Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статуарное литье в XV — XX вв. (3)
Кстати, еще при изготовлении статуи Людовика XIV направление питателей от стояков было обратным и, конечно, качество отливки —- хуже (этот пример свидетельствует о происходившем совершенствовании технологического процесса в результате накопления и распространения опыта). Формы первой и второй статуй (рис. 130) заливали через одну литниковую чашу, третей — через три: одна чаша подводила металл к голове лошади, другая — к фигуре всадника, третья — в круп лошади. После монтажа всех каналов па модель наносили облицовочный слой формы, толщиной примерно 15 мм. Состав его мог быть разным. В. П. Екимов использовал такой состав: по 25% мелко толченого обожженного кирпича, желтого (глинистого) песка, белого песка и толченого просеянного возврата. В качестве связующего было пиво или пивное сусло. Для увеличения газопроницаемости и податливости добавляли мелко резанную коровью шерсть. Сметанообразную мастику наносили слоями на модель кистью (до 25—30 слоев) с промежуточным высушиванием. Когда облицовочный слой затвердевал, модель начинали обкладывать кусками из глины с песком и толченым кирпичом. Сначала мелкими брусками-кирпичами (первый слой), а затем более крупными (рис. 131). Податливые кирпичи-сырцы аккуратно прижимали плотно к участкам модели, получая на них соответствующий фигурный отпечаток. Затем их помещали в печь и высушивали. После чего кирпичи устанавливали на место, укрепляя тем же раствором, который использовали для облицовочного слоя. Общая толщина слоя из таких элементов — около 200 мм, причем внизу он толще, чем вверху, так как гидростатическое давление металла в форме при заливке внизу больше. Готовую форму скрепляли поперечными железными обручами и на них накладывали продольные полосы из кованого железа, соединяя их с обручами проволокой (рис. 132). Получалась скрепляющая арматура, напоминающая приводимый ранее рисунок Леонардо (рис. 123). Вокруг формы на расстоянии примерно 70 см выкладывали кирпичную стену и все пространство между формой и стеной заполняли щебнем, оставляя в нем каналы для прохода горячих газов. Затем приступали к операциям вытапливания воска, сушки и прокалки формы. Под решеткой, на которой стояла форма, разводили огонь. Прогрев формы по высоте происходил за счет передачи тепла от разогретого щебня. После сушки в течение 1,5-2 суток при температуре 200°С, когда весь воск вытапливался, температуру формы постепенно повышали до 900—950°С и прокаливали ее при этой температуре еще 12—18 ч.
Вытекший из формы воск взвешивали: так определяли необходимую массу металла для заливки формы (на 1 кг воска брали 12—14 кг бронзы). По Чекалевскому, прежде чем заливать форму, вместо щебня пространство между стеной и формой плотно набивали землей, содержащей гипс. Заливку таких крупных форм вели непосредственно из плавильной печи (печей) по схеме на рис. 51. Для этого форму нужно было располагать ниже печей, в специальной яме с укрепленными для удобства работы и ней стенками (кессоне). В этой яме приходилось выполнять все операции по изготовлению формы (кроме кусков гипсовой формы), так как из-за больших массы и размеров она была нетранспортабельна. Конечно, такие условия усложняли проведение работ. Кроме того, мог препятствовать успешному процессу уровень грунтовых вод. Из заметок и рисунков Леонардо в его «Кодексах» следует, что он полагал отливать своего гигантского коня в положении «на боку» из-за высокого уровня грунтовых вод в его миланской мастерской. В 1805 г. в Санкт-Петербурге был построен двухэтажный Литейный Дом, в котором печь для плавки бронзы была поднята на второй этаж. Тогда не нужна была яма: изготовление формы происходило на первом этаже, что существенно улучшало условия труда (рис. 133). Рассмотренный способ изготовления литейной формы можно существенно облегчить, если отказаться от использования восковых моделей и перейти к кусковой формовке с глиняной рубашкой. Тогда вместо промежуточной кусковой гипсовой формы сразу делают глиняную из отдельных кусков. Один вариант такой технологии (условно «китайский»), использованный при изготовлении отливки «Царь-Лев» приведен в I части данной книги, другой, несколько отличный, — в книге Н. Н. Рубцова [13]. Однако при этом качество изделия более низкое: возникает большое число заливов на поверхности отливки в местах границ кусков формы, даже если ее собирают более тщательно, чем в случае, показанном на рис. 50.
Следует, видимо, остановиться еще на одной цельнолитой статуе — знаменитом «Медном Всаднике», признаваемом повсеместно как выдающееся произведение. Отлитый при императрице Елизавете памятник Петру 1 по модели К. Б. Растрелли не понравился Екатерине II, хотя портретное сходство (есть еще бюст Петра I в Эрмитаже) признается наилучшим. Возможно, императрицу не удовлетворяла широко распространенная композиция памятника17, и она пригласила работавшего во Франции известного скульптора Э. М. Фальконе сделать новый памятник. В 1770 г. Фальконе закончил одобренную Екатериной модель статуи. Голову Петра 1 выполнила приехавшая с ним его молодая ученица М. Колло. Сам памятник (рис. 134) изготавливали более 10 лет — сначала скульптор с литейным мастером Б. Эремоном (первые 2 года), а затем только скульптор. 17 Памятник был установлен на свое место лишь после смерти Екатерины II по указанию Павла I. Один из знатоков искусства того времени Д. Дидро писал Фальконе о виденной им модели: «Труд этот, как истинное прекрасное произведение, отличается тем, что кажется прекрасным, когда его видишь в первый раз, а во второй, третий, четвертый раз представляется еще более прекрасным: покидаешь его с сожалением и всегда охотно к нему возвращаешься» [13].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.175 (0.007 с.) |