Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На тему: Различные формы и методы контроля знаний обучающихсяСтр 1 из 4Следующая ⇒
На тему: Различные формы и методы контроля знаний обучающихся
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная. При индивидуальном контроле каждый студент получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся. При групповом контроле группа временно делится на несколько малых групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий. При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти. Типы контроля В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль преподавателя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае студентом осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Виды контроля
Методы контроля
Устный опрос На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для: выяснения готовности класса к изучению нового материала, определения сформированности понятий, проверки домашних заданий, поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке, при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ. Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах. В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой являются: обращение с вопросом ко всей группе, конструирование ответа, рецензирование ответа, оценка ответа и ее обоснование, постановка вопросов студенту самими учащимися,
взаимопроверка, самопроверка. Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний. Письменный контроль Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов. Диктант Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового. Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися. Зачет Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого студента характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения. Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы студент мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Преподаватель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого студента: всем даются индивидуальные задания. Студент может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с преподавателем. Самостоятельная работа Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся. Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи преподавателя. Контрольная работа Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида. С помощью промежуточной контрольной работы Преподаватель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.
Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу. Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у преподавателя, родителей, одногруппников. Каждому студенту дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности. Практическая работа Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д. Лабораторная работа Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест. Тест Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого. Кроссворд Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25. Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Среди кроссвордов можно выделить такие разновидности как: 1. Кроссворд - загадка "соединенные слова". Для их решения необходимо определить, какие два слова "спрятались" в одной строке. Последние буквы первого слова являются началом второго. 2. Чайнворд или "лабиринт"
4. Кроссворд - пирамида. 5. Кроссворд "спрятанное название" или головоломка. 6. Кроссворд - "уголок".
Кровь
1.Раствор солей в воде, соответствующий по их концентрации плазме крови 2.Жидкая соединительная ткань, вместе с лимфой составляющая внутреннюю среду организма 3.Кровяные пластинки, форменные элементы крови, содержащие особые вещества, участвующие в свёртывании крови, формировании тромба и остановке кровотечения 4.Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови 5.Вещества, которые при введении в организм приводят к образованию в нём антител и формированию иммунитета 6.Красные кровяные тельца, форменных элементов крови, имеющие форму двояковогнутого диска и содержащие дыхательный пигмент – гемоглобин, придающий крови красный цвет 7.Болезнь, вызываемая вирусом, который, попадая в кровь, повреждает лимфоциты. Иммунная система организма резко ослабевает, и человек становится беззащитным перед любыми болезнетворными вирусами и бактериями 8.Белые кровяные тельца, бесцветные, имеющие ядро клетки крови. Способны к амебоидному движению и к проникновению через стенки кровеносных сосудов 9.Вещества белковой природы, образующиеся в организме и накапливающиеся в сыворотке крови при введении в организм различных чужеродных белков - антигенов 10.Невосприимчивость или устойчивость организма к действию болезнетворных микроорганизмов и их ядовитых продуктов; защитная реакция организма 11.Одно из мероприятий, применяемое для создания у человека искусственного иммунитета 12.Жидкая часть крови, в состав которой входят вода, минеральные соли, белки, углеводы, жиры. Обладает защитными свойствами
Кровь
1.Раствор солей в воде, соответствующий по их концентрации плазме крови 2.Жидкая соединительная ткань, вместе с лимфой составляющая внутреннюю среду организма 3.Кровяные пластинки, форменные элементы крови, содержащие особые вещества, участвующие в свёртывании крови, формировании тромба и остановке кровотечения 4.Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови 5.Вещества, которые при введении в организм приводят к образованию в нём антител и формированию иммунитета 6.Красные кровяные тельца, форменных элементов крови, имеющие форму двояковогнутого диска и содержащие дыхательный пигмент – гемоглобин, придающий крови красный цвет 7.Болезнь, вызываемая вирусом, который, попадая в кровь, повреждает лимфоциты. Иммунная система организма резко ослабевает, и человек становится беззащитным перед любыми болезнетворными вирусами и бактериями 8.Белые кровяные тельца, бесцветные, имеющие ядро клетки крови. Способны к амебоидному движению и к проникновению через стенки кровеносных сосудов 9.Вещества белковой природы, образующиеся в организме и накапливающиеся в сыворотке крови при введении в организм различных чужеродных белков - антигенов 10.Невосприимчивость или устойчивость организма к действию болезнетворных микроорганизмов и их ядовитых продуктов; защитная реакция организма 11.Одно из мероприятий, применяемое для создания у человека искусственного иммунитета 12.Жидкая часть крови, в состав которой входят вода, минеральные соли, белки, углеводы, жиры. Обладает защитными свойствами
Викторина Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Викторины как средство обученияимеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут. Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем. Викторина-зачет Эта форма контроля может быть только текущей: по разделу курса, по теме. Классу предварительно предлагаются следующие условия игры (критерии оценок): • за каждый полный ответ - 2 фишки; • за хорошее дополнение к ответу - 1 фишка. В общий список выносится 25 вопросов, т.е. ответ должен быть сформулирован и дан за 45-75 секунд. Теоретически возможное число фишек, таким образом, составляет 50. Ученик, набравший 5 фишек и более, получает зачет по теме или пятерку в журнал, набравший 4 фишки - четверку, 2 фишки - тройку (при условии, что он на нее согласен). Остальные учащиеся остаются неаттестованными и знания по этой теме у них будут выявлены в конце четверти или семестра. Матричный контроль Матричный контроль - первенец нетрадиционных форм контроля знаний. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового); ученик должен дать точный ответ и получить точную оценку; выбор вопроса и ответы осуществляется произвольно. Суть матричного контроля состоит в следующем. Учащимся раздаются разные варианты заранее заготовленных матриц, с вопросами и каждый из них выбирает из всех предложенных в матрице ответов только один правильный, фиксируя, его знаком «X» или «+». По окончании работы преподаватель собирает матрицы с ответами учащихся и сравнивает их с контрольной матрицей, накладывая ее поочередно на все матрицы с ответами учащихся. За очень короткий промежуток времени можно проверить все работы учащихся и оценить их ответы. За каждый правильный ответ или 2-3 ответа учащиеся набирают 1 балл; пустое место в контрольной матрице означает неправильный ответ и оценивается нулем. Такой способ контроля знаний позволяет вести анализ типичных ошибок и вовремя корректировать учебный процесс. Образец карточки заданий (рабочей матрицы), выдаваемой учащимся:
Карточка ответов:
Контрольная матрица (ключ): - отверстия, прорезанные в матрице для контроля правильных ответов. Подводя итоги, можно так сформулировать достоинства и недостатки матричного контроля знаний: • достоинства – экономия времени при проверке ответов учащихся; – безошибочность оценки знаний даже в случае усталости преподавателя; • недостатки – большие затраты времени на подготовку матриц и карточек; – большие материальные издержки (расход бумаги и краски на тиражирование карточек). Методика В.Ф. Шаталова
Первые 45 минут учитель кратко отвечает на все экзаменационные или зачетные вопросы. Затем на следующем уроке желающие отвечают у доски на любой вопрос из экзаменационных билетов, подготовив необходимые записи и чертежи (таких обычно находится 8-10 человек). Отличный ответ у доски дает право ученику экзаменовать всех остальных учащихся, но только по этому вопросу. На отдельном стенде вывешивается ведомость. В ней по вертикали выписаны фамилии учащихся, по горизонтали - вопрос, по которому они экзаменуют своих товарищей (он заштрихован): Все видят, кому из ребят можно сдать мини-экзамен из одного-единственного вопроса. В классе появляется масса экзаменаторов. Некоторым из них учитель доверяет принимать экзамен по 2 и даже 3 вопросам. Кто получает отличную оценку у своего товарища, сам становится экзаменатором. Число их растет, поэтому очередей у экзаменаторов не формируется. Мало того, появляется альтернатива: не хочешь сдавать экзамен одному - иди к другому «учителю». Так проходят два-четыре урока. Внешне класс - улей: все разговаривают, перемещаются. Создается шум; для непосвященного - ералаш, для профессионала - наслаждение. Ведь учитель тоже не сидит без дела: он не только поддерживает дисциплину в целом, но и ведет окончательный учет оценок. Экзаменаторы проставляют оценки в общую ведомость, и по мере заполнения отдельных строк экзамен или зачет в целом считается сданным. Условия жесткие: для этого во всей строке должны появляться только пятерки, выписанные шариковой ручкой или фломастером. Другие оценки выставляются только карандашом, потому что они рассматриваются как первая попытка. По наблюдениям В.Ф. Шаталова, ученики-экзаменаторы опрашивают жестче, чем преподаватели, т. е. контроль качества гарантируется жесткий. Мало того, коллективный зачет или экзамен перестает быть лотереей (потому что ответы даются не на 3 билетных вопроса, а на весь список), создает обстановку психологической комфортности, сплачивает коллектив. Методика С.Д. Шевченко Зачет по крупной теме проводится в 2 этапа — повторительно-обобщающий и собственно зачет.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.453 с.) |