Антон Павлович Чехов (1860-1904) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антон Павлович Чехов (1860-1904)



Методическая разработка

 

 

Тема: «А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Рассказы. Пьесы»

 

                                                            Разработала: Калугина О.А

 

 

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

 

Содержание Стр.
   
   
1. Биография писателя.   4
2. Хронологическая таблица Чехова. 5
3. Особенности драматургии Чехова.   6
4. Образ маленького человека в рассказах Чехова.   12
5. Смешное и грустное в рассказах Чехова.   15
6. Особенности рассказов А.П. Чехова.   17
7. «Недотепы» в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад».   24
8. Анализ пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». 26
Заключение 34
Список использованной литературы   37

 

Биография А.П. Чехов

Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.

Ранние годы

Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.

Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.

Начало литературного пути

Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.
Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.

Затем в биографии Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин (апрель-декабрь 1890г.).

Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.

Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю.

Поздние годы. Смерть писателя

После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям (1892-1899). В то время было написано много произведений, среди которых: пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». Постановка «Чайки» на сцене МХАТа в 1898 году стала заслуженным триумфом Чехова-драматурга.

Затем из-за туберкулеза биография Антона Чехов пополняется еще одним переездом – в Ялту, где у него в гостях бывают Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан, М. Горький.

Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах.

Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года.


2. Хронологическая таблица Чехова

1860 год, 7 (29) января – Родился Антон Павлович Чехов в городе Таганроге в семье купца 3-й гильдии Павла Георгиевича Чехова и его жены Евгении Яковлевны.

1869-1879 – Учеба в Таганрогской гимназии.

1877 – Чехов впервые посещает Москву.

1877-1878 – Чеховым написана первая пьеса без названия ("Безотцовщина").

1879 – Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета.

1880, 9 марта – первая публикация Чехова – "Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху "(еженедельник "Стрекоза").

1884 – Окончание медицинского факультета Московского университета;

выход в свет сборника "Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А. Чехонте".

1885 – Первая поездка в Петербург. Знакомство с А.С. Сувориным (издателем газеты "Новое время").

1886 – Напечатан первый рассказ Чехова в газете "Новое время" – "Панихида";

вышла книга "Пестрые рассказы";переезд в дом на Садово-Кудринской улице.

1887 – Вышли книги "В сумерках. Очерки и рассказы", "Невинные речи";

премьера комедии "Иванов" в московском театре Ф.А.Корша.

1888 – В журнале "Северный вестник" опубликована повесть "Степь";

вышла книга "Рассказы".

1888, 7 октября – Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник "В сумерках".

1889 – Первое представление пьесы "Иванов" на сцене Александринского театра;после смерти брата Николая (17 июня) уехал в Одессу, затем в Ялту.

1890 – Вышел сборник "Хмурые люди";отъезд на Сахалин;возвращение морем – из Владивостока, через Гонконг, Сингапур, Коломбо, Индийский океан, Суэцкий пролив, Константинополь в Одессу.

1891 – Поездка в Европу, посещение Вены, Венеции, Флоренции, Рима, Неаполя, Помпеи, Ниццы, Монте-Карло, Парижа;помощь голодающим крестьянам Нижегородской и Воронежской губерний.

1892 – Переезд в Мелихово;лечение больных во время эпидемии холеры в Тульской губернии.

1893 – Закончена книга "Остров Сахалин".

1894 – Поездка в Европу – Вена, Триест, Венеция, Милан, Генуя, Ницца, Париж.

1895 – Чехов в Ясной Поляне;чтение Л.Н.Толстым вслух глав романа "Воскресение";работа над пьесой "Чайка", знакомство с И.А. Буниным.

1896 – Чехов начал постройку колокольни в Мелихове;первое представление "Чайки" в Александринском театре.

1897 – Участие в переписи населения Бавыкинской волости Серпуховского уезда;строительство школы в Новоселках;сильное легочное кровотечение;

Чехову пожалована бронзовая медаль за труды по переписи населения;

поездка в Париж, Биарицц;Чехов избран членом Союза взаимопомощи русских писателей и ученых.

1898 – Работа над трилогией – "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви";

постройка в Мелихове земской школы;знакомство с О.Л.Книппер;

покупка земельного участка в Аутке (пригород Ялты) для постройки дачи;

сбор пожертвований для голодающих детей Самарской губернии.

1898, 12 октября – в Москве после операции умер Павел Егорович Чехов, отец писателя.

1898, 17 декабря – премьера "Чайки" в Московском Художественном театре.

1899 – Заключение договора с книгоиздательством А.Ф.Маркса об издании собрания сочинений А.П.Чехова;знакомство с М.Горьким;помощь в постройке Мухалатской школы и сбор средств на постройку санатория для туберкулезных больных;пожалован орденом св. Станислава третьей степени "за отличное усердие в делах народного просвещения", вышел первый том собрания сочинений Чехова в издательстве А.Ф.Маркса.

1900 – Чехов избран почетным академиком по разряду изящной словесности;

поездка в Европу, Ницца, Пиза, Флоренция, Рим.

1901 – Премьера пьесы "Три сестры" в Художественном театре;венчание в Москве с О.Л.Книппер.

1902 – Послал в Академию наук письмо с отказом от звания почетного академика.

1903 – Публикация последнего рассказа "Невеста".

1904 – Премьера "Вишневого сада" в Художественном театре;последняя прижизненная публикация Чехова – пьеса "Вишневый сад".

1904, 3 июня – Чехов с женой уехал в Баденвейлер.

1904, 2 июля – В три часа ночи Чехов скончался.

1904, 9 июля – Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

 

Рассказ «Ионыч»

В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были акту­альны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества.

Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе "Ионыч".

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания универ­ситета в губернский город С. Дмитрий Старцев работает в Дялиже, который расположен в девяти верстах от города.

Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много работает, не зная отдыха. Но Чехов в каком-то другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как обра­зованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной.

Чехов небольшими штрихами рисует эту "талантливость". Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Стар­цеву, но всетаки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких крес­лах и ни о чем не думать. Лишь через год, приехав к ним скова. Старцев все чаще и чаще наведыва­ется в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетни­чает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему взрос­лому человеку неприлично таскаться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимнази­сту, но тем не менее, он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Но даже в конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет (Он думает: "А приданого они, должно быть, дадут немало"). После отказа доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь "немного стыдно", что все так глупо и пошло кончилось.

Раньше в городе Старцева звали "поляк надутый", тем самым подчеркивая, что он чужой в этом городе. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, по­тому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Когда Стар­цев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали. День и время уходили на карты, сборища, безделье.

Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно: "Сколько хлопот, однако". С этого времени Дмитрий теряет интерес к работе.

В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по вечерам любит счи­тать деньги, которые заработал за день. У него появляются "безобидные" страстишки: игра в вист, об­жорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кри­чать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют "Ионычем", тем са­мым принимая его в свою среду. Чехов, показывая "лучшую" семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым сделать вывод: "Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?" Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интел­лигентности. Старцев не имел семьи, он, должно быть, просто ради удовольствия и не зная, что де­лать с деньгами, создавал себе душевный комфорт, скупая недвижимость.

Чехов нас предупреждает: "Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека". Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на ок­ружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Котик, вернувшись, видит Старцева другим, но ей хочется замуж, поэтому она цепля­ется за прошлые светлые мечты. Старцев же устало думает: "Хорошо, что я на ней не женился". Ему уже не нравилось: и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней дело в том, что Старцев уже давно умер, и ничто нс может вывести его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.

Итог рассказа печален: полная потеря себя, окончательное замещение СтарцеваИонычем. Кто же виноват в этом изменении? Все и никто. Не снимая ответственности за самодеградацию с Ионыча, автор, однако, подводит читателя к мысли, что причины изменения человека заключены в самой жизни, в её медленном движении, неотвратимо превращающем самые “благие порывы” в собст­венную противоположность. «Ионыч» — рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться челове­ком, даже зная, каким ему следует быть. При­чины всех происходящих с героем превращений растворены и заложены во внутреннем течении обыденной жизни.

Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Имя этой болезни - духовная деградация личности. Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, по­нимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял: " Нет ничего тоскли­вее, оскорбительнее пошлости человеческого существования ".

Читая рассказ А.П. Чехова «Ионыч», мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу, а желание покойно и бесхлопотно жить сделает его физически и морально неполноценным.

Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это молодой человек с определенными идеалами и желанием чего-то высокого. Давайте задумаемся, что же такое молодость. Наверное, это пора открытий нравственных и душевных, пора приобретения любви, дружбы, знаний… В пору молодости человек часто задумывается о своей будущей жизни, ставит перед собой цели, задачи. Что же приобретает в конце концов Старцев? Какими путями идет? К чему приходит? В городе С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой». Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, любил фольклор, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч Старцев посетил Туркиных впервые, то был очарован. Сам Чехов по поводу дома Филимоновых (прототипа Туркиных) пометил в записной книжке: «Все это в скучном сером городе показалось забавным и талантливым». Старцев находился после вечера в чудесном настроении, «пройдя девять верст, не чувствовал ни малейшей усталости». Он влюбился в Екатерину Ивановну. Это чувство оказалось за время его жизни в Дялиже «единственной радостью и… последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), он только лениво говорит: «Сколько хлопот, однако!» Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное «ожирение». Прежде он выгодно отличался от жителей города горячими движениями души и пылкостью чувств. Долгое время те раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, «о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище «поляка надутого». Но в конце рассказа мы видим любимое занятие Старцева: «…в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением».

«Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, — это по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек — желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, — было понапихано во все карманы рублей на семьдесят…» Я думаю, эта лаконичная сцена дает представление и о расширившейся частной практике Старцева, и о его равнодушии к тому, откуда именно стекаются деньги в его карманы, и о невнимательности Ионыча как врача, торопливости, с которой он объезжает своих пациентов. Порой кажется, что Ионыч не замечает ни движения времени, ни изменений, происходящих в нем самом. Он по инерции живет прежними представлениями о себе, когда еще был молод, бескорыстно занят полезным делом, открыт для человеческих чувств, для восприятия вечных поэтических ценностей. Для Ионыча меркнут все впечатления бытия. Не восприимчив он ни к красоте природы, ни к страданиям людей: покупая дом, проходит без церемоний «через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом…». Но, может быть, ничто так ясно не говорит о деградации его личности, как его отчужденность от людей, забвение им одной из страниц биографии, страницы самой светлой, опошление чистого и прекрасного чувства любви. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы нести ответственность за кого-то. А если подумать?! Между прочим, если бы Екатерина Ивановна в свое время не была так поглощена мечтами о славе, об успехах, стремлением к «блестящим целям», то, может быть, ее жизнь, да и жизнь доктора Старцева, сложилась бы совсем иначе.

Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши стал ожиревшим, жадным и крикливым Ионычем? Ведь мы знаем, что у него были внутренние возможности для жизни, достойной человека, но обывательская тина засосала его, сделала заурядным, и лучшие свойства его души умерли.

Чехов, подобно врачу, пишущему историю болезни, показывает процесс постепенного омертвения души. При этом, как всегда у Чехова, в нравственной гибели умного и образованного человека повинны не только обстоятельства, условия провинциальной жизни, обывательщина, но и он сам: у него не хватило жизненной силы и стойкости, чтобы противостоять влиянию времени и среды.

В этом рассказе выражена тревожная мысль о самой страшной для человека потере — потере живого духовного начала, о ничем не возместимой растрате времени, ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности человека перед самим собой, перед обществом. Мысль, актуальная на все времена…

М. Горький писал: «Читая рассказы Антона Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем резко очерчены голые деревья, темные дома, серенькие люди. Все так странно — одиноко, неподвижно и бессильно. Углубленные синие дали пустынны и, сливаясь с бледным небом, дышат тоскливым холодом на землю, покрытую мерзлой грязью. Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой». И именно это заставляет читателя думать и отвергать скуку и лень, неосмысленность и пустоту жизни.

Задание

1. «Вишневый сад» - пьеса о людях, не только потерявших пре­красное имение, но и утративших ощущение времени. Проследите, как этот мотив подкрепляется репликами героев, сетующих на то, что «всюду опаздывают».

2. Дайте характеристику Раневской и Гаеву. Как вы думаете, за­чем в пьесе нужен образ Симеонова-Пищика?

3. Сравните два высказывания о Пете Трофимове. Современник Чехова В. Н. Барановский восторженно писал драматургу: «Знаете, как только я увидел этого «вечного» студента, услышал его первые речи, его страстный, смелый, бодрый и уверенный призыв к жизни, к этой живой, а не все разлагающей и уничтожающей, призыв к де­ятельной, энергичной и кипучей работе, к отважной, неустрашимой борьбе... я испытал такое наслаждение! В антрактах после каждого акта я замечал на лицах всех присутствующих на спектакле такие сияющие, радостные и веселые улыбки, такое оживление...»

М. Горький оценил образ иначе: «Дрянненький студент Трофи­мов красно говорит о необходимости работать и - бездельничает, от скуки развлекаясь глупым издевательством над Варей, работающей не покладая рук для благополучия бездельников». Какое из них бли­же авторской трактовке образа?

4. Можно ли считать Аню образом, символизирующим светлое будущее? Согласитесь ли вы с высказыванием В. Ермилова: «В пьесе есть только один образ, который не противоречит красоте вишневого сада, а мог бы гармонически слиться с ним»?

5. Какую роль отводит автор образу Епиходова? Вдумайтесь в ха­рактеристику, данную этому герою литературоведом 3. Паперным: «Мы сталкиваемся с совершенно особым, непривычным соотноше­нием между главными и второстепенными персонажами. «Епиходовское» - не только суть данного образа, но и нечто более широкое, охватывающее всех персонажей пьесы». Все герои по-своему несчас­тливы - в этом трагифарс комедии.

6. О Шарлотте Чехов писал: «Это лучшая роль, остальные же мне не нравятся». Почему автор придал ей такое значение? Как поведе­ние и шутки этой героини выражают авторское отношение к героям и ко всему происходящему?

7. Какую смысловую нагрузку несут в пьесе образы Фирса, Яши, Дуняши? Кого можно назвать в пьесе «недотепами»?

8. Закончив «Иванова», Чехов писал одному из своих корреспон­дентов: «Я хотел соригинальничать: не вывел ни одного злодея, ни одного ангела... никого не обвинил, никого не оправдал...» Проком­ментируйте эти слова применительно к героям «Вишневого сада».

 

Чехов, рисуя Раневскую, Лопахина, Петю Трофимова недотепами, он, вместе с тем, дает понять читателю, что их легкомыслие и узость кругозора, незрелость и чудачество - не столько вина, сколько беда, беда тяжелая и неминуемая, ибо, в конечном счете, порождена она царящими в стране бескультурьем и отсталостью. И неудивительно, что в пьесе настойчиво звучит тревожный мотив разобщенности между людьми.

Персонажи оценивают друг друга в меру своей проницательности и склонности. В сторону слова, поговорим о делах. Вспомним о тех немногих поступках персонажей, которые нам достоверно известны из текста пьесы:

Бабушкины деньги

 Те пятнадцать тысяч рублей, которые бабушка дала Ане на выкуп имения - в приданое - Раневская отбирает у Ани и уезжает Париж, - есть, пить, покупать себе дорогие наряды Аня, Варя остаются без гроша. Леонид вынужден устроиться клерком в банк, за шесть (!) тысяч в год. Работа тяжелая, вряд ли он там долго продержится. То есть Раневская отбирает у близких людей зарплату Леонида за два с половиной года, чтобы проесть ее за два с половиной месяца - и снова приехать - и снова отбирать у них деньги.

Итак - в момент продажи сада Гаеву - 51 год, Раневской, видимо, 40. Ане - 17, Варе - 24, Лопахину, видимо - 35. В эпизоде с разбитым носом молодому Лопахину - 15, Раневской - 20.Раневская вышла замуж, видимо, в 22 года, муж умер шесть лет назад, ей было тогда 34 года. Муж был старше, служил чиновником. Между смертью мужа (о которой Раневская горевала не слишком - он для нее пьяница, никчемный человек) и смертью сына - прошел только месяц. И за это время Раневская успела не только найти любовника, но и "удариться во все тяжкие".

Работа

По настоящему работают в пьесе четыре человека: Фирс, Лопахин, Варя, Шарлотта. Только эти четверо работают от души. Гаев не работает (ленив очень), хотя из любви к сестре и племяннице пытается что-то делать. Болтун Трофимов, правда, получил какие-то деньги за перевод. Аня собирается сдавать экзамены, ей только семнадцать. Вынуждены работать Яша, Дуняша; Епиходова нанял Лопахин смотреть за домом.Зачем привезли Раневскую?

Очевидно, "экспедицию за Раневской" организовал Гаев - он вообще главный и единственный организатор в семье. Зачем?

Гаев... (Ане.) Твоя мама поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет...

Собственно ради этого. Но теперь, после речи Лопахина о дачниках, Гаев уже не так уверен в "не откажет". Это теперь говорится скорее по инерции.

Если бы Лопахин раскрылся раньше, не стал бы Гаев организовывать экспедицию.

Но и Лопахин к началу пьесы не понимает Гаева. Он уверен, что Гаев обрадуется его плану, сам станет хозяином нового сада или, на худой конец, наймет его, Лопахина. И только по ходу пьесы стороны (Лопахин и Гаев) постепенно понимают, что их прежние представления друг о друге ложные, что договориться они не смогут.Раневская, впрочем, не понимает этого и в конце пьесы, она до последней минуты пытается командовать Лопахиным, женить его на Варе. Он не возражает, но и не исполняет.

 

Заключение

У каждого писателя свои связи с современностью, с прошлым, с будущим. Чем он известнее, тем менее улавливается традиционное и новаторское, общечеловеческое в его наследии. Прямыми выразителями своего времени, его духа, стремлений были Пушкин, Лермонтов, Тургенев. Сложнее выглядят связи со временем, идейные искания Гоголя, Достоевского, Толстого. Но в обоих случаях уже прижизненная критика имела возможность судить о достоинствах, силе и слабости творчества названных писателей. Чехов не был таким баловнем успеха. Рассказы и сценки, которые в первые годы своего писательства он помещал в легких юмористических журналах, далеко не сразу были замечены читателями и критиками. Для этого понадобилось время. Но вскоре стало ясно, что чеховские рассказы, как будто беззаботные и невинные каждый в отдельности, взятые вместе, складываются в такую картину жизни, которая вызывает недоумение своей несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой. Небольшие, но очень емкие рассказы А. П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить, что одной из характерных черт чеховской художественной манеры является наличие «подтекста», «подводного течения», если не помнить жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И вот это-то, по выражению М. Горького, «горячее желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности. Естественно, Чехов хотел видеть людей очищенными от любой злобы, ненависти, зависти, он хотел увидеть их добрыми, отзывчивыми, чистыми людьми. Но, к сожалению, в мире много несовершенного, почти все человечество зависит от материального благосостояния, и из-за этого в людях много зла, зависти, ненависти к ближним. Но надо верить, что когда-то, когда для человека деньги будут значить совсем мало и человек исправит все свои ошибки и недостатки, земля будет выглядеть светлой, чистой и доброй.

Чехов хотел, чтобы у каждого человека были высокие нравственные идеалы, чтобы каждый воспитывал себя: избавлялся от недостатков, повышал культуру. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», — говорил он. Сам Антон Павлович был замечательным человеком. Все, кто знали его, восхищались его спокойным, необыкновенно отзывчивым и честным характером, умением хорошо повеселиться и плодотворно поработать, желанием как можно больше сделать в жизни. Высшим злом Чехов считал ложь. Он писал брату: «Не лгать даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего». И самое важное условие, чтобы не прожить обывателем, скучной мещанской жизнью, не погрязнуть в пошлости, — честный творческий труд. «Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть честной и радостной жизни», — учил этот великий гуманист.

До конца своей короткой жизни, зная, что смертельно болен, Антон Павлович Чехов учил доброму, чистому, вечному, учил быть человеком и в хорошем, и в плохом — в любой ситуации, учил личным примером и творчеством.

Проблема человека, выпадающего из общего строя жизни, протестующего против пошлости, — одна из ведущих проблем творчества писателя.

Единственная вера Чехова — вера в творческое начало человеческого духа, которая поддерживает людей в их существовании, дает силы противостоять обыденности, пошлости.

 

Список использованной литературы

1. Чехов А.П. Избранные сочинения. В 2-х т. Т. 1, 2. – М., 1979.
2.Бердников Т.П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания. – М.: Худож. лит., 1984. – 511 с.
3.Громов М.П. Книга о Чехове. – М.: Современник, 1989. – 382 с. – (Б-ка «Любителям рос. словесности).
4.Капитанова Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве: Учеб. пособие. – М.: Рус. слово, 2001. – 76 с. – (В помощь школе).
5.Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова: Очерк. – М.: Дет. лит., 1982. – 175 с. – (Школ. б-ка).
6. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. – М.: Изд. МГУ, 1982. – 128 с.
7. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. – М.: Высш. шк., 1982. – 133 с. – (Б-ка преподавателя).
8. Архангельский А. А.П. Чехов: Худож. мир писателя//Литература (ПС) - 2001. – №37. – с. 5 – 12.
9. Бердников Г. Социальное и общечеловеческое в творчестве Чехова//Вопр. литературы. – 1982. - №1. – с. 124 – 151.
10. Зенкова К. С нами ли Чехов?//Север. – 1999. - №11. – с. 145 – 151.

Методическая разработка

 

 

Тема: «А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Рассказы. Пьесы»

 

                                                            Разработала: Калугина О.А

 

 

Антон Павлович Чехов (1860-1904)

 

Содержание Стр.
   
   
1. Биография писателя.   4
2. Хронологическая таблица Чехова. 5
3. Особенности драматургии Чехова.   6
4. Образ маленького человека в рассказах Чехова.   12
5. Смешное и грустное в рассказах Чехова.   15
6. Особенности рассказов А.П. Чехова.   17
7. «Недотепы» в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад».   24
8. Анализ пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». 26
Заключение 34
Список использованной литературы   37

 

Биография А.П. Чехов

Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.

Ранние годы

Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.

Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.

Начало литературного пути

Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.
Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.

Затем в биографии Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин (апрель-декабрь 1890г.).

Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.

Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю.

Поздние годы. Смерть писателя

После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям (1892-1899). В то время было написано много произведений, среди которых: пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». Постановка «Чайки» на сцене МХАТа в 1898 году стала заслуженным триумфом Чехова-драматурга.

Затем из-за туберкулеза биография Антона Чехов пополняется еще одним переездом – в Ялту, где у него в гостях бывают Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан, М. Горький.

Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах.

Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года.


2. Хронологическая таблица Чехова

1860 год, 7 (29) января – Родился Антон Павлович Чехов в городе Таганроге в семье купца 3-й гильдии Павла Георгиевича Чехова и его жены Евгении Яковлевны.

1869-1879 – Учеба в Таганрогской гимназии.

1877 – Чехов впервые посещает Москву.

1877-1878 – Чеховым написана первая пьеса без названия ("Безотцовщина").

1879 – Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета.

1880, 9 марта – первая публикация Чехова – "Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху "(еженедельник "Стрекоза").

1884 – Окончание медицинского факультета Московского университета;

выход в свет сборника "Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А. Чехонте".

1885 – Первая поездка в Петербург. Знакомство с А.С. Сувориным (издателем газеты "Новое время").

1886 – Напечатан первый рассказ Чехова в газете "Новое время" – "Панихида";

вышла книга "Пестрые рассказы";переезд в дом на Садово-Кудринской улице.

1887 – Вышли книги "В сумерках. Очерки и рассказы", "Невинные речи";

премьера комедии "Иванов" в московском театре Ф.А.Корша.

1888 – В журнале "Северный вестник" опубликована повесть "Степь";

вышла книга "Рассказы".

1888, 7 октября – Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник "В сумерках".

1889 – Первое представление пьесы "Иванов" на сцене Александринского театра;после смерти брата Николая (17 июня) уехал в Одессу, затем в Ялту.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.114 с.)