Интерпретация как придание смыслов. Значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация как придание смыслов. Значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания



Интерпретация - одна из фундаментальных операций познавательной деятельности субъекта, общенаучный метод с прави­лами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания.

Интерпретация в герменевтике, аналитической философии, методологии и логике предстает как истолкование текстов, смыслополагающая и смыслосчитывающая операции. В современной научной литературе выделяются грамматическая, психологическая, историческая интерпретации.

Для интерпретации значимы взаимодействие между автором и интерпретатором, намерения которого влияют на ее содержание и, в конечном счете, сказываются на ее глубине и завершенности. Интерпретация направлена на раскрытие смысла текста как сообщения, адресованного возможному читателю.

Автор текста, будучи человеком конкретной эпохи, получивший определенное воспитание, имеющий особенности психического склада и т.д., впитывает в свое «я» характерные черты и признаки той эпохи. Исследователь же находится в принципиально иной ситуации: он изучает все заново: язык, психологию автора, особенности его произведений.

Исследование текстов превращается в диалог двух культур. Если осуществляются переводы, то изменение структуры, содержания и смысла текстов зачастую являются необходимо обусловленными.

Множественность интерпретаций, их конфликт – не проблема, а условие развития нового, возможность творчества, достоинство понимания. По мнению П.Рикера, всякая интерпретация имеет целью преодолеть расстояние, дистанцию между минувшей культурой, эпохой и интерпретатором.

 

ВЕРА И ЗНАНИЕ, ДОСТОВЕРНОСТЬ И СОМНЕНИЕ, УКОРЕНЕННОСТЬ ВЕРЫ КАК «ФОРМА ЖИЗНИ» (Л.ВИТГЕНШТЕЙН). 47. ВЕРА И ИСТИНА. ВЕРА И ПОНИМАНИЕ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАЦИЙ. «ФИЛОСОФСКАЯ ВЕРА» КАК ВЕРА МЫСЛЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА (К.ЯСПЕРС)

В социально-гуманитарных наукахзнание всегда сочетается с верой и сомнением, так как вера ориентирована на преувеличение роли абсолютного момента в знании, а сомнение – роли относительного – в нем.

  Вера – это принятие чего-либо за истину без полного подтверждения этой истинности рациональными доводами. Вера классифицируется по принадлежности к определенной сфере отражения человеком мира. Она бывает:

– религиозная (принадлежит к сфере чувственного, непознаваемого (вера в Бога),

– теоретическая (или философская) – принадлежит к сфере рационального, познаваемого (вера в правильность каких-то гипотез, предположений).

Вера присутствует в социально-гуманитарных науках, прежде всего,в силу незавершенности познания социальных явлений, как допущение возможности соответствия социальной реальности и его отражения в знании. Она также может присутствовать в социально-гуманитарных науках:

– как вера ученого-гуманитарияв Бога (ученый привносит в науку свою веру),

– как его «форма жизни» в обыденном мире (Л. Витгенштейн),

– как его доверие к определенным ученым, теориям, этическим нормам («бытие среди людей невозможно без доверия друг к другу». Л. Витгенштейн),

– как философская вера в возможность истинного отражения общества (К. Ясперс).

Верав социально-гуманитарных науках обладает как достоинствами, так и недостатками Достоинства веры в социально-гуманитарных науках: она придает уверенность в возможности познания истины, объединяет людей в определенные школы, дает людям надежду на лучшее будущее. Недостатки веры в социально-гуманитарных науках: основанность веры преимущественно на чувствах, преувеличение в ней доли абсолютного в истине, ввод в социально-гуманитарные науки догм, мифологем, идеологем. Негативное воздействие веры на социальное познание нейтрализуется сомнением, которое также всегда присутствует в социально-гуманитарных науках.

  Сомнение – это определенное состояние человека, характеризующееся наличием неуверенности в истинности полученного знания. Оно всегда присутствует в социально-гуманитарных науках, так как познание социума всегда является незавершенным, а скептицизм часто является личностной чертой многих ученых-гуманитариев. Сомнение присутствует в социально-гуманитарных науках в связи с тем, что знания в них всегда связаны с оценками. Многие обществоведы считают, что освободиться от оценок невозможно. Это и порождает сомнение в достижении истины в социально-гуманитарных науках. Они также поддерживаются постоянными дискуссиями, которые ведутся в этих науках.

Сомнение бывает трех видов:

– теоретическое (сомнение в подлинности теории),

– нравственное (сомнение в правильности норм, которым следует ученый),

– религиозное (сомнение в возможности самоусовершенствоваться).

Идеи Л. Витгенштейна о вере, достоверности, уверенности также близки традиции, где познание не сводитсяк науке, к.естеетвознанию, но имеется в виду обыденное,' опытное, жизненное знание, а также гуманитарное — филологическое-, историческое, теологическое-, — далекое от рационально-логических норм, образцов научности, созданных в естествознании, ©н не рассматривает достоверность как характеристику знания — доказательного, обоснованного с помощью логической связи с высказываниями, истинность которых доказана либо эмпирически подтверждена, но исследует ее укорененность в допонятийных феноменах, на уровне более глубинном, чем субъектно-объектные отношения, как некую «форму жизни». Витгенштейн раскрывает достоверность в ее социокультурных, коммуникативных аспектах. Жизнедеятельность в целом, а не только познание или общение невозможны без веры, доверия, принятия знания как достоверного. Опираться на некоторыедостоверности, несомненности — это и есть «форма жизни» и ее условие. Усвоение «картины мира» в детстве, основанное на доверии взрослым, — это тоже «форма жизни», а не чисто познавательная процедура, не просто знания, но реальные действия на основе уверенности в том, что говорят взрослые. «Ребенок приучается верить множеству вещей.-., учится действовать согласно этим верованиям. Мало-помалу оформляется система того, во что верят; кое-что в ней закрепляется незыблемо, а кое-что более или- менее подвижно. Незыблемое является таковым не потому, что оно очевидно или ясно само по себе, но поскольку надежно поддерживается тем, что его=ок-ружает»2. Достоверность—условие и «форма жизни», бытия среди людей, результат того, что «мы принадлежим к сообществу, объединенному наукой и воспитанием». Как «фор\гу жизни» Витгенштейн рассматривал и речевую деятельность, говорение, «языковые- игры»,-которые предстают не в собственно лингвистическом смысле, но как жизнь- в ее культурно-исторических и социальных формах. «Языковая игра» понимается как некоторая языковая форма межличностного общения, выбранная.на основе правил и норм, конвенции и верова ний, необходимых для данного вида деятельности. 

Достоверность-уверенность коренится как в бытийных смыслах «языковой игры», так и в ее правилах и нормах. Через «языковые игры» достоверность обнаруживает свою человечески-бытийную природа и так происходит прежде всего потому, что это целое, состоящее из языка и действий, в которые он вплетен.

Высший тип веры может называться по-разному. К. Ясперс называет ее «философской верой». Она согревает нас изнутри и поднимает над бытом в бытие. «Философская вера есть вера человека в свои возможности, в ней дышит его свобода» (Ясперс К. Философская вера.//Смысл и назначение истории. М., 1991, с. 455). Для него она открывается четырьмя вопросами: 1) Что я знаю? 2) Что есть все существующее? 3) Что такое истина? 4) Каким образом я осуществляю знания? (см. там же, с. 431-434).

Ответы на эти вопросы, считает Ясперс, освобождает пространство для веры религиозной. В него входит признание существования Бога, хотя средствами науки и недоказуемого; понимание того, что мир бездонен и незавершен, его исследование «есть встреча экзистенции и трансцендентности – вечного, которое есть мы в качестве созданных и подаренных себе, и вечного самого по себе. В мире встречается то, что вечно, и то, что являет себя во времени» (см. там же, с. 434-440).

Доказывать здесь ничего нельзя, - как говорил у Ф.М. Достоевского старец Зосима, - но показать (своими поступками и делами) можно.

Размышляя над проблемами мировоззрения, философы Нового вре­мени выработали прин­ципы философского познания. Рене Декарт провозгла­сил принцип сомнения: «Мыслю (сомневаюсь) – следовательно, существую». Иммануил Кант добавил, что задача упорядочения мировоззрения не может быть решена раз и навсегда, а должна обосновываться философией в каждую новую эпоху. Он обозначил проблемное поле философского поиска, заклю­ченное в трех вечно актуальных критически поставленных вопросах: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». Они по­могут ответить на главный вопрос «Что та­кое человек?». Кантовские во­просы означают, что знания всегда должны проверяться на научность, нрав­ственность – на безусловную обязательность, а вера (не только религи­озная, а состояние души вообще) на степень ее надежности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.007 с.)