Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастная динамика креативности
(сравнение американских и российских данных). Сравнительный анализ среднестатистических данных, полученных на американской и российской выборках (Таблицы №№ 3,4,5,6), позволяет сделать определенные выводы. Сначала проанализируем данные, имеющие отношение к вербальной креативности (Таблицы №№ 3,4). Из приведенных данных видно, что в начальной школе (6-9 лет) все три показателя вербальной креативности (Беглость, Гибкость, Оригинальность) у российских детей несколько выше, чем у американских. Но после девяти лет картина меняется на противоположную: по всем трем показателям среднестатистические результаты американских детей превышают результаты российских. Кроме этого, американские данные имеют тенденцию к росту с увеличением возраста обследуемых. В российской выборке такой тенденции не отмечается. Известно, что именно вербальная креативность в наибольшей степени поддается развитию. Поэтому можно предположить, что рост вербальной креативности у американских школьников обусловлен тем, что в системе образования США много внимания уделяется развитию творческого потенциала учащихся. Теперь проанализируем среднестатистические значения показателей образной креативности, полученные на российской и американской выборках (Таблицы №№ 5, б). В обеих таблицах прослеживаются одинаковые тенденции. С увеличением возраста не отмечается линейного роста показателей образной креативности. Среднестатистические значения одного и того же показателя образной креативности, полученные для разных возрастов, достоверно не отличаются друг от друга. Уровневые значения отдельных показателей образной креативности (в большей степени связанной с влиянием биологических факторов) у российских и американских школьников также близки друг к другу. Это подтверждает наше предположение о том, что превосходство американских школьников по уровню развития вербальной креативности (после девяти лет) связано с влиянием социальных факторов, а именно — со спецификой американской системы образования. Вернуться к оглавлению
ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНАЯ БАТАРЕЯ Описание субтестов. Вербальная часть Методики состоит из семи субтестов, направленных на измерение различных аспектов вербальной креативности. Во всех субтестах требуется продуцировать некоторые идеи, выраженные в вербальной форме.
СУБТЕСТЫ №№ 1-3 «Вопросы», «Причины», «Следствия». Задания первых трех субтестов выполняются на основе одного и того же стимульного изображения. При этом в первом субтесте обследуемому необходимо задать как можно больше вопросов для того, чтобы выяснить, что же происходит на картинке. Во втором — выдвинуть как можно больше причин, которые могли привести к тому, что на ней изображено. В третьем субтесте требуется придумать как можно больше следствий, которые будут являться результатом происходящего на картинке. Первые три субтеста связаны с «научным» (причинно-следственным) креативным мышлением. Субтест «Вопросы» позволяет проявить любознательность, чувствительность к неизвестной и недостающей информации, умение заполнять пробелы в существующих знаниях. Субтесты «Причины» и «Следствия» выявляют способность выдвигать гипотезы относительно причин и следствий различных событий. П. Верной изучал причинно-следственное мышление у детей и примитивных народов, оторванных от цивилизации. Он обнаружил, что их объяснения тех или иных явлений окружающего мира чаще носят описательный характер и даются в повествовательной форме. Их причинное мышление является конкретным и расплывчатым. Согласно П. Вернону, мышление в своем развитии идет по пути возрастания уровня абстрактности и обобщения. Другими словами, объяснения, которые даются на высокой стадии развития мышления, являются абстрактными, универсальными и носят причинно-следственный характер. Результаты, полученные Е. Торренсом, согласуются с данными П. Вернона и Ж. Пиаже: дети дошкольного и младшего школьного возраста вместо указания причин и следствий при выполнении субтестов дают последовательное описание событий. Эта тенденция постепенно исчезает по мере их взросления. СУБТЕСТ №4 «Улучшение предмета». В четвертом субтесте обследуемому предлагается высказать как можно больше идей по поводу улучшения игрушечного слона, которые сделали бы его более привлекательным для игры.
Сложная, комплексная природа этого задания делает данный субтест наиболее информативным и валидным в структуре вербальных субтестов. Кроме этого, оно вызывает положительные эмоции и у детей, и у взрослых, так как позволяет им актуализировать детское «Я» и спонтанно играть различными идеями. СУБТЕСТ №5 «Необычное использование». В пятом субтесте обследуемый должен придумать как можно больше способов необычного использования картонных коробок. Данный субтест является модификацией теста Дж. Гилфорда «Необычное использование кирпича». После ряда экспериментов Е. Торренс в качестве стимула выбрал «картонную коробку». Это было связано с тем, что данный стимул, во-первых, порождает бесчисленное количество ответов. Во-вторых, он стимулирует ригидные, стереотипные идеи (типа: использовать в качестве контейнера) и тем самым позволяет выявить способность обследуемого уходить от них в своих размышлениях, предлагая необычные решения. Отмечено, что рассматриваемая ригидность мышления увеличивается с возрастом, а также при некоторых заболеваниях, влияющих на протекание мыслительных процессов. Так, у 87% шизофреников встречаются ответы, в которых говорится об использовании коробки в качестве контейнера. Для сравнения: аналогичный ответ дают только 400/~ обследуемых в студенческой выборке, 34% старшеклассников и только 17% учащихся 4-7 классов. СУБТЕСТ №6 «Необычные вопросы». В шестом субтесте обследуемый должен придумать как можно больше вопросов о самых разнообразных и необычных свойствах картонных коробок. Данный субтест является адаптацией методики Р. Бекхата (1961). P. Бекхат отмечал, что некреативные индивиды даже при соответствующей инструкции — стремиться к разнообразию идей — задают в основном однотипные, фактологически-ориентированные вопросы. Они просто не могут придумать вопросы другого типа, хотя и понимают, что их способ выполнения задания не вполне соответствует инструкции. Таким образом, этот субтест позволяет оценить «дивергентную силу» обследуемого, которая более важна для предсказания креативных достижений, чем «спонтанная продуктивность». СУБТЕСТ №7 «Необычная ситуация». В седьмом субтесте обследуемому предлагается картинка, на которой изображена неправдоподобная ситуация. Его задача — предположить как можно больше последствий этой невероятной ситуации. Данный субтест является адаптацией методики Дж. Гилфорда. Он максимально стимулирует проявление фантазии. Для некреативных людей задания такого рода могут казаться непереносимыми, раздражающими. Психолог Л. Терстоун, сотрудничающий с Т. Эдисоном, использовал подобные ситуации в работе со студентами. Он предлагал студентам необычные идеи или гипотетические ситуации. Если студент сразу отвергал их, используя железную логику, он признавался не годным для дальнейшей научной работы, так как не обладал в достаточной мере любознательностью и фантазией. Вернуться к оглавлению Процедура тестирования. Условия тестирования. Тестирование должно проходить в игровой, творческой атмосфере. Обстановка нив коем случае не должна ассоциироваться с ситуациями экзамена, контрольной, выполнения упражнений, решения задач. Только комфортная и ненапряженная психологическая атмосфера, стимулирующая творчество, позволяет получить надежные и валидные результаты тестирования. Слова «тест», «субтест», «тестовая тетрадь», «упражнения» не следует произносить перед обследуемыми. Название Альбома со стимульными материалами для вербальных субтестов «Вырази свои идеи с помощью слов» помогает обследуемым понять суть всех заданий.
Психологу необходимо предварительно изучить инструкции и нюансы проведения теста, описанными в Методическом руководстве. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста тестирование может проводиться только индивидуально. Начиная с четвертого класса, допускается как индивидуальная, так и групповая формы проведения теста. Групповое тестирование может проводиться в группах от 15 до 35 человек, что соответствует численности одного класса. Однако, по возможности, необходимо отдавать предпочтение небольшим группам до 15 человек. Поэтому класс для проведения тестирования лучше поделить на две части. Психологу необходимо предотвращать утечку информации от тех учащихся, которые уже прошли тестирование, к тем, которым оно еще только предстоит. При групповом тестировании каждый обследуемый должен иметь Альбом со стимульными материалами и инструкциями к субтестам, а также Бланк ответов, на котором он будет записывать свои идеи. При индивидуальном тестировании (до 4-го класса) ответы детей записываются психологом. Проведение вербальной части теста занимает примерно один час: 45 минут— выполнение субтестов, 15-20 минут— раздача необходимых материалов, знакомство с инструкциями, ответы на вопросы обследуемых. Обычно обследуемые (даже маленькие дети) проявляют интерес к заданиям и не испытывают усталости, поэтому тестирование, как правило, удается провести за один раз. Однако, в отдельных случаях может быть предложен небольшой перерыв для отдыха. Вербальную и образную батареи Е. Торренс рекомендует проводить в разные дни. Если это по каким-то причинам невозможно, необходим перерыв в тестировании не менее 30 минут. Вернуться к оглавлению Общая инструкция. Перед началом тестирования психолог должен сделать небольшое вступление для того, чтобы у обследуемых возникли интерес к предстоящему заданию и стремление выполнить его как можно лучше. В зависимости от конкретной ситуации Вы можете самостоятельно составить текст этого вступления. Общий смысл Ваших слов должен быть примерно следующим:
«Задания, которые я собираюсь предложить, скорее всего, покажутся вам очень интересными и увлекательными. Эти задания помогут вам понять, насколько хорошо вы умеете придумывать новые идеи и решать возникающие проблемы. Вам потребуется проявить максимум воображения и сообразительности. Я уверен (а), что вы отлично справитесь с этими заданиями и получите при этом большое удовольствие.» После этого можно раздать обследуемым Альбомы со стимульными материалами к отдельным субтестам и Бланки ответов. В Бланках ответов обследуемые записывают фамилию, имя, возраст и дату обследования. Затем они открывают первую страницу Альбома и вместе с психологом начинают читать общую инструкцию к вербальным субтестам: «Перед тобой — несколько увлекательных заданий. Тебе потребуются воображение и творческие способности. С их помощью ты сможешь придумать новые идеи и выразить их словами. У этих заданий нет «правильных» или «неправильных» ответов. Важно, чтобы ты придумал как можно больше идей и получил от этого настоящее удовольствие. Постарайся, чтобы твои идеи получились интересными и необычными — такими, которые не придумал бы никто, кроме тебя! Время выполнения каждого задания будет ограничено. Постарайся работать быстро, но без лишней спешки. Если ты напишешь все свои идеи, а время выполнения задания еще не кончится, жди следующей инструкции. Иногда во время такого спокойного ожидания в голову приходят новые идеи, которые ты сможешь добавить к уже имеющимся. Если у тебя появятся вопросы во время выполнения заданий, не задавай их с места. Подними руку и ведущий к тебе подойдет.» Если у обследуемых нет вопросов, можно переходить к работе над первым субтестом. Если вопросы появляются, психолог должен стремиться к тому, чтобы его ответы были повторением отдельных частей общей инструкции. В ходе объяснения всех инструкций запрещается приводить примеры возможных ответов. Это уменьшает оригинальность и, в некоторых случаях, снижает общее количество ответов. В процессе тестирования важно постоянно поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с обследуемыми. Вернуться к оглавлению
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.011 с.) |