Семинар «Основные проблемы философии Средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар «Основные проблемы философии Средневековья



и эпохи Возрождения» (2 часа)

   

1. Возникновение христианства и его влияние на философию. Социальные условия формирования средневековой философии.

2. Патристика, схоластика – основные этапы средневековой философии. Учение Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

3. Основные проблемы средневековой философии: доказательства бытия Бога, вера и разум, душа и тело, свобода и предопределенность. Спор реалистов и номиналистов о природе универсалий.

4. Основные проблемы философии эпохи Возрождения. Реформация. Гуманизм. Натурфилософия и социально-политическая философия эпохи Возрождения.

Задание для выступления. Сравните модель человека в древнегреческой культуре и культуре Средневековья: разум – вера, знания – надежда, любовь-эрос и любовь-агапе.

 

Вопросы для дискуссии:

1. Защищает ли религия человека от злых поступков? Что такое свобода воли в христианской религии?

2. Как св. Августин решает вопрос о соотношении философии и религии (разума и веры)? Чем это решение отличается от решения, предложенного Фомой Аквинским?

3. Имеет ли отношение спор реалистов и номиналистов к догмату христианской церкви о троичности Бога?

4. Действительно ли в Средние века философия была служанкой богословия?

 

Вопрос для контрольной работы: «Университеты и образование в Средние века». Какие ценности образования были заложены в Средневековье?

Экспресс-контрольная:

 

1. Как обосновывал Тертуллиан свою идею о сверхразумности веры?

2. Каковы основные догматы христианской религии и какое они имеют философское значение?

3. Как Фома Аквинский решает вопрос о соотношении философии и религии, говоря: «Понимаю, чтобы верить»?

4. Какое из доказательств бытия Бога по Фоме Аквинскому более всего распространено в обыденном сознании?

5. Что такое реализм и номинализм и в чем суть их противостояния?

6. Каковы основные идеи гуманистического мировоззрения? Изменилась ли идея гуманизма со времен Возрождения?

7. Как называется философская концепция, которую Дж. Бруно сформулировал так: «…природа есть не что иное, как Бог в вещах»?

8. Как политическая философия Н. Макиавелли связана с его пониманием человеческой природы?                                                             

       

Темы рефератов

                            

1. Университеты и образование в Средние века.

2. Творчество Роджера Бэкона.

3. Отцы церкви. Тертуллиан.

4. Аврелий Августин (Блаженный). Нравственные уроки «Исповеди».

5. Доказательства бытия Бога Фомой Аквинским.

6. Модель человека в христианской философии.

7. Греческий эрос и христианская агапе.

8. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм.

9. Алхимия в контексте средневековой культуры.

10. Человек и космос в творчестве Дж. Бруно.

11. Н. Макиавелли. Трактат «Государь».

 

Основная литература

  

Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В. Д. Философия. М., 2013.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. 2. Средневековье. СПб., 1995; Т. 3. Новое время. СПб., 1996.

Рассел Б. История западной философии. М., 2009.

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XV века. М., 2004.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.                            

 

Дополнительная литература

 

Аврелий Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991.

Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского средневековья): в 2 т. СПб., 2001.

Белялетдинов Р.Р. Элементы самоорганизации средневекового университета // Философские науки. 2008. № 6.

Гайденко П.П. Средневековый номинализм и генезис новоевропейского сознания // Вопросы философии. 2014. № 2.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

История философии: Запад – Россия – Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). М., 1995.

Зеньковский В.В. Об образе Божием в человеке // Вопросы философии. 2003. № 12.

Кассирер Э. Индивид и космос в философии Возрождения. Избранное. М., СПб., 2000.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

Ольшевская Н., Малышкина М. Философия. Конспекты. М., 2013.

Бруно Дж. Диалоги. М., 1949.

Жильсон Э. Знание и мудрость. М., 1999.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Монтень М. Опыты. М., 1991.

Макиавелли Н. Государь. М., 2009.

 

Тема 5. Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.) (2 часа)

 

Эмпиризм и рационализм – основные направления философии Нового времени. Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма. Роль методологии в научном познании. Разработка индуктивного метода. Исследование природы человеческого ума (учение о призраках). Классификация наук. Социально-политические идеи. Р. Декарт – основоположник рационализма Нового времени. Учение о методе (основные положения). Дуализм Декарта – учение о двух субстанциях, механицизм.

Линия эмпиризма (Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). Теория общественного договора Т. Гоббса.

Дж. Локк. Учение о чувственном опыте как единственном источнике знания (сенсуализм). Критика Локком учения о врожденных идеях. Теория первичных и вторичных качеств. Социально-политические взгляды Локка.

Дж. Беркли. Критика понятия субстанции. Утверждение о субъективности первичных качеств. Вещи как «комплексы ощущений».

Давид Юм – основоположник принципов новоевропейского скептицизма. Критика Юмом понятия объективной причинности.

Линия рационализма (Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах; монизм и пантеизм; учение о человеке; учение о свободе и необходимости.

Г. Лейбниц. Плюрализм в онтологии и учение о монадах. Идеализм и априоризм теории познания Лейбница и учение о самоочевидной, «разумной» и фактуальной истинах.

Философия эпохи Просвещения. Основные представители французского материализма XVIII века: Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах. Особенности французского материализма. Социально-политические идеи мыслителей эпохи Просвещения. Учение Ж.Ж. Руссо об общественном договоре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.011 с.)