Отчего утонул Гриша, сын Раневской? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчего утонул Гриша, сын Раневской?



Грише было тогда семь лет. Он не мог сам за себя отвечать. Ане было тогда одиннадцать. Она не могла тогда за него отвечать. Варя все время в доме, по хозяйству. У Гаева свои дела. Отвечать за семилетнего мальчика из известных нам взрослых могли только двое - мать (Раневская) и учитель (Трофимов). Но Раневская занята с любовником, ей некогда. То есть в смерти Гриши прямо виноват Петя Трофимов. Трофимов не знает ни мук стыда, ни мук совести. Он стыдит весь мир, но его самого пристыдить никак невозможно.

Итак, если судить по фактам и поступкам - а не по намерениям, словам и взаимным оценкам персонажей - Раневская и Трофимов - очень плохие люди. Они виноваты в смерти Гриши, в смерти отца Гриши, в будущей - неизбежной - смерти Фирса, в нищете Ани и Вари. (Часть вины за смерть Фирса - на Ане.) Также как и Трофимов, Раневская живет не в реальном, а в выдуманном мире и не пытается проверить свою картину мира на адекватность.

Работа

По настоящему работают в пьесе четыре человека: Фирс, Лопахин, Варя, Шарлотта. Только эти четверо работают от души. Гаев не работает (ленив очень), хотя из любви к сестре и племяннице пытается что-то делать. Болтун Трофимов, правда, получил какие-то деньги за перевод. Аня собирается сдавать экзамены, ей только семнадцать. Вынуждены работать Яша, Дуняша; Епиходова нанял Лопахин смотреть за домом.Зачем привезли Раневскую?

Очевидно, "экспедицию за Раневской" организовал Гаев - он вообще главный и единственный организатор в семье. Зачем?

Гаев... (Ане.) Твоя мама поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет...

Собственно ради этого. Но теперь, после речи Лопахина о дачниках, Гаев уже не так уверен в "не откажет". Это теперь говорится скорее по инерции.

Если бы Лопахин раскрылся раньше, не стал бы Гаев организовывать экспедицию.

Но и Лопахин к началу пьесы не понимает Гаева. Он уверен, что Гаев обрадуется его плану, сам станет хозяином нового сада или, на худой конец, наймет его, Лопахина. И только по ходу пьесы стороны (Лопахин и Гаев) постепенно понимают, что их прежние представления друг о друге ложные, что договориться они не смогут.Раневская, впрочем, не понимает этого и в конце пьесы, она до последней минуты пытается командовать Лопахиным, женить его на Варе. Он не возражает, но и не исполняет.

 

Заключение

У каждого писателя свои связи с современностью, с прошлым, с будущим. Чем он известнее, тем менее улавливается традиционное и новаторское, общечеловеческое в его наследии. Прямыми выразителями своего времени, его духа, стремлений были Пушкин, Лермонтов, Тургенев. Сложнее выглядят связи со временем, идейные искания Гоголя, Достоевского, Толстого. Но в обоих случаях уже прижизненная критика имела возможность судить о достоинствах, силе и слабости творчества названных писателей. Чехов не был таким баловнем успеха. Рассказы и сценки, которые в первые годы своего писательства он помещал в легких юмористических журналах, далеко не сразу были замечены читателями и критиками. Для этого понадобилось время. Но вскоре стало ясно, что чеховские рассказы, как будто беззаботные и невинные каждый в отдельности, взятые вместе, складываются в такую картину жизни, которая вызывает недоумение своей несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой. Небольшие, но очень емкие рассказы А. П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить, что одной из характерных черт чеховской художественной манеры является наличие «подтекста», «подводного течения», если не помнить жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И вот это-то, по выражению М. Горького, «горячее желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности. Естественно, Чехов хотел видеть людей очищенными от любой злобы, ненависти, зависти, он хотел увидеть их добрыми, отзывчивыми, чистыми людьми. Но, к сожалению, в мире много несовершенного, почти все человечество зависит от материального благосостояния, и из-за этого в людях много зла, зависти, ненависти к ближним. Но надо верить, что когда-то, когда для человека деньги будут значить совсем мало и человек исправит все свои ошибки и недостатки, земля будет выглядеть светлой, чистой и доброй.

Чехов хотел, чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал культуру. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», — говорил он. Сам Антон Павлович был замечательным человеком. Все, кто знали его, восхищались его спокойным, необыкновенно отзывчивым и честным характером, умением хорошо повеселиться и плодотворно поработать, желанием как можно больше сделать в жизни. Высшим злом Чехов считал ложь. Он писал брату: «Не лгать даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего». И самое важное условие, чтобы не прожить обывателем, скучной мещанской жизнью, не погрязнуть в пошлости, — честный творческий труд. «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть честной и радостной жизни», — учил этот великий гуманист.

До конца своей короткой жизни, зная, что смертельно болен, Антон Павлович Чехов учил доброму, чистому, вечному, учил быть человеком и в хорошем, и в плохом — в любой ситуации, учил личным примером и творчеством.

Проблема человека, выпадающего из общего строя жизни, протестующего против пошлости, — одна из ведущих проблем творчества писателя.

Единственная вера Чехова — вера в творческое начало человеческого духа, которая поддерживает людей в их существовании, дает силы противостоять обыденности, пошлости.

 

Список использованной литературы

1. Чехов А.П. Избранные сочинения. В 2-х т. Т. 1, 2. – М., 1979.
2.Бердников Т.П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания. – М.: Худож. лит., 1984. – 511 с.
3.Громов М.П. Книга о Чехове. – М.: Современник, 1989. – 382 с. – (Б-ка «Любителям рос. словесности).
4.Капитанова Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве: Учеб. пособие. – М.: Рус. слово, 2001. – 76 с. – (В помощь школе).
5.Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова: Очерк. – М.: Дет. лит., 1982. – 175 с. – (Школ. б-ка).
6. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. – М.: Изд. МГУ, 1982. – 128 с.
7. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. – М.: Высш. шк., 1982. – 133 с. – (Б-ка преподавателя).
8. Архангельский А. А.П. Чехов: Худож. мир писателя//Литература (ПС) - 2001. – №37. – с. 5 – 12.
9. Бердников Г. Социальное и общечеловеческое в творчестве Чехова//Вопр. литературы. – 1982. - №1. – с. 124 – 151.
10. Зенкова К. С нами ли Чехов?//Север. – 1999. - №11. – с. 145 – 151.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.004 с.)