Возрастная динамика креативности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастная динамика креативности



(сравнение американ­ских и российских данных).

Сравнительный анализ среднестатистических данных, получен­ных на американской и российской выборках (Таблицы №№ 3,4,5,6), позволяет сделать определенные выводы.

Сначала проанализируем данные, имеющие отношение к верба­льной креативности (Таблицы №№ 3,4). Из приведенных данных вид­но, что в начальной школе (6-9 лет) все три показателя вербальной креативности (Беглость, Гибкость, Оригинальность) у российских де­тей несколько выше, чем у американских. Но после девяти лет карти­на меняется на противоположную: по всем трем показателям сред­нестатистические результаты американских детей превышают результаты российских.

Кроме этого, американские данные имеют тенденцию к росту с увеличением возраста обследуемых. В российской выборке такой тенденции не отмечается. Известно, что именно вербальная креатив­ность в наибольшей степени поддается развитию. Поэтому можно предположить, что рост вербальной креативности у американских школьников обусловлен тем, что в системе образования США много внимания уделяется развитию творческого потенциала учащихся.

Теперь проанализируем среднестатистические значения показа­телей образной креативности, полученные на российской и амери­канской выборках (Таблицы №№ 5, б). В обеих таблицах прослеживаются одинаковые тенденции. С увеличением возраста не отмечается линейного роста показателей образной креативности. Среднестати­стические значения одного и того же показателя образной креатив­ности, полученные для разных возрастов, достоверно не отличаются друг от друга. Уровневые значения отдельных показателей образной креативности (в большей степени связанной с влиянием биологиче­ских факторов) у российских и американских школьников также близки друг к другу. Это подтверждает наше предположение о том, что превосходство американских школьников по уровню развития вербальной креативности (после девяти лет) связано с влиянием со­циальных факторов, а именно — со спецификой американской сис­темы образования.

Вернуться к оглавлению

 

ГЛАВА 2. ВЕРБАЛЬНАЯ БАТАРЕЯ

Описание субтестов.

Вербальная часть Методики состоит из семи субтестов, направ­ленных на измерение различных аспектов вербальной креативности. Во всех субтестах требуется продуцировать некоторые идеи, выра­женные в вербальной форме.

СУБТЕСТЫ №№ 1-3 «Вопросы», «Причины», «Следствия».

Задания первых трех субтестов выполняются на основе одного и того же стимульного изображения. При этом в первом субтесте об­следуемому необходимо задать как можно больше вопросов для того, чтобы выяснить, что же происходит на картинке. Во втором — выдви­нуть как можно больше причин, которые могли привести к тому, что на ней изображено. В третьем субтесте требуется придумать как мож­но больше следствий, которые будут являться результатом происхо­дящего на картинке.

Первые три субтеста связаны с «научным» (причинно-следствен­ным) креативным мышлением. Субтест «Вопросы» позволяет проя­вить любознательность, чувствительность к неизвестной и недоста­ющей информации, умение заполнять пробелы в существующих знаниях. Субтесты «Причины» и «Следствия» выявляют способность выдвигать гипотезы относительно причин и следствий различных со­бытий.

П. Верной изучал причинно-следственное мышление у детей и примитивных народов, оторванных от цивилизации. Он обнару­жил, что их объяснения тех или иных явлений окружающего мира чаще носят описательный характер и даются в повествовательной форме. Их причинное мышление является конкретным и расплыв­чатым. Согласно П. Вернону, мышление в своем развитии идет по пути возрастания уровня абстрактности и обобщения. Другими словами, объяснения, которые даются на высокой стадии развития мышления, являются абстрактными, универсальными и носят при­чинно-следственный характер. Результаты, полученные Е. Торрен­сом, согласуются с данными П. Вернона и Ж. Пиаже: дети дошколь­ного и младшего школьного возраста вместо указания причин и следствий при выполнении субтестов дают последовательное опи­сание событий. Эта тенденция постепенно исчезает по мере их взросления.

СУБТЕСТ №4 «Улучшение предмета».

В четвертом субтесте обследуемому предлагается высказать как можно больше идей по поводу улучшения игрушечного слона, кото­рые сделали бы его более привлекательным для игры.

Сложная, комплексная природа этого задания делает данный суб­тест наиболее информативным и валидным в структуре вербальных субтестов. Кроме этого, оно вызывает положительные эмоции и у де­тей, и у взрослых, так как позволяет им актуализировать детское «Я» и спонтанно играть различными идеями.

СУБТЕСТ №5 «Необычное использование».

В пятом субтесте обследуемый должен придумать как можно бо­льше способов необычного использования картонных коробок. Дан­ный субтест является модификацией теста Дж. Гилфорда «Необыч­ное использование кирпича».

После ряда экспериментов Е. Торренс в качестве стимула выбрал «картонную коробку». Это было связано с тем, что данный стимул, во-первых, порождает бесчисленное количество ответов. Во-вторых, он стимулирует ригидные, стереотипные идеи (типа: использовать в каче­стве контейнера) и тем самым позволяет выявить способность обследу­емого уходить от них в своих размышлениях, предлагая необычные ре­шения. Отмечено, что рассматриваемая ригидность мышления увеличивается с возрастом, а также при некоторых заболеваниях, влия­ющих на протекание мыслительных процессов. Так, у 87% шизофрени­ков встречаются ответы, в которых говорится об использовании короб­ки в качестве контейнера. Для сравнения: аналогичный ответ дают только 400/~ обследуемых в студенческой выборке, 34% старшеклассников и только 17% учащихся 4-7 классов.

СУБТЕСТ №6 «Необычные вопросы».

В шестом субтесте обследуемый должен придумать как можно больше вопросов о самых разнообразных и необычных свойствах картонных коробок. Данный субтест является адаптацией методики Р. Бекхата (1961). P. Бекхат отмечал, что некреативные индивиды даже при соответствующей инструкции — стремиться к разнообра­зию идей — задают в основном однотипные, фактологически-ориен­тированные вопросы. Они просто не могут придумать вопросы друго­го типа, хотя и понимают, что их способ выполнения задания не вполне соответствует инструкции. Таким образом, этот субтест по­зволяет оценить «дивергентную силу» обследуемого, которая более важна для предсказания креативных достижений, чем «спонтанная продуктивность».

СУБТЕСТ №7 «Необычная ситуация».

В седьмом субтесте обследуемому предлагается картинка, на ко­торой изображена неправдоподобная ситуация. Его задача — пред­положить как можно больше последствий этой невероятной ситуа­ции. Данный субтест является адаптацией методики Дж. Гилфорда. Он максимально стимулирует проявление фантазии. Для некреатив­ных людей задания такого рода могут казаться непереносимыми, раздражающими. Психолог Л. Терстоун, сотрудничающий с Т. Эдисо­ном, использовал подобные ситуации в работе со студентами. Он предлагал студентам необычные идеи или гипотетические ситуации. Если студент сразу отвергал их, используя железную логику, он при­знавался не годным для дальнейшей научной работы, так как не об­ладал в достаточной мере любознательностью и фантазией.

Вернуться к оглавлению

Процедура тестирования.

Условия тестирования.

Тестирование должно проходить в игровой, творческой атмосфе­ре. Обстановка нив коем случае не должна ассоциироваться с ситуа­циями экзамена, контрольной, выполнения упражнений, решения задач. Только комфортная и ненапряженная психологическая атмо­сфера, стимулирующая творчество, позволяет получить надежные и валидные результаты тестирования. Слова «тест», «субтест», «тес­товая тетрадь», «упражнения» не следует произносить перед обсле­дуемыми. Название Альбома со стимульными материалами для вербальных субтестов «Вырази свои идеи с помощью слов» помога­ет обследуемым понять суть всех заданий.

Психологу необходимо предварительно изучить инструкции и нюан­сы проведения теста, описанными в Методическом руководстве.

С детьми дошкольного и младшего школьного возраста тестирова­ние может проводиться только индивидуально. Начиная с четвертого класса, допускается как индивидуальная, так и групповая формы про­ведения теста. Групповое тестирование может проводиться в группах от 15 до 35 человек, что соответствует численности одного класса. Од­нако, по возможности, необходимо отдавать предпочтение небольшим группам до 15 человек. Поэтому класс для проведения тестирования лучше поделить на две части. Психологу необходимо предотвращать утечку информации от тех учащихся, которые уже прошли тестирова­ние, к тем, которым оно еще только предстоит.

При групповом тестировании каждый обследуемый должен иметь Альбом со стимульными материалами и инструкциями к субтестам, а также Бланк ответов, на котором он будет записывать свои идеи. При индивидуальном тестировании (до 4-го класса) ответы детей записы­ваются психологом.

Проведение вербальной части теста занимает примерно один час: 45 минут— выполнение субтестов, 15-20 минут— раздача не­обходимых материалов, знакомство с инструкциями, ответы на во­просы обследуемых.

Обычно обследуемые (даже маленькие дети) проявляют интерес к заданиям и не испытывают усталости, поэтому тестирование, как правило, удается провести за один раз. Однако, в отдельных случаях может быть предложен небольшой перерыв для отдыха.

Вербальную и образную батареи Е. Торренс рекомендует прово­дить в разные дни. Если это по каким-то причинам невозможно, не­обходим перерыв в тестировании не менее 30 минут.

Вернуться к оглавлению

Общая инструкция.

Перед началом тестирования психолог должен сделать неболь­шое вступление для того, чтобы у обследуемых возникли интерес к предстоящему заданию и стремление выполнить его как можно луч­ше. В зависимости от конкретной ситуации Вы можете самостоятельно составить текст этого вступления. Общий смысл Ваших слов дол­жен быть примерно следующим:

«Задания, которые я собираюсь предложить, скорее всего, покажутся вам очень интересными и увлекательными. Эти зада­ния помогут вам понять, насколько хорошо вы умеете придумы­вать новые идеи и решать возникающие проблемы. Вам потре­буется проявить максимум воображения и сообразительности. Я уверен (а), что вы отлично справитесь с этими заданиями и по­лучите при этом большое удовольствие.»

После этого можно раздать обследуемым Альбомы со стимульными материалами к отдельным субтестам и Бланки ответов. В Бланках ответов обследуемые записывают фамилию, имя, возраст и дату об­следования. Затем они открывают первую страницу Альбома и вмес­те с психологом начинают читать общую инструкцию к вербальным субтестам:

«Перед тобой — несколько увлекательных заданий. Тебе по­требуются воображение и творческие способности. С их помо­щью ты сможешь придумать новые идеи и выразить их словами.

У этих заданий нет «правильных» или «неправильных» отве­тов. Важно, чтобы ты придумал как можно больше идей и полу­чил от этого настоящее удовольствие. Постарайся, чтобы твои идеи получились интересными и необычными — такими, кото­рые не придумал бы никто, кроме тебя!

Время выполнения каждого задания будет ограничено. По­старайся работать быстро, но без лишней спешки.

Если ты напишешь все свои идеи, а время выполнения зада­ния еще не кончится, жди следующей инструкции. Иногда во время такого спокойного ожидания в голову приходят новые идеи, которые ты сможешь добавить к уже имеющимся.

Если у тебя появятся вопросы во время выполнения заданий, не задавай их с места. Подними руку и ведущий к тебе подойдет.»

Если у обследуемых нет вопросов, можно переходить к работе над первым субтестом. Если вопросы появляются, психолог должен стре­миться к тому, чтобы его ответы были повторением отдельных частей общей инструкции. В ходе объяснения всех инструкций запреща­ется приводить примеры возможных ответов. Это уменьшает ори­гинальность и, в некоторых случаях, снижает общее количество ответов. В процессе тестирования важно постоянно поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с обсле­дуемыми.

Вернуться к оглавлению

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.011 с.)