Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интерпретация как придание смыслов. Значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания
Интерпретация - одна из фундаментальных операций познавательной деятельности субъекта, общенаучный метод с правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания. Интерпретация в герменевтике, аналитической философии, методологии и логике предстает как истолкование текстов, смыслополагающая и смыслосчитывающая операции. В современной научной литературе выделяются грамматическая, психологическая, историческая интерпретации. Для интерпретации значимы взаимодействие между автором и интерпретатором, намерения которого влияют на ее содержание и, в конечном счете, сказываются на ее глубине и завершенности. Интерпретация направлена на раскрытие смысла текста как сообщения, адресованного возможному читателю. Автор текста, будучи человеком конкретной эпохи, получивший определенное воспитание, имеющий особенности психического склада и т.д., впитывает в свое «я» характерные черты и признаки той эпохи. Исследователь же находится в принципиально иной ситуации: он изучает все заново: язык, психологию автора, особенности его произведений. Исследование текстов превращается в диалог двух культур. Если осуществляются переводы, то изменение структуры, содержания и смысла текстов зачастую являются необходимо обусловленными. Множественность интерпретаций, их конфликт – не проблема, а условие развития нового, возможность творчества, достоинство понимания. По мнению П.Рикера, всякая интерпретация имеет целью преодолеть расстояние, дистанцию между минувшей культурой, эпохой и интерпретатором.
ВЕРА И ЗНАНИЕ, ДОСТОВЕРНОСТЬ И СОМНЕНИЕ, УКОРЕНЕННОСТЬ ВЕРЫ КАК «ФОРМА ЖИЗНИ» (Л.ВИТГЕНШТЕЙН). 47. ВЕРА И ИСТИНА. ВЕРА И ПОНИМАНИЕ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАЦИЙ. «ФИЛОСОФСКАЯ ВЕРА» КАК ВЕРА МЫСЛЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА (К.ЯСПЕРС) В социально-гуманитарных наукахзнание всегда сочетается с верой и сомнением, так как вера ориентирована на преувеличение роли абсолютного момента в знании, а сомнение – роли относительного – в нем. Вера – это принятие чего-либо за истину без полного подтверждения этой истинности рациональными доводами. Вера классифицируется по принадлежности к определенной сфере отражения человеком мира. Она бывает: – религиозная (принадлежит к сфере чувственного, непознаваемого (вера в Бога),
– теоретическая (или философская) – принадлежит к сфере рационального, познаваемого (вера в правильность каких-то гипотез, предположений). Вера присутствует в социально-гуманитарных науках, прежде всего,в силу незавершенности познания социальных явлений, как допущение возможности соответствия социальной реальности и его отражения в знании. Она также может присутствовать в социально-гуманитарных науках: – как вера ученого-гуманитарияв Бога (ученый привносит в науку свою веру), – как его «форма жизни» в обыденном мире (Л. Витгенштейн), – как его доверие к определенным ученым, теориям, этическим нормам («бытие среди людей невозможно без доверия друг к другу». Л. Витгенштейн), – как философская вера в возможность истинного отражения общества (К. Ясперс). Верав социально-гуманитарных науках обладает как достоинствами, так и недостатками Достоинства веры в социально-гуманитарных науках: она придает уверенность в возможности познания истины, объединяет людей в определенные школы, дает людям надежду на лучшее будущее. Недостатки веры в социально-гуманитарных науках: основанность веры преимущественно на чувствах, преувеличение в ней доли абсолютного в истине, ввод в социально-гуманитарные науки догм, мифологем, идеологем. Негативное воздействие веры на социальное познание нейтрализуется сомнением, которое также всегда присутствует в социально-гуманитарных науках. Сомнение – это определенное состояние человека, характеризующееся наличием неуверенности в истинности полученного знания. Оно всегда присутствует в социально-гуманитарных науках, так как познание социума всегда является незавершенным, а скептицизм часто является личностной чертой многих ученых-гуманитариев. Сомнение присутствует в социально-гуманитарных науках в связи с тем, что знания в них всегда связаны с оценками. Многие обществоведы считают, что освободиться от оценок невозможно. Это и порождает сомнение в достижении истины в социально-гуманитарных науках. Они также поддерживаются постоянными дискуссиями, которые ведутся в этих науках.
Сомнение бывает трех видов: – теоретическое (сомнение в подлинности теории), – нравственное (сомнение в правильности норм, которым следует ученый), – религиозное (сомнение в возможности самоусовершенствоваться). Идеи Л. Витгенштейна о вере, достоверности, уверенности также близки традиции, где познание не сводитсяк науке, к.естеетвознанию, но имеется в виду обыденное,' опытное, жизненное знание, а также гуманитарное — филологическое-, историческое, теологическое-, — далекое от рационально-логических норм, образцов научности, созданных в естествознании, ©н не рассматривает достоверность как характеристику знания — доказательного, обоснованного с помощью логической связи с высказываниями, истинность которых доказана либо эмпирически подтверждена, но исследует ее укорененность в допонятийных феноменах, на уровне более глубинном, чем субъектно-объектные отношения, как некую «форму жизни». Витгенштейн раскрывает достоверность в ее социокультурных, коммуникативных аспектах. Жизнедеятельность в целом, а не только познание или общение невозможны без веры, доверия, принятия знания как достоверного. Опираться на некоторыедостоверности, несомненности — это и есть «форма жизни» и ее условие. Усвоение «картины мира» в детстве, основанное на доверии взрослым, — это тоже «форма жизни», а не чисто познавательная процедура, не просто знания, но реальные действия на основе уверенности в том, что говорят взрослые. «Ребенок приучается верить множеству вещей.-., учится действовать согласно этим верованиям. Мало-помалу оформляется система того, во что верят; кое-что в ней закрепляется незыблемо, а кое-что более или- менее подвижно. Незыблемое является таковым не потому, что оно очевидно или ясно само по себе, но поскольку надежно поддерживается тем, что его=ок-ружает»2. Достоверность—условие и «форма жизни», бытия среди людей, результат того, что «мы принадлежим к сообществу, объединенному наукой и воспитанием». Как «фор\гу жизни» Витгенштейн рассматривал и речевую деятельность, говорение, «языковые- игры»,-которые предстают не в собственно лингвистическом смысле, но как жизнь- в ее культурно-исторических и социальных формах. «Языковая игра» понимается как некоторая языковая форма межличностного общения, выбранная.на основе правил и норм, конвенции и верова ний, необходимых для данного вида деятельности. Достоверность-уверенность коренится как в бытийных смыслах «языковой игры», так и в ее правилах и нормах. Через «языковые игры» достоверность обнаруживает свою человечески-бытийную природа и так происходит прежде всего потому, что это целое, состоящее из языка и действий, в которые он вплетен. Высший тип веры может называться по-разному. К. Ясперс называет ее «философской верой». Она согревает нас изнутри и поднимает над бытом в бытие. «Философская вера есть вера человека в свои возможности, в ней дышит его свобода» (Ясперс К. Философская вера.//Смысл и назначение истории. М., 1991, с. 455). Для него она открывается четырьмя вопросами: 1) Что я знаю? 2) Что есть все существующее? 3) Что такое истина? 4) Каким образом я осуществляю знания? (см. там же, с. 431-434). Ответы на эти вопросы, считает Ясперс, освобождает пространство для веры религиозной. В него входит признание существования Бога, хотя средствами науки и недоказуемого; понимание того, что мир бездонен и незавершен, его исследование «есть встреча экзистенции и трансцендентности – вечного, которое есть мы в качестве созданных и подаренных себе, и вечного самого по себе. В мире встречается то, что вечно, и то, что являет себя во времени» (см. там же, с. 434-440).
Доказывать здесь ничего нельзя, - как говорил у Ф.М. Достоевского старец Зосима, - но показать (своими поступками и делами) можно. Размышляя над проблемами мировоззрения, философы Нового времени выработали принципы философского познания. Рене Декарт провозгласил принцип сомнения: «Мыслю (сомневаюсь) – следовательно, существую». Иммануил Кант добавил, что задача упорядочения мировоззрения не может быть решена раз и навсегда, а должна обосновываться философией в каждую новую эпоху. Он обозначил проблемное поле философского поиска, заключенное в трех вечно актуальных критически поставленных вопросах: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». Они помогут ответить на главный вопрос «Что такое человек?». Кантовские вопросы означают, что знания всегда должны проверяться на научность, нравственность – на безусловную обязательность, а вера (не только религиозная, а состояние души вообще) на степень ее надежности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.007 с.) |