Перечень структурных элементов УМК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень структурных элементов УМК



ИСТОРИЯ

 

 

Для набора 2019 г.

 

Москва, 2019


Перечень структурных элементов УМК

 

№ п/п. Наименование Составитель Страницы
1. Рабочая программа Ивашко М.И. Ерёмин В.Н. 4-48
2. Учебно-методические материалы по освоению дисциплины Ивашко М.И. Ерёмин В.Н. 49-81
2.1. Учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Ивашко М.И. Ерёмин В.Н. 49-63
2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Ивашко М.И. Ерёмин В.Н. 64-81
3. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине Ерёмин В.Н. Хранится в отдельной папке

Составители:

Ивашко Михаил Иванович, заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин;

Ерёмин Владимир Николаевич, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин

 

_________________ 10 декабря 2015 г.

подпись

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413), Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.03 «Право и судебное администрирование» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 513), Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО». Регистрационный номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).

 

УМК обсужден на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин:

протокол № 5 от 15 декабря 2015 г.

 

Заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин

Ивашко М.И., доктор исторических наук, профессор

 

_____________ «» ________________2015 г.

подпись

Учебно-методический комплекс по дисциплине для 2019 года набора актуализирован и одобрен Учебно-методическим советом Университета (протокол № 9 от 28 мая 2019 г.).

 

© Российский государственный университет правосудия, 2019

© Ивашко М.И., Ерёмин В.Н., 2019


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.1. Паспорт программы учебной дисциплины.................................. 4-7

 

1.2. Структура и содержание учебной дисциплины........................... 8-35

 

1.3. Условия реализации программы учебной дисциплины.............. 36-38

 

1.4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.............. 39-45

 

1.5. Карта обеспеченности литературой............................................. 46-48

 


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 234
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 156
в том числе:  
практические занятия 44
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 78
в том числе:  
- домашняя работа с материалом учебника, доработка конспекта лекций, ведение глоссария исторических категорий, подготовка к семинарским занятиям 55
- выполнение индивидуальных поручений, презентаций 15
- работа со статьями исторических журналов, периодической печатью 8

Форма промежуточной аттестации по дисциплине

Семестр - Итоговая контрольная работа,

Семестр - Экзамен

1.2.2. Тематический план учебной дисциплины.

Наименование разделов и тем, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень усвоения
Раздел 1. Введение. 6  
Тема 1.1. Основы исторических знаний. 2

Репродук-тивный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 1.2. Основные концепции исторического развития. Место и роль России в системе мировых цивилизаций. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Раздел 2. Древнейшая стадия истории человечества. 3  
Тема 2.1. Древнейшая стадия истории человечества и зарождение цивилизаций. 2 Ознакоми-тельный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Раздел 3. Цивилизации Древнего мира. 15  
Тема 3.1. Этапы и особенности политического развития цивилизаций Древнего Востока. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 3.2. Социально-экономические и культурные особенности развития цивилизаций Древнего Востока. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 3.3. Политические и социально-экономические особенности развития Античной цивилизации. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 3.4. Повседневная жизнь и культура Античной Греции и Древнего Рима. 2 Ознакоми-тельный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 3.5. Практическое занятие: «Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций». 2 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная). 1  
Раздел 4. История Средних веков. 48  
Тема 4.1. Становление западноевропейской средневековой цивилизации. 2

Репродук-тивный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 4.2. Западноевропейская средневековая цивилизация (XI-XV вв.). 2

Репродук-тивный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 4.3. Практическое занятие: «Европейское средневековое общество. Начало Ренессанса». 2

Продук-тивный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 4.4. Основные черты и этапы развития Византийской цивилизации. 2

Репродук-тивный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 4.5. Практическое занятие: «Духовная жизнь Византии». 2

Репродук-тивный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 4.6. Социально-экономические и политические особенности развития арабо-мусульманской цивилизации. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 4.7. Практическое занятие: «Роль ислама в становлении и развитии арабо-мусульманской цивилизации». 2 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 4.8. Индия и Дальний Восток в Средние века. 2

Ознакоми-тельный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 4.9. Доколумбовые цивилизации Америки. 2

Ознакоми-тельный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 4.10. Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 4.11. Экономическое и политическое развитие Руси в IX-начале XII вв. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 4.12. Практическое занятие: «Крещение Руси и его историческое значение». 2 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 4.13. Особенности развития Руси в период раздробленности. 2

Репродук-тивный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 4.14. Практическое занятие: «Борьба Руси с иноземными завоевателями». 2 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 4.15. Причины возвышения Москвы, становление единого Российского государства. 2 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 4.16. Практическое занятие: «Образование единого Российского государства и его значение». 2 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Итоговая контрольная работа 2  
Раздел 5. История Нового времени. 69  
Тема 5.1. Великие географические открытия и начало европейской колониальной политики. Возрождение. Реформация. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 5.2. Модернизация в XVI-XVIII веках в Европе как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 5.3. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации (XVI-XVIII вв.). 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 5.4. Революции XVI-XVIII вв. и их значение. 2

Репродук-тивный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 5.5. Практическое занятие: «Политические идеи эпохи Просвещения». 2 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 5.6. Цивилизации Востока в XVI-XVIII вв. 2

Ознакоми-тельный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 5.7. Развитие Российского государства в XVI веке. Реформы Ивана Грозного. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 5.8. Практическое занятие: «Смутное время в Российском государстве в начале XVII века». 2 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 5.9. Социально-экономическое и политическое развитие, внешняя политика России в XVII веке. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 5.10. Россия в эпоху петровских преобразований. Внешняя политика в первой четверти XVIII века. 2

Репродук-тивный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 5.11. Россия в период дворцовых переворотов и «просвещённого абсолютизма» второй половины XVIII в. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 5.12. Практическое занятие: «Культура России в XVI-XVIII веках». 2

Продук-тивный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 5.13. Промышленный переворот и его социально-экономические, политические последствия. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 5.14. Практическое занятие: «Революции XIX века и их роль в процессе модернизации стран Европы и США». 2 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 5.15. Особенности развития капитализма во второй половине XIX века. Индустриальное общество и его характерные признаки. 2 Ознакоми-тельный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 5.16. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока в XIX веке. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 5.17. Особенности развития стран Латинской Америки в XIX- начале XX вв. 2 Ознакоми-тельный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 5.18. Либеральные реформы Александра I, победа России в Отечественной войне 1812 г. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 5.19. Внутренняя и внешняя политика Николая I и ее последствия. 2

Репродук-тивный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 5.20. Великие реформы Александра II и противоречивый характер пореформенной модернизации России. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 5.21. Практическое занятие: «Особенности модернизации России в XIX веке». 2 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 5.22. Международные отношения в XVII-XIX вв. 2

Ознакоми-тельный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 5.23. Практическое занятие: «Духовное развитие Западной цивилизации и России в индустриальную эпоху». 2 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Раздел 6. Новейшая история. 91  
Тема 6.1. Основные социально-экономические и политические и культурные процессы в мире на рубеже XIX - XX вв. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.2. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX - XX вв. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.3. Политический и общественный строй в России в начале XX в. Реформы П.А. Столыпина. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.4. Практическое занятие: «Первый опыт парламентаризма в России в начале XX века». 2 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.5. Международные отношения в начале XX в. Первая мировая война. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.6. Февральская революция и её итоги. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.7. Практическое занятие: «Октябрьская революция в России и ее последствия». 2 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.8. Гражданская война в России и её последствия. 2

Репродук-тивный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 6.9. Международные отношения в межвоенный период (1918-1939 гг.). Кризис Версальско-Вашингтонской системы. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.10. Запад в 20-е – 30-е гг. XX века. Великая депрессия: истоки и последствия. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.11. Социально-экономические преобразования в СССР в 20-х – 30-х гг. XX века. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.12. Политические и культурные преобразования в СССР в 20-х – 30-х годах XX века. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.13. Внешнеполитическая деятельность Советского государства в 20-х – 30-х годах XX века и накануне Великой Отечественной войны. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.14. Практическое занятие: «Природа и сущность недемократических режимов в первой половине XX века». 2 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.15. Причины, основные события и итоги Второй мировой войны. 6

Репродук-тивный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 3
Тема 6.16. Практическое занятие: «Всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне». 2 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.17. Международные отношения во второй половине XX века. 2

Репродук-тивный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 6.1 8. Практическое занятие: «Причины и последствия «холодной войны». 2 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 2  
Тема 6.19. Особенности экономического и политического развития ведущих стран капиталистического мира после Второй мировой войны. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.20. Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Особенности процесса деколонизации. 2 Ознакоми-тельный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.21. Страны Восточной Европы: общие черты и различия в их развитии. 2

Ознакоми-тельный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 6.22. СССР в послевоенный период (1946-1953 гг.). 2

Репродук-тивный

Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1
Тема 6.23. Особенности экономического и политического развития СССР в 1953-1985 гг. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.24. СССР в период перестройки. Причины и последствия распада Советского Союза. 2 Репродук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.2 5. Практическое занятие: «Развитие советской культуры (1945-1991 гг.). 2 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.26. Международное сообщество на рубеже XX - XXI веков: проблемы и перспективы развития. 2 Ознакоми-тельный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 1  
Тема 6.27. Практическое занятие: «Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв.» (Перспективы развития российской цивилизации)». 4 Продук-тивный
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) 2  
Экзамен    
Всего часов по дисциплине 234  

1.2.3. Содержание учебной дисциплины.

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ.

Темы 3.3. Политические и социально-экономические особенности развития Античной цивилизации. 3.4. Повседневная жизнь и культура Античной Греции и Древнего Рима. 3.5. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.

Студент должен знать:

- периодизацию и особенности социально-экономического и политического развития античной цивилизации;

- признаки полиса, структуру общества и формы правления в полисах;

- существовавшие формы политической власти Античной цивилизации;

уметь:

- объяснить различия между древневосточной общиной, греческой общиной - полисом и римской гражданской общиной.

Периодизация античной цивилизации. Социально-экономические и политические особенности развития Древней Греции и Древнего Рима.

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Великая колонизация, её причины, направления и последствия. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Греческая культура классической эпохи. Александр Македонский и эллинизм.

Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры.

Повседневная жизнь в эпоху Античности. Семья и семейный быт. Частная и общественная жизнь. Образование и воспитание. Религиозные верования. Раннее христианство. Менталитет людей Античной эпохи. Право, культурное и философское наследие Древней Греции и Рима.

Темы 4.10. Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства. 4.11. Экономическое и политическое развитие Руси в IX - начале XII вв. 4.12. Крещение Руси и его историческое значение. 4.13. Особенности развития Руси в период раздробленности. 4.14. Борьба Руси с иноземными завоевателями. 4.15. Причины возвышения Москвы, становление единого Российского государства. 4.16. Образование единого Российского государства и его значение.

Студент должен знать:

- этапы развития государственности Руси и России в период IX – начала XVI вв;

- особенности социально-экономического и политического развития Руси и России в период IX – начала XVI вв;

уметь:

- анализировать влияние Востока на формирование монархической власти в России;

- сравнивать развитие российской и западноевропейской цивилизации.

История России — часть всемирной истории. Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших её людей. Дискуссия о происхождении и прародине славян. Распад славянской общности. Восточнославянские племена и их соседи в VII-VIII вв. Родовая и территориальная община. Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.

Предпосылки образования государства у восточных славян. Формирование союза племён. Первые славянские государства Европы (Первое Болгарское царство, Великоморавская держава, Польша). Крещение южных и западных славян.

Рождение Древней Руси. Племенные союзы восточных славян. «Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства. Первые русские князья и их деятельность: происхождение и социальный статус. Дань и данничество. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX-X вв. Владимир Святой. Принятие христианства. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси. Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека.

Русь и её соседи в XI – начале XII вв. Ярослав Мудрый. Право в Древней Руси. «Русская Правда». «Лествичный» порядок наследования власти. Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане. Международные связи Древней Руси. Влияние Византии и народов Степи. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.

Древняя Русь в эпоху раздробленности. Причины распада Древнерусского государства. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.

Владимиро-Суздальское княжество. Политическое устройство.

Борьба Руси с иноземными завоевателями. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды. Система управления завоёванными землями. Принятие Ордой ислама. Русь под властью Золотой Орды.

Прибалтика в начале XIII века. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму.

Русь на пути к возрождению. Восстановление экономики русских земель. Русь и Золотая Орда в XIV веке. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и её значение. Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергей Радонежский. Флорентийская уния.

От Руси к России. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Социальная структура общества. Формы землевладения. Церковно-политическая теория «Москва – третий Рим» и её роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства.

Темы 5.1. Великие географические открытия и начало европейской колониальной политики. Возрождение. Реформация. 5.2. Модернизация в XVI - XVIII веках в Европе как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. 5.3. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации (XVI - XVIII вв.). 5.4. Революции XVI – XVIII вв. и их значение. 5.5. Политические идеи эпохи Просвещения.

Студент должен знать:

- периодизацию истории Нового времени;

- хронологию европейских революций XVI – XVIII вв.;

- важнейшие этапы революционного процесса;

- стили, основные достижения художественной культуры в XVI-XVIII вв.;

уметь:

- выявлять изменения в духовной культуре и системе ценностей в эпоху модернизации;

- проследить эволюцию государства и власти в период Нового времени.

Понятие «Новое время». Различные подходы к периодизации Нового времени.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Основные идеи эпохи Возрождения. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах людей периода Возрождения и Реформации. Ренессанс: предпосылки, направления, видные деятели, основные достижения. Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм.

Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Реформация: причины, центры. М. Лютер. Ж. Кальвин. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы.

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Научная революция в Европе. Основные научные открытия и технические изобретения. Появления экспериментальной науки. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Модели развития буржуазных отношений в странах «центра» и «периферии». Торговый и мануфактурный капитализм. Урбанизация. Размывание сословного строя.

Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. Образование централизованных государств. Империя и национальные государства. От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Формы абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Испанская империя при Карле V. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Становление гражданского общества. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания.

Революции XVI - XVIII вв. Революция и модернизация. Общее и особенное революций в Нидерландах, в Англии, во Франции. Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Образование наций и национальных государств в Европе. Споры историков о социально-экономических и политических последствиях революций XVIII века.

Эпоха Просвещения. Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». Культ разума. Идея прогресса. Пути, способы и степень распространения идей Просвещения. Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии. Просвещение и власть, «просвещённый абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии.

Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм, основные достижения.

Темы 5.13. Промышленный переворот и его социально-экономические, политические последствия. 5.14. Революции XIX века и их роль в процессе модернизации стран Европы и США. 5.15. Особенности развития капитализма во второй половине XIX века. Индустриальное общество и его характерные признаки.

Студент должен знать:

- признаки индустриальной цивилизации;

- признаки монополистического капитализма;

- формы монополистических объединений;

уметь:

- отличать индустриальную цивилизацию от аграрной;

- выделять страны «старого» и «молодого» капитализма.

Промышленный переворот и его особенности в странах Европы и Америки. Экономические, социальные и политические последствия промышленного переворота. Технические достижения. Экономическое развитие Англии и Франции в первой половине XIX века. Возникновение идейно-политических течений. Возникновение рабочего движения. Парламентская реформа и чартистское движение в Англии. Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Марксизм. Становление партий и партийной деятельности.

Урбанизация. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества. Старые и новые социальные составляющие: дворянство, средний класс, крестьянство, пролетариат. Изменение среды обитания человека.

Европейские революции середины XIX века. Революция 1830 г. во Франции. Революции 1848-1849 гг. в европейских странах. Вторая империя во Франции. Объединительные процессы в Европе и в Америке. Объединение Италии. Германский путь модернизации. Создание единого германского государства. Север и Юг Соединённых Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война в США 1861-1865 гг.

Особенности экономического развития стран «старого» и «молодого» капитализма во второй половине XIX в. Вторая научно-техническая революция. Экономические кризисы, образование монополий. Монополистический капитализм. Формы монополистических объединений. Роль государства в экономике. Индустриальное общество и его признаки.

Темы 5.18. Либеральные реформы Александра I, победа России в Отечественной войне 1812 г. 5.19. Внутренняя и внешняя политика Николая I и ее последствия. 5.20. Великие реформы Александра II и противоречивый характер пореформенной модернизации России. 5.21. Особенности модернизации России в XIX веке.

Студент должен знать:

- содержание основных преобразований в России в XIX в.;

уметь:

- показать и объяснить неравномерность развития капитализма в России.

Россия в первой половине XIX столетия. Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. Россия в 1815-1825 гг. Конституционные проекты А.А. Аракчеева. Военные поселения. Причины неудач реформ Александра I. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Основные направления и принципы внешней политики России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 года.

Внутренняя и внешняя политика Николая I. Развитие экономики. Начало промышленного переворота. Роль бюрократии. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Общественно-политическая мысль в России. Славянофилы. Западники. Русский утопический социализм.

Основные направления внешней политики второй четверти XIX века. Россия и европейские революции 30-40 гг. XIX в. Крымская война и её последствия для страны.

Реформы Александра II. Отмена крепостного права. Судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х – 1870-х гг. Реформы в области образования. Итоги реформ и их историческое значение. Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли. Российский либерализм. Социалистические идеи в России.

Политика ограничения реформ. Александр III. Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм. Завершение промышленного переворота. Утверждение новой модели экономического развития: капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Роль государства в экономической жизни страны. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Повседневная жизнь населения России в XIX веке. Крестьянская община. Семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет народа. Религиозные воззрения. Трудовая этика. Обычаи и нравы народов России.

Раздел 6. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ.

Темы 6.2. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX - XX вв. 6.3. Политический и общественный строй в России в начале XX в. Реформы П.А. Столыпина. 6.4. Первый опыт парламентаризма в России в начале XX века.

Студент должен знать:

- причины социальных противоречий в начале ХХ в.;

- причины, основные этапы и итоги революции 1905-1907 гг.;

- особенности становления и развития парламентаризма в России в начале XX в.

уметь:

- анализировать состав движущих сил революции 1905-1907 гг.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.085 с.)