Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами на занятиях в художественной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами на занятиях в художественной школе



Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами на занятиях в художественной школе

 

Курсовая работа

Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Направленность (профиль) Изобразительное искусство и Дополнительное образование

Дисциплина Современные методы и технологии обучения изобразительному искусству

 

 

Выполнила: студентка 31 группы

очной формы обучения

Иванова Мария Ивановна

_______________________

(подпись)

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Лыкова Елена Сергеевна

_______________________

(подпись)

 

Омск, 2019


Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3

Глава 1. (Теория) Ознакомление с понятием «изобразительно-выразительные средства» и характеристика их особенностей...............................6

1.1. Понятие, виды изобразительно-выразительных средств……………...6

1.2. Приемы использования изобразительно-выразительных средств в произведениях русского искусства………………………………………………....9

1.3. Использование изобразительно-выразительных средств в произведениях омских художников………………………………………………14

Глава 2. (Методика преподавания темы) Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами…………………………………………………………………………..19

2.1. Методика использования изобразительно-выразительных средств на занятиях в художественной школе………………………………………………..19

2.2. Разработка серии из 7 уроков по теме «Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами»…….………………………….....24

Заключение…………………………………………………….......................41

Список литературы………………………………………………………......43

Приложение 1. Работы отечественных и омских художников конца XIX начала XX веков …………………………………………………………………...45

Приложение 2. Эквиваленты детских работ……………………………….52


Введение

Актуальность курсовой работы (1-2 стр.) обусловлена всеохватностью, многогранностью изобразительного языка, элементы которого – художественные средства выразительности – в разных своих сочетаниях способны явить новые и новые художественные образы.

Изобразительно-выразительные средства – материальные средства и приемы, с помощью которых художник создает художественный образ, воплощает некую идею. Прибегая в процессе творчества к тому или иному методу, способу изображения, художник заостряет, концентрирует наше внимание на тех особенностях изображаемого, которые способны оказать наибольшее эстетическое воздействие. Художественные средства, использованные в работе, таким образом, принимают важнейшее участие в процессе нашего зрительного восприятия, развивают эстетические способности воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их, опираясь на вкусы и идеалы, создавать новые эстетические ценности.

Во многих источниках упоминается о художественных средствах, как о факторе, определяющем идейное значение произведения. Также подчеркивается важность овладения этими средствами в детском возрасте в процессе изучения основ изобразительной грамоты. Однако в рассмотрении данных средств нет системности, поэтому актуальность работы заключается в выделении наиболее значимых изобразительно-выразительных средств, их структурировании, характеристике их роли, как незаменимого составляющего изобразительного языка.

Художники отечественного и регионального искусства представляют ценное средоточие примеров использования изобразительно-выразительных средств в разных их вариациях. Художники могут работать в похожих техниках, применяя материал одного рода, но в поиске выразительных средств каждый индивидуален. Рассматривая и анализируя картины, графические листы, зарисовки, можно научиться видеть и понимать, с помощью каких средств создается произведение искусства, какую роль линия, пятно или определенное размещение предметов играют в раскрытии авторского замысла. Можно наблюдать изобразительный язык в действии.

В первой главе будет раскрыто понятие «изобразительно-выразительных средств» с последующим обзором их характеристик. В этой же главе будут рассмотрены основные приемы использования художественных средств на примерах работ отечественных и региональных художников. Вторая глава посвящена разбору технологий овладения изобразительно-выразительными средствами в сфере дополнительного образования, также будут разработаны 7 уроков по данной теме.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изученной литературы и с опорой на анализ работ художников выработать технологии овладения изобразительно-выразительными средствами и определить, как их применение в работе влияет на развитие восприятия и наблюдательности у детей, а также составить серию работ, наглядно иллюстрирующих каждое художественное средство.

Для решения проблемы исследования были поставлены следующие задачи:

– рассмотреть научную литературу по теме «изобразительно-выразительные средства»;

– структурировать область изобразительно-выразительных средств по видам;

– проанализировать работы отечественных и омских авторов на предмет использования изобразительно-выразительных средств;

– разработать серию из 7 уроков по теме «Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами на занятиях в художественной школе»;

– проанализировать научную литературу по ……;

– структурировать…..;

– преобразовать…..;

– обозначить;

– рассмотреть;

– раскрыть

– разработать серию из 7 уроков по теме…..;

– выполнить предполагаемые задания по теме? для учащихся? классов? школы.

Методы исследования:

1) анализ литературы по философии, психологии, эстетике и живописи;

2) анализ произведений изобразительного искусства;

Степень изученности темы:

Тема широко раскрыта в литературных источниках. Наиболее полный материал дается в работах Ю.Я. Герчука, в учебных пособиях «Школа изобразительного искусства», авторами которых являются известные художники-педагоги, отдельные аспекты темы рассматриваются в работах Н.Н. Волкова, О.Л. Голубевой, Е.В. Шорохова, В.С. Кузина, Р.В. Паранюшкина и др. Данная работа преследует цель выделить наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, сформировать умение видеть их признаки и определять средства, использованные в работах художников, а также научить выполнять с помощью этих средств творческие работы самостоятельно.

Структура курсовой работы:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка литературы и двух приложения.


Выводы по первой главе

 

Разнообразие изобразительно-выразительных средств свидетельствует о непрекращающихся поисках людей, посвятивших себя художественной практике. Общепризнанные мастера всех исторических эпох вырабатывают свои способы выражения замысла, по-своему показывая и рассказывая нам о событиях, идеях, которые их волновали, о моментах, которые они захотели запечатлеть.

Рассмотренные изобразительно-выразительные средства и приемы их использования лишь предваряют обширную и богатую область языка изобразительного искусства. Это малая часть большого, постоянно развивающегося мира художественной выразительности. Однако овладение этой частью, знание основных художественных средств, представление об их структуре и технике работы ими – важный этап в освоении художественной грамоты. Поэтому мы находим важным рассмотреть методику использования выразительных средств, попробовать раскрыть тему на примере занятий в художественной школе.

 


Выводы по второй главе

 

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть важность освоения изобразительно-выразительных средств на ранних этапах обучения в художественной школе. С этой целью разрабатываются технологии овладения художественными средствами. Одним педагогам удобнее знакомить детей сначала с основами цветоведения, выработать у учащихся первоначальные навыки работы красками, смешивания цветов. Другим кажется рациональней приступать к основам художественной грамоты с рисунка, как основы всякого произведения. Бесспорно, важно выполнять задания и упражнения по мере их постепенного усложнения, постоянно закрепляя пройденный материал в ходе всего процесса обучения.

Важно подчеркнуть, что только путем собственных проб и ошибок, через знакомство с новыми техниками и материалами для работы, анализ сюжета и выразительных средств картин известных художников, иначе говоря, только через собственное переживание можно осознать и охватить эмоционально-ценностный, чувственный опыт, содержащийся в искусстве. Нужно проживать художественный образ, уметь выразить свое отношение к изображаемому. Постигая основы изобразительной грамоты, ребенок развивает эстетические чувства и потребности (смотреть искусство, общаться с ним, творчески подходить к решению любой задачи, уметь самостоятельно организовать и оценить творческую деятельность), пропуская через себя полученные знания, ребенок становится более внимательным, понимающим и сопереживающим чувствам других людей. Таким образом, содержание искусства ребенок должен усвоить через собственный опыт, что станет важным шагом на пути к освоению художественного опыта поколений и базовых эмоционально-ценностных критериев жизни.


Заключение

 

На наш взгляд, нам удалось справиться с поставленными задачами. Мы достаточно подробно остановились на проблеме понимания термина «изобразительно-выразительные средства» в изобразительном искусстве, раскрыли различные аспекты его понимания. Нами было установлено, что «изобразительно-выразительные средства» – это система исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства, материальных средств и приемов создания художественного образа. Мы обозначили весь спектр применения изобразительно-выразительных средств в графике и живописи. Нами было определено, что обучение способам работы этими средствами должно начинаться с ранних классов обучения в художественной школе, постепенно усложняясь. Правильная организация занятий, проведение бесед об искусстве с наблюдением картин художников, использование в качестве вспомогательных средств на уроках наглядных пособий – это приведет к тому, что восприятие у детей станет более сложным и целенаправленным. Здесь очень важна, незаменима роль учителя, который сможет направить этот процесс, благодаря чему у детей постепенно, от освоения одного правила изобразительной грамоты к другому будет расширяться кругозор, появятся общие связи между явлениями, фактами, правилами, образуется системность, соединяющая в себе приобретенные знания и жизненный опыт.

Нами были проанализированы работы известных отечественных и омских художников, выполненные в анималистическом жанре, с точки зрения проявления в них изобразительно-выразительных средств. Художники вырабатывают свои техники работы художественными материалами и по-своему используют художественные средства.

Предоставление нами мнений различных авторов об изобразительно-выразительных средствах в графике и живописи, а также предложенная классификация данных приемов позволит более полно понять данный аспект. На наш взгляд, проделанная нами попытка рассмотрения тенденций проявления изобразительно-выразительных средств в творчестве русских художников может составить научный интерес.


Список литературы

1. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. – 2-е исправленное и дополненное изд. – М.: Советский художник, 1986. – 326 с., ил.

2. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. ред. А.М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997. – 736 с.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974. – 391 с., ил.

4. Беда Г.В. Живопись. – М.: Просвещение, 1986. – 191 с., ил.

5. Качалова А.А. Методы и приемы, используемые в создании образа декоративной живописи [Электронный ресурс]; URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-29.pdf (дата обращения: 17.03.2016).

6. Нечаева А.Н., Седова И.Г. Декоративность как прием художественно-образного мышления [Электронный ресурс]; URL: http://www.scienceforum.ru/2013/152/1954 (дата обращения: 11.03.2016).

7. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1985. – 321 с.

8. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – Изд. 2-е. – М.: РИП-холдинг, 2013. – 190 с., ил.

9. Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Искусство, 2004. – 121 с., ил.

10. Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. – Л.: Искусство, 1986. – 199 с., ил.

11. Дережанова В.Д. Основы графики: Учебное пособие. – Иркутск: ПИ ИГУ, 2015. – 60 с.

12. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986. – 190 с.

13. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с., ил.

14. Котляров А.С. Композиционная структура изображения: Учебное пособие. – М.: Университетская книга, 2008. – 152 с., ил.

15. Кузин В.С. Психология. Учебник. – Изд. 3-е. – М.: АГАР, 1997. – 304 с., ил.

16. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. – Изд. 3-е. – Мн.: Беларусь, 2005. – 151 с., ил.

17. Панксенов Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007. – 144 с., ил.

18. Паранюшкин Р.В. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 79, [4] с., ил.

19. Ракитин В.И. Искусство видеть. – М.: Знание, 1972. – 128 с.

20. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 320 с.

21. Сонхайм К. Художественная мастерская: графика. – СПб.: Питер, 2015. – 144 с., ил.

22. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. – М.: Советский художник, 1988. – 588 с., ил.

23. Чудецкая А.Ю. Как смотреть графику? – М.: Арт-Волхонка, 2010. – 71 с., ил.

24. Школа изобразительного искусства: Вып. 1: Учебное пособие. – Изд. 3-е. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 176 с., ил.

25. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителей. – Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 1977. – 112 с., ил.

26. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.


Приложение 1.

Приложение 2.

Эквиваленты детских работ

 

Рисунок 1.

Эквивалент детской работы к уроку «Знакомство с линией»

 

Рисунок 2.

Эквивалент детской работы к уроку «Знакомство с тоном, пятном»


 

Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами на занятиях в художественной школе

 

Курсовая работа

Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Направленность (профиль) Изобразительное искусство и Дополнительное образование

Дисциплина Современные методы и технологии обучения изобразительному искусству

 

 

Выполнила: студентка 31 группы

очной формы обучения

Иванова Мария Ивановна

_______________________

(подпись)

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Лыкова Елена Сергеевна

_______________________

(подпись)

 

Омск, 2019


Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3

Глава 1. (Теория) Ознакомление с понятием «изобразительно-выразительные средства» и характеристика их особенностей...............................6

1.1. Понятие, виды изобразительно-выразительных средств……………...6

1.2. Приемы использования изобразительно-выразительных средств в произведениях русского искусства………………………………………………....9

1.3. Использование изобразительно-выразительных средств в произведениях омских художников………………………………………………14

Глава 2. (Методика преподавания темы) Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами…………………………………………………………………………..19

2.1. Методика использования изобразительно-выразительных средств на занятиях в художественной школе………………………………………………..19

2.2. Разработка серии из 7 уроков по теме «Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами»…….………………………….....24

Заключение…………………………………………………….......................41

Список литературы………………………………………………………......43

Приложение 1. Работы отечественных и омских художников конца XIX начала XX веков …………………………………………………………………...45

Приложение 2. Эквиваленты детских работ……………………………….52


Введение

Актуальность курсовой работы (1-2 стр.) обусловлена всеохватностью, многогранностью изобразительного языка, элементы которого – художественные средства выразительности – в разных своих сочетаниях способны явить новые и новые художественные образы.

Изобразительно-выразительные средства – материальные средства и приемы, с помощью которых художник создает художественный образ, воплощает некую идею. Прибегая в процессе творчества к тому или иному методу, способу изображения, художник заостряет, концентрирует наше внимание на тех особенностях изображаемого, которые способны оказать наибольшее эстетическое воздействие. Художественные средства, использованные в работе, таким образом, принимают важнейшее участие в процессе нашего зрительного восприятия, развивают эстетические способности воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их, опираясь на вкусы и идеалы, создавать новые эстетические ценности.

Во многих источниках упоминается о художественных средствах, как о факторе, определяющем идейное значение произведения. Также подчеркивается важность овладения этими средствами в детском возрасте в процессе изучения основ изобразительной грамоты. Однако в рассмотрении данных средств нет системности, поэтому актуальность работы заключается в выделении наиболее значимых изобразительно-выразительных средств, их структурировании, характеристике их роли, как незаменимого составляющего изобразительного языка.

Художники отечественного и регионального искусства представляют ценное средоточие примеров использования изобразительно-выразительных средств в разных их вариациях. Художники могут работать в похожих техниках, применяя материал одного рода, но в поиске выразительных средств каждый индивидуален. Рассматривая и анализируя картины, графические листы, зарисовки, можно научиться видеть и понимать, с помощью каких средств создается произведение искусства, какую роль линия, пятно или определенное размещение предметов играют в раскрытии авторского замысла. Можно наблюдать изобразительный язык в действии.

В первой главе будет раскрыто понятие «изобразительно-выразительных средств» с последующим обзором их характеристик. В этой же главе будут рассмотрены основные приемы использования художественных средств на примерах работ отечественных и региональных художников. Вторая глава посвящена разбору технологий овладения изобразительно-выразительными средствами в сфере дополнительного образования, также будут разработаны 7 уроков по данной теме.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изученной литературы и с опорой на анализ работ художников выработать технологии овладения изобразительно-выразительными средствами и определить, как их применение в работе влияет на развитие восприятия и наблюдательности у детей, а также составить серию работ, наглядно иллюстрирующих каждое художественное средство.

Для решения проблемы исследования были поставлены следующие задачи:

– рассмотреть научную литературу по теме «изобразительно-выразительные средства»;

– структурировать область изобразительно-выразительных средств по видам;

– проанализировать работы отечественных и омских авторов на предмет использования изобразительно-выразительных средств;

– разработать серию из 7 уроков по теме «Технологии овладения изобразительно-выразительными средствами на занятиях в художественной школе»;

– проанализировать научную литературу по ……;

– структурировать…..;

– преобразовать…..;

– обозначить;

– рассмотреть;

– раскрыть

– разработать серию из 7 уроков по теме…..;

– выполнить предполагаемые задания по теме? для учащихся? классов? школы.

Методы исследования:

1) анализ литературы по философии, психологии, эстетике и живописи;

2) анализ произведений изобразительного искусства;

Степень изученности темы:

Тема широко раскрыта в литературных источниках. Наиболее полный материал дается в работах Ю.Я. Герчука, в учебных пособиях «Школа изобразительного искусства», авторами которых являются известные художники-педагоги, отдельные аспекты темы рассматриваются в работах Н.Н. Волкова, О.Л. Голубевой, Е.В. Шорохова, В.С. Кузина, Р.В. Паранюшкина и др. Данная работа преследует цель выделить наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, сформировать умение видеть их признаки и определять средства, использованные в работах художников, а также научить выполнять с помощью этих средств творческие работы самостоятельно.

Структура курсовой работы:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка литературы и двух приложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.09 с.)