Церковь христиан веры евангельской во время свободы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковь христиан веры евангельской во время свободы



«И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде». (Иоил. 2:23)

«Просите у Господа дождя во время благопотребное; Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь, каждому злак на поле». (Зах. 10:1)

 

Восстановление легальной деятельности Согласно официальных государственных данных, в 1986 году в СССР насчитывалось 843 пятидесятнических общин. В действительности их было гораздо больше. В силу исторически сложившихся причин, пятидесятническое движение по состоянию на момент начала перестройки было раздробленным на несколько частей, в каждой из этих групп церквей имелись свои признанные руководители. Общего центра не существовало. Значительная часть церквей входила во ВСЕХБ, в котором работали некоторые руководители, представляющие пятидесятнические церкви -(например, Д. Л. Вознюк, Р. И. Билас, B. C. Глуховский, Ф. И. Папроцкий, П. К. Шатров - из христиан в духе апостолов). Имелось также около 250 автономно зарегистрированных церквей пятидесятников, деятельность которых направлял Совет пресвитеров, в составе которого трудились В. И. Озеруга, П. В. Сердиченко, Н. А. Гущин, Н. П. Рещиковец, В. М. Мурза, И. В. Михов, Я. Д. Кобылинский, Г. Д. Цыбульский, В. И. Панько, Г. Е. Ключиц, В. Р. Кравчук, Е. С. Игнатюк, Н. В. Окара, В. И. Франчук и др. Остальные церкви не были зарегистрированы, однако имели свой руководящий центр.

Территориально большая часть пятидесятнических церквей СССР была расположена на Украине (по некоторым оценкам - до 80 %).

В 1984 году умер Д. Л. Вознюк и вместо него в качестве представителя ХВЕ в Президиум ВСЕХБ был кооптирован Р. И. Билас.

Роман (Бронислав) Иванович Билас родился 25 октября 1930 года на Украине в Львовской области в селе Кульматичи, Мостиского района. В раннем возрасте потерял отца, а в 1947 году умерла его мать. Эта ранняя утрата родителей особенно сформировала его характер для будущей жизни. Не имея родителей, он всю свою жизнь старался быть добрым отцом для всех окружающих людей. Р. И. Билас был воспитан в традициях католической церкви и старался каждое воскресенье посещать храм, изливая там своё сердце перед живым Богом. В 1955 году Р. И. Билас на богослужении в евангельской церкви в небольшом селе Ваньковичи обратился в евангельскую веру. В том же году он был крещен по вере, и с того времени вся его жизнь была посвящена Богу и церкви. Эту верность он пронёс через всю жизнь до последнего дыхания. Проповедь Евангелия и церковное служение стали основным смыслом его жизни.

В 1963 году Р. И. Билас был избран председателем церковного совета Львовской церкви ХВЕ и проявил себя на этом служении верным и ревностным служителем церкви. В 1968 году церковь единогласно избирает его на служение пастора. В 1973 году служители церквей Львовской области единогласно избирают Р. И. Биласа на служение старшего пресвитера.1 Львовская церковь ХВЕ стала в то время одной из самых больших церквей в Украине, а количество церквей в Львовской области увеличилось почти вдвое. Посещая церкви ХВЕ, которые ' находились в разных уголках СССР, Р. И. Билас вел активную работу по укреплению связей между церквами. Он стал известным и уважаемым служителем среди пятидесятнических церквей разных направлений. Видя необходимость в духовном образовании, Роман Иванович в 1982 году закончил заочный Библейский институт.2 Роман Иванович и его жена Ирина Дмитриевна воспитали троих детей.

Роман Иванович Билас умер 2 апреля 2000 года, на семидесятом году жизни. На долю этого человека выпало трудное и ответственное дело жизни - руководить восстановлением легальной деятельности Союза пятидесятнических церквей. И на его долю выпало счастье видеть исполнение мечты своей жизни.

В некрологе по случаю его смерти В. М. Мурза писал:

Невыразимая скорбь наполнила сердца верующих. В лице брата Р. И. Биласа наше братство потеряло богослова, с широким и глубоким знанием домостроительства церкви Боэкией, мудрого и требовательного наставника и пастыря с горячей любовью ко Христу и к Его пастве.

Несмотря на большие трудности, связанные с нестабильной политической обстановкой и распадом СССР, Роман Иванович уверенно руководил Объединенным Союзом, в который входят все Союзы ХВЕП стран бывшего СССР, своевременно внося коррективы в стратегию управления Объединенным Союзом.

Он выступал со статьями в журнале «Примиритель». Его пламенные статьи об исполнении силой Духа Святого в духовной работе, о домостроительстве Церкви Божьей зажигали в сердцах пастырей желание трудиться для Бога. «Апостолы начали свое служение после Пятидесятницы, когда они на себе испытали силу Духа Святого, изменившую их жизнь. Дух Святой дал им разумение Священного Писания. Только после Пятидесятницы они были способны идти на проповедь Евангелия. Источник пробуждения сокрыт в силе Духа Святого. И в наши дни мы видим, как Дух Святой руководит и участвует в пробуждении. Тысячи душ в наших странах получили новую жизнь во Христе, - писал Р. И Билас в своей статье «Пробуждение продолжается», _ однако, замечаем и другое, что церковь последнего времени еще не достигла того водительства Духа Святого, которое переживала апостольская церковь. То, что было дано апостольской церкви, доступно и нам, и должно быть в нашей церкви. Когда мы увидим свое бессилие, возопием к Богу о помощи. Мы ждем великого исполнения Святым Духом. Дух Святой долзкен освящать наши сердца, разум и совесть. «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:39).

В статье «Избрание и рукоположение в церквах христиан веры евангельской» Р. И. Билас утверждал: «Церковь Христова и ее служители должны иметь познание и духовное разумение о Новозаветном домостроительстве, особенно об избрании и рукоположении служителей церкви, каков порядок постановления служителей». Он изложил Библейское основание рукоположения служителей как священнодействия и обосновал значение рукоположения: кто имеет право рукополагать, каков срок служения рукоположенных служителей, порядок совершения рукоположения, какое значение имеет рукоположение для рукополагаемого брата и для церкви, которая дает служителю права и наделяет серьезными обязанностями, а также ответственностью.

За три недели до его смерти мы с женой вновь посетили Романа Ивановича, который очень интересовался духовным состоянием Церквей ХВЕ в России, дал много ценных советов по вопросу выполнения Великого поручения Иисуса Христа, сохранению единства братства. В заключении он сказал: «Я не страшусь смерти, готов пойти по зову Иисуса, как и ранее старался выполнять Его волю. Передайте всему российскому братству сердечный привет».

Скорбь наполняет наши сердца сегодня, и в то же время у нас есть глубокая благодарность Господу за то, что с нами жил и трудился замечательный служитель Божий, который смог объединить разрозненные церкви в единый Союз ХВЕ, организовать Союзы ХВЕ в республиках, объединить братство в областях и регионах страны, наладить братские отношения со всеми пятидесятническими братствами мира, быть членом Президиума Всемирного Пятидесятнического движения.

Он любил петь гимн «За евангельскую веру, за Христа мы постоим», особенно слова:

«Подвиг правды, труд суровый Будем смело совершать.

И шатры любви Христовой Будем в мире расширять».

Он был светильник горящий и светящий (Ин.5:35). Пусть же труд и служение почившего будут для нас ярким примером для подражания.3

За две недели до смерти Романа Ивановича, я посетил его вместе с Петром Саенко, старшим пастором славянских пятидесятнических церквей по штату Вашингтон, где и прошли последние годы его жизни. Роман Иванович знал, что дни его сочтены, мужественно готовился к своему отшествию от земли, но очень живо интересовался жизнью пятидесятнического братства в бывшем Советком Союзе - с ним была связана вся его жизнь. Особенно важную роль он сыграл на переломном этапе легального восстановления его деятельности.

В целом нужно заметить, что попытки легализовать деятельность пятидесятнических общин активизировались снова с началом перестройки в 1985 году. Совет Епископов незарегистрированного братства уполномочил епископов Н. М. Каминского и Н. А. Мельника начать переговоры с Советом по делам религий при Совете Министров СССР по поводу легализации пятидесятнических церквей в СССР. 4 апреля 1985 года ими было написано письмо от имени братства пятидесятников на имя председателя Совета по делам религий и Первого заместителя Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

В своем письме они писали о том, что с давних пор между ХВЕ и органами власти сложились нездоровые отношения, и что нужно найти разумный выход из создавшегося положения. Сообщалось о былых преследованиях со стороны местных органов власти, штрафах за проведение богослужений. Объясняя, почему церкви находятся на положении незарегистрированных общин, Каминский и Мельник писали, что христиане веры евангельской не против регистрации в принципе, но есть целый ряд положений в законодательстве, которые грубо нарушают положение статьи 52 Конституции СССР о свободе совести и потому являются неприемлемыми для верующих людей. Называя один за другим эти пункты в своем письме, служители ставили перед Правительством СССР вопрос об изменении законодательства и предоставлении действительной свободы совести, в соответствии с Конституцией. В заключение письма они сообщали о своей готовности встретиться для обсуждения практических вопросов с целью отрегулировать церковно-государственные отношения и прилагали Вероучение ХВЕ, на основании которого проводят свою богослужебную практику пятидесятнические церкви. В письме была выражена просьба -впредь, до окончательного решения вопроса, предоставить право общинам ХВЕ проводить свои богослужения на основании приложенного Вероучения и уведомить местные органы власти о предоставлении этим общинам такого права.

После ряда встреч в 1985-1987 гг. в Совете по делам религий, на которые были приглашены епископы Н. А. Мельник, Н. М. Каминский, В. Г. Прудников и др. действительно произошли некоторые изменения: все пятидесятники, которые находились в заключении, были выпущены на свободу, были сняты кое-какие запреты. Законодательство в отношении церковной деятельности еще не было официально отменено, но практически перестало применяться. Наступало время перемен, время свободы. Правительству был предоставлен Устав церквей христиан веры евангельской, и 31 декабря 1987 года председателем Совета по делам религий Украины Н. А. Колесником было подписано долгожданное письмо за исходящим номером 390, официально адресованное «Епископам церкви христиан веры евангельской». Письмо было коротким и гласило следующее:

По рекомендации Совета по делам религии при Совете Министров СССР Совет по делам религий при Совете Министров Украинской ССР рассмотрел представленный вами 14 декабря 1987 года проект Устава вашей церкви, действующей на территории Советского Союза, и считает, что, в целом, он не противоречит законодательству о религиозных культах. Религиозные общества, которые руководствуются христианским вероучением и положениями этого Устава, могут быть зарегистрированы в установленном порядке, и пользоваться всей полнотой предоставленных религиозным организациям прав.4

Дальнейшим шагом было практическое восстановление деятельности Союза церквей ХВЕ. В восточном братстве незарегистрированных церквей в то время не было единого согласия, каким путем действовать далее. Такие служители как Н. А. Мельник, Н. М. Каминский, Я. Г. Приходько, Ф. Е. Саган и др. настаивали на создании единого пятидесятнического союза, в который вошли бы все пятидесятнические братства. Главные же руководители незарегистрированных общин пятидесятников в СССР В. И. Белых и И. А. Левчук, ссылаясь на то, что дважды пытались это сделать в своей жизни и получили только большие срока лишения свободы, относились к этому довольно осторожно и практических шагов решили не предпринимать. Большинство пасторов и других служителей незарегистрированных церквей разделяло их позицию по этому вопросу, и предпочитали ожидать дальнейшего развития событий.

Что же касается западного братства незарегистрированных церквей, то в этом отношении они занимали позиции гораздо более однородные - во главе с В. М. Боечко, Ф. В. Артищуком, И. А. Хриптой и А. С. Гринчуком практически все церкви, за редким исключением, поддерживали стремление не только легализовать свои поместные общины, но и создать единый союз церквей христиан веры евангельской, в составе которого могли бы слиться пятидесятники всех направлений, сохраняя при этом свои особенности вероучения и практики церковной жизни по усмотрению поместных общин, действующих по своим Уставам.

В результате продолжительных интенсивных переговоров между служителями разных направлений, 30 июля 1988 года в Киеве состоялось совещание в церкви ХВЕ по ул. Карьерная, 44, и был образован Оргкомитет, который начал работу по восстановлению легальной деятельности Союза ХВЕ. В состав Оргкомитета вошли представители разных пятидесятнических братств:

1 Артищук Ф. В. (Нововолынск)

2. Билас Р. И. (Москва)

3. Боечко В. М. (Львов)

4. Гринчук А. С. (Ровно)

5. Глуховский B. C. (Киев)

6. Гущин Н. А. (Брянск)

7. Мельник М. А. (Коломыя)

8. Каминский Н. М. (Коростень)

9. Панько В. И. (Минск)

10. Рещиковец Н. П. (Харьков)

11. Сердиченко П. В. (Одесса)

12. Озеруга В. И. (Киев)5

В тот же день Оргкомитет обратился с Посланием ко всем пятидесятническим церквам, в котором было сказано:

Дорогие братья и сестры Церкви христиан веры евангельской в СССР! Сообщаем, влшг что Дух Святой побудил нас, священнослужителей Церкви ХВЕ разн'ых сегодня существующих направлений, собраться 30 июля 1988 года в г. Киеве для того, чтобы сделать первый реальный шаг на освященном Господом пути достижения единства Церкви в Духе Христовом.

С радостью извещаем вас, дорогие братья и сестры, что в этом деле Господь нас обильно благословил: братья служители признали и благословили друг друга, совместно выработали «Обращение к Церкви ХВЕ в СССР» и сделали практическую подготовку в вопросе создаИ руководящего Центра нашего братства.

Мы, которые подписали вышеназванное Обращение, согласились в дальнейшем вести совместную духовную и организационную работу, как Оргкомитет по созыву съезда и образования Союза христиан веры евангельской в СССР.

По этому поводу мы обратились с письменным ходатайством к Правительству нашей страны.6

В заявлении от 30 июля 1988 года, направленном в адрес Председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР К. М. Харчева, Оргкомитет просил разрешения властей на созыв Всесоюзного съезда представителей Церкви ХВЕ с повесткой дня, которая включала создание Союза церквей ХВЕ и выборы руководящего центра.

Несколько позднее Оргкомитет направил К. М. Харчеву еще одно заявление, в котором писал:

С целью достизкения единства и правильного духовного воспитания верующих Церкви ХВЕ в СССР 30 июля 1988 г. в г. Киеве был образован Оргкомитет, который в тот же день обратился с заявлением в Совет по делам религий при СМ СССР с ходатайством о созыве съезда и создании Союза Церкви ХВЕ. До момента созыва съезда Оргкомитет осуществляет духовную разъяснительную и организационную работу, решает вопросы единства верующих и легализации деятельности Церкви. Оргкомитет усматривает создание в нашей стране 10 регионов, а именно:

1.    РСФСР

2.    Украина

3.    Белоруссия

4.    Литва

5.    Латвия

6.    Эстония

7.    Молдавия

8.    Северный Кавказ и Закавказье

9.    Казахстан

10.  Средняя Азия Для координации всей работы по проведению областных и региональных совещаний, по избранию братских советов для подготовки съезда Оргкомитет избрал из своего состава координационную группу в количестве 4-х человек:

1. Боечко В. М.

2. Билас Б. И

3. Озеруга В. И.

4. Мельник Н. А.

Исходя из того, что на Украине наибольшее число верующих ХВЕ, Оргкомитет назначил из своего состава рабочую группу, вменив в её обязанности работу по единству и легализации церквей ХВЕ по Украине в следующем составе:

1. Каминский Н. М

2. Глуховский B. C.

3. Рещиковец Н. П.

4. ГринчукА. С.

На основании вышеизложенного ходатайствуем перед Советом поделам религий при СМ СССР об утверждении статуса Оргкомитета и его координационной группы для разрешения проведения областных и региональных совещаний и последующего за ними всесоюзного съезда ХВЕ.

Заверяем Совет по делам религий и Правительство нашей страны, что вся деятельность нашего Союза будет направлена на осуществление великих заветов Христа о гуманизме, единстве, братстве народов нашей страны.7

7 мая 1989 года было распространено Обращение Оргкомитета под названием «Всем христианам веры евангельской-пятидесятникам в СССР», в котором сообщалось, что за 9 месяцев существования Оргкомитета «проделанная работа по вопросу практического единства братства и образованию единого духовного руководящего центра выявила, прежде всего, огромную жажду верующих ХВЕ к единству и духовному обогащению церкви».8 Вместе с этим отмечалось, что «обнаружилась также пассивность и духовная ограниченность части церкви, непонимание отдельными верующими и служителями духа и сущности нашего времени, и великих задач, поставленных перед Церковью её Пастыреначальником».9 С особой радостью отмечалось, что в продолжающийся период празднования 1000-летия крещения Руси церковь ХВЕ «проявила много усердия в деле евангелизации, и труд её увенчался обильными плодами», что в «бедственные дни братской Армении верующие ХВЕ были далеко не последними, пришедшими на помощь многострадальному армянскому народу». В Обращении особо отмечался факт осуществления давнего желания верующих - широко разворачивающейся христианской миссии милосердия и выражалась надежда, что скоро будет принят новый Закон «О свободе совести», проект которого Оргкомитет одобрял.10

Оргкомитет сообщал также, что начинается проведение областных и региональных конференций по созданию местных объединений ХВЕ по областям и регионам и избранию руководства, призывая церкви «избрать в областные, республиканские и во всесоюзный Братский Совет истинных мужей Божьих - исполненных Духа Святого и веры, чистых перед Богом и людьми, непорочных и богобоязненных, разумных, общительных и дальновидных». В то же время в обращении выражалось пожелание, чтобы «церковь освободилась от лжеработников, пасущих народ Божий без усердия и жертвенности, ограниченных, себялюбивых и немилосердных».11

Отмечалось, что по рекомендации Оргкомитета Р. И. Билас выходит из состава Президиума ВСЕХБ до начала проведения совещаний и конференций и полностью посвящает себя работе Оргкомитета по созыву Съезда ХВЕ в качестве члена всесоюзной его рабочей группы. В Обращении говорилось также о некоторых изменениях в персональном составе Оргкомитета. 19 января 1989 года в автомобильной катастрофе погиб признанный лидер пятидесятников Белоруссии Виктор Иванович Панько - сын И. К. Панько. В связи с преклонным возрастом и предстоящим выездом за пределы страны из Оргкомитета выбыл также Ф. В. Артищук. В Обращении было сказано:

Оргкомитет за все время своей работы чутко прислушивался ко всем замечаниям со стороны церкви и её служителей, анализировал и взвешивал оценку духовных и человеческих качеств каждого своего члена, а также практическое проявление их в нелегкой работе Оргкомитета. С целью наиболее продуктивной работы на расширенном совещании Оргкомитета решен вопрос о доверии к каждому его члену. Не получивший общего братского доверия B. C. Глуховский выведен из Оргкомитета.12

Новыми членами Оргкомитета были избраны Ф. К. Марчук (Минск), СП. Цвор (Брест), А. П. Ильчук (Полесье), Г. Ф. Черненко (Тернополь).13

(B. C. Глуховский после выведения из Оргкомитета работал самостоятельно и создавал параллельно другой союз пятидесятнических церквей под названием Союз свободных церквей христиан евангельской веры Украины (ССЦХЕВУ), который и был официально зарегистрирован впоследствии 22 ноября 1990 года во главе с B. C. Глуховским, В. Ф., Райчинцем, М. К. Шевчуком, П. В. Кирпачем, О. В. Сестринским и др.)

22 мая 1989 года группа служителей ХВЕ, входящих в состав ВСЕХБ, после консультаций с поместными церквами обратилась к Президиуму Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов с письменным заявлением, в котором говорилось:

Обозревая наш совместный 44-летний путь единства в Союзе ЕХБ, мы через нашего Господа благодарим Вас, дорогие братья, за то, что в самые трудные годы, которые переживало все наше братство, большая часть церквей ХВЕ имели возможность открыто проводить богослужения в Союзе ЕХБ. В наши дни для ХВЕ, зарегистрированных и незарегистрированных, правительство представляет возможность создания единого братского Союза. Мы, представители церквей ХВЕ, входящие в Союз ВСЕХБ молитвенно решили совместно с теми церквами, которые готовы войти в такой союз, на равных правах созидать Союз ХВЕ в нашей стране. Учитывая сложившиеся обстоятельства, мы данным заявлением подтверждаем, что мы, вместе с нашими церквами, входящими в Союз ЕХБ (которые добровольно пожелают), выходим из союза ВСЕХБ со дня подачи данного заявления, и тем самым, для нас прекращается действие Августовского соглашения.

Дорогие братья, мы верим и желаем, чтобы в новых условиях труда наших союзов, остались между нами самые добрые братские отношения, а если возникнут непредвиденные трудные вопросы между нами, мы должны решать их в духе любви, мира и взаимоуважения.14

Это заявление подписали: Билас Р. И., Глуховский B. C., Панько И. И., Черненко Г. Ф., Веремчук СВ., Жук В. А., Марчук Ф. К., Шевердак В. Н., Мулярчук Н. А., Микитюк Т. В., Жуковский А. В., Зенкин В. Е.15

Пленум ВСЕХБ на своем заседании в Москве данное заявление рассмотрел и принял решение удовлетворить его. Уже на следующий день во все концы СССР пошло письмо ВСЕХБ с объяснением ситуации.

Всем церквам христиан веры евангельской, входящим в Союз евангельских христиан-баптистов

«Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17)

Мир всем вам, дорогие братья и сестры во Христе!

Как известно, с 1945 года многие церкви евангельских христиан-баптистов и христиан веры евангельской совершали служение совместно. Ещё и ныне живы некоторые участники и свидетели исторической встречи, проходившей в августе 1945 года. Тогда братья и сестры в посте и молитве имели беседы и обсуждали вопросы единства и совместного служения Господу. В то трудное для христиан веры евангельской время, братство евангельских христиан-баптистов подало руку братского общения и приняло их в объединённый Союз.

С тех пор прошло более сорока лет. Господь благословлял и благословляет наше объединенное братство, возрастает численность поместных церквей и количество членов церквей.

Но время принесло перемены. Проходящие в нашем братстве процессы перестройки и демократизации коснулись и жизни церквей в нашей стране.

Служители христиан веры евангельской образовали Оргкомитет по организации союза христиан веры евангельской. 22 мая 1989 года братья, представляющие христиан веры евангельской в Союзе евангельских христиан-баптистов: Б. И. Билас, B. C. Глуховский, В. Ф. Черненко, Н. А. Мулярчук, СВ. Веремчук, Ф. К. Марчук, В. Л. Жук, Т. В. Микитюк, В. Н. Шевердак, НИ. Панько и А. В. Жуковский подали заявление о выходе из объединенного Союза евангельских христиан-баптистов. 23 мая 1989 года Пленум ВСЕХБ рассмотрел поданное заявление и удовлетворил эту просьбу. Однако в ходе обсуждения этого вопроса Пленум принял решение заявить» что в соответствии с Первосвященнической молитвой Христа - (Иоан. Гл. 17), а также решениями всесоюзных съездов евангельских христиан-баптистов, «мы продолжаем стоять на позициях единства, исповедуя Вероучение евангельских христиан-баптистов».

Дорогие братья и сестры! В это ответственное время будем помнить Слово Господне и руководствоваться им; «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия».

Каждой церкви следует в страхе Господнем обсудить этот вопрос и сообщить нам своё суждение. Вашу информацию просим направлять старшему пресвитеру и в Президиум ВСЕХБ.

Желаем вам Господних благословений, «возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 3:18).

С любовью во Христе - участники Пленума ВСЕХБ16

7 июля 1989 года Оргкомитет за подписью Боечко В^М., Биласа Р. И., Озеруги В. И. и Мельника Н. А. разослал еще одно обращение пятидесятническим церквам, в котором говорилось:

Сообщаем вам, что 22 мая 1989 г. было подано заявление Президиуму ВСЕХБ от священнослужителей ХВЕ, работавших в Союзе ЕХБ. Данное заявление было удовлетворено, и служители ХВЕ и ЕХБ молитвенно благословили друг друга на самостоятельный труд. 9 июня 1989 г. Совет по делам религий при СМ СССР официально объявил о признании Всесоюзного Временного Совета епископов в составе братьев: Боечко В. М., Биласа Б. И., Озеруга В. И. и Мельника Н. А. День 22 мая 1989 г., считается днем выхода пятидесятников из ВСЕХБ и прекращения действия Августовского Соглашения 1945 г.

С июля 1989 г. Всесоюзный Временный Совет Епископов (ВВСЕ) приступил к проведению областных конференций пятидесятников по избранию старших пресвитеров и пресвитерских советов. Уже проведены такие конференции в 4-х областях Украины. Абсолютное большинство пятидесятников в этих областях вышло из Союза ЕХБ и влилось в создаваемый Союз ХВЕ.

Призываем вас, дорогие братья и сестры, в ближайшее время принять ваше решение в церквах ХВЕ о выходе или невыходе из Союза ЕХБ и 1$ообщить по адресу: 290037, г. Львов-37, ул. Б. Хмельницкого, 249 кв. 49 -\Биласу Роману Ивановичу. На основании ваших извещений, ВВСЕ I будет составлять график проведения областных конференций. Дату проведения конференции по областям мы вам сообщим дополнительно.

Просим вас, возлюбленные Господом, молитвенно готовиться к этим конференциям, сохранять мир и любовь в своих сердцах, всей душой. довериться Спасителю нашему, Который сказал: «Я на камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её»17

Возобновление деятельности Всеукраннского Союза церквей ХВЕ

25-26 мая 1990 года в Коростене был проведен Всеукраинский съезд, на котором была восстановлена деятельность Всеукраинского Союза христиан веры евангельской-пятидесятников. Союз объединил в своих рядах поместные церкви, принадлежавшие ранее к различным группам зарегистрированных во ВСЕХБ, зарегистрированных автономно и незарегистрированных церквей ХВЕ и ХЕВ. На съезде присутствовало 409 делегатов со всех областей Украины и 40 гостей из США, Германии, Бельгии, Швеции, Канады, Финляндии, Норвегии, Венгрии и других стран. В Президиум съезда были избраны Р. И. Билас, Н. М. Каминский, И. А. Хрипта, Ф. И. Папроцкий, Н. А. Мельник, В. И. Озеруга, В. М. Боечко. Секретариат съезда был избран в составе М. С. Сулимы, Р. В. Коваля и А. Г. Журавля.

В докладе В. И. Озеруга был представлен весь многострадальный путь церкви христиан веры евангельской за всю советскую историю. В. М. Боечко доложил также делегатам съезда о работе, которую провел Оргкомитет в период подготовки съезда.

Под руководством Р. И. Биласа съезд избрал председателем восстановленного Союза христиан веры евангельской-пятидесятников Николая Адамовича Мельника, который и руководил Союзом церквей до 1998 года. Заместителями председателя были избраны И. О. Мальский, В. М. Боечко и П. В. Сердиченко.18

Совет Всеукраинского союза ХВЕ был единогласно избран из старших пресвитеров областных объединений в следующем составе:

1. Мельник Н. А.

2. Мальский Б. О.

3. Боечко В. М.

4. Сердиченко П. В.

5. Веремчук СВ.

6. Мулярчук Н. А.

7. Черненко Г. Ф.

8. Бабий П. В.

9. Каминский Н. М.

10. Пилипюк Н. М. П. Озеруга В. И.

12. Рещиковец Н. П.

13. Папроцкий Ф. И.

14. Кобылинский Я. Д.

15. Федоров И. И.

16. Цымбалист Я. Г.

17. Хрипта И. А.

Единогласно была избрана ревизионная комиссия в составе Г. Ф. Черненко, А. В. Жуковского, П. Д. Янюка и утверждено создание различных отделов работы союза (отделы евангелизации, милосердия и благотворительности, Библейского образования). Руководству Союза было поручено подготовить отделами.19 (Впоследствии, и утвердить кандидатуры заведующих данными в процессе практической работы, структура руководства была несколько изменена, заместителями председателя Союза стали Ф. И. Папроцкий - по духовным вопросам, Р. В. Радчук - по евангелизации, Е. И. Пылыпив - по работе с молодежью, B. C. Прохор - по вопросам христианского образования, В. И. Франчук - по вопросам информации и издательства).

Союз церквей христиан веры евангельской Украины был провозглашен правопреемником существовавших ранее Всеукраинского союза христиан евангельской веры и Всепольского союза христиан веры евангельской, а также братства церквей христиан веры евангельской Буковины.

Дальнейшая практическая работа по устройству союза церквей христиан веры евангельской-пятидесятников велась руководством союза во главе с Н. А. Мельником.

Николай Адамович Мельник родился 6 августа 1938 года в городе Белая Церковь. Родители его обратились в евангельскую веру в свои юные годы. Отец его в 30-е годы был осужден за проповедь Евангелия. В шестнадцать лет Николай произнес первую проповедь на молодежном собрании.20

После окончания школы в 1954 году ои стал слесарем-инструментальщиком, работал на фабрике. В 1957 году принял водное крещение и с этого времени включился в активное служение: проводил молодежные собрания, евангелизационные посещения соседних общин, организовывал молитвенные встречи и изучение Библии в среде верующих. Вскоре, из-за пристального внимания к себе со стороны органов власти, Николаю пришлось переехать в г. Кременец, Тернопольской области. Но и на новом месте молодого проповедника, привыкшего к активной христианской жизни, снова начали притеснять местные власти. Через некоторое время ему довелось переехать в г. Коломыю, Ивано-Франковской области. Вся дальнейшая жизнь Николая Мельника оказалась тесно связанной с этим городом. Здесь вначале он нашел только четырех верующих, но под его руководством эта группа верующих стала постоянно расти.

Здесь же, 6 августа 1961 года состоялось бракосочетание Николая Адамовича и Анны Петровны, которая разделила с ним все опасности и трудности христианской жизни того времени в период коммунистического режима, в трудные минуты была рядом, всегда находя слова ободрения, утешения и поддержки. Вместе они воспитали в христианском духе девять детей.

В 1966 году Николай Адамович был рукоположен на служение диакона, а в 1968 году - на пресвитерское служение в церкви.21

Работая на фабрике и находясь под постоянным давлением властей, Николай Адамович решил перевести церковь на полулегальное положение. Церковь стала постоянно собираться на служение в его доме. Эта весть быстро облетела городок. Власти еще больше ожесточились, но церковь стала быстро расти, имея постоянное место для собраний. Эта маленькая церковь за время его пасторства выросла и насчитывает теперь более 200 человек.22

В апреле 1994 года Николай Адамович, снискав доверие многих христианских конфессий, был избран Президентом Украинского Библейского Общества. Под его руководством работали Правление Общества и отделы по подготовке перевода и издания Библии на современный украинский литературный язык.23

Кропотливая и трудная работа по созданию легального Союза церквей сопровождалась одновременно широко развернутым евангелизмом и миссией, в которых бурно и взрывоподобно выразился колоссальный энтузиазм верующих, получивших долгожданную возможность делиться своей верой. Колоссальным был и интерес общества к вопросам веры и жизнедеятельности церкви. В порядке вещей воспринимались переполненные Дворцы культуры, спортивные залы и стадионы, где проповедовалось Евангелие, проводились концерты христианской музыки и пения и бесплатно раздавались тысячи тонн Новых Заветов и другой христианской литературы.

По всему Советскому Союзу стала проводить массовые евангелизации группа «Эммануил» из Одессы во главе с Ю. И. Георгиевым, которая проповедовала от маленьких сел Прикарпатья до Красной площади в Москве. Группа работала под непосредственным руководством П. В. Сердиченко. Вскоре П. В. Сердиченко был избран руководителем евангелизационных проектов всего братства пятидесятников. Это был необыкновенный период «взрыва» евангелизации, которого никогда не забыть христианам того поколения.

Состав группы «Эммануил» неоднократно менялся, но в главном составе долгое время трудились Анатолий Антонюк, Георгий Бычков, Владимир Киценко, Александр Пуршага, Александр Павлов, Анатолий Никитский, Юрий Иванов, Александр Георгиев, Василий Чеботарев, Виктор Митиогло, Виктор Ижевский. Некоторые из них впоследствии стали пасторами новообразованных церквей, которые родились в результате этих евангелизации.

Во многих городах и селах Украины, России, Белоруссии и Молдавии побывала также с проповедью Евангелия еще одна группа евангелизации из Одессы - группа «Евангелист» под руководством П. Я. Юзько.

Для этой группы все началось в 1988 г. с героического решения празднования 1000-летия крещения Руси в Одессе, на что власти до последней минуты упорно не давали согласия. В своих воспоминаниях Павел Юзько пишет:

В нашей церкви в Одессе еще примерно с 1980 года существовал квартет, которым мы пели на служениях в разных городах Украины (включая Донецк, Николаев, Каховку, Луцк, Тернополь и многие др.) Группа состояла из родных братьев Юзько: Сергея и Павла, и Скобкаревых: Дмитрия и Ильи. С того же года я стал работать с хором на Слободке, где в то же время уже трудился Сергей Юзько и Игорь Фокша. В 1988 году, в год тысячелетия крещения Руси, в стране нашей такое чувствовалось дыхание свободы, что мы понимали: нам что-то нужно менять в образе нашего служения.

Для празднования 1000-летие крещения Руси в Одессе в парке Победы по предложению П. В. Сердиченко была создана сборная группа, в которую кроме нас и Владимира Штогрина из Одессы, вошли также братья Вознюки и Василий Стрижеус из Новой Каховки.

Когда пришел день проведения служения в парке, на том месте, где мы приготовили помост, уже сидел военный оркестр. Однако, когда мы пришли и народ начал сходиться на праздник, руководитель оркестра, к нашему большому удивлению, добровольно дал указание своему оркестру перейти на другое место.

Приехавшие на место власти города и представители из КГБ до последнего мгновения не разрешали нам проводить служение. Петра Владимировича Сердиченко и Анатолия Архиповича Десятника задержали, отвели в разные служебные машины и долго беседовали с ними, заявляя, что праздничное собрание в парке не позволяется проводить. Все это время мы, не переставая, пели разные христианские гимны, и, конечно, молились.

К этому времени уже собралась довольно большая толпа людей из разных церквей Одессы, многих других городов и просто жителей Одессы, количество которых в парке стремительно увеличивалось. Противостояние стало просто критическим. И, наконец, власти сдались…24

Это стало, действительно, прорывом.

Много поездок совершила эта группа в составе Павла и Сергея Юзько, Николая и Дмитрия Скобкаревых, Владимира и Юрия Штогриных, Константина Павлова, Руслана Богуна, Павла Шамрай, Юрия Клементьева, Андрея Кондратюка, Петра Литвиненко и аккордеониста Виктора Марченко. Вскоре участники этой группы за свои собственные деньги приобрели синтезатор «Ямаха», на котором играла Людмила Лещенко.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.092 с.)