Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования



Констатирующий эксперимент проводился в соответствии с критериями, показателями и средствами измерения.

Методика «Наборщик»

Это тест — игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребёнку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.

Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово — околесица.

Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.

По каждому из названных признаков ребенок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:

Оригинальность слов: 2 — слова необычны, 1 — слова просты, 0 — бессмысленный набор слов (пример: колесо, колос; лес, лицо; околес, сиц).

Количество букв: 2 — наибольшее количество букв, названы все слова; 1 — использованы не все резервы; 0 — задание не выполнено.

Скорость придумывания: 2 — 2 минуты, 1- 5 минут. 0 — более 5 минут. Соответственно, высокий уровень — 6 баллов, средний — 5 — 4 балла, низкий — 3-1балл.

Диагностические данные, полученные в ходе первого констатирующего эксперимента, представлены в таблицах и диаграммах 1, 2, 3.

Таблица 1. Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по когнитивному критерию (первый констатирующий эксперимент)

Уровни / Класс Высокий Средний Низкий
Экспериментальный 20% 40% 40%
Контрольной 20% 40% 40%


Методика «Составь рассказ о несуществующем животном»

Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут.

Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.

8-10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.

5-7 баллов — ребенок придумал нечто новое, что в целом оно не является новым и несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.

0-4 балла — ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.

Таблица 2. Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по мотивационно-потребностному критерию (первый констатирующий эксперимент)

Уровни / Класс Высокий Средний Низкий
Экспериментальный 20% 60% 20%
Контрольной 40% 60%

Методика «Три слова»

Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.

Слова для работы: береза, медведь, охотник.

Оценка результатов:

5 баллов — остроумная, оригинальная фраза (пример: медведь с березы наблюдал за охотником);

4 балла — правильное логическое сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова (охотник спрятался за березу, ждал медведя);

3 балла — банальная фраза (охотник выстрелил в медведя, попал в березу); 2 балла — логическую связь имеют только два слова (в лесу росли березы, в лесу охотник убил медведя); 1 балл — бессмысленное сочетание слов (белая береза, веселый охотник, косолапый медведь).

Вывод об уровне развития: 5-4 балла — высокий; 3 — средний; 2-1 — низкий

Таблица 3. Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по деятельностному критерию (первый констатирующий эксперимент)

Уровни / Класс Высокий Средний Низкий
Экспериментальный 0 80% 20%
Контрольной 20% 60% 20%

Уровень развития мыслительных операций у учащихся контрольной группы на начальном этапе эксперимента.

Через неделю, я решила проверить эффективность системы работы по развитию творческих способностей на уроках естествознания.

Задачи контрольного исследования:

  • Выявить результаты проделанной работы;
  • Проследить динамику уровня развития творческих способностей учащихся в данном классе.

Я использовала те же методики, что и на этапе констатирующего среза, только изменяя смысл задания:

Методика «Наборщик»

Это тест — игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребенку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.

Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово — листопадничек.

Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.

По каждому из названных признаков ребенок может получить от 2 до 0

баллов в соответствии с критериями:

Оригинальность слов: 2- слова необычны, 1 — слова просты, 0 — бессмысленный набор слов (пример: стоп, дни; лис, личико; дич).

Количество букв: 2 — наибольшее количество букв, названы все слова; 1 — использованы не все резервы; 0 — задание не выполнено.

Скорость придумывания: 2 -2 минуты, 1-5 минут. 0 — более 5 минут. Соответственно, высокий уровень — 6 баллов, средний -5-4 балла, низкий — 3-1балл.

Методика «Составь рассказ о несуществующей птице» Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастической птице, то есть о такой, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.

8-10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.

5-7 баллов — ребенок придумал нечто новое, что в целом оно не является новым и несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.

0-4 балла — ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.

Методика «Три слова»

Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.

Слова для работы: цветок, поле, девочка.

Оценка результатов:

5 баллов — остроумная, оригинальная фраза;

4 балла — правильное логическое сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова;

3 балла — банальная фраза;

2 балла — логическую связь имеют только два слова;

1 балл — бессмысленное сочетание слов.

Вывод об уровне развития: 5-4 балла — высокий; 3 — средний; 2-1 – низкий.

Полученные в ходе второго констатирующего эксперимента данные, представлены в таблицах и диаграммах 4, 5, 6.

Таблица 4. Распределение учащихся контрольного и экспериментального классов по уровню сформированности творческих способностей (второй констатирующий эксперимент)

Критерии Когнитивный Мотивационно-потребностный Деятельностный
Уровни / Класс В С Н
Экспериментальный 40% 60 % 0
Контрольный 20% 60% 20%

Таблица 5. Распределение учащихся контрольного класса по уровню сформированности творческих способностей (первый и второй констатирующий эксперимент)

Критерии Когнитивный Мотивационно-потребностный Деятельностный
Уровень Эксперимент В С Н
I 20% 40% 40%
II 20% 60% 20%

Таблица 6. Распределение учащихся экспериментального класса по уровню сформированности творческих способностей (первый и второй констатирующий эксперимент)

Критерии Когнитивный Мотивационно-потребностный Деятельностный
Уровень В С Н
I 20% 40% 40%
II 40% 60 % 0

Анализ результатов второго констатирующего эксперимента в контрольном и экспериментальном классе показал, что уровень развития творческих способностей младших школьников в контрольном классе, где формирующий эксперимент не проводился, остался прежним. В экспериментальном классе показаны более высокие результаты:

Низкий уровень развития творческих способностей в экспериментальном классе не выявлен ни по одному критерию, в то время как в контрольном он составил от 20 до 40% по различным критериям.

У учащихся экспериментального класса в целом уровень развития творческих способностей значительно выше, чем у учащихся контрольного класса.

Данные второго констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что в уровне развития творческих способностей учащихся экспериментального класса произошли существенные изменения, обусловленные проводимым в классе формирующим экспериментом.

Таким образом, анализируя таблицы, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа является эффективной. В течение двух недель в экспериментальном классе, где работа проводилась ежедневно и в системе, число учащихся с высоким уровнем развития творческих способностей увеличилось.

В контрольном же классе, где работа проводилась от случая к случаю, уровень развития творческих способностей остался без изменения.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы о том, что развитие творческих способностей младших школьников будет проходить более успешно, если разработать и претворить в жизнь комплекс творческих заданий и упражнений на уроках естествознания, направленных на развитие литературного творчества школьников.

2.3. Методические рекомендации

Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.

Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его — в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.

При таком подходе организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.

Таким образом, под личностно-деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся и педагога.

Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности.

Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).

Очевидно, в процессе обучения творчеству педагогу приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия.

Это требует от учителя гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, тогда как ни один из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичь цели. Такой метод называется ситуационным или творческим.

Система творческих заданий предполагает также применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности.

Таким образом, системы методов организации творческой деятельности учителя и учащихся ориентированны на единую цель и взаимно дополняют друг друга.

В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя:

  • Умение поставить учебно-познавательные проблемы;
  • Стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
  • Поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.

Все это предполагает умение создавать атмосферу творчества на занятиях.

Атмосфера творчества создается путем:

1) Выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность (Я = Я).

При первой встрече с первоклассниками необходимо организовать беседу о нормах общения, в ходе которой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимо контролировать в рамках формулы Я = Я.

Продолжить эту работу во втором и третьем классе можно с помощью решения творческих заданий на понимание друг друга «с полуслова», разработки правил невербального общения и составления памятки «Нормы общения». А в четвертом классе в разделе «Качества творческой личности» предложить задания, содержащие противоречия в поступках человека и проанализировать их влияние на взаимоотношения между людьми.

2) Выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию (я — Я).

При выполнении серии заданий на познание объектов с помощью анализаторов показать несовершенство органов чувств человека, его воображения, мышления и способности к творчеству. Опытным путем учащиеся должны прийти к выводу, что для осуществления творческой деятельности необходимо самосовершенствования.

3)Создание ситуации успеха.

Заключение

Младший школьный возраст отличается вступлением в учебную деятельность. Психологической стороной учебной деятельности является процесс усвоения детьми знаний разного содержания и разной степени сложности, а также сам процесс усвоения способов использования этих знаний. Процесс усвоения знаний детьми не сводится к запоминанию отдельных фактов, он связан со слиянием общественного опыта с личным, нахождением в каждом новом факте частички субъективного и практического. Таким образом, в процессе обучения происходит постоянное обогащение собственного опыта.

Сам факт вступления в процесс обучения стимулирует мотивационно-потребностную сферу ребенка, опредмечивает многие потребности и в конечном итоге образует устойчивые мотивы. В процессе обучения ребенок начинает видеть в новом свете свой настоящий, прошлый и будущий мир, вся его жизнь окрашивается влиянием новой значимой деятельности – деятельности познавательного обучения. Она становится ведущей и, следуя классическому тезису Д.Б. Эльконина, что ведущая деятельность определяет все остальные возрастные виды деятельности, что они формируются и дифференцируются в ней, правомерно говорить о том, что творческое мышление попадает под эгиду учебного процесса. Творческое мышление обогащается за счет постоянно расширяющейся сферы умений и навыков, ребенок постепенно начинает оперировать по-новому с привычными предметами, включать их в новые связи. Кроме того, творческое мышление через учебную деятельность обогащается в плане активизации интеллектуальных и умственных сил. Учеба требует от ребенка постоянной активности, и умственную активность детей приходится стимулировать извне, что приводит к быстрому развитию их умственных способностей: развивается наблюдательность, активируются воображение, внимание, память, формируются устойчивые волевые качества личности. Этот набор качеств и свойств является основой творческого мышления – оно характеризуется активностью, правда, несколько спонтанной и бессистемной, довольно стойкой системой связей между психическими процессами (особенно между памятью, вниманием и мышлением), во многом опирается на воображение, основывается на познавательной мотивации. Содержанием творческой деятельности на данном этапе служит учебный материал и повседневная жизнь ребенка, увиденная им в процессе учебы в ином свете. Дети впервые раскрываются в творческом процессе: они без страха решают творческие задачи, оригинально подходят к своей домашней жизни, легко переносят знания из одной области в другую, занимаются образным и предметным моделированием. Творческое мышление получает мощный толчок в операциональном и предметно-содержательном аспектах. Развитию творческого мышления способствует также постепенная интериоризация средств учебной деятельности, т.е. по мере продвижения учебного процесса ребенок перестает центрировать все свое внимание и все усилия вокруг письма, чтения, предметного счета. Эти операции становятся повседневными и «погружаются» внутрь психики, что дает им возможность оперировать абстрактными понятиями. Поэтому к окончанию первого класса дети используют ранее выученное и переведенное в сферу навыков как средство для решения более сложных задач. Образуется внутренний план действий, являющийся мощным двигателем творческого мышления, т.к. психические процессы после «свертывания» и «погружения» лучше связываются, легче функционируют. Внимание и восприятие подчиняются мышлению, память за счет расширения кругозора и развития мышления структурируется. Учеба подвигает психические процессы к произвольности, а развитие волевой сферы еще более способствует этому. Исходя из этого можно заключить, что в младшем школьном возрасте творческое мышление приобретает внутреннюю связь между процессуальным компонентом и личностно-регулятивной частью, чему способствует и возрастающая самостоятельность детей.

Систематическое проведение занятий, использование алгоритмических методов на уроках естествознания позволит расширить возможности детей в преобразовании объектов, добиться преобразования идей, различных операций.

Решение познавательных задач на уроках естествознания помогают привить интерес к предмету, развить интеллектуальные способности младшего школьника.

Список используемой литературы

1. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. — М.: Академия, 2000.

2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2000.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С- Пб.: Союз, 1997. – 93с.

4. Гафитулин М. С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 1990. – 428 с.

5. Гин С. И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. — Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000. – 860 с.

6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: 1972. – 560 с.

7. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985. – 192 с.

8. Зеньковский В. В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.

9. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 56 Словарь по педагогике Предназначен для учащихся, студентов, аспирантов,учителей и преподавателей вузов Москва — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.

10. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. И. Дика, А.В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2000.

11. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. – 120 с.

13. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 1997. 32

14. ЛернерИ.Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.

15. Лук А. Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1988. – 126 с.

16. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1991.

17. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.

18. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2000.

19. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: 1993. – 1160 с.

20. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с.

21. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л. В. Трубайчук. — М.: Изд. дом «Восток», 2001. – 81 с.

22. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

23. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка (трёхтомник) / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1938. —. — 688 с.

24. Ушачев В. П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. – Магнитогорск: 1991. – 287 с.

25. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 432 с.

26. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

27. Чудинова, Е. В. Естествознание: методич. пособие по экспериментальному курсу/ Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева — М.: Интор, 1996. — 51 с.

28. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

29. Якобсон П. М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П. М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.045 с.)