Ведущий. Спасибо, что путешествовали с нами в XX век. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведущий. Спасибо, что путешествовали с нами в XX век.




 


 

Методический совет. Запомнить более восьми строчек за два часа нереально. Поэтому совершенно не возбраняется чтецам держать в руках листки с крупно напечатанным текстом, а ещё лучше свитки. Если предполагается полумрак, то вместе со свитком органично будет смотреться свеча.

На последнем сборе мы сделали финал ВЕЧЕРА ПОЭЗИИ так. Когда все отряды закончили все свои выступления – они собрались в зале. За то время, пока шла подготовка и проведение – я и сборная команда отрядов (по одной девочке-добровольцу от каждого) сделали композицию по стихам Екатерины Горбовской – прекрасной, талантливой, остроумной поэтессы. Вот уж чьи стихи восприниматюся сразу и на слух.

Хотите пример?

 

В замке было девять башен.

День был чист и ясен.

Принц был весел и отважен,

Молод и прекрасен:

Воевал, гулял по парку,

Пил вино с друзьями,

Иногда читал Петрарку

Влажными глазами,

У пруда кормил жар-птицу

Хлебом и изюмом...

Он хотел на мне жениться,

А потом раздумал.

 

 

 

Вечер поэзии. «Принц был весел и отважен…» «Зеленый гусь»

 

Но это было еще не все. После представления на сцену выходили все желающие и читали свои собственные стихи. Вы даже не представляете, сколько, оказывается девчонок и мальчишек пишет стихи и отнюдь не всегда графоманские. Одна девочка показала мне толстую тетрадку своих стихов… Ни строчки о любви. Все стихи об армии, войне, патриотизме и любви к Родине… Повторюсь, это были стихи 15-летней девочки. Помню ещё парня, который писал стихи на французском языке. Удивительно чудно раскрываются дети во время ВЕЧЕРА ПОЭЗИИ…

Это Вечернее дело третьего дня по жанру представляет собой полную противоположность ШЕДЕВРАМ РОК-Н-РОЛЛА, но должно потрясти детские души в гораздо большей степени. Удивительно прекрасны детские лица и глаза после ВЕЧЕРА ПОЭЗИИ. Ведь многие из них только что, быть может, впервые в жизни, испытали самые возвышенные чувства от соприкосновения с подлинно прекрасным. Они еще вернутся в тот мир, мир сленга, грубости, цинизма… Но этот вечер останется с ними навсегда, ибо каждый сейчас готов повторить вслед за Гете: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

 

Но, представьте себе, на этом третий день ещё не заканчивается. Нам снова, сегодня уж в последний раз, предстоит удивить детей. Даем команду на пять минут зайти в домики, взять свечи и одеться потеплее. Нам предстоит ДТП.

 


 

 

ДТП

 

Давай с тобой поговорим

Прости, не знаю как зовут…

О.Митяев

 

Если у вас в головах еще нет путаницы от всех этих сокращений, то позвольте пояснить, что ДТП расшифровывается как в эпиграфе – Давай с Тобой Поговорим.

Для некоторых деток ДТП – весьма серьезное испытание на общительность и умение вести беседу. Бывает тут всякое – даже большие душевные раны и неприятные осадки. Как никогда здесь становится очевидной картина величайшего разнообразия человеческих характеров, которые ой как трудно бывает иногда друг к другу приспособить. Остаться на полчаса наедине с незнакомцем и суметь нормально с ним поговорить – это не каждому дано. Но тренироваться нужно.

Ни в коем случае нельзя проводить это Дело с младшими школьниками и с трудными подростками. Тут требуется хотя бы минимальная продвинутость, наличие хотя бы зачатков какой-то культуры и хорошего воспитания.

Во время ДТП обязательно будут дети, для которых оно станет мукой.

Но их жертвы не будут напрасны, потому что процентов девяносто ребят всегда это Дело горячо одобряют и обязательно просят его повторить. Оно путешествует по лагерям, что служит доказательством его полезности. Если это Дело проводить в «обычном» лагере, то я бы посоветовал каждому вожатому брать на него не весь отряд. Некоторым детям нужно отказать в участии без объяснения причин, некоторые не захотят сами. Если к этому прибавить внешнюю красоту этого дела, его романтичность и интимность… Но все по порядку.

В назначенный ночной час (для нас это 22.30) у ворот лагеря собираются дети и комиссары. Все разговаривают очень тихо, а лучше вообще не разговаривают. Перед собравшимися выходит Ведущий и негромко говорит: «Прошу абсолютной тишины… я сказал, тишины… Друзья мои, сейчас каждому из вас предстоит нелегкое испытание. Вам придется около получаса пробыть наедине с незнакомым человеком в интимной обстановке. С вашим собеседником вас сведет жребий. Вы будете идти и разговаривать о чем хотите. Как знать, быть может это ваша судьба? Начнем же, без долгих предисловий. Сейчас из толпы прошу выйти первый и второй отряды, и построиться лицом друг к другу… Так… Комиссары этих отрядов, станьте друг к другу спиной, а к отряду – лицом. На счет «три» комиссар первого отряда берет и подводит ко мне девочку, а комиссар второго отряда – мальчика. Итак, раз… два… три!»

Таким образом, перед Ведущим оказывается случайная пара мальчик-девочка. Он соединяет им руки, вручает горящую свечу и напутствует: «Благословляю. Видите – впереди Дежурный комиссар с фонариком? Идите за ним, стараясь не приближаться ближе, чем на двадцать метров. Приятной беседы». Мальчик и девочка, взявшись за руки, не спеша (не спеша, говорю) следуют за плывущим огоньком, который уже успел удалиться метров на двадцать. Затем следующая пара. Когда, скажем, во втором отряде заканчиваются мальчики, то комиссар начинает выводить в центр девочек, а комиссар первого отряда – мальчиков. В конечном итоге остается пара бесхозных девочек. Каждой из них достается не самый плохой вариант – комиссар не своего отряда. Та же процедура постигает третий-четвертый отряды, пятый-шестой…

А Дежурный комиссар с фонариком уже ушел довольно далеко… Это очень красивое зрелище – плывущая цепочка огоньков, растянувшаяся почти на километр. Дежурный комиссар должен проложить маршрут на местности заранее, чтобы получился гигантский круг. Надо видеть это мерцающее кольцо, надо видеть детей после ДТП, их глаза… моя клавиатура бессильна…

Как всегда, парочка случаев.

Однажды показывал я ДТП на учёбе вожатых под городом Балабаново. Маршрут проходил вдоль реки, через мостик и по другому мосту назад. Было потрясающе: огоньки, отражающиеся в воде, звёзды… Но тут приехала милиция и сказала, что к ним поступил звонок от граждан, которые утверждают, что здесь проводиться сборище какой-то религиозной секты…

А ещё шла у нас «Эврика» – сбор участников штабов старшеклассников всех районов города. Ну, очень активнейшие штабисты собрались… просто очень... А кто не знает, что самые штабистейшие активисты есть и самые любовно озабоченные товарищи? И вот они, едва углубившись в лес, сразу потушили свечки и разбежались по кустам... Долго мы вылавливали их по всему лесу с фонариками и мегафонами… Поэтому, планируя сбор, обязательно выясните: это нормальные дети или безумные штабисты? Во втором случае ДТП лучше не проводить, а устроить беседу с православным священником на тему: «Нравственность – это круто!»

Если сборы многодневные, т.е. дней больше семи, то мы непременно проводим в конце и ДТП-2. Но пары подбираем иначе.

Днём выстраиваем друг напротив друга шеренгу мальчиков и шеренгу девочек. У всех в руках ручки и вот такая анкетка:

 

Имя того (той), с кем тебе хочется пообщаться на прогулке № его (её) отряда
   
   
   
   
   
   
Твоё имя № твоего отряда
   

 

Сначала мальчики честно-честно закрывают глаза, а девочки ходят вдоль их шеренги и вписывают в анкетку имена и номера отрядов тех, с кем хотели бы пройтись вечером вокруг лагеря по лесной тропинке. Чем больше имён будет в анкетке, тем большая вероятность, что тебе достанется желанный собеседник. Потом девочки закрывают глаза… Кстати, комиссары тоже ходят и делают вид, что заполняют. Почему ходят и почему делают вид? Об этом секундой позже.

Семь потов сойдёт со Старшего комиссара, пока он распределит пары. Вверху списка располагаются пары взаимного выбора, далее – выбор девочек. С детьми, которых не выбрал никто, идут комиссары, которые якобы этих детей выбрали. Также ночью у ворот собираются все-все и Дежурный комиссар достаёт из мешочка карточки с парами и зачитывает их. Пары формируются и идут по тропе. На ДТП-2 свечки не используются, так как в данном случае излишний романтизм уже ни к чему.

Описав гигантский круг, пары возвращаются в лагерь. Приятным итогом ДТП для комиссаров является вопрос, который дети задают сразу же: «А завтра у нас это будет?»

Да не подведет вас погода!

 

ДТП и ВЕЧЕРНИМ ОГОНЬКОМ заканчивается, наконец, третий день сбора.

 

 


ДТП. «Зелёный гусь»

 


 

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДЕЖУРСТВЕ

 

Фигаро тут, Фигаро там,

браво, Фигаро, браво, брависсимо!

Из оперы

 

Немного поговорим о Дежурном комиссаре, его обязанностях и обязанностях дежурного отряда. Дежурный комиссар ведет день. Его главная задача, чтоб план дня был выполнен точно и в срок. На него и на его отряд ложится двойная нагрузка.

Судите сами: нужно готовить творческие изюминки на УТРЕННИЙ РАЗВОД и анонсировать Вечернее дело; надо разносить в столовой еду и убирать последующее свинство; перед обедом необходимо развлечь голодный сбор интересным шоу на аппетитную тему. В лагерях часто практикуется такое «развлечение»: дежурный отряд тормозит всех у входа в столовую и требует заработать право на трапезу – исполнить номер самодеятельности, отгадать загадку, рассмешить царевну Несмеяну и т.д. Во-первых, все эти шуточки заезжены до оскомины, а во-вторых, никак не являются вкусной приправой к слипшимся макаронам. Творческими задачами дежурного отряда являются сервис, сервис и сервис. Эти три понятия… Словом, надо не измываться над питающимися, а создавать им хорошее настроение. Развешанные по столовой таблички «Не смотри на девочку, а смотри в тарелочку» хоть и относятся к классике детского народного творчества, но это их единственное достоинство. Вспоминать чужое легко, придумывать свое трудно. Но нам ли боятся трудностей?

Еще дежурный отряд готовит места для Вечернего дела, развешивает все, что нужно, а потом снимает, таскает тяжести, мажет гуашью ватман и столы, роняет на кухне кастрюли, подметает линейку и пр. А к концу дня ему нужно весело, бодро и творчески сдать дежурство следующему отряду с самыми добрыми напутствиями.

На плечах Дежурного комиссара борьба с посторонними и гостями.

Что касается посторонних, то разговор с ними – обязанность работников милиции, нанятых для охраны. Дежурному комиссару остается всего лишь милиционеров найти, разбудить «после вчерашнего» и показать на двух бритоголовых типов, которые ходят, прихлебывая пиво, и спрашивают: «А у вас тут чё? А у вас чё сёдня буэт, кино или дискотека?..»

А гости? Ох, как же рвутся на сбор стар и млад! Как манит этот магнит и тех, кто был в прошлом году и тех, кто только наслышан. Понять их можно.

Решить проблему многочисленных гостей ещё не удавалось никому. Я так понимаю, что никого приглашать на сбор не нужно, но уж если кто приехал – не выгонять. Каждому прибывшему Дежурный комиссар должен объяснить: «Может так случится, что здесь развлекать гостей и даже обращать на них внимание будет страшно некогда. Если это понятно – добро пожаловать!»

 

Устав Дежурного комиссара

Дежурный комиссар – это сегодня все.

Не щадя энергии и энтузиазма, Он бьется за четкое выполнение плана дня. Для Него план – есть священное писание, не подлежащее толкованию.

Дежурный комиссар, гнева которого не боятся дети и Отрядные комиссары, – плохой Дежурный комиссар.

Перед каждым мероприятием Он первым приходит на место, встречает отряды, организует спевку (методом застройки Песенного комиссара), игры, прочие развлечения.

Хороший Дежурный комиссар – тот, кого ненавидит Песенный комиссар; за непрерывные пеняния на леность и постоянное отсутствие при постоянной надобности.

Дежурный комиссар не курит, не ест, не садится, не ложится, не облокачивается. Некогда ему.

После прибытия на мероприятие последнего отряда Дежурный комиссар строжайше взыскивает с него за опоздание. Но Он должен всегда помнить и примиряться с истиной, что мероприятий, начавшихся вовремя, не бывает!

Имя комиссара, допустившего опоздание своего отряда, заносится в блокнот, а потом склоняется на ночном Совете долго, нудно, а самое главное – безрезультатно.

Дежурный комиссар объявляет начало мероприятия (т.е. сначала делает перекличку отрядов, потом говорит, как мероприятие называется, представляет Ведущего и делает «последнее» замечание шумящему второму отряду).

Во время проведения мероприятия Он следит за дисциплиной в зале и:

а) возмущается: почему комиссары шушукаются в последнем ряду, а не сидят каждый со своим отрядом?

б) ежеминутно посылает кого-нибудь в столовую узнать: а насколько сегодня задержится обед – на час или полтора;

в) постоянно просит командира своего отряда пошарить по лагерю: не шляется ли вне мероприятия какой-нибудь ребенок? Не отсиживается ли в комнате за картишками веселая компашка? Не курит ли кто за туалетом запрещенный сорт сигарет?

Идущий по лагерю без отряда ребенок действует на Дежурного комиссара, как на быка пионерский галстук. Этот ребенок и его Отрядный комиссар должны проклясть тот час, когда допустили такое!

Да – вежливость! Да – хорошее воспитание! Да – уважение и чуткость к каждому! Но, ребенок на территории без отряда!.. Здесь допустимо все: площадная брань, членовредительство, закапывание живьем, испепеление на месте, словом, никакая звериная жестокость не может быть в этом случае названа чрезмерной.

Дежурный комиссар всегда помнит о том, что в лагерях не бывает радистов непьющих, могущих шевельнуть пальцем без пинка. Поэтому Он с утра завладевает ключом от радиорубки, пусть перетрудившийся радист отдыхает.

По окончании любого мероприятия Дежурный комиссар с криком «Куда пошли? Сидеть!» устремляется к центру внимания и, за каких-нибудь 10 минут усадив и успокоив всех, подводит краткий итог прошедшего мероприятия. То есть он объясняет, что на самом деле мероприятие хорошее, задумано вообще гениально, а то, что вышла бредятина, объясняется такими-то и такими-то причинами. И вообще, Он лично знает человека, который в 1999 году в таком же участвовал, и это была совсем не та лажа, которая получилась сегодня.

Закончив оправдываться, Дежурный комиссар объявляет, что будет дальше по распорядку, т.е. вместо ранее запланированного Анти-КВНа сейчас состоится полуторачасовая беседа с пожарным инспектором, который приехал как раз вовремя.

Дежурный комиссар кого увидел, того озадачил!

Во время ночного совета Дежурный комиссар говорит последним, подводя итоги дежурства. Он твердо должен верить, что в четыре часа утра нет темы важнее, чем проблема умывальников.

Дежурный комиссар – это на сегодняшний день Царь, Бог и даже где-то чуть-чуть сам Старший комиссар.

Дежурный комиссар обязан наслаждаться дежурством до полного изнеможения.

 

Во всех этих шутках доля истины составляет сто процентов… Но не перейти ли нам к четвертому дню, господа.

 

 


ДЕНЬ 4

 

9.45 – 10.00 УТРЕННИЙ РАЗВОД
10.00 – 10.30 Завтрак
10.30 – 12.00 ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ
12.00 – 12.30 РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН
12.30 – 14.00 ВЫПЬ
14.00 – 14.30 Обед
14.30 – 16.00 ОТРЯДНОЕ ВРЕМЯ
16.00 – 19.00 Военная игра СТРАТЕГИЯ или СВЕТОФОР-2
19.00 – 20.00 СПЕВКА
20.00 – 20.30 Ужин
20.30 – 22.30 Подготовка к вечернему делу
22.30 – 23.30 Вечернее дело ВЕЛИКИЕ ПЬЕСЫ
23.30 – 00.30 ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК
00.30 – 01.00 По одному ребенку от каждого отряда на совет к Старшему Комиссару.
00.30 – 01.00 Укладывание
01.00 Совет комиссаров

 

 

На четвертый день сбор становится сбором. Отряды еще существуют как крыша дома, как семейный тыл. Но мальчишки и девчонки уже рвутся к новым знакомствам. Поэтому четвертый день – это день начала жадного общения детей из разных отрядов.

Новых дел в четвертый день всего три, зато каких…

ВЫПЬ, СТРАТЕГИЯ (или СВЕТОФОР-2), ВЕЛИКИЕ ПЬЕСЫ проверены временем и многочисленными дружественными нам педагогическими отрядами. Все, кто в этих делах поучаствовал непременно воспроизведут это в своих организациях. Можно ли все это качественно воспроизвести из предложенного описания? Тайна сия велика есть.

Эмоциональное состояние четвертого дня – самое замечательное. Разъезд уже виден, но виден как-то смутно, поэтому надо спешить, спешить наслаждаться сбором. Не только межотрядные, но и межличностные барьеры на четвертый день ломаются, взаимопонимание между комиссарами и детьми теперь абсолютное. Если до четвертого дня и оставались в отрядах какие-нибудь проблемные дети, то теперь они все куда-то подевались.

Перед великой воспитательной силой коллектива не устоял еще ни один вменяемый подросток. Нет больше ни оппозиции, ни стеснительных тихонь, ни психологически выматывающих молчунов – все в доску свои. Я уже говорил, что не верю в индивидуальный подход в лагерной педагогике. На ребенка, который постоянно обращает на себя внимание маргинальным поведением (ну, например, отказывается стать в орлятский круг) можно не обращать внимание. На него обратит внимание коллектив, и никуда он не денется.

Помню, было у меня в отряде два мальчика, которые в первый день так и норовили смыться из отряда, полазить по местности. Я решил им в этом не препятствовать и просто не замечал их. Они полазили по местности, понаслаждались свободой, посмеялись над дурачками, что ходили по лагерю строем и что-то кричали … И выяснили, что никому они тут не нужны… Как миленькие, вернулись к вечеру в отряд, и только тогда я обратил на них внимание. Сколько же облегчения было на их лицах… И, как всегда, потом на них не мог нарадоваться.

Подростки малоуправляемы, дерзки и не уважают старших. Их невозможно напугать плохим будущим, которого для них не существует, поэтому столь безуспешна борьба с курением, пьянством и наркотиками. Ну, не бывает в 15 лет ни болезней, ни смерти… Но есть одна вещь, которую они боятся как огня – быть отринутым стаей. Страх этот – главная причина всех подростковых пороков («на, курни, не мужик что ли?»), но в умелых руках эта их ахиллесова пята может послужить добрую службу. Работайте с отрядом, а уж отряд проведет такую эффективную индивидуальную работу, которая вам и не снилась.

Еще в предпоследний день наблюдаются первые признаки явления «Любовь на прощание». На всех «листах гласности» (листы ватмана, развешенные на стене столовой), появляются первые надписи: «Комиссары, мы вас любим», «Наш Леша – самый клёвый!» и тому подобное. В последний день сбора этот ручеек превратится в бурный водопад. Читать это все очень приятно, но лапшу с ушей все же периодически стряхивать надо. Может это от неуверенности, но я всегда нехорошо подозревал деток в том, что тащатся они не столько от комиссаров, сколько от своей любви. Нет, конечно, я обожаю общаться с нашими питомцами в последние дни сбора: до чего же они все милые, добрые, душевные и до боли родные, но все же держу в уме Шекспира: «Весь мир – театр». Как древний Сократ, я во всем сомневаюсь. Детская любовь недорого стоит и часто является средством манипулирования. «Саша, мы тебя так любим, ну неужели ты нам не разрешишь?..»

Кстати, метод купания в любви используют многие религиозные секты для заманивая в свои ряды. Помню я, как впервые в родном Воронеже появился десант американских мормонов. Милейшие молодые люди, студенты из штата Юта. Открытые, доброжелательные, с тонкой назойливостью знакомились с нашими парнями и девушками. В любой час дня и ночи к ним можно было прийти в общежитие – каждого они встречали радостными воплями и коллективной нежностью. По себе знаю, как трудно не сомлеть при возгласе: «Смотрите, кто пришел!». Действует безотказно, чтобы еще раз это услышать – некоторые готовы даже распродать имущество в пользу секты. Многие мои знакомые студенты тогда на это купились, многих охмурили хитрые мормоны и окрестили в свою веру.

Вот и на лагерном сборе все любят всех, и именно поэтому сборовская методика дает такие потрясающие результаты. Но…

На плохих сборах с не очень умными комиссарами вся эта «любовь» доходит до глупых, искусственных ритуалов: «Смотрите, идет комиссар Зубцов! Комиссару Зубцову гип-гип, ура!..» Можно сравнить с концертом «Студенческой весны». Факультет выступает, а зал его «поддерживает». На каждую реплику со сцены – вопли, визги, топот… Причем, на любую лажу, какой бы она ни была. Но вот если номер действительно хорош, то воплей нет – сами собой в едином порыве вспыхивают искренние, горячие аплодисменты. Так и на сборе: совершенно ни к чему давать команду: вопить слова любви и восторга комиссару Зубцову только потому, что он идет навстречу. Если комиссар Зубцов классный, это почувствуется без пластмассовой, суррогатной любви.

Я стараюсь избегать ситуаций, в которых звучат слова: «Мы тебя любим». Моя цель в другом: чтобы я всегда мог подойти к своему воспитаннику: «Ванятка, собираю на лето педотряд для работы в Мздряновке, поедешь?» – и услышать ответ: «С тобой, Анатолич, – куда угодно!»

Есть расхожая фраза: «Мы любим детей такими, какие они есть».

Дети, мы вас любим такими, какими сделали!

 


ВЫПЬ

 

Охотника сгубила птица выпь

Она ему всяк день твердила: «Выпь!»

И сдался он призыву подлой мощи

Под камнем сим его хранятся мощи.

В.Утин

 

Ничто не ново под луной. Что-то подобное уже где-то несомненно было, и сам я в детстве в этом подобном участвовал. Но это «что-то», будучи слепленным по кусочкам, усовершенствованным и доведенным до формы, родилось как самостоятельное произведение и получило название ПыС.

У этого дела очень счастливая судьба. Вот уже несколько лет, как его проводят в летних лагерях и на сборах самые разные педотряды в самых разных уголках страны и даже за рубежом. Очень досадно бывает мне встречать на своем пути множество других «авторов» и «разработчиков». Описание ПыС имеется во множестве разных методичек, составители которых без зазрения совести приписывают все себе… Хоть бы название додумались сменить.

Авторитетно заявляю что я, Ласуков О.А., разработал это творческо-бегательное мероприятие и придумал название «ПЫЛЬ СТОЛБОМ», сокращенно – ПыС. (Слов взято из книги турецкого писателя Азиса Несина). А если кто-то будет утверждать другое, то я его буду преследовать в судебном порядке, ибо у меня есть куча свидетелей, которые присутствовали при рождении и премьере ПыС. А то мне часто говорят: «ПыС была всегда».

Предлагаю вашему вниманию модернизированный, дополненный и переработанный вариант этого дела, которое неизвестно почему теперь называется ВЫПЬ. Основная разница в том, что в ПыС дети бегали в составе одной постоянной группы, а вот ВЫПЬ предусматривает индивидуальный маршрут и множество временных групп.

Суть этой творческой беготни в том что, имея быстрые ноги или творческую натуру (в идеале и то и другое вместе), ребенок бегает от станции к станции, где, временно соединяясь с другими участниками, выполняет различные творческие задания. Справившись с заданием, получает оценки в виде баллов.

Таким образом, у него три цели:

а) как можно быстрее прийти к финишу;

б) заработать как можно больше баллов;

в) а, следовательно, больше денег.

Перед проведением детям разъясняется, что завтра сбор закончится НОЧНЫМ КАФЕ, во время которого, каждый сумеет хорошо отдохнуть. И отдохнуть тем лучше, чем больше у него будет денег – фофигов. При большом их количестве можно устроить настоящий кутеж и прямо таки оторваться. Эти фофиги можно заработать именно сейчас. Сумма заработанного капитала зависит как от скорости движения, так и от качества исполнения заданий.

И что еще ценно. За время ВЫПЬ любой творец-бегун поучаствует минимум в пятнадцати творческих группах в самых разных комбинациях. То есть, если и остались за время сбора ребята, с которыми он еще не успел повзаимодействовать, то после ВЫПЬ таковых не останется. В этом и состоит главная прелесть этого дела.

Как всегда, для каждого ребенка изготавливается маршрутный лист

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.35.75 (0.072 с.)