Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами на занятиях в художественной школеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами на занятиях в художественной школе
Курсовая работа Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность (профиль) Изобразительное искусство и Дополнительное образование Дисциплина Современные методы и технологии обучения изобразительному искусству
Выполнила: студентка 31 группы очной формы обучения Иванова Мария Ивановна _______________________ (подпись) Научный руководитель: к.п.н., доцент Лыкова Елена Сергеевна _______________________ (подпись)
Омск, 2019 Оглавление Введение……………………………………………………………………....3 Глава 1. (Теория) Ознакомление с понятием «изобразительно-выразительные средства» и характеристика их особенностей...............................6 1.1. Понятие, виды изобразительно-выразительных средств……………...6 1.2. Приемы использования изобразительно-выразительных средств в произведениях русского искусства………………………………………………....9 1.3. Использование изобразительно-выразительных средств в произведениях омских художников………………………………………………14 Глава 2. (Методика преподавания темы) Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами…………………………………………………………………………..19 2.1. Методика использования изобразительно-выразительных средств на занятиях в художественной школе………………………………………………..19 2.2. Разработка серии из 7 уроков по теме «Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами»…….………………………….....24 Заключение…………………………………………………….......................41 Список литературы………………………………………………………......43 Приложение 1. Работы отечественных и омских художников конца XIX начала XX веков …………………………………………………………………...45 Приложение 2. Эквиваленты детских работ……………………………….52 Введение Актуальность курсовой работы (1-2 стр.) обусловлена всеохватностью, многогранностью изобразительного языка, элементы которого – художественные средства выразительности – в разных своих сочетаниях способны явить новые и новые художественные образы. Изобразительно-выразительные средства – материальные средства и приемы, с помощью которых художник создает художественный образ, воплощает некую идею. Прибегая в процессе творчества к тому или иному методу, способу изображения, художник заостряет, концентрирует наше внимание на тех особенностях изображаемого, которые способны оказать наибольшее эстетическое воздействие. Художественные средства, использованные в работе, таким образом, принимают важнейшее участие в процессе нашего зрительного восприятия, развивают эстетические способности воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их, опираясь на вкусы и идеалы, создавать новые эстетические ценности.
Во многих источниках упоминается о художественных средствах, как о факторе, определяющем идейное значение произведения. Также подчеркивается важность овладения этими средствами в детском возрасте в процессе изучения основ изобразительной грамоты. Однако в рассмотрении данных средств нет системности, поэтому актуальность работы заключается в выделении наиболее значимых изобразительно-выразительных средств, их структурировании, характеристике их роли, как незаменимого составляющего изобразительного языка. Художники отечественного и регионального искусства представляют ценное средоточие примеров использования изобразительно-выразительных средств в разных их вариациях. Художники могут работать в похожих техниках, применяя материал одного рода, но в поиске выразительных средств каждый индивидуален. Рассматривая и анализируя картины, графические листы, зарисовки, можно научиться видеть и понимать, с помощью каких средств создается произведение искусства, какую роль линия, пятно или определенное размещение предметов играют в раскрытии авторского замысла. Можно наблюдать изобразительный язык в действии. В первой главе будет раскрыто понятие «изобразительно-выразительных средств» с последующим обзором их характеристик. В этой же главе будут рассмотрены основные приемы использования художественных средств на примерах работ отечественных и региональных художников. Вторая глава посвящена разбору технологий овладения изобразительно-выразительными средствами в сфере дополнительного образования, также будут разработаны 7 уроков по данной теме.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изученной литературы и с опорой на анализ работ художников выработать технологии овладения изобразительно-выразительными средствами и определить, как их применение в работе влияет на развитие восприятия и наблюдательности у детей, а также составить серию работ, наглядно иллюстрирующих каждое художественное средство. Для решения проблемы исследования были поставлены следующие задачи: – рассмотреть научную литературу по теме «изобразительно-выразительные средства»; – структурировать область изобразительно-выразительных средств по видам; – проанализировать работы отечественных и омских авторов на предмет использования изобразительно-выразительных средств; – разработать серию из 7 уроков по теме «Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами на занятиях в художественной школе»; – проанализировать научную литературу по ……; – структурировать…..; – преобразовать…..; – обозначить; – рассмотреть; – раскрыть – разработать серию из 7 уроков по теме…..; – выполнить предполагаемые задания по теме? для учащихся? классов? школы. Методы исследования: 1) анализ литературы по философии, психологии, эстетике и живописи; 2) анализ произведений изобразительного искусства; Степень изученности темы: Тема широко раскрыта в литературных источниках. Наиболее полный материал дается в работах Ю.Я. Герчука, в учебных пособиях «Школа изобразительного искусства», авторами которых являются известные художники-педагоги, отдельные аспекты темы рассматриваются в работах Н.Н. Волкова, О.Л. Голубевой, Е.В. Шорохова, В.С. Кузина, Р.В. Паранюшкина и др. Данная работа преследует цель выделить наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, сформировать умение видеть их признаки и определять средства, использованные в работах художников, а также научить выполнять с помощью этих средств творческие работы самостоятельно. Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка литературы и двух приложения. Выводы по первой главе
Разнообразие изобразительно-выразительных средств свидетельствует о непрекращающихся поисках людей, посвятивших себя художественной практике. Общепризнанные мастера всех исторических эпох вырабатывают свои способы выражения замысла, по-своему показывая и рассказывая нам о событиях, идеях, которые их волновали, о моментах, которые они захотели запечатлеть. Рассмотренные изобразительно-выразительные средства и приемы их использования лишь предваряют обширную и богатую область языка изобразительного искусства. Это малая часть большого, постоянно развивающегося мира художественной выразительности. Однако овладение этой частью, знание основных художественных средств, представление об их структуре и технике работы ими – важный этап в освоении художественной грамоты. Поэтому мы находим важным рассмотреть методику использования выразительных средств, попробовать раскрыть тему на примере занятий в художественной школе.
Выводы по второй главе
Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть важность освоения изобразительно-выразительных средств на ранних этапах обучения в художественной школе. С этой целью разрабатываются технологии овладения художественными средствами. Одним педагогам удобнее знакомить детей сначала с основами цветоведения, выработать у учащихся первоначальные навыки работы красками, смешивания цветов. Другим кажется рациональней приступать к основам художественной грамоты с рисунка, как основы всякого произведения. Бесспорно, важно выполнять задания и упражнения по мере их постепенного усложнения, постоянно закрепляя пройденный материал в ходе всего процесса обучения. Важно подчеркнуть, что только путем собственных проб и ошибок, через знакомство с новыми техниками и материалами для работы, анализ сюжета и выразительных средств картин известных художников, иначе говоря, только через собственное переживание можно осознать и охватить эмоционально-ценностный, чувственный опыт, содержащийся в искусстве. Нужно проживать художественный образ, уметь выразить свое отношение к изображаемому. Постигая основы изобразительной грамоты, ребенок развивает эстетические чувства и потребности (смотреть искусство, общаться с ним, творчески подходить к решению любой задачи, уметь самостоятельно организовать и оценить творческую деятельность), пропуская через себя полученные знания, ребенок становится более внимательным, понимающим и сопереживающим чувствам других людей. Таким образом, содержание искусства ребенок должен усвоить через собственный опыт, что станет важным шагом на пути к освоению художественного опыта поколений и базовых эмоционально-ценностных критериев жизни. Заключение
На наш взгляд, нам удалось справиться с поставленными задачами. Мы достаточно подробно остановились на проблеме понимания термина «изобразительно-выразительные средства» в изобразительном искусстве, раскрыли различные аспекты его понимания. Нами было установлено, что «изобразительно-выразительные средства» – это система исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства, материальных средств и приемов создания художественного образа. Мы обозначили весь спектр применения изобразительно-выразительных средств в графике и живописи. Нами было определено, что обучение способам работы этими средствами должно начинаться с ранних классов обучения в художественной школе, постепенно усложняясь. Правильная организация занятий, проведение бесед об искусстве с наблюдением картин художников, использование в качестве вспомогательных средств на уроках наглядных пособий – это приведет к тому, что восприятие у детей станет более сложным и целенаправленным. Здесь очень важна, незаменима роль учителя, который сможет направить этот процесс, благодаря чему у детей постепенно, от освоения одного правила изобразительной грамоты к другому будет расширяться кругозор, появятся общие связи между явлениями, фактами, правилами, образуется системность, соединяющая в себе приобретенные знания и жизненный опыт.
Нами были проанализированы работы известных отечественных и омских художников, выполненные в анималистическом жанре, с точки зрения проявления в них изобразительно-выразительных средств. Художники вырабатывают свои техники работы художественными материалами и по-своему используют художественные средства. Предоставление нами мнений различных авторов об изобразительно-выразительных средствах в графике и живописи, а также предложенная классификация данных приемов позволит более полно понять данный аспект. На наш взгляд, проделанная нами попытка рассмотрения тенденций проявления изобразительно-выразительных средств в творчестве русских художников может составить научный интерес. Список литературы 1. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. – 2-е исправленное и дополненное изд. – М.: Советский художник, 1986. – 326 с., ил. 2. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. ред. А.М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997. – 736 с. 3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974. – 391 с., ил. 4. Беда Г.В. Живопись. – М.: Просвещение, 1986. – 191 с., ил. 5. Качалова А.А. Методы и приемы, используемые в создании образа декоративной живописи [Электронный ресурс]; URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-29.pdf (дата обращения: 17.03.2016). 6. Нечаева А.Н., Седова И.Г. Декоративность как прием художественно-образного мышления [Электронный ресурс]; URL: http://www.scienceforum.ru/2013/152/1954 (дата обращения: 11.03.2016). 7. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1985. – 321 с. 8. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – Изд. 2-е. – М.: РИП-холдинг, 2013. – 190 с., ил. 9. Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Искусство, 2004. – 121 с., ил. 10. Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. – Л.: Искусство, 1986. – 199 с., ил. 11. Дережанова В.Д. Основы графики: Учебное пособие. – Иркутск: ПИ ИГУ, 2015. – 60 с. 12. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986. – 190 с. 13. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с., ил. 14. Котляров А.С. Композиционная структура изображения: Учебное пособие. – М.: Университетская книга, 2008. – 152 с., ил. 15. Кузин В.С. Психология. Учебник. – Изд. 3-е. – М.: АГАР, 1997. – 304 с., ил.
16. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. – Изд. 3-е. – Мн.: Беларусь, 2005. – 151 с., ил. 17. Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – 144 с., ил. 18. Паранюшкин Р.В. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 79, [4] с., ил. 19. Ракитин В.И. Искусство видеть. – М.: Знание, 1972. – 128 с. 20. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 320 с. 21. Сонхайм К. Художественная мастерская: графика. – СПб.: Питер, 2015. – 144 с., ил. 22. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. – М.: Советский художник, 1988. – 588 с., ил. 23. Чудецкая А.Ю. Как смотреть графику? – М.: Арт-Волхонка, 2010. – 71 с., ил. 24. Школа изобразительного искусства: Вып. 1: Учебное пособие. – Изд. 3-е. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 176 с., ил. 25. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителей. – Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 1977. – 112 с., ил. 26. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с. Приложение 1. Приложение 2. Эквиваленты детских работ
Рисунок 1. Эквивалент детской работы к уроку «Знакомство с линией»
Рисунок 2. Эквивалент детской работы к уроку «Знакомство с тоном, пятном»
Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами на занятиях в художественной школе
Курсовая работа Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность (профиль) Изобразительное искусство и Дополнительное образование Дисциплина Современные методы и технологии обучения изобразительному искусству
Выполнила: студентка 31 группы очной формы обучения Иванова Мария Ивановна _______________________ (подпись) Научный руководитель: к.п.н., доцент Лыкова Елена Сергеевна _______________________ (подпись)
Омск, 2019 Оглавление Введение……………………………………………………………………....3 Глава 1. (Теория) Ознакомление с понятием «изобразительно-выразительные средства» и характеристика их особенностей...............................6 1.1. Понятие, виды изобразительно-выразительных средств……………...6 1.2. Приемы использования изобразительно-выразительных средств в произведениях русского искусства………………………………………………....9 1.3. Использование изобразительно-выразительных средств в произведениях омских художников………………………………………………14 Глава 2. (Методика преподавания темы) Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами…………………………………………………………………………..19 2.1. Методика использования изобразительно-выразительных средств на занятиях в художественной школе………………………………………………..19 2.2. Разработка серии из 7 уроков по теме «Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами»…….………………………….....24 Заключение…………………………………………………….......................41 Список литературы………………………………………………………......43 Приложение 1. Работы отечественных и омских художников конца XIX начала XX веков …………………………………………………………………...45 Приложение 2. Эквиваленты детских работ……………………………….52 Введение Актуальность курсовой работы (1-2 стр.) обусловлена всеохватностью, многогранностью изобразительного языка, элементы которого – художественные средства выразительности – в разных своих сочетаниях способны явить новые и новые художественные образы. Изобразительно-выразительные средства – материальные средства и приемы, с помощью которых художник создает художественный образ, воплощает некую идею. Прибегая в процессе творчества к тому или иному методу, способу изображения, художник заостряет, концентрирует наше внимание на тех особенностях изображаемого, которые способны оказать наибольшее эстетическое воздействие. Художественные средства, использованные в работе, таким образом, принимают важнейшее участие в процессе нашего зрительного восприятия, развивают эстетические способности воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их, опираясь на вкусы и идеалы, создавать новые эстетические ценности. Во многих источниках упоминается о художественных средствах, как о факторе, определяющем идейное значение произведения. Также подчеркивается важность овладения этими средствами в детском возрасте в процессе изучения основ изобразительной грамоты. Однако в рассмотрении данных средств нет системности, поэтому актуальность работы заключается в выделении наиболее значимых изобразительно-выразительных средств, их структурировании, характеристике их роли, как незаменимого составляющего изобразительного языка. Художники отечественного и регионального искусства представляют ценное средоточие примеров использования изобразительно-выразительных средств в разных их вариациях. Художники могут работать в похожих техниках, применяя материал одного рода, но в поиске выразительных средств каждый индивидуален. Рассматривая и анализируя картины, графические листы, зарисовки, можно научиться видеть и понимать, с помощью каких средств создается произведение искусства, какую роль линия, пятно или определенное размещение предметов играют в раскрытии авторского замысла. Можно наблюдать изобразительный язык в действии. В первой главе будет раскрыто понятие «изобразительно-выразительных средств» с последующим обзором их характеристик. В этой же главе будут рассмотрены основные приемы использования художественных средств на примерах работ отечественных и региональных художников. Вторая глава посвящена разбору технологий овладения изобразительно-выразительными средствами в сфере дополнительного образования, также будут разработаны 7 уроков по данной теме. Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изученной литературы и с опорой на анализ работ художников выработать технологии овладения изобразительно-выразительными средствами и определить, как их применение в работе влияет на развитие восприятия и наблюдательности у детей, а также составить серию работ, наглядно иллюстрирующих каждое художественное средство. Для решения проблемы исследования были поставлены следующие задачи: – рассмотреть научную литературу по теме «изобразительно-выразительные средства»; – структурировать область изобразительно-выразительных средств по видам; – проанализировать работы отечественных и омских авторов на предмет использования изобразительно-выразительных средств; – разработать серию из 7 уроков по теме «Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами на занятиях в художественной школе»; – проанализировать научную литературу по ……; – структурировать…..; – преобразовать…..; – обозначить; – рассмотреть; – раскрыть – разработать серию из 7 уроков по теме…..; – выполнить предполагаемые задания по теме? для учащихся? классов? школы. Методы исследования: 1) анализ литературы по философии, психологии, эстетике и живописи; 2) анализ произведений изобразительного искусства; Степень изученности темы: Тема широко раскрыта в литературных источниках. Наиболее полный материал дается в работах Ю.Я. Герчука, в учебных пособиях «Школа изобразительного искусства», авторами которых являются известные художники-педагоги, отдельные аспекты темы рассматриваются в работах Н.Н. Волкова, О.Л. Голубевой, Е.В. Шорохова, В.С. Кузина, Р.В. Паранюшкина и др. Данная работа преследует цель выделить наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, сформировать умение видеть их признаки и определять средства, использованные в работах художников, а также научить выполнять с помощью этих средств творческие работы самостоятельно. Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка литературы и двух приложения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.09 с.) |