Семинар «Философия, ее происхождение и роль в обществе» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар «Философия, ее происхождение и роль в обществе»



ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методическое пособие

 

      

 

Москва 

2016

Составители: д.ф.н., проф. Н. М. Черемных, д.ф.н., проф. Р. М. Алейник, к.ф.н., проф. С. А. Клишина, асс. С. А. Панин. 

УДК 5

ББК 20

   Ф56                                  

Рецензент:

Доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социологии Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева

С. А. Губина

 

     Философия. Учебно-методическое пособие /сост. Н. М.Черемных,                Ф56 Р. М. Алейник, С. А. Клишина, С. А. Панин. – М.: РХТУ 

     им. Д. И. Менделеева, 2016. – 104 с.                            

       ISBN 978-5-7237-1300-0

Методические материалы составлены в соответствии с требованиями нового государственного образовательного стандарта. Они включают в себя планы лекций и семинарских занятий, списки рекомендуемой литературы к каждому семинару, темы рефератов и вопросы к экзаменам, а также дополнительные вопросы для дискуссий и контрольных работ, тесты и другие методические материалы.

 Предназначено для подготовки и проведения занятий по курсу «Философия».

                                                                                                     УДК 5

                                                                                                     ББК 20

Учебное издание

ФИЛОСОФИЯ. Учебно-методическое пособие

Составители: ЧЕРЕМНЫХ Наталья Матвеевна, АЛЕЙНИК Раиса Михайловна, КЛИШИНА Светлана Алексеевна, ПАНИН Станислав Александрович

Редактор Е. В. Копасова

Подписано в печать 7.06.2010 г. Формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л. 6,1.Уч.-изд. л. 5,9. Тираж 800 экз. Заказ

Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева

Издательский центр

Адрес университета и Издательского центра:125047, Москва, Миусская пл., 9

 

ISBN 978-5-7237-1300-0          © Российский химико-технологический

                                                          университет им. Д. И. Менделеева, 2016


РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ (36 часов)

 

Тема 1. Философия, ее происхождение и роль в обществе (лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Возникновение философии в древних цивилизациях: Индии, Китае, Греции в VI веке до н. э. Мифология и зачатки научного знания как предпосылки философии. Социальные условия возникновения философии.

Философия как особая форма общественного сознания. Философия и другие формы общественного сознания: политика, право, мораль, религия, искусство. Философия и философские дисциплины (логика, этика, эстетика, философия права и т.д.).

Объекты и предмет философии. Изменение предмета философии в различные исторические эпохи. Философия и идеология. Философия как рационально оформленная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире. Роль философии в формировании теоретического мировоззрения. Методологическая функция философии. Философия и ценности.

Темы рефератов

 

1. Философия и мифология: связь и различие.

2. Философия и религия.

3. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения.

4. Философия как наука. Философия и наука.

5. Философия и политика. Является ли политическая философия наукой?

6. Философия и искусство. Философские проблемы в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

7. В.И. Вернадский о соотношении философии, науки и религии.

8. Место и роль философии в культуре.

 

 

Основная литература

 

История философии: Запад – Россия – Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). М., 1995.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. 4. От романтизма до наших дней. СПб., 1995.

Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские науки. 1989. № 6.

Губин В. Д. Философия. М., 2013.

Голубинцев В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Новая философская энциклопедия. М., 2010. Статьи: философия, мировоззрение, наука, религия, мораль, миф.

 

Дополнительная литература

 

Артемьева Т.В., Микешин М.И. Философия как судьба // Вопросыфилософии. 2000. № 2.

Вернан Ж.- П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 2012.

Клишина С.А. Философия науки. Наука и ценности. М., 2004.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

Майданов А.С. Миф как источник знания // Вопросы философии. 2004. № 9.

Мудрагей Н.С. Античный миф и его роль в возникновении философии // Философские науки. 2008. № 11.

Ольшевская Н., Малышкина М. Философия. Конспекты. М., 2013.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

Скрибекк Г., Гильс Н. История философии. М., 2000.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2009.

Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. 2006. № 2.

Франкфорт Г., Франкфорт А. В преддверии философии: духовные искания древнего человека. М., 1984.

Чумаков А.Н., Королев А.Д. Философия как познание и образ жизни // Вопросы философии. 2014. № 5.

Губанов Н.И. Является ли философия наукой? // Философия и общество. 2008. № 1.

Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1989.

Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений // Вопросы философии. 1991. № 12.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2001.

На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М., 1990.

Никифоров А.Л. Природа философии. М., 2001.

Тема 2. Античная философия (досократики, софисты, Сократ, Демокрит, Платон) (2 часа)

Поиски первоначал бытия в греческой натурфилософии. Проблема единого и многого. Милетская школа. Пифагор и философия числа. Элейская школа Ксенофана и Парменида. Тождество бытия и мышления. Аргументы Зенона против движения.

Софисты. Протагор и его учение о роли чувственного познания. Сократ. Философия как образ жизни. Особенности сократического диалога. Рационализм Сократа. 

Атомы и пустота как первоначала бытия у Демокрита. Значение Демокрита в развитии древнегреческого и последующего материализма.

Учение Платона о бестелесных «видах» («идеях») как учение объективного идеализма. «Бытие» («идеи»), «небытие» («материя») и мир чувственных вещей. Дуализм души и тела. Учение Платона о знании. Теория «припоминания» как первая форма идеалистического априоризма. Учение о государстве и о воспитании.

Тема 3. Античная философия (Аристотель, Эпикур, стоики, скептики) (2 часа)

Расхождение Аристотеля с Платоном, критика платоновской теории «идей». Форма и материя. Человек – единство души и тела, ум – высший элемент души. Учение о четырех причинах (началах).

Натурфилософия Аристотеля, его физика и космология. Учение о физических элементах и его связь с космологией. Геоцентрическая система. Телеологизм. Логика Аристотеля.

Учение об обществе и государстве. Психология и этика Аристотеля.

Переработка Эпикуром атомистической физики Демокрита. Эвдемонизм – этика Эпикура.

Киники. Учение о добродетели.

Этика стоиков – ригоризм. Понятие «судьбы». Добродетель как жизнь разумная и согласная с природой.

Скептицизм как итог всей истории античной философии.  

 

Семинар 1. «Античная философия» (2 часа)

1. Общая характеристика античной философии. Основные этапы и

проблемы.

2. Философия досократиков:

а) Милетская школа.

б) Гераклит и элеаты. Парадоксы Зенона.

в) Пифагор и его школа.

г) Античная атомистика и ее значение для науки.

3. Философия софистов.

4. Сократ. Его жизнь и учение.

 

Семинар 2. «Античная философия» (2 часа)

1. Объективный идеализм Платона. Учение об идеях, душе, теория познания, диалектика. Социально-политическая утопия Платона.

2. Аристотель: метафизика, логика и диалектика, физика, этика и политика.

3. Эллинистическо-римская философия: киники, скептики, эпикурейцы, стоики. Неоплатоники.

 

Вопросы для домашних заданий и контрольных работ

 

1. Какая идея Фалеса (первоначало – вода), Анаксимандра (апейрон), Анаксимена (воздух), Эмпедокла (четыре элемента) кажется вам наиболее приемлемой и разумной?

2. Зародышем каких, более поздних учений и идей в физике и химии являются представления древних греков о первоначале всех вещей?

3. Софист Протагор сформулировал положение: «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют». Что означает эта формула? Возможно ли при таком подходе говорить об объективности знания?

4. Вопрос для дискуссии: «Всегда ли знание удерживает нас от дурных поступков? Прав ли Сократ?»

5. «Познай самого себя». Является ли трудной эта задача?

6. Некий Диоген думал, что опроверг теорию идей Платона, сказав ему так: «Стол я вижу на самом деле, но я не вижу никакой идеи стола». Что возразил ему Платон?

7. О чем повествует платоновский миф о пещере?

8. Аристотель считал умножение богатства одной из самых абсурдных целей, не достойных человека. Согласны ли вы с ним?

9. На знаменитой фреске Рафаэля «Афинская школа» в центре изображены Платон и Аристотель. Платон указывает рукой на небо, Аристотель – на землю. Что имел в виду художник?

 

Экспресс-контрольная:

Вариант 1-й. Парменид считал, что познание может пойти двумя путями: «тропой дня» и «тропой ночи». Что он имел в виду?

Вариант 2-й. Парменид впервые разделил мир на постигаемый разумом и данный нам в чувствах. Заполните пропущенные места противоположными определениями, характеризующими эти два мира:

       разум                                              чувства                        

          мышление                                      ………..

       ……….                                           эмпирическое

       ……….                                           многое

       бытие                                              ………..

       ……….                                           время

       покоящееся                                    ……….

       истина                                             ……….

  

Темы рефератов

 

1. Греческая мифология и ее влияние на философию.           

2. Социально-политическая жизнь в Древней Греции и ее влияние на философию.

3. Единое и многое как проблема в философии.

4. Особенности древнегреческой диалектики. Диалектика как искусство спора и диалектика как картина мира.

5. Учение элеатов о бытии и познании. Путь мнения и путь знания.

6. Решены ли парадоксы Зенона?

7. Атомистическая теория Левкиппа и Демокрита и современный атомизм.

8. Сократ и мы. Уроки философии Сократа.

9. Спор Сократа с софистами. Возможна ли объективная истина?

10. Платон и коммунизм. Судьба утопии Платона.

11. Платон о смысле любви. Диалог «Пир».

12. Физика Аристотеля и современная физика.

13. «Платон мне друг, но истина дороже». Критика Аристотелем теории идей Платона.

14. Эпикурейский идеал добродетельной и счастливой жизни.

15. Истинное и ложное в философии скептиков. Скептицизм как жизненная позиция.

16. Жизнь и философия Сенеки. Стоицизм как жизненная позиция.

 

Основная л итература

Античная философия. Энциклопедический словарь. М., 2008.

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1999.

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

История философии: Запад – Россия – Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). М., 1995.

История философии: энциклопедия.­ Минск, 2002.

Рассел Б. История западной философии. М., 2009.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. 1. Античность. СПб., 1994.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

 

Дополнительная литература

 

Аристотель. Метафизика. Соч.: в 4 т. Т. 1. М., 1975.

Бронникова Е.В. Очерк В.Н. Ильина о Сократе // Вопросы философии. 2014. № 10.

Губин В. Д. Философия. М., 2013.

Ильин В.Н. Сократ и антропология самопознания // Вопросы философии. 2014. № 10.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М., 1972.

Кессиди Ф.Х. Гераклит и диалектический материализм // Вопросы философии. 2009. № 3.

Кессиди Ф.Х. «Загадка» бурного расцвета греческой философии // Вопросы философии. 2007. № 8.

Лосев В.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1998.

Антология мировой философии: в 4 т. Т. 1. М., 1969.

Ален. Элеаты. Гераклит. Сократ. Софисты. Эмпедокл. Анаксагор. Атомисты // Философские науки. 2005. № 7, 8, 9.

Ален. Аристотель // Философские науки. 2006. № 1.

Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.

Овчинников Н.Ф. Парменид – чудо античной мысли и непреходящая идея

инвариантов // Вопросы философии. 2002. № 5.

Ольшевская Н., Малышкина М. Философия. Конспекты. М., 2013.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., 1993.

Платон. Апология Сократа // Соч.: в 3 т. Т. 1. М., 1968.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2009.

Шахнович М.М. Сад Эпикура. Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры. СПб., 2002.

    Тема 4. Основные проблемы средневековой философии и эпохи Возрождения (2 часа)

Возникновение христианства, его влияние на общество и философию. Истоки христианской философии. Основные этапы развития средневековой философии: патристика и схоластика. 

Патристика. Креационизм (идея творения) – основа патристической онтологии. Философия Августина. Проблема соотношения знания и веры. Учение Августина о личности.

Схоластика. Философия Фомы Аквинского – попытка приспособить философию Аристотеля к учению католической церкви. Учение о гармонии разума и веры, «доказательства» бытия Бога. Политическое и социальное учение Фомы. 

Борьба номинализма и реализма: Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам.

Реформация. Философия гуманизма. Натурфилософия и диалектика Возрождения (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Джордано Бруно). Социально-политические учения (Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

Темы рефератов

                            

1. Университеты и образование в Средние века.

2. Творчество Роджера Бэкона.

3. Отцы церкви. Тертуллиан.

4. Аврелий Августин (Блаженный). Нравственные уроки «Исповеди».

5. Доказательства бытия Бога Фомой Аквинским.

6. Модель человека в христианской философии.

7. Греческий эрос и христианская агапе.

8. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм.

9. Алхимия в контексте средневековой культуры.

10. Человек и космос в творчестве Дж. Бруно.

11. Н. Макиавелли. Трактат «Государь».

 

Основная литература

  

Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В. Д. Философия. М., 2013.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. 2. Средневековье. СПб., 1995; Т. 3. Новое время. СПб., 1996.

Рассел Б. История западной философии. М., 2009.

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XV века. М., 2004.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.                            

 

Дополнительная литература

 

Аврелий Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991.

Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского средневековья): в 2 т. СПб., 2001.

Белялетдинов Р.Р. Элементы самоорганизации средневекового университета // Философские науки. 2008. № 6.

Гайденко П.П. Средневековый номинализм и генезис новоевропейского сознания // Вопросы философии. 2014. № 2.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

История философии: Запад – Россия – Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). М., 1995.

Зеньковский В.В. Об образе Божием в человеке // Вопросы философии. 2003. № 12.

Кассирер Э. Индивид и космос в философии Возрождения. Избранное. М., СПб., 2000.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

Ольшевская Н., Малышкина М. Философия. Конспекты. М., 2013.

Бруно Дж. Диалоги. М., 1949.

Жильсон Э. Знание и мудрость. М., 1999.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Монтень М. Опыты. М., 1991.

Макиавелли Н. Государь. М., 2009.

 

Тема 5. Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.) (2 часа)

 

Эмпиризм и рационализм – основные направления философии Нового времени. Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма. Роль методологии в научном познании. Разработка индуктивного метода. Исследование природы человеческого ума (учение о призраках). Классификация наук. Социально-политические идеи. Р. Декарт – основоположник рационализма Нового времени. Учение о методе (основные положения). Дуализм Декарта – учение о двух субстанциях, механицизм.

Линия эмпиризма (Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). Теория общественного договора Т. Гоббса.

Дж. Локк. Учение о чувственном опыте как единственном источнике знания (сенсуализм). Критика Локком учения о врожденных идеях. Теория первичных и вторичных качеств. Социально-политические взгляды Локка.

Дж. Беркли. Критика понятия субстанции. Утверждение о субъективности первичных качеств. Вещи как «комплексы ощущений».

Давид Юм – основоположник принципов новоевропейского скептицизма. Критика Юмом понятия объективной причинности.

Линия рационализма (Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах; монизм и пантеизм; учение о человеке; учение о свободе и необходимости.

Г. Лейбниц. Плюрализм в онтологии и учение о монадах. Идеализм и априоризм теории познания Лейбница и учение о самоочевидной, «разумной» и фактуальной истинах.

Философия эпохи Просвещения. Основные представители французского материализма XVIII века: Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах. Особенности французского материализма. Социально-политические идеи мыслителей эпохи Просвещения. Учение Ж.Ж. Руссо об общественном договоре.

Темы рефератов

 

1. Научная революция XVII века и ее особенности.

2. Физика Декарта и Ньютона.

3. Галилео Галилей как ученый и философ.

4. От алхимии – к научной химии. Творчество Роберта Бойля.

5. Ф. Бэкон. Учение об идолах.

6. «Новая Атлантида» Ф. Бэкона: фантастика и научные прогнозы.

7. Механицизм и его сущность.

8. Д. Локк и традиции буржуазного либерализма. Разделение властей.

9. Учение Д. Локка о первичных и вторичных качествах в свете современной химии.

10. Развитие идеи правового государства в творчестве Ш.-Л. Монтескье.

11. Философия истории Д. Вико. Теория циклов.

12. Вольтер и свободомыслие в эпоху Просвещения.

13. Руссо и Робеспьер. Руссо о «ловушках» демократии.

14. Образ Ж.-Ж. Руссо в романе немецкого писателя Лиона Фейхтвангера «Мудрость чудака».

15. П. Гольбах и его «Система природы».

16. Просвещение в России и его особенности. А. Н. Радищев.

 

Основная литература

Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В. Д. Философия. М., 2013.

Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. 3. Новое время. СПб., 1996.

История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV – XIX веков). М., 1998.

Соколов В.В. Европейская философия XV–XVIII веков. М., 1996.

Рассел Б. История западной философии. М., 2009.

 

Дополнительная литература

 

Асмус В.Ф. Декарт. М., 2006.

Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

Беседин А.П. Теория идей Джорджа Беркли // Вопросы философии. 2014. № 9.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.). М., 1987.

Валери П. Взгляд на Декарта (фрагмент) // Вопросы философии. 2003. № 10.

Декарт в канун XXI столетия. М., 1998.

Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения: в 2 т. Т. 1. М., 1986.

Ольшевская Н., Малышкина М. Философия. Конспекты. М., 2013.

Соколов В. В. Спиноза. М., 1977.

Фишер К. История Новой философии. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1994.

Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII века. М., 1974.                        

Руссо Ж.-Ж. Избранное. Главы и отрывки из сочинений. М., 1976.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2009.

Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.

 

Тема 6. Немецкая классическая философия (2 часа)

Немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) – общая характеристика.

И. Кант. Докритический и критический периоды в творчестве Канта. «Критика чистого разума» – учение о возможностях человеческого разума. «Коперниканский переворот» в философии. Учение Канта о «вещах в себе» и «явлениях». Познавательные способности человека: чувственность, рассудок и разум. 

«Критика практического разума» – учение Канта о нравственности; кантовский категорическом императив. «Критика способности суждения» как попытка преодолеть разрыв между миром сущего и миром должного. Кант и телеология. Учение Канта о прекрасном, вкусе, гении.

Г. Гегель. Объективный идеализм и диалектика. Учение о саморазвитии абсолютной идеи. Основные черты гегелевской диалектики. Законы и категории диалектики. Учение об историческом прогрессе, государстве, праве и свободе.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

Семинар «Немецкая классическая философия» (2 часа)

 

1. И. Кант: гносеология, этика, эстетика. Диалектика Канта.

2. Жизнь и учение И. Г. Фихте.

3. Натурфилософия Шеллинга.

4. Система и метод в философии Гегеля. Учение о государстве, праве, свободе личности. Гегель о смысле истории.

5. Антропологическая философия Л. Фейербаха.

 

Дополнительные вопросы для обсуждения

1. На каком основании самостоятельные философские системы Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля объединяются в единую идейную систему – немецкую классическую философию? Какая фундаментальная проблема решалась немецкими классиками?

2. Почему второй период в творчестве Канта назван критическим?

3. Каковы философские идеи работы Канта докритического периода «Всеобщая естественная история и теория неба»?

4. Что такое кантовская «вещь-в-себе»?

5. Кант писал: «чтобы познать пространство и время, нет нужды далеко ходить, ведь они даны нам априори и внутри нас». Что значит «априори»?

6. В чем различие между феноменом («явлением») и ноуменом («вещью- в- себе») по Канту?

7. Как формулируются основные кантовские вопросы?

8. Канта считают агностиком. Почему?

9. «Посредством первой способности предмет нам дается, а  посредством второй он мыслится». О каких двух способностях познающей души говорит Кант?

10. Что такое антиномии, по Канту, и почему они неразрешимы?

11. Что такое легальность и моральность, по Канту?

12. Кант так формулирует категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла стать основой всеобщего законодательства». Есть ли в мировой культуре иные формулировки этого этического принципа?

13. Существует ли сходство между декартовским «Я мыслю, следовательно, существую» и положением Фихте «Я есть Я». Обоснуйте свой ответ.

14. Шеллинг называл природу оцепеневшим духом. Что он имел в виду?

15. Что такое «абсолютная идея» в философии Гегеля?

16. Почему диалектику Гегеля называют идеалистической? Распространял ли Гегель диалектику на природу? На историю?

17. Как Фейербах трактует религию и какой модификации он ее подвергает?

18. Что такое этика «туизма» по Фейербаху?

 

Вопрос для дискуссии:

 

Этика Канта – одна из самых строгих и ригористичных. Но возможна ли другая этика?

Экспресс-контрольная:

Охарактеризуйте законы диалектики, открытые Гегелем. Являются ли эти законы универсальными?

 

Контрольная работа по теме «Немецкая классическая философия»

             

Вариант 1

 

1. Кант писал: «Не может быть ничего более ужасного, чем то, что действия человека должны быть подчинены воле другого». Выражением какой политической и философской позиции является этот принцип?

2. Что такое императив? Чем отличаются два типа императивов: гипотетический и категорический?

3. В чем заключается суть трансцендентального идеализма Шеллинга?

 

Вариант 2

 

1. Что такое априорные понятия и апостериорные суждения по Канту?

2. Кант уверял, что философская наука о боге бессмысленна, теоретически доказать бытие бога невозможно. Согласны ли вы с этим утверждением?

3. В чем состоит основное противоречие философии Гегеля?

4. «Бог есть то, чем человек хотел бы быть», утверждал Л. Фейербах. Проинтерпретируйте это суждение.

5. Человек человеку Бог, считал Л. Фейербах. Как вы понимаете это утверждение?

 

Темы рефератов

                                                            

1. Жизнь и творчество Иммануила Канта.

2. «Коперниканский переворот» в гносеологии.

3. Великая Французская революция и немецкая классическая философия.

4. «Критика чистого разума» И. Канта и ее основные проблемы.

5. И. Кант. Антиномии чистого разума и их смысл.

6. «Категорический императив» И. Канта и его современное значение.

7. Диалектика Фихте. Принцип свободы и деятельности.

8. Натурфилософия Шеллинга и современная картина природы.

9. Общая структура гегелевской философии.

10. Гегель: «Противоречие – источник всякой жизненности и силы».

11. Философия истории и социально-политическая концепция Гегеля.

12. Антропология и этика Л. Фейербаха. «Я» и «Ты» – эгоизм и любовь.

 

Основная литература

Голубинцев В.О., Данцев А. А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В. Д. Философия. М., 2013.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т.3. Новое время. СПб., 1996.

История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV – XIX вв.). М., 1998.

Рассел Б. История западной философии. М., 2009.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2009.

 

Дополнительная литература

Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 2005.

Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М., 1998.

Коротких В.И. О новом понимании структуры системы Гегеля // Вопросы философии. 2003. № 4.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. М., 1989.

Мясников А.Г. Проблема права на ложь (прав ли был Кант?) // Вопросы философии. 2007. № 6.

Ойзерман Т.И. Кант и Гегель как исторические личности // Вопросы философии. 2006. № 11.

Ольшевская Н., Малышкина М. Философия. Конспекты. М., 2013.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Длугач Т.Б. Кант. «Третья критика» // Философские науки. 2009. № 7.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. М., 1974–1977.                             

Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1963–1966.

Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 2007.

Фейербах Л. Сущность христианства // Избранные философские произведения: в 2 т. Т. 2. М., 1965.

Тема 7. Русская философия XIX – XX вв. (2 часа)

Западники и славянофилы. Спор о путях развития России и его современное наполнение. Материализм русских революционных демократов и их борьба против идеализма (Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Писарев).

Историософия Константина Леонтьева.

Вл. Соловьев. Мистико-максималистская проповедь «теургического делания», призванного к «избавлению» материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразованию его в «нетленный» космос красоты. Историософская теория христианского «богочеловеческого процесса» как совокупного спасения человечества. Теократическая утопия. Философская доктрина «всеединства» и религиозно-поэтическое учение о Софии.

Бердяев Н.А. – представитель персонализма и экзистенциализма. Учение о свободе. Творчество, преодолевающее отчуждение и внеположенность объектов человеку. Конфликт между личностью и объективацией – главное содержание учения Бердяева о человеке и обществе.

«Конкретная метафизика» П. А. Флоренского.

Русский философский космизм конца XIX – начала XX веков (Н. Федоров, Вл. Соловьев, К. Циолковский, П. Флоренский, А. Чижевский, В. Вернадский и др.).

Семинар «Русская философия XIX – XX вв.» (2 часа)

 

1. Спор западников и славянофилов и его историческое значение. Русская идея и современная политика.

2. Русский религиозный идеализм.

3. Русский космизм.

       4. Концепция личности и истории. Спор анархистов и государствен-ников.

 

Дополнительные вопросы для обсуждения

 

1. Назовите известных писателей, разделявших идеологию славянофильства или западничества.

2. Что означают введенные А.С. Хомяковым термины «иранство» и «кушитство»?

3. Славянофилы не любили власть и считали ее грехом. Почему в таком случае они были сторонниками самодержавной, неограниченной монархии?

4. Почему славянофилы считали реформы, проведенные Петром Великим, изменой России?

5. Что такое, с точки зрения славянофилов, русская «коммунитарность»?

6. Н.А. Бердяев говорил, что славянофилы писали об идеальном самодержавии, идеальном православии и идеальном народе. Можно ли на этом основании назвать их романтиками?

7. А.С. Хомяков писал о русской истории: «Ничего доброго, ничего достойного уважения или подражания не было в России. Везде и всегда были безграмотность, неправосудие, разбой, крамолы, личности угнетение, бедность, неустройство, непросвещение и разврат. Взгляд не останавливается ни на одной светлой минуте в жизни народной, ни на одной эпохе утешительной». Как вы думаете, совместимо ли такое мнение о России с патриотизмом?

8. Какие два идейных направления сложились в русском западничестве и какова их историческая судьба?

9. Охарактеризуйте отношение А.И. Герцена к социализму.

10. Почему философию В.С. Соловьева называют философией всеединства?

11. Охарактеризуйте три периода в творчестве В.С. Соловьева: теософию, теократию и теургию.

12. В чем смысл проекта Н.Ф. Федорова, который был назван проектом всеобщего спасения?

13. Что имел в виду Н.А. Бердяев, когда писал, что Н.Ф. Федоров рационализирует тайну смерти, не чувствует «в ней темного жала греха»?

14. Чем отличается космизм В.С. Соловьева и космизм Н.Ф. Федорова?

15. Кто представляет естественно-научную тенденцию в русском космизме?

16. Два полюса – любовь и ненависть к власти породили в России государственников и анархистов. Опишите генезис этих двух мировоззренческих позиций.

Темы рефератов

 

1. Социально-экономическая ситуация в Европе середины XIX века и ее влияние на возникновение марксизма.

2. Ранние работы К. Маркса и Ф. Энгельса.

3. Работа К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология» и ее значение.

4. Спор К. Маркса и Ф. Энгельса с младогегельянцами. Его смысл и значение для марксизма.

5. Проблема отчуждения и ее решение К. Марксом. Практика реализации марксовой теории в России.

6. Маркс и Гегель.

7. Историческая концепция Маркса. Понятие общественно-экономи-ческой формации.

8. Творчество Ф. Энгельса. Работа Энгельса «Диалектика природы».

9. Судьба марксизма в России. Г.В. Плеханов и В.И. Ленин.

Основная литература

Голубинцев В. О., Данцев А. А, Любченко В. С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В.Д. Философия. М.: Проспект, 2013.               

История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV – XIV вв.). М., 1996.

 Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс //Соч. 2-е изд.: Т. 13. С. 6 – 7, 491 – 492.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд.: Т. 3. С. 36 – 37.

Ленин В.И. Карл Маркс // Полн. собр. соч.: Т. 26. С. 57 – 58.

 

Дополнительная литература

 

Гобозов И.А. Материалистическое понимание истории и современность // Философия и общество. 2008. № 2.

Альтюсер Л. Просто ли быть марксистом в философии? // Философские науки. 1990. № 7.

Котельников М.Е. Маркс и XXI век // Вопросы философии. 2008. № 11.

Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. М., 1974.

Рокмор Т. Открытие Маркса после марксизма // Вопросы философии. 2000. № 4.

Деррида Жак. Призраки Маркса. М., 2006.

Длугач Т.Б. Маркс: вчера и сегодня // Вопросы философии. 2014. № 2.

Альтюсер Луи. За Маркса. М., 2006.

Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Соч. 2-е изд. Т. 42. Ч. 2. или Из ранних произведений. М., 1956.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. Т. 3. или Избр. соч.: в 9 т. Т. 2.

Ойзерман Т.И. Марксистская концепция социализма и реальный социализм // Вопросы философии. 2002. № 2,3.

Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избр. филос. произведения: в 5 т. Т. 1. М., 1956.

Семенов В.С. Забытый Маркс: о революции, социализме, человеке // Философские науки. 2009. № 6.

Умер ли марксизм (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1990. № 10.

Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.        

Тема 9. Основные направления философии XIX – XX веков (2 часа)

 

Позитивизм и неопозитивизм. Актуальные философско-методологические проблемы: роль знаково-символических средств научного мышления, отношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природа и функция математизации и формализации знания.

Постпозитивизм. Понятие «критический рационализм». Фальсификационизм и антикумулятивизм Поппера. Принцип «фаллибилизма». Способ выдвижения гипотез. Метод проб и ошибок. Концепция научных революций Куна. Понятия научного сообщества и научной парадигмы. Понимание истины у Куна.

Герменевтика. Основные проблемы: герменевтический круг, традиция, авторитет, языковость и др. Герменевтика как методологическая основа гуманитарного знания. Герменевтика как одна из форм современного иррационализма и антисциентизма.

Иррационалистическая философия. А. Шопенгауэр. Учение о воле. С. Кьеркегор.

Ф. Ницше и философия жизни. Экзистенциализм. Основные экзистенциалы: экзистенция, присутствие, одиночество, время, страх, свобода, man, заброшенность, пограничная ситуация.

Фрейдизм и неофрейдизм. Проблема соотношения биологического и социального.

Постмодернизм.

 

Вопросы для докладов и дискуссий

 

1. Позитивизм преодолен в теории. Но преодолен ли он в эмпирической жизни?

2. Обсудить доклад на тему «Учение Шопенгауэра о воле. Жизнь между страданием и скукой».

3. «Нет такой судьбы, которую нельзя было бы преодолеть, презирая ее», – писал А. Камю. Как вы понимаете эту мысль Камю?

4. Что такое герменевтический круг?

5. «Понять другого…Эта песня безумно долга», – писал известный русский писатель В. Трифонов. Почему?

 

Темы рефератов

 

1. С. Кьеркегор и М. Хайдеггер.

2. Критика классической философии в XX веке.

3. А. Шопенгауэр. Жизнь между страданием и скукой. Освобождение путем аскезы.

4. Ф. Ницше. Воля к власти как конституирующий принцип бытия.

5. Критика культуры в философии Ф. Ницше. Проблема нигилизма.

6. Ф. Ницше о человеке и сверхчеловеке. Критика морали и христианства.

7. Понятие жизни и теория эволюци



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.304 с.)