Принципы «активного обучения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы «активного обучения»



Обеспечение качественной подготовки специалистов во многом зависит от эффективности учебного процесса. Главной задачей становится не передача студентам определенной суммы знаний, а оказание воздействия на образ мышления и подход к явлениям. Большое значение в создании таких предпосылок, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных, всесторонне развитых специалистов в вузе имеет совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе принципов.

Процесс активного обучения необходимо осуществлять на основе определенных принципов. В систематизированном виде можно выделить следующие:

Принцип целеполагания

Преподаватель должен иметь иерархию целей: целей всего обучения, целей на каждое занятие и каждый конкретный период жизненного цикла группы. Цели относятся к группе в целом и к отдельным участкам. Они могут трансформироваться в зависимости от конкретного состава участников.

Для обеспечения работы группы необходимо обеспечить соблюдение групповых норм и привил, которые преподаватель доводит до участников в начальной фазе занятия. К этим принципам относятся: правило активности, правило «здесь и сейчас» и т.д.

Принцип установки

Принцип установки заключается в следующем: начиная учебное занятие, надо дать установку студентам на определенную тему. В психологии этот начальный элемент играет большую роль для дальнейшего развертывания действий, воздействия и саморазвития. Для занятия должна быть выбрана одна стержневая идея, которая фиксируется в его названии. Преподавателю следует провести вводную беседу, актуализировать на определенную проблему, ознакомить с тенденциями, дать информационную установку.

В установочной беседе обязательным элементом является введение понятийного аппарата. Усвоение любой теории начинается с усвоения понятий. Понятия являются основополагающей формой теоретического мышления и выступают своего рода «клеточкой», из которой образуются более сложные формы теоретического мышления.

В ходе обучения преподавателю необходимо добиваться формирования однозначного словаря терминов, используемых участниками. Без новых понятий, знаний, невозможно работать по-новому, и невозможно перестроить психологию человека, его отношение к новому, позиции, взгляды и профессиональные установки. Не имея информации, знаний, теории, невозможно достигнуть сознания цели. Таким образом, регулятором дальнейшего поведения в условиях обучения являются установки, которые регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм деятельности человека.

Принцип активности

Принцип активности предполагает активное и постоянное вовлечение участников в коллективную работу. Активность каждого позволяет достичь большего в обучении других и в собственном обучении. Сознательное усвоение знаний и активность самого обучаемого ведет к усвоению способов деятельности, и позволяет перенести теоретические знания в плоскость их практического усвоения.

«Активность студента создает условия для более развитой внутренней мотивации, формируя тем самым благоприятные условия для того, чтобы материал был не просто воспринят, но и усвоен по существу заинтересованно. Участие каждого студента (вовлеченность) в аудитории позволяет сконцентрировать умственные и эмоциональные усилия участников на анализе и осмыслении, происходящих в группе явлений.

Главное правило: запрет высказываний «я не могу», «я не знаю».

Принцип диалога

В неживой природе явно преобладает тенденция к разрушению, а в живой природе, наоборот, стремление к повышению упорядоченности, организованности, к созиданию, т.е. иначе говоря, процесс обучения требует живого процесса познания. Диалог в процессе обучения является своего рода цепочкой к мысли и ведет к дальнейшему разворачиванию других элементов деятельности. В диалоге студенты могут поделиться опытом, который является открытием для других будущих руководителей, и не описан в большинстве учебников.

Принцип сочетания коллективной и индивидуальной самостоятельной работы студента в учебно-познавательном процессе.

Личность может быть субъектом познания лишь в обеспечении ему возможности взаимодействия, так как в действительности он не способен вне коллектива овладеть материальной и духовной культурой. Поэтому познание осуществляется не отдельно изолированным индивидом, а лишь субъектом, который включен в коллективную практическую деятельность. Этот принцип один из наиболее характерных для высшей школы, поскольку решение задач учебного процесса в ней осуществляется в условиях сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения. Хотя коллективная форма является ведущей в организации учебного процесса, успех обучения обуславливается лишь единством этих компонентов.

Групповая форма выполняет важную социально-педагогическую функцию – она помогает воспитать коллективизм, дружбу, товарищество, чувство взаимопомощи, способствует развитию здорового общественного мнения формированию нормальных взаимоотношений в коллективе и т.д., активизируя коллективные формы учебного процесса.

Названный принцип рекомендует учитывать и совершенствовать индивидуальную работу студентов, так как развивает интересы, мотивацию, дарования каждого из них, внедрение при этом гуманистического подхода. Более того, индивидуальное наиболее плодотворно развивается и формируется в коллективе. То, что неосуществимо в полной мере для индивида, может быть осуществлено с помощью согласованной коллективной работы.

Принцип проблемности

Участвуя в упражнениях, деловых играх, групповых дискуссиях, члены группы должны приобретать знания, умения, навыки, путем преодоления трудностей, эмоционально переживая ситуации. Получение знаний должно быть пережито каждым участником, и стать его личным опытом.

Исследовательский принцип

Обучение таким образом, что любая ситуация, моделирующая управленческую деятельность, являлась предметом исследования для группы. Группа (5-6 человек) исследует ситуацию и находит решение самостоятельно. Преподаватель лишь способствует этому, но не предлагает готовых решений. Студенты к решению проблемной ситуации и к выводам приходят самостоятельно.

Принцип моделирования

Моделирование ставит перед студентами серьезную дилемму или проблему, которую они должны решить в предложенной обстановке, где они вместе с однокурсниками играют определенные роли, встречающиеся в реальной жизни. Моделирование вовлекает студентов в абстрактную или вымышленную ситуацию, которая представляет собой упрощенный, но живой пример реального события. Активно познать объект – значит воспроизвести его в мышлении как конкретное, то есть в виде системы необходимых связей, но не материальных, а идеальных.

В процессе моделирования благодаря аналитико-синтетической деятельности своего разума, студент получает всестороннее знание о предмете, ибо целое будет не полностью понято без рассмотрения его отдельных частей, так же как знание целого позволит глубже изучить его части. В процессе относительно самостоятельного развития мышления, субъект, моделируя, обобщая накопленный материал по управлению, приходит к установлению новых связей и закономерностей, новому знанию, созданию гипотез и теорий.

Студент может пользоваться моделированием как заменителем отсутствующего чувственного образа целого, опираясь на который, мышление проникает глубже в познание сущности. Подобные модели предостерегают от заблуждения, являются ориентиром в исследовании. Это ведет к дальнейшему возрастанию мыслительной активности субъекта, ибо создание мыслительной модели предлагает вскрыть существенные связи между изученными и изучаемыми явлениями. Создаваемая мысленная модель вначале очень проста, она отражает только одну, наиболее существенную черту исследуемого объекта. При этом происходит процесс идеализации и упрощения действительности, логическое мышление совершает здесь сложнейшую аналитико-синтетическую деятельность. Объект модели из-за обстоятельств, становится более доступным в дальнейшем процессе исследования, что дает возможность познать его глубже, точнее. В процессе дальнейшего познания и обнаружения новых существенных связей и закономерностей объекта усложняется и сама мысленная модель. Возрастание активности познающего субъекта на ступени логического мышления выражается в гораздо большем использовании таких форм теоретического познания, как мысленная модель. В ходе организационно – обучающих упражнений моделируются существенные стороны процесса решения проблемы, построения прогноза, его реализация в профессиональной деятельности.

Интересной чертой моделирования является высокий уровень непредсказуемости. Принцип моделирования является важным элементом в процессе усвоения теоретических знаний и обобщенных способов деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.006 с.)