Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень структурных элементов УМКСтр 1 из 2Следующая ⇒
ИСТОРИЯ
Для набора 2019 г.
Москва, 2019 Перечень структурных элементов УМК
Составители: Ивашко Михаил Иванович, заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин; Ерёмин Владимир Николаевич, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин
_________________ 10 декабря 2015 г. подпись
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413), Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.03 «Право и судебное администрирование» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 513), Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО». Регистрационный номер рецензии 376 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).
УМК обсужден на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин: протокол № 5 от 15 декабря 2015 г.
Заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин Ивашко М.И., доктор исторических наук, профессор
_____________ «» ________________2015 г. подпись Учебно-методический комплекс по дисциплине для 2019 года набора актуализирован и одобрен Учебно-методическим советом Университета (протокол № 9 от 28 мая 2019 г.).
© Российский государственный университет правосудия, 2019 © Ивашко М.И., Ерёмин В.Н., 2019 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.
СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1.1. Паспорт программы учебной дисциплины.................................. 4-7
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины........................... 8-35
1.3. Условия реализации программы учебной дисциплины.............. 36-38
1.4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.............. 39-45
1.5. Карта обеспеченности литературой............................................. 46-48
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Семестр - Итоговая контрольная работа, Семестр - Экзамен |
1.2.2. Тематический план учебной дисциплины.
Наименование разделов и тем, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения | |
Раздел 1. Введение. | 6 | ||
Тема 1.1. Основы исторических знаний. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 1.2. Основные концепции исторического развития. Место и роль России в системе мировых цивилизаций. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Раздел 2. Древнейшая стадия истории человечества. | 3 | ||
Тема 2.1. Древнейшая стадия истории человечества и зарождение цивилизаций. | 2 | Ознакоми-тельный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Раздел 3. Цивилизации Древнего мира. | 15 | ||
Тема 3.1. Этапы и особенности политического развития цивилизаций Древнего Востока. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 3.2. Социально-экономические и культурные особенности развития цивилизаций Древнего Востока. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 3.3. Политические и социально-экономические особенности развития Античной цивилизации. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 3.4. Повседневная жизнь и культура Античной Греции и Древнего Рима. | 2 | Ознакоми-тельный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 3.5. Практическое занятие: «Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций». | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная). | 1 | ||
Раздел 4. История Средних веков. | 48 | ||
Тема 4.1. Становление западноевропейской средневековой цивилизации. | 2 | Репродук-тивный
| |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 4.2. Западноевропейская средневековая цивилизация (XI-XV вв.). | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 4.3. Практическое занятие: «Европейское средневековое общество. Начало Ренессанса». | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 4.4. Основные черты и этапы развития Византийской цивилизации. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 4.5. Практическое занятие: «Духовная жизнь Византии». | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 4.6. Социально-экономические и политические особенности развития арабо-мусульманской цивилизации. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 4.7. Практическое занятие: «Роль ислама в становлении и развитии арабо-мусульманской цивилизации». | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 4.8. Индия и Дальний Восток в Средние века. | 2 | Ознакоми-тельный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 4.9. Доколумбовые цивилизации Америки. | 2 | Ознакоми-тельный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 4.10. Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 4.11. Экономическое и политическое развитие Руси в IX-начале XII вв. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 4.12. Практическое занятие: «Крещение Руси и его историческое значение». | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 4.13. Особенности развития Руси в период раздробленности. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 4.14. Практическое занятие: «Борьба Руси с иноземными завоевателями». | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 4.15. Причины возвышения Москвы, становление единого Российского государства. | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 4.16. Практическое занятие: «Образование единого Российского государства и его значение». | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Итоговая контрольная работа | 2 | ||
Раздел 5. История Нового времени. | 69 | ||
Тема 5.1. Великие географические открытия и начало европейской колониальной политики. Возрождение. Реформация. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.2. Модернизация в XVI-XVIII веках в Европе как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.3. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации (XVI-XVIII вв.). | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.4. Революции XVI-XVIII вв. и их значение. | 2 | Репродук-тивный
| |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.5. Практическое занятие: «Политические идеи эпохи Просвещения». | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.6. Цивилизации Востока в XVI-XVIII вв. | 2 | Ознакоми-тельный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.7. Развитие Российского государства в XVI веке. Реформы Ивана Грозного. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.8. Практическое занятие: «Смутное время в Российском государстве в начале XVII века». | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.9. Социально-экономическое и политическое развитие, внешняя политика России в XVII веке. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.10. Россия в эпоху петровских преобразований. Внешняя политика в первой четверти XVIII века. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.11. Россия в период дворцовых переворотов и «просвещённого абсолютизма» второй половины XVIII в. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.12. Практическое занятие: «Культура России в XVI-XVIII веках». | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.13. Промышленный переворот и его социально-экономические, политические последствия. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.14. Практическое занятие: «Революции XIX века и их роль в процессе модернизации стран Европы и США». | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.15. Особенности развития капитализма во второй половине XIX века. Индустриальное общество и его характерные признаки. | 2 | Ознакоми-тельный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.16. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока в XIX веке. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.17. Особенности развития стран Латинской Америки в XIX- начале XX вв. | 2 | Ознакоми-тельный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.18. Либеральные реформы Александра I, победа России в Отечественной войне 1812 г. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.19. Внутренняя и внешняя политика Николая I и ее последствия. | 2 | Репродук-тивный
| |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.20. Великие реформы Александра II и противоречивый характер пореформенной модернизации России. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.21. Практическое занятие: «Особенности модернизации России в XIX веке». | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.22. Международные отношения в XVII-XIX вв. | 2 | Ознакоми-тельный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 5.23. Практическое занятие: «Духовное развитие Западной цивилизации и России в индустриальную эпоху». | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Раздел 6. Новейшая история. | 91 | ||
Тема 6.1. Основные социально-экономические и политические и культурные процессы в мире на рубеже XIX - XX вв. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.2. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX - XX вв. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.3. Политический и общественный строй в России в начале XX в. Реформы П.А. Столыпина. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.4. Практическое занятие: «Первый опыт парламентаризма в России в начале XX века». | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.5. Международные отношения в начале XX в. Первая мировая война. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.6. Февральская революция и её итоги. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.7. Практическое занятие: «Октябрьская революция в России и ее последствия». | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.8. Гражданская война в России и её последствия. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.9. Международные отношения в межвоенный период (1918-1939 гг.). Кризис Версальско-Вашингтонской системы. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.10. Запад в 20-е – 30-е гг. XX века. Великая депрессия: истоки и последствия. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.11. Социально-экономические преобразования в СССР в 20-х – 30-х гг. XX века. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.12. Политические и культурные преобразования в СССР в 20-х – 30-х годах XX века. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.13. Внешнеполитическая деятельность Советского государства в 20-х – 30-х годах XX века и накануне Великой Отечественной войны. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.14. Практическое занятие: «Природа и сущность недемократических режимов в первой половине XX века». | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.15. Причины, основные события и итоги Второй мировой войны. | 6 | Репродук-тивный
| |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 3 | ||
Тема 6.16. Практическое занятие: «Всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне». | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.17. Международные отношения во второй половине XX века. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.1 8. Практическое занятие: «Причины и последствия «холодной войны». | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 2 | ||
Тема 6.19. Особенности экономического и политического развития ведущих стран капиталистического мира после Второй мировой войны. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.20. Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Особенности процесса деколонизации. | 2 | Ознакоми-тельный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.21. Страны Восточной Европы: общие черты и различия в их развитии. | 2 | Ознакоми-тельный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.22. СССР в послевоенный период (1946-1953 гг.). | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.23. Особенности экономического и политического развития СССР в 1953-1985 гг. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.24. СССР в период перестройки. Причины и последствия распада Советского Союза. | 2 | Репродук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.2 5. Практическое занятие: «Развитие советской культуры (1945-1991 гг.). | 2 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.26. Международное сообщество на рубеже XX - XXI веков: проблемы и перспективы развития. | 2 | Ознакоми-тельный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 1 | ||
Тема 6.27. Практическое занятие: «Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв.» (Перспективы развития российской цивилизации)». | 4 | Продук-тивный | |
Самостоятельная работа обучающихся (внеаудиторная) | 2 | ||
Экзамен | |||
Всего часов по дисциплине | 234 |
1.2.3. Содержание учебной дисциплины.
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ.
Темы 3.3. Политические и социально-экономические особенности развития Античной цивилизации. 3.4. Повседневная жизнь и культура Античной Греции и Древнего Рима. 3.5. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.
Студент должен знать:
- периодизацию и особенности социально-экономического и политического развития античной цивилизации;
- признаки полиса, структуру общества и формы правления в полисах;
- существовавшие формы политической власти Античной цивилизации;
уметь:
- объяснить различия между древневосточной общиной, греческой общиной - полисом и римской гражданской общиной.
Периодизация античной цивилизации. Социально-экономические и политические особенности развития Древней Греции и Древнего Рима.
Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Великая колонизация, её причины, направления и последствия. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Греческая культура классической эпохи. Александр Македонский и эллинизм.
Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры.
Повседневная жизнь в эпоху Античности. Семья и семейный быт. Частная и общественная жизнь. Образование и воспитание. Религиозные верования. Раннее христианство. Менталитет людей Античной эпохи. Право, культурное и философское наследие Древней Греции и Рима.
Темы 4.10. Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства. 4.11. Экономическое и политическое развитие Руси в IX - начале XII вв. 4.12. Крещение Руси и его историческое значение. 4.13. Особенности развития Руси в период раздробленности. 4.14. Борьба Руси с иноземными завоевателями. 4.15. Причины возвышения Москвы, становление единого Российского государства. 4.16. Образование единого Российского государства и его значение.
Студент должен знать:
- этапы развития государственности Руси и России в период IX – начала XVI вв;
- особенности социально-экономического и политического развития Руси и России в период IX – начала XVI вв;
уметь:
- анализировать влияние Востока на формирование монархической власти в России;
- сравнивать развитие российской и западноевропейской цивилизации.
История России — часть всемирной истории. Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших её людей. Дискуссия о происхождении и прародине славян. Распад славянской общности. Восточнославянские племена и их соседи в VII-VIII вв. Родовая и территориальная община. Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.
Предпосылки образования государства у восточных славян. Формирование союза племён. Первые славянские государства Европы (Первое Болгарское царство, Великоморавская держава, Польша). Крещение южных и западных славян.
Рождение Древней Руси. Племенные союзы восточных славян. «Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства. Первые русские князья и их деятельность: происхождение и социальный статус. Дань и данничество. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX-X вв. Владимир Святой. Принятие христианства. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси. Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека.
Русь и её соседи в XI – начале XII вв. Ярослав Мудрый. Право в Древней Руси. «Русская Правда». «Лествичный» порядок наследования власти. Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане. Международные связи Древней Руси. Влияние Византии и народов Степи. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.
Древняя Русь в эпоху раздробленности. Причины распада Древнерусского государства. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.
Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.
Владимиро-Суздальское княжество. Политическое устройство.
Борьба Руси с иноземными завоевателями. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды. Система управления завоёванными землями. Принятие Ордой ислама. Русь под властью Золотой Орды.
Прибалтика в начале XIII века. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму.
Русь на пути к возрождению. Восстановление экономики русских земель. Русь и Золотая Орда в XIV веке. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и её значение. Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергей Радонежский. Флорентийская уния.
От Руси к России. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Социальная структура общества. Формы землевладения. Церковно-политическая теория «Москва – третий Рим» и её роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства.
Темы 5.1. Великие географические открытия и начало европейской колониальной политики. Возрождение. Реформация. 5.2. Модернизация в XVI - XVIII веках в Европе как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. 5.3. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации (XVI - XVIII вв.). 5.4. Революции XVI – XVIII вв. и их значение. 5.5. Политические идеи эпохи Просвещения.
Студент должен знать:
- периодизацию истории Нового времени;
- хронологию европейских революций XVI – XVIII вв.;
- важнейшие этапы революционного процесса;
- стили, основные достижения художественной культуры в XVI-XVIII вв.;
уметь:
- выявлять изменения в духовной культуре и системе ценностей в эпоху модернизации;
- проследить эволюцию государства и власти в период Нового времени.
Понятие «Новое время». Различные подходы к периодизации Нового времени.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Основные идеи эпохи Возрождения. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах людей периода Возрождения и Реформации. Ренессанс: предпосылки, направления, видные деятели, основные достижения. Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм.
Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Реформация: причины, центры. М. Лютер. Ж. Кальвин. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы.
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Научная революция в Европе. Основные научные открытия и технические изобретения. Появления экспериментальной науки. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Модели развития буржуазных отношений в странах «центра» и «периферии». Торговый и мануфактурный капитализм. Урбанизация. Размывание сословного строя.
Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. Образование централизованных государств. Империя и национальные государства. От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Формы абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Испанская империя при Карле V. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Становление гражданского общества. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания.
Революции XVI - XVIII вв. Революция и модернизация. Общее и особенное революций в Нидерландах, в Англии, во Франции. Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Образование наций и национальных государств в Европе. Споры историков о социально-экономических и политических последствиях революций XVIII века.
Эпоха Просвещения. Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». Культ разума. Идея прогресса. Пути, способы и степень распространения идей Просвещения. Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии. Просвещение и власть, «просвещённый абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии.
Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм, основные достижения.
Темы 5.13. Промышленный переворот и его социально-экономические, политические последствия. 5.14. Революции XIX века и их роль в процессе модернизации стран Европы и США. 5.15. Особенности развития капитализма во второй половине XIX века. Индустриальное общество и его характерные признаки.
Студент должен знать:
- признаки индустриальной цивилизации;
- признаки монополистического капитализма;
- формы монополистических объединений;
уметь:
- отличать индустриальную цивилизацию от аграрной;
- выделять страны «старого» и «молодого» капитализма.
Промышленный переворот и его особенности в странах Европы и Америки. Экономические, социальные и политические последствия промышленного переворота. Технические достижения. Экономическое развитие Англии и Франции в первой половине XIX века. Возникновение идейно-политических течений. Возникновение рабочего движения. Парламентская реформа и чартистское движение в Англии. Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Марксизм. Становление партий и партийной деятельности.
Урбанизация. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества. Старые и новые социальные составляющие: дворянство, средний класс, крестьянство, пролетариат. Изменение среды обитания человека.
Европейские революции середины XIX века. Революция 1830 г. во Франции. Революции 1848-1849 гг. в европейских странах. Вторая империя во Франции. Объединительные процессы в Европе и в Америке. Объединение Италии. Германский путь модернизации. Создание единого германского государства. Север и Юг Соединённых Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война в США 1861-1865 гг.
Особенности экономического развития стран «старого» и «молодого» капитализма во второй половине XIX в. Вторая научно-техническая революция. Экономические кризисы, образование монополий. Монополистический капитализм. Формы монополистических объединений. Роль государства в экономике. Индустриальное общество и его признаки.
Темы 5.18. Либеральные реформы Александра I, победа России в Отечественной войне 1812 г. 5.19. Внутренняя и внешняя политика Николая I и ее последствия. 5.20. Великие реформы Александра II и противоречивый характер пореформенной модернизации России. 5.21. Особенности модернизации России в XIX веке.
Студент должен знать:
- содержание основных преобразований в России в XIX в.;
уметь:
- показать и объяснить неравномерность развития капитализма в России.
Россия в первой половине XIX столетия. Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. Россия в 1815-1825 гг. Конституционные проекты А.А. Аракчеева. Военные поселения. Причины неудач реформ Александра I. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Основные направления и принципы внешней политики России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 года.
Внутренняя и внешняя политика Николая I. Развитие экономики. Начало промышленного переворота. Роль бюрократии. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Общественно-политическая мысль в России. Славянофилы. Западники. Русский утопический социализм.
Основные направления внешней политики второй четверти XIX века. Россия и европейские революции 30-40 гг. XIX в. Крымская война и её последствия для страны.
Реформы Александра II. Отмена крепостного права. Судебная, земская, военная, городская реформы 1860-х – 1870-х гг. Реформы в области образования. Итоги реформ и их историческое значение. Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли. Российский либерализм. Социалистические идеи в России.
Политика ограничения реформ. Александр III. Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм. Завершение промышленного переворота. Утверждение новой модели экономического развития: капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Роль государства в экономической жизни страны. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
Повседневная жизнь населения России в XIX веке. Крестьянская община. Семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет народа. Религиозные воззрения. Трудовая этика. Обычаи и нравы народов России.
Раздел 6. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ.
Темы 6.2. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX - XX вв. 6.3. Политический и общественный строй в России в начале XX в. Реформы П.А. Столыпина. 6.4. Первый опыт парламентаризма в России в начале XX века.
Студент должен знать:
- причины социальных противоречий в начале ХХ в.;
- причины, основные этапы и итоги революции 1905-1907 гг.;
- особенности становления и развития парламентаризма в России в начале XX в.
уметь:
- анализировать состав движущих сил революции 1905-1907 гг.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.085 с.)