Посещение гостями из США богослужений киевских общин ехб 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посещение гостями из США богослужений киевских общин ехб



7.09.1957 г. гости из США, которые все являются пасторами общин церквей Христовых в США, посетили вечернее богослужение в Дарницкой общине ЕХБ.

На богослужение прибыли следующие гости: Р. Т. СМИТ, Д. РОИС, Л. Е. КРАНФОРД, К. СПЕЙН, а также вместе с ними переводчица из гостиницы «Интурист» и еще один гость из Германии из города Франкфурт-на-Майне, некто Шамшуля Вальтер. Этот Шамшуля В. сказал о себе, что он в прошлом являлся гражданином Чехословакии, по национальности - немец и выехал из Чехословакии в Западную Германию во время войны. Сам он по религиозному убеждению католик. Он сказал, что когда гости из США были во Франкфурте-на-Майне на собеседовании представителей церквей Христовых, то он там с ними познакомился и они, узнав, что он может говорить по-русски и по-английски, взяли его с собой с его согласия в качестве переводчика.

На богослужении в Дарнице присутствовали также: старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев А. Л., его заместитель Мельников Н. Н. и старший пресвитер по Киевской области Енюков Д. И. Богослужением руководил местный пресвитер Журило В. Н., затем краткое слово сказал проповедник местной общины, а в заключение говорил слово Енюков Д. И.

Гости принесли с собой на богослужение портативный магнитофон и сделали запись трёх псалмов хорового пения, так как они очень интересовались хоровым пением. Записи выступлений и даже общего пения или чего-либо другого они не делали, и магнитофон выключался. В конце богослужений старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев А. Л. объявил всем присутствующим, что на богослужении присутствуют гости из США и что они просят передать от их общин так называемых церквей Христа привет всем присутствующим. Все присутствующие на богослужении поблагодарили за приветствие и просили передать привет в США от Дарницкой общины. Никаких собеседований с гостями не было, да они, очевидно, и сами не интересовались вступать в собеседование, так как вели себя как-то настороженно и сдержанно.

Когда гости после богослужения выходили из молитвенного дома, то один из них подарил трём хористам по открытке с видом гостиницы в Вашингтоне и одному хористу брошюрку «Что такое церковь Христова». На обратной стороне открыток был написан адрес этого пастора. Гости, усевшись в машину, уехали в гостиницу «Интурист».

В воскресенье 8 сентября утром гости нигде на богослужении не были, так как выезжали в один из колхозов в Белоцерковском районе Киевской области.

Вечером лее в воскресенье они прибыли на богослужение в Киево-Святошинскую общину ЕХБ. Они прибыли в 17.40 вечера и были приняты старшим пресвитером ВСЕХБ по Украине Андреевым А. Л., который пригласил их к себе на квартиру при молитвенном доме, где после приветствия предложил им угощение из фруктов. Гости прибыли в том же составе, в каком приезжали в Дарницу.

Во время угощения состоялась краткая беседа. Беседа касалась их поездки в колхоз и того, как понравился им Киев. Гости выразили свое полное удовлетворение всем ими виденным и своими поездками. Так как ровно в шесть вечера началось богослужение, то беседа была очень краткой и гости только познакомились с пресвитером общины Л цен ко И. А. и диаконом Тринадцатко А. Т. Они подарили каждому из них по одной Библии и Евангелию. Гости с собой привезли еще 36 Евангелий карманного формата. Из них 15 штук было завернуто и упаковано с перевязкой шнуром, и на упаковке написаны адреса, для кого предназначаются эти Евангелия. Гости просили, чтобы эти Евангелия старший пресвитер ВСЕХБ по Украине направил по указанным адресам, и они заявили, что и на остальные 21 шт. Евангелий они утром 9 сентября также предоставят адреса, кому их выслать. Однако утром 9 сентября адреса не были предоставлены, а гости улетели самолетом в Москву. Старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев заявил гостям, что постарается выполнить их просьбу, насколько это будет возможно, так как адреса, написанные гостями, нужно проверить. Сами гости тоже просили об этом, так как это давние адреса, которые были у пастора Сацевича, проживающего сейчас в Варшаве и который дал им эти адреса.

По окончании богослужения старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев также, как в и Дарнице, объявил всем присутствующим, что гости из США просили его передать от них и от их церквей привет всей общине. Все присутствующие” поблагодарили за привет и просили передать привет и от Киево-Святошинской общины. Андреев А. Л. сказал всему собранию, что гости, посетив ряд общин в СССР, а также в Украине, теперь сами увидели нашу духовную жизнь и как мы служим Господу и какой живой дух проявляется в служении в наших церквах. Гости могли также сами увидеть как живут трудящиеся колхозники в нашей стране. Надеемся, что все то, что они увидели, послужит сближению не только верующих из США, но и советского и американского народов. Гости могли убедиться, что все то, что они слышали в США о нашей жизни, было не чем иным, как неправильным представлением о нашей жизни, и они могли увидеть, что слышанное ими не соответствует действительности. Все советские граждане, в том числе и мы, верующие, стараемся делать все то, что слузкит укреплению мира между народами, в том числе для улучшения взаимоотношений между Америкой и СССР. Мы, верующие, не только поддерживаем дело мира, но и молимся, чтобы Господь сохранил и утвердил мир во всем мире.

Переводчица переводила гостям частично проповеди, а также перевела и сказанное Андреевым А. Л. Тогда один из гостей не удержался и, поднявшись с места, где сидел, сказал: «Еще раз я передаю сердечное приветствие всем верующим от наших американских общин и заверяю всех, что мы также вместе с вами будем поддерживать дело мира и будем молиться о мире».

В заключительном пении гости пожелали спеть два псалма вместе со всеми верующими, то есть такие псалмы, мелодия которых одинакова как у них, так и у нас. Заключительный псалом был спет вместе с гостями: «Бог с вами, доколе свидимся». Как в Дарнице, так и в Святошино гости пожелали записать хоровое пение. Здесь, в Святошино, они записали четыре псалма, но во время пения четвертого псалма пленка на магнитофоне вышла, и они могли записать только половину псалма. Никакой другой записи гости не делали.

Было видно, что гости остались очень довольны богослужением в Святошино, да и само помещение, хотя оно и небольшое, произвело на них приятное впечатление. Было видно, что им особенно понравилось пение хора, так как хор пропел хорошо изученные псалмы. При прощании гости заявили старшему пресвитеру ВСЕХБ по Украине Андрееву, что они остались очень довольны посещением богослужения в Святошино и вообще в Киеве. Они просили Андреева, чтобы он и другие с ним могли бы прибыть к ним в США, и они с радостью покажут украинским верующим свои церкви и будут рады вообще видеть верующих из Украины в США. При выходе из помещения пастор Карл Спейн вручил одной хористке открытку с видом гостиницы Вашингтона, а другой хористке Надежде Добренко вручил карманный Новый завет. Верующей Биценко В. И. он вручил свою визитную карточку со своим адресом.

Никаких других собеседований с ними не было, и никто из верующих не вступал с ними в беседу, кроме личного приветствия рукопожатием.573

Под этим документом стоит дата - 9 сентября 1957 г. И подпись - старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев.

Трудно понять сегодня, почему пунктуальные иностранцы не вручили Андрееву дополнительно 21 адрес, как обещали. Но кому-то при этом очень крупно повезло. Ибо, как бесстрастно свидетельствуют архивы, Андреев передал эту литературу вместе с адресами «кому следует». Вот что он имел в виду, когда говорил, что «адреса нужно проверить». Проверкой адресов занялись компетентные службы, задачей которых было выявление «связей с заграницей».574

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при исполкоме Киевского областного Совета депутатов трудящихся, «не епископ, а коммунист», как он себя называл, А. Олейников тоже понимал важность контроля за «связями с иностранцами». Сохранилось его секретное донесение от 28 августа 1956 г., направленное председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР И. В. Полянскому, уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Совете Министров Украинской ССР П. А. Вильховому и секретарю Киевского областного комитета КП Украины Г. Е. Гришко.

В дополнение к моей информации от 17 августа с. г. за № 40-с о пребывании в г. Киеве и Киевской области руководителей американских баптистов сообщаю:

20 августа с. г. мною был принят ст. пресвитер ВСЕХБ по Киевской области Мицкевич, который сопровождал американских баптистов в Одессу, Крым и Харьков.

На приеме Мицкевич рассказал следующее:

«Когда мы с делегацией ехали из г. Симферополя в г. Ялту, по дороге в автомашине генеральный секретарь Всемирного Союза баптистов Арнольд Эрн вынул какое-то письмо и, передав его Кареву (ответственному секретарю ВСЕХБ), попросил перевести это письмо на английский язык. Карев, прочитав письмо, не стал его переводить дословно, а сказал, что автор письма жалуется на то, что в г. Киеве по ул. Спасской, 6 молитвенное помещение мало, что видели и сами гости. Письмо же Карев передал Жидкову (председателю ВСЕХБ).

В Харькове американцы напомнили, что они хотят, чтобы им дословно перевели это письмо, но так как спешили с отъездом делегации из г. Харькова в Москву, то письмо им не было переведено и оно осталось у Жидкова.

Я лично (продолжает Мицкевич) читал это письмо. Прежде всего, оно анонимно, написано женским почерком, а содержание его сводится к следующему.

Аноним в этом письме жалуется американским баптистам, что органы советской власти в г. Киеве в 1949 году отобрали молитвенное помещение по ул. Жилянской, которое было подарено обществу одним баптистом - хозяином этого дома. Далее, в том же году был отобран и второй молитвенный дом по ул. Ленина, 53а, который был когда-то построен на средства религиозного общества и силами верующих. После этого (пишет аноним) их общество поместили в маленькое помещение (по ул. Спасской), где они задыхаются, а Андреев (ст. пресвитер ВСЕХБ по УССР) и Мицкевич никаких мер к возвращению этих молитвенных домов, а равно и к созданию условий с молитвенным помещением для общества не принимают; что Жидкову (председателю ВСЕХБ) живется хорошо и он также не думает принять меры к возвращению отобранных молитвенных домов и созданию нормальных условий для моления верующим их общества.

К сожалению, никто из нас в Киеве не видел, когда, кто и кому из американцев передал это анонимное письмо. Но этот факт для нас очень неприятен».

Мой вопрос: «Кто мог передать это анонимное письмо американским баптистам?»

Мицкевич: «Этого я не знаю. Письмо было анонимно. Народу в момент посещения американскими баптистами молитвенного дома по ул. Спасской, 6 было очень много. На мой взгляд, письмо было написано женской рукой, но кто его написал - трудно судить. Это письмо увез с собой Жидков в Москву».

Пользуясь случаем, одновременно сообщаю, что в моей информации № 40-с от 17 августа фигурирует фамилия Лысенко как уполномоченного по заготовкам. Мицкевич в беседе со мной 20 августа с. г. сказал:

«В с. Саливонки Гребенского района во время пребывания там американцев вместе с работником милиции, который был в милицейской форме, беседовал со мной лично один человек в штатском, который назвался Лысенко, но не уполномоченным по заготовкам, а работником Комитета госбезопасности».

Об этом приеме Мицкевича проинформированы по телефону зам. председателя Совета тов. В. И. Гостев и наши республиканские и областные «соседи». О чем и сообщаю на Ваше усмотрение.575

Миф о религиозной свободе в СССР поддерживался на международной арене при помощи интенсивных заявлений руководителей религиозных объединений в Советском Союзе. Нетрудно догадаться, что за этим стояли опытные профессиональные «дирижеры», задача которых состояла в формировании общественного мнения за границей. Вот аналитический объективный материал упомянутых «профессионалов» об успехах этой дезинформационной кампании.

Наличие в Советском Союзе подлинной свободы совести и свободы отправления религиозных культов многократно подчеркивали в своих общественных выступлениях и в печати руководители существующих в СССР религиозных объединений и служители культов. Так, выступая 12 ноября 1954 г. с проповедью в мечети «Тилля-Шейх» в г. Ташкенте, где присутствовали около 3.000 чел. верующих, председатель Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана муфтий Ишан Бабахай ибн Абдулмаджитхан заявил: «Служители мусульманского культа и верующие приветствуют Советское правительство, которое {проявляет заботу о верующих, обеспечивает свободу отправления религиозных обрядов. Мы вознесем свою молитву за наше правительство».

Епископ армянской церкви Вардан 20 сентября 1954 года в проповеди, которую он произнес в армянском соборе в г. Ростове, заявил: «Пользуясь Конституцией СССР, предоставляющей свободу совести советским гражданам, мы всегда беспрепятственно выполняли свои обязанности и совершали церковные обряды. Служители армянской церкви занимают вполне лояльные позиции по отношению к Советской власти, и никто и ничто не может поколебать нашу преданность правительству…».

Находясь в Осло, Генеральный секретарь Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов Александр Карев, по сообщению газеты «Ворт-Ланд» (Осло), 23 августа 1955 г. выступил в г. Осло в лютеранском соборе с проповедью, в которой сказал: «В СССР религия имеет широкое распространение. Русский народ был и остается народом, жаждущим Бога. В СССР имеется большое число всякого рода сектантов и, в частности, около 3 миллионов человек баптистов».576

По сообщению агентства Франс-Пресс из Каира 23 августа 1955 года, находясь проездом в Каире, мусульманские паломники из Советского Союза заявили на пресс-конференции, что «13 с половиной миллионов мусульман Советского Союза пользуются полной свободой культа». Представитель Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана указал, что «священная книга Коран сейчас переведена на многие языки народов СССР».

Находясь в Лондоне в составе делегации христианских церквей Советского Союза, архиепископ лютеранской церкви Туре, по сообщению газеты «Скотсмен» от 6 июля 1955 г., на пресс-конференции, устроенной в Эдинбурге, сделал следующее заявление: «Отношения лютеранской церкви с правительством такие же, как и русской православной церкви. Лютеранские церкви Балтийских республик также полны верующими, как и православные церкви. В Латвии 280 лютеранских церквей, 105 пасторов. Верующих, регулярно посещающих церкви, 240.000, а если принять семьи верующих, то их число будет свыше 700.000…» (см. газету «Скотсмен» от 6 июля 1955 г., статья «Религиозная жизнь в России»).

Член той зке делегации христианских церквей СССР председатель Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов Я. И. Жидков, по сообщению эдинбургской газеты «Ивнинг-Диспэтч» от 5 июля 1955 года, заявил: «До революции было бы невозможно для нас приехать вместе с одной делегацией, потому что до революции православная церковь была государственной церковью, а баптисты подвергались преследованиям. Сейчас все церкви имеют равные права, между ними существуют дружеские отношения». Жидков передал баптистам Британии привет от баптистов России. В России баптистская церковь имеет более 500.000 крещеных членов и 5.400 молитвенных домов и их число растет с каждым днем» (газ. «Ивнинг-Диспэтч» от 5 июля 1955 г., статья «Русские свободно верят - говорит советский прелат»).

В № 6 журнала «Ньюс» за 1956 год опубликована статья председателя Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири муфтия Хиялетдинова Шакира Шаехислановича под названием «Мы протягиваем руки всем мусульманам». В этой статье Хиялетдинов подробно останавливается на существующей в Советском Союзе религиозной свободе (см. журнал «Ньюс» № 6 за 1956 г., статью «Мы протягиваем руки всем мусульманам»).

С аналогичными заявлениями выступали и другие руководители религиозных объединений в СССР.577 Руководящим работникам ВСЕХБ нужно было иметь редкую сноровку, чтобы ртвечать на непростые вопросы иностранцев, которые они, по простоте своей, задавали. Это требовало подлинного умения в деле эквилибристики.

Согласно отчету Н. Н. Мельникова, в беседе с Ивоной Райт из Лондона 15 апреля 1962 г. Мельников, отвечая на ее вопрос, почему на богослужении не присутствуют дети, ответил, что, дескать, «у нас такой порядок, что дети не приходят в церковь, а воспитываются дома». Когда же она удивленно спросила, что это за такой порядок и на чем он основан, он ответил, что «плохо говорит по-английски и не может ей объяснить».578 Старший пресвитер по Крыму Мирошниченко в своем отчете за 1962 год о пребывании в Крыму иностранной делегации упоминает, что «Овсянкина передала записку и просила выслать ей Библию, указав адрес в записке».579 Это, надо понимать, было возмутительным действием, ибо далее Мирошниченко пишет, что «остальные люди вели себя хорошо».580

Среди прочих достопримечательностей, если верить отчетам руководства ВСЕХБ, восторженные гости «осматривали памятник В. И. Ленину -основателю Советского государства, память которого свято чтит украинский народ».581

О том, как велись частные беседы с иностранными гостями, дает представление запись беседы старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине Андреева с гостем-туристом из США по имени К. В. Радклифф. Он проживал в Айдахо, по его словам и по представленным визитным карточкам, он, во-первых, являлся представителем торговой фирмы «Марко Поло» в Айдахо. Далее, он служил лектором в одном из клубов и еще являлся представителем фирмы по продаже сельскохозяйственных машин. Сопровождавшая его переводчица заявила, что Радклифф является еще представителем одной из телевизионных компаний в США. По религиозному вероисповеданию - методист. Он посетил молитвенный дом Киево-Святошинской общины 26 августа 1959 г.

Старший пресвитер ВСЕХБ по Украине Андреев принял гостя в своей квартире. При беседе присутствовали как переводчик «Интуриста», так и переводчик канцелярии старшего пресвитера Небесный Г. В.

После взаимных приветствий и представления друг другу гость начал беседу, которая подробно излагается в записи.

РАДКЛИФФ: Сколько баптистских общин и членов этих общин имеется в Киеве?

АНДРЕЕВ: В Киеве 4 баптистские общины, в которых имеется более 2.000 членов.

РАДКЛИФФ: Сколько членов в Киево-Святошинской общине и имеется ли в Киеве большая община, чем эта?

АНДРЕЕВ: В Киево-Святошинской общине 420 членов и имеется другая, еще большая община.

РАДКЛИФФ: Как посторонние люди узнают о Вашей церкви и приходят в нее?

АНДРЕЕВ: Кто интересуется верой в Бога и ищет Бога, тот находит Его и церковь.

РАДКЛИФФ: Я был на богослужениях в Ленинградской и Московской церквах, где видел среди верующих большинство стариков и старух. Какой процент молодежи имеется в Киево-Святошинской общине?

АНДРЕЕВ: В Киево-Святошинской общине имеется приблизительно 20 процентов РАДКЛИФФ: Ведется ли в школах атеистическая пропаганда и разрешается ли детям посещать богослужения? Каким образом дети получают религиозное воспитание?

АНДРЕЕВ: У нас в Советском Союзе школа отделена от церкви и преподавание ведется по общепринятой программе. Религиозное же воспитание дети получают от своих родителей, которые воспитывают их в том убеждении, которое исповедуют сами. Членами же наших общин становятся только взрослые люди, которые лично сами избирают для себя определенный путь веры и вероисповедания.

РАДКЛИФФ: У меня 4 детей и если бы хотя один из них сказал мне, что он стал атеистом, то для меня это было бы большим горем, я был бы несчастен.

РАДКЛИФФ: Есть ли изменения за последние 10 лет в сторону увеличения свободы религии в Вашей стране, поскольку нам известно, что при Сталине было сильное давление на религию?

АНДРЕЕВ: Мы имели и имеем свободу вероисповедания на протяжении всего времени, но поскольку Вы раньше получали информацию об этом от американской тенденциозной пропаганды, а теперь Вы сами видите, как мы живем, то у Вас и сложилось такое неправильное представление о давлении на религию в нашей стране. Конечно, в наших церквах религиозная деятельность отличается от деятельности церквей в США, но мы имеем полную свободу вероисповедания в наших церквах.

РАДКЛИФФ: Вы сказали, что государство не производит давления на религию и что вы имеете свободу вероисповедания, но разве атеистическая пропаганда в школе не есть давление на религию?

АНДРЕЕВ: Я уже говорил, что у нас церковь отделена от государства и школа от церкви и что в школах дети воспитываются по утвержденной государственной программе, но государство у нас не вмешивается в церковь, и мы, верующие, воспитываем детей так, как этому учит нас Св. Писание.

РАДКЛИФФ: Пополняются ли ваши церкви новыми членами и за счет кого? У нас в США церкви главным образом пополняются за счет детей верующих родителей.

АНДРЕЕВ: Наши церкви пополняются новыми членами как за счет детей верующих родителей, а также и посещающих наши церкви посторонних, которые ранее не принадлежали к нашей церкви. Родословных верующих у нас не имеется. Среди членов церкви имеются верующие, которые имеют детей-атеистов, и имеются дети, которые имеют неверующих родителей.

РАДКЛИФФ: Меня интересуют все эти вопросы, поскольку в США в наш город приезжал из советского посольства тов. Федоров, который прочел лекцию и ответил на ряд вопросов. На вопрос, будет ли окончательно ликвидирована религия при коммунистическом обществе, он ответил, что «да» и что это девиз коммунизма. Мы были все потрясены и пришли в недоумение. Как Вы думаете, приемлемо ли коммунистическое общество для верующих и для русских людей?

АНДРЕЕВ: Мы видим, что первые христиане стремились к общественному распределению труда и ценностей, к ликвидации классов богатых и бедных. Таким образом, система коммунизма вполне оправдывает себя и удовлетворяет все потребности.582

Не будем утверждать, что Андреев говорил в этой беседе неправду. Однако тщательно размеренное соотношение правды и чего-то другого и создавало ту полуправду, о которой справедливо говорят, что она хуже неправды. Конечно, нужно принять во внимание, что Андреева слушали два переводчика, из которых даже брат Небесный вряд ли был «небесным», нужно принять во внимание, что и стены имеют уши, да и вообще… Спустя годы об этом будут примирительно говорить, что, дескать, «время такое было».

Время такое было, что сообщалось буквально все - вплоть до того, что иностранцы кого-то сфотографировали на память. Заведующий канцелярией старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине Маслов в июле 1957 года написал докладную Вильховому следующего содержания:

По указанию заместителя старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине Мельникова Н. Н. сообщаю Вам, что 19 июля с. г. канцелярию старшего пресвитера по Украине посетили туристы из Чехословакии - муж и жена по фамилии Тэтива Богуслав и Тэтива Зора из Брно. Они посетили Батуми, Сухуми, Сочи, Ялту, Одессу. В Киев они прибыли из Одессы. В канцелярию они пришли в 18 ч. 45 м., пробыли до 19.30. Спросили, сколько общин в Киеве, какое количество членов, в какие дни бывают собрания. На все вопросы они получили соответствующие ответы. Они - баптисты. Жена Тэтива немного знает русский язык и вопросы задавала сама. После беседы я проводил их до автобуса маршрута М» 8 на площади Победы. Там около бульвара Шевченко жена Тэтива сфотографировала меня вместе со своим мужем на память, как они сказали.583

В связи с поездками руководителей ВСЕХБ за рубеж, требовалось иногда идти на некоторые «уступки», чтобы помочь им вносить свой вклад в создание благоприятного имиджа СССР.

В папке с секретными документами найдено письмо уполномоченного Совета П. Вильхового от 24 июня 1953 г., адресованное главе Совета Министров УССР Коротченко Д. С. и секретарю ЦК КП Украины Кириченко О. И., в котором Вильховый писал относительно (первой после длительного перерыва с 20-х годов!) поездки руководства ВСЕХБ за рубеж.

В связи с этой поездкой за границу старшего пресвитера ЕХЬ (митрополита) гр. Андреева А. Л. считал бы целесообразным (в интересах Советского государства) провести некоторые минимальные необходимые меры и этим самым дать возможность гр. Андрееву А. Л. выехать за границу в надлежащем настроении, а именно: а) Дать распоряжение главе Киевского горсовета тов. Давидову А. И. немедленно выполнить решение горсовета от 31 марта 1949 г. М» 561 о предоставлении помещения для канцелярии и квартиры старшему пресвитеру (митрополиту) гр. Андрееву А. Л., удобного для принятия заграничных делегаций; б) Принимая во внимание то, что религиозные общины евангельских христиан-баптистов в г. Киеве не имеют ни одного культового помещения, в котором можно было бы принимать им представителей разных религиозных объединений, которые приезжают из-за границы в Киев, целесообразно было бы давать указания горсовету передавать религиозной общине евангельских христиан-баптистов, которые находятся в коммунальном доме по улице Спасской, 6, отдельное помещение (из бывших недействующих культовых помещений или отдельный дом, который можно было бы использовать в качестве молитвенного дома, изолированный от посторонних жителей и который вмещал бы 500-600 человек верующих этого культа).

Руководство этой религиозной общины (находящееся по ул. Спасской, 6) на этих днях направило делегацию в Москву с прошением вернуть им бывшее помещение (дом по ул. Ленина, 53а), из которого они в мае 1949 года были отселены на ул. Спасскую, б.584

Как справедливо писал Вильховый, создать видимость благополучия и свободы - это, в самом деле, было в «интересах Советского государства».

Во второй половине 50-х годов, после смерти Сталина, поток иностранных посетителей в СССР резко возрос, соответственно, увеличилось и число верующих, которые, приезжая в Советский Союз, пытались что-то узнать о судьбе своих единоверцев.

Запись заседания президиума ВСЕХБ, состоявшегося в Москве 30 октября - 2 ноября 1956 года, свидетельствует, что за лето 1956 года во ВСЕХБ побывали 206 человек из разных стран, а всего из 21 страны. Так, из 12 европейских стран было 58 человек, из США - 129 человек, из Канады 5 -чел., из Южной Америки - 3 чел., из Азии - 8 человек, из Австралии - 3 чел. На президиуме говорилось, что на будущий, 1957 год поток иностранцев резко увеличится и, по некоторым данным, ожидается приезд более 2.000 человек. Особенно много ожидалось посещений в августе-месяце, когда должен был состояться в Москве международный фестиваль молодежи. 585

Ожидался приезд видного проповедника из США, некоего Аппельмана, а также и «других видных религиозных деятелей», как говорит стенограмма заседания пленума.586

А. В. Карев по вопросу, что говорит иностранная пресса о братстве ВСЕХБ, подробного сообщения делать не стал, а только сказал, что ВСЕХБ раздаст отпечатанные на машинке выдержки из иностранной прессы. 587 Больше было уделено внимания участию представителей ВСЕХБ в высоких приемах. В честь приезда из Канады министра Пирсона В. М. Молотов сделал прием, на который в числе гостей были приглашены Я. И. Жидков и А. В. Карев. А также Жидков, Карев и Карпов были приглашены на прием у посла США Боллена по случаю дня независимости. Жидков и Карев были также на приеме в Верховном Совете в честь делегации Норвежского парламента.588

На богословскую учебу в Англию были направлены четыре студента: Орлов, Жидков, Кирюханцев и Мельник (Мельник из Киева, а остальные из Москвы).589

31 января 1961 г. в Москве под председательством А. А. Пузина проходило заседание Совета по делам религиозных культов. Согласно протоколу № 5, было решено разослать пропагандистский фильм о полной свободе религии в Советском Союзе под названием «Буддисты в СССР» во многие страны мира (за счет государственного бюджета, разумеется). Причем фильм этот, переведенный на французский язык, решено было послать в Камбоджу и Лаос - в количестве по два экземпляра, а в Непал, Бирму, Цейлон, Таиланд и Японию - по несколько копий этого же фильма на английском языке. О характерном советском лицемерии свидетельствует и тот умопомрачительный факт, что в этом же протоколе № 5 содержится масса решений о «закрытии религиозных организаций и изъятии у них здании».590

Через три недели - 21 февраля 1961 г. - очередное заседание Совета по делам религиозных культов, согласно протоколу № 7, единодушно принимает решение одобрить рассылку только что напечатанного в СССР Корана «в Советские посольства в зарубежных странах, а также оставить резерв в распоряжении Совета для международных выставок» как доказательство полной свободы религии. И - снова в этом же протоколе соседствует длинный ряд решений Совета о «закрытии религиозных организаций и изъятии у них зданий».591

Пропагандистские фильмы о полной свободе вероисповедания посылались по всему миру, но историческим фактом является то, что только в Украине в течение 1959 - 1961 гг. было закрыто 314 церквей, в т. ч. церквей:

ЕХБ 204

АСД 24

Католиков 24

Старообряд 9

Реформатов 8

Иудеев 24

Караимов 1

Таким образом, - по состоянию на 01.01.1962 г. в Украине оставались легально действующими (кроме приходов православной церкви) всего 1.518 церквей, в том числе:

ЕХБ и ХВЕ 1.138

АСД 90

Католиков 122

Староверов 63

Реформатов 83

Иудеев 17

Молокан 5 592

«Сжатие» продолжалось. Одновременно с этим росло число незарегистрированных церквей и групп. Именно в это время в значительной мере благодаря самоотверженному, жертвенному труду евангелиста и пастора из Молодечно (Белоруссия) Александра Хомицевича пятидесятническое движение начинает распространяться и на территории последней области Украины, где пятидесятников не было до того времени - в Закарпатье. И уже в 1963 г. в Закарпатье было 22 группы незарегистрированных пятидесятников, а в них, согласно неполным данным Совета по делам религиозных культов, 620 членов.593

Безо всякой помощи с Запада, безо всякого спонсорства, техники, оборудования и громких евангелизационных проектов, в самые критические часы истории, когда решался вопрос «быть или не быть» пятидесятническому движению в СССР, оно тихо и спокойно завоевывало новые территории, движимое Духом Святым. Перед началом судебного заседания демонстрировались кинофильмы на антирелигиозные темы, вызывавшие яростное озлобление толпы, которую готовили к тому, чтобы она с пеной у рта требовала у неправого суда «сектантов этих проклятых стрелять и вешать, как собак». А Слово Божие продолжало проповедоваться на земле нашей.

Наступала эра попыток создания новой безбожной религии - начиналось создание новой советской обрядности. Вместо православных «крестин» начали на Ивано-Франковщине и Полтавщине устанавливать «звездины» и прочие советские выдумки, которые вскоре власти распространили на все другие регионы СССР. (Впрочем, выдумки эти были зряшными, ибо новые советские праздники так нигде и не прижились, несмотря на мощную государственную поддержку программы создания новой советской обрядности).

А под покровом ночи совершали служители Евангелия святые водные крещения по вере - и тысячи новообращенных христиан вступали в завет с Господом.

Такой была эта страна, когда я родился. Год моего рождения совпал с годом начала подъема новой нарастающей волны гонений. Это был 1959 год.

Возможно, какие-то силы ада решили отметить столетний юбилей, ведь именно ровно за 100 лет до этого, в 1859 г. в истории естественных наук была открыта новая страница: появилась книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов». В том же 1859 г. была опубликована «Критика политической экономии» Карла Маркса, положившая начало новому направлению в политических движениях. Именно тогда, как было заявлено, началась непримиримая война между наукой и религией.

Век спустя, началось новое наступление.

Уполномоченный Совета по Украине П. Вильховый 7 февраля 1959 г. разослал секретной почтой уполномоченным Совета по делам религиозных культов по всем областям Украины директиву № 056 следующего содержания:

Прилагая при этом список лиц, являющихся активными руководителями не присоединившихся к ЕХБ групп пятидесятников, находящихся в Вашей области, просим сообщить нам по возможности дополнительные данные, характеризующие их как лиц допускающих грубые нарушения законодательства о культах, в частности нарушающих 359 статью Админкодекса УССР (X раздел «Правила о культах»), в которой говорится: «Ни одно религиозное общество какого бы то ни было культа не может открыть свои действия ранее регистрации своего устава в порядке правил, установленных для регистрации обществ и союзов, не преследующих целей извлечения прибылей».

В своем письме мы ориентировали Вас какими статьями Административного Кодекса УССР и другими законодательными актами пользоваться в деле решительного пресечения незаконной деятельности отдельных лиц из групп пятидесятников, иеговистов и т. п. Некоторые уполномоченные Совета, руководствуясь 359 статьей Админкодекса, обстоятельно изучили собранный материал на наиболее злостных нарушителей законодательства о религиозных культах, в частности были привлечены через прокуратуру

 разжигая религиозный фанатизм отдельных групп верующих, подстрекая их не выполнять тех или иных мероприятий Советской власти, вели особенную работу среди молодежи, в частности учащейся, с целью вербовки ее.

Просим сообщить нам какие меры Вы уже принимали к лицам, состоящим в прилагаемом списке, и какой результат имеете. Просим изложить свои мероприятия на 1959 г., предусматривающие решительную борьбу с незаконной деятельностью вышеуказанных лиц. Ответ ждем до 8 апреля 1959 г.594

Что же касается зарегистрированных церквей, с ними также необходимо было бороться, выполняя директивы правительства. Аппаратом Вильхового в 1959 г. была задумана хитрая комбинация, как еще более «сжать религиозную сеть» - для этого им предлагалось издать закон, что для регистрации церкви нужно не менее 50 членов - и если такой закон будет принят, массу мелких общин можно будет закрыть на «законных основаниях».595 Это увязывалось с письмом отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды», которое в октябре 1958 г. ЦК КПСС направил партийным организациям. Упоминая это письмо, Вильховый писал в Совет Министров Украины, что оно «имеет прямое и непосредственное отношение к нашей работе» и что в этом письме ЦК «дается резкая критика недостатков в работе Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР и его уполномоченных на местах».596 Затем, 25-28 ноября Совет по делам религиозных культов провел в Москве совещание всех уполномоченных, на котором обсудили задачи, вытекающие из этих указаний ЦК КПСС.597

«Исходя из этого, - писал Вильховый под грифом «Секретно» в адрес правительства Украины 18 декабря 1958 г., - я наметил план мероприятий на 1959 г.»

В длинном плане мероприятий, которые следовало осуществить в 1959 г. фигурировала и такая позиция: разработать мероприятия по ликвидации в течение 3-5 лет групп пятидесятников (мероприятия обсудить на групповом совещании уполномоченных Совета в сентябре 1959 г. 598

Для осуществления мероприятий по «окончательному решению вопроса», требовалось расширение кадров и укрепление этого участка работы. Вильховый обращался к правительству:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.068 с.)