). Приобрёл большой опыт, основательные знания в чём-либо; мастер на что-либо.

Стрелянный воробей (разг.).

1). Опытный, бывалый человек.

Тряхнуть стариной (разг.).

1). Поступить так, как прежде в молодости.

Убить бобра (разг.).

1). Приобрести что-либо очень ценное, преуспеть в чём-либо.

2). С противоположным значением (ирон.) ошибиться в расчётах.

Ответ к упражнению №5.

Золотая середина.

1). Образ поведения, при котором избегают крайностей, рискованных решений; промежуточное положение.

К разбитому корыту (разг.).

1). Возвращаться к положению, когда лишаешься всего приобретенного.

Калиф на час (книж.).

1). Человек, получивший большую власть лишь на короткий срок.

Из арабской сказки «Сон наяву, или Калиф на час», повествующих о том, как светский и духовный глава Багдада калиф Гарун-аль-Рашид шутки ради временно передал свою власть молодому багдадцу Абу-Гассану, страстно желавшему стать калифом хоть на один день.

Из сказки.

Ни пава ни ворона (разг.).

1). Кто-либо отошёл от одних и не примкнул к другим.

Заимствовано из басни И.А.Крылова «Ворона»(1823г).

Из басни Эзопа (VI в. До н.э.) «Рыболов и рыбы», где рассказывается о том, как рыболов играл на дудке, чтобы приманить к себе рыб; когда же ему не удалось, он закинул сеть и вытащил множество животрепещущих рыб.

По щучьему велению (разг.).

1). Самым неожиданным образом, чудом, без чьей-либо поддержки.

Подковать блоху (одобр.)

1). Обнаружить обыкновенную изобретательность, выдумку в каком-либо деле.

Из сказки Н.С.Лескова «Левша» (1881г).

Синяя птица (книжн.).

1). Символ счастья.

Тришкин кафтан.

1). Непоправимое, безвыходное положение, когда с устранением одних недостатков неминуемо возникают другие.

Из басни И.А.Крылова «Тришкин кафтан» (1845г), где рассказывается о том, как Тришка для починки продранных локтей кафтана обрезал рукава, чтобы надставить рукава, ему пришлось обрезать полы.

Упражнение №6.

1. Выпишите фразеологизмы, в которых употреблены старинные меры веса и длины.

2. Определите их значение. 

3. Дайте точное значение русских старинных мер.

4. Составьте с двумя из них ССП.

 

Ответ к упражнению №6.

Не фунт изюму (разг.).

1). Не пустяк, не шутка, дело серьёзное.

[Фунт – русская мера веса, равная 409,5г.]

Семи пядей во лбу (разг.).

1). Очень умный, способный.

  [Пядь – старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцем.]

Упражнение №7.

1. Выпишите фразеологизмы, происхождение которых связано с русской азбукой или славянским алфавитом.

2. Определите их значение. 

3.  С данными фразеологизмами составьте сложноподчиненные предложения.

 

Ответ к упражнению №7.

1. Ни аза´ (разг. шутл.).

1). Совсем ничего не знать.

[ Аз – старинное название буквы а.]

2. От а´за (а´) до и´жицы (книжн.).

1). От самого начала, до конца, во всем объёме.

Синоним – от а до я.

От названия первой и последней букв славянского алфавита (азъ и ижица).

 

Упражнение №8.

1. Выпишите фразеологизмы, которые употребляются в книжных стилях.

2. С несколькими (5-6) из них составьте публицистический мини-текст.

 

Упражнение №9.

1. Выпишите фразеологизмы, которые употребляются с ироническим оттенком.

 

Упражнение №10.

1. Найдите устаревшие фразеологизмы.

 

 

Прочитайте текст.

 2.Сделайте задания. Ответы даны после упражнения. Выберите верный.

Текст фразеологизмов.

 Авгиевы конюшни, петь дифирамбы, аредовы веки, брить лоб, быльем поросло, возить воду, как аршин проглотил, ни аза´, золотая середина, к разбитому корыту, ариадны нить, вавилонское столпотворение, во все тяжкие, во всю ивановскую, заварилась каша, задним умом, косая сажень в плечах, от аза до ижицы, калиф на час, ахиллесова пята, до морковкина заговенья, за чечевичную похлёбку, казанская сирота, запретный плод, вторая натура, не фунт изюму, кисейная барышня, бочка данаид, заблудшая овца, зарывать талант в землю, как швед под полтавой, и книги в руки, как с гуся вода, от горшка два (три) вершка, маг и волшебник,геркулесовы столбы, иерихонская труба, как на маланьину свадьбу, китайская стена, колоть глаза, кусать локти, семи пядей во лбу, между молотом и наковальней, дамоклов меч, камня на камне, козёл отпущения, перейти рубикон, море по колено, на кривой не объедешь, молочные реки и кисельные берега, канул в лету, кость от кости, на седьмом небе, пригвоздить к позорному столбу, на мякине не проведёшь, небо коптить, муки тантала, обетованная земля, одним миром мазаны, разрубать гордиев узел, чужими руками жар загребать, шубы не сошьёшь, ни пава ни ворона, яблоко раздора, петь лазаря, плоть от плоти, отольются слёзы, палка о двух концах, сражаться с ветряными мельницами, тришкин кафтан, петь дифирамбы, по своему образу и подобию, пуп земли, рыть яму другому, садиться не в свои сани, плясать под дудку, разверзлись хляби небесные, святая святых, тяп да ляп, убить бобра, синяя птица, соль земли, умывать руки, стрелянный воробей, тряхнуть стариной, по щучьему велению, содом и гоморра, хлеб насущный, ставить всякое лыко в строку, хвататься за соломинку, подковать блоху, хождение по мукам, собаку съел, подковать блоху, рыльце в пуху, аннибалова клятва.

Упражнение №1.

1. Выпишите фразеологизмы, крылатые слова и выражения, относящиеся к греко-римской мифологии.

2. Определите их значение. 

3. Разъясните суть мифа, из которого взят данный фразеологизм.

Ответ к упражнению №1.

Авгиевы конюшни (книж.)

1). Очень загрязненное место, запущенное помещение.

2). Крайний беспорядок в делах.

По мифу, эти огромные конюшни Авгия, царя Элиды, не убирались 30 лет, Геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей.

Адриадны нить (книж.)

1). Способ помогающий выйти из трудного положения.

По мифу, Ариадна, дочь царя Миноса, помогла герою Тезею убить Минотавра (полубыка-получеловека) и выбраться из лабиринта с помощью нити (т.е. клубка ниток), прикрепленной у входа.

Ахиллесова пята (книж.)

1). Уязвимое место, слабая сторона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 1184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.077 с.)