Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы «активного обучения»
Обеспечение качественной подготовки специалистов во многом зависит от эффективности учебного процесса. Главной задачей становится не передача студентам определенной суммы знаний, а оказание воздействия на образ мышления и подход к явлениям. Большое значение в создании таких предпосылок, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных, всесторонне развитых специалистов в вузе имеет совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе принципов. Процесс активного обучения необходимо осуществлять на основе определенных принципов. В систематизированном виде можно выделить следующие: Принцип целеполагания Преподаватель должен иметь иерархию целей: целей всего обучения, целей на каждое занятие и каждый конкретный период жизненного цикла группы. Цели относятся к группе в целом и к отдельным участкам. Они могут трансформироваться в зависимости от конкретного состава участников. Для обеспечения работы группы необходимо обеспечить соблюдение групповых норм и привил, которые преподаватель доводит до участников в начальной фазе занятия. К этим принципам относятся: правило активности, правило «здесь и сейчас» и т.д. Принцип установки Принцип установки заключается в следующем: начиная учебное занятие, надо дать установку студентам на определенную тему. В психологии этот начальный элемент играет большую роль для дальнейшего развертывания действий, воздействия и саморазвития. Для занятия должна быть выбрана одна стержневая идея, которая фиксируется в его названии. Преподавателю следует провести вводную беседу, актуализировать на определенную проблему, ознакомить с тенденциями, дать информационную установку. В установочной беседе обязательным элементом является введение понятийного аппарата. Усвоение любой теории начинается с усвоения понятий. Понятия являются основополагающей формой теоретического мышления и выступают своего рода «клеточкой», из которой образуются более сложные формы теоретического мышления. В ходе обучения преподавателю необходимо добиваться формирования однозначного словаря терминов, используемых участниками. Без новых понятий, знаний, невозможно работать по-новому, и невозможно перестроить психологию человека, его отношение к новому, позиции, взгляды и профессиональные установки. Не имея информации, знаний, теории, невозможно достигнуть сознания цели. Таким образом, регулятором дальнейшего поведения в условиях обучения являются установки, которые регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм деятельности человека.
Принцип активности Принцип активности предполагает активное и постоянное вовлечение участников в коллективную работу. Активность каждого позволяет достичь большего в обучении других и в собственном обучении. Сознательное усвоение знаний и активность самого обучаемого ведет к усвоению способов деятельности, и позволяет перенести теоретические знания в плоскость их практического усвоения. «Активность студента создает условия для более развитой внутренней мотивации, формируя тем самым благоприятные условия для того, чтобы материал был не просто воспринят, но и усвоен по существу заинтересованно. Участие каждого студента (вовлеченность) в аудитории позволяет сконцентрировать умственные и эмоциональные усилия участников на анализе и осмыслении, происходящих в группе явлений. Главное правило: запрет высказываний «я не могу», «я не знаю». Принцип диалога В неживой природе явно преобладает тенденция к разрушению, а в живой природе, наоборот, стремление к повышению упорядоченности, организованности, к созиданию, т.е. иначе говоря, процесс обучения требует живого процесса познания. Диалог в процессе обучения является своего рода цепочкой к мысли и ведет к дальнейшему разворачиванию других элементов деятельности. В диалоге студенты могут поделиться опытом, который является открытием для других будущих руководителей, и не описан в большинстве учебников. Принцип сочетания коллективной и индивидуальной самостоятельной работы студента в учебно-познавательном процессе. Личность может быть субъектом познания лишь в обеспечении ему возможности взаимодействия, так как в действительности он не способен вне коллектива овладеть материальной и духовной культурой. Поэтому познание осуществляется не отдельно изолированным индивидом, а лишь субъектом, который включен в коллективную практическую деятельность. Этот принцип один из наиболее характерных для высшей школы, поскольку решение задач учебного процесса в ней осуществляется в условиях сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения. Хотя коллективная форма является ведущей в организации учебного процесса, успех обучения обуславливается лишь единством этих компонентов.
Групповая форма выполняет важную социально-педагогическую функцию – она помогает воспитать коллективизм, дружбу, товарищество, чувство взаимопомощи, способствует развитию здорового общественного мнения формированию нормальных взаимоотношений в коллективе и т.д., активизируя коллективные формы учебного процесса. Названный принцип рекомендует учитывать и совершенствовать индивидуальную работу студентов, так как развивает интересы, мотивацию, дарования каждого из них, внедрение при этом гуманистического подхода. Более того, индивидуальное наиболее плодотворно развивается и формируется в коллективе. То, что неосуществимо в полной мере для индивида, может быть осуществлено с помощью согласованной коллективной работы. Принцип проблемности Участвуя в упражнениях, деловых играх, групповых дискуссиях, члены группы должны приобретать знания, умения, навыки, путем преодоления трудностей, эмоционально переживая ситуации. Получение знаний должно быть пережито каждым участником, и стать его личным опытом. Исследовательский принцип Обучение таким образом, что любая ситуация, моделирующая управленческую деятельность, являлась предметом исследования для группы. Группа (5-6 человек) исследует ситуацию и находит решение самостоятельно. Преподаватель лишь способствует этому, но не предлагает готовых решений. Студенты к решению проблемной ситуации и к выводам приходят самостоятельно. Принцип моделирования Моделирование ставит перед студентами серьезную дилемму или проблему, которую они должны решить в предложенной обстановке, где они вместе с однокурсниками играют определенные роли, встречающиеся в реальной жизни. Моделирование вовлекает студентов в абстрактную или вымышленную ситуацию, которая представляет собой упрощенный, но живой пример реального события. Активно познать объект – значит воспроизвести его в мышлении как конкретное, то есть в виде системы необходимых связей, но не материальных, а идеальных. В процессе моделирования благодаря аналитико-синтетической деятельности своего разума, студент получает всестороннее знание о предмете, ибо целое будет не полностью понято без рассмотрения его отдельных частей, так же как знание целого позволит глубже изучить его части. В процессе относительно самостоятельного развития мышления, субъект, моделируя, обобщая накопленный материал по управлению, приходит к установлению новых связей и закономерностей, новому знанию, созданию гипотез и теорий. Студент может пользоваться моделированием как заменителем отсутствующего чувственного образа целого, опираясь на который, мышление проникает глубже в познание сущности. Подобные модели предостерегают от заблуждения, являются ориентиром в исследовании. Это ведет к дальнейшему возрастанию мыслительной активности субъекта, ибо создание мыслительной модели предлагает вскрыть существенные связи между изученными и изучаемыми явлениями. Создаваемая мысленная модель вначале очень проста, она отражает только одну, наиболее существенную черту исследуемого объекта. При этом происходит процесс идеализации и упрощения действительности, логическое мышление совершает здесь сложнейшую аналитико-синтетическую деятельность. Объект модели из-за обстоятельств, становится более доступным в дальнейшем процессе исследования, что дает возможность познать его глубже, точнее. В процессе дальнейшего познания и обнаружения новых существенных связей и закономерностей объекта усложняется и сама мысленная модель. Возрастание активности познающего субъекта на ступени логического мышления выражается в гораздо большем использовании таких форм теоретического познания, как мысленная модель. В ходе организационно – обучающих упражнений моделируются существенные стороны процесса решения проблемы, построения прогноза, его реализация в профессиональной деятельности.
Интересной чертой моделирования является высокий уровень непредсказуемости. Принцип моделирования является важным элементом в процессе усвоения теоретических знаний и обобщенных способов деятельности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.006 с.) |