Глава 5 приемы формовки художественных отливок в опоках (2) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5 приемы формовки художественных отливок в опоках (2)



Применение рассмотренных способов формовки в опоках существенно упростило процесс производства художественных отливок. Модели их могли быть изготовлены из прочных материалов — гипса, дерева, металла, что, по существу, часто исключало необходимость присутствия автора-скульптора при изготовлении повторных изделий, открывало возможность тиражирования отливок, приближало их производство к промышленному. Кроме того, в литейном производстве к этому времени был уже широко освоен технологичный и дешевый металл — чугун и, естественно, литейщики стали постепенно применять его и для художественных отливок. В итоге резко снизилась стоимость таких отливок на литейных предприятиях общего назначения, которые выступали конкурентами специализированных, художественных мастерских по литью из бронзы, обслуживающих, как правило, императорский двор и богатых заказчиков.

В 1860 г. не выдержал конкуренции и закрылся Литейный Дом Академии художеств в Санкт-Петербурге, которым заведовал П. К. Клодт. Последней работой этого замечательного мастера явился памятник Николаю 1 (1859 г.), установленный на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге.

В России возрастает роль в производстве художественных отливок петербургских заводов Берда, Никольс-Плинке, а также демидовских и расторгуевских заводов на Урале и многих других чугунолитейных предприятий, созданных в XVIII в. Наибольшую известность так называемого «камерного» или «кабинетного» литья получили изделия Каслинского чугунолитейного завода37, основанного в 1747 г. купцом Я. Коробковым на берегу красивого оз. Большие Касли. Однако художественным литьем здесь занялись вплотную лишь в первой половине XIX в. Зачинателями этого замечательного искусства были крепостные мастера Кушвинского завода, принадлежавшего Демидовым. Отсюда на Каслинский завод, когда он также стал собственностью Демидовых, были посланы 12 литейщиков и 12 отделочников. Среди них были талантливые самородки, большие знатоки литейного дела братья Смолины [48].


Рис. 181. Избушка на курьих ножках. Чугун. Скульптор М. Д. Канаев, формовщик В. Баранов. 293 мм. Касли. 1906 г. [49]

Художественное литье на уральских чугунолитейных заводах началось с удовлетворения местного спроса на хозяйственные отливки. С 1845 г. на Каслинском заводе начали отливать печные дверцы, чугунки, узорчатые половые плиты, решетки, скамьи, вазы для украшения парков. Даже чисто бытовые изделия выполнялись уральскими мастерами с большим мастерством. Широкую известность получили затейливые кувшины-кумганы и «азиатские чаши» — огромные котлы для варки мяса, которые вывозились в Бухару, Иран, другие страны Азии.

В I860 г. за свою продукцию владельцы Каслинского завода были удостоены золотой медали от Императорского комитета экономического общества [49]. В 60-х годах XIX в. завод начал изготавливать из чугуна мелкие кабинетные изделия — корпуса часов, пепельницы, ажурные тарелки, статуэтки и прочее. Владельцы завода пригласили моделистом для новых изделий скульптора М. Д. Канаева, который не только копировал известные работы, но и сам являлся автором многих произведений. Например, его модели «Избушка на курьих ножках» — футляр для часов (рис. 181), статуэтка «Цыганка» сохранились до настоящего времени. В 1876 г. М. Д. Канаев организовал при заводе мастерскую, в которой обучали приемам формовки, лепки и чеканки по металлу. К сожалению, школа просуществовала недолго: со смертью М. Д. Канаева она закрылась. Тем не менее школа успела выпустить много хороших мастеров, в том числе талантливого мастера-формовщика В. Ф. Торокина. В последствии этот мастер создаст реалистические скульптурные произведения из жизни простых людей: «Формовщик (или литейщик) за работой» (рис. 182), «Рудовоз», или «Углевоз», «Башкир верхом», «Крестьянин на пашне» и наиболее значительное по мнению специалистов произведение — «Пряха», или «Старуха за прялкой», с изображением пожилой крестьянки, сидящей за прялкой [49].

Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что были и другие мастера-ваятели, например Д. И. Широков, М. В. Торокин (сын В. Ф. Торокина), К. Д. Тарасов.

В 1867 г. каслинское литье впервые экспонируется и получает блестящую оценку на Пятой Всемирной выставке в Париже (Первая Всемирная выставка проходила в 1851 г. в Лондоне). Выставка в 1867 г. была второй выставкой, в которой принимала участие Россия. Позже, на Всемирных выставках в Вене (1873 г.), Филадельфии (1876 г.), в Париже (1900 г.), где участвовала Россия, на международных выставках в Копенгагене, Стокгольме, на Нижегородских ярмарках чугунные изделия мастеров Урала завоевывают все большее число восхищенных поклонников, расширяется рынок потребителей, появляются новые заказчики.


Рис. 182. Формовщик за работой. Чугун. Скульптор В. Торокин, формовщик В. Тепляков. 125 мм. Касли. 1898 г. [51]

В прейскуранте завода за 1913 г. числилось 750 наименований [49]. Среди них, кроме упоминавшихся, можно отметить копии известных работ скульпторов разных стран: Ж. Готье — «Дон Кихот» (рис. 183), «Мефистофель»; Ж. Гудона — «Вольтер» (рис. 184); Э. Фальконе — «Медный всадник» — памятник Петру I в Санкт-Петербурге (см. рис. 134); Маро — «Жанна д'Арк»; Ж. Болена — «Меркурий» — статуя, ставшая символом торговых палат; П. К. Клодта38 — «Укрощение коня» — одна из скульптурных групп на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге (рис. 185).

Каслинцами создана также по моделям профессиональных скульпторов галерея портретов выдающихся русских писателей, композиторов и др. Среди работ особого внимания заслуживают бюсты П. И. Чайковского (рис. 186), Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, выполненные по моделям известного русского скульптора Р. Р. Баха (1859-1939 гг.). Делали модели для завода русские скульпторы Е. Лансере (1848-1886 гг.), А. Обер, Н. Либерих и др. Выпуск художественного кабинетного литья на Каслинском заводе составлял в 1913 г. приблизительно 200 т.

Комплекс технологических приемов, сложившихся за долгую историю развития литейного производства и художественного литья, рассмотренный с точки зрения формовки в опоках, позволял изготавливать камерные изделия практически любой сложности. При этом применялись разделение отливки на части, кусковая формовка, разъемные модели и модели с отъемными частями, изготовление стержней по модели или форме для пустотелых отливок и т.д.


Рис. 183. Дон Кихот. Чугун. Скульптор Ж. Готье, формовщик Ф. Самойлин. 730 мм. Касли. 1911 г. [51]

Рис. 184. Вольтер. Чугун. Скульптор Ж. Гудон, формовщик Л. Быков. Касли. 1905 г. [51]

Рис. 185. Укрощение коня. Чугун. Скульптор П. К. Клодт, формовщик Ф. Самойлин. Касли 1915 г. [51]

Рассмотрим, например, процесс изготовления скульптурной группы «Садящийся всадник» (рис. 187). Бронзовая модель статуэтки состоит из корпуса коня с отъемными частями (его передняя согнутая нога и нижняя часть накидки), всадника, хвоста коня, постамента.

___________

37 В 1752 г. завод купил Н. Н. Демидов (сын Н. А. Демидова)- Демидовы владели заводом до 1809 г., затем он перешел к Л. Расторгуеву. Последним хозяином завода до революции 1917 г. был Дружин.

38 Уже в советское время с заводом сотрудничали скульпторы К. А. Клодт и П. К. Клодт-внук и правнук знаменитого скульптора-литейщика, анималиста П. К. Клодта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.007 с.)