Мультипликационная критика в российских медиа: основные сферы и виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мультипликационная критика в российских медиа: основные сферы и виды



АВТОРСКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ В

РОССИЙСКОЙ АРТ-КРИТИКЕ

 

Направление обучения: 42.03.02. Журналистика

 


Выполнил студент 3 курса
Кризьская Елизавета Сергеевна

Научный руководитель
кандидат фил.наук, доц. Власова Елена Георгиевна

 

«Допущено к защите»
Научный руководитель_________

Заведующий кафедрой_________

_____________ 2020

 

 

Пермь 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Мультипликационная критика в российских медиа: основные сферы и виды 7

1.1. Виды мультипликации 7

1.2. Медиапространство отечественной мультипликационной критики: основные сферы, площадки, подходы 10

Глава 2. Авторская мультипликация в оценке российской критики 19

2.1. Блог большого фестиваля мультфильмов: структура, авторы, контент и подходы 20

2.2. «Аниматор.ру»: структура, авторы, контент и подходы 27

2.3. «Multov.net»: структура, авторы, контент и подходы 33

Заключение 40

Список литературы 42

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Авторская анимация – это вид анимации, целью которого является отображение внутреннего мира режиссёра, его взгляда на жизнь. Предполагается, что именно авторская мультипликация очень показательна для страны, ей характерен малый хронометраж, в который закладывается глубокий смысл.

Российская авторская анимации признана во всем мире: номинация наОскар «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита, диплом за «Здравствуйте, родные» Александра Васильева на Международном фестивале анимационных фильмов «Крок». Однако в отечественном медиапространстве она представлена достаточно слабо. Главной сферой ее представления и рецензирования оказываются специализированные фестивали, за пределы которых авторское кино попадает редко.

Примечательно, что в России авторская анимация развита не так хорошо, как коммерческая. А сами эти понятия часто путают.

По мнению художника-постановщика, аниматора и режиссёра Игоря Ковалёва, в нашей стране пока не привыкли разделять авторскую анимацию и массовую. Изложенные типы мультипликации настолько различны, что и учить их созданию нужно совершенно по-разному: «у нас пока что это объединяется в одно, и когда начинается какой-то сериал или полный метр, продюсеры называют имена режиссеров, зарекомендовавших себя в авторском кино. Я считаю, что это все-таки большая разница».[1]

Дина Годер, программный директор Большого фестиваля мультфильмов, театральный критик и преподаватель, разделяет похожую точку зрения. По мнению журналиста, в России индустрия анимации находится только на стадии зарождения. В стране есть профессионалы своего дела, но механизм по производству качественных мультфильмов не налажен.[2] Такое положение в производстве анимации нашло своё отражение и в средствах массовой информации.

Во многом эта ситуация связана с отсутствием медиаресурсов для продвижения авторской анимации. Кроме того, как показало исследование, проведённое в прошлом году, в арт-критике отсутствуют качественные подходы к анализу мультипликационных фильмов. Этим обусловлены актуальность и проблема исследования.

Целью исследования является характеристика тематического и жанрового состава публикаций об авторском мультипликационном кино в российских СМИ.

Объектом данного исследования стала арт-критика как сфера журналистики, а предметом исследования – содержательные и жанрово-стилевые особенности публикаций об авторской мультипликации на специализированных площадках.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить основные сферы и жанры мультипликации

2.  Провести анализ медиапространства отечественной мультипликационной критики

3. Провести анализ материалов, публикующихся на специализированных площадках

Эмпирической базой исследования послужили материалы, опубликованные в блоге Большого фестиваля мультфильмов, на сайте «Аниматор.ру» и на сайте «Multov.net». Всего около … публикаций за период с … по … годы.. Первые две площадки можно считать специализирующимися на авторской мультипликации, третья же площадка посвящена анимации в целом.

Критерии анализа и методика были разработаны годом ранее в исследовании «Арт-критика о мультипликационных фильмах в Российских СМИ» на основании работ  Почему-то инициалы после фамилии…Бордуэлла Д., Давыдовой М., Мальчевской Е. и Сальниковой О.

Теоретической базой являются работы зарубежных и отечественных исследователей и искусствоведов в сфере искусства XX века, а также труды современных философов и теоретиков журналистики. Изучение мультипликации, истории её возникновения и различных классификаций представлена работами Ж. Садуля, Е. Голиковой-Пошкой, Н. Курковой, И.Ковалёва, В. Фоминой, Д. Годер, А. Хржановского. Медиапространство отечественной мультипликационной критики представлено работами Л. Малюковой, С. Ушакова, М. Токмашевой, Ф. Хитрук, Ю. Лотман и С. Капкова.

В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: описательный (ведущий метод), типологический, методы жанрового и стилистического анализа.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введение дается общая характеристика работы.

Первая глава «Мультипликационная критика в российских медиа: основные сферы и виды» представляет собой теоретическую часть, в которой мы рассматриваем краткую историю эволюции мультипликации, её основные виды, а также сферы распространения в медиа и подходы.

Вторая глава «Авторская мультипликация в оценке российской критики» представляет собой практическую часть, в которой проводим анализ площадок, а именно: блог Большого фестиваля мультфильмов, сайты «Аниматор.ру» и «Multov.net» и анализируем публикации об авторских мультфильмах, размещённых в обозначенных выше местах.

В заключении резюмируются общие положения исследования, подводятся итоги выполнения поставленных цели и задач.

 Раздел «Список источников» включает 25 источников и 6 материалов исследования (сформулируй точнее, кажется, что ты проанализировала 6 публикаци), то есть в общей сложности в него входит 31 позиция.

ГЛАВА 1

Виды мультипликации

Анимация претерпевала множественные изменения, появлялись новые приёмы и техники, становилось всё сложнее структурировать имеющиеся стили мультипликации. Однако на данном этапе развития анимации, по мнению исследователя Н.С.Курковой, можно выделить следующие ее классификации:

1. По технике создания. Сюда относитсярисованная иобъемная, выполненная в технике перекладки и игольчатого экрана, фотоколлаж и видеоколлаж, светотеневая, компьютерная двухмерная и трехмерная. В этой же категории находится мультипликация, при создании которой совместили несколько техник.

2. По использованию компьютерных программ: flash-анимация, перекладка в программе композитинга, 3D-анимация и др.

3. По разновидностям: традиционная (комедия, сказка, притча и т. п.) и экспериментальная (артхаус), мейнстрим (произведения, рассчитанные на массовую аудиторию) и авангард (произведения с неожиданными, радикально новыми идеями ихудожественными решениями).

4. По типу воспроизводящей среды: кино,видео, интернет, мобильные устройства и т. п.

5. По предназначению: развлекательная и образовательная анимации.

6. По целевой аудитории: для взрослых, для детей, для подростков, семейные.[4]

Но есть и другая точка зрения, изложенная Евгенией Голиковой-Пошкой. По её мнению, вне зависимости от техники создания картины, будь то традиционная рисованная анимация, необычная светотеневая или современная компьютерная анимация, режиссер-постановщик значительное внимание должен уделять идейному содержанию фильма, его тематике, и так определять видмультипликации. То есть каждая анимационная лента уникальна, и нельзя подобрать какую-то универсальную классификацию. Можно лишь по определенным критериямописать произведение таким образом, чтобы оно вписывалось в рамки классификации.

Далее исследователь выделяет критерии, на основании которых можно структурировать мультипликационные фильмы:

1. Жанр произведения

2.  Место создания, наделяющее мультфильм национально-характерными признаками их страны-создателя

3.  Характер творчества создателей[5]

Помимо деления анимации по техникам создания, стилям и направлениям, существует также классификация по способу функционирования. В данной классификации принято выделять два типа мультипликации: авторскую икоммерческую. Встречаются также и другие названия — художественная и коммерческая, высокая и низкая, массовая и фестивальная. Главное отличие первого типа анимации от второго в том, что некоммерческая анимация направлена на поиск новых выразительных форм и средств, разрыв шаблонов, а также на выражение творческой идеи её создателя, а коммерческая направлена на широкий круг зрителей и создается в первую очередь для привлечения прибыли.

Есть и более поэтичное обоснование обоих типов. Андрей Хржановский во время круглого стола, проведённого в рамках Санкт-Петербургского культурного форума, сказал следующее: «дело в том, что авторская анимация, как уже было сказано, это и есть лицо российского искусства, это прежде всего престиж нашей страны, престиж ее культуры. Авторская анимация — это поэзия, это высокая образность», а затем сравнил коммерческую анимацию с прозой, а точнее, с книгой «50 оттенков серого» Э.Л.Джеймс. Он также добавил, что проза окупается, приносит доход, а поэзия – нет.[6]

Во время V Международной научно-практической конференции, носившей название «Анимация как феномен культуры», проходившей 7-8 октября 2009 года, было дано следующее объяснение такой классификации: «коммерческая анимация довольствуется законами драматургии кино, а авторская — существует вне этих законов и часто, сосредотачиваясь на специфических особенностях движущегося образа, игнорирует литературную основу. Иными словами, все коммерческиеанимационные фильмы соответствуют законам кинодраматургии одинаково, а каждый авторский — нарушает их по-своему».[7]

Примечательно, что при этом авторская мультипликация может перейти в раздел коммерческой, что, например, произошло с лентой «Необыкновенное путешествие Серафимы». Как отмечает её создатель, Вадим Сотсков, полнометражный анимационный фильм был профинансирован Министерством культуры и хотя изначально не был рассчитан на широкого зрителя, он вызвал интерес у аудитории и с аншлагом прошел в кинотеатрах, доказав, что у авторского полнометражного кино есть шанс на успех в прокате.

Несмотря на это, в настоящее время в российской киноиндустрии преобладает коммерческая анимация, а полнометражных авторских проектов почти нет. Министерство культуры финансирует в основном только авторские короткометражки, тогда как полный метр тоже нуждается в поддержке, потому что именно такие фильмы смогли бы составить славу российской анимации на международных фестивалях и премиях. На сегодняшний день они там даже не представлены.[8]

Эти два типа большинством исследователей и выделяются в качестве основных, именно в этих двух направлениях и развивается современная анимация. Причём, это касается как отечественной, так и зарубежной мультипликации.

 

Специализированные площадки

Мультипликация, как жанр кино, имеет ряд специфических характеристик, но всё-таки считается жанром кино, а не отдельным видом искусства. Однако некоторые представители искусства опровергают это мнение. Так, например, Фёдор Хитрук, известный отечественный аниматор, отрицает кинематографическую природу анимации. Режиссер настаивает на том, что анимация – это отдельный самостоятельный вид искусства, который имеет свою историю и родословную, обладает только схожими с кинематографом чертами, но не присоединяется к нему.[16]Юрий Лотман в статье «О языке мультипликационных фильмов» говорит о том, что сходство кинематографов игрового и мультипликационного лишь в «единстве техники проката», а данное единство нельзя путать с единством «художественным».[17] Различие он видит в свойствах материала – фотографического (синонима точности) и изобразительного. Также он упоминает свойство анимации в оперировании знаками знаков: зритель видит изображение изображения.

Арт-критика – сфера деятельности, представляющая собой оценивание произведений искусства, безотносительно к периоду времени их создания и типу издания, а анимационные фильмы – произведение искусства, следовательно, они попадают в сферу арт-критики. Однако площадок, посвященных исключительно мультипликации, достаточно мало.

В интернете можно найти блоги, публикующие материалы только про мультипликацию, например, наиболее популярные блоги Павла Шведова «Анималайф.ру» и Дины Годер «Все, что движется» или же каналы наYouTube «Культас» (452 тыс. подписчиков), «Nickless» (420 тыс. подписчиков), «Itan» (313 тыс. подписчиков). Также есть специализированные телеканалы: «Карусель», «Дисней», «CartoonNetwork» и т.д. Встречаются тематические сайты, например, «Аниматор.ру», «Tlum», «Multov.net.» Однако среди всех площадок практически нет таких, которые писали бы исключительно об авторской мультипликации. Более того, на этих площадках крайне сложно найти хоть какие-то публикации об авторской мультипликации. Создаётся впечатление, что авторская мультипликация – нечто несуществующее, некое темное пятно в анимации, о котором не принято писать.

Тем не менее, в России проходит несколько анимационных фестивалей разного уровня – международные и всероссийские:

1. Большой фестиваль мультфильмов

2. Открытый Российский фестиваль анимационного кино в Суздале

3. Международный фестиваль анимационных фильмов "КРОК"

4. Фестиваль Российской анимации им. Бориса Дёжкина

5. Международный фестиваль авторской анимации под открытым небом «Бессонница»

6. Международный фестиваль анимационных искусств «Мультивидение»

7. Международный фестиваль детского анимационного кино «Аниматика»

Здесь об авторской мультипликации говорят, её показывают, её смотрят и оценивают. Однако за двери фестивалей она практически не выходит. Только у первого фестиваля в списке есть свой блог, посвящённый полностью авторской мультипликации. Во второйглаве мы рассмотрим его более подробно.

Примечательно, что с недавних пор в российских кинотеатрах идёт программа «Мульт в кино»— еженедельная подборка свежих российских мультфильмов. По словам Сергея Меринова, ситуация с анимацией сейчас обстоит лучше, чем даже десять лет назад. Но даже такую обстановку нельзя назвать отличной – выпускают, по большей части, коммерцию.[18]

В связи со спецификой предмета исследования нет возможности анализировать площадки, публикующие материалы только об авторской мультипликации, так как таких практически нет. Но у всех фестивалей был обнаружен список информационных партнёров – перечень средств массовой информации, публикующих материалы об авторской мультипликации. Сайты «Аниматор.ру» и «Multov.net» встречаются у большинства из них, поэтому их мы тоже рассмотрим более подробно во второй главе.

Также есть сайт ассоциации анимационного кино, где публикуются новости и интервью с людьми, задействованными в сфере мультипликации. На этом же сайте можно найти список СМИ, публикующих материалы об анимации как авторской, так и коммерческой.[19]

Во время поиска специализированных СМИ не было найдено ни одного профессионального печатного издания, посвященного мультипликации. Примечательно, что за рубежом такие издания имеются,например,одно под названием «Animationmagazine». В данном медиа публикуются новости как об авторской, так и коммерческой мультипликации.

 

 

ГЛАВА 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого исследования в соответствии с поставленной целью и указанными в ее рамках задачами были получены следующие выводы.

В настоящее время авторская мультипликация переживает не лучшие времена: большая часть внимания оказывается коммерческой мультипликации, что задвигает авторскую на задворки. Продукты авторской анимации можно найти только на закрытых площадках. В частности, на специализированных фестивалях, где о ней говорят, где проходит смотр лучших работ. Хотя кино начало свой путь именно с анимации.

В отечественных СМИ крайне проблематично найти площадки, посвященные полностью авторской мультипликации. Есть такие, которые посвящены мультипликации в целом или же только коммерческой её части, есть тематические блоги и каналы на YouTube, но крупных профессиональных СМИ в России просто нет.

До 2018 года существовало большее количество площадок, однако многие из них прекратили свою деятельность. Нам доподлинно не известно, с чем это может быть связано.

Авторская мультипликация представлена, как правило, короткометражными форматами, что не могло не повлиять на публикации о ней – все они довольно маленького объёма. Но основная их особенность заключается в том, что в такой небольшой формат вписывается очень содержательный, ёмкий текст.

Основными форматами публикаций выбирают обзоры, новостные заметки и интервью с людьми, находящихся в сфере анимации.

В России об авторской анимации пишет один и тот же круг людей, крайне редко можно встретить новые лица. Примечательно, что у всех них богатый словарный запас, все пишут профессионально, в серьёзном стиле. В прошлом году мы проводили исследование, посвященное коммерческой анимации, в ходе которого выяснили, что характер публикаций о коммерческой публикации несерьёзный, встречается много иронии, сарказма, уменьшительно-ласкательной лексики. В публикациях об авторской мультипликации такого замечено не было.

Таким образом, авторская мультипликация отличается от коммерческой содержанием и целью создания, что нашло своё отражение в российских СМИ: публикации об авторской мультипликации более серьезны, более искусны, но при этом их крайне мало. Спрос общества на них есть, но отечественные медиа его не могут удовлетворить. Несмотря на это, последние события демонстрируют, что российскую анимацию любят во всём мире, её ценят за рубежом, но в самой России о ней знает достаточно узкий круг лиц, за пределы которого она выходит крайне редко, если не сказать, что совсем не выходит.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авторская российская анимация рубежа веков в лицах[Лекция Л. Малюковой]. 26.06.2017 // YouTube-канал «ArsenalNCCA». URL: https://www.youtube.com/watch?v=IUrYXo00z10 (дата обращения: 05.04.2020)

2. Анимация и мультимедиа между традициями и инновациями: материалы V Международной научно-практической конференции «Анимация как феномен культуры». М., 2009. С. 65. Всего 65 страниц? Тогда 65 с.

3. Встреча с российскими мультипликаторами // Веб-сервер Кремля [официальный сайт]. События. 31.05.2017. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54644 (дата обращения:11.03.2020)

4. Голикова-Пошка Е. АНИМАЦИОННОЕ КИНО РОССИИ И БЕЛАРУСИ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ // Аниматор.ру, 2008. Даты нет? URL: http://www.animator.ru/articles/article.phtml?id=292 (дата обращения: 02.02.2020)

5. Данилов Р. Дина Годер о состоянии анимации в России и мире / [Интервью с Диной Годер] // LookAtMe. 14 ноября 2013. URL: http://www.lookatme.ru/mag/people/experience/197947-animation (дата обращения: 20.02.2020)

6. Капков С. Энциклопедия отечественной мультипликации. М.: Алгоритм, 2006. 838 с.

7. Ковалёв И. Наша анимация всегда была немного инфантильной // CINEMOTION. 2013. Сентябрь. URL: http://www.cinemotionlab.com/novosti/nasha_animaciya_vsegda_byla_nemnogo_infantilnoy (дата обращения: 12.02.2020)

8. Куркова Н. С. Анимационное кино и видео: азбука анимации: учебное пособие. Кемерово: КемГИК, 2016. С.9. Здесь должны быть указаны все страницы издания, как в пункте 9.

9. Лебедева В. Китайская CCTV купила права на показ «Маши и Медведя» // Коммерсантъ. Точка. 10.03.2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4283389 (дата обращения: 05.04.2020)

10.ЛинникА. MULT-TOV // Mulrov.Net, 04.10.2013. URL: https://multtov.net.ua/article/mult-tov.html (дата обращения: 31.03.2020)

11.Лотман Ю. Об искусстве. СПб: Искусство, 1998. С. 672? 

12.Малюкова Л. От детали к метафоре жизни. Российская анимация. Хроника метаморфоз // Сеанс. 20.08.2018 (20 августа 2018). URL: https://seance.ru/articles/ot-detali-k-metafore-zhizni/ (дата обращения: 15.03.2020)

13.Меринов С. Мультфильмы рисуют только фанатики / беседовала Елена Булова // Южные горизонты. 28 февраля 2020.Сделай единообразно (обычно пишут месяц URL: http://www.ugorizont.ru/2020/02/28/sergey-merinov-multfilmyi-risuyut-tolko-fanatiki/ (дата обращения: 01.06.2020)

14.Новые поколения просто так не приходят — что грозит авторской анимации? // Сеанс. 2019. НОМЕР?дата? URL: https://seance.ru/articles/animation-auteur/ (дата обращения: 10.03.2020)

15.О нас // «Mulrov.Net» [официальный сайт]. URL: https://multtov.net.ua/o-nas (дата обращения: 31.03.2020)

16.Партнёры // Ассоциация анимационного кино [официальный сайт]. URL: http://aakr.ru/partners/ (дата обращения: 01.03.2020)

17.Поддержка производства национальных фильмов для детской и семейной аудитории, а также уникальных авторских национальных анимационных фильмов в 2019 году// ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ [официальный сайт]. 18.11.2019. месяц словом URL: http://www.fond-kino.ru/projects/podderzka-proizvodstva-nacionalnyh-filmov-dla-detskoj-i-semejnoj-auditorii-a-takze-unikalnyh-avtorskih-nacionalnyh-animacionnyh-filmov-v-2019-godu/ (дата обращения: 10.02.2020)

18.Регламент международного анимационного фестиваля «Большой фестиваль мультфильмов» // Большой фестиваль мультфильмов [официальный сайт]. URL: https://www.multfest.ru/stat.php?id=476 (дата обращения: 23.03.2020)

19.Роспечать выделяет на социально значимые медийные проекты 470 миллионов // LENTA. ТОЧКА 21.04.2005. URL: https://lenta.ru/news/2005/04/21/fapmc/ (дата обращения: 30.03.2020)

20.Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т. 1. М.,: Искусство, 1958. С. 73-78.

21.Сотсков В. Государству нужны ориентиры при распределении поддержки на анимацию // ПрофиСинема. 29 января 2020. URL: https://www.proficinema.ru/interviews/detail.php?ID=293580 (дата обращения: 10.02.2020)

22.Токмашева М. Невеселая карусель: Почему нашей анимации далеко до Disney и Pixar? // КиноПоиск. 23.03.2017. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/2920054/ (дата обращения: 11.03.2020)

23.Ушаков С.. Анимация вне поля зрения. // Известия. 23.03.2018..URL: https://iz.ru/651263/sviatoslav-ushakov/animatciia-vne-polia-zreniia (дата обращения: 10.02.2020)

24.Хитрук Ф. Профессия — аниматор. М.: Гаятри, 2007. Т. 2. С.119.

25.Bordwell D., K. Thompson. Film Art: An Introduction.1979. MA. 8th edition, 2008. С.54-58

Список материалов

1. Годер Д. Анимационный топ года. Девятнадцать лучших: дюжина авторских короткометражек, пять студенческих фильмов и два полных метра // Большой фестиваль мультфильмов. 30.12.2019.URL: http://blog.multfest.ru/top2019 (дата обращения: 15.03.2020)

2. Годер Д. Загреб-Анси. Первый фестивальный блог. Субъективно о полных метрах // Большой фестиваль мультфильмов. 09.07.2019. URL: http://blog.multfest.ru/zagreb-annecy1 (дата обращения: 15.03.2020)

3. ИТОГИ XXI СУЗДАЛЬСКОГО ФЕСТИВАЛЯ АНИМАЦИИ // MultovNet. 27.03.2016. URL: https://multtov.net.ua/article/309_suzdal_21.html(дата обращения:16.03.2020)

4. Линник А. НОВИНКИ АВТОРСКОЙ АНИМАЦИИ ЗА ФЕВРАЛЬ 2020 ГОДА // MultovNet. 04.03.2020. URL: https://multtov.net.ua/article/novinki-avtorskoj-animatsii-za-fevral-2020.html (дата обращения:16.03.2020)

5. Лукиных Н. МИРОВАЯ АНИМАЦИЯ В ПОИСКАХ ВСЕЛЕНСКОЙ ГАРМОНИИ, ДУШЕВНОГО ПОКОЯ И ДЕНЕГ // Аниматор.ру.URL: http://www.animator.ru/articles/article.phtml?id=407 (дата обращения: 15.03.2020)

6. Муштакова Т. Территория любви // Аниматор.ру. 06.10.2017. URL адрес: http://screenstage.ru/?p=7443 (дата обращения: 15.03.2020)

 


[1]Ковалёв И. Наша анимация всегда была немного инфантильной // CINEMOTION, сентябрь 2013.URL: http://www.cinemotionlab.com/novosti/nasha_animaciya_vsegda_byla_nemnogo_infantilnoy (дата обращения: 12.02.2020)

[2]Данилов Р.Дина Годер о состоянии анимации в России и мире / [Интервью с Диной Годер] // LookAtMe. 14 ноября 2013. URL: http://www.lookatme.ru/mag/people/experience/197947-animation (дата обращения: 20.02.2020)

[3]Садуль Ж. Всеобщая история кино. М.,: Искусство, 1958. Т. 1, с. 73-78.

[4]Куркова Н. С. Анимационное кино и видео: азбука анимации: учебное пособие. Кемерово: КемГИК, 2016. С.9.

[5]Голикова-Пошка Е. АНИМАЦИОННОЕ КИНО РОССИИ И БЕЛАРУСИ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ // Аниматор.ру, 2008. URL:http://www.animator.ru/articles/article.phtml?id=292 (дата обращения: 02.02.2020)

[6]Новые поколения просто так не приходят — что грозит авторской анимации? // Сеанс. 2019. URL: https://seance.ru/articles/animation-auteur/ (дата обращения: 10.03.2020)

[7]Анимация и мультимедиа между традициями и инновациями: материалы V Международной научно-практической конференции «Анимация как феномен культуры». М., 2009. С. 65.

[8]Сотсков В. Государству нужны ориентиры при распределении поддержки на анимацию // ПрофиСинема, 29 января 2020. URL: https://www.proficinema.ru/interviews/detail.php?ID=293580 (дата обращения: 10.02.2020)

[9]Авторская российская анимация рубежа веков в лицах[Лекция Л. Малюковой]. 26.06.2017 // YouTube-канал «ArsenalNCCA». URL:https://www.youtube.com/watch?v=IUrYXo00z10 (дата обращения: 05.04.2020)

[10]Ушаков С.. Анимация вне поля зрения. // Известия, 23.03.2018. URL: https://iz.ru/651263/sviatoslav-ushakov/animatciia-vne-polia-zreniia (дата обращения: 10.02.2020)

[11]Токмашева М. Невеселая карусель: Почему нашей анимации далеко до Disney и Pixar? // КиноПоиск, 23.03.2017. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/2920054/ (дата обращения: 11.03.2020)

[12]Лебедева В. Китайская CCTV купила права на показ «Маши и Медведя» // Коммерсантъ, 10.03.2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4283389 (дата обращения: 05.04.2020)

[13]Встреча с российскими мультипликаторами // Веб-сервер Кремля[официальный сайт]. События. 31.05.2017. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54644 (дата обращения:11.03.2020)

[14]Поддержка производства национальных фильмов для детской и семейной аудитории, а также уникальных авторских национальных анимационных фильмов в 2019 году//ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ[официальный сайт].18.11.2019. URL: http://www.fond-kino.ru/projects/podderzka-proizvodstva-nacionalnyh-filmov-dla-detskoj-i-semejnoj-auditorii-a-takze-unikalnyh-avtorskih-nacionalnyh-animacionnyh-filmov-v-2019-godu/ (дата обращения: 10.02.2020)

[15]Малюкова Л.От детали к метафоре жизни. Российская анимация. Хроника метаморфоз // Сеанс, 20.08.2018. URL: https://seance.ru/articles/ot-detali-k-metafore-zhizni/ (дата обращения: 15.03.2020)

[16]Хитрук Ф. Профессия — аниматор. Т. 2. М.: Гаятри, 2007. С.119.

[17] Лотман Ю. Об искусстве. СПб: Искусство, 1998. С. 672 

[18] Меринов С. Мультфильмы рисуют только фанатики / беседовала Елена Булова // Южные горизонты. 28 февраля 2020. URL: http://www.ugorizont.ru/2020/02/28/sergey-merinov-multfilmyi-risuyut-tolko-fanatiki/ (дата обращения: 01.06.2020)

[19]Партнёры // Ассоциация анимационного кино [официальный сайт]. URL: http://aakr.ru/partners/ (дата обращения: 01.03.2020)

[20] Bordwell D., K. Thompson. Film Art: An Introduction.1979. MA. 8thedition, 2008. С.54-58

[21]Регламент международного анимационного фестиваля «Большой фестиваль мультфильмов» // Большой фестиваль мультфильмов[официальный сайт]. URL: https://www.multfest.ru/stat.php?id=476 (дата обращения: 23.03.2020)

[22]Капков С. Энциклопедия отечественной мультипликации. М.: Алгоритм, 2006. 838 с

 

[23]Роспечать выделяет на социально значимые медийные проекты 470 миллионов // LENTA, 21.04.2005. URL: https://lenta.ru/news/2005/04/21/fapmc/ (дата обращения: 30.03.2020)

[24]О нас // «Mulrov.Net» [официальный сайт]. URL: https://multtov.net.ua/o-nas (дата обращения: 31.03.2020)

[25]ЛинникА. MULT-TOV // Mulrov.Net, 04.10.2013. URL:https://multtov.net.ua/article/mult-tov.html (дата обращения: 31.03.2020)

АВТОРСКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ В

РОССИЙСКОЙ АРТ-КРИТИКЕ

 

Направление обучения: 42.03.02. Журналистика

 


Выполнил студент 3 курса
Кризьская Елизавета Сергеевна

Научный руководитель
кандидат фил.наук, доц. Власова Елена Георгиевна

 

«Допущено к защите»
Научный руководитель_________

Заведующий кафедрой_________

_____________ 2020

 

 

Пермь 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Мультипликационная критика в российских медиа: основные сферы и виды 7

1.1. Виды мультипликации 7

1.2. Медиапространство отечественной мультипликационной критики: основные сферы, площадки, подходы 10

Глава 2. Авторская мультипликация в оценке российской критики 19

2.1. Блог большого фестиваля мультфильмов: структура, авторы, контент и подходы 20

2.2. «Аниматор.ру»: структура, авторы, контент и подходы 27

2.3. «Multov.net»: структура, авторы, контент и подходы 33

Заключение 40

Список литературы 42

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Авторская анимация – это вид анимации, целью которого является отображение внутреннего мира режиссёра, его взгляда на жизнь. Предполагается, что именно авторская мультипликация очень показательна для страны, ей характерен малый хронометраж, в который закладывается глубокий смысл.

Российская авторская анимации признана во всем мире: номинация наОскар «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита, диплом за «Здравствуйте, родные» Александра Васильева на Международном фестивале анимационных фильмов «Крок». Однако в отечественном медиапространстве она представлена достаточно слабо. Главной сферой ее представления и рецензирования оказываются специализированные фестивали, за пределы которых авторское кино попадает редко.

Примечательно, что в России авторская анимация развита не так хорошо, как коммерческая. А сами эти понятия часто путают.

По мнению художника-постановщика, аниматора и режиссёра Игоря Ковалёва, в нашей стране пока не привыкли разделять авторскую анимацию и массовую. Изложенные типы мультипликации настолько различны, что и учить их созданию нужно совершенно по-разному: «у нас пока что это объединяется в одно, и когда начинается какой-то сериал или полный метр, продюсеры называют имена режиссеров, зарекомендовавших себя в авторском кино. Я считаю, что это все-таки большая разница».[1]

Дина Годер, программный директор Большого фестиваля мультфильмов, театральный критик и преподаватель, разделяет похожую точку зрения. По мнению журналиста, в России индустрия анимации находится только на стадии зарождения. В стране есть профессионалы своего дела, но механизм по производству качественных мультфильмов не налажен.[2] Такое положение в производстве анимации нашло своё отражение и в средствах массовой информации.

Во многом эта ситуация связана с отсутствием медиаресурсов для продвижения авторской анимации. Кроме того, как показало исследование, проведённое в прошлом году, в арт-критике отсутствуют качественные подходы к анализу мультипликационных фильмов. Этим обусловлены актуальность и проблема исследования.

Целью исследования является характеристика тематического и жанрового состава публикаций об авторском мультипликационном кино в российских СМИ.

Объектом данного исследования стала арт-критика как сфера журналистики, а предметом исследования – содержательные и жанрово-стилевые особенности публикаций об авторской мультипликации на специализированных площадках.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить основные сферы и жанры мультипликации

2.  Провести анализ медиапространства отечественной мультипликационной критики

3. Провести анализ материалов, публикующихся на специализированных площадках

Эмпирической базой исследования послужили материалы, опубликованные в блоге Большого фестиваля мультфильмов, на сайте «Аниматор.ру» и на сайте «Multov.net». Всего около … публикаций за период с … по … годы.. Первые две площадки можно считать специализирующимися на авторской мультипликации, третья же площадка посвящена анимации в целом.

Критерии анализа и методика были разработаны годом ранее в исследовании «Арт-критика о мультипликационных фильмах в Российских СМИ» на основании работ  Почему-то инициалы после фамилии…Бордуэлла Д., Давыдовой М., Мальчевской Е. и Сальниковой О.

Теоретической базой являются работы зарубежных и отечественных исследователей и искусствоведов в сфере искусства XX века, а также труды современных философов и теоретиков журналистики. Изучение мультипликации, истории её возникновения и различных классификаций представлена работами Ж. Садуля, Е. Голиковой-Пошкой, Н. Курковой, И.Ковалёва, В. Фоминой, Д. Годер, А. Хржановского. Медиапространство отечественной мультипликационной критики представлено работами Л. Малюковой, С. Ушакова, М. Токмашевой, Ф. Хитрук, Ю. Лотман и С. Капкова.

В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: описательный (ведущий метод), типологический, методы жанрового и стилистического анализа.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введение дается общая характеристика работы.

Первая глава «Мультипликационная критика в российских медиа: основные сферы и виды» представляет собой теоретическую часть, в которой мы рассматриваем краткую историю эволюции мультипликации, её основные виды, а также сферы распространения в медиа и подходы.

Вторая глава «Авторская мультипликация в оценке российской критики» представляет собой практическую часть, в которой проводим анализ площадок, а именно: блог Большого фестиваля мультфильмов, сайты «Аниматор.ру» и «Multov.net» и анализируем публикации об авторских мультфильмах, размещённых в обозначенных выше местах.

В заключении резюмируются общие положения исследования, подводятся итоги выполнения поставленных цели и задач.

 Раздел «Список источников» включает 25 источников и 6 материалов исследования (сформулируй точнее, кажется, что ты проанализировала 6 публикаци), то есть в общей сложности в него входит 31 позиция.

ГЛАВА 1

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННАЯ КРИТИКА В РОССИЙСКИХ МЕДИА: ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ И ВИДЫ

Хочется какое-то вступление к главе. Комментарий о перспективах этой работы или этой главы. Что-то вроде «Для того чтобы…, обратимся к …

Годом рождения мультипликации во всём мире принято считать 1892. С помощью специального прибора, который назывался праксиноскоп, Эмиль Рейно, его изобретатель и отец анимации, в музее Грэвен показал световые пантомимы. Конечно, с тех пор в сфере произошли значительные изменения, но некоторые технические приемы, используемые французским изобретателем в то время, пользуются популярностью и в наши дни. [3]

 

Виды мультипликации

Анимация претерпевала множественные изменения, появлялись новые приёмы и техники, становилось всё сложнее структурировать имеющиеся стили мультипликации. Однако на данном этапе развития анимации, по мнению исследователя Н.С.Курковой, можно выделить следующие ее классификации:

1. По технике создания. Сюда относитсярисованная иобъемная, выполненная в технике перекладки и игольчатого экрана, фотоколлаж и видеоколлаж, светотеневая, компьютерная двухмерная и трехмерная. В этой же категории находится мультипликация, при создании которой совместили несколько техник.

2. По использованию компьютерных программ: flash-анимация, перекладка в программе композитинга, 3D-анимация и др.

3. По разновидностям: традиционная (комедия, сказка, притча и т. п.) и экспериментальная (артхаус), мейнстрим (произведения, рассчитанные на массовую аудиторию) и авангард (произведения с неожиданными, радикально новыми идеями ихудожественными решениями).

4. По типу воспроизводящей среды: кино,видео, интернет, мобильные устройства и т. п.

5. По предназначению: развлекательная и образовательная анимации.

6. По целевой аудитории: для взрослых, для детей, для подростков, семейные.[4]

Но есть и другая точка зрения, изложенная Евгенией Голиковой-Пошкой. По её мнению, вне зависимости от техники создания картины, будь то традиционная рисованная анимация, необычная светотеневая или современная компьютерная анимация, режиссер-постановщик значительное внимание должен уделять идейному содержанию фильма, его тематике, и так определять видмультипликации. То есть каждая анимационная лента уникальна, и нельзя подобрать какую-то универсальную классификацию. Можно лишь по определенным критериямописать произведение таким образом, чтобы оно вписывалось в рамки классификации.

Далее исследователь выделяет критерии, на основании которых можно структурировать мультипликационные фильмы:

1. Жанр произведения

2.  Место создания, наделяющее мультфильм национально-характерными признаками их страны-создателя

3.  Характер творчества создателей[5]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.14 с.)