Шахматы. Первый год обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шахматы. Первый год обучения.



 

(из опыта работы Глухих Т.В., учителя начальных классов

 МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»

 Частоозерского района Курганской области)

 

 

Курган

2019


УДК 373.167.1

ББК 75.581я7

С 23

 

 

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом

ГАОУ ДПО ИРОСТ. Протокол №     от                       2019 г

 

Автор-составитель:

Глухих Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»;

 

Рецензенты:

Толстых Л. С., методист Отдела дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО ИРОСТ;

Шевелева С.П., учитель начальных классов МБОУ г. Кургана «Гимназия № 32»

 

Сборник занятий. Шахматы. Первый год обучения/ авт.сост.: Глухих Т.В.; по ред. Ю.В. Панченко.-Курган,2019.- 32 с.

 

Содержание сборника направлено на оказание помощи учителю начальных классов в проведении занятий по обучению игре в шахматы. В сборнике представлены разработки занятий для обучающихся первого класса.

 

 

УДК

ББК

 

 
© Глухих Т.В., 2019 ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2019  

Пояснительная записка

В центре современной концепции общего образования лежат идеи развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы являются школой творчества для детей. Это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Основные цели представленных в сборнике занятий – это создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирование общей культуры и организация содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Обучение шахматам строится на следующих принципах:

- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и предоставляется возможность выбора;

- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

- принцип системно-деятельностного подхода - продвижение к развитию через открытие новых знаний.

В данном сборнике представлены разработки занятий для обучающихся первого класса, составленные на основе материалов учебника Сухина И.Г. «Шахматы. Первый год». Тем не менее, содержание конспектов занятий имеет свои отличительные особенности.

К каждому занятию определены цели, задачи, описано оборудование, включены приложения с демонстрационным и дидактическим материалом.

Помимо решения школьниками шахматных задач, занятия предусматривают проведение игровых упражнений, а также широкое использование занимательного материала: загадок, кроссвордов.

Учащиеся получают информацию из истории развития шахматной игры, о чемпионах мира по шахматам, что, в свою очередь, способствует не только расширению кругозора школьника, но и развитию личностной мотивации, желанию стать похожими на этих людей.

Основными методами обучения являются объяснительно-иллюстра-тивный, репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский. Стер-жневым моментом организации занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом приоритет отдаётся работе учащихся в парах, что обусловлено не только самой спецификой игры в шахматы, но и направленностью данной организационной формы деятельности на формирование коммуникативных и регулятивных навыков обучающихся.

Контроль за достижением результатов освоения программы учащимися осуществляется с помощью тестов.

 


Урок №1. Ладья

Цель: познакомить с шахматной фигурой «ладья», с правилами хода ладьи, с правилами взятия фигуры.

Задачи:

1) дать представление о шахматной фигуре «ладья»;

2) расширять кругозор учащихся через знакомство с историей появления названия шахматной фигуры и знакомство с информацией о чемпионах мира по шахматам;

3) развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, демонстрационная доска, шахматы.

 

Ход занятия.

1. Актуализация знаний.

- Повторим, что изучали на прошлых уроках.

Блиц-опрос.

Как называется дорожка, которая тянется сверху вниз?

Как называется дорожка, которая тянется слева направо?

Как называются шахматные фигуры?

Сколько в каждой партии фигур?

- Рассмотрите карточку №1. Найдите ошибку в расположении фигур на шахматной доске (приложение 1.1)

2. Определение темы и цели урока.

- Посмотрите внимательно на картинки.

Учитель вывешивает картинки ладьи, осадной башни на колёсах, башни замка.

- Что объединяет эти картинки?

- Кто догадался, о какой шахматной фигуре пойдёт речь на уроке?

3. Открытие новых знаний.

- Шахматная фигура «ладья» своим видом и силуэтом напоминает башню средневекового замка и турусу, осадную башню на колёсах. Большинство военных действий в средние века связано со штурмом огромных каменных сооружений. Для штурма крепостных стен городов или замков использовали туру или турусу. Тура двигалась только прямо и била в ворота или крепостную стену. Поэтому в шахматах ладью называли турой. Но в русском языке за ней закрепилось название - ладья. Почему? Это связано с тем, что шахматы пришли на Русь из Индии через купцов или восточных торговцев, которые долго плыли на кораблях, которые назывались в то время, ладьи.

- Сравните ладью с осадной башней. Кто догадался, как будет ходить ладья?

- Если на своём пути ладья встречает фигуру противника, она берёт фигуру и встаёт на её место.

- Ладья считается тяжелой фигурой. Ценность ладьи – 5 пешек.

- Посчитайте количество возможных ходов ладьи в центре и в углу доски. Работа проводится на демонстрационной доске.

- Какой вывод мы сделаем?

Дети должны прийти к выводу, что где бы не находилась ладья, ей будет доступно 14 полей.

4. Первичное закрепление.

- Прочитайте задание №2 на карточке. Белой ладьёй нужно уничтожить пешки чёрного цвета. Возьмите простой карандаш и укажите путь ладьи (приложение 1.2).

Учитель проверяет работу у каждой пары.

Физминута

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Начался вдруг сильный шторм,

Прогремел на небе гром.

Наш кораблик закачался,

Вдаль с волною он умчался

Включение в систему знаний.

- Откройте учебник на с.25,задание №1,4. Найдите путь ладьи до ракеты. Учитель проверяет работу у каждой пары.

- Я вам буду задавать вопросы. Если на вопрос можно ответить «да», вы ставите на листочке знак плюс, а если нужно ответить на вопрос «нет», ставите минус.

- Ходит ли ладья по белым и черным полям?

- Может ли ладья пойти с белого поля на белое? С белого поля на чёрное?  

- С черного поля на чёрное? С черного поля на белое?

- Может ли ладья перепрыгнуть через поле?

- Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью?

- Может ли черная ладья перепрыгнуть через белую?

- Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью? Самоконтроль. Ответы представлены на слайде.

- На занятии будем знакомиться не только с шахматными фигурами, но и узнаем о чемпионах мира по шахматам. Сегодня познакомимся с первыми двумя чемпионами мира. Оба они из Австрии. Вильгельм Стейниц - самый первый чемпион. Он дважды защитил свое звание. Звание чемпиона мира шахматисты подтверждают через каждые 5 лет. Стейниц уступил свой титул Эммануилу Ласкеру. Ласкер был чемпионом 27 лет. Помимо шахмат он добился еще известности и как математик.

- Шахматисты любят решать шахматные задачи, головоломки. Одну из таких головоломок мы попробуем разгадать. Существует 40320 способов её решения. Но мы найдём хотя бы один. На шахматной доске надо так расставить 8 ладей, чтобы ни одна из них не била другую (приложение 1.4)

Вместо ладей можно использовать пешки.

Рефлексия.

Продолжите предложения:

- сегодня меня порадовало…

- сегодня меня огорчило…

      

Урок №2. Слон

Цель: п ознакомить с шахматной фигурой «слон», с правилами хода слона, с правилами взятия фигуры.

Задачи:

1) дать представление о шахматной фигуре «слон»;

2) расширять кругозор учащихся через знакомство с историей появления названия шахматной фигуры и через информацию о чемпионах мира по шахматам;

3) развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал, демонстрационная доска, шахматы.

 

Ход занятия.

Актуализация знаний.

- Ребята, угадайте по описанию животное.

Кожа толста, голова велика, с длинными висячими ушами. Из верхней челюсти торчат два огромных бивня. Высота взрослого слона может достигать 4 метра. Нос его вместе с верхней губой образует длинный и подвижный хобот. Слон может прожить до 80 лет. Слоны водятся в Африке и в Индии. Африканские слоны страшно ленивые. Их совсем невозможно заставить работать. Индийские же слоны, наоборот–трудяги. Они никогда не отказываются немножко поработать. Однажды, когда в Африке снимался фильм, то на съемки пригласили индийских слонов, так как африканские работать отказались.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.014 с.)