Шведские пятидесятнические миссионеры. Вольдемар Эльвингсон. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шведские пятидесятнические миссионеры. Вольдемар Эльвингсон.



Большое пятидесятническое движение началось в Эстонии в 1922 году, когда приехали шведские миссионеры - евангелисты Улоф Ханссон, Интервью В И. Франчука с Арпадом Ардером в июле 1987 г. Архив Всеукраинского союза церквей христиан веры евангельской. Там же Там же Вольдемар Эльвингсон и Нильс Кастберг.26 В связи с тем, что они первоначально не владели эстонским языком, они начали свой труд и свою проповедь среди местных шведов в приходе Ноароотсл. Они имели немалый успех в своем служении, многие люди приходили к познанию Господа и спасению. Дух Святой действовал среди неверующих людей, а также часть верующих из других деноминаций присоединилась к движению. Таким образом, были основаны первые общины, которые получили название церквей свободного Евангелия в Эстонии. В 1924 году была основана такая церковь в приходе Ригулди - церковь Ноароотси. Она имела свое отделение в Пасслена, которое стало самостоятельной общиной в 1931 году. Церковь Ригулди, ведомая Духом Святым, который есть Дух евангелизма и миссии, выслала на труд четырех евангелистов: из них двое были направлены на остров Хийумаа и двое других - в Вильянди. Пятидесятническое вероучение из Ноароотси распространилось также дальше в Харьюмаа, в приход Ристи, в волость Ныва, где в деревне Вайски была создана церковь и построен в 1927 году молитвенный дом.

Что же касается острова Хийумаа, где позже основали Кярдласкую церковь свободного Евангелия, первыми вдохновенными проповедниками Пятидесятницы были здесь А. Сумманен и П. Нуутинен. Позднее, услышав о духовной деятельности братьев из церкви Ноароотси, на Хийумаа приехали шведские евангелисты. Таким образом, в июле 1923 года на остров приехали Н. Кастберг и Э. Ханссон, начавшие проповедь в молитвенном доме баптистов. Вначале посещение собраний было живое и интенсивное. Святой Дух работал и исполнял благодатью сердца людей, о чем засвидетельствовали более нежели 20 человек, которые получили дар языков. Многие больные были исцелены.

Н. Кастберг остался трудиться в Кярдлаской баптистской церкви вместе с переводчицей Л. Сидманн. Пробуждение ширилось, особенно замечательные служения стали проходить в октябре. Но не вся община следовала новому направлению жизни и служения, появились разногласия по поводу действия даров Святого Духа. Разногласия заглушили пробуждение, дискуссии и раздоры увеличивались. Это привело к тому, что 27 января 1924 года из баптистской церкви вышло 13 человек и вместе с ними - Н. Кастберг. Они начали роводить свои собрания отдельно в частном доме П. Линча.

Самостоятельную общину они официально основали в Кярдла 9 февраля 1925 года, членами церкви тогда были 21 человек, пресвитером избрали Н. Карстберга. Одновременно они решили строить в Кярдла свой собственный молитвенный дом, который и построили с помощью шведских верующих. Он был закончен и освящен 27 октября того же 1925 года. Когда брат Карстберг в 1927 году покинул Эстонию, пресвитером стал Дж. Халлманн, которого в 1930 году на пасторском служении заменил X. Содерлунд. Последний работал до 1937 года, а после него пастором этой церкви был В. Джаагер, передавший позднее это служение Эвальду Киилю.

Община трудилась благословенно и успешно, пополнялась спасенными душами. Дух Святой имел достаточную свободу действовать в человеческих сердцах, работа Божья расширялась по всему острову Хийумаа: в Мейесте, Луйдья, Кыну и далее. В 1939 году церковь имела 5 отделений и 2 воскресные школы, в которых было 49 детей. Членов церкви было 118 человек. К концу 1943 года, несмотря на катаклизмы войны, число членов увеличилось до 163, из них - 30 братьев. Если в 1939 году в этой церкви крестили 7 человек, то в 1943 году - 49 человек. Воскресных школ стало в 1943 году уже три, а число детей в них возросло до 115 юных христиан и христианок.27

Говоря о пятидесятническом движении в Эстонии, следует сказать, что многие годы ведущей, центральной церковью была Таллиннская церковь свободного Евангелия. Как уже говорилось ранее, движение пятидесятников в Таллинне началось в молитвенном доме А. Наске. Продолжили его члены Таллиннской баптистской общины «Вифезда», совместно с баптистской церковью «Алина». В 1923 году баптистскую церковь «Алина» посетили несколько евангелистов-пятидесятников из Швеции и Финляндии, через проповеди которых произошло большое духовное оживление. В ноябре того же года в Таллинн приезжал Н. Виетхиер из Германии, проповедовавший также о дарах духовных.

Начиная с лета 1925 года постоянно об этом же проповедовал приезжавший сюда шведский миссионер Вольдемар Эльвингсон, который первоначально использовал зал для проведения собраний на ул. Пинн, 60, а в октябре того же года перешел на ул. Мярди, 15, в бывший молитвенный дом Второй Таллиннской баптистской церкви.

Таллиннскую церковь свободного Евангелия официально основали 2 февраля 1926 года. В нее вступило 102 члена, из них половина (50 человек) ранее были членами баптистской церкви «Вифезда». Пресвитерами церкви были избраны Улоф Ханссон и Вольдемар Эльвингсон, но последний переехал впоследствии в 1927 году на некоторое время в Тарту. В этой церкви на ул. Мярди дело Божие шло оживленно, большое помещение было переполнено народом, все новые люди присоединялись к церкви, ощущалась сильная работа Святого Духа. Помещение скоро стало тесным и в конце 1929 года пришлось купить у адвентистов седьмого дня большой молитвенный дом по ул. 3. Татари, 52, куда церковь свободного Евангелия переселилась на рубеже 1930-1931 годов. Молитвенный дом и сама община Интервью В И Франчука с Арпадом Ардером в июле 1987 г Архив Всеукраинского союза Церквей христиан веры евангельской стали именоваться «Элим». Пастором этой церкви стал вернувшийся из Тарту В. Эльвингсон.

Дело Божие в новом молитвенном доме быстро разрослось, стало распространяться по всей стране, вскоре создалось несколько отделений. В Таллинне таковыми стали пункты в Нымме по ул. Парги, 16, в Пельгулинна по ул. Тарабелла, 26 и в Копли. Крупные отделения (филиалы церкви) были также в Выру, Рытела, Печерах, в Ярве-Яаки, Пайде и других местах, а в Лехра такая евангелизация началась еще в 1926 году.

И. Лепп в Нымме построил на свои средства просторный молитвенный дом по ул. Парги, 16, который освятили на служение 15 сентября 1929 года. Туда перешли в качестве членов верующие из нескольких других Таллиннских общин. Вначале И. Лепп и его помощник Пахлберг трудились единогласно, но через некоторое время начались разногласия, т. к. в Нымме допускались некоторые искажения. По этой причине Таллиннская церковь свободного Евангелия перестала в 1931 году с ними сотрудничать. Позже эта духовная работа в молитвенном доме на ул. Парги постепенно затухла.28

Благословенным тружеником, стоящим в центре пятидесятнического движения в Эстонии и все более признанным руководителем становился пастор церкви свободного Евангелия в Таллине Эльвингсон.29 Вольдемар Эльвингсон родился 12 августа 1893 года в Швеции. Спасение по вере он пережил в 1914 году, будучи в возрасте 21 года. Немногим позже он трудился евангелистом на севере Швеции, в Лапимаа. Духовное образование получил в методистской духовной семинарии, которую успешно закончил. Затем работал в Уппсала в тамошней церкви «Филадельфия», оттуда его послали в Эстонию в 1922 году для евангельской миссии. Вначале трудился в Наароотси, а с 1925 года - в Таллинне. С 1927 года по 1930 год он благословенно трудился в Тарту, где организовал общину, затем был приглашен переехать в Таллинн, чтобы принять служение пастора Таллиннской церкви свободного Евангелия.

Много лет стоял он во главе этой общины, но юридически официальным руководителем числился Аугуст Саулюс, т. к. Эльвингсон был гражданином другой страны и, согласно закону, не мог быть пастором церкви в Эстонии юридически. А в 1939 году председателем совета церкви стал Александр Содерлунд.30

В течение времени с 29 января 1938 года до марта 1939 года Эльвингсон был в заграничной поездке в США, служа в общинах свободного Евангелия для местных шведов, эстонцев и норвежцев. Вернувшись на короткое время в Эстонию, он уже не мог продолжать там свое служение, ввиду изменения государственных законов. Как и многие другие миссионеры, он вынужден был покинуть Эстонию. Эльвингсон уехал в Швецию и, наконец, в Австралию, где был пастором эстонской церкви. Умер он в Австралии после тяжелой болезни.

Следует заметить, что наряду с редкими способностями духовного руководителя и организатора, он имел дар выдающегося проповедника и учителя, через его проповеди, помазанные Духом Святым, многие люди обращались к Господу. Особо следует подчеркнуть его большую роль в издательской деятельности. Кроме журнала “Валгус” (“Свет”), по его инициативе издавался также в период 1930-1931 гг. “Библейский журнал”. Было бы трудно перечислить все изданные книги и брошюры в издательстве “Валгус”, написанные им. В первую очередь стоит назвать сборник “Песни Победы” (1935 г.) и составленный им бесценный “Библейский словарь” (1931 г.), которые продолжают служить христианам Эстонии до настоящего времени.

Навсегда оставил большой след в духовной жизни Эстонии этот тихий, немногословный уравновешенный, глубокий духовный человек. И дело даже не в том, что среди всех пятидесятнических служителей в Эстонии он был единственный, кто имел блестящее богословское образование. Великий авторитет при жизни и добрую память после его отшествия снискало ему благодатное и глубокое помазание Духа Святого, которое пребывало на нем.

Что же касается Таллиннской церкви свободного Евангелия, то, имея отделения и группы по всей стране, она стала самой большой общиной в Эстонии. К концу 1928 года в ней состояло 502 члена, но ежегодно число членов увеличивалось: так, в течение 1929 года - на 121 человека, в 1931 году - на 202 человека, в 1938 году - присоединилось свыше 300 человек. К концу 1939 года в общине был 1.501 член, в том числе - 370 братьев.31

Нильс Ангелин Собирая материалы по истории пятидесятнического движения в Прибалтике, попали мы с женой летом 1987 года в маленькую русскую деревушку в Псковской области на берегу редкой красоты Чудского озера, где и нашли в ветхой избе старенького дедушку Александра, которого нам отрекомендовали как долгожителя этой местности, а в прошлом - одного из первых членов русской пятидесятнической церкви в Нарве. К большому сожалению, часть записи этого интересного интервью впоследствии затерялась, полное имя этого человека в памяти не сохранилось, но уцелевшая часть записи воскрешает страницы давно забытой истории озникновения церкви в Нарве в середине двадцатых годов.

От брата Александра я впервые услышал про служение шведского миссионера Нильса Ангелина, или, как его с любовью называли русские, Нильса Александровича.

Заканчивая свое повествование, дедушка Александр вдруг сказал, что, как он слышал, Нильс Ангелин еще жив и в настоящее время проживает в Швеции. Я тут же подсчитал, что если Ангелин, действительно, еще жив, то ему должно быть, около девяносто лет. Я очень заинтересовался этой слабой надеждой разыскать престарелого миссионера, благодаря служению которого образовалась русская церковь пятидесятников в Нарве и других окрестных селениях, тем более, что плоды его работы не исчезли - группы верующих, ведущих свою преемственную связь с теми временами, продолжали существовать на этой территории.

Трудно сказать, на что я надеялся, но я начал писать письма по адресу в Швеции, который дал мне старик в этой псковской деревне. Это не был адрес Ангелина, но он уверял меня, что эти люди, возможно, знают, где его найти. На мои письма не было никакого ответа в течение длительного времени. Ничем другим, как только водительством Божьим я могу объяснить то обстоятельство, что надежды моей хватало писать письма снова и снова - и они уходили как вода в песок. Ответа не было. Надежда истощалась. И вдруг - почти через два года безрезультатного молитвенного ожидания в Мариуполь пришло письмо из Швеции. Я вскрыл его дрожащими руками. Это было письмо от Нильса Ангелина! Одно из моих писем все-таки чудом Божьим дошло до него.

Нильс Ангелин писал в своем письме, что сейчас ему уже девяносто один год, что он живет по совершенно другому адресу в совершенно другом месте. Он писал, что он скоро предстанет перед очи Божий, но что мое письмо, в котором написано, что дело его жизни не было напрасным и принесло много плода, является для него великой наградой за его труд на ниве Божией еще здесь на земле. Он просил меня приехать посетить его в Швеции так срочно, как возможно.

Поездка в Швецию в то время тоже казалась еще фантастикой. Тем не менее, не прошло и полгода, как Господь удивительно открыл двери для поездки в эту страну. В то время я знал в Швеции только двух человек -директора миссионерского центра «Сулосен» Ингемара Мартинсона и сотрудника Славянской миссии Раули Лехтонена, с которыми я встретился незадолго до этого на Всемирном конфессе по мировой евангелизации летом! 1989 года в Маниле на Филиппинах. Линчепинг оказался совсем недалеко от «Сулосена», который впоследствии прочно вошел в мою жизнь, какь! благословенная учебная миссионерская база для многих сотрудников миссиис| «Возможность», которую я возглавляю уже 14 лет. Многие церкви в разных концах бывшего Советского Союза были созданы ими за эти годы. И не случайно мы называем «Сулосен» миссионерским гнездом, откуда многие наши сотрудники начали свой путь на миссию. В январе 1990 года вместе с сотрудником Славянской миссии Раули Лехтоненом я приехал в шведский городок Линчепинг, где по улице Барфотегатан, 7 и прошли последние годы жизни этого удивительного человека - Нильса Ангелина.

Трудно рассказывать о нашей встрече. Престарелый миссионер плакал от радости, когда я ему рассказывал о тех следах его работы, которые я обнаружил спустя полвека после того, как его выдворили из Эстонии.

Нильс Александрович Ангелин родился 15 июля 1898 года в селении Бернум недалеко от города Геслехолм на юге Швеции в лютеранской семье. Однако в 14-летнем возрасте он пережил личное спасение в октябре 1912 года через проповедь одной миссионерки. В свое время она работала с мужем в далекой Манчжурии. Там он заболел и умер, а его жена вернулась в Швецию. Именно она привела к Богу юного Нильса Ангелина, привила ему любовь к миссионерскому служению и к русским людям. Эта любовь и приведет его на миссию.

Ему было 27 лет, когда он приехал в Эстонии с целью проповедовать в Нарве для русского народа. Русского языка он практически не знал, его еще предстояло выучить. Он начал свое служение для тех, кто очень хорошо понимал просто язык любви - для детей. Уже в 1925 году он создал в Нарве, в Иван-городе воскресную школу для детей. Уча язык, он постоянно проповедовал Слово Божие, и результаты его проповеди появились очень скоро. Среди первых обращенных была и его учительница русского языка по имени Анна, которую он называл Анютой. Через какое-то время она стала его женой. В 1929 году родился их первенец, они назвали его Гунаром. Затем пришли в их жизнь две дочери: Ингрид и Лилиан.

Из воскресной школы начала вырастать большая церковь.

Несколько раз эту церковь посещал также Вольдемар Эльвингсон, радуясь за своего брата и сотрудника. Эльвингсон не знал русского языка и мог говорить только с переводом.

Церковь благословенно развивалась.

Владимир Тексель из Нарвы в конце J932 г. в своей публикации в журнале «Примиритель» под названием «Кратковременные Библейские курсы в Нарве» писал следующее:

Благодарение Господу, позволившему нам устроить здесь в г. Нарве Библейские курсы, которые продолжались с 31-го октября по 7-ое ноября 1932 года.

Кроме 15-ти душ из нашей общины на курсы прибыли еще 20 душ из провинции. В числе прибывших оказались сестры Емилия Бертелъсон из Кикта, около г. Юрьева, и сестра Мария Губерт, работающая среди русского населения в Печерах.

Преподавателями были брат Гиндельман из Тапса и наш дорогой брат Ангелин. Господь чудно благословил их слово.

Брат Гиндельман в свое время был пастором методистов в г. Феллине. Господь чудно открыл ему о водном крещении, которое он принял два года тому назад, за что и был отстранен от должности методистского пастора и затем исключен из общины. Брат Гиндельман ревнует о крещении Духом Святым, и мы верим, что скоро Господь исполнит его волной благодати.

День распределялся так. В 9 часов утра молитва. В 11 часов и после обеда лекции на различные Библейские темы. Заключался день благословенным призывным собранием.

Чудно было смотреть на молодых, полных силы братьев, смиренно припавших к ногам Христа. Некогда они были противники Евангелия, а теперь оказались побежденными любовью Христа. Есть, однако, еще много знатных и сильных людей, которых нужно привести еще к ногам Христа.

Мы верим, что тот огонь, который возгорелся в сердцах наших в молитвенном общении и взаимном назидании на этих кратковременных библейских курсах, братья и сестры унесли с собой, и будут зажигать им сердца людей в местах своего пребывания. Аллилуйя!

Мы молимся теперь и просим молиться вместе с нами, чтобы Господь позволил нам иметь такие курсы и в следующем году. «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову» (Кол. 4:3). 32

Нужно сказать, что важность Библейского образования была очевидной для верующих в Эстонии, этому уделялось серьезное внимание. Известно также, что эстонское братство держало регулярную и устойчивую связь с Восточно-Европейской миссией и ее сотрудниками, которые регулярно навещали Эстонию. Например, в период 4-13 ноября 1933 года снова состоялись Библейские курсы в Нарве, в той общине, где пастором был Нильс Ангелин. Преподавал на этих курсах Густав Шмидт, в дорожных записках которого осталась такая запись о его поездке в Эстонию:

Из Нарвы я проехал в Таллинн (Ревель), главный город Эстонии, где имел радость познакомиться с братом Эльвингсоном, в общине которого в то время шли четырехнедельные Библейские курсы. Утром я прочел лекцию, на которой присутствовали 40 проповедников, а вечером того же дня служил словом в многочисленном собрании местной общины пятидесятников, насчитывающей до 1.000 членов…33

К сожалению, в 1937 году власти Эстонии выдворили иностранных миссионеров из страны, в том числе и Нильса Ангелина, с его русской женой и тремя детьми.

Переехав в Швецию, они поселились в Оребру, арендовав там небольшую квартиру. Но сердце миссионера продолжало гореть любовью к миссионерскому служению. Как раз в это время пятидесятнические церкви посылали миссионеров в Бразилию, где стремительно разворачивалось большое и мощное движение Пятидесятницы. (Именно шведские церкви стояли у истоков пятидесятнического движения в Бразилии в начале 20 века. Сейчас это движение насчитывает в своих рядах многие миллионы верующих). 305 шведских миссионеров работали в Бразилии в то время. И Нильс Ангелин со своей семьей присоединился к ним.

Двадцать восемь лет трудился Нильс Ангелин в Бразилии. Там выросли его дети. И они всегда будут помнить край своего детства, которое прошло где-то в окрестностях города Рио-гранде-Досул, где они жили и трудились для славы Божией.

Кроме португальского языка, который пришлось ему выучить, очень понадобился и русский - ибо Нильс Ангелин много трудился и среди русского населения в Бразилии, работал в контакте с русскоговорящими церквами, которых в Бразилии было немало после волны переселения, в особенности из Западной Украины, Западной Белоруссии и Польши до начала второй мировой войны. Там Нильс Ангелин создал даже школу проповедников, в которой учил будущих местных проповедников 12 лет: с 1953 по 1967 год.

В 1967 году, чувствуя приближающуюся старость, Нильс Александрович вернулся на родину в Швецию умирать. Однако по воле Божией суждено было ему прожить еще долго, совершая молитвенное ходатайство за дело Господа на миссионерских нивах. В 1976 году умерла его русская жена Анюта.

А долгие годы спустя, к нему чудом Божьим дошло мое письмо…

Я всегда буду помнить нашу встречу с Нильсом Ангелином в заснеженном январском Линчепинге. Говорил он спокойно и радостно, практически без акцента на прекрасном русском языке - на языке его молодости, его любви и его служения. И подарил он мне на прощание свою Библию - русскую Библию, с которой он проповедовал в Эстонии и Бразилии. Подарил он мне также несколько номеров журнала «Свет», который издавался в то время в Эстонии. Журналы эти оказались на русском языке…

Через некоторое время я получил письмо от шведского миссионера, в котором он писал:

Дорогой брат Владимир, да благословит тебя Бог!

Я решил написать тебе несколько слов, хотя мои руки не хотят мне тужить.

Я был очень рад, когда ты рассказал мне во время нашей встречи в январе, что наша евангельская работа в Эстонии в начале этого столетия дала жатву и что души были приобретены для вечности.

Я не мог удержать слёз благодарности Богу, когда я услышал об этом. Мы, вероятно, сделались жертвой уныния, ибо мы думали, что работа была напрасна и разрушилась потом в 1940-1942 гг.

Ты рассказал, что она продолжает жить и расширилась е окружности. Да, такова наша вера - она слабая. Но в один день Бог силен удивить нас результатами!

Ты сказал мне коротко: «Слово Божье Живое!» Слава Богу!

Если есть воля Божья на то, чтобы мы еще встретились, здесь на земле, то он еще даст здоровье и милость для этого. А если нет - то мы знаем, что наша жизнь вечная, и наша цель - небеса. И там мы будем похожи на Него - нашего Спасителя, когда мы Его увидим лицом к лицу.34

Письмо было написано 26 марта 1990 года.

Мы никогда больше не встретились на земле. Вскоре Господь призвал его в вечные обители. И я ожидаю того часа, когда на аллеях рая увижу его -прославленного Богом и похожего на Спасителя.

Когда я думаю о нем, вспоминаются мне слова из известной песни про миссионеров, которую написала сотрудница нашей миссии Татьяна Игнатюк О, миссионеры, ваше дело не забыто у Христа…

Бывает в жизни иногда:

От непосильного труда,

Устало голову склоня,

Миссионер в молитве скажет:

«Устал я, Господи, прости!

И силы нет, чтоб крест нести,

Так мало рук, надёжных рук,

Чтобы понять, что рядом Друг»

 

Припев: О, миссионеры,

Ваше дело не забыто у Христа,

Бог сегодня с вами,

Ваша сила у Голгофского креста.

Однажды кончится твой путь И в небе на аллеях рая Тебе вдруг скажет кто-нибудь,

Твой голос тихий узнавая:

«Ты мне о Господе сказал,

Ты мне помог прийти к Иисусу,

Ради меня ты уставал,

Теперь в хвале с тобой сольюсь я».

Только в вечности, только в небесах мы узнаем все детали, все штрихи подлинной истории человечества, в том числе - и истории христианский пробуждений. И подлинную мотивацию всех человеческих поступков. И подлинную их оценку с точки зрения вечности.

Церкви свободного Евангелия в Эстонии В ноябре 1936 г. проповедник Санфрид Маттсон из Якобштадта, Финляндия, совершил впечатляющую поездку по делам евангелизации в Эстонию. Служением этого пятидесятнического проповедника и его друзей состояло в том, чтобы достигнуть каждый дом Евангелием Господа Христа. Впоследствии на страницах журнала «Примиритель» он рассказывал о своем служении в Эстонии следующее:

Когда Господь призвал нас на работу, то нам и не снилось, что наша работа может перекинуться на соседние страны. В поле нашего зрения была только наша страна Финляндия, но Господь может расширить зрение, так что глаза будут видеть до края земли. Как Господь наметил план благовествования из Иерусалима через всю Иудею и Салшрию, так Господь включил в свой план для нас благовествование в Эстонии. Это было для нас неожиданностью, т. к. в Эстонии мы никогда не бывали, и не имели там никого знакомых.

Когда мы возвращались из Англии в Финляндию, Господь послал нам в спутницы сестру Каумен, и по дороге Он призвал нас идти в Эстонию. Мы последовали Его зову и встретили там многих, готовых ходить по домам и свидетельствовать лично и раздавать Евангелия. Нашлись также такие, что были готовы посвятить работе все свое время.

Работа началась. В городах и деревнях около Ревеля, Юрьева и Гапсаля не осталось ни одного дома, в который не зашли бы благовестники. Также обойдены были острова и другие места. Среди русских посещение по домам производилось с особой ревностью.

В городе Юрьеве мы свидетельствовали на собрании о нашей работе и 21 душа вызвалась на служение, согласившись благовествовать по домам и раздавать Евангелия. Господь был с ними, и многие души через чтение Евангелия и брошюрок были приведены к Господу. За три недели было роздано 6.000 Евангелий, и общине было выслано еще 8.000 Евангелий. Мы приводим цифры не ради того, чтобы дать статистический отчет нашим друзьям, но отдаем отчет Небесному Статистику радуясь, что дело его идет вперед, и мы говорим нашим друзьям о том, как о деле благодарения.

В Эстонии Господь призвал 200-300 душ из разных вероисповеданий, которые ходят по домам. Однако нельзя указать предел, когда количество таких работников будет достаточно. Все спасенные «возрожденные, имеющие в сердцах любовь ко спасению душ, являются желанными участниками такой работы.

Поначалу Господь послал в Эстонию 75.000 Евангелий на эстонском языке, а также большое количество Евангелий и брошюр на других языках. Все это количество уже исчерпано и требуется новое издание Евангелий в 100.000 экземпляров. Благодарим Господа, являющегося источником всякого благословения!

Евангелие должно быть принесено каждому дому в Эстонии, а таких насчитывается 268.000. Мы верим, что работа будет продолжаться, и Господь будет помогать работникам средствами и благодатью. На их глазах исполняются обетования Бога, Слава Господу! Будем молиться, чтобы дождь Святого Духа оросил посев. Будем молиться об излиянии Святого Духа над Эстонией?35

Интересно, что во время этого служения в Эстонии Санфрид Маттсон и его спутники встретились на пароходе с одной дамой из Латвии, имеющей горячее стремление ко спасению душ. Незнание общего языка служило некоторым препятствием к разговору, но они все-таки разговорились, снабдили ее духовной литературой. Во время разговора она задала им вопрос: «Когда вы приедете в Ригу9» Нужно сказать, что они об этом меньше всего думали, но эти ее слова прозвучали как зов македонянина, о котором говорится в книге Деяния Святых апостолов. Миссионеры приняли это близко к сердцу даже как не личный вопрос этой дамы, а вопрос самого Господа Бога. В Латвии в то время проживали 1.900.000 душ.

Впоследствии Санфрид Маттсон с благодарностью Богу писал:

Мы не собирались ехать в Ригу, но Он сделал нас готовыми к этому и прошлой осенью мы поехали в Ригу. Там мы нашли открытые двери для работы из дома в дом. Некоторые из братьев и сестер и до нас проводили эту работу в скромных размерах, другие собирались выйти на эту работу. Все сознавали, что настало время возвестить Евангелие каждому дому в этой стране.

Работа началась в Риге, столице Латвии. Город был поделен на 66 округов, в которых должна была систематически вестись работа. Господь привлек работников к этому делу. Будем молиться, чтобы дело это расширилось.

Также началась работа среди цыган. Проповедник, цыган, перевел Евангелие на свой язык. Он совершил это в трудных обстоятельствах, терпя бедность, холод и голод. Британское и Заграничное Библейское Общество отпечатало это Евангелие. Все средства, которые удавалось сберечь переводчику, он отдавал на распространение Евангелия среди своего народа. Ныне Господь послал средства приобрести весь остаток издания на цыганском языке и брат Леиманис безвозмездно раздает их цыганам.

Работа в Латвии победоносно развивается в силе Духа Святого и молитвами детей Божьих Евангелие возвещается жаждущим спасения. Мы верим, что весть спасения будет возвещена каждому дому.

Призыв идти в Латвию был в то же время призывом для всей Восточной Европы, которая в обширном смысле является нашей «Самарией». Дело распространения Слова Божьего развивается и систематически переносится из одной страны в другую. В Литве и Польше нужда в благовествовании весьма велика, ибо страны эти преимущественно населены католиками и евангельских христиан там не больше 9 процентов.36

Таким образом, этот метод евангелизации из дома в дом, в определенной мере помогал проповеди Пятидесятницы и созданию церквей в Эстонии и Латвии, а также вовлекал в служение проповедования многих членов поместных эстонских и латышских церквей в разных местах.

По всей Эстонии появлялись и возрастали церкви.

В Выру евангелизация началась в конце двадцатых годов. Христиане в этом городе стали трудиться организованно, как поместная церковь, с 1931 года, когда получили молитвенный зал на ул. Юри, 23. Руководил церковью Оскар Бедман. В Пайде образовали отделение Таллиннской церкви в 1929 году. Оттуда движение распространилось по всей Ярвамаа. Местным проповедником был тогда в этой местности Эвальд Кииль. Отделение в Ярва-Яаки основали в 1928 году. В Раквере началась деятельность пятидесятников с того, что Таллиннская церковь в 1937 году открыла помещение для собраний на ул. Таллинна, 9.37

В Отепя церковь свободного Евангелия возникла на базе бывшей церкви евангельских христиан, которая существовала там с 1905 года и имела 20 членов. Уже в самом начале своего существования эта церковь имела особенную склонность к молитвенной жизни, стремление к тому, чтобы жить жизнью, исполненной Духом Святым. Все это время руководящим общины был брат Густав Кригул. С 1923 года церковь посещали евангелисты из Швеции и Александр Сумманен. Слово их проповеди было значимым и действенным, последовало пробуждение, которое сопровождалось очевидными действиями Святого Духа. Таким образом, постепенно на этой основе образовалась церковь свободного Евангелия, которая была официально провозглашена 23 июля 1926 года. Руководителем этой церкви стал Йоханнес Рейо. Дело Божие расширялось, они построили новый молитвенный дом, а также открыли несколько филиалов церкви даже в Северной Эстонии - в Кунда. В 1938 году к церкви присоединились члены другой церкви евангельских христиан, и таким образом, образовалась единая довольно большая церковь. В 1939 году у церкви было отделение в Лутика и еще два места, где они совершали духовное служение. Пастором церкви снова был избран Г. Кригул. Однако в результате войны, к концу 1943 года количество членов снизилось до 141 человека.38

Печерская церковь свободного Евангелия начала свою деятельность после приезда миссионерки из Финляндии Марии Гоберт в октябре 1930 года. Нелегкий труд на каменистой и твердой почве принес плоды, люди каялись, и, таким образом, основалась маленькая церковь, которая была оформлена как отделение Таллиннской церкви свободного Евангелия. Сначала богослужения проходили в зале общины адвентистов седьмого дня, затем арендовали отдельные помещения. Но здесь, к сожалению, возникло некоторое недоразумения между М. Гоберт и Таллиннской церковью из-за самовольного привлечения на труд помощника. Разногласие это устранить не удалось, это отделение вышло из состава Союза церквей свободного Евангелия и в 1933 году они основали самостоятельную Печерскую русскую церковь свободных евангельских христиан. Официальным руководителем церкви стал К. Антонов, но фактически руководила М. Гоберт.39

Одновременно Таллиннская церковь свободного Евангелия продолжала свою деятельность в Печерах. Был открыт новый молитвенный дом, который освятили на служение 13 ноября 1932 года. Собрания проводились на русском и эстонском языках под руководством пастора Александра Содерлунда.

Обе церкви объединились в 1938 году. Руководящим братом стал присланный из Таллинна Адольф Фрейманн, но его позднее заменил на этом служении Ф. Клемидов. В 1939 году город постигло жестокое бедствие -около половины города было уничтожено пожаром, в том числе сгорел и молитвенный дом. К концу 1939 года в этой церкви было 74 члена. Одновременно в ближайших деревнях было открыто еще 5 мест, где велась духовная работа. Имелось также 3 воскресные школы, где обучались 990 детей.40

Вильяндская церковь свободного Евангелия вначале была отделением Таллиннской церкви. Учение о крещении Духом Святым пришло туда еще до 1928 года через братьев из Пасслепа. Отделение образовалось в 1930 году, собрания проводились на улице Бельгийской, 12. Местным проповедником был брат Герберт Сёдерхолм. Самостоятельную церковь основали в Вильянди 18 февраля 1931 года. Членами церкви тогда являлись тогда 52 человека. Уже в течение первого года работы были открыты отделения этой общины в Вильяндском и Пярнуском районе. К сожалению, в 1937 году многие члены отделились от церкви свободного Евангелия, и к концу года их осталось только 22 человека. Новым руководителем церкви стал Март Соо. Собрания проводились на улице Ваксали, 14. К концу 1939 года церковь имела одно отделение и воскресную школу с 16 детьми. Членов насчитывалось 13 человек.41 Первое основание Тартуской церкви свободного Евангелия было положено зимой 1927 года, когда туда приехал В. Эльвингсон и создал в Тарту издательство «Валгус» («Свет»). На его квартиру для совместных молитв приходили приехавшие в Тарту другие члены церквей свободного Евангелия. Их число все время увеличивалось. Дух Божий посещал их, молитвенные собрания постепенно переросли в регулярные богослужения поместной общины. Собрания проходили тогда на улице Рийа, 67, в квартире 15. В 1930 году, как уже говорилось, Вольдемар Эльвингсон переехал в Таллинн, а в Тарту с января 1931 года этим служением начал руководить Т. Креунсберг. Членов было 12 человек. Когда в феврале следующего года они открыли самостоятельную церковь, туда вступило еще 50 членов. Собрания проходили по улице Яаки, 14. Целеустремленный благословенный труд, близость и помощь Духа Святого и постоянные пробуждения расширили поле деятельности. Через некоторое время в общине было около 300 членов. Были созданы отделения в Эльва, Пука, Кудина, Мыйзамаа и Кавасту-Кооза.

После 8 лет благословенного и напряженного труда Т. Креутсберг оставил служение в церкви и в 1939 году уехал в Австралию. На его место был избран Герман Содерлунд. Собрания проводили тогда в центре города на улице Юликооли, 32. К концу 1939 года было две воскресные школы, где учились 86 детей, членов церкви было 313 человек. К концу 1943 года, в связи с военными действиями, осталась одна воскресная школа с 89 детьми, отделение в Эльва имело 44 члена и в Пука - 43 члена. Всего община имела в том военном году 227 членов. Пресвитером церкви был Александер Тянер.42

Одной из поздних довоенных общин в Эстонии была церковь свободного Евангелия в Куресааре. Благословенный проповедник Г. Содерлунд начал труд евангелизации на острове Сааремаа в 1930 году. Он посетил деревню Лабара в Сырве, Тагавере, а также острова Абрука и Муху. Везде были покаяния и люди получали дары Святого Духа. На острове Сааремаа основали отделение Кярдлаской церкви свободного Евангелия, членами которого состояли 41 человек. В 1934 году Герман Содерлунд снова посетил эти места вместе с Хансом Мирка. К радости своей, они нашли там постоянную регулярную деятельность этой группы верующих. Зал собраний был в городе по улице Пипп, 25, но совершались поездки в разные концы Сааремаа. На празднике Пасхи началось большое пробуждение, многие исполнялись Святым Духом. Собрания в Курессааре стали проводить в большем помещении на улице Кирику, 3, и там была основана 17 июня 1934 года Курессаарская Евангелия. Вначале было всего 7 членов, но в тот год особые Божий благословения были излиты на Сааремаа Многие люди получили спасение и были крещены по вере. В общине стало 127 членов. Ханс Мирка был приглашен возглавить это движение на острове.

В Вальяла открыли отделение, а 10 ноября 1931 года арендовали большое помещение для собраний. По всему острову Сааремаа проповедовалось Слово Божие. Число членов возросло до 300.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.089 с.)