Упражнения для обучения тактике игры в нападении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения для обучения тактике игры в нападении



 

1. Игроки нападения располагаются в площадке очередности, игроки защиты в поле. Игрок нападения выбивает мяч в поле и старается перебежать до линии кона, а затем вернуться обратно. Аналогичные действия выполняют остальные игроки поочередно. Если игрок нападения вернулся в дом не осаленным, команда получает два очка.

2. Игрок нападения выполняет удар сверху в правый нижний угол площадки, 2-3 игрока, стоящие в пригороде, бегут за линию кона по прямой. Добежав за линию кона, шагом возвращаются за боковыми линиями в площадку очередности (неосаленная перебежка) – очко команде.

3. Игрок нападения выбивает мяч в поле и по ситуации либо выполняет перебежку, либо переходит в пригород, ожидая более лучшего (эффективного) удара. Перебежку выполнять полную, т.е. за линию кона и вернуться обратно. Каждый игрок, вернувшийся неосаленным, приносит команде очко.

4. Игрок нападения выполняет удар и перебегает за линию кона, если ситуация угрожает осаливанием, он ожидает следующего удара и возвращается домой, что также является полной перебежкой, если не было осаливания.

5. Первый игрок выполняет удар сверху в один из ближних углов площадки и переходит в пригород. Второй игрок выполняет аналогичный удар и оба игрока перебегают за линию кона, ожидая следующего игрока. Третий игрок выполняет дальний удар сбоку за линию кона, игроки, стоящие там, возвращаются назад, принося команде очки, если не произойдет осаливания.

6. Игроки нападения в две колонны с интервалом 15-20 метров выстраиваются за линией кона. Игроки защиты в поле. Тренер по сигналу бросает мяч в поле и пара игроков нападения возвращается домой, если одному из игроков грозит осаливание, он разворачивается на 180о и увлекает за собой преследующего игрока с мячом, давая завершить перебежку своему партнёру.

7. 4-5 игроков нападения располагаются в пригороде, пятый (шестой) игрок выбивает мяч в поле. После удара игроки из пригорода одновременно выполняют перебежку, “рассыпаясь веером” по площадке.

8. После хорошего усвоения предыдущих семи упражнений к ним можно добавить ответное осаливание, т.е., если игрока нападения осалили мячом, он должен быстро подобрать мяч и выполнить ответное осаливание.

5.4. Анализ действия игроков и методика обучения команды “защиты”

Главная задача команды, играющей в защите, в кратчайший срок осалить соперника и перейти в нападение.

Команда, играющая в защите, может получить право на переход в нападение в нескольких случаях, во-первых, если осалит одного из игроков противника, во-вторых, если заставит перебегающего игрока пойти на самоосаливание, в-третьих, если у нападающих не окажется игроков, имеющих право на удар.

Рассмотрим игровое поле и то, как располагается защита на игровом поле (см. рис.28).

Рис. 28

Нужно отметить, что, расставляя защитников на игровом поле, тренер должен учитывать качества спортсменов, способность их действовать в определенной ситуации. Поэтому очень важно учесть это при расстановке.

1. Подающий.

2. Левый ближний защитник.

3. Правый ближний защитник.

4. Левый дальний защитник.

5. Правый дальний защитник.

6. Центральный защитник.

Подающий должен обладать – игровым чутьем, т.е. суметь вовремя сделать передачу партнеру; хорошо видеть поле, уметь перемещаться в нужное место.

Постоянно подсказывать партнерам, куда будет следовать удар, руководить действиями защитников, уметь хорошо подкидывать мяч.

Левый ближний защитник должен обладать искусством вратаря. Практика показывает, что большинство ударов направляется в левую ближнюю зону. Защитник должен уметь ориентироваться в сложной ситуации. Иметь хорошую реакцию, быстро бегать, уметь сделать точную передачу.

Правый ближний защитник должен уметь быстро бегать, делать точную передачу, своевременно перемещаться в нужное место, обладать хорошей реакцией и цепкостью кистей.

Левый дальний защитник постоянно следит за игровой ситуацией, вовремя подстраховывает партнеров, должен уметь точно осаливать, при этом убегая за линию дома или кона, хорошо перемещаться по площадке, контролировать действия соперников. Внимательно смотреть за линией кона и вовремя подсказывать подающему о заступе линии соперником. Уметь ловить "свечи".

Правый дальний защитник должен обладать хорошей ориентацией на поле, точной передачей, своевременно перемещаться в нужное место, точно осаливать соперника, не давая ему никаких шансов (практика показывает, что перебежчики убегают за линию кона именно через 5 зону), уметь ловить высоко летящие мячи, не давая им опуститься на землю.

Центральный защитник должен уметь в защите все, от него многое зависит в игре. Он должен обладать вратарским искусством, ловить труднейшие мячи, хорошей реакцией, быстрым бегом, точной передачей.

Уметь перемещаться по площадке в зависимости от удара соперника, ловить высоко летящие мячи. Этот игрок является связующим между вторым и третьим, первым, четвертым и пятым игроками.

Как видно из приведенного описания, большую роль играет центральный защитник. Поэтому на это место желательно ставить спортсмена, который каким-то образом был связан с игрой вратаря. Будь то в футболе, гандболе иди хоккее с мячом. Навык вратаря имеет большое значение в лапте, при игре в защите.

Переход из защиты в нападение, в первую очередь, будет зависеть от правильной расстановки игроков на поле.

Порядок размещения не может быть постоянным, он будет меняться в зависимости от тактики игры противника.

В начале встречи, когда не известна манера игры противника, какие удары он чаще всего использует, следует применить расстановку игроков, показанную на рис.29.

Рис. 29

Игрок № 1, находящийся на подаче, будет контролировать часть штрафной зоны. 2-й и 3-й - перехватывать мяч, направленный за боковые линии. 6-й - страховать середину площадки. 4-й и 5-й будут страховать заднюю часть площадки, включая продолжение коридора за линией кона.

Далее, когда становится ясно, что соперники бьют сверху в правую (3 зону)или левую (2 зону) зоны, расстановка игроков изменяется и зависит от того, в какую сторону следует удар. В этой ситуации защитникам лучше всего защищать каждому свой сектор, как показано на рис. 30.

Если удар производится в правую сторону, то игрок № 3 защищает сектор А, 6-й игрок смещается в 3 зону и защищает сектор Б, 5-й игрок защищает сектор В, он также страхует 6-го и 3-го игроков, в случае, если мяч пролетает между ними. Эти три игрока являются основными при ударе в правую сторону (3 зону).

4-й игрок отвечает за сектор Г, а 2-й игрок - за сектор Д. 2-й и 4-й игроки являются вспомогательными при ударе в правую сторону (3 и 5 зоны). Но 2-й и 4-й игроки должны помнить, что, если удар не получился или соперник обманывает при ударе (замахивается в правую сторону, резко развернувшись, бьет в левую сторону), то им приходится ловить этот мяч.

Аналогичная ситуация при расстановке защитников складывается и при ударе в левую сторону (2 и 4 зоны). 2-й номер защищает сектор А, 6-й - сектор Б, 4-й - сектор В, 5-й - сектор Г и 3-й - сектор Д (см. рис. 31).

Рис. 30

Рис. 31

При этом нужно учитывать, что игрок, защищающий сектор А, располагается в углу, между контрольной линией и боковой линией, рядом с ним, метрах в 2-х, 6-й номер, защищающий сектор Б.

У боковой линии, но уже в дальней зоне, располагается игрок, защищающий сектор В; игрок, защищающий сектор Г, располагается в центре площадки, игрок, защищающий сектор Д - в ближней зоне.

Если соперник бьет дальний боковой удар или удар "свечой", то расстановка игроков несколько меняется.

1-й игрок контролирует штрафную зону, игрок под номером 2- 2-ю зону; игрок под номером 3 - 3-ю зону, игрок под номером 6 перемещается ближе к центру. Эти три игрока также отвечают за удары "подставкой" или срезки мяча, а также, если мяч летит "свечой". Игрок под номером 4 отвечает за 4 зону, 5-й - за 5 зону (см. рис. 32). Схемы расположения игроков приведены для примера. В игре могут применяться различные варианты. При всех вариантах расположения игроков, рассчитанных на перехват далеко пробитых мячей, на задней линии, должен находиться игрок, хорошо владеющий техникой ловли мяча, потому что при дальнем боковом ударе чаще всего мяч летит в конец площадки или за линию кона. Этот игрок должен быть основным и при осаливании перебегающих с пригорода нападающих. Игрокам защиты нужно помнить, что до удара нельзя выходить за пределы площадки (запрещено правилами).

Рис. 32

Рис. 33

Рис. 34

Теперь разберем конкретные примеры. Как нужно действовать защитникам в той или иной ситуации?

Пример 1. Игрок номер 1 команды нападения бьет ударом сверху в левую ближнюю зону. Мяч, ударяясь о площадку, отскакивает за боковую линию (см. рис.33).

При таком удачном ударе игрок нападения постарается убежать. Каковы действия защиты?

Игрок под номером 4 бежит за мячом, игрок под № 6 бежит к середине боковой линии, игрок под номером 5 перемещается навстречу нападающему. Номер 4, добежав до мяча, поднимает его и делает передачу номером 6, тот, в свою очередь, развернувшись, передает 5-му. 5 номер должен, получив мяч, стараться осалить соперника (см. рис. 34).

В этот момент, когда 5-й номер получает мяч и игрок нападения бежит за линию кона, игроки защиты должны, по возможности, убежать в дом. Если же мяч удается поймать 2-му или 6-му игрокам, а нападающий совершает перебежку, защитникам необходимо сразу сделать передачу 5-му номеру и убегать за линию дома. Расстояние позволяет сделать точную передачу, времени тоже достаточно.

То же самое следует делать защитникам, если мяч летит в правую ближнюю зону. Только после удара за мячом бежит 5-й номер, а осаливает 4-й номер.

Пример 2. 1-й номер бьющей команды находится за линией кона, 2-й - в пригороде. 3-й бьет ударом сверху, в правую ближнюю зону. Мяч ударяется о площадку и улетает за боковую линию (см. рис. 35).

При хорошем ударе игрок нападения, находившийся за линией кона, начинает перебежку. 2-й игрок нападения делает рывок, чтобы отвлечь внимание от 1-го номера, который должен принести очко.

Действия защиты: игрок под номером 5 бежит за мячом, игрок под номером 6 перемещается к центру боковой линии, первый номер – подающий, выходит в поле и смещается навстречу нападающему, бегущему с линии кона, одновременно наблюдая за мячом. 5-й номер, подняв мяч, сразу же делает передачу 6-му номеру, тот, в свою очередь, должен, не отвлекаясь на нападающего, бегущего с пригорода, сделать передачу 1-му номеру, который уже сместился в сторону нападающего, несущего очко (см. рис. 36). Остальные защитники должны убегать к линии дома. В противном случае может создаться такая ситуация: 1-й номер осаливает игрока нападения и убегает за линию дома, а остальные защитники остаются в поле. Осаленному игроку не стоит большого труда поднять мяч и постараться сделать обратное осаливание.

 

Рис. 35

Рис. 36

Пример 3. Игроки нападения 1-й и 2-й номера находятся в пригороде, З-й номер бьет "свечой" (см. рис. 37).

Рис. 37

Рис. 38

"Свечу" обычно применяют, когда партнеры находятся в пригороде, а за линией кона никого нет.

Действия защиты: 2-й, 6-й или 3-й номера в зависимости от того, в чью строону летит высокий мяч, стараются поймать "свечу". Если не поймать мяч с лета, то отскочивший от земли мяч нужно сразу же передать 4-му или 5-му номеру, в зависимости от того, в какую зону бегут перебежчики (см. рис. 38).

Обычно, чтобы не тратить времени, перебежчики бегут по самому короткому расстоянию от пригорода до линии кона, т.е. в 5 зону. Поэтому мяч посылают 6-му номеру, тот, передвигаясь, осаливает одного из перебежчиков. Защитнику желательно выбирать нападающего, бегущего медленнее остальных своих партнеров.

Пример 4. Теперь разберем пример с боковым дальним ударом. Как нам уже известно, боковой, дальний удар выполняется для того, чтобы вернуть игроков, убежавших за линию кона. Игроки нападения, 1-й, 2-ой, 3-й номера расположились за линией кона, 4-й номер в пригороде, 5-й бьет боковой, дальний удар, мяч улетает за линию кона (см. рис. 39).

Игроки, стоящие за линией кона, убегают, чтобы принести очки, 4-й и 5-й номера также делают перебежку.

Действия защиты: игрок номер 4 выбегает за пределы поля, быстро подбирает мяч и делает передачу номеру 6, тот сразу же делает передачу 1-му номеру, который старается осалить соперника (см. рис. 40). Здесь главное не сбиться и не стараться осалить игроков, бегущих с пригорода, ведь они очков не несут. В этой ситуации защищающейся команде можно сделать маленькую хитрость. 1-й номер защиты получает передачу от 6-го и бежит навстречу 1-му номеру нападения, тот, чтобы дать возможность 2-му и 3-му номерам нападения принести очки, разворачивается и убегает к линии кона. Номер 1-й защиты показывает всем, что он собирается преследовать нападающего, а сам делает неожиданную передачу 3-му номеру, как это показано на рис. 41.

 

Рис. 39

Рис. 40

Рис. 41

Третий номер защищающейся команды осаливает нападающего, который, не ожидая этого, бежит, как можно быстрее, к линии дома.

Конечно, это сложный элемент защиты и не каждая команда включает его в свой арсенал, потому что в случае ошибки при передаче или если 3-й игрок не поймает мяч, то три очка запишут на свой счет нападающие, два игрока окажутся за линией кона.

Иногда игроки нападения начинают делать перебежку, не дожидаясь удара, до того, как подающий вынесет мяч за линию дома или игроки защиты теряют мяч из вида.

Например: игрок защиты - подающий, вынося мяч за линию дома, неожиданно его теряет, мяч падает на площадку, в это время 1-й игрок нападения делает рывок и старается убежать за линию кона (см. рис. 42).

Действия защиты: подающий быстро поднимает мяч и делает передачу 6-му номеру, тот, в свою очередь, передает мяч 5-му игроку, 5-й номер бежит навстречу нападающему и осаливает его (см. рис. 43).

Если нападающий увеличивает угол и бежит в 4 зону, 5-й номер защиты делает передачу в 4 зону игроку № 4.

 

Рис. 42

Рис. 43

Как мы видим из этого примера, игроки защиты должны быть постоянно внимательны и не допускать случайных оплошностей, стараться правильно выбирать место своего расположения.

Чтобы правильно и быстро выбрать место для перехвата мяча, полевые игроки должны внимательно наблюдать за его подачей и игроками противника, быстро реагировать на их действия.

Самый сложный момент в игре защиты - осаливание совершающих перебежку игроков противника.

Чтобы осаливание было успешным, полевой игрок должен:

1. Перехватив или поймав мяч, мгновенно оценить обстановку;

- если он находится близко от перебегающего, осалить самому,

- если к сопернику ближе его партнер, передать ему мяч;

2. Осаливание производить, по возможности, двигаясь навстречу противнику;

3.Стараться осалить игроков противника как можно быстрее, чтобы лишить возможности закончить перебежку;

4. При групповой перебежке, начав преследование одного из игроков, стараться осалить именно его. Изменение объекта осаливания рассеивает внимание полевых игроков, в результате чего может случиться так, что они не сумеют осалить никого из перебегающих игроков. Менять цель можно только в крайних случаях;

5. При перебежках в ту или другую сторону осалить, в первую очередь, игроков, несущих очки;

6. Не владея мячом, подстраховать партнера, осаливающего соперника, занять наиболее выгодное место по отношению к перебегающему на случай, если партнер передаст мяч. В игру всегда должен включаться подающий;

7. Преследуя перебегающего, теснить его к одной из боковых линий;

8. Меньше пользоваться длинными передачами, особенно в сторону кона, так как противник, перебегающий оттуда, может нести очки, а длинная передача только поможет закончить перебежку;

9. Если игрок противника перебегает один, а за линией кона или в пригороде есть еще игроки, готовые к перебежке, осаливать его нужно только наверняка. Промах в этом случае принесет несколько очков противнику;

10. Не ловить мячи, летящие после удара соперника за боковую линию. В противном случае, если игрок задевает мяч рукой, но не удерживает его, судья засчитывает такой удар. Это даст игрокам нападения дополнительное преимущество. Но в то же время, если защитник уверен, что мяч будет пойман, такой мяч следует ловить, так как это дает очко команде защиты;

11. После осаливания одного из игроков противника, занимая место за линией кона, стремиться перебежать в дом, чтобы иметь там право на удар.

Тактические знания и навыки спортсмен получает, в основном, в процессе тренировочных занятий. В тренировочные занятия включают специальные упражнения для освоения того или иного тактического приема, который затем совершенствуется в учебно-тренировочных играх.

В учебно-тренировочных играх с определенным заданием отрабатываются тактические приемы, системы и комбинации группы игроков и всей команды.

Составленный тактический план игры лучше всего в начале разбирать на доске или на макете и только после того, как он детально изучен членами команды, переходить к отработке его на тренировочных занятиях.

Перед началом соревнований полезно провести несколько контрольных встреч с другими командами, применяя системы и комбинации, разученные в тренировочных играх. В начале целесообразно проводить встречи со слабыми противниками, закрепляя затем успех в играх с равноценным и более сильным противником.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.210 (0.038 с.)